Анализ стиха музыка ахматова

Обновлено: 04.11.2024

Она сначала обожжет,
Как ветерок студеный,
А после в сердце упадет
Одной слезой соленой.

И злому сердцу станет жаль
Чего-то. Грустно будет.
Но эту легкую печаль
Оно не позабудет.

Я только сею. Собирать
Придут другие. Что же!
И жниц ликующую рать
Благослови, о Боже!

А чтоб тебя благодарить
Я смела совершенней,
Позволь мне миру подарить
То, что любви нетленней.

Дата создания: 1916 г.

Анализ стихотворения Ахматовой «Песня о песне»

Тема поэтического дара входит в число важнейших и получает развитие еще в период раннего творчества Ахматовой. Автор создает оригинальный образ «Музы-сестры» или любимой подруги. Милая покровительница с ясным и ярким взором кажется простой, подобной земным девушкам: в произведении «Муза ушла по дороге…» крупный план изображения захватывает смуглые ноги богини, мокрые от осенней росы. Однако несомненна и мощь ее высокой силы, перед которой меркнут слава, молодость и свобода. Таинственная власть загадочной гостьи заставляет лирическую героиню с замиранием сердца ждать ее прихода в ночной тишине.

Отдельные детали творческого процесса нашли отражение в произведении 1916 г. Приход и воздействие вдохновения, преображающего жизненные впечатления поэта в художественный текст, – этой теме посвящены первые два катрена стихотворения. Лирическая героиня сравнивает силу творческого волнения с обжигающим порывом «ветерка студеного». Еще одно сравнение указывает на результат таинственного действа: его итогом становится «слеза соленая», которая порождает грусть в сердце – легкую, но незабываемую.

Третий катрен насыщен библейскими аллюзиями, восходящими к притче о сеятеле, и литературными реминисценциями, связанными с известным древним сюжетом. Категорическая формула «Я только сею» определяет роль, предначертанную высоким призванием лирической героини. Последняя совершает широкий и щедрый жест: она не против отдать другим более легкую и благодарную задачу – сбор жатвы. Впервые в русской традиции классический образ поэта, сеятеля или жнеца, переосмысливается в рамках гендерных установок: за героиней идет «рать» поклонниц и последовательниц. Тема перекликается с содержанием остроумной ахматовской эпиграммы, где полушутливо обозначена одна из заслуг автора: «Я научила женщин говорить».

Мотив молитвы, первоначально обозначенный обращением к божественной силе, развивается в финальном катрене. Здесь лирическое «я» опирается на другую библейскую аллюзию, связанную со священной природой слова, которое бессмертнее любви. Героиня, наделенная высоким даром словотворчества, желает вознести благодарность Богу – за красоту дольнего мира и драгоценный талант.

Сокровенная суть поэтического ремесла раскрывается в стихотворении «Творчество», отделенном от анализируемого текста двумя десятками лет. В нем также подчеркивается внеземная природа процесса, трактуемого как письмо под диктовку неведомых сил.

Читайте также: