Ахматова стихи анализ стихотворения белой ночью
Обновлено: 04.11.2024
Я на солнечном восходе
Про любовь пою,
На коленях в огороде
Лебеду полю.Вырываю и бросаю –
Пусть простит меня.
Вижу, девочка босая
Плачет у плетня.Страшно мне от звонких воплей
Голоса беды,
Все сильнее запах теплый
Мертвой лебеды.Будет камень вместо хлеба
Мне наградой злой.
Надо мною только небо,
А со мною голос твой.
11 марта 1911 г., Царское Село.
Анализ стихотворения Ахматовой «Песенка»
Стихотворение Анны Андреевны Ахматовой «Песенка» было написано 11 марта 1911 года в Царском Селе. Оно состоит из четырёх строф, стихотворный размер, предположительно, – четырёхстопный хорей, сокращающийся в последней строке четверостишия до трёх стоп. Рифма везде перекрёстная вида abab.
Поначалу произведение может показаться наивным и даже легкомысленным. Его название настраивает на беззаботный лад, будто речь должна идти о чём-то радостном, даже детском. Действительно, позже мы встретим в строках юное дитя – девочку, но этот образ будет совсем не весёлым.
Речь в стихотворении идёт от первого лица. Устами героини говорит сама поэтесса. В начальной строфе она рассказывает о том, как занимаясь будничным делом – прополкой сорняков, она напевает какую-то песенку о любви. Этот образ пока не вызывает опасения. Многие из нас знакомы с деревенской жизнью и не раз видели, как женщины хозяйничают в огороде и развлекают себя песней. Оптимистичным этот образ делает эпитет «на солнечном восходе».
Однако уже в следующих строках можно почувствовать надвигающуюся трагедию. Во-первых, автор упоминает, что растение, от которого она избавляется, это лебеда. Читателю сразу на ум придёт знаменитая народная песня «Посею лебеду на берегу». У этого произведения печальный сюжет – от молодой крестьянки уходит муж-казак, а ей самой приходится сеять сорную траву, чтобы как-то прокормиться. Девушка тоскует по юности и ушедшей любви.
Вот и героиня «Песенки» хоть и не живёт в столь суровых условиях, но всё же вынуждена тяжко трудиться – ранним утром стоя на коленях обрабатывать землю. Показательно, что поэтесса использует грубые глаголы «вырывать», «бросать», чтобы продемонстрировать, сколько усилий отнимает у неё это занятие.
Во-вторых, появляется образ босой девочки. Он также указывает на бедность героини. Мы не знаем, что заставило малышку плакать. Важнее то, какую реакцию это вызывает у женщины. Она боится. Автор называет рыдания ребёнка эпитетами «голос беды», «звонкие вопли». Едва ли поводом для таких слёз стала глупая обида. Гораздо вероятнее, что в семье девочки стряслось что-то страшное. Эта догадка усиливается с помощью образа погибающих растений, источающих сильный тёплый запах.
Напряжение достигает апогея в последней строфе. В словах «надо мною только небо, а со мною голос твой» можно почувствовать намёк на одиночество и обречённость. Думается, героиня предчувствует, что возлюбленный скоро покинет её, погибнув где-то или уйдя от неё по своей воле. Женщина понимает, что её труды, её чувства не принесут ей ничего, кроме боли, отсюда образ камня в качестве награды. Представляется, этот камень можно трактовать и как нынешнее состояние героини, которая пока не в силах сдвинуться с места или изменить свою судьбу.
Читайте также: