Агния барто стихи по дороге в класс

Обновлено: 04.11.2024

Спешил Никита на урок,
Шел не сбавляя шага,
Вдруг на него рычит щенок,
Кудлатая дворняга.

Его Танюша по пути
Благодарит за смелость.
Еще разок ее спасти
Никите захотелось.

Стихи «По дороге в класс» Агнии Львовны Барто – юмористическое столкновение неуемного героизма со здравым смыслом.

Стихотворение датируется 1955 годом. Уже классик детской литературы, поэтесса все чаще обращается к новому жанру – сатире. Ее первые опыты одобрил сам К. Чуковский. В жанровом отношении – сценка из школьной жизни, рифмовка сложная, смешанная, 9 строф. Как правило, герои стихов поэтессы имеют имена. Не стало исключением и данное произведение. Никита с Танюшей (кстати, именно таким было имя дочери автора) торопятся в школу. Видимо, школа имеется в виду столичная, а значит, это первый год, как отменили экспериментальное раздельное обучение мальчиков и девочек. Грозный рык щенка нарушает идиллию. Мальчик и бровью не повел: «Он не трус!» Однако Танюшка проявляет простительную слабость и пугается. Мимолетный эпизод превращается в настоящий подвиг. Герой «отогнал дворнягу» и принимает заслуженную благодарность от спасенной одноклассницы. Никита решает брать быка за рога и предлагает девочке потеряться. В дремучем лесу, разумеется. Для нее пустяк, а для него – возможность проявить свою смекалку. Впрочем, Танюшу перспектива аукаться в лесу с Никитой почему-то не радует. Однако фантазер уже не может остановиться: «утони когда-нибудь!» К его досаде, девочка умеет плавать. В общем, Никита чрезвычайно вырос в собственных глазах после встречи с кудлатым щенком. В его воображении дворняга обернулась матерым волком. Но «в мечтах» и волк был побежден голыми руками. Окончательно зазнаться помешали только распахнутые двери школы. Пришлось идти в класс и вновь из героя стать учеником начальных классов. Стихотворение динамично, эмоционально, с живой разговорной лексикой и интонацией. В основе его – диалог детей и авторское отступление. Случившаяся история вполне правдоподобна, в ее героях могли себя узнать множество читателей. Стих изобилует восклицаниями, есть и один многозначительный вздох: «она его не поняла…» Как и должно быть в стихах для детей, эпитетов практически нет, разве что «кудлатая дворняга». Особую трогательность, беспомощность придает девочке уменьшительный суффикс в имени, и вскрик «ой» (междометие). Впрочем, позднее выяснится, что она не такого уж и робкого десятка. Ряд инверсий: спешил Никита, пойдут подружки. Фразеологический оборот: слезы градом. Гипербола: всю дорогу спасал.

Стихотворение «По дороге в класс» А. Барто – школьная история, универсальная и поучительная для детей любого поколения.

Читайте также: