Статусы вкл и их содержание
Обновлено: 14.11.2024
Самым значимым событием в развитии феодального права Великого княжества Литовского в XVI веке являются разработка и принятие Статутов 1529, 1566 и 1588 годов. В это время начинается второй период в развитии права - статутный период.
Работа по подготовке Статута 1529 года велась на протяжении ряда лет. Он появился на свет во вре*мя правления великого князя Жигимонта I Старого. Составители Статута не придерживались системы кодификации, принятой в римском праве, а разработали свою. В ее основу были положены новые принципы:суверенность державы (наперекор средневековому космополитизму), единство права, приоритет писаного права.
Статут состоял из 13 разделов и 244 статей. Позже в связи с дополнениями количество статей увеличилось до 283. Документу свойственен подход к проблемам в духе гуманизма. Так, в статье .7 раздела I провозглашалось положение о том, что никто не должен отвечать за чужую вину, а уголовное наказание должно назначаться только лицам, вина которых установлена законом. При этом свободного человека за допущенную провинность никто не имел права отдавать в вечное рабство.
Содержание Статутов 1566 и 1588 годов свидетельствует о расцвете феодальной демократии, зарождении новой формы правосознания. Закрепленные в них прогрессивные положения и принципы дают основания полагать, что в период начиная с XVI века стала последовательно проводиться в жизнь идея установления в ВКЛ правового государства.
Для Статутов 1566 и 1588 годов в более выраженной форме были свойственны гуманистические тенденции по сравнению с тем, как они были обозначены в Статуте 1529 года. Так, по Статуту 1566 года возраст уголовной ответственности устанавливался уже не с семи, а с 14 лет. На простых людей распространялось право избирать великого князя. По Статуту 1588 года возраст наступления уголовной ответственности повышался до 16 лет. Здесь же невольное состояние ограничивался лишь одним источником - попаданием в плен. Более того, Статут 1588 года предписывал впредь называть челядь невольную «дворовой челядью», а лиц, ранее именовавшихся челядью" невольной, наделить землей и перевести в разряд крестьян «отчиев».
В нормах государственного права,изложенных в Статуте 1588 года, были закреплены не только основы феодального общественного строя, но и зарождавшиеся нормы буржуазного права. Так, провозглашалось формальное буржуазное равенство всех перед законом, хотя сам закон не был равен для всех, простым людям (нешляхтичам) запрещалось занимать должности в государственном аппарате, принимать участие в работе сеймов, и их участие в политической жизни ограничивалось только местными волостными делами.
Гражданское правов Беларуси складывалось под воздействием развивавшихся товарно-денежных отношений и выглядело противоречивым, ибо в нем в XVI веке соединялись как феодальные нормы (например, непризнание за крестьянами права собственности на землю), так и нормы, свойственные буржуазному праву (договоры купли-продажи, займа, залога, аренды, обязательства по найму работников, наследственное право).
Уголовное правово второй половине XVI века было достаточно разработанным. В Статуте 1588 года наряду со старыми нормами встречаются нововведения. Так, оставляя в силе коллективную ответственность, которая являлась удобным средством принуждения феодально зависимых крестьян и установления среди них круговой поруки, этот документ уже сделал попытку ограничить ответственность за чужую вину и провозглашал принцип наказания только виновного лица.
В Статуте 1566 года была сделана также попытка сформулировать идею презумпции невиновности. Правда, эта норма не распространялась на простых людей. Но уже спустя почти 20 лет в Статуте 1588 года появилась ссылка на то, что данное правило касается и простолюдинов.
В Статутах выделялись уже виды преступлений - особо опасные («речи кровавые, где о горле идеть») и менее опасные («речи меньшие, некровавые, где о горле не идеть»). К первому виду относились такие преступления: убийство, разбой, поджог, изнасилование, государственная измена и др., ко второму - кража неквалифицированная, наезды без убийства, оскорбление лица и др.
Брачно-семейное правоотличалось многими прогрессивными новациями. В рассматриваемый период эти отношения регулировались светским писаным правом, а не только церковным и обычным. Так, светское право затрагивало вопрос о причинах расторжения брака (например, из-за кровного родства), расширялись права субъектов брачно-семейных отношений.
По Статуту 1529 года брачный возраст устанавливался для мужчин начиная с 18 лет, для женщин - с 15 лет. По Статуту 1588 года эта планка была понижена для девушек до 13 лет. Главными условиями законности брака считались отсутствие кровного родства до четвертого поколения и свояцтва до третьего включительно, отсутствие первого нерасторгнутого брака.
Военное правопо Статуту 1588 года выглядело довольно суровым. Так, в статье 18 «О наездах на домы и на гумна шляхетские» раздела второго «О обороне земской» констатировалось, что в случае, если кто-либо на войне или при следовании к месту расположения войск совершал нападения на жилые дома или приусадебные строения, причинял вред «ставам и сажовкам» или приносил иной убыток «духовным или светским станам» и тем бодее кого-либо убил, ранил или в отношении кого угодно совершил насилие, то «тогды тот маеть за слушным доводом горлом каран быти».
Статут написан на русском (древнерусском, «книжном») языке того времени и устанавливает этот язык, как государственный на всей территории Литвы, для всех актов, судов, административных сношений.
Украинские и белорусские шовинисты-сепаратисты, извращая действительность, утверждают: одни, что Статут написан на «украинском», другие, что он написан на «белорусском» языке. Утверждения эти не выдерживают никакой критики. Для каждого грамотного человека, не говоря о спецалистах-филологах, при чтении статута и сравнении его языка с языком тех письменных актов начала XVI века, на которые самостийники не претендуют и считают их “московскими», с предельной очевидностью станавится ясно, что это один и тот же язык.
Поэтому «Статут Литовский» можно считать неопровержимым доказательством единства культуры древнерусской, из которой впоследствии развились отдельные культуры: русская (великорусская), украинская и белорусская.
Не меньшее значение чем язык, на котором написан «Статут Литовский» имеет и его содержание. Согласно Статуту, полякам возбранялось занимать в Литве и Руси какие либо должнсти и приобретать недвижимое имущество, а магнатам и шляхте Великого Княжества Литовского гарантировались их старые права и привилегии, свободное исповедение православной веры и равноправие с магнатами и шляхтой-католиками.
“Статут Литовский», несомненно, выражал стремления правящего класса и делал его лояльным по отношению к государству, которое возглавлял король, католик по вере и поляк по культуре, каковым был Сигизмунд.
Не надо забывать, что границы Великого Княжества Литовского в те времена проходили восточнее Смоленска, Чернигова, Брянска и включали в себя всю юго-западную Русь-Украину и всю Западную Русь-Белоруссию, с населением православным, еще не забывшим свое единое древнерусское Киевское государспво. Поэтому вопрос лояльности этого населения, особенно в столкновениях с Москвой, перенявшей культурные и политические традиции Киева, был вопросом первостепенной важности для Польско-Литовской Унии.
Случай г. Брянска, который, не только без борьбы сдался Московскому войску (во время войны короля Александра с Москвой), но и активно боролся против литовско-польского войска, было грозным предупреждением, что таких случаев будет не мало в будущем, если продолжится польско-католическая агрессия на русских землях Литвы.
Это, надо полагать, и было главной причиной появления «Статута Литовского». Но если Статут в значительной мере удовлетворил желания феодалов-магнатов и шляхты, которые склонны были в Литве ввести соди,ально-политический строй Польши с его всевластием дворянства и бесправием крестьянства, то широкие народные массы Статутом были лишены и тех немногих прав, которые имели раньше.
Были упразднены, существовавшие со времен Киевской Руси, крестьянские выборные суды в селах и деревнях и крестьяне полностью и бесконтрольно со стороны государства были отданы под юрисдикцию шляхты. Крестьяне были не только прикреплены к земле, на которой они жили, но кроме существовавших раньше натуральных повинностей по отношению к феодалу, была введена и барщина – принудительный труд в хозяйстве шляхтича. Сначала он был ограничен одним днем в неделю (статут Тирунский), а потом стал неуклонно расти, ухудшая и без того нелегкое положение крестьянства.
Жаловаться на несправедливость фактически было некому, так как жалобы рассматривались той же шляхтой, защищавшей свои классовые интересы. Король же, по настоянию шляхты, еще в 1518 году отказался от сво.его права просмотра жалоб крестьян на шляхту.
В несколько лучшем положении были городские жители-мещане. Желая привлечь их симпатии, Сигизмунд – многим городам даровал так называемое «Магдебургское право. Заключалось оно в довольно широком самоуправлении (путем свободно выбранных лиц) городских жителей, главным образом ремесленников, которые, по западно-евроскомy примеру, были организованы по цехам, объединяя в каждом цехе то или иное ремесло. Это дало городским жителям известную независимость от своеволия всесильной и всевластной шляхты и возможность относительно сносного существования.
Эта политика Сигизмунда, неизменно продолжавшаяся все его долгое правление (1506-1548), в значительной мере стабилизировала взаимоотвошевия трех народов возглавляемой им Польско– Литовско-Русской унии и позволила ему вести войны с Москвой, все более и более настойчиво предъявлявшей требования на возвращение исконно-русских земель, частей когда то единой Киевской РУСИ. Войны эти: I – (1507-1508); II – (1512-1522) и III (1534-1537) велись с переменным успехом. После первой за Москвой остался Любечь с прилегающими землями: после второй к Москве отошел Смоленск; после третьей поляки отобрали от Москвы захваченный ею раньше Гомель с прилегающими землями.
Во время этих войн на стороне Сигизмунда лояльно боролись против Москвы не только поляки и литовцы, но в большинстве и православные русские магнаты и шляхта. А их лидер, князь Константин Острожский был одним из прославившихся в этих войнах полководцев.
Попытка князя Михаила Глинского, который был московской «ориентации», поднять восстание, несмотря на поддержку части шляхты и несомненные симпатии крестьянства и низшого духовенства, о чем имеются исторические доказательства, успехом не увенчались и Глинский бежал в Москву.
Небезинтересно отметить в этом восстании и роль православного высшего духовенства. Оно не проявило никакой активности в пользу единоверной Москвы. Причину этому нужно искать в нежелании высших иерархов православия в Великом Княжестве Литовском попасть в подчиненное положение к московскому митрополиту, что бы неизбежно случилось при воссоединении с Москвой.
На данном отрезке времени, при либеральной политике Сигизмунда в религиозном вопросе, оно было удовлетворено существующим положением. Агрессия же католичества была временно приостановлена, так как оно было полностью поглощено борьбой с надвигавшейся на католичество опасностью: лютеранством и кальвинизмом (одним из видов католических «раскольников») и все свои силы бросило на борьбу с этой опасностью.
Украинские и белорусские сепаратисты, которые на фальсифицированной и извращенной истории своих народов пытаются построить фундамент сепаратизма, по своему толкуют неоспоримый исторический факт участия на стороне Польши в ее войнах с Москвой православного, русского (украинского, белорусского) населения Польско-Литовской унии. Они утверждают, что «украинцы» и «белоруссы» (и одни и другие сами себя называли «русскими», как видно из документов того времени) боролись против Москвы на стороне Польши и Литвы потому, что по отношению к «москалям» (великороссам) они себя чувствовали уже тогда не только совершенно чуждыми, но и относились к ним определенно враждебно.
Но это, на первый взгляд правдоподбное объяснение может убедить только людей малообразованных, не знающих структуры государств того времени во всей Европе.
Для того же, кто кроме сепаратистических извращений читал еще кое что и хоть поверхностно знаком с историей, эти сепаратистические измышления не имеют никакой убедительности. В эту эпоху (15-16 века) войны велись не между народами, а между отдельными правителями (князьями, королями), которые со своими дружинами и войсками из населения подвластных земель, боролись друг с другом. История Европы и России той эпохи дает нам бесчисленные примеры таких столкновений, когда во время войны во враждебных лагерях находились сыновья одного и того же народа, религии, культуры.
Постоянные войны между отдельными государствами Германии и Италии, вовсе не были войны народов, а только столкновения правителей. Таковыми же были и многочисленные кровавые столкновения удельных князей на Руси. Иногда даже с привлечением иноверных и иноплеменных союзников против единоверного и единоплеменного противника. Как пример можно привести ожесточенные и длительные столкновения Москвы с Рязанью, в которых союзником Рязани были татары.
Зная все это, становится очевидным вся неосновательность сепаратистического толкования участия населения Украины-Руси в борьбе между Москвой и Польшей на стороне последней.
Облегчения для русского населения Польско-Литовской унии, которыми ознаменовалось более чем сорокалетнее правление Сигизмунда, не коснулось только Галиции. Она, как уже упомянуто выше, считалась “Русским воеводством” королевства Польши и “Статут Литовский” на нее не распространялся. Ополячивание и окатоличивание правящего класса там было уже почти закончено.
Но и там народные массы не сдавались, упорно держась своей православной веры и в глубине народной души сохранялось сознание своей русскости и единства всей Руси. Сознание это было так крепко и глубоко, что смогло удержаться на продолжении многовекового владычества поляков и быть сохранено до дня воссоединения Руси Галицкой с остальными частями Руси. Даже бешенная сепаратистическая пропаганда последнего столетия, несмотря на всемерную помощь Австрии и других врагов Руси, не смогла вытравить это сознание, когда исторические события привели Галицию на общероссийский путь. Не коснулся “Статут Литовский” и Карпатской Руси и Буковины, которые были вне рубежей Польско-Литовской унии. Первая находилась под властью Венгрии, вторая – Молдавии.
«Литовский» период
«Литовский» период Вторая Русь Вся западная половина домонгольской Руси – современные Украина, Белоруссия, а также большой кусок Великороссии от Смоленска почти до Калуги – после Батыева нашествия оказались в зоне «мягкой оккупации» и уже к середине XIV века
Статут Литовский
Статут Литовский Статут написан на русском (древнерусском, «книжном») языке того времени и устанавливает этот язык, как государственный на всей территории Литвы, для всех актов, судов, административных сношений.Украинские и белорусские шовинисты-сепаратисты, извращая
ЛИТОВСКИЙ ЗАМОК
ЛИТОВСКИЙ ЗАМОК За комплексом кирпичных зданий Морских казарм Крюков канал пересекается с рекой Мойкой. В этом месте по оси набережной левого берега Мойки в 1782–1787 годах построили деревянный Тюремный мост, находящийся вблизи обширного земельного участка, на котором
ЛИТОВСКИЙ РЫНОК
ЛИТОВСКИЙ РЫНОК После завершения строительства Литовского замка на углу четной стороны Офицерской улицы и нечетной набережной Крюкова канала на участке № 6/34, в 1787–1789 годах соорудили мясной Литовский рынок по проекту архитектора Дж. Кваренги. Каменные торговые ряды по
50. Статут Филиппа II
50. Статут Филиппа
Статут Казимира Ягайловича, первый свод законов государства
Статут Казимира Ягайловича, первый свод законов государства Во время полувекового княжения Казимира Ягайловича, когда в Великом Княжестве стабилизировалась внутренняя жизнь, успешно развивалось хозяйство, быстро увеличивалось население, был составлен первый из
Приложение Статут военного ордена Святаго Великомученика и Победоносца Георгия
Приложение Статут военного ордена Святаго Великомученика и Победоносца Георгия Божиею поспешествующею милостию Мы, Екатерина Вторая, Императрица и Самодержица Всероссийская, и пр., и пр., и пр.Как Российския империи слава наипаче распространилась и возвысилась
Лев Сапега и Статут 1588 года
Лев Сапега и Статут 1588 года Похоронив С. Батория, шляхетские депутаты на элекционном сейме в 1587 году большинством голосов избрали королем Речи Посполитой Жигимонта III Ваза. Жигимонт был сыном шведского принца, позже короля Яна (Юхана) III и Екатерины Ягеллон, дочери
б. Литовский язык
б. Литовский язык Возникновение государства породило необходимость в налаживании и укреплении связей между элитами различных областей, а государственная организация для своего обслуживания потребовала новых понятий и средств выражения. Всё это сказывалось на
21. Витовт Литовский
21. Витовт Литовский Литовцы были одним из самых отсталых народов Европы. Сколько тысячелетий просидели в своих болотах! Отхватив изрядную часть Киевской Руси, Литва впитала гораздо более высокую культуру. Мастера учились у русских строителей, оружейников, ювелиров,
1138 Статут Болеслава III Кривоустого
1138 Статут Болеслава III Кривоустого В соседней Польше происходили процессы, подобные тем, что шли на Руси. Польский король Болеслав III (1085–1138) перед смертью подписал завещание, известное как Статут Болеслава, положивший начало польской раздробленности. Согласно Статуту
СТАТУТ ВЕЛИКОГО ПРИОРСТВА РОССИЙСКОГО ОРДЕНА СВЯТОГО ИОАННА ИЕРУСАЛИМСКОГО
СТАТУТ ВЕЛИКОГО ПРИОРСТВА РОССИЙСКОГО ОРДЕНА СВЯТОГО ИОАННА ИЕРУСАЛИМСКОГО Статья первая ИСТОРИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЕЛИКОГО ПРИОРСТВА РОССИЙСКОГО На основании Конвенции, заключенной 4/15 января 1797 года с Великим Магистром Державного Ордена Святого Иоанна
Статут для Галичини
Статут для Галичини В рік по евакуації Львова українськими військами, дня 21 листопада 1919 р. ухвалила Найвища Рада Антанти, непереведений ніколи в життя, проєкт статуту для Галичини, що хоч признавав цю частину нашого краю Польщі, то робив це умовно, з застереженнями, що
СТАТУТ ВКЛ
СТАТУТ ВКЛ Зыходзячы з таго, што:– Біблейскі Стары Запавет трымаўся на Законе, а Новы Запавет сьцьвярджаў: не скасаваць, а выпаўніць Закон прыйшоў Хрыстос (Мацьвея, 5:17);– У эпоху стварэньня Трох Статутаў ВКЛ перажывала Залаты век;– Духовае абуджэньне Беларусі ХVI
ЛИТО́ВСКИЕ СТАТУ́ТЫ, название трёх кодексов права Вел. кн-ва Литовского (ВКЛ) 16 в. Оригинальное название Л. с. (в первоначальной редакции 1-го Л. с.) – «Права писаные»; понятие «статут» встречается лишь в лат. переводе 1-го Л. с. («Statuta seu iure scripta», 1530) и сразу же (в кон. 1530-х гг.) утвердилось в юридич. практике и повседневном употреблении.
Оригинальное название Литовских статутов (в первоначальной редакции 1-го Литовского статута) - «Права писаные»; понятие «статут» встречается лишь в латинском переводе 1-го Литовского статута («Statuta seu iure scripta», 1530) и сразу же (в конце 1530-х годов) утвердилось в юридической практике и повседневном употреблении.
Необходимость создания общегосударственного свода законов ВКЛ была осознана великим князем литовским Александром и радой панов на рубеже XV-XVI веков, что было связано с социально-экономическими и политическими процессами становления сословной монархии, а также осложнением международного положения ВКЛ, которое требовало упрочения политической целостности государства.
Подготовка Первого Литовского статута, о которой впервые заявил великий князь Александр в привилее Волынской земле (1501), происходила на основе правовой системы ВКЛ. Источниками 1-го Литовского статута стали обычное право и основанная на нём судебная практика (зафиксированная в судебных книгах), привилеи великих князей всему ВКЛ и его отдельным землям, Судебник Казимира IV (1468), специальрые постановления и узаконения великого князя, рады панов и сейма 1507-1529 годов, а также отдельные нормы римского права, канонического права и судебников соседних государств (особенно Польши). В ходе создания 1-го Литовского статута литовское право подверглось систематизации (выработана довольно логичная структура разделов Литовских статутов, соответствовавшая отраслям публичного и частного права) и концептуализации (юридически закреплено привилегированное положение и иммунитет шляхетского сословия, охрана его прав и свобод), также в него были привнесены некоторые гуманистические идеи. 1-й Литовский статут стал первой в Европе эпохи гуманизма официальной кодификацией всех отраслей светского права: государственного, военного, гражданского (семейного, опекунского, наследств., имуществ. и т. д.), уголовного, процессуального и др. Первоначальная редакция текста 1-го Литовского статута, принятая на Виленском сейме 1522 года, была подготовлена в великокняжеской канцелярии, скорее всего, под руководством канцлера и воеводы виленского князя М. Радзивилла Младшего и его брата земского маршалка князя Я. Радзивилла. Однако из-за борьбы средней и мелкой шляхты (бояр) за полное уравнение в правах с крупной шляхтой (панами) дальнейшая работа над 1-м Литовским статутом затянулась. Его новая редакция (из 13 разделов и 243 статей), составленная уже под руководством канцлера А. Гаштольда, была принята лишь на Виленском сейме 1529 года, а введена в действие на всей территории ВКЛ 29.09.1529 года эдиктом великого князя литовского Сигизмунда I. Утверждённая в 1-м Литовском статуте доктрина суверенного государства стала основой правового статуса государственности ВКЛ. 1-й Литовский статут предусматривал возможность внесения в него новых норм после того, как они получали санкцию сейма, в результате чего в конце 1530-х годов появилась его Пространная редакция, состоящая из 13 разделов и 282 статей. Тем не менее применение 1-го Литовского статута на практике выявило его несовершенство. Кроме того, программа политической и юридической эмансипации бояр из-за жёсткого сопротивления панов осталась невыполненной, поэтому уже на Брестском сейме 1544 бояре просили великого князя литовского «исправить» статут. 1-й Литовский статут не был напечатан; к настоящему времени сохранились 7 (из 9 известных в историографии) его списков: 4 - на языке оригинала (старобелорусском), 2 перевода на латинский язык и один - на польском языке.
Для подготовки Второго Литовского статута великий князь литовский Сигизмунд II Август в 1551 году создал комиссию из 10 членов на основе конфессионального паритета (5 католиков и 5 православных). Участие признанных знатоков юриспруденции (таких, как А. Ротундус и П. Роизий, включённый в состав комиссии позднее) обеспечило значительное влияние римского права и элементов юридической науки того времени на текст 2-го Литовского статута. Его содержание отразило результаты востребованных боярами судебной и административной реформ 1564-1566 годов, в ходе которых было установлено административно-территориальное деление ВКЛ на поветы, ставшие центрами судебной, военной и политической деятельности шляхты, введены поветовые сеймики (съезды всей шляхты повета), избиравшие представителей на сейм ВКЛ (после Люблинской унии 1569 года - общий с польским), и заложены основы системы выборных шляхетских поветовых судов (земский, замковый, подкоморный) с общей юрисдикцией для всех категорий шляхты. Однако стремление правящих группировок и основной массы шляхты ВКЛ и в новом кодексе закрепить самостоятельность государства накануне Люблинской унии обусловило поспешность утверждения и незавершённость некоторых норм 2-го Литовского статута, который обсуждался и был принят на Виленском и Бельском сеймах в 1564-1566 годы(вступил в действие с 11.03.1566). 2-й Литовский статут состоял из 14 разделов (несколько изменён их порядок и добавлен специальный раздел о завещаниях) и 368 статей, количество которых особенно увеличилось за счёт значительного роста 3-го (свободы шляхты), 4-го (судопроизводство и выборы судей) и 7-го (о записях и продаже имущества) разделов. Первая поправка ко 2-му Литовскому статуту - о свободном распоряжении земельной собственностью - принята уже летом 1566 года. В 1568 году на Гродненском сейме вновь создана комиссия по «исправлению» 2-го Литовского статута, а сразу после заключения Люблинской унии - новая, из 12 членов по принципу сословно-территориального представительства (председатель - епископ Виленский Валериан Протасевич). Задача уравнения норм 2-го Литовского статута с польским правом с целью облегчить интеграцию ВКЛ и Польши, поставленная польской стороной на Люблинском сейме 1569 года, комиссией не выполнялась. 2-й Литовский статут также не был напечатан; из известных сохранившихся 58 списков 2-го Литовского статута большинство (40) представляют собой переводы на польский язык.
Подготовка Третьего Литовского статута фактически перешла на сеймики, а также в раду панов и в канцелярию ВКЛ, в которой около 1582 года работа была завершена. Особый вклад в подготовку проекта 3-го Литовского статута внесли канцлер О. Волович и подканцлер Л. Сапега. Несмотря на сопротивление польских сенаторов, воспользовавшись сложной внутриполитической ситуацией в Речи Посполитой, политики ВКЛ добились от великого князя литовского и короля польского Сигизмунда III Вазы утверждения 3-го Литовского статута 28.01.1588 [состоял из тех же 14 разделов (названия некоторых были уточнены) и 487 статей (наибольшее число новых включено в разделы о свободах шляхты, о судах и об охране жизни и здоровья шляхтичей); вступил в силу с 6.01.1589 года]. В 3-м Литовском статуте впервые в Европе разделялись законодательная, исполнительная и судебная власть, воплощалась идея сословного правового государства. 3-й Литовский статут, в котором даже не упомянута Люблинская уния 1569 года и сохранены нормы, направленные против усиления влияния польской шляхты, защищал отдельную государственную структуру ВКЛ в составе Речи Посполитой.
3-й Литовский статут на старобелорусском языке впервые напечатан в 1588 году в Вильно в типографии Мамоничей (впоследствии дважды переиздавался с датой 1-го издания - около 1592-1593 годов, 1600). Польский перевод печатался с 1614 года, а русский и польский опубликован в 1811 году в Санкт-Петербурге. 3-й Литовскийстатут послужил источником для «Корректуры прусского права» («Ius terrestre nobilitatis Prussiae», 1598) - акта, действовавшего в части Пруссии, присоединённой к Польше после Тринадцатилетней войны 1454-1466 годов, и проектов кодификации украинского права (1743; 1750-1758 годы). Впервые отдельные статьи 3-го Литовского статута переведены на русский язык, вероятно, в первые месяцы 1606 года, видимо, в связи с подготовкой так называемого Сводного судебника (работа над ним не была завершена). Полностью 3-й Литовский статут переведён на русский язык в 1649 году при подготовке Соборного уложения 1649 года, в котором его отдельные статьи, скорее всего, использованы в качестве источника.
3-й Литовский статут использовался не только в ВКЛ, но и за его пределами: как субсидиарное (вспомогательное) право применялся в судах Польши. 3-й Литовский статут действовал до 2-й трети XIX века на некоторых территориях бывшей Речи Посполитой, вошедших в состав Российской империи: в Витебской и Могилёвской губерниях - до 1831 года, в Волынской, Гродненской, Киевской, Литовско-Виленской, Минской и Подольской губерниях - до 1840 года, в Полтавской и Черниговской губерниях - до 1842 года.
Динамика кодификации (три Литовских статута за 60лет) свидетельствовала о высоком уровне развития правовой мысли ВКЛ XVI века Литовские статуты юридически оформили государственный строй, функции и прерогативы институтов власти (1-й Литовский статут утвердил господство рады панов, 2-й и 3-й - парламентскую систему и шляхетскую «демократию»), правовой статус отдельных сословий и социальных групп (привилегированный статус бояр и окончательное закрепощение крестьян во 2-м Литовском статуте), мужчин и женщин (специфика всех Литовских статутов - двойные компенсации за убийство и ранение женщин); самый большой по объёму раздел (в 1-м Литовском статуте - 6-й, во 2-м и 3-м Литовском статуте - 4-й) установил иерархию и компетенцию судов, принципы и механизм судопроизводства, регламентировал судебный процесс и судебную этику. Поэтому в историографии Литовского статута характеризуются как конституции феодалов ВКЛ, которым свойственна исключительная светскость (в Литовском статуте отсутствует определение отношений государства и католической Церкви, понятия оскорбления религии и Церкви; во 2-й и 3-й Литовских статутах включены статьи, установившие неподсудность светских землевладельцев духовному суду в гражданских делах), христианская идеология (в 1-м Литовском статуте закреплялись принцип личной ответственности за преступление, презумпция невиновности, публичность правосудия и др.; в 3-й Литовском статуте полностью включён акт Варшавской конфедерации 1573 года «Pax inter dissidentes in religione», провозглашавший уравнение в правах лиц христианского вероисповедания) и гуманизация права (в Литовского статута постоянно ограничиваются источники неволи по принципу: свободный человек ни за какое преступление не может быть отдан в неволю; в 3-м Литовском статуте даже термин «невольные» требовалось заменить на «дворную челядь» и предусматривалась смертная казнь за умышленное убийство крестьянина; была ограничена мера наказания несовершеннолетним и т.д.).
Разделы сайтаТермины. Список [ А-Я ]
Беларусь
Белорусская государственность
Разное
Но что проку человеку жить в свободе от внешнего неприятеля, если терпеть должен над собою неприятеля внутреннего? Обращение подканцлера ВКЛ Льва Сапеги к сословиям княжества по случаю принятия Статута(1588 г.)
Статут — верховный закон Великого княжества Литовского, составлявший его правовую основу. Составлен на старобелорусском языке.
Статут издавался три раза: в 1529, 1566 и 1588 годах. В его подготовке и издании основную роль сыграли Евстафий Волович и Лев Сапега.
Статут 300 лет действовал на землях ВКЛ в качестве основного сборника гражданских законов, до полной его отмены российскими властями после событий 1830 года.
По образцу Статута позднее были написаны своды законов многих стран Центральной и Восточной Европы.
В условиях федеративной Речи Посполитой это был кодекс самостоятельных, отличных от Польской Короны законов — мощный аргумент за сохранение национальной самоидентификации и против создания унитарного государства. Самостоятельность ВКЛ удалось сохранить вплоть до рокового 1794 года.
Интересно сравнить первые главы основных законов — Московии (Соборное уложение действовало в 1649-1832) и ВКЛ (Статут действововал в 1529-1840)
Статут 1588 утвержден на Варшавском элекционном Сейме 1587 года и окончательно утвержден на коронационном Сейме 1588 г. На Коронационном Сейме 1588 года ВКЛ было представлено 27 Сенаторскими местами (каждое Сенаторское место – это закрепленная за этим местом высокая должность ВКЛ): - 2 Епископа (Виленский и Жемайтский) - 9 воевод (Виленский, Трокский, Смоленский, Полоцкий, Новогрудский, Витебский, Берестейский, Мстиславский и Минский), - Староста Жемайтский, - 10 каштелянов (9 Воеводств и 10-й Жемайтский) - 5 высших должностных лиц (Маршалок земский, Канцлер, Подканцлер, Подскарбий земский и Маршалок дворный).
В утверждении Статута принимали участие "только издавна предков своих уроженецы. Литвины и Русины" : — Юрий Радзивилл (епископ Виленский), Юрий Петкевич (епископ Жемайтский), Христофор Николай Радзивилл «Перун» (воевода Виленский), Ян Янович Глебович (воевода Трокский, каштелян Трокский, каштелян Жемайтский), Ян Кишка (староста Жемайтский), Альбрехт Радзивилл (маршалок земский), Евстафий Волович (канцлер), Лев Сапега (подканцлер, маршалок дворный), Теодор Тышкевич (подскарбий земский).
Другие воеводы (Смоленский, Полоцкий, Новогрудский, Витебский, Берестейский, Мстиславский и Минский) и другие каштеляны (Смоленский, Полоцкий, Новогрудский, Витебский, Берестейский, Мстиславский и Минский) во все времена были только представителями Литвинов-Беларусов. Как правило, эти должности совмещались одним лицом, то есть тот же Смоленский воевода был одновременно и комендантом (каштеляном) Смоленска.
Ни во времена Речи Посполитой, ни в Российской Империи Статут на язык жителей Самогитии (lietuviu kalba) не переводился.
Разделы сайтаКарты и документы
Документы
Беларусь (Полоцк, ВКЛ) на старых картах
Старые карты ВКЛ
Статут Великого Княжесва Литовского, Русского, Жемайтийского и иных
— верховный закон Великого княжества Литовского, составлявший его правовую основу. Первый Статут, состоящий из 13 разделов (283 статей) был издан в 1529 году. Статут регламентировал вопросы гражданского, уголовного и процессуального права. Второй Статут был издан в 1566 году и отражал социально-экономические и политические изменения. Третий Статут был издан в 1588 году и действовал на территории ВКЛ до полной его отмены в 1840 году.
Статут 1529 г.
Текст приводится по книге: Под редакцией академика АН Литовской ССР К.И. Яблонскиса. Мн.: Издательство Академии наук БССР, 1960.- 253 с. Литературный перевод на современный русский язык Файл .doc Посмотреть и скачать
Статут 1566 г.
". Но на благородность [шляхетство-дворянство] и всякую должность духовную и светскую не может быть избран, даже от Нас Государя ставленник, только издавна предков своих уроженец Великого Княжества Литовского Литвин и Русин . " арт. 9, раздел 3
Статут Вялікага княства Літоўскага 1566 года. - Мінск, 2003. - С.35-263. Файл .doc в архиве .zip Посмотреть и скачать
Вялікае княства Літоўскае. Энцыклапедыя. Файл .PDF Большой файл (169 Мб). Гугл может сказать: "Не удалось загрузить документ для предпросмотра". Вирусов нет. Посмотреть и скачать
Статут 1588 г.
Издание Льва Сапеги "И в том заключается наша вольность, которою мы гордимся меж других народов христианских, что государь нами правит не по воле своей собственной, а согласно праву нашему. И вот, имея в руках своих столь бесценное сокровище, надобно каждому благочестивому человеку знать о нем, чтобы, хорошо разбираясь [в праве], злые наклонности свои усмирять и действовать по праву писанному. Но прежде возникала одна существенная трудность - не каждый мог иметь у себя Статут, который [надо было] долго и трудно переписывать. Тогда я рискнул взять на себя этот труд и, не жалея личных средств, отдал [Статут] в печать типографскую. С тем ласке и милости ваших милостей братской себя поручаю." Плностью обращение Сапеги читать тут Очень большой файл (676 Мб). Гугл может сказать: "Не удалось загрузить документ для предпросмотра". Вирусов нет. Файл .PDF Посмотреть и скачать
Читайте также: