Адыгэ уафэ адыгэ щ1ылъэ стих

Обновлено: 22.11.2024

Занятие для старших дошкольников по ознакомлению с культурой, историей, национальными костюмами Кабардино-Балкарии.

Конспект открытого занятия в старшей группе

«Путешествие по Кабардино-Балкарии»

Задачи приоритетной образовательной области:

Художественно-эстетическое:развитие изобразительной деятельности: учить детей расписывать силуэты изделий элементами народных орнаментов.

Задачи ОО в интеграции:

Познавательное развитие: Познакомить с историей кабардинского национального костюма, с особенностями его внешнего вида;

Научить видеть и знать, какие на одежде национальные орнаменты, форма шитья, цвет ткани.

Дать понятие о повседневном и праздничном костюме.

Развитие любознательности, интересов детей, формирование интереса к культуре России и народов Кабардино-Балкарии, знакомить детей с народно-прикладным искусством народных мастеров.

Художественно-эстетическое: восприятие музыки

Речевое: обогащение активного словаря

Социально-коммуникативное: развитие взаимодействия со взрослым и сверстниками.

Физическое: овладение игровым упражнением с правилами, развитие мелкой моторики.

Предпосылки учебной деятельности: формирование умения слушать и слышать, выполнять инструкции взрослого, формирование умения выполнять по заданному образцу

Оборудование для педагога: национальный костюм, образцы орнаментов, виды декоративно-прикладного искусства на слайдах, запись национальных мелодий, ТСО.

Оборудование для детей: силуэты нарукавников, образцы орнамента, гуашь, кисточки

Воспитатель: ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Поздоровайтесь с ними. Повернулись все ко мне. Пусть каждый из вас приложит руку к своему сердцу, послушает, как оно бьётся. Послушали? Возьмитесь за руки и часть тепла и любви из своего сердца из ладошки передайте друг другу, улыбнитесь каждый своему соседу. Посмотрите все на меня. В ваших глазах я увидела любопытство, желание пообщаться со мной и со своими друзьями.

(Тихо звучит национальная музыка)

Эльбрус и реки быстрые,

С волшебной облепихой

И с тучными отарами

Воспитатель: Ребята, о какой республике говорится в этом стихотворении?

(Ответы детей): В стихотворении говорится о Кабардино-Балкарии, о нашей республике.

Воспитатель: Правильно. В этом прекрасном стихотворении говорится о нашей любимой республике Кабардино-Балкария.

Ребята, а какие народы живут в Кабардино-Балкарии?

Дети: Кабардинцы, балкарцы, русские.

Воспитатель: Вот видите, сколько разных народов проживает в нашей республике Кабардино-Балкария.

А как называется страна, в которой мы живем?

Дети: Мы живем в стране - Россия.

Стихи про Россию

Земля, где я сделал

Свой первый шажок,

Где вышел когда-то

К развилке дорог.

И понял, что это

Что мы Родиной зовём

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

Песня «Родина»

Воспитатель: Мы живем в многонациональной стране Россия, и каждый народ славится своим национальным костюмом.

Кабардинский национальный костюм имеет давнюю историю, у него свои особенности, он очень красивый.

Мы с вами попадём в прошлое нашего кабардинского народа, когда жили наши прабабушки и прадедушки. Посмотрим и поговорим, в каких одеждах они ходили.

С давних времён наш народ славится традициями, обычаями, красивой одеждой, народной мудростью, пословицами, где они выражали свой ум и опыт, накопленный многими веками. По пословицам можно судить о ценностях того или иного народа, также в них отображаются самые разные стороны жизни людей.

Ребята! У нас есть волшебный ключ, он поможет нам, если вы вспомните народные кабардинские пословицы и стихи.

1 реб: Нэмыс здэщымы1э, насып щы1экъым.

2 реб: Уи псалъэ гъэ1эси, уи нэмыс гъэбыдэ.

3 реб: Уи япэк1э бдза мывэм, ухуозэж.

4 реб: Лэжьыгъэм уегъэлъап1э, щхьэхынагъэм уегъэпуд.

5 реб: Гупсыси псалъэ, зыплъыхьи т1ыс.

6.реб: 1ей пщ1ауэ, ф1ым ущымыгугъу.

7.реб: Ф1ы пщ1амэ, ф1ы къыпок1уэ.

8.реб: Улажьэмэ лыжь пшхынщ, умылажьэмэ лажьэ бгъуэтынщ.

Щ1ылъэр си плъап1эщ.

Уи лъахэм ситмэ,

3Уи къалэ щхьиблым

5Уи губгъуэ куэщ1ыр

7Уи нэр зыдэплъэм

Уи 1эр лъо1эсыр.

Къырым илъ дани

Уи лъахэм ситмэ,

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо знаете народные пословицы и стихи, а вот и волшебный ключ, теперь он точно откроет нам двери.

Двери раскрываются медленно под тихую национальную музыку, и дети попадают в прошлое время. Помещение обставлено старинными предметами, а так же висят национальные костюмы (женские и мужские). В помещении находится девушка в национальном костюме, сидит и вышивает национальную шапку.

Воспитатель: Ребята! Ой, посмотрите, это же - Сатаней.

- Из какой сказки она к нам пришла?

(из кабардинской сказки.)

-Как называется сказка? (Сосруко)

Давайте подойдём к ней и поздороваемся.

Дети: Здравствуйте, Сатаней!

Воспитатель - Сегодня вы узнаете много нового о национальном костюме. Раньше, в давние времена, народы Северного Кавказа носили национальные костюмы. (Слайд№1)

И у каждого народа был свой костюм, который отличался от других. Наш кабардинский национальный костюм очень красивый. Посмотрите (показ рисунка, (Слайд№2)

Костюмы бывают разные: на каждый день и праздничные дни у женщин и у мужчин.

(Слайд№3) Дети, вы знаете, как называется национальный костюм для женщин и мужчин?

Дети: Адыгэ фащэ.

Воспитатель: (Слайд№4) А теперь посмотрите на этот женский костюм.

Воспитатель: Сатаней, думаю, что наши дети знают, из чего состоит женский костюм.

Дети: Из платья, нагрудника, нарукавников, шапки с шалью, золотого или серебряного пояса.

Воспитатель: Правильно, дети, молодцы!

Воспитатель: Ребята, раньше платье шили из дорогих тяжёлых тканей: это бархат или плотный шёлк. А еще платья обязательно украшали.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, чем украшали платье?

Дети - Вышивкой украшали края разреза платья (национальным орнаментом -ветки яблони, рога барана, следы животных, трилистник и т. д.).

Дети: Они так вышивали, потому что кабардинский народ издавна занимался сельским хозяйством и это отражалась в узорах.

А на голове девушки носили шапки с шалью.

Шапки различались по высоте. Какую форму имеет шапка?

Дети: Форму цилиндра.

Воспитатель: Основой шапки является твёрдый картон, который потом обтягивался тканью из бархата, сукна. Украшали также национальными орнаментами.

А еще важным элементом являются нарукавные подвески. А вы знаете, когда надевают нарукавные подвески?

Дети: Их надевают в праздничные, торжественные дни, ещё во время свадеб.

Воспитатель: Я вам расскажу, почему их надевали.

Раньше мужчинам не разрешали смотреть на руку девушки, и на свадьбе девушки прятали руки нарукавником, и чтобы во время танца мужчины не прикасались руки девушки.

Воспитатель: Ребята, вот мы рассмотрели с вами женский национальный костюм, вспомнили, из чего он состоит, узнали много нового.

А сейчас мы покажем как в национальных костюмах наши дети танцуют красивый танец кафа.

Пшынауэ 1эзэм къафэр зэхишэм

Къэфэнхэр псори фыкъызыхуэс

Адыгэ пшынэм сигур къыдофэ

Адыгэ къафэм хуэдэу зы къафэ

Мы дуней псом темыт

Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть в очень интересную игру.

Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)

Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)

Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)

Головою три кивка. (Движения головой.)

На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)

Пять - руками помахать, (Махи руками.)

Шесть — на место сесть опять. (Присели.)

Сатаней: ребята, здесь у меня в мастерской эскизы, но работу я не успела закончить. Надо украсить нарукавники национальными узорами. Поможете мне?

Воспитатель. – Для того, чтобы работа получилась красивой, разомнем наши пальчики.

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний –

Сам мизинчик – малышок

Постучался о порог.

Вместе пальчики друзья,

Друг без друга им нельзя Вверх большие пальцы.

Соединить под углом кончики пальцев обеих рук.

Поочерёдно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках.

Вверх выставляются только мизинцы, пальцы сжаты в кулак.

Кулачки стучат друг о дружку.

Ритмичное сжатие пальцев на обеих руках

А сейчас мы разделимся на две группы. Те, у кого красные бейджики, работают за этим столом, а у кого зеленые бейджики, вот здесь.

- Нам нужно украсить нарукавники, а для этого нужно выбрать национальный орнамент, нанести клей и приклеить, чтобы нарукавник стал нарядным.

Под спокойную музыку дети выполняют работу.

Воспитатель - прикрепляет нарукавники к костюму.

Сатаней. - Ну вот, теперь наш национальный костюм стал нарядным, спасибо вам большое.

Воспитатель: сегодня мы с вами совершили удивительное путешествие в историю национального костюма, узнали, из чего он состоит, теперь мы знаем, каким орнаментом украшается национальный костюм.

Воспитатель: Наша национальная одежда - это культура кабардинского народа. Надо беречь национальную одежду, сохранять ее для подрастающего поколения.

ПЕСНЯ АДЫГЭ ФАЩЭ

Сатаней. – А я хочу угостить вас всех национальными сладостями.

(Угощает детей и гостей).

Публикации по теме:

Детский мастер-класс по аппликации «Путешествие листочков» для старших дошкольников Цель: выполнение плоскостной аппликации на осеннюю тематику. Задачи: - развивать мелкую моторику, фантазию и творческое воображение;.

Квест-игра «Путешествие в страну финансов» для старших дошкольников Квест-игра: “Путешествие в страну финансов” Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Финансовая грамотность-это.

Мастер-класс по изготовлению макета «Природные зоны Кабардино–Балкарии» Хочу познакомить, вас с изготовлением макета природных зон. Он знакомит детей с природой родного края. Он изготовлен из коробок из под.

Сценарий новогодней сказки для старших дошкольников «Маша и Медведь». Музыкальный руководитель: Малеева Н. П. Ведущий: Колобова С. В. Ёлка за ширмой, в зале полумрак, ёлка не горит, звучит завывание.

Сценарий досуга «Три кита» для старших дошкольников и их родителей Сценарий музыкального досуга "Три кита" Рекомендации: Досуг проводится в конце учебного года (когда освоен учебный материал) или в начале.

Читайте также: