Анализ стиха брюсова люблю одно

Обновлено: 04.11.2024

Люблю одно: бродить без цели
По шумным улицам, один;
Люблю часы святых безделий,
Часы раздумий и картин.

Я с изумленьем, вечно новым,
Весной встречаю синеву,
И в вечер пьян огнем багровым,
И ночью сумраком живу.

Смотрю в лицо идущих мимо,
В их тайны властно увлечен,
То полон грустью нелюдимой,
То богомолен, то влюблен.

Под вольный грохот экипажей
Мечтать и думать я привык,
В теснине стен я весь на страже:
Да уловлю господень лик!

Дата создания: 12 октября 1900 г.
Сборник «Urbi et orbi», раздел «Картины».

Анализ стихотворения Брюсова «Люблю одно»

Стихотворение «Люблю одно» открывает раздел «Картины» сборника «Urbi et Orbi» («Граду и миру»). Валерий Яковлевич Брюсов написал его 12 октября 1900 года. Впервые произведение опубликовали в «Литературном приложении к газете «Русский листок» в1902 году без заглавия.

Стихотворение состоит из четырёх строф по четыре строки, рифмующиеся перекрёстно. Стихотворный размер – стройный четырёхстопный ямб. Лирическим героем является сам автор, который говорит от первого лица.

Первые две строки произведения задают тон всему тексту. В них мы встречаем ключевые слова – «одно», «один». Главная тема стихотворения – одиночество. Однако это не то невыносимое тоскливое состояние, с которым мы все иногда сталкиваемся и которым так тяготимся. Для поэта одиночество – это спокойная, даже радостная пора. Показательны эпитеты, которые он использует для её описания. «Святые безделья» – так автор характеризует своё времяпровождение.

Почему поэт так ценит уединение? Думается, что именно оно, в отличие от шумных столпотворений и бурных вечеринок, даёт ему пищу для ума. Автор называет свои прогулки «часами раздумий и картин», показывая, что в это время он способен пристальнее вглядываться в явления окружающего мира, глубже осмыслять и понимать его.

Поэт подчёркивает, что его одиночество не однообразно, а многогранно. С помощью эпитета «с изумленьем, вечно новым» он показывает, что каждая прогулка дарит ему новые и новые впечатления, даже если он бродит по одним и тем же улицам. Эта особенность подкрепляется анафорой:
То полон грустью нелюдимой,
То богомолен, то влюблён.

Стоит также обратить внимание, как поэт работает с символами. Всего одного слова достаточно автору, чтобы передать целый пейзаж. Вот, например, вторая строка второго четверостишия: «Весной встречаю синеву…»

За одним этим словом скрыто удивительная картина весеннего рассвета, когда тёмное ночное небо на востоке начинает озаряться первыми слабыми солнечными лучами и приобретать таинственный синий оттенок.

Мы видим эпитет «огонь багровый» и легко представляем огромный пылающий небосвод тёплым осенним вечером.

Интересно, что когда автор говорит о задумчивости, то речь не идёт о неподвижности, ведь часто люди предаются глубоким размышлениям, застыв в одном положении. В стихотворении же, наоборот, преобладает действие: лирический герой бродит, любит, вглядывается в лица прохожих, пытаясь проникнуть в их тайны. Он мечтателен, но не расслаблен, а напряжён, ведь в любой момент его может посетить вдохновение. Именно о нём идёт речь во фразе «Да уловлю господень лик!», которая в авторской редакции выглядела как «Да уловлю я музы лик!»

Читайте также: