Анализ стихи похвальные россии тредиаковский

Обновлено: 22.11.2024

Начну на флейте стихи печальны,
Зря на Россию чрез страны дальны:
Ибо все днесь мне ее доброты
Мыслить умом есть много охоты.

Россия мати! свет мой безмерный!
Позволь то, чадо прошу твой верный,
Ах, как сидишь ты на троне красно!
Небо российску ты солнце ясно!

Красят иных всех златые скиптры,
И драгоценна порфира, митры;
Ты собой скипетр твой украсила,
И лицем светлым венец почтила.

О благородстве твоем высоком
Кто бы не ведал в свете широком?
Прямое сама вся благородство:
Божие ты, ей! светло изводство.

В тебе вся вера благочестивым,
К тебе примесу нет нечестивым;
В тебе не будет веры двойныя,
К тебе не смеют приступить злые.

Твои все люди суть православны
И храбростию повсюду славны;
Чада достойны таковой мати,
Везде готовы за тебя стати.

Чем ты, Россия, не изобильна?
Где ты, Россия, не была сильна?
Сокровище всех добр ты едина,
Всегда богата, славе причина.

Коль в тебе звезды все здравьем блещут!
И россияне коль громко плещут:
Виват Россия! виват драгая!
Виват надежда! виват благая.

Скончу на флейте стихи печальны,
Зря на Россию чрез страны дальны:
Сто мне языков надобно б было
Прославить всё то, что в тебе мило!

Анализ стихотворения В. К. Тредиаковского «Стихи похвальные России»

Стихотворение «Стихи похвальные России» принадлежит к жанру гражданской лирики. Написанное более трехсот лет назад произведение сегодня актуально, как никогда: оно отражает истинный патриотизм автора и его восторженное приятие славной истории Отечества.

Основной поэтический образ – родная страна, которую лирический герой, ассоциированный с автором, вспоминает, как видно из текста, на чужбине. Адресат произведения – собирательный, это весь российский народ. Средства художественной выразительности являются особыми приемами, позволяющими добиться необходимого автору эмоционального восприятия, и они таковы:

  • инверсия – «стихи печальны», «свет мой безмерный», «солнце ясно», «лицем светлым», «о благородстве твоем высоком», «в свете широком», «славе причина» – она является неотъемлемым качеством поэтических произведений такого рода, поскольку придает изложению особую торжественность;
  • старославянизмы – «днесь (ныне, сегодня)», «мати (мать)», «доброты (замечательные качества, преимущества)», «чадо» – «дитя (сын)», «златые (золотые)», «здравье» – здоровье (в контексте речи – «сила и слава», «драгая (дорогая)»;
  • риторические восклицания – «Россия мати!», «свет мой безмерный!», «сидишь … красно (величественно, правомерно)!», «ты солнце!», «сто языков надобно б было!» – отражающие искренность и волнение автора;
  • риторические вопросы – «кто бы не ведал (кто не знает)?», «Чем ты …не изобильна?», «Где ты не … сильна?» – отталкиваясь от обратного утверждения, автор еще более усиливает производимое на читателя впечатление;
  • лексический повтор – «в тебе … вера, к тебе примесу нет; в тебе не будет веры двойныя, к тебе не смеют приступить …» – позволяет выделить образ России;
  • обращение – «Россия», к этой же категории можно отнести обращения-перифразы – «драгая», «благая», «надежда»;
  • антонимы – «начну – скончу (закончу)»;
  • гипербола – «сто языков … надобно»;
  • сравнение – «ты солнце».

Необычные ударения и употребление отдельных морфем являются знаком времени. Ряд оборотов требует пояснения: «зря» – «смотря», «порфира» – «царское облачение», «митра» – «головной убор заслуженных священников», «виват» – устаревшее книжное восклицание-пожелание «да здравствует, ура». Стихотворение производит неизгладимое впечатление – его и сегодня можно взять в качестве текста для гимна великой страны, какой является Россия.

Читайте также: