Анализ стиха я убит подо ржевом
Обновлено: 04.11.2024
Стихотворение Александра Твардовского «Я убит подо Ржевом» – стихотворение о войне, написанное под впечатлением реального случая. В стихотворении отражена личная история лирического героя, которая перерастает в историю целой страны во время войны. Предлагаем облегчить подготовку к уроку в 11 классе, используя краткий анализ «Я убит подо Ржевом» по плану.
Краткий анализ
История создания – произведение было написано спустя год после окончания Великой Отечественной войны – в 1946 г.
Тема стихотворения – тема исторической памяти, умение жертвовать собой ради счастья следующих поколений.
Композиция – Стихотворение А. Твардовского – монолог лирического героя, в котором можно выделить воспоминания о собственной гибели и обращение к живым соотечественникам. Формальная его организация – 42 катрена.
Жанр – послание.
Стихотворный размер – двустопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «Фронт горел», «машины воздух рвут на шоссе», «нашим прахом по праву овладел чернозем».
Эпитеты – «родимая отчизна», «безымянное болото».
Сравнения – «фронт горел, не стихая, как на теле рубец».
Олицетворения – «корни слепые ищут корма во тьме», «ходит рожь на холме».
История создания
Военная литература часто была продиктована писателям самыми кровавыми событиями и реальными человеческими историями. Не исключение и анализируемое стихотворение. Историю его создания поведал сам автор в специальной заметке, опубликованной в 1969 г.
В конце лета 1942 под Ржевом вспыхнул бой, очевидцы сравнивали его с адом. В это время в госпитале А. Твардовский увидел Василия Бросалова – бойца, которого тяжело ранили в упомянутом сражении. Он находился между жизнью и смертью, когда же на короткое время приходил в чувство, рассказывал о немецко-русском столкновении. Матери Бросалова отправили похоронку, но мужчине удалось выжить.
Анализируемое стихотворение было создано в 1946 году. Несмотря на то, что прототип лирического героя выжил, стихотворение написано от имени погибшего солдата.
Темой произведения автор выбрал тему долга перед Родиной и вечной памяти о тех, кто отдал жизнь за счастливое будущее народа. Главная проблема подсказывает, что стихотворение относится к национально-патриотической лирике. Впрочем, в нём можно выделить и философскую составляющую. Автор подчёркивает, что земная жизнь – это лишь этап на пути к вечному бытию. Ушедшие в мир иной всегда находятся рядом с живыми, поддерживая их и направляя на истинный путь.
Проблема стихотворения раскрывается в пламенных речах лирического героя. В первых строчках солдат рассказывает об обстоятельствах своей гибели. Он говорит, что был убит на « безымянном болоте », намекая, что понимает: его тело здесь не найдут. Это подтверждают и следующие строчки: «И во всём этом мире до конца его дней — ни петлички, ни лычки с гимнастерки моей» . Смерть настигла героя неожиданно, он даже не услышал взрыва и не почувствовал боли.
Далее оказывается, что тленное только тело, душа же остаётся на родной земле. Она всюду следует за сослуживцами, напоминая им о долге перед Отечеством. Душа мёртвого товарища пытается подбодрить солдат, чтобы те не сдавались. Она желает тем, кто остались на земле, быть счастливыми.
В какой-то момент погибший боец обращается к живым от имени всех, кто теперь не с ними. Погибшие хотят знать, что « врага обратили назад ». В последних строках лирический герой обращается ко всем соотечественникам с завещанием, в котором раскрывает высшие жизненные ценности.
Композиция
Стих по смыслу можно разделить на две части, которые, однако, не идут одна за другой, а чередуются, тесно переплетаясь между собой. В одной из частей лирический герой рассказывает, как он погиб и где его похоронили. Вторая часть – послание сослуживцам и соотечественникам, которое призывает защищать Родину и быть счастливыми в новой жизни.
Формально произведение состоит из 42 катренов (четверостиший). Строфы логической цепочкой раскрывают заявленные темы.
Жанр стихотворения – послание, так как его основу составляет обращение к другим людям. Есть в стихотворении и элементы сюжетной лирики – рассказ героя о гибели и освобождении территорий от захватчиков. Стихотворный размер – двустопный анапест. А. Твардовский использует перекрестную рифмовку АВАВ, мужские и женские рифмы.
Средства выразительности
В тексте произведения автор использует средства выразительности. Это основные инструменты для раскрытия темы и реализации идеи. Также при помощи них создаётся образ лирического героя, воспроизводятся его чувства и эмоции.
Ключевую роль играет метафора: «машины воздух рвут на шоссе», «нашим прахом по праву овладел чернозем », «нас, что вечности преданы» . Эпитеты придают раздумьям целостность, а чувствам и эмоциям – выразительность: «родимая отчизна» , «безымянное болото», «суровая борьба».
Ту же роль играют и олицетворения–: «корни слепые ищут корма во тьме» , «ходит рожь на холме».
Языковые средства, использованные в тексте, отличаются оригинальностью, помогают передать настроение лирического героя и атмосферу стихотворения в общем. В некоторых строфах эмоциональный фон создаётся при помощи аллитерации например, согласных «ш», «ч», «с»: «Наши очи померкли, пламень сердца погас» .
Читайте также: