Статус русского языка в казахстане в соответствии с конституцией 1995 года

Обновлено: 22.11.2024

Не все люди хорошо разбираются в сути законопроектов, но иногда это просто необходимо. Что поясняет Закон «О языках в Республике Казахстан»? Что нужно знать и в чем смысл проекта? Давайте разбираться.

Закон РК «О языках в Республике Казахстан»: общие сведения

Чтобы граждане страны чувствовали себя комфортно, необходим единый язык для коммуникации. Вспомнить хотя бы строительство Вавилонской башни. Когда все жители стали разговаривать на разных языках, то попросту не смогли продолжить строительство.

Поэтому Закон «О языках в Республике Казахстан», принятый 11 июля 1997 года, регламентирует государственные отношения с применением языка для различных структур и органов. Вот для кого действенен этот закон:

День языков народа Казахстана: дата, история праздника

  • для граждан Казахстана;
  • для иностранцев, проживающих в РК.

Фото: nur.kz: Original

Естественно, что государственный язык Казахстана — казахский. Поэтому каждый гражданин или житель страны обязан его знать. Это позволяет находить общий язык с другими людьми, с органами власти, чтобы человек в своей стране чувствовал себя как дома. В то же время Закон РК «О языках в Республике Казахстан» предполагает такие задачи для органов управления:

  • заниматься развитием и укреплением авторитетности языка;
  • создавать подходящие условия для доступного обучения языку всем гражданам;
  • поддерживать казахскую диаспору в том, чтобы сохранить казахский язык.

Многим интересно, каков же статус русского языка в Казахстане? Во всех структурах страны русский язык обязательно дублирует национальный. Закон запрещает ущемлять права людей согласно языковому признаку. Все те, кто мешает развитию и обучению языку, будут нести ответственность.

Свободное владение казахским языком может стать обязательным для госслужащих

Закон РК «О языках в Республике Казахстан»: применение в разных сферах

Можно заметить, что языковая политика в Казахстане довольно лояльно относится к использованию других языков в стране. Как еще применяется русский язык в Казахстане? Он широко дублирует национальный язык в делопроизводстве. Вот какую роль играет национальный язык в разных сферах:

  • дошкольные организации работают на казахском языке;
  • в детских домах язык зависит от национальной составляющей;
  • начальное, среднее, высшее образование обязательно проводится на казахском и русском языках.

Также законодательство Республики Казахстан обеспечивает нормальную работу основных языков в научной и культурной сферах. Международные языки, равно как и государственный, могут использоваться в СМИ, а также печатной прессе.

День Конституции РК: дата, выходные, история праздника

Кроме того, государственный язык в Казахстане не должен превышать общего количества других языков в работе:

  • теле- и радиопрограмм;
  • радиоканалов.

Национальный и русский языки в Казахстане обязательно применяют в таких структурах и случаях:

  • для принятия и разработки актов;
  • при ведении документов;
  • при заключении сделок;
  • в вооруженных силах и органах правоохранения;
  • в судопроизводстве и делах, связанных с административными нарушениями.

Но и это еще не все. Языки в Казахстане применяются и в других обязательных целях. Так сказать, общий коммуникационный код, который все знают и используют для:

  • названий организаций, населенных пунктов;
  • написания полного имени, фамилии, отчества в документах;
  • текстов печатей, бланков, вывесок, ценников, рекламы;
  • товарной маркировки.

Вид на жительство в Казахстане: правила получения и оформления

Закон РК «О языках в Республике Казахстан»: защита

Конечно же, государственный язык Казахстана находится под защитой законодательства. Все, кто нарушает эти правила, несут наказание. Особенно это проявляется в таких случаях:

  • при нарушении Закона «О языках в Республике Казахстан» чиновниками и государственными лицами;
  • при отказе в принятии обращений по причине незнания языка;
  • при создании препятствий для употребления языка;
  • при нарушении требований по размещению рекламы и другой информации.

Кто же следит за соблюдением всех этих норм? Наделенный правами орган, который обязан:

  • контролировать сферу развития языков;
  • контролировать исполнение закона в различных структурах и городах;
  • принимать меры по взысканию за нарушение закона;
  • предоставлять возможность для развития языков.

Закон «О нотариате» РК: пояснения, обзор

Также в законе прописаны пункты, регламентирующие работу ономастической комиссии. Этот орган занимается созданием названий и переименований населенных пунктов, а также:

  • аэропортов, вокзалов, станций;
  • районов;
  • улиц.

В то же время у местных властей есть свои задачи, которые определяются такими действиями, как:

  • соблюдение закона территориальными органами власти;
  • устранение нарушений;
  • принятие мер для повсеместного изучения языков.

Государство четко контролирует Закон РК «О языках в Республике Казахстан». Прежде чем дать название улице или городу, специальная служба учитывает исторические и культурные особенности местности. Также важно, чтобы название соответствовало нормам литературного языка.

Вот такие принципы важно соблюдать в соответствии с законом. Каждое государство должно почтительно и бережно относиться к родному языку, стараясь всячески его развивать и сохранять для потомков.

Существует расхожее мнение, что в Казахстане русский язык является официальным или языком межнационального общения. Очень часто из уст казахстанских чиновников, да и общественных деятелей, можно услышать именно такую формулировку в отношении русского языка. Но насколько такое мнение соответствует действительности? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо прежде разобраться, в чём заключается отличие статуса «государственного языка» от «официального», при этом поняв, что вкладывается в понятие «официальный язык».

При разграничении понятий «государственный язык» и «официальный язык» часто делают отсылку к ЮНЕСКО. Ещё в 1953 г. экспертами этой организации было предложено разграничивать «государственный язык» (national language) – язык, выполняющий интеграционную функцию в рамках данного государства в политической, социальной и культурной сферах, выступающий в качестве символа данного государства, – и «официальный язык» (official language) – язык государственного управления, законодательства, судопроизводства.

Обычно статус государственного и официального языка прописывается в Конституции – Основном Законе страны. Так, в близкой к Казахстану, но не идентичной ситуации находится Ирландия, Конституция которой гласит (ст. 8): «1. Ирландский язык является государственным и первым официальным языком. 2. Английский язык признан вторым официальным языком. 3. Законом, однако, может быть установлено использование одного из названных языков только для одной или нескольких официальных целей как для всего государства, так и для отдельной его части».

А, например, в союзной Конституции Швейцарской Конфедерации, где межэтнические и межконфессиональные отношения не так остры, используется другой подход. В ст. 4 «Языки страны» используется следующая формулировка: «языками страны являются немецкий, французский, итальянский и ретороманский». Во избежание установления превосходства одного языка над другими в этом государстве просто используют термин «язык страны».

Что же говорится в Конституции Казахстана о государственном и официальном языках? П. 1 ст. 7 Конституции РК гласит: «В Республике Казахстан государственным является казахский язык». Формулировка исчерпывающая. Республика Казахстан, демонстрируя свой суверенитет, после распада СССР провозгласила язык титульной нации своим государственным символом, наравне с другими атрибутами независимости – гербом и флагом.

Но вот понятия «официальный язык» Конституция РК не содержит. Вместо него используется другая юридическая формулировка. В той же статье 7, в пункте 2, указывается: «В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык». Чтобы понять, что имел в виду казахстанский законодатель, необходимо обратиться к Постановлению Конституционного Совета Республики Казахстан от 8 мая 1997 года № 10/2. Это единственный орган государства, имеющий право толковать нормы национального права. В вышеуказанном акте отмечается, что ст. 7 Конституции РК должна пониматься однозначно: «в государственных организациях и органах местного самоуправления казахский и русский языки употребляются в равной степени, одинаково, независимо от каких-либо обстоятельств».

Но уже спустя десять лет Конституционный Совет РК издал дополнительное Постановление от 23 февраля 2007 года за № 3 «Об истолковании постановления Конституционного Совета Республики Казахстан от 8 мая 1997 года N 10/2», в котором дан исчерпывающий список случаев официального использования русского языка наравне с государственным (казахским) языком. Согласно этому документу русский язык должен «обеспечивать возможность физическим и юридическим лицам обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления и получать информацию от них с соблюдением пункта 2 статьи 7 Конституции – в равной степени на казахском или русском языках, вне зависимости от языка, на котором ведётся делопроизводство».

Как видно из этого толкования, нет и речи о том, что русский язык является официальным, согласно терминологии, выработанной ЮНЕСКО, так как за ним казахстанское законодательство не закрепляет роль основного языка государственного управления, законодательства, судопроизводства. Хотя есть уточнение: «равенство в употреблении казахского и русского языков означает также равную юридическую значимость текстов нормативных правовых актов на казахском и русском языках».

Но почему-то Конституционный Совет РК не хочет употреблять термин «официальный язык» в своём Постановлении и не даёт трактовки, что русский язык наравне с государственным является основным языком законотворчества. Видимо, потому что он таковым не является?

Парламент является органом государственной власти, именно поэтому в нём, казалось бы, наравне с казахским языком должен официально использоваться и русский. Но вся «закавыка» заключается в том, что Конституция РК (п.2 с.7) очерчивает сферу использования русского языка только «органами местного самоуправления» и «государственными организациями». Парламент же, как известно, не является органом местного самоуправления, и с юридической точки зрения его нельзя назвать государственной организацией. То есть, если говорить принципиально, то де-юре использование русского языка в парламенте является доброй волей казахоязычных депутатов.

А Конституционный Совет РК в своём толковании от 23 февраля 2007 года за № 3 просто заменил понятие «государственные организации» на «государственные органы», получается, частично исправив таким образом законодателя.

Некоторые сторонники мнения о том, что русский язык всё-таки является официальным, могут возразить, предположив, что казахстанский законодатель просто решил не использовать в своей практике термин «официальный язык», вложив его смысл в понятие «официально употребляемый».

Республика Казахстан, провозгласив себя правовым государством, поставила на первое место человека, который обладает правами, свободами и обязанностями. Право сопровождает человека с момента его рождения. Для того чтобы добиться в жизни чего-либо, каждому необходимы определенные права: право на жизнь, на образование, на работу на охрану здоровья, на семью. Без этих прав существовать невозможно.

Почтовая марка Казахстана 2005 года номиналом 72 тенге, выпущенная в честь 10-летия принятия Конституции Казахстана.

В демократическом государстве права и свободы человека закреплены и гарантированы Основным Законом, который гласит, они принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и определяют содержание и применение законов.

Конституция (это слово известно много веков и происходит от латинского constitutio — устройство) – Основной Закон страны, определяющий общественное и государственное устройство, организацию государственной власти, отношения общества и государства, гражданина и государства. Конституция – один из важнейших институтов демократии.

Появление первых конституций относится к концу XVIII века (США 1787, Франция). К первому поколению, так называемым «старым», относятся Конституции Бельгии (принятая в 1831году), Швейцарии (1874), Австралии (1901) и др. Конституции «2-го поколения» были приняты во второй половине ХХ века в несколько этапов: сразу же после Второй мировой войны (Италия и Япония — в 1947, ФРГ — в 1949 и др.), в 70-е годы (Греция — 1975, Португалия — 1976, Испания — 1978), в 90-е годы после распада мировой социалистической системы (Болгария, Польша, Румыния и др).

Таким образом, Конституция нашего государства относится к конституциям «2-го поколения», принятым в 90-х годах ХХ столетия, когда после распада Советского Союза, Казахстан стал независимым государством.

В истории нашей республики было принято несколько Конституций.

Конституция Казахской АССР 1926 года

Первая Конституция Казахстана была принята в окончательной редакции Постановлением ЦИКа Казахской АССР 18 февраля 1926 года после образования СССР и с учетом Конституции РСФСР 1925 года, так как Казахстан являлся частью РСФСР. Данный Основной закон закрепил форму правления, государственного устройства, политический режим, структуру органов государственной власти, исполнительно-распорядительных органов. Были определены основные начала активного и пассивного избирательного права, бюджетного права. Согласно Конституции 1926 года Казахстан являлся равноправной республикой в составе РСФСР.

Конституция Казахской ССР 1937 года

5 декабря 1936 года Казахская Автономная Советская Социалистическая Республика (КАССР), образованная в 1920 году, была преобразована в союзную республику СССР. В связи с этим 24 марта 1937 года Чрезвычайный Х съезд Советов Казахстана принял первую Конституцию Казахской ССР.

Первая Конституция Казахской ССР была построена в полном соответствии с Конституцией СССР, состояла из 11 глав и 125 статей. В ней были отражены создание в республике основ социализма, утверждение общественной собственности на средства производства и плановой экономики, ликвидация эксплуатации и формирование равноправных отношений. Конституция КазССР 1937 года законодательно закрепила объединение Казахстана с другими республиками СССР в целях осуществления взаимопомощи по линии экономической, политической обороны.

В Конституции 1937 года было записано: «… Казахская ССР осуществляет государственную власть самостоятельно, сохраняя полностью свои суверенные права». Конституция закрепляла неизменяемость территории без согласия КазССР, формирование высших республиканских и местных органов государственной власти, контроль за исполнением законодательства, охрану государственного и общественного порядка и прав граждан, формирование системы органов суда на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании и т. д.

В Конституции 1937 года были определены основные права и обязанности граждан: право на труд, на отдых, материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности, охрану здоровья, гарантии свободы слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, неприкосновенности личности, жилища, переписки граждан, право убежища иностранным гражданам.

Конституция Казахской ССР 1978 года

20 апреля 1978 года была принята вторая Конституция Казахской ССР. Ее принятие должно было отразить новый этап, в который, как утверждалось, вступило советское общество, — этап «развитого социализма», означавшего превращение советского государства из диктатуры пролетариата в общенародное государство. В связи с этим в Конституцию было введено понятие «народ». Он объявлялся субъектом, которому принадлежит вся власть, он принимал и провозглашал новую Конституцию. А Казахская ССР есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся республики всех национальностей.

Основой экономической системы республики была объявлена государственная, кооперативно-колхозная и собственность профсоюзных и иных общественных организаций.

В Конституции 1978 года были определены национально-государственное и административно-территориальное устройство республики, компетенция высших и местных органов власти и управления, принципы избирательной системы, правовой статус народных депутатов, институты государственного плана экономического и социального развития, государственного бюджета, правосудия, арбитража, прокурорского надзора и т. д.

В начале 1990-х годов в Казахской ССР, а затем в Казахстане был принят ряд законов, которые внесли значительные поправки в Конституцию 1978 года.

Основной Закон 1978 года значительно расширил рамки «социалистической демократии». Он утвердил принцип равенства граждан перед законом независимо от происхождения, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, местожительства. Был закреплен и более полный перечень прав граждан, например, введены право на жилище, охрану здоровья, пользование достижениями культуры, свободу научного, технического и художественного творчества и др.

Однако Конституция не утрачивала классового характера, поскольку в ней сохранилась классовая ориентация демократии, именуемой социалистической; прямо отражена роль коммунистической партии в качестве «руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы, государственных и общественных организаций».

Конституция Республики Казахстан 1993 года

В январе 1993 года Казахстан был признан как суверенное независимое государство всеми без исключения странами мира и международными организациями. В начале 1993 года Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев с трибуны ООН сказал: «Республика Казахстан – это, прежде всего государство независимое и, прежде всего – государство демократическое. Мы стремимся к построению общества, главные ценности которого – экономическое процветание, свобода слова, многоконфессиональность – сегодня являются основополагающими во всем цивилизованном мире».

Первая Конституция независимого Казахстана была принята на IX сессии Верховного Совета Казахстана XII созыва 28 января 1993 года. Она разрабатывалась и принималась в условиях кризисного состояния, в котором находилась республика после распада СССР. Ее принятие позволило нормализовать казахстанскую систему государственных взаимоотношений, способствовало переориентации внутриполитического направления государственного механизма управления. Конституцией 1993 года была закреплена независимость Казахстана, законодательно оформлен институт президентства и на Президента Казахстана возложена политическая ответственность за функционирование всей исполнительной ветви власти на высшем и местном уровнях.

Структурно Конституция состояла из преамбулы (вводной части), 4 разделов, 21 главы и 131 статьи. В основу Конституции 1993 года легла модель парламентской республики.

Актом принятия первой Конституции независимой Республики Казахстан положено начало созданию правовой базы для становления государственности, обеспечения национальной независимости, установления региональных гарантий гражданских прав и свобод, закреплен переход к социально ориентированной рыночной экономике, к формированию качественно нового законодательства. В Конституции был закреплен также принцип разделения государственной власти на законодательную, судебную, исполнительную.

Произошло утверждение и проведение в жизнь принципа прямого действия и верховенства Конституции над всеми другими законами.

Принятие первой демократической Конституции – историческое, масштабное событие в жизни Казахстана. Она открыла новые реальные перспективы построения общества нового типа в нашей республике, способствовала укреплению веры у всех казахстанцев в необратимость происходящих перемен и возможность жить по-новому в суверенном Казахстане.

В то же время Конституция 1993 года была рассчитана лишь на краткосрочные перспективы. Она послужила своеобразным законодательным плацдармом к дальнейшему развитию демократического государства, элементом формирования государственности.

Но жизнь не стоит на месте, необходимость глубоких преобразований и реформ обусловили разработку и принятие новой Конституции. Время показало, что нужен новый Основной Закон страны, расширяющий полномочия Президента и конкретизирующий действия государственного аппарата. Все это должно было способствовать повышению эффективности проводимых в республике реформ.

Президентом была создана комиссия по разработке проекта новой Конституции. Президентская республика с расширенными, но сбалансированными полномочиями остальных ветвей власти – таким видели Казахстан разработчики проекта. Такой Конституция и получилась.

Конституция Республики Казахстан 1995 года

Реверс памятной монеты 2005 года номиналом 50 тенге, посвящённой 10-летию Конституции

«Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалам свободы, равенства и согласия, желая занять достойное место в мировом сообществе, осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущим поколениями, исходя из своего суверенного права, принимаем настоящую Конституцию», — такими словами начинается Основной Закон Республики Казахстан.

Действующая Конституция Республики Казахстан была принята 30 августа 1995 года на всенародном референдуме. Этот день является государственным праздником — Днем Конституции Республики Казахстан. Принятию основного закона страны предшествовало широкое обсуждение проекта Конституции населением республики. В общей сложности состоялось около 33 тысяч коллективных обсуждений проекта, в которых приняли участие более 3 миллионов граждан. Во время обсуждений было внесено почти 30 тысяч предложений и замечаний. В 55 статей были внесены более 1100 поправок и дополнений.

30 августа 1995 года состоялся всенародный референдум. Голосование в городах и селах Казахстана прошло на 10253 избирательных участках. На референдум был вынесен один вопрос: «Принимаете ли Вы новую Конституцию Республики Казахстан, проект которой был опубликован в печати 1 августа 1995 года?»

В голосовании приняло участие 8091715 граждан, или 90,58% от общего числа лиц, внесенных в списки. За Конституцию отдали свои голоса 7122773 человека, что составило 89,14% голосовавших. За ходом голосования следили иностранные наблюдатели и представители общественных объединений.

Конституция 1995 года является качественно иной по содержанию, в отличие от Конституции Республики Казахстан 1993 года. По Конституции Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским и правовым государством (статья 1). Высшими ценностями государства являются человек, его жизнь, права и свободы.

В новой Конституции впервые содержатся нормы, касающиеся не только прав гражданина, но и прав человека, которые принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми (право на жизнь, на свободу совести и др., например, статьи 12–22).

Республика Казахстан является унитарным (неделимым, не состоящим из других федеративных образований) государством (статья 2) с президентской формой правления.

Народ в нашей стране является единственным источником государственной власти и осуществляет ее непосредственно через республиканский референдум, свободные выборы, а также путем делегирования своей власти государственным органам (статья 3).

Президент Республики Казахстан является центральной фигурой политической системы, возвышается над ветвями власти, что соответствует государству с президентской формой правления, с реальной системой сдержек и противовесов (статьи 40–48).

Наиболее радикальным изменениям подвергся конституционный раздел о Парламенте (статьи 49–63). По Конституции 1995 года в стране действует двухпалатный законодательный орган – Парламент, с верхней палатой – сенатом, и нижней – мажилисом (статьи 49–50).

Всего в Конституции 9 разделов и 98 статей. В случае необходимости Парламент может вносить изменения и дополнения.

Конституция Республики Казахстан 1995 года завершила процесс конституционного строительства независимого государства, начатый с принятием Декларации «О государственном суверенитете Казахской ССР» (25 октября 1990 года) и Конституционным Законом Республики Казахстан «О государственной независимости Республики Казахстан» (16 декабря 1991 года). В ней доведены до логического конца те предпосылки, которые содержались в Конституции 1993 года.

31 августа Президент Республики Казахстан провел пресс-конференцию. От своего имени Н. Назарбаев поблагодарил всех, кто принял участие в голосовании, тех, кто организационно обеспечивал проведение референдума, а также средства массовой информации за проявление гражданственности и поддержку Президента.

Конституция Республики Казахстан, принятая в 1995 году, является самым главным законом для нашей страны и всех людей, которые в ней живут.

Знать свои права и уважать закон в нашем обществе должен каждый. Законы и существуют для того, чтобы справляться с возникающими спорами, конфликтами. В демократическом обществе граждане должны быть способны разумно решать спорные вопросы. Необходимо всегда помнить, что важно не просто знать свои права и обязанности, важно их соблюдать. Только тогда мы будем жить в мудром и справедливом государстве.

За время, прошедшее с момента принятия действующей Конституции, изменения и дополнения в нее вносились три раза: в 1998, 2007 и 2011 годах. В 1998 году были внесены изменения и дополнения в 19 статей основного закона. Изменения коснулись сроков и полномочий президента, депутатов сената и мажилиса, был снят предусмотренный ранее верхний возрастной предел для государственного служащего. Кроме того, поправками 1998 года было предусмотрено, что 10 депутатов мажилиса избираются на основе партийных списков по системе пропорционального представительства.

Более существенные поправки в Конституцию были приняты в 2007 году. Их суть сводилась к следующему:

  • переход к пропорциональной избирательной системе;
  • укрепление статуса парламента за счет введения нормы об утверждении премьер-министра парламентским большинством и процедуры консультаций президента с партийными фракциями при назначении главы правительства.

Ассамблея народа Казахстана была наделена конституционным статусом и получила право делегировать своих представителей в мажилис и сенат парламента согласно установленной квоте.

В феврале 2011 года в Конституцию были внесены изменения, направленные на установление конституционных основ назначения и проведения внеочередных выборов Президента страны.

Читайте также: