Анализ стиха святогор и илья бунина
Обновлено: 25.12.2024
В чистом поле, у камня Алатыря,
Будит конь Святогора-богатыря:
Грудью пал на колчан Святогор.
Ворон по полю плавает, каркая.
Свет-заря помутилася жаркая.
Месяц встал на полночный дозор.
Ой, не спит Святогор, — притворяется!
Конь легонько копытом касается
До плеча в золоченой резьбе:
«Я ль не сытый пшеницею яровой?
Я ль не крытый попоною жаровой?
Мне ль Ивана носить на себе?»
В чистом поле, у камня Алатыря,
Светит месяц по шлему богатыря:
Принял божию смерть Святогор.
Конь вздыхает, ревет по-звериному:
Он служил господину единому!
А Иван распахнул бел шатер:
Он ползет по росе, подкрадается,
Он татарином диким гоняется,
Он за гриву хватает коня.
Ночь за ночью идет, ворон каркает,
Ветром конь вкруг Алатыря шаркает,
Стременами пустыми звеня.
Дата написания: 1913 год
Анализ произведения
В стихотворении Бунина “Святогор” повествуется о смерти славного богатыря Святогора. Безутешный конь, верный друг Святогора, бродит вокруг и пытается разбудить богатыря, не желая мириться с его смертью. В этом стихотворении два ключевых образа: образ коня и образ камня Алатыря.
Конь в стихотворении олицетворяет неукротимость человеческого духа, нежелание мириться со злом, которое “сеют” различные “Иваны” (Иван крадется по земле за конем, пытается поймать его, но конь не дается).
Камень Алатырь – “камень преткновения”, “бел-горюч камень”, “всем камням отец”, так говориться о нем в русском фольклоре. В стихотворении это камень, у которого лежит покойный главный герой. Он символизирует вечный спор добра и зла, “распутье” России, представляется вратами в другой мир (в стихотворении – в мир мертвых).
Ещё по теме: Иван БунинСвятогор и Илья (+ Анализ произведения)
Иван и Святогор противопоставляются друг другу, как варианты пути России. Но так как Святогор умер, путь нам известен, хоть и мы (черный конь) не хотим этого признать, принять, пытаясь вернуться к распутью и повернуть.
В стихотворении используется кольцевая женская рифма, что дает стихотворению некую былинную напевность, чему также способствует анапест – стихотворный размер стихотворения.
Для того чтобы увеличить сходство стихотворения и былины, Бунин использует постоянные эпитеты, такие как: чистое поле, бел шатер и др.
В стихотворении много метафор (ворон по полю плавает, свет-заря помутилася, месяц встал на ночной дозор и т. п.). Метафоры являются неотъемлемой частью стихотворений, но в этом именно метафоры помогают автору в описании пейзажа, делают его более прочным и детализированным. Несколько раз в стихотворении встречается анафора (В чистом поле..; Я ль не…; Он…).
Анафора акцентирует наше внимание на важном, помогает не упустить нить рассказа.
Большую роль в стихотворении имеют описания звуков в “пейзаже” – карканье ворона, звон стремян, чуть слышные касания копыта – все эти звуки подчеркивают тишину, окутавшую всю эту картину.
“Святогор” – характерный пример вторжения былины в стихотворения, их симбиоз. Бунин смог соединить два этих лирических и лироэпических жанра без потерь ни для одного, ни для другого.
Читайте также: