Анализ стиха гумилева две розы
Обновлено: 24.12.2024
Стихотворение «Две розы» Гумилёв написал в 1911 г. Считается, что стихотворение, посвящённое рассуждениям о природе любви, написано под влиянием первого года жизни в браке с Ахматовой, к которому так стремился Гумилёв. По свидетельству Ахматовой, стихотворение было написано в альбом кузине Гумилёва, Марии Кузьминой-Караваевой, и ей же посвящено. Стихотворение было напечатано в сборнике «Чужое небо» (1912).
Литературное направление и жанр
В стихотворении представлены образы, которые можно трактовать как символы. Так что стихотворение – дань символизму. Для поэта важны не розы сами по себе, а розы как символическое воплощение любви, разных её типов или этапов (здесь мнения исследователей не совпадают). Эмблема – это и есть символическое обозначение чего-нибудь, в данном случае роза – эмблема страстности.
Жанр стихотворения – философская лирика.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из трёх строф. В первой строфе Гумилёв раскрывает символическое значение образов розы. Благодаря этому и остальные образы нужно трактовать как символы, например, образ райского сада – Эдема.
В первой же строфе обозначено философское противоречие, которое конкретизируется в последней строфе в виде вопроса. Это противоречие заложено в самой природе страсти, связанной с земным и небесным.
Вторая строфа описывает любовь, страсть через изображение её символов – роз.
В третьей строфе лирический герой формулирует философский вопрос: если любовь божественна, близка к одному из таинств, то почему она так губительна?
Символическая картинка цветущих у ворот роз – это только иллюстрация к философским раздумьям лирического героя. Эти две части стихотворения сочетаются гармонично. Розы описывают первые две строки первой строфы, вся вторая и первая строка третьей строфы (всего 7 строк из 12). Выводы лирический герой делает во второй части первой строфы и в трёх строчках последней.
Тема стихотворения – рассуждения о двойственной природе любви.
Основная мысль: любовь – всеобъемлющее чувство, которое может проявляться по-разному в разном возрасте и у разных личностей. Но любовь всегда возвышает, наделяет любящего почти божественными качествами и возможностями.
Тропы и образы
В стихотворении важны все детали, даже самые мелкие. Розы расцвели не в самом Эдемском саду, а перед его воротами. Они только на «Пороге Знанья», только соприкасаются с божественным. Важно также, что розы две (это подчёркнуто и в названии). Очевидно, они растут по обе стороны ворот. Влюблённых всегда двое, но розы не влюблены друг в друга, они – женское воплощение любви . Лирический герой подчёркивает индивидуальность каждой страсти.
Нежно розовеющая роза (наречный эпитет) сравнивается со смущённой милым девой. Другая роза тёмно-красная. Этот цвет обозначен сразу и эпитетом пурпурная и глаголом рдеет. Метафора обожжена огнём любви ещё усиливает красный цвет.
Лирический герой не считает, что божественного знанья достойна только одна из роз. Оба этапа (или вида) любви приближают человека к Богу. Противительный союз а в начале третьей строфы подчёркивает равенство всех влюблённых перед Богом.
Стихотворение богато метафорами, связанными со страстностью. Метафора страстность – детище земли подчёркивает земную природу страсти. Метафора тайна страстного сгоранья – иносказание любви.
Символическое значение имеют в стихотворении образы роз, Эдемского сада, Порога Знанья. Порог Знанья – это символическое определение того, что случилось в Эдеме с Адамом и Евой. Съев запретный плод, человек стал знающим, как Бог (так обещал ему Змей, дьявол). По мысли Гумилёва, человек, охваченный страстью, как будто готов съесть запретный плод, стать богоподобным.
Влюблённый человек словно стоит на пороге райского сада. Это уже истоки акмеизма, или, как называли его по-другому, адамизма - направления, в котором образы и восприятие подобны незамутнённому восприятию Адама до грехопадения.
В стихотворении Гумилёв традиционно ассоциирует первородный грех с любовной связью, а не с вкушением запретного плода.
Всё стихотворение написано в высоком стиле, который обеспечивает церковнославянская лексика (Всевышний, Эдем, дева, страсть). Лирический герой, поднимая земную любовь до уровня церковного таинства, уравнивая её с венчанием, создаёт и предлагает читателю новую систему ценностей, отличную от христианских.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Рифмовка в стихотворении перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.
Читайте также: