Альбом стихи о родине и родной природе в иллюстрациях
Обновлено: 22.11.2024
2.Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект: литература.
3.Тип проекта: творческий, парный.
4. Цель проекта: создание альбома иллюстраций стихов А.Н.Майкова и И.З.Сурикова о природе.
познакомиться с биографией поэтов А.Н. Майкова , И.З. Сурикова;
прочитать и проанализировать стихотворение «Ласточки» А.Н.Майкова;
прочитать и проанализировать стихотворение «Зима» И.З.Сурикова;
нарисовать иллюстрации к прочитанным стихотворениям.
6. Руководитель проекта: Иванова Н.Н.
7. Возраст участников проекта: 10лет.
8. Предполагаемый продукт: альбом иллюстраций понравившихся стихотворений о родной природе.
I . Вступление. Мир природы для многих поэтов – источник вдохновения. Настоящими художниками слова являются Аполлон Николаевич Майков и Иван Захарович Суриков. В стихах этих поэтов отразилась любовь к родной земле, родной природе.
II . Основная часть. «Стихи о Родине и родной природе в наших иллюстрациях»
1. Аполлон Николаевич Майков (1821-1897) родился недалеко от Москвы, в селе Никольском. Здесь прошло его детство. Летом мальчик с отцом ходил на рыбную ловлю, видел, как убирали на лугу душистое сено; осенью бегал в лесу по золотым листьям; зимой слушал нянины сказки и ждал весны, когда снова можно будет бежать в лес, в поле. Неудивительно, что, став поэтом, А.Н.Майков много стихов написал о родной русской природе.
2. Анализ стихотворения «Ласточки»
Мне очень понравилось стихотворение А.Н.Майкова «Ласточки». В нём говорится о ласточках, о чувствах человека, печали, сожалении о том, что он не сможет улететь от осени, как птицы. Автор с грустью вспоминает об ушедшем лете, о семье ласточек, которая радовала его своими весёлыми разговорами. Но пришла осень, и птички улетели.
Это стихотворение вызывает чувство грусти. Понять настроение лирического героя помогают приёмы художественной выразительности:
предметный ряд: сад, куст настурций, солнце, лист, кузнечики, гнездо, окно, ласточки;
метафоры: сад помят, поломан, увядает;
эпитеты: пустое (гнездо), быстрых (головок), одиноко (гнездо) весел, ловок (труд);
сравнения: как дети;
олицетворения: ласточки хлопотали, говоруньи вели разговор;
уменьшительно-ласкательные слова: летуньи, говоруньи, прутики;
восклицательные предложения: мне грустно; как весел был труд их, как ловок; …две ласточки, строя его; о, если бы крылья и мне;
Когда я читаю это стихотворение, то представляю себе увянувший осенний сад, неяркое солнце, которое уже не радует так, как летом, пустое гнездо ласточек под крышей и одинокого человека возле крыльца дома. Но пройдёт зима, и летом ласточки и снова будут радовать своим щебетом жильцов дома.
3. Иван Захарович Суриков (1841-1880) родился в деревне Новосёлово Ярославской губернии в семье крестьян. До восьми лет жил в деревне под опекой заботливой бабушки и матери. О деревенском детстве И.З.Суриков сохранил самые светлые воспоминания. Ему посвящены чистые и бесхитростные стихи: «Детство», «В ночном», «Зима». В них он рассказывает о зимних забавах крестьянских детей, том, как весело и радостно пасти лошадей в ночном, слушать бабушкины сказки про Ивана-царевича и Серого волка. В деревенской жизни поэт находил источник душевного спокойствия и красоты.
4. Анализ стихотворения «Зима».
В этом стихотворении говорится о первом снеге. Автор любуется пушистыми снежинками, они, кружась в медленном танце, тихо ложатся на землю, укрывая её белой пеленой. Ему радостно смотреть на уснувший тёмный лес, прикрытый «чудной» шапкой. С нетерпением ждёт он первых морозов. Увидеть картину преобразившейся природы помогают средства художественной выразительности:
предметный ряд: поле, снег, лес, солнце;
эпитеты: пушистый (снег), тёмный (лес), крепко, непробудно;
сравнения: что шапкой (принакрылся), точно пеленою (всё его одело);
олицетворения: лес заснул, пришли морозцы;
Стихотворение вызывает радостное, весёлое настроение. Мне особенно понравились строки, в которых говорится о лесе, заснувшем «крепко, непробудно». Он представляется мне каким-то сказочным великаном.
III . Вывод. Русские поэты А.Н.Майков и И.З.Суриков посвятили природе разных времён года много стихотворений. И каждый видел и по-своему изображал осень, зиму и лето. Пейзажная лирика помогает нам лучше видеть красоту родной русской природы.
1. В.Я.Коровина Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. /В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2012
2. Николаев П.А. Русские писатели. Библиографический словарь II т. с. 3-5,
Читайте также: