Анализ стиха во всем мне хочется дойти
Обновлено: 04.11.2024
Бориса Леонидовича Пастернака многие считают «банальным» поэтом, чьё творчество удивительным образом дошло до наших дней. Но с этим можно поспорить! Его творческое наследие является достоянием русской литературы 20 века. Его произведения читают и перечитывают, но не по указке учителя, а просто так, для себя. Его стихи глубоки, хотя на первый взгляд они просты и незатейливы. Многомудрый Литрекон проанализировал стихотворение Бориса Леонидовича «Во всём мне хочется дойти…» по плану и представляет Вам его разбор.
История создания
Стихотворение «Во всём мне хочется дойти…» было написано в 1956 году. Оно вошло в сборник «Когда разгуляется», который вышел уже после смерти автора, в 1961 году.
После окончания войны начались непростые времена для Пастернака как для писателя. Его творчество называли аполитичным, безыдейным. Сборник стихов «Избранное», который был недавно напечатан, уничтожили, не дав ему увидеть свет. Это действо было связанно с кампанией против космополитизма, начавшейся в 1948 году.
«Думаю, дар огромен, ибо сущность, огромная, доходит целиком. Дар, очевидно, в уровень сущности, редчайший случай, чудо…» (М. И. Цветаева о Б. Л. Пастернаке)
Жанр, направление, размер
Стихотворение «Во всём мне хочется дойти…» однозначно относится к философской лирике. Всё произведение – это цепочка рассуждений автора о творчестве, о жизни. Творчество Пастернака можно охарактеризовать как особо философичное, глубокое.
Борису Леонидовичу выпало пережить две страшные войны, революции, терроры, угнетения со стороны правительства, но даже после этих тягот, ужасов поэт не перестал тонко, чутко реагировать на красоты, дивности мира.
Данное стихотворение некоторые литературоведы относят к такому направлению как соцреализм. По мнению И. В. Сталина, «писатель – инженер человеческих душ», то есть своими произведениями он должен влиять на общество, на его восприятие жизни. «Во всём мне хочется дойти до самой сути» чётко, конкретно выражает главную идею правительства того времени насчет народа! Каждая отдельная личность должна «дойти до самой сути в работе, в поисках пути…», чтобы поднять страну, чтобы улучшить жизнь.
Сам же Борис Леонидович, его творчество, стоит на границе между символизмом и футуризмом. Символистских черт в стихотворении не наблюдается, хотя в нём можно обнаружить некоторые символы, которые были употреблены поэтом специально или же случайным образом, что мало вероятно. К футуризму произведение тоже не отнести, так как одной из главных его черт является антиэстетизм, то есть отрицание искусства, как чего-то прекрасного, чего мы не наблюдаем в данном случае.
Размер стихотворения «Во всём мне хочется дойти…» – чередование четырёхстопного и двустопного ямбов. Рифмовка перекрёстная с чередованием мужской и женской рифмы.
Композиция
Стихотворение «Во всём мне хочется дойти…» состоит из 10 строф. Композиция его последовательная. Всё произведение можно разделить на 4 смысловые части.
- 1 часть – это первые 3-и строфы. Эта часть является концентратом основной идеи произведения. Она состоит из лаконичных, ёмких фраз, указывающих на стремление поэта.
- 2-я часть – следующие 3-и строфы. Данная часть начинается с междометия «О», что передает особые, возвышенные чувства автора, его настрой. В этой части поэт будто мечтает, думает о том, что бы он совершил, будь у него способность, навык «во всём доходить до самой сути».
- 3-я часть – последующие 3-и строфы. В этих четверостишиях поэт пишет о творчестве, о поэзии как о некоем чудесном саде, который он бы развивал, заботился о нём, будь у него это чудесное насаждение. Дальше автор пишет о стихах, которым бы он подарил «дыханье роз, дыханье мяты…», то есть поэзия здесь – это что-то невидимое, но очень ощутимое, некая атмосфера, обволакивающая читателя.
- 4-я часть – последняя строфа. Она является заключением, выводом из всего вышенаписанного.
Образы и символы
Лирическим героем произведения «Во всём мне хочется дойти…» является страстный человек, жизнелюбец, философ. Он – это сам автор, от лица которого ведётся повествование, рассуждение.
Первые три строфы отличаются чёткостью и конкретностью. После их прочтения как такового образа в воображении не складывается, но фразы «до самой сути», «до сущности», «до причин», «до оснований», «до корней», «до сердцевины», «всё время схватывая нить» рисуют в подсознании прообраз истины, подталкивают читателя к пониманию и осознанию всего написанного.
Далее поэт пишет:
«Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.»
Почему именно восемь строк? Цифра 8 – это перевёрнутый знак бесконечности, это символ счастья, возобновления, символ гармонии. Для поэта 8 – это идеальное количество строк, в которые можно вместить суждения о страсти, любви, написать «о беззакониях, о грехах, бегах, погонях, нечаянностях впопыхах, локтях, ладонях…»
3-ю часть произведения можно назвать самой поэтичной. Автором создан образ цветущего, благоухающего сада. Сад – это образ идеального мира, а также символ души. Поэт пишет, что он бы «разбивал стихи, как сад», то есть создал бы идеальный мир в своих стихах, своими стихами, «в стихи б я внёс дыханье роз, дыханье мяты», то есть стихи в данной строфе становятся уже более чем организованной художественной речью, они становятся обладателями притягательной силы, аромата, манящего, не отпускающего. В следующей строфе поэт сравнивает своё деяние с деянием Шопена, который, по словам Пастернака, «вложил живое чудо…в свои этюды».
Последняя строфа построена на сравнении всего этого «торжества игры и муки» с «натянутой тетивой тугого лука». Лук со стрелами является символов силы, символом мироздания, ограниченного от хаоса. То есть можно предположить, что способность во всём доходить до самой сути – это спасение от войн, различных разногласий, возможность жить полной, богатой жизнью, не опасаясь гонений и терроров.
Темы, проблемы, настроение
Пастернак – это поэт-философ, который никогда не отступал от размышлений на вечные темы, которые на протяжении многих времён успели окаменеть, стать проблемами, к которым с разных сторон часто подходили и подходят различные люди искусства, учёные. Эти проблемы многие пытаются объяснить, разъяснить, разгадать, «разбить». В данном стихотворении мы видим проблему умеренности, экономии своих сил. Автор отрицает принцип золотой середины, утверждая превосходства крайности, порыва, страсти. Своему призванию нужно отдаваться целиком.
Настроение стихотворения «Во всём мне хочется дойти…» можно назвать как возбуждённо-спокойное. Эти два абсолютно противоположных определения очень точно передают колорит произведения.
Основная идея
Первая и последняя строфы являются золотой осью стихотворения.
«Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.»
Данное четверостишие является теоремой.
«Достигнутого торжества
Игра и мука —
Натянутая тетива
Тугого лука.»
Это четверостишие-равенство, которое является выводом, сделанным из развёрнутого доказательства, описанного в предыдущих строфах. В этом выражается смысл стихотворения «Во всём мне хочется дойти…».
Средства выразительности
Тропы в стихотворении «Во всём мне хочется дойти…» перечислены в списке:
- Сравнения: «я б разбивал стихи, как сад».
- Метафоры: «сердечная смута», «протёкшие дни», «дойти до сути», «до сущности», «до оснований», «до костей», «до сердцевины», «нить судеб, событий», «цвели гуськом, в затылок», «дыханье роз, дыханье мяты», «живое чудо».
- Гипербола: «всей дрожью жилок цвели бы липы в них подряд».
- Анафора:
«Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.»
Читайте также: