Статус работника прокуратуры в чем выражается его неприкосновенность
Обновлено: 14.11.2024
Правовое положение и условия службы работников прокуратуры регулируется Законом о прокуратуре (раздел V) и Федеральным законом «Об основах государственной службы РФ».
Согласно ст. 40 Закона о прокуратуре, служба в органах прокуратуры является видом федеральной государственной службы, а прокурорские работники относятся к государственным служащим, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной государственной службы с учетом требований настоящего Федерального закона. Трудовые отношения работников и учреждений прокуратуры регулируются законодательством РФ о труде и законодательством РФ о государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных Законом о прокуратуре. Порядок прохождения службы прокуроров и следователей органов военной прокуратуры регулируется не только Законом о прокуратуре, но и Федеральными законами «О воинской обязанности и военной службе» и «О статусе военнослужащих». Согласно ч. 4 ст. 40 Закона о прокуратуре, работники органов прокуратуры вправе обжаловать вышестоящему руководителю и (или) в суд решения руководителей органов и учреждений прокуратуры по вопросам прохождения службы.
Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
1.7. Требования, предъявляемые к лицам,
назначаемым на должности прокуроров
и следователей, условия и порядок приема на службу в органы и учреждения прокуратуры
Согласно ст. 1 Закона о прокуратуре, прокурорами и следователями могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющим государственную аккредитацию и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности. В исключительных случаях на должности помощников прокуроров и следователей прокуратур городов, районов, приравненных к ним прокуратур, могут назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию и окончившие третий курс этих образовательных учреждений.
В ст. 11 ФЗ от 31 июля 1997 г. №119-ФЗ «Об основах государственной службы РФ» указаны ограничения, которые распространяются на всех государственных служащих, в том числе и на прокурорских работников.
К ним относятся запреты на:
В соответствии с ч. 2 ст. 40 1 Закона о прокуратуре лицо не может быть принято на службу в органы прокуратуры если оно:
На должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица, не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее 3 лет (для прокуроров субъектов Федерации не моложе 30 лет и стаж работы не менее 5 лет).
Для лиц, впервые принимаемых в органы прокуратуры, может устанавливаться испытательный срок до 6 месяцев. Трудовой договор с лицами, поступающими на службу в органы и учреждения прокуратуры, заключается на неопределенный срок или на срок не более 5 лет.
В Законе о прокуратуре определены полномочия Генерального прокурора РФ по назначению на должность и освобождению от занимаемой должности прокурорского работника (ст. 40 5 ).
В соответствии со ст. 40 4 Закона о прокуратуре лицо, впервые назначаемое на должность прокурора или следователя, принимает Присягу прокурора (следователя) следующего содержания:
«Посвящая себя служению Закона, торжественно клянусь:
– свято соблюдать Конституцию РФ, законы и международные обязательства Российской Федерации, не допуская малейшего от них отступления;
– непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их ни совершил, добиваться высокой эффективности прокурорского надзора и предварительного следствия;
– активно защищать интересы личности, общества и государства;
– чутко и внимательно относится к предложениям, заявлениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей;
– строго хранить государственную и иную охраняемую законом тайну;
– постоянно совершенствовать свое мастерство, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной чистоты, скромности, свято беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры.
Сознаю, что нарушение Присяги несовместимо с дальнейшим пребыванием в органах прокуратуры.
Каждый прокурор и следователь зачитывает текст Присяги в торжественной обстановке и удостоверяет своей подписью принятие Присяги на специальном бланке Присяги.
В соответствии со ст. 41 7 Закона о прокуратуре за неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, на них налагаются следующие взыскания:
1.8. Прекращение службы в органах
и учреждениях прокуратуры
Согласно ст. 43 Закона о прокуратуре служба в органах и учреждениях прокуратуры прекращается при увольнении прокурорского работника. Он может быть уволен помимо оснований, предусмотренных законодательством РФ о труде в связи с выходом в отставку и по инициативе руководителя органа или учреждения прокурора в случаях:
Предельный возраст нахождения прокурорских работников (за исключением научных педагогических работников) на службе в органах и учреждениях прокуратуры – 60 лет. Однако решением руководителя соответствующего органа или учреждения прокуратуры допускается продление этого срока в установленном в законе о прокуратуре порядке. Однократное продление данного срока допускается не более чем на год. Прокурорским работникам, достигшим 65-летнего возраста, продление срока нахождения на службе не допускается.
Право на выход в отставку имеют прокуроры и следователи органов прокуратуры по следующим основаниям:
1) выход на пенсию (ч. 2 ст. 44 Закона о прокуратуре);
2) несогласие с решениями или действиями государственного органа или вышестоящего руководителя.
Отставка Генерального прокурора РФ, его первого заместителя и заместителей признается принятой после принятия решения об этом Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Отставка прокуроров субъектов РФ, прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров, признается принятой после принятия решения об этом Генеральным прокурором РФ.
Отставка других прокуроров и следователей признается принятой после принятия решения об этом руководителем, имеющим право назначать их на эти должности.
Прокурор или следователь не может быть привлечен к материальной ответственности, а также на него не может быть возложена обязанность возмещения морального ущерба за выраженное им при осуществлении своих функций мнение или принятое решение, если вступившим в силу приговором суда не будет установлена его виновность в злоупотреблении служебным положением.
<< Статья 29. Порядок привлечения работников к дисциплинарной ответственности | Статья 31. >> Служебное расследование |
Содержание Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 23 июня 1997 г. N 1607-II ГД "Об утверждении Положения. |
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
(см. текст в предыдущей редакции )
1. Прокуроры, являясь представителями государственной власти, находятся под особой защитой государства. Под такой же защитой находятся их близкие родственники, а в исключительных случаях также иные лица, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности прокуроров, либо принудить их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность. Под такой же защитой находится имущество указанных лиц.
(в ред. Федеральных законов от 05.10.2002 N 120-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции )
Порядок и условия осуществления государственной защиты прокуроров определяются Федеральным законом "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции )
Прокуратура Российской Федерации имеет службу обеспечения собственной безопасности и физической защиты работников, а также вправе создавать ведомственную охрану.
(см. текст в предыдущей редакции )
2. Погребение прокуроров, погибших (умерших) в связи с исполнением служебных обязанностей, а также уволенных со службы прокуроров, умерших вследствие причинения им телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с исполнением служебных обязанностей, осуществляется за счет средств, выделяемых на финансирование органов прокуратуры.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции )
3. Прокуроры в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право на ношение и хранение предназначенного для личной защиты боевого ручного стрелкового оружия, специальных средств индивидуальной защиты и специальных средств, а также на их применение. Типы и модели указанного оружия, специальных средств индивидуальной защиты и специальных средств устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 18.04.2018 N 84-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции )
4. Прокуроры подлежат обязательному государственному личному страхованию на сумму, равную 180-кратному размеру их среднемесячного денежного содержания.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции )
5. Органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в случаях:
гибели (смерти) прокурора в период работы либо после увольнения, если она наступила вследствие причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с его служебной деятельностью, - его наследникам в размере, равном 180-кратному размеру среднемесячного денежного содержания прокурора;
причинения прокурору в связи с его служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, - в размере, равном 36-кратному размеру его среднемесячного денежного содержания;
причинения прокурору в связи с его служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, не повлиявших на способность заниматься в дальнейшем профессиональной деятельностью, - в размере, равном 12-кратному размеру его среднемесячного денежного содержания.
В случае причинения прокурору в связи с его служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, ему ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между его среднемесячным денежным содержанием и назначенной в связи с этим пенсией без учета суммы выплат, полученных по обязательному государственному личному страхованию.
В случае гибели (смерти) прокурора в связи с исполнением служебных обязанностей, а также уволенного со службы прокурора, умершего вследствие причинения ему телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с исполнением служебных обязанностей, нетрудоспособным членам его семьи, находившимся на его иждивении, ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между приходившейся на их долю частью денежного содержания погибшего (умершего) и назначенной им пенсией по случаю потери кормильца без учета суммы выплат, полученных по обязательному государственному личному страхованию. Для определения указанной части денежного содержания среднемесячное денежное содержание погибшего (умершего) делится на число членов семьи, находившихся на его иждивении, в том числе трудоспособных.
За семьей погибшего (умершего) сохраняется право на получение благоустроенного жилого помещения на условиях и основаниях, которые имели место на момент гибели (смерти) прокурора.
Ущерб, причиненный уничтожением или повреждением имущества, принадлежащего прокурору или членам его семьи, в связи с его служебной деятельностью, подлежит возмещению ему или членам его семьи в полном объеме, включая упущенную выгоду, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(п. 5 в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции )
6. Основанием для отказа в выплате страховых сумм и компенсаций в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является только приговор или постановление суда в отношении лица, признанного виновным в гибели (смерти) прокурора, причинении ему телесных повреждений либо уничтожении или повреждении принадлежащего ему имущества, которым установлено, что эти события не связаны со служебной деятельностью прокурора.
Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I
"О прокуратуре Российской Федерации"
С изменениями и дополнениями от:
17 ноября 1995 г., 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г., 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 15 июля, 4 ноября 2005 г., 2 марта, 5 июня, 24 июля 2007 г., 25 декабря 2008 г., 17 июля, 28 ноября 2009 г., 1 июля, 28 декабря 2010 г., 7 февраля, 6, 8, 21 ноября 2011 г., 3, 30 декабря 2012 г., 7 мая, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 2 апреля, 4 июня, 21 июля, 22 декабря 2014 г., 8 марта, 13 июля, 5 октября, 28 ноября 2015 г., 3 июля, 19, 28 декабря 2016 г., 7 марта, 1, 29 июля, 20, 31 декабря 2017 г., 18 апреля, 3 августа, 11, 30 октября, 27 декабря 2018 г., 26 июля, 1 октября, 16, 27 декабря 2019 г., 6 февраля, 31 июля, 27 октября, 9 ноября, 30 декабря 2020 г., 11 июня, 1 июля 2021 г.
ГАРАНТ:
См. комментарии к настоящему Федеральному закону
Президент Российской Федерации
Москва, Дом Советов России.
17 января 1992 года.
В соответствии с Законом о прокуратуре, Прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, принимает меры, направленные на устранение их нарушений и привлечение виновных к ответственности, осуществляет уголовное преследование.
Органы прокуратуры составляют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Они осуществляют полномочия независимо от органов государственной власти и управления, общественных и политических организаций и движений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами.
Установлен запрет на воздействие в какой бы то ни было форме на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Закон устанавливает порядок осуществления прокурорского надзора за исполнением законов: органами власти, юридическими лицами; органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказания и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.
Установлено, что в случаях, предусмотренных законом, прокурор участвует в рассмотрении дел судами.
Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя.
Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации"
Текст Федерального закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г., N 8, ст. 366
Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2015 г. N 2-П взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 6 и пункта 1 статьи 22 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения - в нарушение требования формальной определенности закона - не устанавливают общие (предельные) сроки проведения органами прокуратуры проверки исполнения законов некоммерческими организациями, а также, предусматривая безусловное исполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий по проведению проверки исполнения законов, в установленный срок, нарушение которого в системе действующего правового регулирования предполагает наступление административной ответственности, не регламентируют конкретные сроки исполнения таких требований
Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. N 13-П норма, содержащаяся во взаимосвязанных пункте 2 статьи 1, пункте 1 статьи 21 и пункте 3 статьи 22 настоящего Федерального закона, пункте 2 части первой статьи 26, части первой статьи 251 ГПК РФ, наделяющая прокурора правом обращаться в суд общей юрисдикции с заявлением о признании положений конституций и уставов субъектов РФ противоречащими федеральному закону, признана несоответствующей Конституции РФ
Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 июля 2002 г. признаны не соответствующими Конституции РФ положения пунктов 1 и 2 статьи 36 настоящего Федерального закона - в части, допускающей пересмотр и отмену в порядке надзора по протесту прокурора вступившего в законную силу оправдательного приговора ввиду односторонности или неполноты расследования или судебного следствия, а также несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела в случаях, когда в предшествующем разбирательстве не были допущены нарушения, которые отвечали бы критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод
Постановлением Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. N 6-П положение абзаца третьего пункта 3 статьи 22 настоящего Федерального закона в части, наделяющей суды общей юрисдикции полномочием признавать закон субъекта Российской Федерации, противоречащий федеральному закону, недействительным и утрачивающим юридическую силу, признано не соответствующим Конституции
Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 февраля 2000 г. N 3-П пункт 2 статьи 5 настоящего Федерального закона признан не соотетствующим Коснтитуции РФ постольку, поскольку по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, он во всех случаях приводит к отказу органами прокуратуры в предоставлении гражданину для ознакомления материалов, непосредственно затрагивающих его права и свободы, без предусмотренных законом надлежащих оснований, связанных с содержанием указанных материалов, и препятствует тем самым судебной проверке обоснованности такого отказа
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 265-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г.
Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г.
Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 540-ФЗ
Изменения вступают в силу с 10 января 2021 г.
Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 517-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2021 г.
Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. N 367-ФЗ
Изменения вступают в силу с 9 ноября 2020 г.
Федеральный закон от 27 октября 2020 г. N 353-ФЗ
Изменения вступают в силу с 7 ноября 2020 г.
Изменения вступают в силу с 11 августа 2020 г.
Изменения вступают в силу с 11 августа 2020 г.
Федеральный закон от 6 февраля 2020 г. N 15-ФЗ
Изменения вступают в силу с 17 февраля 2020 г.
Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 516-ФЗ
Изменения вступают в силу с 8 января 2020 г.
Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 487-ФЗ
Изменения вступают в силу с 8 января 2020 г.
Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. N 432-ФЗ
Изменения вступают в силу с 27 декабря 2019 г.
Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.
Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 205-ФЗ
Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.
Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 536-ФЗ
Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.
Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 506-ФЗ
Изменения вступают в силу с 27 декабря 2018 г.
Федеральный закон от 30 октября 2018 г. N 374-ФЗ
Изменения вступают в силу с 11 ноября 2018 г.
Федеральный закон от 11 октября 2018 г. N 363-ФЗ
Изменения вступают в силу с 22 октября 2018 г.
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 337-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 307-ФЗ
Изменения вступают в силу с 3 августа 2018 г.
Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 84-ФЗ
Изменения вступают в силу с 29 апреля 2018 г.
Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 492-ФЗ
Изменения вступают в силу с 11 января 2018 г.
Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 406-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 февраля 2018 г.
Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 246-ФЗ
Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г.
Изменения в пункт 1 статьи 41.4 и пункт 3 статьи 44 настоящего Федерального закона распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 г.
Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.
Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 132-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.
Федеральный закон от 7 марта 2017 г. N 27-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 505-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 434-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 354-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 5 октября 2015 г. N 285-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 269-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ
Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г.
Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 427-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 233-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Действие положения пункта 1 статьи 43.4 настоящего Федерального закона (в редакции названного Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2013 г.
Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений, вступающих в силу с 1 января 2017 г.
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 205-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ
Изменения вступают в силу c 1 сентября 2013 г.
Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 156-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 102-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 99-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 284-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 1 октября 2013 г. и 1 января 2014 г.
Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 231-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 1 января 2013 г.
Федеральный закон от 6 ноября 2011 г. N 297-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г., за исключением изменений в статью 51 настоящего Федерального закона, вступающих в силу с 1 января 2012 г.
Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ
Изменения вступают в силу с 15 января 2011 г.
Федеральный закон от 1 июля 2010 г. N 132-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 ноября 2009 г. N 303-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 171-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ
Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.
Федеральный закон от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 24-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 15 июля 2005 г. N 85-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.
Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.
Федеральный закон от 5 октября 2002 г. N 120-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 июня 2002 г. N 77-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 августа 2002 г.
Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ
Действие отдельных норм настоящего Федерального закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2002 г.
Федеральный закон от 29 декабря 2001 г. N 182-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.
Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ
Действие отдельных норм настоящего Федерального закона приостановлено на 2001 г.
Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 19-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2000 г.
Федеральный закон от 19 ноября 1999 г. N 202-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. N 31-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением пункта 1 статьи 44 настоящего Федерального закона в части, устанавливающей доплаты к должностным окладам прокурорских работников за особые условия службы, сложность, напряженность и высокие достижения в труде и почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации". Пункт 1 статьи 44 в указанной части вступает в силу с 1 января 1999 г
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением абзаца 2 пункта 4, абзаца 2 пункта 5, абзацев 2 и 4 пункта 6, абзаца 2 пункта 7 статьи 44.
Абзац 2 пункта 4, абзац 2 пункта 5, абзацы 2 и 4 пункта 6, абзац 2 пункта 7 статьи 44 настоящего Федерального закона, устанавливающие дополнительные льготы для прокурорских работников, вводятся в действие с 1 января 1996 г
Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня!© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Статья 40. Служба в органах и организациях прокуратуры
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 233-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции )
1. Служба в органах и организациях прокуратуры является федеральной государственной службой.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 233-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции )
Прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы с учетом требований настоящего Федерального закона. Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются настоящим Федеральным законом.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции )
2. Трудовые отношения работников органов и организаций прокуратуры (далее также - работники) регулируются законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 233-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции )
3. Порядок прохождения службы военными прокурорами регулируется настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
(п. 3 в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции )
4. Работники вправе обжаловать вышестоящему руководителю и (или) в суд решения руководителей органов и организаций прокуратуры по вопросам прохождения службы.
Ключевые слова: прокуратура, государственная служба, прокурорский работник, правовой статус.
История возникновения прокуратуры как надзорной ветви власти началась еще в XVIII веке. Необходимость создания органа, осуществляющего надзор за государственными органами власти, первым ощутил Петр I, при этом на протяжении длительного периода времени он пытался создать наиболее подходящую форму осуществления такого надзора. Петр I организовал работу прокуроров при Сенате, а в последующем и в судах. Таким образом, при высшем органе власти — Сенате — создавался надзорный орган, который должен был сдерживать их вседозволенность. Прежде всего, при введении прокуроров в Сенате и в судах преследовалась цель предупреждения правонарушений в будущем, а также, следует отметить, что деятельность прокуроров была гласной.
В настоящее время роль прокуратуры не изменилась. Основной задачей органов прокуратуры состоит в предупреждении совершений правонарушений, а не выявление их. Хотя при осуществлении предупреждающей функции довольно часто происходит выявление нарушений действующего законодательства.
С самого начала зарождения органов прокуратуры в России и по настоящее время деятельность предупредительной направленности прокуратуры выражается и ранее выражалась, в возложенных на работников прокураторы обязанностей, прав и полномочий. Во все времена прокурор должен был следовать точному соблюдению закона, своевременно приминать акты реагирования.
Прокуратура всегда занимала особое место, она независима и при осуществлении своей деятельности не подменяет ни один орган власти. Достаточно давно существует данный орган надзорной власти, однако, до настоящего времени нет закрепления его ни за какой ветвью власти, нет четкого закрепления статуса прокурорского работника, и до сих пор не понятно, к какому виду государственной службы относится служба в органах и организациях прокуратуры.
Достаточно странно, что при занимаемом в настоящее время прокуратурой месте не возможно даже на теоретическом уровне сказать, к какой ветви власти она относится. У ученых несколько мнений на этот счет, одни говорят, что прокуратура не относится ни к одной ветви власти, другие относят ее в исполнительной власти, а третьи говорят, что это правоохранительная власть [1].
Еще более запутывает тот факт, что при написании Конституции Российской Федерации ее разработчики включили в главу «Судебная власть» положения о прокуратуре. И почему в настоящей редакции Конституции прокуратуре не выделили отдельной главы, ведь она играет достаточно важную роль в жизни, как самого общества, так и государства. Кроме того, в ст. 129 Конституции сделали ссылку на федеральный закон, который должен раскрывать полномочия организацию и порядок деятельности прокуратуры, но почему данные положение закрепляются в федеральном законе, а не в федеральном конституционном законе, как деятельность остальных высших органов власти.
Стоит отметить, что содержание положений о судебной власти и о прокуратуре наводит на мысль, что законодатель относит прокуратуру к судебной власти, нарушает принцип правосудия — состязательность. Но исходя из выполняемых функций, логически мысля, мы понимаем, что прокуратура не осуществляет функции судебной власти, а надзирает за их осуществлением. Таким образом, содержание в одной главе положений о судебной власти и о прокуратуре, по моему субъективному мнению, можно расценить, как непродуманность при ее включении в данную главу и непонимание ее составителями природы деятельности прокуратуры в новой, только рождающейся стране.
Каждая точка зрения имеет место на существование, однако, тот факт, что реформа 2011 года о выделении предварительного следствия из деятельности прокуратуры, а также то, что 2014 году внесена поправка к конституции, которая изменила название главы на «Судебная власть и Прокуратура» вместо «Судебная власть», свидетельствует о том, что законодатель отделяет прокуратуру от трех ветвей власти. Теперь же законодатель должен обозначить цель на более четкое законодательное определение надзора, объектов надзора, которое возможно необходимо прописать в основном законе страны или хотя бы принять Федеральный конституционный закон «О прокуратуре РФ».
В законе о прокуратуре закреплены основы правового статуса прокурорских работников и законодательство, его регулирующее. Ключевую роль играет положение о том, что служба в органах и организациях прокуратуры (далее — прокурорская служба) является федеральной государственной службой. Это характеризует не только особенность статуса прокурорских работников как федеральных государственных служащих, но и законодательно детерминирует гарантии независимости прокуратуры от региональных и местных органов власти. Однако данную норму закономерно подкрепить указанием на то, что прокурорская служба — самостоятельный вид федеральной государственной службы, поскольку в ст. 2 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» закреплены виды государственной службы: гражданская, военная и государственная служба иных видов. До 1 января 2016 г. предусматривалось выделение в отдельный вид правоохранительной службы, но закон о ней так и не был принят. В итоге до сих пор неясно, к какому виду государственной службы следует отнести службу прокурорских работников.
Более того, в научной литературе высказано мнение, что такая служба является государственной гражданской. Данная позиция является ошибочной. Еще до принятия в 2004 г. Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в ст. 40 2 Закона о прокуратуре говорилось, что на прокурорских работников распространяются ограничения, установленные ст. 11 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», который с принятием вышеуказанного закона утратил силу. Возник пробел в регулировании данных вопросов, и он был восполнен лишь в 2007 г. Очевидно, с целью решения именно этой проблемы законодатель сделал ссылку на соответствующие статьи Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в которых предусмотрены ограничения и запреты, связанные с гражданской службой. Но это не означает, что правовой статус прокуроров рассматривается как статус государственных гражданских служащих. Тем более в ст. 40 2 Закона о прокуратуре есть ссылка только на четыре статьи Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и еще к одной его статье законодатель нас отсылает в ст. 43 при перечислении оснований увольнения прокурорского работника [2].
Таким образом, распространять на прокурорских работников действие Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и считать их государственными гражданскими служащими, безусловно, ошибочно. И в законодательстве, и на практике служба прокурорских работников закономерно рассматривается как федеральная государственная служба, а федеральная государственная гражданская служба — это деятельность на иных специально обозначенных должностях в прокуратуре [3].
Правовой статус работников прокуратуры представляет собой совокупность прав, обязанностей, ограничений и запретов, установленных законодательством и гарантированных государством.
Так, к лицам, назначаемым на должности прокуроров, предъявляются особые требования [4]. В их числе — наличие у кандидата необходимых профессиональных и моральных качеств. При этом не раскрывается, какие конкретно качества имеются в виду. Отчасти данная проблема разрешена в ст. 40 4 Закона о прокуратуре, где закреплена Присяга прокурора. Более подробно упомянутые качества изложены в Кодексе этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации, которые утверждены приказом Генерального прокурора РФ от 17 марта 2010 г. № 114. Полагаю, что целесообразно включить в Закон о прокуратуре отдельную статью о моральных качествах прокурорского работника.
Таким образом, в настоящее время необходимо принятие Федерального конституционного закона «О прокуратуре в Российской Федерации», внесении изменений в Конституцию РФ, принятие Федерального закона «О прокурорской службе и статусе прокурорского работника».
Правовой статус прокурорских работников представляет собой совокупность прав, обязанностей, а также ответственность, установленных и обеспечиваемых государством. Приобретение правового статуса работников прокуратуры связано с моментом поступления на службу в органы и учреждения прокуратуры.
Служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной службы, связанной с профессиональной деятельностью по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
Прокурорские работники являются государственными служащими государственной службы РФ, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной государственной службы.
Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются Законом о прокуратуре, ФЗ «О системе государственной службы РФ» и ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».
Трудовые отношения работников органов и учреждений прокуратуры регулируются законодательством РФ о труде и законодательством РФ о государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных Законом о прокуратуре.
Прокурорами и следователями могут быть граждане РФ имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.
В исключительных случаях на должности помощников прокуроров прокуратур районов, городов и приравненных к ним прокуратур, а также следователей следственных органов Следственного комитета при прокуратуре РФ по районам, городам и приравненных к ним специализированных следственных отделов Следственного комитета могут назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и окончившие третий курс указанных образовательных учреждений.
На должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем не менее трех лет.
На должности прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним прокуроров, назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем не менее пяти лет.
Генеральный прокурор РФ вправе в исключительных случаях назначать на должности прокуроров субъектов РФ, прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур лиц, имеющих опыт работы по юридической специальности на руководящих должностях в органах государственной власти.
Лица принимаются на службу в органы и учреждения прокуратуры на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет.
17. ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЗРАБОТНЫХ И ПРАВИЛА ИХ РЕГИСТРАЦИИ
17. ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЗРАБОТНЫХ И ПРАВИЛА ИХ РЕГИСТРАЦИИ Безработными признаются граждане, которые:• являются трудоспособными по возрасту и состоянию здоровья (достигли 16 лет и не получают пенсию по старости или за выслугу лет);• не имеют работы и заработка, при этом не
14. ВОЕННЫЕ ПРОКУРАТУРЫ
14. ВОЕННЫЕ ПРОКУРАТУРЫ Полномочия органов военной прокуратуры осуществляются в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.Систему органов военной
15. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ПРОКУРАТУРЫ
15. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ПРОКУРАТУРЫ Организация и деятельность специализированных прокуратур обусловлена объективной необходимостью обеспечения законности и правопорядка в специфических сферах деятельности, имеющих значение для общества и государства, в которых
20. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРОКУРОРСКИХ РАБОТНИКОВ. МЕРЫ ПРАВОВОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ПРОКУРОРОВ И СЛЕДОВАТЕЛЕЙ
20. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРОКУРОРСКИХ РАБОТНИКОВ. МЕРЫ ПРАВОВОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ПРОКУРОРОВ И СЛЕДОВАТЕЛЕЙ Дисциплинарные взыскания налагаются за неисполнение или ненадлежащее исполнение прокурорскими работниками своих служебных обязанностей и
35. Правовой статус патентных поверенных
35. Правовой статус патентных поверенных Патентный поверенный – гражданин РФ, которому в соответствии с законом предоставлено право на представительство физических и юридических лиц перед уполномоченным органом по регистрации и выдаче патента и организациями,
51. ПРАВОСПОСОБНОСТЬ, ДЕЕСПОСОБНОСТЬ, ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ, ДЕЛИКТОСПОСОБНОСТЬ, ПРАВОВОЙ СТАТУС, ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ ПРАВА
51. ПРАВОСПОСОБНОСТЬ, ДЕЕСПОСОБНОСТЬ, ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ, ДЕЛИКТОСПОСОБНОСТЬ, ПРАВОВОЙ СТАТУС, ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ ПРАВА Правоспособность – основанная на законе возможность субъекта быть носителем прав и обязанностей, предпосылка существования субъективного
Читайте также: