1 двоемирие символ способ постижения тайн бытия музыкальность стиха
Обновлено: 25.12.2024
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
1. Откройте доступ ко всем видеоурокам комплекта.
2. Раздавайте видеоуроки в личные кабинеты ученикам.
3. Смотрите статистику просмотра видеоуроков учениками. Получить доступ
Конспект урока "Русский символизм и его истоки"
Сегодня на уроке мы:
· Узнаем, где искать истоки русского символизма.
· Откроем для себя формулу символизма и узнаем имя её автора.
· Выясним, чем отличается русский символизм от европейского.
Символизм как художественная система возник во Франции в 70-х годах XIX века. Ключевыми фигурами символизма считают Шарля Бодлера, Поля Верлена и Артюра Рембо.
Шарль Бодлер был главным творцом декаданса, автором книги «Цветы Зла». Декаданс воспевает порок, учит видеть прекрасное в отвратительном. Кроме того, согласно философии декаданса, все люди и предметы существуют на стыке реальности и «иного бытия». И через разрушение реальной природы вещей декаденты стремились постичь их тайную, мистическую суть.
Почему возникает символизм?
Символизм возник как противодействие научному мышлению и методу критического реализма. XIX век – век бурного развития науки и технологии. Научный метод проник и в искусство. В частности, в литературу. Помните, мы говорили о том, что задача писателя-реалиста – это описание процессов общественной жизни и выявление характерных черт личности, принадлежащей к тому или иному социальному слою. Для писателя-реалиста важно выделить закономерности, по которым развивается история человечества. По сути, писатель-реалист похож на учёного натуралиста.
Критический реализм дошёл до крайней точки своего развития, превратившись в натурализм, который вызывал отторжение и даже отвращение. Согласитесь, мало кому нравится чувствовать себя бактерией под микроскопом. Свою роль в настроениях общества сыграли и революционные научные открытия, которые разрушали привычную систему взглядов. Если совсем недавно считалось, что человек способен познать и подчинить себе мир. То сейчас вдруг пришло осознание, что вселенная не просто не познана человеком. Её невозможно познать научными методами. Следовательно, нужно искать новые пути постижения действительности. Символисты видели этот путь в интуитивном, мистическом познании мира через искусство.
Предтечами символизма в русской литературе считают Фёдора Тютчева, Афанасия Фета, Константина Батюшкова.
Русский символизм унаследовал традиции русского романтизма. Это концепция двоемирия, страсть к мистицизму и идея пересоздания и познания мира через творчество.
Известны слова Константина Бальмонта: «Природа создаёт недоделанных уродцев, – чародеи совершенствуют Природу и дают жизни красивый лик». Схожую мысль мы видим и у Фёдора Сологуба: «Беру кусок жизни, грубой и бедной, и творю из него сладостную легенду, ибо я – Поэт».
Как нетрудно догадаться, главным понятием нового литературного течения стал символ. Под символом понимался образ, в котором заключено бесконечное множество смыслов. Благодаря тому, что человеческое мышление способно выстраивать бесконечные цепочки ассоциаций, символ может выразить то, что находится за пределами текста. Андрей Белый вывел формулу символа, согласно которой символ – это соединение видимой формы, аллегорического содержания и образа вечности.
Фёдор Сологуб называл символ окном в бесконечность. Символ воспринимался как знак, связывающий реальный мир и мир потусторонний, мистический. В то же время, символ был ключом к постижению тайн вселенной. А для Андрея Белого символ был образом мышления и образом жизни.
Марина Цветаева однажды очень точно написала: «В жизни символиста все – символ. Не-символов – нет…»
Точкой отсчёта истории русского символизма считается 1892 год, когда два молодых поэта Валерий Брюсов и Дмитрий Мережковский объявили о создании нового направления в русской литературе.
Валерий Брюсов ни много ни мало провозгласил себя вождём русского символизма. А Дмитрий Мережковский выступил с лекцией, название которой звучало так: «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». Причиной упадка русской литературы Мережковский считал чрезмерное увлечение социальной темой. Выход из тупика Мережковский видел в создании новой литературы. А главными чертами этой новой литературы должны стать расширение художественной впечатлительности, мистицизм и насыщенность символами.
История русского символизма началась с этой лекции и сборника стихов Мережковского под говорящим названием «Символы». А также с альманаха Валерия Брюсова «Русские символисты». Почти все поэты, чьи стихи были изданы в трёх тонких книжечках альманаха, не стали звёздами русского символизма. А критики обрушили на поэтический сборник шквал рецензий. Но символисты заявили о себе как о новаторском литературном течении, а критика только подогрела читательский интерес.
Вскоре начали появляться группировки или общества символистов. Самым значимым из них стала «Башня». Башней называли квартиру Вячеслава Иванова, в которой собирались поэты, философы, художники и музыканты. Символисты организовывали свои издательства с яркими названиями: «Скорпион» и «Гриф». И разумеется, обзавелись своими журналами «Золотое руно» и «Весы».
Яркими отличительными чертами русского символизма можно назвать разнообразие и неоднородность его форм. Даже на родине символизма во Франции не было такого огромного количества объединений, концепций и идей, как в России.
Например, в русском символизме различают два поколения. Это старшие символисты и младосимволисты. К старшему поколению символистов принадлежат Валерий Брюсов, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Фёдор Сологуб, Константин Бальмонт и другие.
К «младшему поколению» относятся такие поэты, как Александр Блок и Андрей Белый, Вячеслав Иванов и другие.
Чем отличались воззрения этих двух поколений? Важными чертами лирики старшего поколения символистов являются настроения декаданса, мотивы одиночества и неверия в свои силы, восприятие мира как тюрьмы. А также индивидуализм, в творчестве некоторых поэтов доходящий до самообожествления. Как в этом стихотворении Фёдора Сологуба.
Я – бог таинственного мира,
Весь мир в одних моих мечтах.
Не сотворю себе кумира
Ни на земле, ни в небесах.
Моей божественной природы
Я не открою никому.
Тружусь, как раб, а для свободы
Зову я ночь, покой и тьму.
В целом, в старшем поколении символистов можно выделить два главных течения. Это декаденты и импрессионисты.
Самыми яркими представителями декаданса признают Зинаиду Гиппиус, Фёдора Сологуба и Мирру Лохвицкую. Слово декаданс происходит от французского decadence – упадок. Для декаданса характерно неприятие жизни и эстетизация смерти. Смерть воспринималась как освобождение от тягот земной жизни и возвращение души в идеальный мир.
Вот характерное стихотворение Мирры Лохвицкой:
В скорби моей никого не виню.
В скорби – стремлюсь к незакатному дню.
К свету нетленному пламенно рвусь.
Мрака земли не боюсь, не боюсь.
Счастья ли миг предо мной промелькнёт,
Злого безволья почувствую ль гнёт, –
Так же душою горю, как свеча,
Так же молитва моя горяча.
Молча пройду я сквозь холод и тьму,
Радость и боль равнодушно приму.
В смерти иное прозрев бытие,
Смерти скажу я: «Где жало твоё?»
Импрессионистов же отличало стремление передать свой личный опыт в тончайших оттенках эмоций и впечатлений. Их цель – интуитивное постижение прекрасного и таинственного. Огромное значение придавали они музыкальности стиха, добиваясь слияния двух видов искусства – поэзии и музыки. Поэты-импрессионисты – это Константин Бальмонт и Иннокентий Анненский.
Прекрасным образцом поэзии импрессионизма можно назвать «Песню без слов» Константина Бальмонта.
Ландыши, лютики. Ласки любовные.
Ласточки лепет. Лобзанье лучей.
Лес зеленеющий. Луг расцветающий.
Светлый свободный журчащий ручей…
Ветра вечернего вздох замирающий.
Полной луны переменчивый лик.
Радость безумная. Грусть непонятная.
Миг невозможного. Счастия миг.
Младосимволистам пессимизм и подчёркнутый субъективизм были чужды. Идейным центром младшего поколения стало религиозно-философское учение Владимира Соловьёва. Соловьёв был уверен, что историческое предназначение России заключается в том, чтобы создать общество, которое основано на духовных началах, а не законах экономики и политики. Такую модель общества он назвал «вселенской теократией».
Высшей божественной силой философ считал Софию – воплощение божественной мудрости. Вечная Женственность и Мировая Душа, «Дева Радужных Ворот» и Непорочная Жена – всё это имена Софии. В творчестве Максимилиана Волошина образ Софии воплощается в образе царицы Таиах. А в творчестве Александра Блока – в культе Прекрасной Дамы.
Отвергая субъективность и индивидуализм, младосимволисты говорили о преображении мира с помощью искусства и стремились объединить искусство, творчество, религию и мистику. Младшее поколение символистов обращалось к проблемам современности, интересовалось вопросами о судьбе России.
Самое интересное, что даже в стане старших символистов не было единства. Стили, идеи, эстетические концепции у каждого поэта были свои. Так, например, Дмитрий Мережковский в своей поэзии обращался к тёмным глубинам бессознательного человеческой психики. Для Константина Бальмонта было важно выразить собственное чувственное понимание мира. Фёдора Сологуба интересовали грани настроений человека, при этом Сологуб считал, что художник должен быть нейтрален этически, не касаться категорий добра и зла.
Даже географически символисты были разделены. Взаимоотношения московских и петербургских поэтов-символистов на разных этапах не раз превращались из дружеских во враждебные и наоборот.
Можно сказать, что XX век начался под знаком символизма. Влияние этого течения на искусство трудно переоценить. Но уже к 1910 году стали говорить о закате символизма в литературе. Возникли новые литературные течения: футуризм и акмеизм. Они отрицали идеи символизма и даже высмеивали их.
Особенно преуспевали в этом футуристы, для которых был важен эпатаж. Идеи символизма оспаривали и те поэты, которые не принадлежали к литературным группировкам и течениям.
Туманность, чрезмерная усложнённость и пышность поэзии символизма, её оторванность от реальной жизни стали вызывать раздражение.
Даже главный идеолог русского символизма Валерий Брюсов позже признавал, что в то время поэтическая школа символистов «застыла в своих традициях, отстала от темпа жизни». Спасти символизм мог бы приток молодых поэтов со свежими идеями. Но молодым был ближе революционный футуризм или акмеизм, с его стремлением к ясности и простоте поэтического стиля.
Среди литературоведов нет единого мнения о временных границах символизма. Некоторые исследователи концом эпохи символизма считают 1910 год.
Именно в этом году после выхода статьи Михаила Кузмина «О прекрасной ясности» в журнале «Аполлона» развернулась активная полемика акмеистов и символистов, которая быстра переросла в настоящую войну, которую символисты проиграли.
А часть литературоведов считает, что эпоха символизма продлилась до начала двадцатых годов. Можно встретить слова о том, что символизм умер в 1921 году вместе с Александром Блоком, которого считали не только иконой символизма, но и живым воплощением поэзии. Действительно, угасание такого мощного течения в искусстве, как символизм, не может быть одномоментным.
А влияние символизма на разные виды искусства сохраняется до сих пор. Почему? Потому что, как говорил Дмитрий Сергеевич Мережковский, «символы выражают безграничную сторону мысли».
Читайте также: