Анализ стиха бальмонта фантазия
Обновлено: 04.11.2024
В стихотворении, на первый взгляд, К.Бальмонт рисует картину спящего зимнего леса:
Вещий лес спокойно дремлет, яркий блеск Луны приемлет
И роптанью ветра внемлет, весь исполнен тайных грез.
Далее картина леса как бы растворяется, уступая место чему-то неопределённому: вздохам, пенью, тоске, упоенью, духам ночи с искрящимися очами. Все эти мимолётные образы, впечатления возникают в воображении лирического героя, рождены его фантазией, поэтому стихотворение так и называется.
Лирический герой чувствует в чуть трепещущих очертаниях леса что-то таинственное, неземное, недоступное пониманию человека. Для создания ощущения таинственности, романтичности, тревожности поэт использует разнообразные художественные средства. Например, сравнения («как живые изваянья», «точно искрится звезда», «точно светлый дождь струится», «как червь»). Образы природы (ветер, метель, лес) оживлены олицетворением. В стихотворении всё движется, чувствует, живёт: лес «спокойно дремлет», «роптанью ветра внемлет», «исполнен тайных грёз»; «стон метели», «шепчут сосны, шепчут ели». Стихотворение насыщено эпитетами («тихий стон», «стройные ветви», «скорбное моленье», «вещие сказочные стволы», «ясные светлые сны» и др.). Автор часто прибегает к лексическим повторам: шепчут – шепчут, чьи-то – чьё-то, это – это, что – что, всё – всё, жажда – жажда, мчатся – мчатся.
Интересны и синтаксические приёмы. Во второй строфе ряд риторических вопросов:
Что их мучит, что тревожит? Что, как червь, их тайно гложет?
Отчего их рой не может петь отрадный гимн Небес?
Для стихотворения характерны ряды однородных конструкций. Например:
Ни о чем не вспоминая, ничего не проклиная,
Ветви стройные склоняя, звукам полночи внимать.
«Точно их томит тревога, жажда веры, жажда Бога…»
В стихотворении слышится баюкающее плескание, неясное журчание, тишина лунной ночи нарушается шёпотом, вздохами. Для создания этих звуковых ассоциаций автор широко использует аллитерацию (повтор согласных) шипящих и свистящих: (ж, ш, щ, ч ; з, с), а также сонорных: (л , р, м, н.). Например:
Слыша тихий стон метели, шепчут сосны, шепчут ели…
…Чуть трепещут очертанья вещих сказочных стволов…
Автор использует строфу с перекрёстной рифмовкой и внутренними рифмами, что придаёт стихотворению особую музыкальность, выразительность. Оно звучит размеренно, певуче и монотонно.
Итак, своеобразие стихотворения К.Бальмонта заключается в использовании символических образов вольных стихий, различных средств выразительности (олицетворений, эпитетов, лексических повторов), особой музыкальности и звуковой организации. Лёгкость, воздушность, трепетность чувствуются в как бы вибрирующем лирическом пейзаже. Поэт рисует лишь контуры предметов, которые кажутся переменчивыми, мимолётными в лунном освещении.
Читайте также: