Анализ стиха вечер как сажа
Обновлено: 22.11.2024
Точное время написания стихотворения «Вечер, как сажа» не известно. Литературоведы считают, что оно было создано в промежутке с 1914 по 1916 год. Сергей Александрович тогда только восходил на литературный Олимп. В 1916 году молодой поэт познакомился с Блоком, которому очень понравилось творчество парнишки из глубинки. Уже в 1916 г. вышел первый сборник С. Есенина «Радуница». Стихотворение «Вечер, как сажа…» впервые его опубликовали лишь спустя четыре десятка лет – в 1955 году в журнале «Нева».
Анализируемое произведение относится к пейзажной лирике. Тем не менее, Сергей Александрович мастерски вплёл в неё картины быта. Тема – тихий темный вечер, идиллическая картина матери и ребёнка. Сергей Александрович показывает, что даже самый темный вечер может быть уютным, если в доме царит атмосфера любви.
Стихотворение начинается пейзажной зарисовкой темного вечера. На него поэт будто смотрит из окна. Он сравнивает вечер с сажей. Далее он говорит о белой пряже, видимо, подразумевая под этой метафорой лунный свет. Далее Сергей Александрович плавно перемещается в избу. Сначала он описывает гасницу, то есть керосиновую лампу без стекла. Поэт останавливает взгляд на пляшущих на стене тенях. Не удивительно, что именно эта деталь интерьера первая привлекает внимание автора: огонёк – первое, что бросится в глаза в тёмной комнате.
Тишину в доме нарушает стук плетня в окна. Но от этого в комнате ещё уютнее. Она кажется безопасным и тихим местечком. С.А. Есенин ещё раз смотрит на вечер за окном, и видит, как «черная гать» липнет к окошку. После этого он рассказывает о том, как мать убаюкивает «девочку-крошку». Материнскую сонную песню автор называет тропарем, намекая на то, что есть в ней что-то святое.
Стихотворение С.А. Есенина «Вечер, как сажа…» состоит из четырех катренов с перекрестной рифмовкой. Строки написаны одностопным дактилем. Такой стихотворный размер придает произведению размеренности. По смыслу оно делится на три части: лаконичная пейзажная зарисовка темного вечера; описание отдельных деталей интерьера; рассказ о матери с дочерью. Между этими частями Сергей Александрович сохраняет плавный переход.
Инструментом для создания пейзажной зарисовки, раскрытия темы и реализации идеи являются художественные средства. В тексте преобладают метафоры: «вечер… льется в окно», «пряжа ткет полотно», «пляшет гасница, прыгает тень», «липнет к окошку черная гать». Также в стихотворении есть эпитеты («белая пряжа», «старый плетень», «черная гать», «сонный тропарь»), сравнение («вечер, как сажа»), обращение («соя рыбка»). Привлекают внимание диалектизм «гасница» и слово из воровского сленга «гутарить». Последнее не кажется грубым, наоборот, воспринимается, как нежное, шутливое.
Многие предложения построены на инверсии: «пляшет гасница, прыгает тень»; «липнет к окошку черная гать», «девочку-крошку байкает мать». Интонация произведения спокойная, что соответствует его общей атмосфере.
Читайте также: