Анализ стиха цветаевой тоска по родине
Обновлено: 25.12.2024
Стихотворение «Тоска по родине» М. И. Цветаевой, написанное поэтессой во время эмиграции, занимает особое место в её творчестве. Многомудрый Литрекон предлагает разобрать произведение, сделав анализ по плану.
История создания
Однако эмигрировать в Прагу Марина Ивановна была вынуждена из-за тяжёлых взаимоотношений с советской властью, из-за неприятия этой властью творчества Марины Ивановны. Будучи представительницей интеллигенции, она не могла принять ригоризма пролетариата, не могла перестроиться и начать писать гимны революции. Ее лиричное, глубоко индивидуальное творчество стало лишним, как и ее сословие. Поэтому в произведении «Тоска по родине» всё равно ощущается печаль, которую испытывала М. Цветаева, находясь в разлуке с Россией. Сама поэтесса об этом не говорила и не писала, но читатель может сделать вывод, что данное стихотворение словно посвящено Родине — как одушевлённому лицу, вполне живому и значимому в судьбе автора.
Жанр, направление, размер
«Тоска по родине» — это лирическое стихотворение с жанровой точки зрения. Определить, в каком направлении творила Марина Цветаева, непросто. Начав с романтической лирики, поэтесса вбирала в свою поэзию элементы фольклора. А в годы эмиграции писательница приблизилась к футуризму — её стихотворения постепенно начали принимать кричащий характер, превращаться их плавной песни в некий лирический вопль. Это превращение можно заметить как раз в данном произведении.
Стихотворение «Тоска по родине» написано четырёхстопным ямбом. При этом ритм рваный — М. Цветаева словно кричит, пытаясь ярче выразить искренние чувства. Рифма также не всегда точная. Однако это не делает данное литературное творение менее мелодичным и выдающимся. Наоборот — особый ритм создаёт особое настроение и глубже передаёт переживания поэтессы.
Композиция
Стихотворение «Тоска по родине» написано свойственной творчеству М. Цветаевой композицией — линейной. С каждой строчкой поэтесса раскрывает свою мысль, ведёт размышление. Она начинает с того, что равнодушна, остыла ко всему, что когда-то её трогало, что ей стало совершенно всё равно, «где совершенно одинокой быть». Но постепенно она сама приходит к выводу, что тоска по родине вовсе не прошла и до сих пор волнует её:
Но если по дороге — куст
Встаёт, особенно — рябина…
В этих двух последних строчках Марина Ивановна оставляет читателю намёк на то, что в действительности ей не всё равно, что родная рябина, такое русское дерево, напоминает ей родину, по которой она на самом деле скучает. В этом последнем предложении, оборванном на полумысли, заключается особенность композиции и новаторство автора.
Образы и символы
Стихотворение «Тоска по родине» ведётся от первого лица. В лирическом герое читатель явно узнаёт образ самой Марины Цветаевой — это она рассказывает свою историю, делиться своими переживаниями, своей тоской по родине, которую так яростно пытается заглушить и убедить саму себя в том, что воспоминания и ностальгия по родному краю больше не приносят ей боль и оставляют её равнодушной.
В конце мы встречаем символ родины — рябина. Это дерево для поэтессы символизирует Россию. И это понимает читатель — без особенных объяснений чувствует, что речь идёт именно о родине, а не просто о ягодном кусте.
Темы, проблемы и настроение
Тематика и проблематика стихотворения «Тоска по родине» представлены в сокращенном виде. Если в их перечне есть явный пробел, обратитесь к Многомудрому Литрекону в комментариях, и он дополнит список.
Основная идея
Смысл «Тоска по родине» заключается в том, что куда бы человек ни сбежал, как долго он ни находился бы в изгнании, в эмиграции, сколько бы ни пытался забыться и стать равнодушным, он всё равно будет любить Родину, если она действительно много для него значила. Если это чувство — любви к родному краю — было однажды воспитано, от него не избавиться, не скрыться, не убежать. Это невозможно и, главное, не нужно — эти воспоминания важны для лирической героини Марины Цветаевой. И в итоге, в конце произведения она признаётся в этом.
Человек, у которого отняли Родину, страдает душевно настолько, что это практически перерастает в физическую муку, — вот что пытается сказать Марина Цветаева в своём лирическом произведении. Такова главная мысль стихотворения «Тоска по родине».
Оно пронизано печалью, сплином. Лишь в самом конце читатель чувствует лишь робкую надежду на возвращение в родной дом — на возможность вновь встретить на пути ту самую рябину.
Средства выразительности
В стихотворении «Тоска по родине» Марина Цветаева использовала богатую палитру разнообразных средств выразительности для того, чтобы глубже передать свои переживания в произведении искусства. Тропы с примерами представлены ниже:
- Ведущую роль играют эпитеты. Например, «разоблачённая морока», «базарная кошёлка», «пленный лев», «зоркий сыщик».
- Также встречается немало сравнений. К примеру, «как госпиталь или казарма», «остолбеневши, как бревно».
- Так как большое значение для создания напряжения и особого настроения имеет ритм, поэтесса использовала анафору:
Где не ужиться (и не тщусь!),
Где унижаться — мне едино.
- При этом Марина Ивановна ловко играет со звукописью. Это чувствуется в следующих строчках:
Мне все́ — равны, мне всё — равно,
И, может быть, всего равнее —
Роднее бывшее — всего.
Читайте также: