Анализ стиха в тюрьме бальмонт

Обновлено: 22.11.2024

Мы лежим на холодном и грязном полу,
Присужденные к вечной тюрьме.
И упорно и долго глядим в полумглу:
Ничего, ничего в этой тьме!

Только зыбкие отсветы бледных лампад
С потолка устремляются вниз.
Только длинные шаткие тени дрожат,
Протянулись – качнулись – слились.

Позабыты своими друзьями, в стране,
Где лишь варвары, звери да ночь,
Мы забыли о солнце, звездах и луне,
И никто нам не может помочь.

Нас томительно стиснули стены тюрьмы,
Нас железное давит кольцо,
И как духи чумы, как рождения тьмы,
Мы не видим друг друга в лицо!

Дата создания: 1899 г.

Анализ стихотворения Бальмонта «В тюрьме»

Стихотворение «В тюрьме» относится к периоду творческого расцвета Константина Дмитриевича Бальмонта. Поэту легко пишется на самые разные темы. Он словно открывает в себе нового героя – Поэта стихийного, воплощающего самые смелые порывы и замыслы. Но не только светлые яркие стороны личности описываются в произведениях сборника «Горящие здания», но и темные закоулки своей души. Откровения об этих мрачных глубинах вошли в цикл «Страна неволи», куда входит и это произведение.

Сам поэт писал о сборнике так: «Эта книга – сплошной крик души разорванной, и, если хотите, убогой, уродливой». Стихотворением «В тюрьме» Бальмонт наглядно показывает это, ведь под тюрьмой подразумевается не настоящая темница, куда после суда помещают преступников. Это аллегория глубин сознания, где пребывает поэт в мрачные минуты своей жизни.

Эту мысль можно подтвердить строками самого стихотворения:
Мы лежим на холодном и грязном полу,
Присужденные к вечной тюрьме.

Этими словами автор говорит, что от депрессивного состояния ему никуда не убежать, потому что оно всегда находится внутри него. Тьма, в которой лирический герой ничего не может разглядеть, – это тяжелые мысли, безысходность, отсутствие вдохновения, а без него ничто не имеет смысла:
Мы забыли о Солнце, о Звездах, Луне,
И никто нам не может помочь.

В этих строках поэт признается, что он сам оставил возвышенные мысли, поэтому никому не под силу вернуть ему страсть к жизни. Эти типичные бальмонтовские образы стихий и небесных светил указывают на источники его вдохновения, его силы. Они тоже сокрыты внутри души, поэтому только он сам может найти к ним дорогу.

Кто эти неназванные «мы», о которых идет речь в произведении? Представляется, что автор под этим образом имеет в виду многочисленные свои ипостаси – Поэт, человек, друг, возлюбленный. Но когда тяжелое настроение настигает его, то все эти части личности оказываются запертыми в темных стенах тюрьмы. На это единство во множестве указывает образ теней:
Только длинные шаткие тени дрожат,
Протянулись – качнулись – слились.

У стихотворения тягостное настроение. Поэт описывает свое состояние в самых хмурых красках: «зыбкие отсветы бледных лампад», «духи чумы», «порождения тьмы». Думается, что грязный пол и железное кольцо, которое сдавливает лирического героя, – это символы разочарования в себе и своем даре, словно самому поэту он причиняет страдания.

Несмотря на постоянное напряжение, усиливающееся благодаря цепочкам слов («варвары, звери да ночь», «протянулись – качнулись – слились») и восклицаниям, стихотворение не кажется трагическим. В нем не звучит печаль или скорбь, какая бывает от утраты чего-то важного. Скорее, чувствуется некая досада и мрачная уверенность, упрямая надежда, что тюрьма все же не вечна.

Читайте также: