А с пушкин стихи няне туча унылая пора

Обновлено: 04.11.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить с жизнью и творчеством А.С. Пушкина или напомнить о них; развивать умения выразительно читать произ­ведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнози­ровать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: Р — фор­мулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планиро­вание вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключе­вых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и худо­жественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных дей­ствий, умение договариваться о совместных действиях); личност­ные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отно­шений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни), про­явление интереса к чтению и изучению творчества А.С. Пушкина.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, выставка книг писателя карточки, аудиоприложение к учебнику.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение самостоятельно.

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди, и нет просвета.

Затерялось где-то лето.

Ходит осень, бродит осень.

Ветер с клена листья сбросил.

Под ногами коврик новый,

— Прочитаем медленно (еще: с ускорением, с замедлением темпа, выразительно).

— Как бы вы его озаглавили? Почему?

— Определите тему и цели урока.

III. Проверка домашнего задания

— Прочитайте стихотворение «Няне» наизусть.

— Кто из вас подготовил иллюстрации к нему? Расскажите, что вы изобразили.

IV. Физкультминутка

V. Работа по теме урока

1. Чтение и анализ стихотворения «Туча»

(Учитель использует аудиоприложение к учебнику. Учащиеся слушают, как стихотворение читает актер.)

— Как Пушкину удается показать, что пора ненастья минова­ла? Какие слова он для этого выбирает?

— Объясните значение слова «алчный». (Жадный, корыстолю­бивый, страстно желающий чего-нибудь.)

- Подберите синоним к слову «унылый». (Грустный, печальный.)

- Подберите антоним к слову «ликующий». (Унылый, тоск­ливый.)

- Можно ли сказать, что поэт ведет воображаемый диалог с тучей? Объясните.

- Приготовьтесь читать выразительно это стихотворение.

- Какое настроение автора вы выразите при чтении этого стихотворения?

(Выразительное чтение стихотворения учащимися.)

2. Чтение и анализ стихотворения «Унылая пора! Очей очаро­ванье. »

(Учитель использует аудиоприложение к учебнику. Учащиеся слушают, как стихотворение читает актер.)

- Объясните значение слов и выражений: «багрец», «про­щальная краса», «пышное природы увяданье», «в их сенях ветра шум», «отдаленные седой зимы угрозы».

- Подберите синонимы к словам «багрец», «увядание».

- Подберите антонимы к словам «свежее (дыхание)», «седая (зима)».

(Затем учащиеся работают по вопросам 1, 2 на с. 68 учебника. После чего выразительно читают стихотворение.)

3. Работа с репродукциями картин

- Рассмотрите репродукции картин В. Поленова «Золотая осень» и И. Левитана «Вечерний звон» на с. 69 учебника.

- Как художники изображают осеннюю пору? Составьте рас­сказ и запишите его план в тетрадь.

В. Поленов на картине «Золотая осень» изобразил пору золотой осени. Нам открывается красивый вид, великолепный пейзаж. Река со­вершает поворот, лес вдоль берега покрыт осенней позолотой. Облака в небе еще кучевые и белоснежные, а погода дарит тепло уходящих день­ков бабьего лета.

Осень на ней еще только-только просыпается, она еще не дохнула на деревья, и многие из них еще в летней одежде, лишь некоторые смени­ли расцветку. Золото и багрянец теперь живут своей жизнью, разбавляя зелень и добавляя прелести мерцающему в лучах солнца берегу. Малень­кая лесная дорога зовет за собой в лес, где еще цветут последние цветы, пахнет травой и хвоей и от земли исходит последнее тепло. Глядя на эту картину, хочется забыть на секунду о делах и проблемах, растворить­ся в нежной красоте и гармонии, подумать о плавном и неторопливом течении жизни, которая так далека от сегодняшних кипящих энергией городов.

Знаменитое полотно И. Левитана «Вечерний звон» написано в 1892 г. В этой картине живописец не ставил перед собой задачу точно изобразить конкретное место. Она была создана после посещения двух монастырей — на Волге и под Звенигородом — и отображает состояние души человека, который видит монастырь в лучах заката и слышит колокольный звон. Красива природа в лучах заходящего солнца: и неподвижная широ­кая река, и розовато-голубое небо с плывущими по нему серебристыми облаками, и густая роща на дальнем берегу. Безмятежный покой не на­рушают ни лодка с группой паломников, медленно скользящая по реке, м и два монаха, прогуливающиеся по дальнему берегу, ни лодочник в лодке на переднем плане.

Торжественен и величественен белокаменный монастырь в окруже­нии зеленой рощи. И даже его отражение в широкой реке неподвижно и безмятежно. Монастырь и природа словно слились в одно целое и стали неотъемлемой частью друг друга. Если бы на картине не было храма, пейзаж потерял бы огромную часть своей прелести.

Закончился день. Мы словно слышим, как в прозрачном вечернем воздyxe плывет вдоль берега и исчезает где-то в отдалении сладкозвучный игре звон церковных колоколов, зовущих людей на вечернюю службу. И окончание дня навевает воспоминания и некоторую печаль.

- Подумайте, как удалось художникам передать свое отно­шение к осенней поре. Совпадает ли оно с отношением А.С. Пушкина? Объясните.

VI. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что лег­ко удавалось выполнить?

VII. Подведение итогов урока

- Какое из стихотворений Александра Сергеевича вам больше всего понравилось?

Читайте также: