Анализ стиха бежецк ахматова

Обновлено: 25.12.2024

Темой стихотворения Анны Ахматовой является духовное пространство города Бежецк в канун Рождества 1921(22) года. Произведение написано пятистопным амфибрахием. Такую же ритмику использовал Николай Гумилёв в одном из самых известных своих стихотворений «Я верил, я думал. », наполненном экзистенциальной тревогой. Музыка стиха для Ахматовой имела первостепенное значение, и такое пересечение указывает на адресата стихотворения — расстрелянного в 1921 году Николая Гумилёва.

В первом четверостишии Ахматова изображает Бежецк идиллически: «Там белые церкви и звонкий, светящийся лёд, / Там милого сына цветут васильковые очи. / Над городом древним алмазные русские ночи / И серп поднебесный желтее, чем липовый мёд». Известно, храм в Бежецке сделан из красного кирпича, но Ахматова в стихотворении изображает его белым — чистым, светлым, благородным, укрытым снегом. Образу зимы в городе контрастирует вечная весна в васильковых глазах маленького сына Гумилёва и Ахматовой. Ночи в родных местах светятся драгоценными камнями, и даже серп луны выглядит желтее липового мёда.

Город готовится к Рождеству. Второе четверостишие изобилует христианской атрибутикой: киот, лампады, Книга Благая на дубовом столе. Ахматова сравнивает людей с ангелами, которые возвещают появление Господа на земле. Как и у первого четверостишия, у второго опоясывающая рифмовка, придающая строкам напевность и подчеркивающая содержания стихов: фоном первых строф, является смена времён года и круговорот церковных праздников.

В свою очередь, третья строфа имеет перекрёстную рифмовку и иное, в отличие от предыдущих, содержание: «Там строгая память, такая скупая теперь, / Свои терема мне открыла с глубоким поклоном; / Но я не вошла, я захлопнула страшную дверь; / И город был полон весёлым рождественским звоном». Героине отворяется дверь в «терема» строгой памяти о человеке, которого она любила, и который теперь, как и этот обречённый на гибель сказочный русский город, навсегда ушёл в подвалы прошлого. Имя Николая Гумилёва не называется, но тем громче его безмолвное звучание в стихотворных строчках.

С помощью рифмовки поэтесса вводит в произведение неявный образ креста. Гибель мужа пророчит бесконечную череду будущих утрат и самый «идиллический» образ города будет разрушен, и люди-ангелы уйдут в прошлое, оставляя настоящему бесконечную боль о погибшей России. Веселый рождественский звон стократ усиливает предощущение гибели всего, что было так дорого лирической героине стихотворения, и пророчит несчастия, которые неминуемо должны обрушиться и на её «милого сына».

Стихотворение «Бежецк» написано Анной Андреевной Ахматовой в декабре 1921 года В год гибели Гумилёва на Рождество поэтесса поехала в Бежецк к сыну, жившему у бабушки — матери расстрелянного отца.

В Бежецке было тихо, люди старались жить по-прежнему, как будто ничего в стране не изменилось. Анна Андреевна расспрашивала свекровь о том, о чём не успела расспросить, пока Николай Степанович был жив, о его детстве, отрочестве.

Анна Ивановна Гумилёва рассказывала скупо и строго, но легко: после отъезда — фактического бегства старшего сына за границу — кроме как с Анной Андреевной, ей не с кем было выговорить свою боль. Анна хотела войти в ту комнату, где три года назад она и Николай Степанович радовались радостью своего ребенка, получившего в подарок новые игрушки. И не смогла войти. Все эти чувства и предощущения отразились в стихотворении Ахматовой «Бежецк».

Отношение автора к вере.

Православную веру Анна Андреевна Ахматова считала залогом счастья, и потому в ответ на аргументы Б. Анрепа о тщетности религиозной мечты поэтесса ответила однозначно: «Без веры нельзя». За верность православной церкви старец Нектарий Оптинский благословил Ахматову на посещение Оптиной пустыни в качестве паломницы.

Из всех книг на земле, по словам о. М. Ардова, поэтесса больше всего любила Библию и часто использовала цитаты из Священного писания в беседах с людьми. В атеистические советские годы Ахматова по-прежнему бесстрашно говорила о себе как о верующем человеке и отмеряла время по церковному календарю.

Для творчества Анны Андреевны, даже на ранних его этапах, была характерна глубокая, исповедальная искренность в выражении мыслей и чувств. Мотивы Ветхого и Нового завета органично вплетались автором в стихи, расширяя сферу Красоты жизни, преображая её образами святости и церковного благолепия.

Но если «молодое» творчество лучилось желанием преобразить, опоэтизировать жизнь, то с годами поэзия Ахматовой становится духовно глубже и строже: усиление гражданского звучания в её творчестве связано с мыслью о сознательно выбранном жертвенном пути — сути христианского мироощущения. Возможно, поэтому после Октябрьской революции Ахматова не покинула Родину, а осталась в краю глухом и грешном. В послереволюционных стихах печаль о судьбе родной страны сливается с темой отрешения от суетного мира и мистическим ожиданием жениха.

Добровольно выбранные крестные муки Ахматовой пришлись на 20-50-е годы, когда она пережила расстрел мужа, арест сына, гибель большинства друзей, отлучение от литературного процесса. Пройдя все испытания, Ахматова сохранила живую веру в Бога. — За несколько часов до смерти, по словам о. М. Ардова, «Анна Андреевна хотела читать Евангелие и очень жалела, что у них не было при себе Библии».

Анна Андреевна Горенко родилась в 1889 году, под Одессой, в семье потомственного дворянина, отставного инженера-механика флота, Андрея Горенко. Отец боялся, что поэтические увлечения дочери опозорят его фамилию, поэтому ещё в юном возрасте Анна Горенко взяла себе псевдоним Ахматова, фамилию «бабушки-татарки». Первое стихотворение Анна написала в 11 лет.

Ахматова училась в Царскосельской женской гимназии. Мать Анны, расставшись с мужем, переехала с детьми в Евпаторию — лечить обострившийся у детей туберкулёз, поэтому в 1905 году Аня была на домашнем обучении. В следующие годы девочка переехала к родственникам в Киеве: в 1906 — 1907 гг. она училась в выпускном классе Киево-Фундуклеевской гимназии, в 1908 — 1910 гг. — на юридическом отделении Киевских высших женских курсов.

В Киеве Анна начала переписку с Николаем Гумилевым, который ухаживал за ней ещё в Царском Селе. В это время поэт жил во Франции и издавал парижский русский еженедельник «Сириус». В 1907 году на страницах «Сириуса» появилось первое опубликованное стихотворение Ахматовой «На руке его много блестящих колец…». В апреле 1910 года Анна Ахматова и Николай Гумилев обвенчались в селе Никольская Слободка под Киевом. Медовый месяц в 1910 г. поэтесса провела в Париже, где познакомилась с художником А. Модильяни, который позже написал несколько её портретов.

Благодаря яркой внешности, таланту, острому уму, Анна Андреевна привлекала внимание поэтов, посвящавших ей стихи, художников, писавших её портреты (Н. Альтман, К. Петров-Водкин, Ю. Анненков, М. Сарьян и т.д.). На её стихи писали музыку С. Прокофьев, А. Лурье, А. Вертинский и др.

В начале творческой жизни Ахматова, под влиянием Гумилёва, выбрала акмеизм как новое литературное течение, противостоящее символизму XIX века. Вместе с Гумилевым, Городецким, Мандельштамом и др. Ахматова стояла за материальность, вещественность литературных образов. Она быстро завоевывает популярность в поэтических кругах.

В 1912 году вышел первый стихотворный сборник Ахматовой «Вечер», который вызвал большой интерес у петербургской публики. В том же году в семье Гумилёва и Ахматовой родился сын Лев, будущий ученый.

Перед Первой Мировой войной, Ахматова публикует второй сборник стихотворной лирики, «Чётки». Автору казалось, что эта книга «потонет» в мировых потрясениях времени. Однако до 1923 года сборник переиздавался восемь раз. В 1917 г. опубликован сборник «Белая стая».

В 1960-е годы творчество Ахматовой получило общемировое признание — поэтесса стала номинантом на Нобелевскую премию, получила литературную премию «Этна-Таормина» в Италии. Оксфордский университет присвоил Ахматовой степень почётного доктора литературы. В мае 1964 года в Музее Маяковского в Москве прошёл вечер, посвящённый 75-летию поэтессы. В следующем году вышел последний прижизненный сборник стихов и поэм — «Бег времени».

Анна Ахматова скончалась в марте 1966 в кардиологическом санатории в Подмосковье. Погребена в посёлке Комарово под Ленинградом.

Читайте также: