Анализ стиха окуджавы по смоленской дороге
Обновлено: 04.11.2024
Версты войны
(о стихотворении Б. Окуджавы "По Смоленской дороге")
На одном из литературных сайтов со свободной публикацией мне попало на глаза стихотворение, в котором обильно использовались образы из стихов Булата Окуджавы. Само стихотворение помещено в примечаниях (см.[3]). Имя автора и сетевой адрес стихотворения указаны в соответствии с тем, что я увидела в Интернете. Что меня поразило, так это полное рассогласование смыслов, создаваемых цитируемыми словами. К тому же, отсутствовало и само упоминание о цитировании. Конечно, естественно, что чем большее признание получает поэт, тем более его слова становятся узнаваемыми и как бы "всеобщими". А Окуджава был не только поэт. Вы же понимаете, что просто стихи читает и ценит ничтожно малая часть взрослого населения, это как бы "баловство ума". Но время, когда песни Окуджавы было невозможно не услышать, еще не кончилось. И не важно, что многие не знали автора, да и не интересовались его именем, честно говоря. Песни знали почти все. Это сейчас Окуджава "забронзовел", по своему же собственному выражению, как
-
". берёзовый лист на лету бронзовеет.
Уж поздно, никто никого не заменит.
Лишь долгое эхо оборванных струн".
Не только невозможно заменить ушедшего поэта, но необходимо защищать его творчество от искажений и представлений в кривом зеркале при многочисленных претенциозных попытках ему подражать. Самое первое и явное несоответствие, которое, как мне показалось, бросается в глаза, это использование прямых отправок к одному из самых известных стихотворений Булата Окуджавы "По смоленской дороге", но совершенно в другом смысловом пространстве. Ниже я привожу это, так любимое многими стихотворение Окуджавы, целиком.
-
По Смоленской дороге - леса, леса, леса.
По Смоленской дороге - столбы, столбы, столбы.
Над Смоленской дорогою как твои глаза, -
две вечерних звезды - голубых моей судьбы.
По Смоленской дороге - метель в лицо, в лицо,
Все нас из дому гонят дела, дела, дела.
Может, будь понадежнее рук твоих кольцо -
покороче б, наверно, дорога мне легла.
По Смоленской дороге - леса, леса, леса.
По Смоленской дороге - столбы гудят, гудят.
На дорогу Смоленскую, как твои глаза,
две холодных звезды голубых глядят, глядят.
Стихотворение-песня было написано в 1960 году и посвящено Ж.Б. (Жанне Болотовой). Но почему-то в сознании многих оно неразрывно связано с давно окончившейся войной. В нем настолько глубоки эти связи, что, "по свидетельству Ст. Рассадина, маршал Жуков утверждал, что слышал эту песню в 1943 году" (см. [2]). Я тоже всегда считала, что это про войну, но недавно, еще раз внимательно перечитав текст, не смогла найти в нем ни одного явного упоминания, ничего, что обычно приписывается военной теме. Так в чем же дело? Почему этот текст влияет на нас именно таким образом? Это меня очень заинтересовало, и вот перед вами попытка разобраться в этом вопросе.
Начнем немного издалека, с того, что в нашем сознании значит дорога. Ведь это слово наиболее часто (семь раз!) встречается в стихотворении. В восприятии слова "дорога" всегда существуют два полярных момента. С одной стороны, дорога - это радостное ожидание перемен, предвкушение нового, изменения в судьбе. В нем задействованы такие мощнейшие свойства человеческой психики, как любопытство и страсть к исследованиям. Но с другой стороны, любая дорога, это хлопоты, неудобства, опасность, исходящая от этого самого нового, в конце концов. И сразу начинает работать не менее мощный инстинкт самосохранения. Дорога - это борьба, активное действие с непредсказуемым результатом. А что означает для русского человека словосочетание "Смоленская дорога"? Да оно у нас уже на подсознательном уровне сидит! По Смоленской дороге с победными знаменами и гордым видом пришел на русскую землю Наполеон. И по Смоленской дороге бежали обратно жалкие и растрепанные остатки его армии. Через сто с небольшим лет этот урок был повторен и отпечатан еще крепче. "Смоленские леса, смоленский волк" - стали идиомами. Так вот же оно, первое и окончательное погружение в войну! Так уж сложилась наша история, что большая часть времени была занята сражениями. Словосочетания: "Куликово поле, Чудское озеро, Смоленская дорога" записаны в нашей генетической памяти под знаком "война".
Кроме того, возникшая с первых же строк дорога неотделима от леса. Я напомню, что означает лес в мифологическом плане. Во-первых, это место где во всем мире проводились мистерии посвящения. Во-вторых, лес окружает иное пространство, дорога в иной мир ведет через лес. Оба этих его свойства тесно связаны друг с другом. И связь эта состоит в том, что любое посвящение символически означало смерть.
Своеобразно построен весь текст, в нем словно происходит движение по спирали вверх, и вверх, и вверх. Такое впечатление создает, например, повтор слов в конце почти каждой строки. Восходящее движение взгляда от дороги по столбам вверх и до звезд. Кружение метели, (разорванное?) кольцо рук. А подобное восхождение вверх по спирали тоже должно вести в иной мир. Глаза-звезды, которые глядят сверху, вечерние, а не утренние. Это сразу навевает дополнение к ним - прощальные. Вечер является окончанием дня, очень смутным и неверным временем суток, как раз тем временем, когда наиболее вероятен переход в другой мир. Видимо, здесь будет уместно пояснить, что скрывается за словами "иной мир" - в древности этот мир называли миром мертвых, в античности - Аидом, теперь мы его скромно называем миром иным.
И вот, если принять это предположение о дороге в мир иной, то очень многие образы в стихотворении сразу встают на свои места, складываясь в мозаику. Действительно, весь текст пропитан печалью. Печаль прощания звучит и в строках о ненадежном кольце рук, и в неизбежности длинной дороги. Звезды недостижимы, и в этом спрятана невозможность возвращения. Глаза как звезды, глядящие на человека, издревле тоже были связаны с дорогой в мир мертвых, считалось, что они способны охранять, передавать знания, помогать на этом трудном пути. Голубые, холодные, отстраненные звезды - чьими глазами они могут быть? Действительно, не глазами земной женщины, а глазами неумолимой судьбы. Но все это и есть судьба человека, уходящего из дома на фронт. Это и есть то неумолимое мужское дело, которое способно выгнать мужчину из дома в дорогу с безумной надеждой вернуться. Но дорога, на которую он вышел, часто становится дорогой в мир иной.
-
Смолкли гордые оркестры - это главная примета.
Наготове все запасы: крови, брани и свинца.
Сколько там минут осталось. три-четыре до рассвета,
три-четыре до победы. три-четыре до конца.
Планка образности, заданная в этом стихе Булатом Окуджавой столь простыми средствами, необыкновенно высока. Насколько его семантическое поле отличается от того, которое содержится в стихотворении, размещенном в конце этой заметки, - несложно увидеть более-менее искушенному читателю. Но в заключение, я хотела бы все же поблагодарить его автора. Поблагодарить за то, что он заставил меня еще раз очень внимательно перечитать замечательное стихотворение Окуджавы, попытаться в нем разобраться, и за удовольствие, которое я от этого получила.
[1] Булат Окуджава. Чаепитие на Арбате, "Корона-принт", Москва, 1998.
[2] Булат Окуджава. Стихотворения. "Новая библиотека поэта", Санкт-Петербург, 2001, Примечание 141, стр. 625.
Так и спала бы
ладонь на груди забыв
мерным дыханьем
качая медузу сна
да по смоленской дороге
гудят столбы
да предрасстрельно по окнам
луна, луна
так и смотрела бы в ночь
самолёту вслед
впрочем не суть
каравану ли кораблю
да разрезает
рассвета стальной стилет
нить
неуёмного шарика цвета блю
так и жила бы
даром, что сладу нет
с шелестом ливней
в мелькании юрких дней
только тоскует
заезжий трубач в окне
только стигматы рябин бередят
сильней
день ото дня проступая
в вершинах крон
и над пожарищем
радуясь и скорбя
льётся адажио
Читайте также: