Статус эксперта его обязанности и права

Обновлено: 19.09.2024

Гражданский процессуальный кодекс России (ГПК РФ) различает две категории: лица, участвующие в деле ( ст. 34 ), и лица, принимающие участие в судебном разбирательстве ( ст. 164 ).

К категории лиц, участвующих в деле, относятся стороны, третьи лица, прокурор, лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод, законных интересов, иные заинтересованные лица (ст. 34-38). К данной категории лиц не может принадлежать эксперт, поскольку эти лица являются принципиально заинтересованными в рассмотрении дела.

Определяющим в процессуальном статусе эксперта является то, что его заключения являются доказательствами по делу. Доказательствами в ГПК являются “сведения о фактах”, полученные в предусмотренном законом порядке ( ст. 55 ).

Также правильному пониманию статуса эксперта способствует и норма ГПК, определяющая сущность судебной экспертизы в гражданском судопроизводстве. В ст. 79 содержится указание на то, что экспертиза назначается в тех случаях, когда при рассмотрении дела возникают вопросы, требующие специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла . Таким образом, эксперт косвенно трактуется в процессе как лицо, сведущее в какой-либо из перечисленных областей знаний. Это означает, что эксперт лицо заменяемое .

Эксперт может быть заменен в процессе (в отличие от свидетеля) на любое иное лицо (эксперта), обладающее такими же специальными знаниями. Наряду с этим, указание, что эксперт сведущее лицо, согласуется со статьями ГПК, предоставляющими право сторонам просить суд поручить экспертизу конкретному эксперту или назначить ее проведение в конкретном судебно-экспертном учреждении ( ч. 2 ст. 79 ).

В соответствии с первой частью статьи, эксперт при производстве судебной экспертизы независим , он не может (и не должен) находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями.

Во второй части ст. 7 содержится указание на то, что не допускается воздействие на эксперта со стороны судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров, а также иных государственных органов, организаций, объединений и отдельных лиц в целях получения заключения в пользу какого-либо из участников процесса или в интересах других лиц .

В третьей части ст. 7 отмечается, что лица, виновные в оказании воздействия на эксперта, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Судебный эксперт как сотрудник судебно-экспертного учреждения административно зависим от руководителя этого учреждения (структурного подразделения). Однако эта зависимость не распространяется на производство экспертизы и дачу заключения.

В законе (№ 73-ФЗ) в ст. 14 об обязанностях руководителя государственного судебно-экспертного учреждения содержится указание на то, что руководитель не вправе давать эксперту указания, предрешающие содержание выводов по конкретной судебной экспертизе .

1. Эксперт - лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное в порядке, установленном настоящим Кодексом, для производства судебной экспертизы и дачи заключения.

2. Вызов эксперта, назначение и производство судебной экспертизы осуществляются в порядке, установленном статьями 195 - 207, 269, 282 и 283 настоящего Кодекса.

3. Эксперт вправе:

1) знакомиться с материалами уголовного дела, относящимися к предмету судебной экспертизы;

2) ходатайствовать о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения, либо привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов;

3) участвовать с разрешения дознавателя, следователя и суда в процессуальных действиях и задавать вопросы, относящиеся к предмету судебной экспертизы;

(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

4) давать заключение в пределах своей компетенции, в том числе по вопросам, хотя и не поставленным в постановлении о назначении судебной экспертизы, но имеющим отношение к предмету экспертного исследования;

5) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, прокурора и суда, ограничивающие его права;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 440-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

6) отказаться от дачи заключения по вопросам, выходящим за пределы специальных знаний, а также в случаях, если представленные ему материалы недостаточны для дачи заключения. Отказ от дачи заключения должен быть заявлен экспертом в письменном виде с изложением мотивов отказа.

(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 92-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

4. Эксперт не вправе:

1) без ведома дознавателя, следователя и суда вести переговоры с участниками уголовного судопроизводства по вопросам, связанным с производством судебной экспертизы;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 440-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

2) самостоятельно собирать материалы для экспертного исследования;

3) проводить без разрешения дознавателя, следователя, суда исследования, могущие повлечь полное или частичное уничтожение объектов либо изменение их внешнего вида или основных свойств;

4) давать заведомо ложное заключение;

5) разглашать данные предварительного расследования, ставшие известными ему в связи с участием в уголовном деле в качестве эксперта, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса;

(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 92-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

6) уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя или в суд.

(п. 6 введен Федеральным законом от 04.07.2003 N 92-ФЗ, в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

5. За дачу заведомо ложного заключения эксперт несет ответственность в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.

6. За разглашение данных предварительного расследования эксперт несет ответственность в соответствии со статьей 310 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

КоАП РФ Статья 25.9. Эксперт

1. В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.

2. Эксперт обязан:

1) явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;

2) дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемые объяснения в связи с содержанием заключения.

3. Эксперт предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

4. Эксперт имеет право отказаться от дачи заключения, если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных познаний или если предоставленных ему материалов недостаточно для дачи заключения.

5. Эксперт вправе:

1) знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;

2) с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;

3) указывать в своем заключении имеющие значение для дела обстоятельства, которые установлены при проведении экспертизы и по поводу которых ему не были поставлены вопросы.

6. За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, эксперт несет административную ответственность, предусмотренную настоящим Кодексом.

не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

обеспечить сохранность представленных объектов исследований и материалов дела.

Эксперт также исполняет обязанности, предусмотренные соответствующим процессуальным законодательством.

Эксперт не вправе:

принимать поручения о производстве судебной экспертизы непосредственно от каких-либо органов или лиц, за исключением руководителя государственного судебно-экспертного учреждения;

осуществлять судебно-экспертную деятельность в качестве негосударственного эксперта;

вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела;

самостоятельно собирать материалы для производства судебной экспертизы;

сообщать кому-либо о результатах судебной экспертизы, за исключением органа или лица, ее назначивших;

уничтожать объекты исследований либо существенно изменять их свойства без разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу.

Эксперт или государственное судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от производства порученной им судебной экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны, на которую судом возложена обязанность по оплате расходов, связанных с производством судебной экспертизы, осуществить оплату назначенной экспертизы до ее проведения.

ходатайствовать перед руководителем соответствующего государственного судебно-экспертного учреждения о привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов, если это необходимо для проведения исследований и дачи заключения;

делать подлежащие занесению в протокол следственного действия или судебного заседания заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или показаний;

обжаловать в установленном законом порядке действия органа или лица, назначивших судебную экспертизу, если они нарушают права эксперта.

Эксперт также имеет права, предусмотренные соответствующим процессуальным законодательством.


<< Статья 16.
Обязанности эксперта

Статья 18. >>
Ограничения при организации и производстве судебной экспертизы
Содержание
Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня!

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

1. Экспертом является лицо, которое обладает специальными знаниями и которому в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, поручено провести экспертизу и дать заключение по вопросам, поставленным перед ним и требующим специальных знаний, в целях выяснения обстоятельств по конкретному административному делу.

2. Эксперт обязан по вызову суда явиться в суд, провести полное исследование объектов, документов и материалов, дать обоснованное и объективное заключение в письменной форме, отражающее ход и результаты проведенных им исследований.

3. Если эксперт не может явиться в суд по вызову, он обязан заблаговременно известить об этом суд с указанием причин неявки.

4. Эксперт обязан провести экспертизу вне судебного заседания, если это необходимо по характеру исследований либо невозможно или затруднительно доставить объекты, документы или материалы для исследования в судебном заседании, и в установленный в определении суда срок представить в суд обоснованное и объективное заключение в письменной форме, отражающее ход и результаты проведенных им исследований. Эксперт обязан явиться по вызову суда для личного участия в судебном заседании и ответить на вопросы, связанные с проведенным исследованием и данным им заключением.

6. Эксперт не вправе самостоятельно собирать материалы для проведения экспертизы, вступать в личные контакты с участниками судебного процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе административного дела, а также разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с проведением экспертизы, или сообщать о результатах экспертизы кому-либо, за исключением суда, ее назначившего.

9. Эксперт не вправе перепоручить проведение экспертизы другому эксперту.

10. В случае получения определения суда о прекращении проведения экспертизы эксперт обязан незамедлительно возвратить в суд определение о назначении экспертизы, а также объекты исследования, документы и материалы административного дела, предоставленные для ее проведения.

11. Эксперт или государственное судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от проведения порученной им экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны, на которую судом возложена обязанность по оплате расходов, связанных с проведением экспертизы, произвести оплату экспертизы до ее проведения.

13. Эксперт имеет право с разрешения суда:

1) знакомиться с материалами административного дела, относящимися к объекту исследования;

2) участвовать в судебных заседаниях, задавать вопросы лицам, участвующим в деле, и свидетелям по вопросам, относящимся к объекту исследования;

3) присутствовать при совершении процессуальных действий, касающихся объекта исследования;

4) заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов и объектов исследования, заявлять ходатайства о привлечении к проведению экспертизы других экспертов, если это необходимо для проведения исследования и дачи заключения;

5) излагать в заключении выявленные в ходе проведения экспертизы обстоятельства, которые имеют отношение к объекту исследования и по поводу которых ему не были поставлены вопросы;

6) делать подлежащие занесению в протокол судебного заседания заявления по поводу неправильного истолкования участниками судебного процесса его заключения или показаний.

14. Государственному судебно-экспертному учреждению, а также эксперту, выполнившему работу, которая не входит в круг его служебных обязанностей в качестве работника государственного учреждения, производятся оплата выполненной работы и компенсация расходов, связанных с проведением экспертизы. Эксперту, вызванному в суд, возмещаются расходы, связанные с явкой в суд и проживанием (расходы на проезд, наем жилого помещения и дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные).

15. Неявка в суд без уважительных причин вызванного эксперта либо неисполнение им обязанности по заблаговременному извещению суда о невозможности явиться в суд может повлечь за собой наложение судебного штрафа в порядке и размере, установленных статьями 122 и 123 настоящего Кодекса.

16. За дачу заведомо ложного заключения эксперт может быть привлечен к уголовной ответственности, о чем он предупреждается судом или по поручению суда руководителем государственного судебно-экспертного учреждения и дает подписку.

Н.В. Богомолова

Работа экспертных организаций как почти единственного механизма, который стоит на пути у некачественных проектов, который отвечает за надежность и безопасность решений, принятых в проектной документации, всегда будет исключительно важна как для государства и граждан, так и для профессионального сообщества. В этих условиях особенное внимание должно уделяться правовому регулированию деятельности экспертных организаций: в первую очередь, статусу эксперта и определению подходов к формированию экспертного корпуса как базису, на котором возводится все здание института строительной экспертизы.

5 марта 2007 года Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации №145, был установлен порядок проведения государственной экспертизы по принципу «одного окна».

Тем же документом было введено понятие статуса государственного эксперта. Так, пунктом 47 Положения определено, что исключительным правом подготовки заключений государственной экспертизы обладают лица, аттестованные в качестве государственных экспертов в порядке, установленном Министерством регионального развития Российской Федерации. Согласно ранее действующей редакции пункта 47 Положения «при проведении государственной экспертизы государственный эксперт независим и обязан руководствоваться только требованиями законодательства Российской Федерации. Никто не вправе давать государственному эксперту обязательные для исполнения указания в части выводов относительно соответствия или несоответствия проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, соответствия или несоответствия инженерных изысканий требованиям технических регламентов». К сожалению, столь важный и принципиальный аспект статуса эксперта так и не нашел отражения в последующих нормативных правовых актах. Сегодня этот раздел Постановления правительства утратил силу, и вопросы, связанные с правовым статусом эксперта, определяются уже статьями 49 и 49.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Часть 4.6 статьи 49 устанавливает, что подготовку заключений государственной и негосударственной экспертизы вправе осуществлять физические лица, аттестованные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, то есть на данный момент - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Эта работа проводится в порядке, определенном Положением об аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 года № 271 по направлениям деятельности, указанным в квалификационном аттестате. В настоящее время действует Минстроем России утвержден Перечень направлений деятельности экспертов.

Во время разработки этих документов профессиональным сообществом довольно долго обсуждался вопрос того, должен ли государственный эксперт быть штатным сотрудником организации по проведению государственной экспертизы. В 2007 и 2009 годах этот вопрос получал, в основном, положительный ответ. Однако сегодня, как то устанавливает часть 1 статьи 49.1 Градостроительного кодекса, а также пункт 8 Положения об аттестации, любое физическое лицо может быть аттестовано на право подготовки заключений экспертизы при условии его соответствия следующим требованиям:

1) наличие высшего профессионального образования по профилю, соответствующему заявленному направлению деятельности эксперта;
2) постоянное проживание в Российской Федерации;
3) наличие стажа работы в сфере подготовки проектной документации и (или) выполнения инженерных изысканий по соответствующему направлению деятельности не менее пяти лет или стаж работы на соответствующих должностях в органах либо в организациях, проводящих экспертизу проектной документации и (или) экспертизу результатов инженерных изысканий, не менее трех лет;
4) отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления.
5) обладание необходимыми знаниями в области законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (включая требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства) в части, касающейся соответственно выполнения инженерных изысканий в целях проектирования, строительства и эксплуатации этих объектов либо осуществления их проектирования, строительства и эксплуатации.

Отдельно необходимо отметить, что первое требование, а именно наличие высшего профессионального образования по профилю, соответствующему заявленному направлению деятельности эксперта, довольно нечеткое. Ведь в настоящее время в общепринятой системе российского высшего образования существует разделение выпускников вузов на бакалавров (4 года обучения в вузе), специалистов (5 лет обучения) и магистров (6 лет в вузе). Разумеется, уровень профессиональной подготовки у этих выпускников очень разный, хотя все они формально считаются получившими высшее образование.

Квалификационный аттестат на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий действует на всей территории Российской Федерации. Срок действия аттестата – 5 лет. Физическое лицо вправе обратиться в Минстрой России с заявлением о продлении срока его действия путем переаттестации. Согласно части 7 статьи 49.1 Градостроительного кодекса квалификационный аттестат может быть аннулирован тем же органом, который его выдал, то есть, Минстроем России, до истечения срока его действия. Основанием для аннулирования аттестата являются:

1) установление факта участия эксперта в экспертизе при наличии личной заинтересованности в ее результатах, в том числе, если в подготовке проектной документации и (или) выполнении инженерных изысканий участвовали эксперт лично или его близкие родственники (родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки), супруг;
2) установление факта представления для прохождения аттестации документов, содержащих недостоверные сведения;
3) вступление в законную силу решения уполномоченных органов о привлечении лица, которому выдан квалификационный аттестат, к ответственности за правонарушения в сфере его профессиональной деятельности.

Аттестованные эксперты вносятся Минстроем России в соответствующий реестр в порядке, установленном приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 16 марта 2012 года № 102. Этот реестр открыт для всех заинтересованных лиц и ведется в электронном виде на официальном сайте Минстроя России. В реестре содержатся следующие сведения:

1) фамилия, имя, отчество физического лица, которому выдан квалификационный аттестат на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий;
2) номер квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий;
3) дата выдачи и дата окончания срока действия квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий;
4) направления деятельности эксперта, по которым он может осуществлять подготовку заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий;
5) отметка об аннулировании, приостановлении, выдаче дубликата квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий (в случае принятия Министерством регионального развития Российской Федерации соответствующего решения).

Пункт 13 Положения об аттестации определяет, что при наличии действующего квалификационного аттестата эксперт может представить документы для прохождения аттестации на получение права подготовки заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий по другому направлению деятельности. Данное правило касается лиц, работающих в организации по проведению государственной экспертизы и обладающих необходимым стажем.

В настоящее время в Правительстве Российской Федерации на рассмотрении находится законопроект о внесении изменений в Градостроительный Кодекс Российской Федерации. Эти изменения связаны с необходимостью повысить требования, предъявляемые к аттестации физических лиц на право подготовки заключения экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий.

Например, непростым было принятие решения о стаже работы, необходимом для такой аттестации. Сегодня в проектных организациях этот стаж составляет пять лет, однако вносились предложения продлить его до десяти и даже пятнадцати лет. В конечном итоге, в рассматриваемый проект вошел вариант, согласно которому длительность стажа эксперта должна составлять не менее семи лет.

Споры вызывает не только стаж, но и порядок проведения самой аттестации. В настоящее время она проводится в двух формах: устный экзамен и письменное тестирование, где при ответе на вопрос следует выбрать верный вариант из нескольких предложенных. Конечно, устный экзамен раскрывает возможности претендента значительно полнее и нагляднее, чем тестирование. Экзаменационная комиссия состоит из представителей Минстроя и специалистов Главгосэкспертизы России. Экзаменаторы могут лично познакомиться с кандидатом, задать дополнительные вопросы, послушать, как потенциальный эксперт обосновывает свою точку зрения и какие аргументы он подбирает. Но, как считает сообщество, и письменное тестирование имеет право на существование – как дополнительный экзамен. Во время такого тестирования кандидаты могли бы решать практические задачи, которые позволяли бы получить дополнительные данные об уровне их профессиональных знаний и навыков.
Кроме того, в законопроекте установлен перечень оснований для аннулирования квалификационного аттестата. Такими основаниями, например, могут стать:

- установление судом двух и более фактов совершения экспертом нарушений, влекущих за собой создание угрозы причинения вреда жизни, здоровью человека, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Речь идет о нарушениях, совершенных за последние пять лет профессиональной деятельности в качестве эксперта, либо о нарушениях, которые повлекли причинение указанного вреда вне зависимости от того, когда такие нарушения были совершены. В частности, нарушением является подготовка экспертом положительного заключения экспертизы результатов инженерных изысканий, не соответствующих требованиям технических регламентов, или положительного заключения экспертизы проектной документации, не соответствующей требованиям технических регламентов и (или) результатам инженерных изысканий;

- установление судом двух и более фактов нарушений эксперта за последние пять лет его профессиональной деятельности. Речь идет о таких нарушениях, как подготовка экспертом отрицательного заключения экспертизы результатов инженерных изысканий при соответствии их требованиям технических регламентов, или отрицательного заключения экспертизы проектной документации при ее соответствии требованиям технических регламентов и (или) результатам инженерных изысканий.
При этом, если причиной аннулирования квалификационного аттестата стали нарушения, которые повлекли за собой причинения вреда жизни, здоровью человека, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повторная аттестация эксперта не допускается.


Как следует из ч. 1 ст. 57 УПК РФ, лицо может обладать специальными знаниями, но экспертом с позиций уголовно-процессуального законодательства оно станет только после того, как будет назначено в порядке, установленном УПК РФ, для производства судебной экспертизы и дачи заключения. Судебная экспертиза считается назначенной с момента подписания уполномоченным на то лицом постановления о назначении судебной экспертизы. Действительно, в ряде случаев после этого, до оглашения данного постановления лицу, обладающему специальными знаниями, последний не знает о существовании искомого процессуального документа и, таким образом, не имеет возможности реализовать статус эксперта. Между тем с точки зрения УПК РФ решение о производстве судебной экспертизы считается уже принятым или, иначе, судебная экспертиза считается назначенной.

Но с этого ли момента лицо становится обладателем процессуального статуса эксперта? Несомненно, нет. Назначение экспертизы и назначение лица для ее производства не всегда одно и то же явление. Если в постановлении о назначении экспертизы указано конкретное лицо, которому поручено производство экспертизы, данный человек наделяется правами и обязанностями эксперта с момента подписания постановления уполномоченным на то должностным лицом. Когда же в постановлении не указаны фамилия, имя и отчество лица, обладающего специальными знаниями, а лишь зафиксировано наименование экспертного учреждения, эксперт в уголовном процессе появится с момента окончательного оформления распоряжения руководителя учреждения о поручении именно ему произвести назначенную судебную экспертизу и подготовить соответствующее заключение.

Итак, лицо, располагающее необходимыми по делу специальными познаниями, которому ранее в предусмотренном УПК РФ порядке было поручено производство судебной экспертизы, вправе заявить ходатайство о производстве процессуальных действий и (или) принятии процессуальных решений для установления обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, обеспечения собственных прав и (или) законных интересов.

Остались вопросы к адвокату?

Практическое пособие раскрывает вопросы связанные с процессуальным статусом эксперта и специалиста, а так же их правами и обязанностями. В пособии дана процедура отвода эксперта, назначение и производство судебной экспертизы. Описано участие эксперта в судебном разбирательстве и заключение эксперта.

Статус эксперта, его права, обязанности, отвод и расходы

Специалист в гражданском процессе

В соответствии с ст. 188 ГПК «Консультация специалиста», функции специалиста в гражданском процессе относятся к двум видам деятельности: консультативная помощь суду и сторонам; оказание технической помощи.

Статус эксперта

Гражданский процессуальный кодекс РФ различает две категории: лица, участвующие в деле , и лица, принимающие участие в судебном разбирательстве .

Отказ и отвод от производства экспертизы

Эксперт обязан принять к производству порученную ему судом экспертизу. Оснований для отказа от принятия экспертизы может быть два: а) самоотвод эксперта; б ) невозможность производства экспертизы.

Объективность, полнота, обоснованность и контроль экспертизы

Вызов эксперта в суд

Сохранность материалов и документов

В прямом значении слова — это значит хранить (сохранить) надлежащим образом объекты исследования, чтобы они не пропали, не затерялись и были бы своевременно возвращены суду с учетом их процессуального статуса (вещественные доказательства, письменные доказательства).

Права эксперта

Права, которые призваны в первую очередь обеспечить полноту, объективность и обоснованность заключения эксперта.

Эксперт не вправе

  • самостоятельно собирать материалы для проведения экспертизы;
  • вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела;
  • разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с проведением экспертизы;
  • сообщать кому-либо о результатах экспертизы за исключением суда, ее назначившего.

Возмещение расходов на экспертизу

Возмещение расходов, связанных с проведением экспертизы, участием в судебном заседании эксперта и специалиста, должны осуществляться в соответствии со ст. 94 , 95 , 96 ГПК.

Назначение и производство экспертизы

Обязательность экспертизы

Гражданский процесс не имеет статьи, которая регламентирует обязательного назначения экспертизы. Хотя несомненно, что при рассмотрении некоторых категорий дел, без обязательного проведения экспертизы решить дело невозможно.

Назначение экспертизы судом первой инстанции

Назначение судебной экспертизы может осуществляться судом первой инстанции в следующих ситуациях: по возбужденному гражданскому делу до судебного разбирательства; в порядке обеспечения доказательств; при судебном разбирательстве дела; при выполнении судебного поручения.

Участие сторон при назначении экспертизы

Стороны должны активно участвовать при назначении судебной экспертизы. Стороны и иные лица, участвующие в деле, имеют право представлять суду вопросы, подлежащие разрешению при производстве экспертизы.

Доказательства на стадии подготовки дела

Сбора доказательств на стадии подготовки дела к судебному разбирательству.

Определение о назначении экспертизы

Что должно быть указано в определении суда о назначении судебной экспертизы.

Обязанности руководителя экспертного учреждения

Обязанности руководителя судебно-экспертного учреждения при производстве экспертизы и предупреждение эксперта об уголовной ответственности.

Материалы направляемые судом для исследования

В гражданском процессе судом, с определением о назначении экспертизы, направляются объекты экспертного исследования. В ст. 80 ГПК эти объекты именуются как: “материалы и документы для сравнительного исследования”.

Общий порядок проведения экспертизы

В соответствии со ст. 84 ГПК экспертиза может производиться по одному из трех вариантов: ы государственном судебно-экспертном учреждении; в негосударственном судебно-экспертном учреждении; иными экспертами.

Права сторон при производстве экспертизы

Лица, участвующие в деле, вправе присутствовать при производстве экспертизы, за исключением случаев, когда такое присутствие может помешать исследованию, совещанию экспертов и составлению заключения. На стороны также распространяются определенные ограничения и обязанности.

Содержание заключения эксперта

В отношении содержания заключения эксперта указания закона (ст. 86 ГПК) очень кратки и не могут считаться достаточными для обеспечения единообразной формы, позволяющей составлять экспертные заключения, от кого бы они не исходили.

Исследовательская часть заключения и выводы

Главным в заключении судебного эксперта всегда остается его исследовательская часть и формулируемые экспертом выводы по поставленным вопросам.

Читайте также: