21 ночь понедельник ахматова стих анализ
Обновлено: 23.11.2024
Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Двадцать первое. Ночь. Понедельник..
История создания – произведение написано в 1917 году, который был неспокойным для Ахматовой одновременно и в личном плане, и в общественном.
Тема стихотворения – разочарование в любви.
Композиция – линейная, от первой строфы и до третьей мысль развивается последовательно.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – трёхстопный анапест.
История создания
1917 год был очень сложным для Ахматовой. Не только из-за революции, которая сотрясала всю Россию, но и по личным причинам: разлад с мужем становился всё очевиднее и всё глубже. К тому же поэтесса начинает испытывать сомнения в том, что она действительно талантлива – и это несмотря на то, что сборники её стихов были очень хорошо приняты и критиками, и публикой. История создания произведения связана с сильными переживаниями, особенно личного характера.
Ахматова предчувствовала, что её брак не просто дал трещину – он распадается. Она была разочарована в себе из-за того, что позволила чувствам к Николаю Гумилеву полностью завладеть её сердцем, которое в итоге оказалось разбитым. Она была действительно разочарована в отношениях и относилась в любви без прежнего трепета.
Тема произведения достаточно проста. Оно посвящено разочарованию в любви – этом прекрасном чувстве, которое лирическая героиня пережила сполна, и при этом оно сделало её несчастной. Именно поэтому она говорит о любви с такой иронией, отрекается от нее, считает, что само её существование – это сказка, сочинённая каким-то бездельником.
При этом читателя не оставляет ощущение, что за всеми холодными фразами, сказанными будто в сердцах, на самом деле скрывается печаль по утраченному чувству и желание любить и, конечно, быть любимой в ответ.
Композиция
Линейно развивающаяся композиция стихотворения даёт возможность читателю проникнуть в душевный мир лирической героини. В первой строфе она как будто очерчивает время действия, показывая, насколько глубока её задумчивость. Создается впечатление, что женщина просто разговаривает сама с собой, убеждает себя в том, что любви на самом деле не существует. Представить такую картину несложно.
Вторая строфа также полна разочарования: ведь все верят в выдумку о любви и живут с ней, переживают из-за несуществующего и несущественного чувства.
В третьей строфе открывается главная мысль, что у самой лирической героини утраченная иллюзия забрала радость жизнь, забрала возможность просто жить. При этом она говорит о том, что прозрение, подобное тому, что посетило её, доступно не всем. И становится понятно, что сама лирическая героиня с удовольствием бы от него отказалась.
Трёхстопный анапест придаёт поэтическим строкам форму размышления.
Это лирическое стихотворение, в котором Ахматова описывает собственные чувства, вкладывая горькие слова в уста лирической героини. Она еще так молода, но успела разочароваться в главном для всякой женщины чувстве и это приводит её в отчаяние.
Средства выразительности
Читайте также: