Анафора в стихах бальмонта
Обновлено: 22.11.2024
Еще философ Вольтер писал: «Отчизна – это край, где пленница душа». Красота русской природы всегда пленяла писателей, поэтов и художников, но особенно это проявилось в периоды Золотого и Серебряного веков, в эпоху расцвета русской литературы и искусства. На пересечении этих двух эпох жил и трудился Константин Дмитриевич Бальмонт, поэт-символист, эссеист, переводчик. Его личность с самого начала обросла легендами о происхождении поэта, споры вызывало и ударение в его фамилии. С уверенностью можно утверждать, что личностью он был весьма незаурядной, жил не разумом, но чувствами, был невероятно чуток, раним, но исключительно щедр на доброту. Он очень рано начал писать, и одними из наиболее известных его произведений являются: «Будем как солнце», книга «Светослужение», стихотворение «Жар-Птица». Но одним из признанных шедевров русской литературы является стихотворение «Безглагольноть».
Деревня Гумнищи считается родиной Бальмонта, где он провел все свое детство, а поэтому очень часто вспоминал свои родные места в своих произведениях. Вероятно, детские впечатления нашли свой отклик и в стихотворении «Безглагольность», в котором ярко изображен трепет души перед природой. Как же точно ему удалось передать прохладное настроение русской природы в ее «усталой нежности» «безмолвной боли затаенной печали»! В воображении рисуются удивительные картины девственной, нетронутой русской природы. В строках «Безглагольности» начинает томно звучать тишина: «Недвижный камыш. Не трепещет осока.// Глубокая тишь. Безглагольность покоя». Это еще не разгаданная, недоступная природа, тихая, смирная, печальная, она подобна идеалу русской девушки - гордой, мудрой и всегда молодой. Тишина… Ни единого шороха, ни единого звука, движения. Именно поэтому стихотворение и носит название «Безглагольности». В нем запечатлен безмолвный крик души лирического героя. Он будто бы со слезами на глазах созерцает недоступную и глубокую красоту, видя в ней одновременно и «безвыходность горя», и безграничную свободу, бескрайние просторы, что влекут за собой, но останавливают своим угрюмым молчанием: «Деревья так сумрачно-странно-безмолвны,// И сердцу так грустно, и сердце не радо». Эта таинственная прелесть заставляет лирического героя заглянуть внутрь самого себя, и, тем временем, окончательно привязывает его к себе духовно. Угрюмость русской природы – это символ духовных исканий, когда вот-вот, кажется, подбираешься к истине, но нет, она отдаляется от тебя… вдруг огорчение, истина кажется такой далекой, такой чужой. Но она, как говорят, рядом, она – вокруг!
Бальмонт был певцом любви, идеалистом, он искренне верил, что истина достойна как человеческой жизни, так и смерти: «Если к пропасти приду я, заглядевшись на звезду,// Буду падать, не жалея, что на камни упаду». Бальмонт наслаждается прелестью своего пути, наслаждается его мгновениями, он не столько искатель, сколько просто путешественник. Но его лирический герой одинок… И это чувствуется в настроении «Безглагольности». Палитра стихотворения содержит скорее приглушенные тона, темно-синее, но глубокое небо, серо-зеленые дали, холодные и молчаливые, очарование таинственного, но недолговременного оранжево-красного заката, темно-зеленые выси деревьев, дремучие и угрюмые леса. Картина рисуется совсем не радостная, но, тем временем, она затягивает и очаровывает. Каждый поэт видел Россию сквозь призму своей души. Стоит вспомнить Фета с его стихотворением «Шепот, робкое дыханье», в котором, как известно, нет ни одного глагола! Всю прелесть и звучание природы ему удалось передать с помощью существительных и прилагательных. В отличие от Бальмонта, стихотворение Фета менее пафосно, более восторженно-романтично и насыщено звуками, а не зияющей и гудящей тишиной. Кажется, что у лирического героя Бальмонта, изнемогающего от тоски и щемящей боли, вот-вот произойдет срыв. Ища успокоение в природе, он не находит его…
Стихотворение носит глубокий философский характер, в нем душевное состояние лирического героя передано через картины природы. Как писал сам Бальмонт: «Я – изысканность русской медлительной речи». И действительно, стихотворения невозможно читать, не вдумываясь в значение каждого его слова. Медлительность ритма создается за счет использования Бальмонтом амфибрахия с чередованием женской перекрестной рифмы. Его образность достигается за счет многочисленных эпитетов и метафор ( «усталая нежность», «безвыходность горя», «глубокая тишь»), эмоционально-окрашенных однородных существительных, образованных от прилагательных («Безвыходность горя, безгласность, безбрежность»), здесь же мы наблюдаем и явление аллитерации. Благодаря приставке «без» создается образ внутренней опустошенности героя. В третьей строфе Бальмонт парцеллирует первые две строки, тем самым подчеркивая то, что лирический герой словно бы прислушивается в надежде услышать хоть какой-нибудь шорох. В стихотворении содержится и амплификация, в данном случае – анафора: «И сердцу так грустно// и сердце не радо». Создается ощущение, что лирический герой отчасти наслаждается своим одиночеством, смакует все его лирические грани.
Это стихотворение отчасти иллюстрирует особенности русского менталитета, сложившиеся на основе восприятия человеком природы. Ведь не зря говорят, что русская душа загадочна! И эту безмолвную, влажную, туманную таинственность удалось передать Бальмонту в своем стихотворении «Безглагольность». Даже в самом названии уже чувствуется драматическое начало, созвучное с церковным колокольным звоном, раздающимся где-то вдали. Тем не менее, это произведение заслуженно признано шедевром русской литературы, даже современная поэту молодежь неустанно цитировала это стихотворение. Глаголити – значит говорить. Природа же, напротив, молчалива, неподвижна, она будто застыла в своем великолепии, и этим она притягательна. Бальмонту удалось соединить зов и крик своей души с равнодушием и гордым величием самой матери-природы, он показал, что в одиночестве человек совершенно бессилен и безглас. Но тем временем герой преклоняется перед могуществом и силой тишины, которая, буквально, сводит его с ума…
Читайте также: