Статус про бедность хадисы

Обновлено: 14.11.2024

«Аллах дал вам преимущество одним перед другими в жизненном уделе. но те, которым дано преимущество не вернут своей доли тем, кем овладела их десница, чтобы они оказались в этом равными. Неужели они отрицают милость Аллаха?» (Коран; 16,71).

Тема о том, как сочетаются материальное неравенство и Божественная справедливость достаточно сложна для обсуждения. И все-таки попытаемся подумать и об этом…

Обратите внимание: Аллах в Своей величайшей мудрости утверждает, что нет ничего равного Ему. Но, обратите внимание, Он не создал ни одного человека идентичным с другим. Также Он не наделил всех равным ризком (пропитанием). Наоборот, Он дал одним преимущество над другими и установил им разные уровни достатка.

Одни настолько богаты, что имеют в своем распоряжении все, что им захочется и тратят столько, сколько пожелают. Другие всю жизнь вынуждены работать за небольшую плату и постоянно зависят от тех, кто им ее платит. Есть еще и люди среднего достатка. У них есть кое-какое имущество и приличная зарплата, но они могут себе позволить далеко не все, чего им бы хотелось иметь у себя.

Всем, наверное, понятно, что миллионер никогда не согласится раздать свое богатство своим рабам и слугам для того чтобы они сравнялись с ним по уровню жизни.

Об этом четко говорится в Коране:

«Он привел вам притчу о вас самих. Есть ли среди невольников, которыми овладели ваши десницы, совладельцы того, чем Мы наделили вас, которые имеют с вами одинаковые права на это и которых вы опасаетесь так, как опасаетесь друг друга? Так Мы разъясняем знамения для людей разумеющих». (Коран; 30,28).

Это дает нам понимание, что наличие в обществе богачей и бедняков, а также людей со средними доходами – дело не случайное.

Уравнивание людей в материальном аспекте привело бы к нарушению мирового порядка.

С тех пор как начал свое существование этот сотворенный мир люди никогда не были равны в имуществе и богатстве.

Более того, Аллах сотворил людей разными и в плане физических, и умственных способностей и этого факта никто из разумных людей не может отрицать.

Таким же образом есть люди, которые могут, благодаря своим индивидуальным возможностям, разбогатеть.

Однако, в Коране содержатся предписания, препятствующие тому, чтобы богатство концентрировалось в руках отдельных людей и сохраняющие определенный баланс в социуме с тем чтобы отдельная социальная группа или несколько человек не могли сосредоточить в своих руках все экономические рычаги, воздействующие на общество:

«Добыча, которую Аллах вернул Своему посланнику от жителей селений, принадлежит Аллаху, Посланнику, родственникам Пророка, сиротам, бедным и путникам, дабы не досталась она богатым среди вас. Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании». (Коран; 59,7).

Сейчас мы можем наблюдать что в современном мире нарушен баланс между богатством и бедностью когда с одной стороны несколько процентов очень богатых людей захватили контроль над мировой экономикой через банковскую систему, основанную на ссудном проценте и фактически поработили все остальное население Земли, которому не остается никакого иного выхода кроме как работать словно рабы чтобы обеспечить свое существование и существование своих детей.

Как ответ на эту несправедливость возникла контр-система под названием «социализм» и «коммунизм», которая провозгласила своей целью ликвидацию богатых и бедных, прекращение эксплуатации человека человеком и установление всеобщего равенства.

Массы людей, возмущенных несправедливостью капитализма последовали за коммунистами. Но…мечта о равенстве так никогда и не стала реальностью.

Частная собственность оказалась под запретом. Экономических стимулов работать лучше не было. Предпринимательская деятельность считалась уголовным преступлением и каралась тюрьмой. А вместо отдельного капиталиста человека стало эксплуатировать государство, которое рассматривало его как всего лишь восполняемый ресурс.

Таким образом, экономическая система социализма не отвечала чаяньям большинства людей и не была поддержана ими.

Священный Коран предлагает иную систему, свободную как от тирании «денежных мешков», так и от всеобщей уравниловки.

Запрещая ссудный процент и связанные с ним спекулятивные операции, она разрушает основу капитализма, декларируя, что каждый бедный мусульманин имеет право на определенную долю имущества и денег богача (закят), она обязывает делиться в интересах всего общества:

«…Которые выделяют известную долю своего имущества для просящих и обездоленных…» (Коран; 70; 24,25).

Раздел имущества умершего между всеми родственниками хотя бы и в неодинаковых долях препятствует концентрации богатства в одних руках.

Таким образом, можно сделать вывод, что ислам не запрещает частную собственность и закрепляет имущественное неравенство, но запрещает финансовые спекуляции, основой которых является ссудный процент.

Мы, мусульмане, тоже иногда поддаёмся такому негативному настроению и забываем, что всем и вся располагает только Всевышний Аллах, а значит, мы обязаны во всём полагаться на Его волю. Просто помните: если у вашего соседа стол просто ломится от различных заморских яств, а вы можете позволить себе только манную кашу, в этом для вас заключена большая милость, мудрость Творца.

Не стоит сожалеть, что у вас нет иномарки и вы не можете съездить отдохнуть на Мальдивы. Это не самое главное в жизни. Важно – достойно принимать то, что даёт Аллах. Если в данный момент вы живёте бедно– это вовсе не означает, что надо настроиться против всего мира, забиться в уголок и не идти ни с кем на контакт. Напротив, даже в таких сложных жизненных ситуациях мы просто обязаны благодарить Всевышнего. Со слов имама Дайлями сообщается (хадис): «Если ты видишь, что бедность приближается к тебе, скажи: ”Приветствую тебя, о отличительная черта благочестивых!”»

Очень сложно быть благодарным рабом своего Создателя, если не познаешь бедности, не перенесёшь каких-либо лишений, не пройдёшь через ниспосылаемые испытания. Преодолевая всё это, мусульманин становится сильнее, его иман (вера) и убеждения крепчают. Альхамдулиллях, как бы тяжело нам ни было, мы не лишены возможности есть, пить. Нам не приходится сегодня собирать с полей прошлогодний картофель и варить его, как это делали наши бабушки и дедушки в годы войны. Нам не приходится воровать с колхозных полей зёрнышки пшеницы, чтобы накормить голодных детей. Худо ли, бедно ли, но мы живём сейчас намного лучше, чем жили наши родители несколько десятилетий назад. Та жизнь ещё не забыта, любой ветеран войны даст вам мастер-класс по выживанию.

В принципе, мусульманин и не имеет права жаловаться на свою судьбу. Он понимает или должен понимать, что всё происходящее с нами – по воле Всевышнего Аллаха, поэтому надо просить только у Него, а не у проезжающих водителей на городских улицах.

Однажды Умар ибн Хаттаб, после вечерней молитвы (магриб), услышал голос просящего милостыню и сказал одному из помощников: «Накорми его». Через некоторое время Умар опять увидел этого человека, просящего подать ему, и спросил: «Разве я не велел накормить его?!» Ему ответили: «Мы накормили». Второй праведный халиф подошел к нему и посмотрел в торбу, что стояла у его ног. Она была полна хлеба. Умар воскликнул: «Ты, оказывается, не нуждающийся, а торговец (то есть это твоё ремесло)!» Правитель правоверных забрал торбу, хлеб передал на корм верблюдам и плетью прогнал этого человека, сказав, чтобы он больше не возвращался.

С любой точки зрения – нехорошо выклянчивать: и Аллах открывает семьдесят ворот бедности, и по законам нашего государства можно получить срок. Так что довольство и упование на решения Творца – верный залог спокойствия и счастья.

Абу Хурайра передаёт, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Бедные войдут в Рай на 500 лет раньше богатых» (ат-Тирмизи). Также Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«Если бы у меня было золота размером с гору Ухуд, то я не был бы рад, если бы не роздал это всё в течение трёх дней, кроме того, что я был должен» (Бухари, Муслим).

Любимец Всевышнего Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не был богат. Его жена Айша – мать всех правоверных – сказала: «Семья Мухаммада никогда не ела достаточно ячменного хлеба два дня подряд до самой его смерти» (Бухари, Муслим). Бывали случаи, когда он оставался голодным на протяжении нескольких дней и привязывал камень к животу от голода. Также и одежда его, и жилище совсем не отличались роскошеством,изыском. У него и его семьи всё было очень и очень скромным. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) осиротел, рос и воспитывался в бедности. Только терпение, преодоление каких-то лишений возвысило его в духовном плане. А по-другому и не может быть. Каждый раз, когда мусульманин претерпевает трудности и с достоинством переносит их, положившись на Аллаха, он возвышается перед Ним.

Однажды жёны Пророка (мир ему и благословение Аллаха) пришли к нему с жалобой на свою бедность, они хотели улучшить свое благосостояние, желая жить не хуже других. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сидел, рассердившись и опустив голову. Тогда был ниспослан следующий аят (смысл): «О Пророк, ты скажи своим жёнам: если вы хотите мирскую жизнь и её красоту, то я вам её дам и спокойно разведусь. Если вы любите Аллаха и Его Посланника, то, поистине, ваш Господь приготовил таким праведным жёнам хорошее вознаграждение и степень». Посланник (мир ему и благословение Аллаха) прочитал эти два аята и оставил выбор за жёнами. Они выбрали жизнь с Пророком (мир ему и благословение Аллаха).

Жена должна быть опорой мужу, и наоборот. Разные испытания Аллах отправляет Своим рабам, бедность – это тоже испытание. И если она постигла семью, то все её члены должны быть терпеливыми и сплотиться, иначе сложно будет преодолеть сложившуюся ситуацию.

Многие сподвижники, чтобы помочь распространению истинной веры, отдавали своё имущество и становились бедными, и это совершенно не умаляет их достоинство, напротив, это заслуживает уважения.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) был бедным человеком, многие его соратники и последователи – тоже. И сегодня много тех, кто не смотрит на то, что у него сегодня на обед или ужин, а занимается делом распространения Ислама. Как правило, это далеко не богатые люди, у них совершенно иная цель в жизнь – служение на благо религии Аллаха, дабы заслужить Его довольство.

Бедность – не порок, это всего лишь определённое состояние на определённый этап жизни. Надо достойно пронести это испытание и стать сильнее. А если вся ваша жизнь прошла у черты бедности, то здесь тоже ничего страшного нет. Наилучший для нас пример – любимое творение Аллаха Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), который сам был бедным и любил бедняков.

Надо признать и понять, что всё в воле Аллаха, и если Ему подчиняться и стараться найти Его довольство, то всё будет у человека хорошо как в этом мире, так и в последующем. Когда один человек пришёл к Пророку (мир ему и благословение) и задал вопрос: «Как стать самым богатым?», Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ответил: «Довольствуйся малым и станешь самым богатым».

Имам аш-Шафии сказал: «Тот человек богат, который доволен всем». Однако человек хочет всё больше и больше, Аллах в хадисе аль-кудси сказал: «…и не насытится утроба сыновей Адама, кроме как землёй (в могиле)». Человек имеет право искать причины удела и достатка. Главное – не иметь цели накоплять имущество любыми путями.

Что же привлекает бедность?

1) Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Предопределение изменяет дуа, жизнь продлевают добрые деяния, и поистине человек лишается удела из-за совершения грехов». По этому хадису видно, что совершение грехов влечёт нищету и бедность, а особенно влечёт бедность ложь, потому как есть хадис, говорящий именно о бедности по причине лжи.

2) Притягивает бедность и чрезмерный сон, особенно если заснул после совершения утренней молитвы восхода солнца. То есть в этот период не желательно спать.

3) Притягивают бедность и следующие действия: если спать голым; справлять нужду стоя; кушать, после половой близости не искупавшись.

4) Также принимать пищу, облокотившись на что-либо боком.

5) Подметать дома тряпкой, подметать веником дом в ночное время суток, а также оставлять дом в грязи (в беспорядке).

6) Называть своих родителей по именам, то есть обращаться к ним по имени.

7) Сидеть на пороге; облокачиваться на стойки двери, стоя у порога.

8) Совершать омовения в месте, где туалет рядом, то есть когда ванна и туалет в одном помещении без разделения между ними.

9) Зашивать одежду на теле, то есть не сняв её, зашивать; также протирать лицо своей одеждой, в которую сам человек одет, к примеру рубашкой.

10) Проявлять халатность при совершении молитвы. То есть надменно совершать, быстро, не задумываясь об Аллахе, смотреть по сторонам, как часто это бывает. Тут не имеется в виду отказ от обязательных составных частей молитвы или от условий её, – к примеру, как совершить молитву без омовения? В таком случае молитва недействительна, потому как омовение – обязательное условие для действительности молитвы. А что же можно говорить, если человек вообще не совершает молитву?

11) Спешно выходить из мечети, то есть как только совершил молитву – сразу выскочил из мечети. Последним выходить с рынка, то есть не спешить выйти быстрее. Последним приходить в мечеть, то есть не спешить на коллективную молитву и приходить с опозданием. Первым приходить на рынок.

12) Произносить плохое дуа (мольбу) для детей. То есть часто бывает, что родители ругают детей и просят Аллаха мольбой с плохим содержанием. Мольба – это любая просьба к Аллаху, то есть если мать или отец скажут в адрес ребёнка: «Дай Аллах, чтобы руки отсохли!», «Чтоб ты умер!» и т. д., это уже мольба, хоть человек и не поднимал руки кверху, потому как ангелы говорят: «Амин».

13) Не совершать хорошую мольбу для своих родителей.

14) Проявлять халатность ко всем столпам и обязательствам Ислама, таким как пост, закят, хадж, уважение к родителям и т. д.

15) Совершение больших грехов: несовершение молитвы, совершение прелюбодеяния, убийство, сплетня, клевета, воровство и т. д., – или постоянство в маленьких грехах.

Выше перечислены основные пункты, которые притягивают бедность. Просмотрев эти пункты, оцените и сравните, есть ли у вас подобные черты характера, привычки или склонности. Если обнаружите в себе хоть один из вышеперечисленных пунктов – избавьтесь от этого недуга.

Что же привлекает удел?

1) Привлекает удел милостыня на пути Аллаха. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Привлекайте удел милостыней», – то есть давайте милостыню, и ваш удел только увеличится.

2) Вставать рано утром, то есть не спать утром долго. Даже в народе говорят: «Кто рано встаёт – тому Бог даёт». И в Исламе есть благодать в том, что человек встаёт утром на молитву и не спит.

3) Улыбка на лице, то есть добрый, мягкий и приятный взгляд человека на окружающих, который внушает им радость и доброту; доброе слово и обращение.

4) Убирать свой двор и мыть посуду, то есть соблюдать чистоту. Передали от Хасана сына Али (да будет доволен ими Аллах): «Уборка своего двора и мытьё посуды являются притягивающими удел».

5) Остерегаться грехов больших и малых, потому как грех – это ослушание Творца, соответственно, если прекратить совершать грехи, то это будет следование законам Аллаха.

6) Совершать молитву с соблюдением её желательности, с адабами, обязательными действиями, и совершать её с мыслями о Всевышнем. Постоянствовать в совершении молитвы «Зуха».

7) Постоянно читать суру «аль-Вакиа», особенно в ночное время.

8) Читать суру «аль-Мульк» и суру «аль-Музаммиль».

9) Присутствовать в мечети до провозглашения призыва на молитву.

10) Постоянствовать в омовении, то есть стараться сохранить его, а если нарушил – то сразу обновить.

11) Не говорить бесполезное, не заниматься делами, которые человека не касаются. Некоторые говорят: «Тот, кто занимается ненужным, упустит то, что необходимо ему самому». Мудрец Бузурджамхир (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Если ты увидишь того, кто много разговаривает (не по делу, впустую), то будь убеждён, что он сумасшедший». Али сын Абу Талиба сказал: «Когда разум совершенен, то разговор уменьшается», – то есть впустую человек уже не говорит.

12) Каждый день произносить «ля хавлява лякувватаиллябиЛлях»

« لا حول ولا قوة إلا بالله »

Мы привели некоторые пункты с перечислением причин притягивания удела и лишения удела. Если человек будет соблюдать всё необходимое, то, иншааллах, он обретёт спокойствие и достаток. По сути мы перечислили естественные действия и нормы истинного мусульманина, и ничего сверхъестественного.

В итоге нужно уповать только на Аллаха, всё происходит по Его предопределению, только Всевышний может человека вывести «из грязи в князи и из князи в грязи».

Среди людей есть богатые, есть и бедные, которые в этом мире не могут позволить себе всё, что хотят. Но человеку всегда нужно быть довольным и знать, что везде есть свои преимущества, ведь Аллах дал человеку главное – это жизнь, близких людей, веру во Всевышнего, то есть то, что не купишь ни за какие материальные блага.

«Бедность – тяжесть в этом мире и легкость на том свете…» (имам Ахмад, имам Хаким, Табарани)

Аллах всех людей создал с разным обликом, социальным статусом, здоровьем и материальным положением. Каждый человек должен знать, что Аллах ничего не создаёт просто так и Его решения бывают со смыслом.

Среди людей есть богатые, есть и бедные, которые в этом мире не могут позволить себе всё, что хотят. Но человеку всегда нужно быть довольным и знать, что везде есть свои преимущества, ведь Аллах дал человеку главное – это жизнь, близких людей, веру во Всевышнего, то есть то, что не купишь ни за какие материальные блага.

Мы хотим напомнить о достоинстве бедности, ибо у людей бытует мнение, что если человек бедный, значит, Аллах не любит его. А если богатый, значит, Аллах его любит.

Это не так, конечно. Если бы всё было так, как говорят люди, то тиран и неверный Фараон был бы самым любимым для Аллаха, а бедный пророк Муса – самым ненавистным Аллаху.

Но только Аллах Всезнающий, ведает обо всём и наделяет уделом, кого пожелает, без отчёта. Богатство – это испытание общине Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), ведь Аллах проверяет веру человека, даря ему имущество и власть.

А бедному, иншаллах, если он проявит терпение, Аллах возвысит степень в Раю.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «О Аллах! Дай тому, кто меня любит, целомудрие и достаток, а тем, кто ненавидит меня, увеличь имущество и детей» (аль-Асбахани).

В этом хадисе Пророк (мир ему и благословение) имеет ввиду, чтобы те, которые любят, имели дозволенное имущество в достатке, а те, которые не любят Пророка (мир ему и благословение), имели чрезмерное имущество, в котором они потонули бы и забыли Создателя, и детей, которые будут не послушны им.

Также Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, у каждого есть деятельность, а моя деятельность – джихад и бедность, и тот, кто любит их (джихад и бедность), тот любит и меня, а кто ненавидит их, тот ненавидит меня» (ад-Дайлями, № 5021).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) и сам Аллах восхваляют бедность, и порицают богатых, которые не выплачивают закят.

Абу Ляйс ас-Самарканди сказал: «Мусульманину следует любить бедность и бедных людей, если даже сам будет богатым, потому что любовь бедняков – это любовь к Посланнику Аллаха. Поистине Аллах повелел Пророку (мир ему и благословение) любить бедных: «Прояви терпение вместе с теми, которые взывают к своему господу днём и ночью, желая Его довольства» (сура «аль-Кахф», аят 28). В этом аяте имеется ввиду будь вместе с теми бедняками, которые отдали свои тела богослужению».

Однажды к Пророку (мир ему и благословение) вошёл Уяйна ибн Хисн, предводитель своего племени, а возле Пророка (мир ему и благословение) стояли его сподвижники Сальман аль-Фариси, Билял ибн Хаммама аль-Хабаши и другие бедные сподвижники, одетые в старые одежды, в которых они вспотели. Уяйна сказал Пророку (мир ему и благословение): «Мы люди почтенные, и когда мы вошли тебе (Пророк), следует их (этих сподвижников) вывести. Ведь они мешают нам своим запахом, или определи нам отдельное место для разговора». В это время пришло откровение: «Прояви (Мухаммад) терпение с теми (бедными сподвижниками), которые взывают к своему Господу (поклоняются Ему), днём и ночью, желая довольство Аллаха», т.е. те, которые совершают пятикратную молитву и ищут довольства Аллаха. Аллах также сказал: «Не отводи свой взгляд от них (бедных), желая мирскую красоту», т.е. не принижай бедных из-за мирской красоты.

Аллах повелел Пророку (мир ему и благословение) находиться с бедняками, это повеление относится ко всем мусульманам до дня Великого Суда. И нужно любить бедных и относиться с добром, выбирать друзей бедных, ибо они под покровительством Аллаха и в День Суда вы сможете надеяться на их заступничество.

Также мудрость того, что нужно быть с бедными, – это воспитание простоты и скромности в сердце, ведь бедняки – простые люди без роскоши и показухи, и, соответственно, тот, кто дружит с ними, тоже воспитает в себе такие же качества.

Ещё мудрость в том, что богатые мусульмане, подружившись с бедными, понимают тяготы малообеспеченных людей, их тяжбы и, соответственно, понимают, что богатство и бедность это временное состояние, которое Аллах может поменять в любую минуту. Если Аллах захочет любой человек в одночасье может стать самым богатым, а состоятельный может лишиться всего нажитого.

В День Суда бедный человек может ввести в Рай того, кто ради Аллаха ему (бедному) помог.

Хасан, да будет доволен им Аллах, сообщил, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «В День Суда человек будет искать оправдание перед Аллахом, и Аллах скажет бедному рабу: «…выходи, мой раб, к рядам людей (стоящим в День Суда перед Аллахом) и поищи того, кто накормил тебя ради Меня или одел тебя ради Меня, и возьми его за руку, тогда тот, бедный, возьмёт в толпе одного, и войдёт с ним в Рай» (имам аль-Хатыб, ибн Аби Дунья).

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Увеличивайте знакомство с бедняками и укрепляйте родство, поистине, у них есть влияние, власть». Его спросили: «Какая у них власть?» Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Когда наступит День Суда, то им скажут: “Посмотрите, кто вас накормил, напоил или одел, и возьмите этого человека за руку и войдите в Рай”» (ан-Нурси, ад-Дайлями).

Учёные сказали, что у бедняков пять почитаний:

Поистине, вознаграждение за молитвы и милостыни бедного человека больше, чем у богатого.

Когда бедный возжелал что-то (дозволенное) и не нашёл возможности его приобрести, то ему записывается вознаграждение.

Бедняки опередят вхождением в Рай.

Допрос в День Суда у бедняков меньше других.

Печаль бедняка будет меньше печали богатого, ибо богатые будут желать быть бедными, а бедные не будут желать разбогатеть.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Одна серебряная монета милостыни лучше, чем тысяча серебряных монет», тогда спросили: «Как это, о Посланник Аллаха?». Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Богатый человек отдаст тысячи серебряных монет из его большого богатства, и другой человек отдаст одну серебряную монету из двух, которых он имеет от души, и этим тот, кто отдал одну серебряную монету, стал более достойным» (ан-Насаи, ибн Хиббан, имам Хаким), то есть человек, который имел всего лишь две серебряные монеты, отдав одну из имеющихся, отдал половину своего капитала.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Аллах не отправлял ко мне откровение сбор богатств или быть торговцем, но отправлял откровение восхвалять Господа своего и быть из поклоняющихся рабов и поклоняться, пока не настигнет смерть» (имам Хаким, ад-Дайлями, Абу Нуайм).

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «О Аллах! Умертви меня, будучи бедным, и не умертвляй, будучи богатым, и воскреси с бедняками» (аль-Байхаки, ибн Ади, имам Хаким).

Таких хадисов можно очень много приводить, но и из приведённого мы понимаем, что бедность – это не унижение, а достоинство перед Аллахом.

Человек должен знать, что у богатого и бедного, больного и здорового, молодого и пожилого один создатель – Единственный и Неповторимый Аллах.

Примечание: Бедняк – это человек, живущий в недостатке, однако работающий, и его работа не покрывает все его нужды и нужды его семьи, он старающийся на пути Аллаха. То есть под достойной бедностью не подразумеваются люди, которые занимаются попрошайничеством и превращают это в бизнес.

«Аллах дал вам преимущество одним перед другими в жизненном уделе. но те, которым дано преимущество не вернут своей доли тем, кем овладела их десница, чтобы они оказались в этом равными. Неужели они отрицают милость Аллаха?» (Коран; 16,71. Перевод Крачковского)

«Аллах возвысил одних из вас над другими посредством богатства и удела. Но те, которым дарован больший удел, не хотят отдавать его Своим рабам, чтобы они не уравнялись с ними. Неужели они отвергают милость Аллаха?» (Коран; 16,71. Перевод Кулиева)

Не случайно здесь даны два разных перевода одного и того же аята. Тема о том, как сочетаются материальное неравенство и Божественная справедливость достаточно сложна для обсуждения. И все-таки попытаемся подумать и об этом…

Центральной идеей ислама является Единство Аллаха - Таухид. Аллах Сам в Своей книге утверждает: «Скажи: «Он - Аллах Единый, …и нет никого равного Ему» (Коран; 112, 1, 4)

Обратите внимание: Аллах в Своей величайшей мудрости утверждает, что нет ничего равного Ему. Но, обратите внимание, Он не создал ни одного человека идентичным с другим. Также Он не наделил всех равным ризком (пропитанием). Наоборот, Он дал одним преимущество над другими и установил им разные уровни достатка.

Одни настолько богаты, что имеют в своем распоряжении все, что им захочется и тратят столько, сколько пожелают. Другие всю жизнь вынуждены работать за небольшую плату и постоянно зависят от тех, кто им ее платит. Есть еще и люди среднего достатка. У них есть кое-какое имущество и приличная зарплата, но они могут себе позволить далеко не все, чего им бы хотелось иметь у себя.

Всем, наверное, понятно, что миллионер никогда не согласится раздать свое богатство своим рабам и слугам для того чтобы они сравнялись с ним по уровню жизни.

Об этом четко говорится в Коране: «Он привел вам притчу о вас самих. Есть ли среди невольников, которыми овладели ваши десницы, совладельцы того, чем Мы наделили вас, которые имеют с вами одинаковые права на это и которых вы опасаетесь так, как опасаетесь друг друга? Так Мы разъясняем знамения для людей разумеющих». (Коран; 30,28).

Это дает нам понимание, что наличие в обществе богачей и бедняков, а также людей со средними доходами – дело не случайное.

Уравнивание людей в материальном аспекте привело бы к нарушению мирового порядка.

С тех пор как начал свое существование этот сотворенный мир люди никогда не были равны в имуществе и богатстве.

Более того, Аллах сотворил людей разными и в плане физических, и умственных способностей и этого факта никто из разумных людей не может отрицать.

Таким же образом есть люди, которые могут, благодаря своим индивидуальным возможностям, разбогатеть.

Однако, в Коране содержатся предписания, препятствующие тому, чтобы богатство концентрировалось в руках отдельных людей и сохраняющие определенный баланс в социуме с тем чтобы отдельная социальная группа или несколько человек не могли сосредоточить в своих руках все экономические рычаги, воздействующие на общество: «Добыча, которую Аллах вернул Своему посланнику от жителей селений, принадлежит Аллаху, Посланнику, родственникам Пророка, сиротам, бедным и путникам, дабы не досталась она богатым среди вас. Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании». (Коран; 59,7).

Сейчас мы можем наблюдать что в современном мире нарушен баланс между богатством и бедностью когда с одной стороны несколько процентов очень богатых людей захватили контроль над мировой экономикой через банковскую систему, основанную на ссудном проценте и фактически поработили все остальное население Земли, которому не остается никакого иного выхода кроме как работать словно рабы чтобы обеспечить свое существование и существование своих детей.

Как ответ на эту несправедливость возникла контр-система под названием «социализм» и «коммунизм», которая провозгласила своей целью ликвидацию богатых и бедных, прекращение эксплуатации человека человеком и установление всеобщего равенства.

Массы людей, возмущенных несправедливостью капитализма последовали за коммунистами. Но…мечта о равенстве так никогда и не стала реальностью.

Частная собственность оказалась под запретом. Экономических стимулов работать лучше не было. Предпринимательская деятельность считалась уголовным преступлением и каралась тюрьмой. А вместо отдельного капиталиста человека стало эксплуатировать государство, которое рассматривало его как всего лишь восполняемый ресурс.

Таким образом, экономическая система социализма не отвечала чаяньям большинства людей и не была поддержана ими.

Священный Коран предлагает иную систему, свободную как от тирании «денежных мешков», так и от всеобщей уравниловки.

Запрещая ссудный процент и связанные с ним спекулятивные операции, она разрушает основу капитализма, декларируя, что каждый бедный мусульманин имеет право на определенную долю имущества и денег богача (закят), она обязывает делиться в интересах всего общества: «…Которые выделяют известную долю своего имущества для просящих и обездоленных…» (Коран; 70; 24,25)

Раздел имущества умершего между всеми родственниками хотя бы и в неодинаковых долях препятствует концентрации богатства в одних руках.

Таким образом, можно сделать вывод, что ислам не запрещает частную собственность и закрепляет имущественное неравенство, но запрещает финансовые спекуляции, основой которых является ссудный процент.

Впрочем, экономическая система ислама – это тема для отдельного разговор, которая требует своего продолжения.

На сегодняшний день во многих мусульманских странах, даже в богатом нефтью ближневосточном регионе не решена проблема бедности. Однако, как и все другие бедствия, которые постигают мусульман, бедность может быть ниспослана Всевышним в качестве испытания, как средство повышения степени раба перед Аллахом или в качестве искупления за грехи.

Конечно же, она может быть ниспослана и в качестве наказания за грехи.

Главной же причиной бедности в исламской умме является несоблюдение мусульманами канонов шариата. Выполнение всеми без исключения одного из рукнов Ислама, например, закята, может полностью искоренить бедность в нашем обществе. Это подтверждает один широко известный пример из истории.

Во время правления праведного халифа Умара ибн Абдульазиза во всём огромном мусульманском государстве практически не осталось человека, которому полагался бы закят. В результате проведённых им экономических реформ уровень жизни населения значительно вырос. Люди жили так хорошо, что затруднялись найти тех, кому можно было бы выплатить закят.

Кроме этого, у бедности есть множество других причин. Этими причинами могут быть нехорошие поступки, которые совершает человек, не обращая внимания на последствия. В этой статье мы поговорим о поступках, которые могут быть такими причинами, чтобы каждый знал и мог отдалиться от них.

Во главе грехов, которые являются причиной бедности человека, стоит прелюбодеяние.

От Ибн Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

إذاظَهَرَ الزِّنا والرِّبافي قَرْيَةٍ فقد أحَلُّوا بأنْفُسِهِمْعَذَابَالله

«Если в каком-либо поселении распространится прелюбодеяние и ростовщичество, то эти жители сами навлекут на себя наказание Аллаха». (Аль-Хаким, Табарани)

Одним из таких наказаний и является бедность, как об этом сообщается в другом хадисе, согласно которому именно прелюбодеяние является причиной бедности.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

الزنا يورث الفقر

«Зина (прелюбодеяние) приводит к бедности». (Аль-Байхаки, «Шуаб аль-иман», 4/363)

А избавиться от этой напасти и освободиться от наказания за него в Ахирате можно истинным покаянием, частыми просьбами о прощении грехов и совершением благих поступков, которые смывают грехи.

Можно привести множество примеров, как люди, совершающие прелюбодеяние, гордятся своим мерзким грехом. Однако их жизнь отличается от жизни порядочных людей. Сегодня эти люди попросят в долг у одного человека, завтра – у другого, и всё для того, чтобы на очередной вечеринке совершить тот же грех, тем самым собирая вокруг себя тех, кому они задолжали – это и есть жизнь прелюбодея.

Двери бедности также открываются для того, кто занимается попрошайничеством. В одном из хадисов, переданных со слов Абу Кабши ‘Умара ибн Са’да аль-Анмари (да будет доволен им Аллах), сообщается, что он слышал, как Посланник Аллаха(мирему и благословение Аллаха) сказал:

ثَلَاثَةٌ أُقْسِمُ عَلَيْهِنَّ وَأُحَدِّثُكُمْ حَدِيثًا فَاحْفَظُوهُ قَالَ: مَا نَقَصَ مَالُ عَبْدٍ مِنْ صَدَقَةٍ، وَلَا ظُلِمَ عَبْدٌ مَظْلِمَةً فَصَبَرَ عَلَيْهَا إِلَّا زَادَهُ اللَّهُ عِزًّا، وَلَا فَتَحَ عَبْدٌ بَابَ مَسْأَلَةٍ إِلَّا فَتَحَ اللَّهُ عَلَيْهِ بَابَ فَقْرٍ أَوْ كَلِمَةً نَحْوَهَا

«Я поклянусь вам в трёх вещах и скажу вам что-то, а вы запомните это! (Клянусь, что) садака не уменьшает имущество раба Аллаха. Если обойдутся с рабом Аллаха несправедливо, а он проявит терпение, то Аллах обязательно повысит его величие. И если раб Аллаха) откроет двери попрошайничества, то Аллах обязательно откроет перед ним двери бедности». (Имам Ахмад 4/231 Тирмизи 2325)

В другой версии этого хадиса, который приводит Имам Аль-Газали в своей книге «Ихьяулум ад-дин», говорится:

من فتح على نفسه بابا من السؤال فتح الله عليه سبعين بابا من الفقر

«Перед тем, кто открыл для себя одну дверь попрошайничества, Всевышний Аллах откроет семьдесят дверей бедности».

3. Риба (ростовщичество)

Один из самых распространённых грехов, которые лишают людей благосостояния – это ростовщичество, которое также, к великому сожалению, стало нормой современной жизни. Это может стать причиной обнищания не только того, кто берёт долг под проценты, но и того, кто даёт или занимается другими видами риба.

От Амра Ибн Аль-Аль-Аса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он сказал:

سمعت رسول الله صلى الله عليه وسلم يقول ما من قوم يظهر فيهم الربا إلا أخذوا بالسنة وما من قوم يظهر فيهم الرشا إلا أخذوا بالرعب

«Однажды я слышал, как посланник Аллах сказал: "Каким бы ни был народ, в котором распространится ростовщичество, он будет наказан Аллахом бедностью. А народ, в котором распространится взяточничество, будет наказан страхом, и страх не покинет его"». (Имам Ахмад)

Всевышний Аллах в Коране сказал:

يَمْحَقُ الله الرِّبَا وَيُرْبِي الصَّدَقَاتِ

(смысл): «Уничтожает Аллах ростовщичество (губит имущество ростовщика и лишает такое имущество выгоды и благодати), а воздаяние за имущество, которое было пожертвовано в качестве милостыни, увеличивает многократно и делает имущество благодатным». (сура «Аль-Бакара»: 276)

Тем, кто занимается риба – отдаёт или берёт деньги под проценты, кажется, что он получает огромную прибыль и хорошую выгоду. Однако все дела оцениваются по их конечному результату. Поэтому, даже если в этом мире человек от сделки, смешанной с риба, получил какую-либо выгоду, в Ахирате он обязательно окажется в числе банкротов.

Об этом говорится в хадисе от Ибн Масуда (да будет доволен им Аллах), согласно которому Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

الربا وإن كَثُر فإن عاقبته تصير إِلى قُل

«Даже если ростовщичество приносит много прибыли, поистине, его итогом становится недостача». (Имам Ахмад)

В этой статье мы привели лишь несколько поступков, которые могут стать причиной бедности. Каждому из нас необходимо отдалиться от этих и других нехороших деяний и следовать тому, что предписывает нам шариат. Тогда, по воле Всевышнего Аллаха, нас не коснётся бедность и другие подобные бедствия.

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

Муслим Абдулаев

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Материальное благосостояние – неотъемлемая часть нашей жизни. Страх потерять все, остаться без ничего, не смочь обеспечивать свою семью – это естественно для человека. Бедность – это то, чего боится каждый из нас, поскольку никто от нее не застрахован.

В Коране сказано: «Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых» (2:155).

В любой недостаток Аллах Всевышний вложил благо. Не забывайте о том, что если Аллах Всевышний лишил вас чего-либо – то это только по Его воле и предназначению, в этом нет несправедливости. В хадисе сказано: «Бедняки войдут в рай на 500 лет раньше богатых» (Тирмизи).

Материальное благо, как и любое другое, даруется нам Всевышним Аллахом и в своем стремлении избавления от бедности, нужды, мы должны полагаться на Всевышнего Аллаха и иметь искреннее намерение зарабатывать халяльные деньги и тратить их на халяльные нужны, сохраняя умеренность и избегая страшных грехов, которые могут быть вызваны деньгами.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если тот, кого постигнет бедность станет обращаться за помощью к людям, он никогда не избавится от своей бедности. Тому же, кто обратится с этим за помощью к Аллаху, то Аллах поспешит обогатить его, либо путём скорой смерти, либо путем скорого обогащения» (Абу Дауд).

Если человека постигла такая беда, как бедность, ему следует сделать так, как сказано в хадисе:

В одном из хадисов Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказано: «Если кого-либо из рабов (Аллаха) постигнет несчастье, а он скажет: «Поистине, мы принадлежим Аллаху и, поистине, к Нему мы вернёмся. О Аллах, вознагради меня в несчастье моём и дай мне взамен нечто лучшее! (Инна ли-Лляхи ва инна иляй-хи раджи‘ун. Аллахумма-джур-ни фи мусыбати ва-хлюф ли хайран мин-ха!)», Аллах Всевышний непременно вознаградит такого человека в его беде и даст ему взамен нечто лучшее» (Муслим).

Аллах – дающий, милостивый и милосердный. Просите Всевышнего Аллаха обогатить вас, увеличить ваш ризк и даровать благое состояние. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда кто-нибудь из вас (пожелает) обратиться к Аллаху с мольбой, пусть начнёт с того, что воздаст хвалу Всевышнему Аллаху и восславит Его, потом пусть призовёт благословение на пророка, а уже потом просит о чём пожелает» (Ахмад).

В другом хадисе: «Когда кто-нибудь из вас станет обращаться с мольбами (к Аллаху), пусть проявляет решительность в просьбах и ни в коем случае не говорит: “О Аллах, если захочешь, даруй мне (это)”, — ибо, поистине, никто (и так) не может (ни к чему) принудить Аллаха» (Ахмад).

Дуа для избавления от бедности: «Аллахумма рабба ссамаваати ссабА ва рабба ль-Арши ль-Азым икди Анна ддайна ва агнина мина ль-факр».

Смысл: «О Аллах, о Господь семи небес и Господь великого Трона: заплати наши долги и избавь нас от бедности!»

Читайте также: