Аллитерация в стихах маяковского примеры

Обновлено: 24.12.2024

Аллитерация — это сти­ли­сти­че­ский при­ём повто­ра соглас­ных зву­ков в худо­же­ствен­ной речи, уси­ли­ва­ю­щий её образ­ность и выразительность.

Узнаем, что такое алли­те­ра­ция в поэ­ти­че­ской речи, каки­ми сред­ства­ми созда­ет­ся и для чего при­ме­ня­ет­ся в худо­же­ствен­ной литературе.

Что такое аллитерация?

Художник сло­ва, созда­вая свое про­из­ве­де­ние, стре­мит­ся все­ми воз­мож­ны­ми лек­си­че­ски­ми, син­так­си­че­ски­ми и сти­ле­вы­ми сред­ства­ми создать яркую образ­ную кар­ти­ну, воз­дей­ство­вать на ауди­то­рию чита­те­лей и вызвать опре­де­лен­ный отклик. Для это­го исполь­зу­ют­ся раз­лич­ные фигу­ры худо­же­ствен­ной речи.

Дополнительный мате­ри­ал О смыс­ле лите­ра­ту­ро­вед­че­ско­го тер­ми­на «фигу­ра» узна­ем в ста­тье «Что такое эпи­фо­ра?».

Понятие фигу­ры вклю­ча­ет в себя син­так­си­че­ские и сти­ли­сти­че­ские кон­струк­ции, осно­ван­ные на повто­ре­нии отдель­ных зву­ков, слов, сою­зов, несу­щих основ­ную смыс­ло­вую нагруз­ку в худо­же­ствен­ном тек­сте. Такой спо­соб выде­ле­ния слов назы­ва­ет­ся повто­ром.

Повторы могут быть обра­зо­ва­ны повто­ре­ни­ем зву­ков раз­лич­ных кате­го­рий — соглас­ных и глас­ных или их соче­та­ни­ем. Если худож­ни­ком сло­ва в тек­сте поэ­ти­че­ско­го про­из­ве­де­ния наме­рен­но исполь­зу­ет­ся повтор отдель­ных соглас­ных зву­ков или их соче­та­ний, тогда речь идет об алли­те­ра­ции. Аллитерация — это сти­ли­сти­че­ская фигу­ра поэ­ти­че­ской речи.

Определение Аллитерация — повтор соглас­но­го или груп­пы соглас­ных с целью уси­ле­ния образ­но­сти и выра­зи­тель­но­сти худо­же­ствен­ной речи.

Аллитерация, как один из спо­со­бов зву­ко­вой орга­ни­за­ции речи, рож­да­ет осо­бые фоне­ти­че­ские эффек­ты в худо­же­ствен­ном тек­сте, что уси­ли­ва­ет его образ­ность и созда­ёт яркое впе­чат­ле­ние у чита­те­ля от нари­со­ван­ной поэ­ти­че­ской кар­ти­ны. Слова, свя­зан­ные алли­те­ра­ци­ей, при про­из­но­ше­нии выде­ля­ют­ся а рече­вом пото­ке и при­об­ре­та­ют осо­бую зву­ко­вую и инто­на­ци­он­ную значимость.

Например, чита­ем у Сергея Есенина:

Свищет ветер, сереб­ря­ный ветер
В шёлко­вом шеле­сте снеж­но­го шума.

Повтор сви­стя­ще­го соглас­но­го зву­ка [с] в пер­вой стро­ке рож­да­ет ими­та­цию сви­ста зим­не­го холод­но­го вет­ра. Во вто­рой стро­ке сти­ха повто­ря­ет­ся шипя­щий соглас­ный [ш], кото­рый при­зван создать у чита­те­ля яркое впе­чат­ле­ние шеле­ста быст­ро пада­ю­ще­го сне­га или сте­лю­щей­ся позем­ки, густой метели.

Аллитерация в художественной литературе

Аллитерация под­чер­ки­ва­ет зву­ча­ние отдель­ных слов в твор­че­стве клас­си­ка рус­ской лите­ра­ту­ры А.С. Пушкина. Поэт наме­рен­но под­би­ра­ет сло­ва с оди­на­ко­вы­ми соглас­ны­ми, этим выде­ляя их в пото­ке речи и созда­вая осо­бый зву­ко­вой эффект.

Нева вздувалась и ревела,
Котлом клоко­ча и клубясь…

Подобна лилии крылатой,
Колеблясь, вхо­дит Лалла-Рук…

Прием алли­те­ра­ции часто исполь­зо­вал в сво­ем твор­че­стве В.В. Маяковский, что при­да­ва­ло поэ­ти­че­ско­му тек­сту осо­бен­ное выра­зи­тель­ное значение.

Читая эти стро­ки, мы как буд­то в самом деле слы­шим чёт­кую бара­бан­ную дробь. Этого эффек­та поэт доби­ва­ет­ся повто­ре­ни­ем звон­ких соглас­ных зву­ков «б» и «р», с помо­щью кото­рых он дости­га­ет ими­та­ции бара­бан­но­го боя.

Били копы­та,
Пели будто:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.

В сто сорок солнц закат пылал…

Я сра­зу сма­зал кар­ту будня,
плес­нув­ши крас­ку из стакана;
я пока­зал на блю­де студня
косые ску­лы океана.

Откроем томик сти­хов Марины Цветаев и прочтем:

Город во мгле засыпает,
Серп сереб­ри­стый возник,
Звездами снег осыпает
Твой воротник.

Здесь у каж­до­го мысль двоякая,
Здесь, ездок, торо­пи коня.
Мы прой­дем, кошель­ком не звякая
И брас­ле­та­ми не звеня.

Ресницы, рес­ни­цы,
скло­нен­ные ниц.
Стыдливостью ресниц
Затменные — солн­це в вен­це стрел!

А вот как созда­ет зву­ко­вые эффек­ты с помо­щью алли­те­ра­ции поэт Константин Бальмонт:

-Полночной порой в болот­ной глуши
Чуть слыш­но, бес­шум­но шур­шат камыши.

Ветер, Взморье. Вздохи ветра.
Величавый воз­глас волн.
Буря близ­ко. В берег бьётся
Чуждый чарам чер­ный челн.

Видеоурок «Повтор (анафора, аллитерация, лексический повтор)»

Читайте также: