Анализ стиха пушкина возрождение
Обновлено: 26.12.2024
Ты рождена воспламенять
Воображение поэтов,
Его тревожить и пленять
Любезной живостью приветов,
Восточной странностью речей,
Блистаньем зеркальных очей
И этой ножкою нескромной…
Ты рождена для неги томной,
Для упоения страстей.
Скажи – когда певец Леилы
В мечтах небесных рисовал
Свой неизменный идеал,
Уж не тебя ль изображал
Поэт мучительный и милый?
Быть может, в дальной стороне,
Под небом Греции священной,
Тебя страдалец вдохновенный
Узнал, иль видел, как во сне,
И скрылся образ незабвенный
В его сердечной глубине?
Быть может, лирою счастливой
Тебя волшебник искушал;
Невольный трепет возникал
В твоей груди самолюбивой,
И ты, склонясь к его плечу…
Нет, нет, мой друг, мечты ревнивой
Питать я пламя не хочу;
Мне долго счастье чуждо было,
Мне ново наслаждаться им,
И, тайной грустию томим,
Боюсь: неверно все, что мило.
Дата создания: январь – 21 июня 1822 г.
Анализ стихотворения Пушкина «Гречанке»
В июне 1821 года в Кишинёве А. С. Пушкин познакомился с юной гречанкой Калипсо Полихрони. Барышня не считалась среди современников первой красавицей, но всё же ей удалось пленить сердце поэта своей экзотической внешностью. Кроме того, стихотворец был заинтригован легендой о связи Калипсо с английским поэтом Байроном. Неудивительно, что свои впечатления об этой необыкновенной девушке поэт выразил в своих сочинениях.
Одно из стихотворений, посвящённое Калипсо Полихрони, называется «Гречанке». Оно было создано 21 июня 1822 года, а в 1823 году его впервые напечатали в литературном альманахе «Полярная звезда». Произведение не разделено на строфы и представляет собой монолог лирического героя, в качестве которого выступает сам автор.
Речь поэта обращена к героине. С первых строк автор говорит о ней как о музе:
Ты рождена воспламенять
Воображение поэтов…
Пушкин уделяет большое внимание характеру своей гречанки. Он рисует обворожительный образ. Героиня обладает «любезной живостью приветов», то есть она жизнерадостна и добродушна, но вместе с тем исполнена достоинства. Это можно почувствовать благодаря выражению «в твоей груди самолюбивой».
Необычность натуры девушки проявляется и в её внешности. Автор акцентирует внимание на её жгучем взгляде, охарактеризованном фразой «блистанье зеркальных очей». В эпитете «ножкою нескромной» чувствуется любование не только изящной частью тела, но и игривым нравом.
Как и самого Пушкина, лирического героя стихотворения интересует, действительно ли она служила музой знаменитому Байрону. Авторы выведывает это сокровенное знание с помощью вопросов, в которых зашифровано имя этого поэта. Александр Сергеевич называет его «певец Леилы», указывая на одну из байроновских героинь (сохранилась рукопись с пометкой «См. поэму лорда Байрона Гяур»).
В этой части произведения комплименты героине сменяются восторгами в адрес её предполагаемого поклонника. Собрата по поэтическому ремеслу автор наделяет пышными эпитетами: «поэт мучительный и милый», «страдалец вдохновенный», «волшебник» с «лирою счастливой». Словами лирического героя поэт признаётся, что испытывает чувство ревности, но обрывает себя в тот момент, когда его мысли о связи юной гречанки с «певцом Леилы» заходят слишком далеко:
Невольный трепет возникал
В твоей груди самолюбивой,
И ты, склонясь к его плечу…
После умолчания поэт объясняет героине, почему он сдержан в её отношении. «Боюсь: неверно всё, что мило», – признаётся поэт, завершая стихотворение.
«Гречанке» представляет собой интересный пример восторженной оды женской красоте и её воздействию на душу творца. Одновременно Александр Сергеевич отразил и своё восхищение талантом лорда Байрона, что показывает многогранность его собственного поэтического дара.
Читайте также: