Анализ стиха где гнутся над омутом лозы

Обновлено: 04.11.2024

Анализ стихотворения «Где гнутся над омутом лозы» Толстого


Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Где гнутся над омутом лозы.

Тема стихотворения – хрупкость человеческой жизни и безвозвратность происходящих в ней драматических событий.

Композиция – балладная история развивается последовательно. В первой и второй строфах автор описывает саму ситуацию, показывая читателю, как герои оказались на берегу омута, третья посвящена подробному описанию стрекоз, которые привлекают главного героя, маленького мальчика. Четвёртая строфа завершает зарисовку, но оставляет финал истории открытым.

Жанр – баллада.

Стихотворный размер – амфибрахий с перекрестной рифмой.

Символ – омут.

История создания

Это простое, но в то же время многогранное стихотворение было написано Алексеем Толстым в 1849 году. История создания его непростая: изначально поэт написал классическую народную балладу со страшной концовкой, однако после убрал целых четыре строфы, оставив только небольшую зарисовку. Это полностью отражает его поэтические взгляды: Толстой считал, что поэзия витает в воздухе, ожидая только возможности воплотиться на бумаге. А это значит, что не нужно держаться за написанные строки, идея в любом случае будет воплощена.

Основная тема стихотворения – это хрупкость человеческой жизни. Опасность может подстерегать человека даже на лоне тихой природы, где только трава и стрекозы. Оказывается, что даже такие безобидные создания могут представлять опасность.

Главная мысль, которую автор выражает в своём произведении, заключается в том, что трагические события, происходящие в жизни человека, часто имеют самую невинную подоплёку, но они безвозвратны и приносят множество страданий.

Композиция

Произведение, лирический герой которого – маленький мальчик, состоит из четырёх строф. Первая и вторая необходимы автору для того, чтобы создать экспозицию истории. Читатель легко реконструирует, что произошло: мать с ребёнком пришли поиграть на природе, женщина устала и прилегла отдохнуть, уверенная, что её малышу в таком идиллическом месте ничего не угрожает – и тут его начинают звать к себе стрекозы.

Третья строфа полностью посвящена описанию стрекоз – они сами рассказывают о себе, приманивая ребёнка подобно тому, как сирены приманивали моряков. И цели у них, очевидно, очень тёмные.

И в последней строфе, завершающей композицию, читатель видит завершение истории: ребёнок явно уже готов шагнуть в омут, завороженный уверениями стрекоз в том, как они его любят и как весело им будет играть. Но, несмотря на расставленные акценты, прямо об этом не говорится.

Хотя изначально финал истории был трагическим, а урок для людей – очень явным, в окончательной версии Толстой оставляет его открытым, давая читателю возможность самому додумать, что же произошло в произведении.
Важную роль играет также стихотворный размер – с помощью амфибрахия создаётся простая и размеренная ткань повествования. Читателю не нужно отвлекаться на ритмические сложности, он может сосредоточиться на истории. Равномерная ритмика, без неровностей и сбоев текста, для этого необходима. Толстой использует характерную для себя перекрестную рифму, которая делает чтение ещё более лёгким и быстрым, не лишая произведение балладного очарования.

Это баллада, на создание которой автора вдохновили произведения Гёте и Гейне, а также немецкие народные песни с фантастическим сюжетом. Это небольшое произведение даже и после существенного сокращения его автором, обладает всеми признаками баллады: наличие сюжета, таинственность, символический характер пространства и времени, вмешательство роковых сил, фольклорное начало.

Выразительные средства

Для создания особой атмосферы и передачи настроения стихотворения Толстой использовал разные средства выразительности:

Читайте также: