Статус библиотеки в вк

Обновлено: 18.09.2024

Первоочередной вопрос, на который необходимо ответить, – почему библиотека может рассматривать «ВКонтакте» как одну из приоритетных площадок для представительства в социальных сетях?

«ВКонтакте» – одна из самых популярных соцсетей в России. Согласно данным исследовательского центра Mediascope за 2019 год, 38,2 млн. пользователей из РФ заходят в сеть ежемесячно, а 23 млн. – ежедневно.

Аудитория этой сети – самая активная в России. BrandAnalytics – платформа, исследующая активность пользователей, – в своем последнем исследовании (ноябрь 2019 года) ставит «ВКонтакте» на первое место по активности.

Функционал социальной сети достаточно прост в освоении и дает широкие возможности для привлечения новых пользователей и продвижения библиотечных услуг – как за счет разнообразия материалов, доступных для размещения (текст/изображения/видео/аудио), так и за счет возможностей обратной связи с пользователем.

При этом «ВКонтакте» не может служить полноценной заменой официального сайта библиотеки и не отменяет необходимости ведения работы в других социальных медиа, таких, как Instagram, Одноклассники, Facebook, Twitter и др.

Первым шагом в работе с социальными медиа является определение целевой аудитории. Отвечая на вопрос: «Для кого мы работаем?», сотрудник детской библиотеки, вероятнее всего, предложит два варианта:

  • для детей и подростков;
  • для родителей, педагогов, библиотекарей.

Говоря о работе в социальных сетях, помимо распространенного выражения маркетологов «реклама детских продуктов и услуг ориентирована на родителей», следует обратить внимание еще на один момент. Несмотря на то, что «ВКонтакте» традиционно считается «соцсетью для подростков», это давно не соответствует действительности. Согласно данным Mediascope, лидирует возрастной сегмент 35-64 года. То есть основной «движущей силой» вашего сообщества скорее всего будут руководители детским чтением. Несмотря на это, следует иметь в виду – оформление и контент представительства библиотеки «ВКонтакте» должны быть интересны и пользователям в возрасте до 18 лет, так как именно они остаются основными конечными потребителями продуктов и услуг библиотеки.

После того, как вы определились с целевой аудиторией, необходимо понять, каких результатов библиотека планирует достичь, работая в социальных сетях.

Это могут быть как количественные показатели (рост посещаемости, книговыдач, обращений к онлайн-ресурсам библиотеки), так и качественные (улучшение обратной связи с пользователями, экономия времени на оказание библиотечных услуг, повышение престижа в местном сообществе, новые профессиональные контакты и т. д.).

Достигнув понимания того, для кого мы работаем и чего хотим добиться, можно переходить к следующему шагу – организации работы. На этом этапе необходимо определить:

  • кто будет заниматься продвижением страницы;
  • что именно он будет делать.

Определение ответственных и распределение рабочего времени – крайне важный этап. Ведение работы по принципу «когда смогу – что-нибудь сделаю» – абсолютно бесполезная трата временных и трудовых ресурсов, так как ключевой составляющей эффективности деятельности библиотеки в социальных сетях является систематичность публикаций.

Исходя из опыта ведения сообщества Волгоградской областной детской библиотеки «ВКонтакте», объем времени, необходимый для подготовки и размещения материала, выглядит следующим образом:

Частота публикаций, в месяц

Временные затраты, всего в месяц

* публикации в выходные дни оформляются с помощью инструмента «отложенная публикация» в рабочее время.

Большой диапазон в графе «временные затраты» обусловлен тем, что на подготовку одной публикации затрачивается от 5 минут до 1 часа, в зависимости от ее объема. Кроме того, необходимо отметить, что в период, когда сотрудники только осваивают инструменты подготовки и размещения контента, временные затраты приблизительно в полтора раза выше.

Для того, чтобы эффективно распределить рабочее время в течение месяца и добиться систематичности и разнообразия публикаций, необходим контент-план – график публикаций с конкретной темой и датой, которые расположены в определенной последовательности.

На этом этапе необходимо подумать – что публиковать? Весь контент можно разделить на 3 группы:

  • Публикации о деятельности библиотеки – продуктах, услугах, грядущих/прошедших событиях.
  • Публикации информационного и развлекательного характера, связанные с библиотекой – книжные аннотации, статьи о деятелях культуры и науки, событиях, цитаты, изображения и т. п.
  • Публикации, направленные на взаимодействие с аудиторией, – опросы, конкурсы.

Предлагаем поэтапно рассмотреть процесс подготовки контент-плана. Для примера возьмем период с 1 по 7 июля и частоту публикаций 2 раза в день в будни, 1 раз в день в выходные.


Статусы про учебу

Книги в наш век цифровых технологий, когда все подростки рады получать информацию из лент Тик Тока и инстаграма, а не искать ее в источниках самостоятельно – крайне недооценены. Именно поэтому, если вы добавите в своих сетях статусы, посвященные книгам, вы сможете выделиться из своего однообразного окружения и привлечь к себе всеобщее внимание!

Самые лучшие и забавные статусы про книги вы сможете отыскать именно у нас. Они включают в себя разнообразные цитаты и высказывания, наполненные невероятно глубоким смыслом!

Книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нем лучшие стремления, острят его ум и смягчают сердце.

Своё сообщество позволяет библиотеке решить сразу несколько важных задач: оставаться на связи с пользователями, сообщать им, к примеру, о книжных новинках, акциях, конкурсах, мероприятиях. Во-вторых, получать обратную связь от пользователей.

Социальных сетей много, но большинство библиотек открывают свои страницы в ВК. Это достаточно простой и удобный сервис, доступный даже начинающим. У него есть свои преимущества: огромная посещаемость (более 70 000 000 – ежедневно), активная пользовательская аудитория, возможность комьюнити-модели общения. Особенностью ВКонтакте является его многочисленная деятельная молодежная аудитория. Она готова вступать в группы, общаться в них, а также получать оттуда информацию.

Основные правила ведения страниц ВКонтакте:
· контент должен быть уникальным;
· публикации должны появляться регулярно;
· минимум 60% контента должно быть полезным, информативным, развлекательным;
· создавайте обсуждения и общайтесь с аудиторией;
· не оставляйте без внимания вопросы пользователей (администрирование группы).

Группа или страница
Для библиотеки не так важно, что вы создадите: группу или публичную страницу (паблик).
Публичные страницы больше подходят для развлекательного контента, а группы удобны для продвижения услуг и т.п. Бонусом является возможность пригласить друзей в группу Вконтакте, в пабликах данная функция отсутствует.

Название
Перед тем как выбрать название, определитесь с тематикой вашей группы, продумайте каким контентом вы будете ее наполнять, что продвигать и о чем информировать пользователя.
Название должно быть максимально коротким и характерным, в идеале – уникальным, запоминающимся и интересным. В названии и описании можно предоставить краткую и в то же время ёмкую информацию о деятельности вашего сообщества. Если в названии группы все же указан номер библиотеки, естественно, должно быть и пояснение, какая это библиотека, где она расположена. Ведь библиотек № 7 или № 5 в сети огромное количество. Как вычленять и запоминать их читателю?
Хорошо, если правильное название группы будет содержать ключевое слово (словосочетание). Ключевое слово – это запрос поиска посетителем в поисковой системе. Подумайте, что и как они будут искать: библиотека, книга, чтение. Удачные примеры: Книгочтение, РазноЧтения, Книжный контент, Типичный Книголюб и др.
Нередко возникают случаи, когда по тем или иным причинам вы решили изменить название группы. Помните, что изменить название группы может только её создатель. Заходите в свою группу и под главной фотографией переходите в раздел «Управление сообществом». В первой строке пишите новое название. После изменения названия не забывайте сохранить настройки.

Дизайн
Создайте уникальный дизайн группы, который привлечёт внимание посетителей и потенциальных подписчиков.
Начните с создания аватарки, ее предназначение – самоидентификация группы в ВК. Она может быть любой: забавной, оригинальной, отражать фирменный стиль вашей библиотеки. К ней предъявляются определенные технические требования, тем не менее, в настройках ее можно перемещать и изменять диаметр.
Выигрышно смотрится самостоятельно разработанный фирменный «Заголовок». Вставляется он в «Настройках» и к его разрешению существуют определенные требования.

Четвертое – добавляем красочности. Чаще всего, при пролистывании новостей, наш взгляд «цепляет» визуальный контент. Если изображение нас заинтересовало, мы невольно переходим к прочтению самого текста. А значит, надо подумать и о том, какое изображение прикрепляется к информации. Оно должно быть интересным целевой аудитории вашей группы. Старайтесь подбирать что-то яркое и любопытное.
Используйте горизонтальные фотографии, они лучше смотрятся как на десктопной, так и на мобильной версии (приложении). Такой пост и выглядит более аккуратным. Иллюстрация должна быть более 700 px в ширину.

Если чья-то чужая информация покажется вам интересной, лучше перескажите её и дайте ссылку на источник. Если делаете простой репост, то добавьте к нему свои размышления. Если цель поста – переход по ссылке, то помните, что пользователи ВК обычно не хотят никуда переходить, им нужна информация здесь и сейчас. Также не нужно «встраивать ссылку», если у поста уже есть фотография, внешне это перегрузит публикацию. Дайте ее ниже.

Шестое – регулярность постов. Для библиотеки достаточно одного поста в один-два дня. Если такой возможности нет, используйте функцию «Таймер». По статистике, 90% сообществ публикуют записи каждый час (14:00, 15:00, 16:00) и лента новостей подписчиков в эти часы полностью захламляется. Поэтому таймер лучше ставить на 15-20 минут (14:15, 15:20) позже часа, тогда подписчики обязательно заметят Ваши записи.

С помощью «Приложений» можно легко создать активные кнопки на анкеты, опросы. А в группе можно подключить такое приложение как «товары».

Вспомогательные инструменты Вконтакте
Меню «Ссылки». Здесь вы можете собрать все важные для вас группы, например, библиотеки вашей системы или партнеров. Делается это просто, нажимаете «ред..» (редактирование) и во всплывающем окне добавляете адрес нужной вам страницы.

Отличный способ уведомить о приближающемся событии – концерте, мастер-классе и т.п. – создание мероприятия.
Для этого заходите в раздел «Мои группы» и нажимаете «Создать сообщество». Выбираете «Мероприятие», вводите его название и жмёте «Создать сообщество». В первой вкладке указываете необходимые данные о мероприятии и сохраняете. Переходите в «Мои группы», нажимаете «Управление» и выбираете созданное мероприятие. Теперь можно заниматься оформлением события, регулярным размещением информации и т.д. Чтобы выслать приглашения необходимо под аватаркой нажать «Вы пойдёте» и пригласить друзей (в день можно высылать до 40 приглашений).

Если Ваше сообщество регулярно наполняется фотографиями, то целесообразно создавать для них альбомы. В разделе «Управление сообществом» открываем вкладку «Разделы», где включаем фотографии, сохраняем. Теперь можно добавлять фотографии в группу. Если у Вас публичная страница (паблик), то блок с фотографиями находится в правом нижнем углу, если группа, то под основной информацией. После добавления фотографий вы можете нажать на надпись «альбомы», которая расположена возле раздела с фото. Теперь Вы можете добавлять фотографии в альбом (или перенести в альбом ранее добавленные фото). Помните: в любой момент альбом можно отредактировать или удалить.

Также в группе загружаются видеоматериалы: раздел «Управление сообществом», вкладка «Разделы», активировать кнопку «Видеозаписи». Всё, можете добавлять видео. В разделе с видеозаписями группы можно создать видеоальбом. В любой момент вы можете отредактировать альбом или удалить его.

Статистика группы
Существует статистика посещений страницы Вконтакте, где вы можете посмотреть активность своего аккаунта. Такая же статистика есть в группах. Заходим в группу и под аватаркой нажимаем на кнопку «Статистика страницы (сообщества).
Вкладка «Посещаемость» дает информацию об «уникальных посетителях» и «просмотрах», побывавших в вашей группе, их активность, пол/возраст (половое и возрастное соотношение покажет вашу целевую аудиторию). «География» покажет, из каких стран и городов вашу группу посещают чаще всего. «Устройства» показывает процентное соотношение между просмотрами с мобильных устройств и компьютеров. Анализируя источники переходов, можно определить с каких источников пользователи чаще переходят. Можно анализировать количество вступивших и вышедших участников в определённую дату.
В конце есть настройка показа статистики: вы можете сделать её общедоступной, но я бы не рекомендовала. Для сообществ, где состоят 5 000 и более подписчиков, доступна статистика записей группы Вконтакте.

Небольшие советы
Повлиять на продвижение вашей страницы может сотрудничество между тематическими группами с похожими публикациями (в нашем случае с книжными и библиотечными). Если вы подружитесь с администратором тематической группы, можно осуществлять обмен рекламными постами. Это будет полезно как вам, так и другой группе.
Значительно повышает интерес комментирование постов. Можно находить тематические сайты и в комментариях писать от имени группы. Еще один способ – ставить лайки.
Следует помнить и об ужесточении правил ведения групп, чтобы не нарушать правила пользовательского соглашения и не быть заблокированным, рекомендуется очень внимательно с ними ознакомиться.
Перечень причин, по которым сообщество может быть заблокировано: посты, связанные с предложениями накрутки Вконтакте; нарушения прав третьих лиц; резкая смена тематики группы, закреплённая реклама и др. Естественно, группы, пропагандирующие насилие, экстремизм, не могут быть полезными для общества, также как и пропаганда наркотиков, суицида. За распространение такого материала со стороны администрации Вконтакте вводятся санкции. Если вашу группу всё-таки заблокировали – не отчаивайтесь! Обратитесь в техподдержку и, если нарушение незначительное, то есть возможность, что ваш паблик разблокируют.

Библиотекари были страшнее ассасинов. Эти люди постоянно читали, и в их головах беспрестанно бродили мысли и рождались идеи. А идеи, как известно, — самое опасное оружие.

Сара Дж, из книги «Маас. Стеклянный трон»

Её библиотека – самое близкое подобие генетического кода, который она могла после себя оставить.

Шон Байтелл, из книги «Дневник книготорговца»

Покупать книги, оставшиеся от умерших людей, для букиниста – привычное дело. Разобрать на части такую личную библиотеку – всё равно что уничтожить память о них.

Шон Байтелл, из книги «Дневник книготорговца»

— А по-вашему, что делать со свободой? — Сделать много нельзя. Просто-напросто следует больше читать. Свобода существует затем, чтобы ходить в библиотеку.

Всем известно, как тихи кладбища. Библиотека – самое веселое из них. Тут уж покойники в полном составе: они не сделали ничего плохого, лишь писали. От книги исходит аромат склепа. Вот тут начинается странный процесс, которую он называет чтением. С одной стороны, это обретение: он передает свое тело мертвым, чтобы они могли ожить. С другой – это общение с потусторонним миром.

Библиотека — это гербарий чувств и страстей, сосуд, где хранятся засушенные образцы всех цивилизаций.

Единственное сожаление, всегда испытываемое мною в библиотеке, связано с краткостью жизни и отсутствием надежды полностью насладиться выставленными передо мною обильными закусками.

Библиотека является единственной надеждой и неуничтожимой памятью человеческого рода.

У богатых людей — большая библиотека. У бедных людей — большой телевизор.

Библиотеки — это сокровищницы всех богатств человеческого духа.

Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. Можно составить верное понятие об уме и характере человека, осмотрев его библиотеку.

Я получил образование в библиотеке. Совершенно бесплатно.

Можно сидеть в библиотеке и при этом побывать во всех уголках земли.

Цитата из сериала «Давным-давно / Однажды в сказке»

Секрет свободы — в библиотеке.

Бернар Вербер, из книги «Танатонавты»

— Дети ведь сейчас не берут книги напрокат? — Вряд ли они вообще читать умеют.

Цитата из фильма «Мачо и ботан 2»

Их (Власть держателей) цель достигнута. В субботу молодое поколение идёт в торговый центр, вместо библиотеки.

Когда мне было 19 лет я не мог поступить в колледж: я был из бедной семьи. Денег у нас не было, так что я ходил в библиотеку. Три дня в неделю я читал книги. В 27 лет вместо университета я окончил библиотеку.

Библиотека — хранилище книг и других произведений печати и письменности. Данные учреждения созданы для общего пользования книгами, систематизации изданий, библиографической и научной работы. В современных библиотеках многие книги проходят оцифровку для хранения на электронных носителях. Первые библиотеки появились на Востоке в III тысячелетии до нашей эры, тогда записи велись на глиняных табличках и папирусах. Первая публичная библиотека основана в IV веке до н. э. в Древней Греции. С началом развития книгопечатания библиотечные фонды стали быстро увеличиваться, вместе с этим стремительно росло число посетителей библиотек. Сейчас в библиотеках мира находятся около 130 000 000 наименований книг.


Введение
Не так давно в Интернете появилось такое явление, как социальные сети,и буквально за пару лет они стали настолько популярны, что теперь практически у каждого Интернет-пользователя есть своя страничка в той или иной социальной сети.

Преимущества социальных сетей, которые необходимо использовать в профессиональных целях:
1. Высокий уровень доверия – выше, чем к официальным источникам информации
2. Быстрые коммуникации, возможность получить информацию «из первых рук» и получить ответы на любые вопросы
3. Возможность использовать любые формы коммуникаций (текст, видео, аудио, фото).

Глава 1. Общие рекомендации по ведению страниц, групп и аккаунтов
Группа, страница или аккаунт – это официальное представительство учреждения в социальных сетях, поэтому важно поддерживать имидж, произвести хорошее впечатление на тех, кто придет к вам, возможно в
первый раз.

Что нужно вашему потенциальному посетителю?
• Информация о мероприятиях;
• Возможность узнавать что – то новое;
• Интерес к деятельности учреждения;
• Оперативная помощь;

Одна из главных задач – пользователь должен захотеть зайти на страницу, а затем посещать ее снова и снова. Понятие доступное визуально привлекательное оформление может помочь в этом.
1. Не создавайте аккаунт, если есть возможность создать группу или публичную страницу
Формы представления в социальных сетях:

Группа – сообщество в социальной сети, объединяющее участников с общими интересами. Доступ к группе может быть ограничен.

2. Сделайте именную ссылку для представительства учреждения
Главное – ссылку должны запомнить, легко ввести и быстро найти в поиске.

4 совета о том, какой может быть ссылка:
1. Простая и запоминающаяся, без знаков пунктуации.
2. Короткая.
3. Вызывающая ассоциацию с названием учреждения.
4. Одинаковая для всех социальных сетей. Если ссылка уже занята – подберите похожую.

3. Используйте простое и лаконичное название для группы/страницы. Подумайте, какое название уже знакомо жителям вашего населенного пункта. Оно не должно быть слишком длинным. Не используйте полное или сокращенное официальное название (например, МКУК «…», Муниципальное казенное учреждение культуры «…»).

4. Заполните информацию об учреждении. Кратко расскажите об учреждении информацию, которую может
получить посетитель в сообществе:
1. Название учреждения.
2. Миссия учреждения.
3. Краткая история и дата создания, основные этапы или сведения о наградах.
4. Контактные данные: адрес, телефон, график работы.
5. Ссылки на страницы в социальных сетях.
5. Придерживайтесь фирменного стиля учреждения. Обложку, аватар и другие элементы старайтесь делать в фирменном стиле.
Эти изображения должны сочетаться между собой. Следите за обновлениями социальных сетей.

1. Аватар.
Аватар – это первое, что видят пользователи социальной сети, еще не успев зайти на страницу.
5 советов по оформлению аватара:
1. Если вы используете текст, то он должен быть отчетливо виден и не обрезан.
2. Чем проще выглядит аватар, тем лучше. Не переусердствуйте с дизайном.
3. Старайтесь ставить один аватар для всех социальных сетей. Так легче найти и запомнить учреждение.
4. Аватар должен хорошо смотреться в мобильных приложениях социальных сетей.
5. Аватар может периодически меняться и служить для продвижения мероприятий, оказываемых учреждением.

2. Изображения для публикаций.
Визуально пост с картинкой воспринимается лучше, чем без нее.
Какие изображения использовать:
• фотографии, связанные с учреждением (мероприятия, рабочий
процесс);
• готовые шаблоны для рубрик и тематических публикаций.

6. Создавайте фотоальбомы
Фотоальбомы – отличная возможность рассказать о мероприятиях.

6 советов по использованию фотоальбомов:
1. Название альбомов не должны быть слишком длинными.
2. Из названия альбома должно быть понятно, что в нем содержится.
3. Если альбом посвящен мероприятию, которое проходит ежегодно,
то укажите год или полную дату проведения.
4. Подписывайте фотографии (названия мероприятия, библиотеки).
5. Фотографии должны быть качественными, относиться к
деятельности учреждения.
6. Не создавайте много альбомов. Пользователь должен легко
ориентироваться в галерее.

7. Выберите стиль общения и следуйте ему.Будьте дружелюбны, не отвечайте на негатив негативом. Чаще
используйте в публикациях слова «мы», «наша», «у нас». В социальных сетях между вами и подписчиками нет преград, и пользователям будет комфортнее, если за учреждением они увидят реальных людей.

8. Организуйте работу в социальной сети.Работа библиотеки в социальных сетях требует дисциплины и
системности. Специалисты считают, что на нее надо тратить не менее часа в день. Оптимально – несколько раз в сутки по 5 -10 минут, чтобы быстро отвечать людям. Не забывайте, что ваша цель – не просто пообщаться, а получить определенный результат. Напишите план и следите за его выполнением. Например:
• понедельник: интересная новость из книжной отрасли;
• вторник: новость библиотеки;
• среда: рассказ о книге;
• четверг: анонс мероприятия;
• пятница: шуточная новость, юмор;
• суббота: цитата из книги или стихотворения.

Два раза в месяц – тематический опрос; один раз в месяц – конкурс. Существуют правила, когда лучше всего публиковать посты в социальных сетях: так, в понедельник не рекомендуется размещать много
информации, лучше ограничиться цитатой, фотографией. Среда и четверг – самый информационно насыщенные дни. Пятница – время для интересной истории.

2. Добавьте информацию об учреждении.
Разместите краткую биографию учреждения, телефон, график работы. Также «ВКонтакте» предоставляет возможность создавать меню с разделами, что практически превращает страницу учреждения в сайт.

3. Укажите статус.
Статус должен быть коротким и лаконичным, отражать деятельность учреждения. Вы можете менять статус, сообщая о важных событиях, новостях, акциях. Смена статусов может заинтересовать подписчиков и
показать, насколько вы активны.

Ищите интересные темы для обсуждения, вовлекайте участников группы в разговор. Делайте опросы на «стене». Организуйте конкурсы для вовлечения пользователей, а впоследствии – и их друзей.

Глава 4. Продвижение мероприятий
Для того чтобы с помощью социальных сетей проинформировать людей о проведении мероприятия, не всегда достаточно одной публикации в сообществе. Рассмотрим комплекс действий, которые поможет учреждению
широко осветить событие и заинтересовать наибольшее количество людей.

1. Проанализируйте аудиторию сообществ учреждения.
Изучите тех, кто подписан на сообщества учреждения культуры. Выясните, кто и в какой социальной сети наиболее активен. Соотнесите эти данные с целями мероприятия, чтобы понять, в какой из страниц можно
продвигать мероприятие активнее и больше.

2. Оформите сообщества.
Для крупных и значимых мероприятий можно сделать обложку и поставить статус.В социальных сетях большой поток информации, который быстро уходит.
Поэтому можно периодически напоминать о мероприятии. Проверьте текст публикации. В него, помимо описания, попадает информация о названии, дате и времени. Вы можете сделать описание кратким или наоборот, рассказать как можно подробнее о мероприятии.

3. Разместите отчет о мероприятии после проведения. Попросите подписчиков, которые посетив событие поделиться отзывом. Создайте тему для обсуждения.Поддерживайте интерес и привлекайте подписчиков на новые мероприятия информацией о прошедших.

Заключение
В методическом пособии мы рассмотрели основные принципы и методы работы в социальных сетях для учреждений культуры. Надеемся, что этот материал поможет вам оптимизировать существующий порядок работы и вдохновит вас на новые проекты.

Не забывайте о том, что социальные сети находятся в непрерывном развитии, чтобы быть интересными для аудитории. Поэтому следите за новостями и трендами, применяйте новые знания на практике, смотрите на
опыт других учреждений.

Все это и полученные в результате изучения методического пособия навыки позволят вам развиваться как специалисту и грамотно представлять учреждение культуры в пространстве социальных сетей.

Зачем научным библиотекам социальные сети?

Социальные сети рассматриваются библиотечным маркетингом как интернет-сообщества или площадки (хабы) общения, с помощью которых пользователи обмениваются информацией, объединяются в группы (исходя из социального статуса, круга интересов, схожих целей), получают возможности поиска единомышленников.

Выделим три базовых функции библиотечных информационных ресурсов, присущие в полной мере и каналам соцмедиа: 1) привлечение новых пользователей и их мотивирование к чтению, 2) неформальная коммуникация с читателями и отработка механизмов обратной связи, 3) информирование подписчиков и их вовлечение в событийную активность, 4) самопрезентация библиотеки и вуза.

Весь этот нехитрый функциональный ряд направлен на интенсификацию коммуникации библиотечного подразделения вуза с читателями и на преодоление общей технологической неграмотности студентов и представителей профессорско-преподавательского состава.

Находим «свой» контент

3. Свобода информации. Контент группы или брендированного аккаунта библиотеки в социальной сети не должен замыкаться в пространстве одной организации. В мире происходит много событий, которые оказывают влияние на деятельность каждой библиотеки и её вуза. Постоянно изменяется как внутренняя, так и внешняя информационная среда, в которую вовлечен ваш университет. И эти изменения могут стать теми желанными информационными поводами, которые следует «отрабатывать» в сообществе.

4. Планирование. Создайте контент-план, в котором будут изложены примерные темы и даты выхода публикаций в вашем сообществе. Это поможет систематизировать работу.

Выбираем площадку

Для определения подходящей вашей библиотеке социальной сети необходимо провести исследование целевой аудитории. Предположим, что такое исследование уже было сделано и вам известны необходимые параметры (пол, возраст, достаток, круг интересов). В дальнейшем, упрощая, мы будем понимать под целевой аудиторией группу студентов (бакалавров и магистров) в возрасте от 17 до 23 лет.

Наибольшей популярностью среди данной молодежной аудитории пользуются социальные сети «ВКонтакте», YouTube, Instagram. Каждая сеть имеет свои особенности. «ВКонтакте» – одна из так называемых универсальных социальных сетей (в их список можно добавить Facebook, Diaspora, «Одноклассники»), в ней есть инструменты создания и продвижения как традиционного текстового, так и мультимедийного контента (видео, прямые трансляции). YouTube представляет собой симбиоз видео-хостинга и социальной сети, а в Instagram пользователи делятся графикой, фотоснимками, короткими видеофрагментами и «историями» – подборками контента, исчезающими через определенное время.

Особняком от остальных сетей существуют мессенджеры: например, Discord, Signal, Snapchat, Telegram, Viber, WhatsApp. Функционально эти платформы близки традиционным социальным медиа, но их основное предназначение – моментальная коммуникация, что, впрочем, не мешает многим компаниям и блогерам вести успешные каналы и группы.

Кратко рассмотрим наиболее популярные на постсоветском пространстве социальные сети.

Facebook

Социальная сеть Марка Цукерберга имеет довольно высокий потенциал роста для определенной нами модельной целевой аудитории в будущем. Тем не менее, в настоящее время Facebook выбирают студенты в основном из Москвы и Санкт-Петербурга, а учащиеся региональных вузов, как правило, приходят в социальную сеть на старших курсах или по окончании учебы. Ситуация меняется, и маркетологи Facebook прилагают немало усилий, чтобы найти подход к русскоговорящей молодежной аудитории, однако текущая динамика этих изменений вызывает сомнения в целесообразности использования этой платформы для привлечения выбранной ранее целевой аудитории.

«ВКонтакте»

Есть еще одна модель ведения библиотечной страницы – в простом пользовательском профиле. Ведение сообществ из персональных аккаунтов не приветствуются администрацией «Вконтакте», к тому же студенты вряд ли захотят видеть у себя в друзьях связанный с университетом профиль, администратору которого будет доступна информация с личной страницы студента.

«ВКонтакте» – универсальная социальная сеть и дает широкие мультимедийные возможности, например, подкасты, прямые трансляции и видеоархивы, опросы, публикации больших историй, интерфейсом напоминающие уже привычные блоги «Яндекс-Дзен», Medium, Telegra.ph. Весь этот инструментарий доступен как администраторам сообществ, так и авторам личных страниц.

YouTube

Видеохостинг YouTube подходит библиотекам, которые хотели бы разместить в Сети свой видеоахрив, подкасты и презентации. Платформа позволяет завести канал, в котором вам предстоит публиковать видео, а при необходимости вести трансляции с мероприятий. Контент, размещенный в YouTube, можно встраивать в публикации на сторонних веб-сайтах и в других социальных сетях. Есть возможность монетизации, которая доступна после привлечения на канал 1000 подписчиков и 4000 часов просмотра ваших видео за 12 месяцев.

Некоторые начинающие авторы youtube-каналов ошибочно считают, что для размещения подходит любое видео, но это не так. Популярные видеоролики в YouTube сегодня соперничают по стоимости производства с телевизионными программами. Например, каналы «вДудь», «Droider», «Varlamov», «Парфенон» и другие производят видео очень высокого качества. В то же время многие блогеры, напротив, совершают элементарные ошибки во время подготовки материалов и теряют свой шанс выбиться в лидеры. Платформа рекомендует новичкам учитывать следующие требования к контенту.

1. Видео должно иметь хорошее качество. Современный негласный стандарт платформы: 720–1080 p. Не рекомендуется публиковать фрагменты с «пересветами», пикселизацией и другими артефактами, если они не являются эстетическим элементом ролика или частью авторского замысла. В общих случаях зрители должны различать лица спикеров и ведущих.

2. Низкое качество звука, присутствие посторонних шумов и неразборчивая речь также негативно сказываются на просмотрах видео. Такие ролики платформа, вероятно, не станет активно продвигать и рекомендовать.

3. Описание видеоролика не должно содержать произвольных текстов, спама, не относящихся к видео ссылок. Недопустим «кликбейт», то есть несоответствие аннотации, графической «обложки» и заголовка содержанию вашего ролика.

Надеемся, что, следуя рекомендациям, вы сможете подготовить увлекательный контент и привлечете на канал первых посетителей..

Instagram

Эта соцсеть возникла на заре развития возможностей фотографирования в гаджетах. В Instagram пользователи обмениваются снимками и видеороликами, и это, пожалуй, главная «фишка» платформы. Без привлекательных видео и фотоматериалов поддерживать активность и развивать аудиторию вашего профиля не получится. Существуют и технические ограничения: без гаджета (поддерживаются платформы iOS и Android) добавлять в профиль контент нельзя. Для ведения аккаунта Instagram с компьютера потребуется установить один из эмуляторов Android, например бесплатный и свободно распространяемый пакет Nox.

Как привлечь пользователей?

Типичная ситуация: ваша группа или канал созданы и там уже размещен какой-то контент, но пользователей всё нет и нет. Ситуация на первый взгляд тупиковая, но все же имеет несколько бесплатных и недорогих решений. Остановимся на бесплатных, которые может использовать ваша научная библиотека.

1. Размещайте гиперссылки, ведущие на ваши сообщества, на сайте вуза и библиотеки. Призывайте читателей подписываться.

3. Оформите страницу сообщества должным образом. Такая страница должна содержать контактную информацию, время работы и адрес вашей библиотеки, геометку и описание. Добавляйте графические элементы: обложку группы или канала, фоновые изображения. Помните, что красиво оформленные страницы получают больше пользовательского внимания.

5. Не забывайте, что публикации должны отвечать потребностям потенциальной аудитории, решать конкретные задачи, развлекать, информировать о действительно важных для читателей изменениях в работе научной библиотеки.

6. «Дружите» в Сети с публичными библиотеками, некоммерческими организациями и библиотеками других вузов, обменивайтесь опытом (а также ссылками и репостами).

7. Консультируйтесь по вопросам продвижения в социальных медиа со специалистами в области библиотечного маркетинга. Получайте информацию из всех доступных вам источников: помогут профессиональная литература и периодика, авторитетные ресурсы для маркетологов и SMM-специалистов, научные конференции по библиотечному делу.

Что еще почитать?

Халилов, Д. Маркетинг в социальных сетях. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 240 с.
Debra Lucas-Alfieri, Marketing the 21st Century Library: The Time is Now. – Elsevier, 2015.

Статусы со смыслом - новые

Скука это игрушка для тех, для которого все дома на одно лицо, все кошки одинаковы, все книги похожи и все люди замаскированные сволочи.

Книга книгой — а мозгами двигай!

«Классической» называется та книга, которую все хвалят, и никто не читал.

Лучше иметь мало друзей и мало книг, но пусть они будут хорошие

Есть книги, изменяющие взгляд на мир, книги, после которых хочется умереть или жить по другому

Хорошие друзья, хорошие книги и спящая совесть: вот идеальная жизнь.

Книги — самые молчаливые и самые верные друзья; они — самые доступные и самые мудрые советники, и они самые терпеливые учителя.

Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. Можно составить верное понятие об уме и характере человека, осмотрев его библиотеку.

Хорошие книги не выдают все свои секреты сразу.

Ухоженный вид, грамотная речь и книги — вот что всегда будет в моде.

Книга — это вечная мысль. Рука, протянутая через десятилетия и века, когда рядом невозможно найти собеседника.

Книги великолепно промывают тебя изнутри.

Книга мудрости не учит, она даёт знания. Мудрости учит жизнь!

Культура — это не количество прочитанных книг, а количество понятых

Я люблю читать, но мне не с кем поговорить о книгах. Это, я считаю, основная проблема нашего поколения.

Еда и книги — лучшая компания для меня. С едой можно поговорить. А книги я ем.

Есть книги, которые надо только отведать, есть такие, которые лучше всего проглотить, и лишь немногие стоит разжевать и переварить.

Лучше читайте книги, а не статусы в вк!

Больше всего мы любим книги, в которых написаны наши мысли, которые мы просто не могли сформулировать.

Книги помогают нам проникнуть в мир, которого у нас нет.

У величайших книг мало читателей, потому что их чтение требует усилия.

Ищите людей, разговор с которыми стоил бы хорошей книги, и книг, чтение которых стоило бы разговора с философом.

Лучший в мире кинозал — это мозг, и ты понимаешь это, когда читаешь хорошую книгу.

Дом без книг, что тело без души.

Книга — источник знания и только от нас зависит, что мы почерпнем с него…

Сменить 30 поз за 6 часов? Нет ничего проще, если речь о тебе и об интересной книге!

Книги — это зеркало; и если в него смотрится обезьяна, то из него не может выглянуть лик апостола

Чтобы стать умным, достаточно прочитать 10 книг, но чтобы найти их, нужно прочитать тысячи.

Некоторые книги, и правда, действуют на людей как успокоительное. Самая известная из них-Уголовный Кодекс.

Есть два вида книг. Одни украшают жизнь, другие — квартиру

Книги — это переплетённые люди.

***
Статусы про книги
***

Среди книг, как и среди людей, можно попасть в хорошее и в дурное общество.

Бестселлер — позолоченная гробница посредственного дарования.

Книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нем лучшие стремления, острят его ум и смягчают сердце.

Сегодня, наверно, уже никого не надо убеждать, что библиотеке нужно идти в социальные сети.

Сначала придумайте название группы и подберите аватар. Название должно быть максимально коротким. Лучшим вариантом аватара является оригинальная картинка.

Описание группы должно быть максимально конкретным и емким. Достаточно 2-3 строк, больше пользователь читать не захочет.

Добавьте в группу аудио, видео и фотографии, которые прямо или косвенно относятся к вашей библиотеке.

Обменяйтесь ссылками с группами-друзьями, которые вам близки тематически.

Ищите интересные темы для обсуждения, вовлекайте участников группы в разговор.

Отмечайте на фотографиях и видео ваших читателей.

Добавьте интересные фото и видео со ссылками в описании на вашу группу в тематически близкие сообщества.

Не упускайте возможности "Вконтакте" для создания событий и приглашения на библиотечные мероприятия.

Оценивая работу с библиотечной группой "Вконтакте", на первое место нужно поставить активность пользователей, критериями которой являются:

Участие в опросах.

Работа в социальной сети не приводит к моментальному наглядному результату. Говоря языком маркетинга, вы повышаете узнаваемость бренда (т.е.библиотеки), завоевываете лояльность пользователей, продвигаете свои услуги и ищите новых партнеров. Может быть, лучшим результатом вашей деятельности в сети станут новые совместные проекты с виртуальными друзьями, а не рост книговыдачи?

Нашла в списке свою любимую Новокузнецкую Гоголевку. Спасибо, Ирин! А я и не знала, что они Вконтакте есть!


Добавила, теперь есть!


Ирина, спасибо за ссылки. Группы "Вконтакте" у тебя скопировала неактивные, со ссылкой на твою страницу. Кого заинтересует что-то - пройдут через твой блог, ОК?


Очень много групп! Я даже не ожидала! Ты их по поисковому слову "библиотека" искала?

Искала разными путями - и на слова, и по ссылкам из групп бродила. Библиотечных еще больше. Я уже не стала ставить те, которые давно созданы, но в них минимум информации и несколько человек всего.
По поводу ссылки на мой блог - конечно!


Ирина, что-то я с фейсбуком не разобралась - где там группы?

Ответила в фейсбуке - переходим туда.

А нашей тоже нет - Научная библиотека ЮУрГУ Милости просим в гости)

Анонимный 22 марта 2011 г., 17:02

Ребятушки, список, конечно же, не полный. Это те группы, которые на тот момент были найдены. Поэтому пишите комментарии, дополняйте. Я буду по мере сил вставлять.


На мой взгляд, пора использовать сервисы совместной работы, например, социальные закладки или ещё что-то. Или, как вариант, Вконтакте создать страницу (группу), где библиотеки могли бы оставить свои ссылки. Готова принять участие в такой работе

Хорошая мысль. Получается, вам и карты в руки :-)

Svitlana+Svitlana: я не задумывалась - чьи группы, например, есть белорусские. Конечно, добавлю.

Марина Ковалева 18 апреля 2011 г., 11:07

Упс :-)
Прошу прощения! Не пришло в голову: на автомате искала на "Центральная", т.е. в самом конце списка :))


Анонимный 18 сентября 2011 г., 13:16

Здравствуйте! Меня зовут Алексей, я живу в Санкт-Петербурге, мне очень нужна работа в православной христианской организации. По специальности я библиотекарь-библиограф: окончил Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств (с отличием). Большой опыт библиотечно-библиографической работы, составления книг по определенной тематике и библиографических списков литературы, корректуры и набора текстов, знание библиотечно-библиографических компьютерных программ ИРБИС и RUSMARC. Занимался подготовкой печатной рекламы: листовок, буклетов, каталогов, справочников.

Читайте также: