19 глава евангелия от луки стих 26 28 толкование

Обновлено: 02.07.2024

Лк.19:1 . Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.

Лк.19:2 . И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,

Лк.19:3 . искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом,

Лк.19:4 . и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.

История мытаря Закхея составляет особенность Евангелия Луки, у других евангелистов она не сообщается. Когда Господь, направляясь в Иерусалим, проходил через Иерихон (об Иерихоне см. комментарии к Мф. 20:29 ), то начальник местных мытарей (в Иерихоне получалось немало пошлин с производства и вывоза бальзама и потому было несколько мытарей), человек богатый, по имени Закхей (с еврейского – чистый), очевидно, иудей, старался увидеть между проходившими Иисуса. «Кто Он» , т.е. кто из проходящих именно Иисус. Но это ему не удавалось, потому что он был мал ростом.

«Забежав вперед» , т.е. на ту улицу, которую Христос еще не прошел, но должен был пройти (по лучшему чтению – εἰς ἔμπροσθεν , а по Textus receptus – просто ἔμπροσθεν ).

«Взлез на смоковницу» – дерево это, очевидно, было довольно высокое.

«Мимо нее» . В греческом тексте стоит слово δί ἐκείνης , но предлог διά здесь лишний, его нет в лучших кодексах.

Лк.19:5 . Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.

Лк.19:6 . И он поспешно сошел и принял Его с радостью.

Знал ли Господь Закхея раньше – неизвестно. Он мог услышать имя мытаря от окружавших Его, которые знали Закхея и назвали его по имени, увидев его в странном положении на дереве.

«Сегодня надобно Мне быть. » Господь указывает Закхею на особенную важность для него нынешнего дня: Христос, согласно высшему определению (ср. стих 10), должен остановиться у Закхея на ночлег (ср. выражение μεῖναι – «быть» с Ин. 1:39 ).

Лк.19:7 . И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;

«Все» – гиперболическое выражение. Речь идет об иудеях, которые сопровождали Христа до дома Закхея и видели, как Закхей встретил Господа при входе.

«Зашел» – точнее: вошел для того, чтобы здесь остановиться ( εἰσῆλθε καταλῦσαι ).

Лк.19:8 . Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.

Вероятно, беседа, которую имел Христос с Закхеем, придя к нему, произвела огромное впечатление на душу мытаря. Давая обет расплатиться с нищими и обиженными им, он выражает этим сознание своего недостоинства пред таким великим счастьем, какого он удостоился теперь, – к нему пришел Сам Мессия.

«Обидел» ( ἐσυκοφάντησα ), т.е. если я кому повредил в материальном отношении своими доносами. Закхей мог, действительно, как глава мытарей, играть большую роль в деле штрафования торговцев, не внесших узаконенную пошлину за товар.

«Вчетверо» . Он рассматривает свой поступок как воровство, а за воровство, по закону Моисееву, полагалось уплачивать вчетверо или даже впятеро стоимости украденного ( Исх. 22:1 ).

Лк.19:9 . Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама,

«Сказал ему» – правильнее: в отношении к нему, Закхею ( πρός αὐτόν ), обращаясь при этом к Своим ученикам и к бывшим в доме гостям.

«Дому сему» , т.е. всей семье Закхея.

«И он сын Авраама» , т.е., несмотря на свое презираемое всеми иудеями занятие, и Закхей имеет известные теократические права на спасение через Мессию. О его нравственном достоинстве здесь речи нет, и следующий стих подтверждает мысль, что Закхей действительно принадлежал к людям, которых не напрасно называли «погибшими».

Лк.19:10 . ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

Здесь Господь подтверждает истинность сказанного Им в 9-м стихе. Действительно, семье Закхея пришло спасение, потому что пришел Мессия, чтобы отыскивать и спасать подпавших вечной погибели (ср. Мф. 18:11 ).

Лк.19:11 . Когда же они слушали это, присовокупил притчу: ибо Он был близ Иерусалима, и они думали, что скоро должно открыться Царствие Божие.

Притча о минах сходна с приведенной у евангелиста Матфея ( Мф. 25:14–30 ) притчей о талантах. Евангелист Лука поводом к произнесению этой притчи указывает то обстоятельство, что Господне возвещение о спасении дома Закхея (стих 9) слышали ученики Христа и, вероятно, бывшие у Закхея гости, которые поняли это возвещение в том смысле, что скоро Христос откроет Царство Божие для всех (Господь находился всего в 150 стадиях от Иерусалима). Понятно, что царство, которого они все ожидали, было внешнее, политическое. Чтобы рассеять такое ожидание, Господь и сказал нижеследующую притчу.

Лк.19:12 . Итак сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться;

Очень может быть, что когда Господь говорил о человеке, хлопотавшем о получении себе царской власти, то имел в виду иудейского царя Архелая, который через путешествие в Рим добился своего утверждения в царском достоинстве, несмотря на протесты его подданных (Иосиф Флавий, «Иудейские древности», XVII, 11, 1). Так и Христос, прежде чем получить славное царство, должен будет уйти в «дальнюю страну» – на небо, к Отцу Своему, и потом уже явиться на земле во славе Своей. Впрочем, такое сравнение нет необходимости делать, так как главная мысль в притче не эта, а мысль об осуждении лукавых рабов (стихи 26–27).

Лк.19:13 . призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь.

Человек призвал десять своих собственных ( ἑαυτοῦ ) рабов, от которых мог ожидать, что они будут соблюдать Его интересы (ср. Мф. 25:14 ).

«Мин» . Мина еврейская равнялась ста сиклям, – т.е. 80 рублям 23 . Аттическая мина равнялась ста драхмам – если это была мина серебряная, т.е. 20 рублям 24 . Но мина золотая равнялась 1 250 рублям 25 . В Евангелии от Матфея счет ведется более крупный – на таланты, но там человек раздает все свое имение, чего не сказано здесь о человеке, отправлявшемся искать себе царство.

«Употребляйте их в оборот» , т.е. заведите на них торговлю.

Под «рабами», конечно, нужно понимать учеников Христовых, а под «минами» – разные полученные ими от Бога дарования.

Лк.19:14 . Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами.

Под «гражданами», не пожелавшими упомянутого выше человека иметь своим царем, нужно понимать единоплеменников Христа, неверующих иудеев.

Лк.19:15 . И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел.

«Кто что приобрел» – правильнее: «кто что предпринял».

Лк.19:16 . Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин.

Лк.19:17 . И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов.

Лк.19:18 . Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин.

Лк.19:19 . Сказал и этому: и ты будь над пятью городами.

Лк.19:20 . Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок,

Лк.19:21 . ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял.

Лк.19:22 . Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял;

Лк.19:23 . для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью?

Лк.19:24 . И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин.

Лк.19:25 . И сказали ему: господин! у него есть десять мин.

Лк.19:26 . Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;

Лк.19:27 . врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною.

Здесь царь отводит свой взор от лукавого раба и вспоминает о своих врагах, о которых шла речь в 14-м стихе.

«Избейте предо мною» – образ, обозначающий осуждение врагов Христа на вечную смерть.

Притча, таким образом, касается как судьбы неверующих во Христа иудеев, так – и это главный ее предмет – будущей судьбы учеников Христа. Каждому ученику дан известный дар, каким он должен служить Церкви, и если он не использует как должно этот дар, он будет наказан исключением из Царства Мессии, тогда как прилежные исполнители воли Христа получат высшие награды в этом Царстве.

Лк.19:28 . Сказав это, Он пошел далее, восходя в Иерусалим.

Лк.19:29 . И когда приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой Елеонскою, послал двух учеников Своих,

Лк.19:30 . сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите;

Лк.19:31 . и если кто спросит вас: зачем отвязываете? скажите ему так: он надобен Господу.

Лк.19:32 . Посланные пошли и нашли, как Он сказал им.

Лк.19:33 . Когда же они отвязывали молодого осла, хозяева его сказали им: зачем отвязываете осленка?

Лк.19:34 . Они отвечали: он надобен Господу.

Лк.19:35 . И привели его к Иисусу, и, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса.

Лк.19:36 . И, когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге.

Лк.19:37 . А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они,

Лк.19:38 . говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!

Здесь евангелист Лука говорит о входе Христа в Иерусалим согласно с евангелистом Марком ( Мк. 11:1–10 ; ср. Мф. 21:1–16 ). Но при этом он делает некоторые прибавления, а кое-где – и сокращения.

«Пошел далее» (стих 28) – точнее: «шествовал впереди ( ἐπορεύετο ἔμπροσθεν ) Своих учеников» (ср. Мк. 10:32 ).

«К горе, называемой Елеонскою» (стих 29) – правильнее: «к горе Елеон» ( ἐλαιῶν – масличная роща; Иосиф Флавий также употребляет название «Елеонская гора» («Иосиф Флавий». «Иудейские древности», VII, 9, 2).

«Когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской» (стих 37). Там, где был спуск с горы, можно было видеть Иерусалим во всем его великолепии. Поэтому понятен внезапный взрыв восторженных криков народа, сопровождавшего Христа как своего царя, вступающего в Свою столицу.

«Учеников» . Это ученики в самом широком смысле этого слова.

«Какие видели они» – конечно, раньше, когда ходили за Христом.

«Благословен Царь» (стих 38). Царем ученики обозначают Господа только у евангелистов Луки и Иоанна ( Ин. 12:13 ).

«Мир на небесах и слава в вышних!» Этими словами у евангелиста Луки заменено восклицание «осанна в вышних» (Матфей и Марк). Он, так сказать, разделяет «осанну» на два восклицания: «мир на небесах» , т.е. спасение на небесах, у Бога, Который и будет раздавать теперь это спасение через Мессию, и затем «слава в вышних» , т.е. Бог будет прославлен за это Ангелами в вышних, на высоте.

Лк.19:39 . И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим.

Лк.19:40 . Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.

Лк.19:41 . И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем

Лк.19:42 . и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих,

Лк.19:43 . ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду,

Лк.19:44 . и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего.

Этот раздел находится только у евангелиста Луки. Некоторые фарисеи, выйдя из толпы народа, в которой они находились, обратились ко Христу с предложением запретить Своим ученикам так кричать. Господь отвечал на это, что такого взрыва хвалы, обращенной к Богу, нельзя остановить. При этом Он употребил поговорку о камнях, которая встречается и в Талмуде. Затем, когда Он приблизился к городу, то, поглядев на него, заплакал – заплакал о нем громко ( ἔκλαυσεν ἐπ´ αὐτήν , а не ἐδάκρυσεν , как при гробе Лазаря, Ин. 11:35 ).

«Если бы и ты. » (стих 42). Речь обрывается, как «бывает с плачущими» (Евфимий Зигавин). «К миру» или к спасению Иерусалима должна была, конечно, послужить вера в Христа как в обетованного Мессию (ср. Лк. 14:32 ).

«И ты» – подобно Моим ученикам.

«В сей твой день» , т.е. в этот день, который мог бы быть для тебя днем спасения.

«Ныне. » Т.е. но при настоящих отношениях это невозможно, Богом сокрыто осталось от тебя это спасение ( ἐκρύβη указывает на Божие определение, ср. Ин. 12и сл.; Рим. 11и сл.).

«Ибо придут на тебя дни. » (стих 43). Господь только что сказал, что от иудейского народа скрыто то, что служит к его спасению. Теперь Он доказывает эту мысль, ссылаясь на кару, несомненно ожидающую этот народ.

«Обложат тебя окопами» . Это исполнилось во время осады Иерусалима римлянами, когда Тит, для того чтобы не допускать подвоза в Иерусалим съестных припасов, обложил его валом или палисадом, который был сожжен осажденными и потом заменен уже стеною.

«Разорят тебя» (стих 44) – точнее: «сровняют тебя с землей» ( ἐδαφιοῦσι ).

«Побьют детей твоих в тебе» . Город в Священном Писании часто представляется под образом матери (см. Иоил. 2:23 ; Ис. 31:8 ), а поэтому под детьми нужно понимать обитателей города.

«Времени посещения твоего» , т.е. определенного момента времени, когда Бог проявил о тебе особенное попечение, предлагая тебе принять через Меня мессианское спасение ( τόν καιρόν τῆς ἐπισκοπῆς – ср. 1Пет. 2:12 ).

Лк.19:45 . И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих,

Лк.19:46 . говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников.

Лк.19:47 . И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его,

Лк.19:48 . и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его.

Об очищении храма евангелист Лука говорит согласно с Марком ( Мк. 11:15–17 ) и отчасти – с Матфеем ( Мф. 21:12–13 ).

«И учил каждый день в храме» . Евангелист Лука отмечает факт ежедневного появления Христа в храме как учителя для того, чтобы сделать переход к предмету следующей главы. На это «учение» намекает и евангелист Марк ( Мк. 11:17 ).

«Неотступно слушал» . Внимание, с которым народ слушал Христа, являлось препятствием для врагов Спасителя в их замыслах против Него.

Читайте также: