Анализ стиха одной тебе одной
Обновлено: 26.12.2024
Тебе одной плету венок,
Цветами сыплю стежку серую.
О Русь, покойный уголок,
Тебя люблю, тебе и верую.
Гляжу в простор твоих полей,
Ты вся – далекая и близкая.
Сродни мне посвист журавлей
И не чужда тропинка склизкая.
Цветет болотная купель,
Куга зовет к вечерне длительной,
И по кустам звенит капель
Росы холодной и целительной.
И хоть сгоняет твой туман
Поток ветров, крылато дующих,
Но вся ты – смирна и ливан
Волхвов, потайственно волхвующих.
Дата создания: 1915 г.
Анализ стихотворения Есенина «Тебе одной плету венок…»
На развитие самобытного художественного стиля есенинской поэзии оказало влияние творчество современников. С именем Клюева исследователи связывают появление религиозной символики в поэтической системе Есенина. Последнему, выросшему в патриархальной деревенской атмосфере, были понятны и близки проявления нехитрой мужицкой веры, однако после знакомства с творениями старшего коллеги указанный мотивный комплекс претерпевает изменения. Он охватывает не отдельные природные образы, а формирует целостную картину. Среди сосен, елок и берез лирическому герою «Чую радуницу Божью…» видится фигура Иисуса. Обычные детали пейзажа преображаются под влиянием необыкновенного явления: панорама леса и облачного неба сияет в «парче лиловой». В произведении «Занеслися залетною пташкой…» Родина, скорбящая по погибшим, воплощается в образ монашки, читающей поминальные псалмы.
По аналогичным принципам организована зарисовка, представленная в стихотворении 1915 г. В ней лексика религиозной тематики соседствует со словами, обозначающими растения и природные явления. Спокойная обстановка туманного вечера сравнивается с атмосферой и вещными деталями церковной службы. Болотистый водоем уподобляется сосуду для крещения, камыш призывает к молитве, а роса наделяется исцеляющими свойствами.
Пейзажу предшествует признание лирического «я», в щемящей искренности которого усматриваются блоковские мотивы. Показательными примерами интертекстуальных связей служат и олицетворенный образ Руси, и трепетное отношение к родине – таинственной, убогой и прекрасной. Противоречивые переживания в есенинском произведении выражены парой антонимов: «далекая и близкая». Хотя в интонациях речи лирического субъекта слышится печаль, героем движет безоговорочная любовь к родному краю. Цветы и венок из них служат знаками поклонения, призванными украсить, расцветить «стежку серую», скромную жизнь тихого уголка.
Еще один немаловажный аспект патриотического чувства – вера. Этот мотив, обозначенный в зачине, поддерживается религиозной семантикой пейзажной картины и окончательно раскрывается в финальном двустишии. Автор упоминает два дара из символического подношения волхвов новорожденному Иисусу. Опираясь на библейские реминисценции, поэт актуализирует в читательском сознании сложный комплекс смыслов, в котором лидируют темы жертвенности и грядущего спасения.
Читайте также: