Анализ стиха некрасивая девочка
Обновлено: 24.12.2024
Н. Заболоцкий считал, что по-настоящему красивым человека делает чистая душа. Эта мысль оригинально воплотилась в стихотворении «Некрасивая девочка», где автор поднимает вопрос, что же важнее: внешняя красота или душевная чистота. Изучается произведение в 8 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Некрасивая девочка» по плану.
Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет.
Краткий анализ
История создания – произведение было написано в 1955 г., к сочинению строк поэта подтолкнули реальные события.
Тема стихотворения – красота человеческой души, человеческая жестокость.
Композиция – Стихотворение создано в форме монолога лирического героя. Оно условно делится на смысловые части: портрет маленькой девочки и размышления о её будущем.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – написано пятистопным ямбом, в произведении представлены все виды рифмовки, но преобладает кольцевая АВВА.
Метафоры – «чужая радость так же, как своя, томит её и вон из сердца рвётся», «охваченная счастьем бытия», «чистый этот пламень, который в глубине её горит, всю боль свою один переболит», «младенческая грация души».
Эпитеты – «худая рубашонка», «колечки рыжеватые кудрей», «рот длинен», «зубки кривы», «черты лица остры и некрасивы», «бедная дурнушка».
История создания
История создания произведения «Некрасивая девочка» такова. Как-то в одном из Московских дворов Николай Алексеевич увидел девочку, играющую со сверстниками. Она выделялась из компании детей некрасивым лицом, но поэта очаровала непосредственная душа ребёнка. Увиденное отобразилось в стихотворении, написанном в 1955 г. за три года до смерти поэта. Произведение относится к позднему периоду творчества Н. Заболоцкого.
Проблема внутренней и внешней красоты всегда была актуальна в литературе. Н. Заболоцкий посвятил ей несколько стихотворений. В анализируемом произведении поэт раскрывает тему красоты человеческой души и доносит идею, что нельзя судить о людях по их внешности. Для этого он создает портрет маленькой девочки, похожей на лягушонка и размышляет о её судьбе.
Первая часть стихотворения посвящена описанию внешности маленькой героини. У малышки длинный рот и кривые зубы, а её рыжие кудрявые волосы неаккуратно рассыпались по плечам. Деталь «заправлена в трусы худая рубашонка» подсказывает, что семья малышки живёт небогато. Девочка ещё не осознаёт, что некрасива. Она резвится со сверстниками-мальчуганами, не обращая внимания на то, что друзья часто забывают о ней. Сердце маленькой героини не знает, что такое зависть, поэтому она умеет искренне разделять чужую радость. Внутренняя непорочность очаровывает поэта.
Тем не менее, это очарование затмевается мыслями о будущем ребёнка. Автор понимает: повзрослев, девочка станет объектом насмешек. Красивые подруги будут считать её дурнушкой. Все же поэт таит надежду, что её чистое сердце не сломится под натиском человеческой жестокости, а «чистый пламень» её души сможет перетопить невзгоды. Уже сейчас он видит в героине «младенческую грацию души» .
Последние стихи выражают главную мысль, наделяя проблему красоты общим смыслом. Автор не зря завершает произведение вопросительными предложениями. Они подталкивают читателя к раздумьям, требуют от него ответа.
Композиция
Стихотворение создано в форме монолога лирического героя. Он условно делится на смысловые части: портрет маленькой девочки и размышления о её будущем. Формальная композиция произведения соответствует смысловой: оно состоит из двух строф.
Стихотворный размер – пятистопный ямб. Автор использовал все виды рифмовки, но преобладает кольцевая АВВА. В стихотворении есть мужские и женские рифмы.
Написано произведение в жанре элегии, так как автор раздумывает над вечной проблемой. В стихах преобладает грустное настроение.
Средства выразительности
Для раскрытия темы, донесения идеи и создания образа девочки-лягушонка Н. Заболоцкий использовал средства выразительности. В тексте есть эпитеты – «худая рубашонка», «колечки рыжеватые кудрей», «рот длинен», «зубки кривы», «черты лица остры и некрасивы», «бедная дурнушка» и метафоры – «чужая радость так же, как своя, томит её и вон из сердца рвётся», «охваченная счастьем бытия», «чистый этот пламень, который в глубине её горит, всю боль свою один переболит», «младенческая грация души» .
Читайте также: