Статусы вкл и их содержание

Обновлено: 14.11.2024

Самым значимым событием в развитии феодального права Великого княжества Литовского в XVI веке являются разработка и принятие Стату­тов 1529, 1566 и 1588 годов. В это время начинается второй период в раз­витии права - статутный период.

Работа по подготовке Статута 1529 года велась на протяжении ряда лет. Он появился на свет во вре*мя правления великого князя Жигимонта I Старого. Составители Статута не придерживались системы кодификации, принятой в римском праве, а разработали свою. В ее основу были положе­ны новые принципы:суверенность державы (наперекор средневековому космополитизму), единство права, приоритет писаного права.

Статут состоял из 13 разделов и 244 статей. Позже в связи с дополне­ниями количество статей увеличилось до 283. Документу свойственен подход к проблемам в духе гуманизма. Так, в статье .7 раздела I провоз­глашалось положение о том, что никто не должен отвечать за чужую вину, а уголовное наказание должно назначаться только лицам, вина которых ус­тановлена законом. При этом свободного человека за допущенную про­винность никто не имел права отдавать в вечное рабство.

Содержание Статутов 1566 и 1588 годов свидетельствует о расцвете феодальной демократии, зарождении новой формы правосознания. Закреп­ленные в них прогрессивные положения и принципы дают основания по­лагать, что в период начиная с XVI века стала последовательно прово­диться в жизнь идея установления в ВКЛ правового государства.

Для Статутов 1566 и 1588 годов в более выраженной форме были свойственны гуманистические тенденции по сравнению с тем, как они бы­ли обозначены в Статуте 1529 года. Так, по Статуту 1566 года возраст уго­ловной ответственности устанавливался уже не с семи, а с 14 лет. На про­стых людей распространялось право избирать великого князя. По Статуту 1588 года возраст наступления уголовной ответственности повышался до 16 лет. Здесь же невольное состояние ограничивался лишь одним источни­ком - попаданием в плен. Более того, Статут 1588 года предписывал впредь называть челядь невольную «дворовой челядью», а лиц, ранее име­новавшихся челядью" невольной, наделить землей и перевести в разряд крестьян «отчиев».

В нормах государственного права,изложенных в Статуте 1588 года, были закреплены не только основы феодального общественного строя, но и зарождавшиеся нормы буржуазного права. Так, провозглашалось фор­мальное буржуазное равенство всех перед законом, хотя сам закон не был равен для всех, простым людям (нешляхтичам) запрещалось занимать должности в государственном аппарате, принимать участие в работе сей­мов, и их участие в политической жизни ограничивалось только местными волостными делами.

Гражданское правов Беларуси складывалось под воздействием раз­вивавшихся товарно-денежных отношений и выглядело противоречивым, ибо в нем в XVI веке соединялись как феодальные нормы (например, не­признание за крестьянами права собственности на землю), так и нормы, свойственные буржуазному праву (договоры купли-продажи, займа, зало­га, аренды, обязательства по найму работников, наследственное право).

Уголовное правово второй половине XVI века было достаточно раз­работанным. В Статуте 1588 года наряду со старыми нормами встречаются нововведения. Так, оставляя в силе коллективную ответственность, кото­рая являлась удобным средством принуждения феодально зависимых кре­стьян и установления среди них круговой поруки, этот документ уже сде­лал попытку ограничить ответственность за чужую вину и провозглашал принцип наказания только виновного лица.

В Статуте 1566 года была сделана также попытка сформулировать идею презумпции невиновности. Правда, эта норма не распространялась на простых людей. Но уже спустя почти 20 лет в Статуте 1588 года появилась ссылка на то, что данное правило касается и простолюдинов.

В Статутах выделялись уже виды преступлений - особо опасные («ре­чи кровавые, где о горле идеть») и менее опасные («речи меньшие, некро­вавые, где о горле не идеть»). К первому виду относились такие преступ­ления: убийство, разбой, поджог, изнасилование, государственная измена и др., ко второму - кража неквалифицированная, наезды без убийства, ос­корбление лица и др.


Брачно-семейное правоотличалось многими прогрессивными нова­циями. В рассматриваемый период эти отношения регулировались светским писаным правом, а не только церковным и обычным. Так, светское право за­трагивало вопрос о причинах расторжения брака (например, из-за кровного родства), расширялись права субъектов брачно-семейных отношений.

По Статуту 1529 года брачный возраст устанавливался для мужчин начи­ная с 18 лет, для женщин - с 15 лет. По Статуту 1588 года эта планка была по­нижена для девушек до 13 лет. Главными условиями законности брака счита­лись отсутствие кровного родства до четвертого поколения и свояцтва до третьего включительно, отсутствие первого нерасторгнутого брака.

Военное правопо Статуту 1588 года выглядело довольно суровым. Так, в статье 18 «О наездах на домы и на гумна шляхетские» раздела вто­рого «О обороне земской» констатировалось, что в случае, если кто-либо на войне или при следовании к месту расположения войск совершал напа­дения на жилые дома или приусадебные строения, причинял вред «ставам и сажовкам» или приносил иной убыток «духовным или светским станам» и тем бодее кого-либо убил, ранил или в отношении кого угодно совершил насилие, то «тогды тот маеть за слушным доводом горлом каран быти».

Статут написан на русском (древнерусском, «книжном») языке того времени и устанавливает этот язык, как государственный на всей территории Литвы, для всех актов, судов, административных сношений.

Украинские и белорусские шовинисты-сепаратисты, извращая действительность, утверждают: одни, что Статут написан на «украинском», другие, что он написан на «белорусском» языке. Утверждения эти не выдерживают никакой критики. Для каждого грамотного человека, не говоря о спецалистах-филологах, при чтении статута и сравнении его языка с языком тех письменных актов начала XVI века, на которые самостийники не претендуют и считают их “московскими», с предельной очевидностью станавится ясно, что это один и тот же язык.

Поэтому «Статут Литовский» можно считать неопровержимым доказательством единства культуры древнерусской, из которой впоследствии развились отдельные культуры: русская (великорусская), украинская и белорусская.

Не меньшее значение чем язык, на котором написан «Статут Литовский» имеет и его содержание. Согласно Статуту, полякам возбранялось занимать в Литве и Руси какие либо должнсти и приобретать недвижимое имущество, а магнатам и шляхте Великого Княжества Литовского гарантировались их старые права и привилегии, свободное исповедение православной веры и равноправие с магнатами и шляхтой-католиками.

“Статут Литовский», несомненно, выражал стремления правящего класса и делал его лояльным по отношению к государству, которое возглавлял король, католик по вере и поляк по культуре, каковым был Сигизмунд.

Не надо забывать, что границы Великого Княжества Литовского в те времена проходили восточнее Смоленска, Чернигова, Брянска и включали в себя всю юго-западную Русь-Украину и всю Западную Русь-Белоруссию, с населением православным, еще не забывшим свое единое древнерусское Киевское государспво. Поэтому вопрос лояльности этого населения, особенно в столкновениях с Москвой, перенявшей культурные и политические традиции Киева, был вопросом первостепенной важности для Польско-Литовской Унии.

Случай г. Брянска, который, не только без борьбы сдался Московскому войску (во время войны короля Александра с Москвой), но и активно боролся против литовско-польского войска, было грозным предупреждением, что таких случаев будет не мало в будущем, если продолжится польско-католическая агрессия на русских землях Литвы.

Это, надо полагать, и было главной причиной появления «Статута Литовского». Но если Статут в значительной мере удовлетворил желания феодалов-магнатов и шляхты, которые склонны были в Литве ввести соди,ально-политический строй Польши с его всевластием дворянства и бесправием крестьянства, то широкие народные массы Статутом были лишены и тех немногих прав, которые имели раньше.

Были упразднены, существовавшие со времен Киевской Руси, крестьянские выборные суды в селах и деревнях и крестьяне полностью и бесконтрольно со стороны государства были отданы под юрисдикцию шляхты. Крестьяне были не только прикреплены к земле, на которой они жили, но кроме существовавших раньше натуральных повинностей по отношению к феодалу, была введена и барщина – принудительный труд в хозяйстве шляхтича. Сначала он был ограничен одним днем в неделю (статут Тирунский), а потом стал неуклонно расти, ухудшая и без того нелегкое положение крестьянства.

Жаловаться на несправедливость фактически было некому, так как жалобы рассматривались той же шляхтой, защищавшей свои классовые интересы. Король же, по настоянию шляхты, еще в 1518 году отказался от сво.его права просмотра жалоб крестьян на шляхту.

В несколько лучшем положении были городские жители-мещане. Желая привлечь их симпатии, Сигизмунд – многим городам даровал так называемое «Магдебургское право. Заключалось оно в довольно широком самоуправлении (путем свободно выбранных лиц) городских жителей, главным образом ремесленников, которые, по западно-евроскомy примеру, были организованы по цехам, объединяя в каждом цехе то или иное ремесло. Это дало городским жителям известную независимость от своеволия всесильной и всевластной шляхты и возможность относительно сносного существования.

Эта политика Сигизмунда, неизменно продолжавшаяся все его долгое правление (1506-1548), в значительной мере стабилизировала взаимоотвошевия трех народов возглавляемой им Польско– Литовско-Русской унии и позволила ему вести войны с Москвой, все более и более настойчиво предъявлявшей требования на возвращение исконно-русских земель, частей когда то единой Киевской РУСИ. Войны эти: I – (1507-1508); II – (1512-1522) и III (1534-1537) велись с переменным успехом. После первой за Москвой остался Любечь с прилегающими землями: после второй к Москве отошел Смоленск; после третьей поляки отобрали от Москвы захваченный ею раньше Гомель с прилегающими землями.

Во время этих войн на стороне Сигизмунда лояльно боролись против Москвы не только поляки и литовцы, но в большинстве и православные русские магнаты и шляхта. А их лидер, князь Константин Острожский был одним из прославившихся в этих войнах полководцев.

Попытка князя Михаила Глинского, который был московской «ориентации», поднять восстание, несмотря на поддержку части шляхты и несомненные симпатии крестьянства и низшого духовенства, о чем имеются исторические доказательства, успехом не увенчались и Глинский бежал в Москву.

Небезинтересно отметить в этом восстании и роль православного высшего духовенства. Оно не проявило никакой активности в пользу единоверной Москвы. Причину этому нужно искать в нежелании высших иерархов православия в Великом Княжестве Литовском попасть в подчиненное положение к московскому митрополиту, что бы неизбежно случилось при воссоединении с Москвой.

На данном отрезке времени, при либеральной политике Сигизмунда в религиозном вопросе, оно было удовлетворено существующим положением. Агрессия же католичества была временно приостановлена, так как оно было полностью поглощено борьбой с надвигавшейся на католичество опасностью: лютеранством и кальвинизмом (одним из видов католических «раскольников») и все свои силы бросило на борьбу с этой опасностью.

Украинские и белорусские сепаратисты, которые на фальсифицированной и извращенной истории своих народов пытаются построить фундамент сепаратизма, по своему толкуют неоспоримый исторический факт участия на стороне Польши в ее войнах с Москвой православного, русского (украинского, белорусского) населения Польско-Литовской унии. Они утверждают, что «украинцы» и «белоруссы» (и одни и другие сами себя называли «русскими», как видно из документов того времени) боролись против Москвы на стороне Польши и Литвы потому, что по отношению к «москалям» (великороссам) они себя чувствовали уже тогда не только совершенно чуждыми, но и относились к ним определенно враждебно.

Но это, на первый взгляд правдоподбное объяснение может убедить только людей малообразованных, не знающих структуры государств того времени во всей Европе.

Для того же, кто кроме сепаратистических извращений читал еще кое что и хоть поверхностно знаком с историей, эти сепаратистические измышления не имеют никакой убедительности. В эту эпоху (15-16 века) войны велись не между народами, а между отдельными правителями (князьями, королями), которые со своими дружинами и войсками из населения подвластных земель, боролись друг с другом. История Европы и России той эпохи дает нам бесчисленные примеры таких столкновений, когда во время войны во враждебных лагерях находились сыновья одного и того же народа, религии, культуры.

Постоянные войны между отдельными государствами Германии и Италии, вовсе не были войны народов, а только столкновения правителей. Таковыми же были и многочисленные кровавые столкновения удельных князей на Руси. Иногда даже с привлечением иноверных и иноплеменных союзников против единоверного и единоплеменного противника. Как пример можно привести ожесточенные и длительные столкновения Москвы с Рязанью, в которых союзником Рязани были татары.

Зная все это, становится очевидным вся неосновательность сепаратистического толкования участия населения Украины-Руси в борьбе между Москвой и Польшей на стороне последней.

Облегчения для русского населения Польско-Литовской унии, которыми ознаменовалось более чем сорокалетнее правление Сигизмунда, не коснулось только Галиции. Она, как уже упомянуто выше, считалась “Русским воеводством” королевства Польши и “Статут Литовский” на нее не распространялся. Ополячивание и окатоличивание правящего класса там было уже почти закончено.

Но и там народные массы не сдавались, упорно держась своей православной веры и в глубине народной души сохранялось сознание своей русскости и единства всей Руси. Сознание это было так крепко и глубоко, что смогло удержаться на продолжении многовекового владычества поляков и быть сохранено до дня воссоединения Руси Галицкой с остальными частями Руси. Даже бешенная сепаратистическая пропаганда последнего столетия, несмотря на всемерную помощь Австрии и других врагов Руси, не смогла вытравить это сознание, когда исторические события привели Галицию на общероссийский путь. Не коснулся “Статут Литовский” и Карпатской Руси и Буковины, которые были вне рубежей Польско-Литовской унии. Первая находилась под властью Венгрии, вторая – Молдавии.

«Литовский» период

«Литовский» период Вторая Русь Вся западная половина домонгольской Руси – современные Украина, Белоруссия, а также большой кусок Великороссии от Смоленска почти до Калуги – после Батыева нашествия оказались в зоне «мягкой оккупации» и уже к середине XIV века

Статут Литовский

Статут Литовский Статут написан на русском (древнерусском, «книжном») языке того времени и устанавливает этот язык, как государственный на всей территории Литвы, для всех актов, судов, административных сношений.Украинские и белорусские шовинисты-сепаратисты, извращая

ЛИТОВСКИЙ ЗАМОК

ЛИТОВСКИЙ ЗАМОК За комплексом кирпичных зданий Морских казарм Крюков канал пересекается с рекой Мойкой. В этом месте по оси набережной левого берега Мойки в 1782–1787 годах построили деревянный Тюремный мост, находящийся вблизи обширного земельного участка, на котором

ЛИТОВСКИЙ РЫНОК

ЛИТОВСКИЙ РЫНОК После завершения строительства Литовского замка на углу четной стороны Офицерской улицы и нечетной набережной Крюкова канала на участке № 6/34, в 1787–1789 годах соорудили мясной Литовский рынок по проекту архитектора Дж. Кваренги. Каменные торговые ряды по

50. Статут Филиппа II

50. Статут Филиппа

Статут Казимира Ягайловича, первый свод законов государства

Статут Казимира Ягайловича, первый свод законов государства Во время полувекового княжения Казимира Ягайловича, когда в Великом Княжестве стабилизировалась внутренняя жизнь, успешно развивалось хозяйство, быстро увеличивалось население, был составлен первый из

Приложение Статут военного ордена Святаго Великомученика и Победоносца Георгия

Приложение Статут военного ордена Святаго Великомученика и Победоносца Георгия Божиею поспешествующею милостию Мы, Екатерина Вторая, Императрица и Самодержица Всероссийская, и пр., и пр., и пр.Как Российския империи слава наипаче распространилась и возвысилась

Лев Сапега и Статут 1588 года

Лев Сапега и Статут 1588 года Похоронив С. Батория, шляхетские депутаты на элекционном сейме в 1587 году большинством голосов избрали королем Речи Посполитой Жигимонта III Ваза. Жигимонт был сыном шведского принца, позже короля Яна (Юхана) III и Екатерины Ягеллон, дочери

б. Литовский язык

б. Литовский язык Возникновение государства породило необходимость в налаживании и укреплении связей между элитами различных областей, а государственная организация для своего обслуживания потребовала новых понятий и средств выражения. Всё это сказывалось на

21. Витовт Литовский

21. Витовт Литовский Литовцы были одним из самых отсталых народов Европы. Сколько тысячелетий просидели в своих болотах! Отхватив изрядную часть Киевской Руси, Литва впитала гораздо более высокую культуру. Мастера учились у русских строителей, оружейников, ювелиров,

1138 Статут Болеслава III Кривоустого

1138 Статут Болеслава III Кривоустого В соседней Польше происходили процессы, подобные тем, что шли на Руси. Польский король Болеслав III (1085–1138) перед смертью подписал завещание, известное как Статут Болеслава, положивший начало польской раздробленности. Согласно Статуту

СТАТУТ ВЕЛИКОГО ПРИОРСТВА РОССИЙСКОГО ОРДЕНА СВЯТОГО ИОАННА ИЕРУСАЛИМСКОГО

СТАТУТ ВЕЛИКОГО ПРИОРСТВА РОССИЙСКОГО ОРДЕНА СВЯТОГО ИОАННА ИЕРУСАЛИМСКОГО Статья первая ИСТОРИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЕЛИКОГО ПРИОРСТВА РОССИЙСКОГО На основании Конвенции, заключенной 4/15 января 1797 года с Великим Магистром Державного Ордена Святого Иоанна

Статут для Галичини

Статут для Галичини В рік по евакуації Львова українськими військами, дня 21 листопада 1919 р. ухвалила Найвища Рада Антанти, непереведений ніколи в життя, проєкт статуту для Галичини, що хоч признавав цю частину нашого краю Польщі, то робив це умовно, з застереженнями, що

СТАТУТ ВКЛ

СТАТУТ ВКЛ Зыходзячы з таго, што:– Біблейскі Стары Запавет трымаўся на Законе, а Новы Запавет сьцьвярджаў: не скасаваць, а выпаўніць Закон прыйшоў Хрыстос (Мацьвея, 5:17);– У эпоху стварэньня Трох Статутаў ВКЛ перажывала Залаты век;– Духовае абуджэньне Беларусі ХVI

ЛИТО́ВСКИЕ СТАТУ́ТЫ, на­зва­ние трёх ко­дек­сов пра­ва Вел. кн-ва Ли­тов­ско­го (ВКЛ) 16 в. Ори­ги­наль­ное на­зва­ние Л. с. (в пер­во­на­чаль­ной ре­дак­ции 1-го Л. с.) – «Пра­ва пи­са­ные»; по­ня­тие «ста­тут» встре­ча­ет­ся лишь в лат. пе­ре­во­де 1-го Л. с. («Statuta seu iure scripta», 1530) и сра­зу же (в кон. 1530-х гг.) ут­вер­ди­лось в юри­дич. прак­ти­ке и по­все­днев­ном упот­реб­ле­нии.

Ори­ги­наль­ное на­зва­ние Литовских статутов (в пер­во­на­чаль­ной ре­дак­ции 1-го Литовского статута) - «Пра­ва пи­са­ные»; по­ня­тие «ста­тут» встре­ча­ет­ся лишь в латинском пе­ре­во­де 1-го Литовского статута («Statuta seu iure scripta», 1530) и сра­зу же (в конце 1530-х годов) ут­вер­ди­лось в юри­дической прак­ти­ке и по­все­днев­ном упот­реб­ле­нии.

Не­об­хо­ди­мость соз­да­ния об­ще­го­су­дар­ст­вен­но­го сво­да за­ко­нов ВКЛ бы­ла осоз­на­на великим князем ли­тов­ским Алек­сан­дром и ра­дой па­нов на ру­бе­же XV-XVI веков, что бы­ло свя­за­но с со­ци­аль­но-эко­но­мическими и по­ли­тическими про­цес­са­ми ста­нов­ле­ния со­слов­ной мо­нар­хии, а так­же ос­лож­не­ни­ем ме­ж­ду­народного по­ло­же­ния ВКЛ, ко­то­рое тре­бо­ва­ло уп­ро­че­ния по­ли­тической це­ло­ст­но­сти го­су­дар­ст­ва.

Под­го­тов­ка Пер­во­го Ли­тов­ско­го ста­ту­та, о ко­то­рой впер­вые зая­вил великий князь Алек­сандр в при­ви­лее Во­лын­ской зем­ле (1501), про­ис­хо­ди­ла на ос­но­ве пра­во­вой сис­те­мы ВКЛ. Ис­точ­ни­ка­ми 1-го Литовского статута ста­ли обыч­ное пра­во и ос­но­ван­ная на нём су­деб­ная прак­ти­ка (за­фик­си­ро­ван­ная в су­деб­ных кни­гах), при­ви­леи великих кня­зей все­му ВКЛ и его отдельным зем­лям, Су­деб­ник Ка­зи­ми­ра IV (1468), специальрые по­ста­нов­ле­ния и уза­ко­не­ния великого кня­зя, ра­ды па­нов и сей­ма 1507-1529 годов, а так­же отдельные нор­мы рим­ско­го пра­ва, кано­ни­че­ско­го пра­ва и су­деб­ни­ков со­сед­них го­су­дарств (осо­бен­но Поль­ши). В хо­де соз­да­ния 1-го Литовского статута ли­товское пра­во под­верг­лось сис­те­ма­ти­за­ции (вы­ра­бо­та­на до­воль­но ло­гич­ная струк­ту­ра раз­де­лов Литовских статутов, со­от­вет­ст­во­вав­шая от­рас­лям пуб­лич­но­го и ча­ст­но­го пра­ва) и кон­цептуа­ли­за­ции (юри­ди­че­ски за­кре­п­ле­но при­ви­ле­ги­рованное по­ло­же­ние и им­му­ни­тет шля­хет­ско­го со­сло­вия, ох­ра­на его прав и сво­бод), так­же в не­го бы­ли прив­не­се­ны не­ко­то­рые гу­ма­ни­стические идеи. 1-й Литовский статут стал пер­вой в Ев­ро­пе эпо­хи гу­ма­низ­ма официальной ко­ди­фи­ка­ци­ей всех от­рас­лей свет­ско­го пра­ва: го­су­дар­ст­вен­но­го, во­ен­но­го, гра­ж­дан­ско­го (се­мей­но­го, опе­кун­ско­го, на­следств., иму­ществ. и т. д.), уго­лов­но­го, про­цес­су­аль­но­го и др. Пер­во­на­чаль­ная ре­дак­ция тек­ста 1-го Литовского статута, при­ня­тая на Ви­лен­ском сей­ме 1522 года, бы­ла под­го­тов­ле­на в ве­ли­ко­кня­же­ской кан­це­ля­рии, ско­рее все­го, под руководством канц­ле­ра и вое­во­ды ви­лен­ско­го князя М. Рад­зи­вил­ла Млад­ше­го и его бра­та зем­ско­го мар­шал­ка князя Я. Рад­зи­вил­ла. Од­на­ко из-за борь­бы сред­ней и мел­кой шлях­ты (бо­яр) за пол­ное урав­не­ние в пра­вах с круп­ной шлях­той (па­на­ми) даль­ней­шая ра­бо­та над 1-м Литовским статутом за­тя­ну­лась. Его но­вая ре­дак­ция (из 13 раз­де­лов и 243 ста­тей), со­став­лен­ная уже под руководством канц­ле­ра А. Гаш­толь­да, бы­ла при­ня­та лишь на Ви­лен­ском сей­ме 1529 года, а вве­де­на в дей­ст­вие на всей тер­ри­то­рии ВКЛ 29.09.1529 года эдик­том великого князя ли­тов­ско­го Си­гиз­мун­да I. Ут­вер­ждён­ная в 1-м Литовском статуте док­три­на су­ве­рен­но­го го­су­дар­ст­ва ста­ла ос­но­вой пра­во­во­го ста­ту­са го­су­дар­ст­вен­но­сти ВКЛ. 1-й Литовский статут пре­ду­смат­ри­вал воз­мож­ность вне­се­ния в не­го но­вых норм по­сле то­го, как они по­лу­ча­ли санк­цию сей­ма, в ре­зуль­та­те че­го в конце 1530-х годов поя­ви­лась его Про­стран­ная ре­дак­ция, со­стоя­щая из 13 раз­де­лов и 282 ста­тей. Тем не ме­нее при­ме­не­ние 1-го Литовского статута на прак­ти­ке вы­яви­ло его не­со­вер­шен­ст­во. Кро­ме то­го, про­грам­ма по­ли­тической и юри­дической эман­си­па­ции бо­яр из-за жё­ст­ко­го со­про­тив­ле­ния па­нов ос­та­лась не­вы­пол­нен­ной, по­это­му уже на Бре­ст­ском сей­ме 1544 боя­ре про­си­ли великого кня­зя ли­тов­ско­го «ис­пра­вить» ста­тут. 1-й Литовский статут не был на­пе­ча­тан; к на­стоя­ще­му вре­ме­ни со­хра­ни­лись 7 (из 9 из­вест­ных в ис­то­рио­гра­фии) его спи­сков: 4 - на язы­ке ори­ги­на­ла (ста­ро­бе­ло­рус­ском), 2 пе­ре­во­да на латинский язык и один - на польском язы­ке.

Для под­го­тов­ки Вто­ро­го Ли­тов­ско­го ста­ту­та великий князь ли­тов­ский Си­гиз­мунд II Ав­густ в 1551 году соз­дал ко­мис­сию из 10 чле­нов на ос­но­ве кон­фес­сио­наль­но­го па­ри­те­та (5 ка­то­ли­ков и 5 пра­во­слав­ных). Уча­стие при­знан­ных зна­то­ков юрис­пру­ден­ции (та­ких, как А. Ро­тун­дус и П. Рои­зий, вклю­чён­ный в со­став ко­мис­сии позд­нее) обес­пе­чи­ло зна­чительное вли­яние рим­ско­го пра­ва и эле­мен­тов юри­дической нау­ки то­го вре­ме­ни на текст 2-го Литовского статута. Его со­дер­жа­ние от­ра­зи­ло ре­зуль­та­ты вос­тре­бо­ван­ных боя­ра­ми су­деб­ной и ад­ми­ни­ст­ра­тив­ной ре­форм 1564-1566 годов, в хо­де ко­то­рых бы­ло ус­та­нов­ле­но административно-территориальное де­ле­ние ВКЛ на по­ве­ты, став­шие цен­тра­ми су­деб­ной, во­енной и по­ли­тической дея­тель­но­сти шлях­ты, вве­де­ны по­ве­то­вые сей­ми­ки (съез­ды всей шлях­ты по­ве­та), из­би­рав­шие пред­ста­ви­те­лей на сейм ВКЛ (по­сле Люб­лин­ской унии 1569 года - об­щий с поль­ским), и за­ло­же­ны ос­но­вы сис­те­мы вы­бор­ных шля­хет­ских по­ве­то­вых су­дов (зем­ский, зам­ко­вый, под­ко­мор­ный) с об­щей юрис­дик­ци­ей для всех ка­те­го­рий шлях­ты. Од­на­ко стрем­ле­ние пра­вя­щих груп­пи­ро­вок и основной мас­сы шлях­ты ВКЛ и в но­вом ко­дек­се за­кре­пить са­мо­стоя­тель­ность го­су­дар­ст­ва на­ка­ну­не Люб­лин­ской унии обу­сло­ви­ло по­спеш­ность ут­вер­жде­ния и не­за­вер­шён­ность не­ко­то­рых норм 2-го Литовского статута, ко­то­рый об­су­ж­дал­ся и был при­нят на Ви­лен­ском и Бель­ском сей­мах в 1564-1566 годы(всту­пил в дей­ст­вие с 11.03.1566). 2-й Литовский статут со­сто­ял из 14 раз­де­лов (нес­коль­ко из­ме­нён их по­ря­док и до­бав­лен специальный раз­дел о за­веща­ни­ях) и 368 ста­тей, ко­ли­че­ст­во кото­рых осо­бен­но уве­ли­чи­лось за счёт зна­чительного рос­та 3-го (сво­бо­ды шлях­ты), 4-го (су­до­про­из­вод­ст­во и вы­бо­ры су­дей) и 7-го (о за­пи­сях и про­да­же иму­ще­ст­ва) раз­де­лов. Пер­вая по­прав­ка ко 2-му Литовскому статуту - о сво­бод­ном рас­по­ря­же­нии зе­мель­ной соб­ст­вен­но­стью - при­ня­та уже ле­том 1566 года. В 1568 году на Грод­нен­ском сей­ме вновь соз­да­на ко­мис­сия по «ис­прав­ле­нию» 2-го Литовского статута, а сра­зу по­сле за­клю­че­ния Люб­лин­ской унии - но­вая, из 12 чле­нов по прин­ци­пу со­слов­но-тер­ри­то­ри­аль­но­го пред­ста­ви­тель­ст­ва (председатель - епископ Ви­лен­ский Ва­ле­ри­ан Про­та­се­вич). За­да­ча урав­не­ния норм 2-го Литовского статута с поль­ским пра­вом с це­лью об­лег­чить ин­те­гра­цию ВКЛ и Поль­ши, по­став­лен­ная польской сто­ро­ной на Люб­лин­ском сей­ме 1569 года, ко­мис­си­ей не вы­пол­ня­лась. 2-й Литовский статут так­же не был на­пе­ча­тан; из из­вест­ных со­хра­нив­ших­ся 58 спи­сков 2-го Литовского статута боль­шин­ст­во (40) пред­став­ля­ют со­бой пе­ре­во­ды на польский язык.

Под­го­тов­ка Третье­го Ли­тов­ско­го ста­ту­та фак­ти­че­ски пе­ре­шла на сей­ми­ки, а так­же в ра­ду па­нов и в кан­це­лярию ВКЛ, в ко­то­рой около 1582 года ра­бо­та бы­ла за­вер­ше­на. Осо­бый вклад в под­го­тов­ку про­ек­та 3-го Литовского статута вне­сли канц­лер О. Во­ло­вич и под­канц­лер Л. Са­пе­га. Не­смот­ря на со­про­тив­ле­ние польских се­на­то­ров, вос­поль­зо­вав­шись слож­ной внут­ри­по­ли­тической си­туа­ци­ей в Ре­чи По­спо­ли­той, по­ли­ти­ки ВКЛ до­би­лись от великого князя ли­тов­ско­го и ко­ро­ля поль­ско­го Си­гиз­мун­да III Ва­зы ут­вер­жде­ния 3-го Литовского статута 28.01.1588 [со­сто­ял из тех же 14 раз­де­лов (на­зва­ния не­ко­то­рых бы­ли уточ­не­ны) и 487 ста­тей (наи­боль­шее чис­ло новых вклю­че­но в раз­де­лы о сво­бо­дах шлях­ты, о су­дах и об ох­ра­не жиз­ни и здо­ро­вья шлях­ти­чей); всту­пил в си­лу с 6.01.1589 года]. В 3-м Литовском статуте впер­вые в Ев­ро­пе раз­де­ля­лись за­ко­но­да­тель­ная, ис­пол­ни­тель­ная и су­деб­ная власть, во­пло­ща­лась идея со­слов­но­го пра­во­во­го го­су­дар­ст­ва. 3-й Литовский статут, в ко­тором да­же не упо­мя­ну­та Люб­лин­ская уния 1569 года и со­хра­не­ны нор­мы, на­прав­лен­ные про­тив уси­ле­ния влия­ния польской шлях­ты, за­щи­щал отдельную государственную струк­ту­ру ВКЛ в со­ста­ве Ре­чи По­спо­ли­той.

3-й Литовский статут на ста­ро­бе­ло­рус­ском языке впер­вые на­пе­ча­тан в 1588 году в Виль­но в ти­по­гра­фии Ма­мо­ни­чей (впо­след­ст­вии два­ж­ды пе­ре­из­да­вал­ся с да­той 1-го из­да­ния - около 1592-1593 годов, 1600). Польский пе­ре­вод пе­ча­тал­ся с 1614 года, а русский и поль­ский опуб­ли­ко­ван в 1811 году в Санкт-Пе­тер­бур­ге. 3-й Литовскийстатут по­слу­жил ис­точ­ни­ком для «Кор­рек­ту­ры прус­ско­го пра­ва» («Ius terrestre no­bili­tatis Prussiae», 1598) - ак­та, дей­ст­во­вав­ше­го в час­ти Прус­сии, при­со­еди­нён­ной к Поль­ше по­сле Три­на­дца­ти­лет­ней вой­ны 1454-1466 годов, и про­ек­тов ко­ди­фи­ка­ции ук­ра­ин­ско­го пра­ва (1743; 1750-1758 годы). Впер­вые отдельные ста­тьи 3-го Литовского статута пе­ре­ве­де­ны на русский язык, ве­ро­ят­но, в пер­вые ме­ся­цы 1606 года, ви­ди­мо, в свя­зи с под­го­тов­кой так называемого Свод­но­го су­деб­ни­ка (ра­бо­та над ним не бы­ла за­вер­ше­на). Пол­но­стью 3-й Литовский статут пе­ре­ве­дён на русский язык в 1649 году при под­го­тов­ке Со­бор­но­го уло­же­ния 1649 года, в ко­то­ром его отдельные ста­тьи, ско­рее все­го, ис­поль­зо­ва­ны в ка­че­ст­ве ис­точ­ни­ка.

3-й Литовский статут ис­поль­зо­вал­ся не толь­ко в ВКЛ, но и за его пре­де­ла­ми: как суб­си­ди­ар­ное (вспо­мо­га­тель­ное) пра­во при­ме­нял­ся в су­дах Поль­ши. 3-й Литовский статут дей­ст­во­вал до 2-й тре­ти XIX века на не­ко­то­рых тер­ри­то­ри­ях бывшей Ре­чи По­спо­ли­той, во­шед­ших в со­став Российской им­пе­рии: в Ви­теб­ской и Мо­ги­лёв­ской гу­бер­ни­ях - до 1831 года, в Во­лын­ской, Грод­нен­ской, Ки­евской, Ли­тов­ско-Ви­лен­ской, Мин­ской и По­доль­ской гу­бер­ни­ях - до 1840 года, в Пол­тав­ской и Чер­ни­гов­ской гу­бер­ни­ях - до 1842 года.

Ди­на­ми­ка ко­ди­фи­ка­ции (три Литовских статута за 60лет) сви­де­тель­ст­во­ва­ла о вы­со­ком уро­в­не раз­ви­тия пра­во­вой мыс­ли ВКЛ XVI века Литовские статуты юри­ди­че­ски офор­ми­ли государственный строй, функ­ции и пре­ро­га­ти­вы ин­сти­ту­тов вла­сти (1-й Литовский статут ут­вер­дил гос­под­ство ра­ды па­нов, 2-й и 3-й - пар­ла­мент­скую сис­тему и шля­хет­скую «де­мо­кра­тию»), пра­во­вой ста­тус отдельных со­сло­вий и со­ци­аль­ных групп (при­ви­ле­ги­рованный ста­тус бо­яр и окон­чательное за­кре­по­ще­ние кре­сть­ян во 2-м Литовском статуте), муж­чин и жен­щин (спе­ци­фика всех Литовских статутов - двой­ные ком­пен­са­ции за убий­ст­во и ра­не­ние жен­щин); са­мый боль­шой по объ­ё­му раз­дел (в 1-м Литовском статуте - 6-й, во 2-м и 3-м Литовском статуте - 4-й) ус­та­но­вил ие­рар­хию и ком­пе­тен­цию су­дов, прин­ци­пы и ме­ха­низм су­до­про­из­вод­ст­ва, рег­ла­мен­ти­ро­вал су­деб­ный про­цесс и су­деб­ную эти­ку. По­это­му в ис­то­рио­гра­фии Литовского статута ха­рак­те­ри­зу­ют­ся как кон­сти­ту­ции фео­да­лов ВКЛ, ко­то­рым свой­ст­вен­на ис­клю­чительная свет­скость (в Литовском статуте от­сут­ст­ву­ет оп­ре­де­ле­ние от­но­ше­ний го­су­дар­ст­ва и ка­то­лической Церк­ви, по­ня­тия ос­корб­ле­ния ре­ли­гии и Церк­ви; во 2-й и 3-й Литовских статутах вклю­че­ны ста­тьи, ус­та­но­вив­шие не­под­суд­ность свет­ских зем­ле­вла­дель­цев ду­хов­но­му су­ду в гражданских де­лах), хри­сти­ан­ская идео­ло­гия (в 1-м Литовском статуте за­кре­п­ля­лись прин­цип лич­ной от­вет­ст­вен­но­сти за пре­сту­п­ле­ние, пре­зумп­ция не­ви­нов­но­сти, пуб­лич­ность пра­во­су­дия и др.; в 3-й Литовском статуте пол­но­стью вклю­чён акт Вар­шав­ской кон­фе­де­ра­ции 1573 года «Pax inter dissidentes in religione», про­воз­гла­шав­ший урав­не­ние в пра­вах лиц хри­сти­ан­ско­го ве­ро­ис­по­ве­да­ния) и гу­ма­ни­за­ция пра­ва (в Литовского статута по­сто­ян­но ог­ра­ни­чи­ва­ют­ся ис­точ­ни­ки не­во­ли по прин­ци­пу: сво­бод­ный че­ло­век ни за ка­кое пре­сту­п­ле­ние не мо­жет быть от­дан в не­во­лю; в 3-м Литовском статуте да­же тер­мин «не­воль­ные» тре­бо­ва­лось за­ме­нить на «двор­ную че­лядь» и пре­ду­смат­ри­ва­лась смерт­ная казнь за умыш­лен­ное убий­ст­во кре­сть­я­ни­на; бы­ла ог­ра­ни­че­на ме­ра на­ка­за­ния не­со­вер­шен­но­лет­ним и т.д.).

Разделы сайта

Термины. Список [ А-Я ]

Беларусь

Белорусская государственность

Разное

Но что проку человеку жить в свободе от внешнего неприятеля, если терпеть должен над собою неприятеля внутреннего? Обращение подканцлера ВКЛ Льва Сапеги к сословиям княжества по случаю принятия Статута(1588 г.)

Статут — верховный закон Великого княжества Литовского, составлявший его правовую основу. Составлен на старобелорусском языке.

Статут издавался три раза: в 1529, 1566 и 1588 годах. В его подготовке и издании основную роль сыграли Евстафий Волович и Лев Сапега.

Статут 300 лет действовал на землях ВКЛ в качестве основного сборника гражданских законов, до полной его отмены российскими властями после событий 1830 года.

По образцу Статута позднее были написаны своды законов многих стран Центральной и Восточной Европы.

В условиях федеративной Речи Посполитой это был кодекс самостоятельных, отличных от Польской Короны законов — мощный аргумент за сохранение национальной самоидентификации и против создания унитарного государства. Самостоятельность ВКЛ удалось сохранить вплоть до рокового 1794 года.

Интересно сравнить первые главы основных законов — Московии (Соборное уложение действовало в 1649-1832) и ВКЛ (Статут действововал в 1529-1840)

Статут 1588 утвержден на Варшавском элекционном Сейме 1587 года и окончательно утвержден на коронационном Сейме 1588 г. На Коронационном Сейме 1588 года ВКЛ было представлено 27 Сенаторскими местами (каждое Сенаторское место – это закрепленная за этим местом высокая должность ВКЛ): - 2 Епископа (Виленский и Жемайтский) - 9 воевод (Виленский, Трокский, Смоленский, Полоцкий, Новогрудский, Витебский, Берестейский, Мстиславский и Минский), - Староста Жемайтский, - 10 каштелянов (9 Воеводств и 10-й Жемайтский) - 5 высших должностных лиц (Маршалок земский, Канцлер, Подканцлер, Подскарбий земский и Маршалок дворный).

В утверждении Статута принимали участие "только издавна предков своих уроженецы. Литвины и Русины" : — Юрий Радзивилл (епископ Виленский), Юрий Петкевич (епископ Жемайтский), Христофор Николай Радзивилл «Перун» (воевода Виленский), Ян Янович Глебович (воевода Трокский, каштелян Трокский, каштелян Жемайтский), Ян Кишка (староста Жемайтский), Альбрехт Радзивилл (маршалок земский), Евстафий Волович (канцлер), Лев Сапега (подканцлер, маршалок дворный), Теодор Тышкевич (подскарбий земский).

Другие воеводы (Смоленский, Полоцкий, Новогрудский, Витебский, Берестейский, Мстиславский и Минский) и другие каштеляны (Смоленский, Полоцкий, Новогрудский, Витебский, Берестейский, Мстиславский и Минский) во все времена были только представителями Литвинов-Беларусов. Как правило, эти должности совмещались одним лицом, то есть тот же Смоленский воевода был одновременно и комендантом (каштеляном) Смоленска.

Ни во времена Речи Посполитой, ни в Российской Империи Статут на язык жителей Самогитии (lietuviu kalba) не переводился.

Разделы сайта

Карты и документы

Документы

Беларусь (Полоцк, ВКЛ) на старых картах

Старые карты ВКЛ

Статут Великого Княжесва Литовского, Русского, Жемайтийского и иных

— верховный закон Великого княжества Литовского, составлявший его правовую основу. Первый Статут, состоящий из 13 разделов (283 статей) был издан в 1529 году. Статут регламентировал вопросы гражданского, уголовного и процессуального права. Второй Статут был издан в 1566 году и отражал социально-экономические и политические изменения. Третий Статут был издан в 1588 году и действовал на территории ВКЛ до полной его отмены в 1840 году.

Статут 1529 г.

Текст приводится по книге: Под редакцией академика АН Литовской ССР К.И. Яблонскиса. Мн.: Издательство Академии наук БССР, 1960.- 253 с. Литературный перевод на современный русский язык Файл .doc Посмотреть и скачать

Статут 1566 г.

". Но на благородность [шляхетство-дворянство] и всякую должность духовную и светскую не может быть избран, даже от Нас Государя ставленник, только издавна предков своих уроженец Великого Княжества Литовского Литвин и Русин . " арт. 9, раздел 3

Статут Вялікага княства Літоўскага 1566 года. - Мінск, 2003. - С.35-263. Файл .doc в архиве .zip Посмотреть и скачать

Вялікае княства Літоўскае. Энцыклапедыя. Файл .PDF Большой файл (169 Мб). Гугл может сказать: "Не удалось загрузить документ для предпросмотра". Вирусов нет. Посмотреть и скачать

Статут 1588 г.

Издание Льва Сапеги "И в том заключается наша вольность, которою мы гордимся меж других народов христианских, что государь нами правит не по воле своей собственной, а согласно праву нашему. И вот, имея в руках своих столь бесценное сокровище, надобно каждому благочестивому человеку знать о нем, чтобы, хорошо разбираясь [в праве], злые наклонности свои усмирять и действовать по праву писанному. Но прежде возникала одна существенная трудность - не каждый мог иметь у себя Статут, который [надо было] долго и трудно переписывать. Тогда я рискнул взять на себя этот труд и, не жалея личных средств, отдал [Статут] в печать типографскую. С тем ласке и милости ваших милостей братской себя поручаю." Плностью обращение Сапеги читать тут Очень большой файл (676 Мб). Гугл может сказать: "Не удалось загрузить документ для предпросмотра". Вирусов нет. Файл .PDF Посмотреть и скачать

Читайте также: