А с пушкин стихи няне туча унылая пора
Обновлено: 04.11.2024
Цели: познакомить с жизнью и творчеством А.С. Пушкина или напомнить о них; развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества А.С. Пушкина.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, выставка книг писателя карточки, аудиоприложение к учебнику.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение самостоятельно.
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета.
Затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень.
Ветер с клена листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
— Прочитаем медленно (еще: с ускорением, с замедлением темпа, выразительно).
— Как бы вы его озаглавили? Почему?
— Определите тему и цели урока.
III. Проверка домашнего задания
— Прочитайте стихотворение «Няне» наизусть.
— Кто из вас подготовил иллюстрации к нему? Расскажите, что вы изобразили.
IV. Физкультминутка
V. Работа по теме урока
1. Чтение и анализ стихотворения «Туча»
(Учитель использует аудиоприложение к учебнику. Учащиеся слушают, как стихотворение читает актер.)
— Как Пушкину удается показать, что пора ненастья миновала? Какие слова он для этого выбирает?
— Объясните значение слова «алчный». (Жадный, корыстолюбивый, страстно желающий чего-нибудь.)
- Подберите синоним к слову «унылый». (Грустный, печальный.)
- Подберите антоним к слову «ликующий». (Унылый, тоскливый.)
- Можно ли сказать, что поэт ведет воображаемый диалог с тучей? Объясните.
- Приготовьтесь читать выразительно это стихотворение.
- Какое настроение автора вы выразите при чтении этого стихотворения?
(Выразительное чтение стихотворения учащимися.)
2. Чтение и анализ стихотворения «Унылая пора! Очей очарованье. »
(Учитель использует аудиоприложение к учебнику. Учащиеся слушают, как стихотворение читает актер.)
- Объясните значение слов и выражений: «багрец», «прощальная краса», «пышное природы увяданье», «в их сенях ветра шум», «отдаленные седой зимы угрозы».
- Подберите синонимы к словам «багрец», «увядание».
- Подберите антонимы к словам «свежее (дыхание)», «седая (зима)».
(Затем учащиеся работают по вопросам 1, 2 на с. 68 учебника. После чего выразительно читают стихотворение.)
3. Работа с репродукциями картин
- Рассмотрите репродукции картин В. Поленова «Золотая осень» и И. Левитана «Вечерний звон» на с. 69 учебника.
- Как художники изображают осеннюю пору? Составьте рассказ и запишите его план в тетрадь.
В. Поленов на картине «Золотая осень» изобразил пору золотой осени. Нам открывается красивый вид, великолепный пейзаж. Река совершает поворот, лес вдоль берега покрыт осенней позолотой. Облака в небе еще кучевые и белоснежные, а погода дарит тепло уходящих деньков бабьего лета.
Осень на ней еще только-только просыпается, она еще не дохнула на деревья, и многие из них еще в летней одежде, лишь некоторые сменили расцветку. Золото и багрянец теперь живут своей жизнью, разбавляя зелень и добавляя прелести мерцающему в лучах солнца берегу. Маленькая лесная дорога зовет за собой в лес, где еще цветут последние цветы, пахнет травой и хвоей и от земли исходит последнее тепло. Глядя на эту картину, хочется забыть на секунду о делах и проблемах, раствориться в нежной красоте и гармонии, подумать о плавном и неторопливом течении жизни, которая так далека от сегодняшних кипящих энергией городов.
Знаменитое полотно И. Левитана «Вечерний звон» написано в 1892 г. В этой картине живописец не ставил перед собой задачу точно изобразить конкретное место. Она была создана после посещения двух монастырей — на Волге и под Звенигородом — и отображает состояние души человека, который видит монастырь в лучах заката и слышит колокольный звон. Красива природа в лучах заходящего солнца: и неподвижная широкая река, и розовато-голубое небо с плывущими по нему серебристыми облаками, и густая роща на дальнем берегу. Безмятежный покой не нарушают ни лодка с группой паломников, медленно скользящая по реке, м и два монаха, прогуливающиеся по дальнему берегу, ни лодочник в лодке на переднем плане.
Торжественен и величественен белокаменный монастырь в окружении зеленой рощи. И даже его отражение в широкой реке неподвижно и безмятежно. Монастырь и природа словно слились в одно целое и стали неотъемлемой частью друг друга. Если бы на картине не было храма, пейзаж потерял бы огромную часть своей прелести.
Закончился день. Мы словно слышим, как в прозрачном вечернем воздyxe плывет вдоль берега и исчезает где-то в отдалении сладкозвучный игре звон церковных колоколов, зовущих людей на вечернюю службу. И окончание дня навевает воспоминания и некоторую печаль.
- Подумайте, как удалось художникам передать свое отношение к осенней поре. Совпадает ли оно с отношением А.С. Пушкина? Объясните.
VI. Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить?
VII. Подведение итогов урока
- Какое из стихотворений Александра Сергеевича вам больше всего понравилось?
Читайте также: