Составьте исторический портрет мао цзэдуна как вы определите его политический статус

Обновлено: 22.11.2024

К концу войны официальное правительство Гоминьдана контролировало 70 процентов территории Китая и вели непрекращающиеся боевые действия с войсками КПК. 9 августа 1945 года, в соответствии с решениями Потсдамской конференции, советский войска вошли в Маньчжурию, которая за годы японского господства превратилась в наиболее индустриально развитую часть Китая. СССР демонтировал и вывез все промышленное оборудования, лишив тем самым Китай возможность использовать индустриальную мощь этого района для восстановления экономики страны.

Сталин передал Мао Цзэдуну вооружение, амуницию и припасы капитулировавшей Квантунской армии и разрешил использовать территорию Маньчжурии для операций против Гоминьдана. Однако, в то время Кремль был слишком занят в Восточной Европе и не желал нового всплеска гражданской войны. Иосиф Сталин советовал Мао:

«Вы должны сотрудничать с Чан Кай-ши, в противном случае китайский народ может погибнуть. »

С санкции генерала Макартура Чан Кай-ши приказал японским войскам не сдавать оружие частям Мао Цзэдуна, а дождаться прихода армии Гоминьдана. В сентябре американские войска вошли в Китай. Сразу после этого коммунисты и правительство Чан Кай-ши сели за стол переговоров. Несмотря на то, что оба лидера согласились, что гражданской войне в принципе следует положить конец, договориться о прекращении боевых действий они не смогли.

В декабре 1945 года в Москве состоялась конференция министров иностранных дел Советского Союза, США и Англии. Было решено как можно скорее вывести из Китая советские и американские войска, после чего в стране должно быть создано коалиционной правительство. 20 декабря в Китай прибыл личный представитель президента США генерал Дж. Маршалл, а уже 10 января 46-го года при его посредничестве на переговорах между Гоминьданом и КПК стороны подписали соглашение о прекращении огня и договорились созвать Политическую консультативную конференцию, которая открылась в тот же день в Чунцине. Но, Чан Кай-ши направил на северо-восток страны крупную группировку войск, и война вспыхнула с новой силой. Новый раунд переговоров летом того же года не смог остановить кровопролитие.

Несмотря на договоренность о скорейшем выводе войск союзников, армии СССР и США по-прежнему стояли на китайской земле. Москва поддерживал Мао Цзэдуна, а Вашингтон оказывал военную помощь Гоминьдану. Летом 46-го года Чан Кай-ши дважды просил Сталина о личной встречи, чтобы урегулировать все противоречия. В первой половине 20-х годов СССР активно сотрудничал с Гоминьданом, а советские летчики воевали в Китае в японцами и получали ордена от Чан Кай-ши. Но, теперь Кремль хранил молчание.

26 июня 1946 года 300-тясычная группировка Гоминьдана начала крупное наступление на центральный район Китая, занятый войсками коммунистов. 60 тысяч солдат Мао с большими потерями были вытеснены на север. Развивая оперативный успех, армия Чан Кай-ши в марте 47-го года взяла город Яньань, где находился ЦК КПК и главный штаб Народно-освободительной армии. Но, коммунисты отступили на советскую территорию, где Сталин предоставил Мао военный базы. Но, окрепнув и получив новое вооружение, НОА перешла в контрнаступление.

30 июня полевая армия Лю Бо-чэна форсировала реку Хуанхэ и стала продвигаться на юг к среднему течению Янцзы. Через месяц коммунисты достигли северного берега реки Янцзы. После этого полевая армия Восточного Китая под командованием Чэнь И начала выдавливать войска Чан Кай-ши из провинций Шаньдун, Хэнань, Аньхой и Цзянсу. В результате, к концу года части Народно-освободительной армии разгромили 750-тысячную группировку противника и заняли обширный район на Центральной равнине в междуречье Янцзы, Хуайхэ, Хуанхэ и Ханьшуй.

В Вашингтоне понимали, что спасти режим Чан Кай-ши можно только направив своих офицеров в его армию, поддерживать действия которой будут американская авиация и флот. Поскольку в США шло крупное сокращение вооруженных сил, такой вариант был неприемлем. Общественность Америки не согласилось бы на мобилизацию и перевооружения армии для войны в далеком Китае. Мао Цзэдун смог разгромить Чан Кай-ши не только в битвах на линии фронта. Обладая богатым опытом ведения партизанской войны, НОА полностью развалила тыл Гоминьдана. Все подчиненная Чан Кай-ши территория была поделена коммунистами на 20 «районов умиротворения», в каждом из которых действовали от 3 до 5 бригад Народно-освободительной армии.

Политика же Иосифа Сталина по китайскому вопросу до самого конца войны отличалась странной двойственностью. Советский Союз был связан с правительством Гоминьдана Договором о дружбе и союзе от 14 августа 1945 года, по которому он смог разместить свои войска в Порт-Артуре и Дальнем. СССР стал последним государством, которое в конце 1949 года отозвало свое посольство, аккредитованное при гоминьдановском правительстве. Однако, это не помешало Москве вооружить НОА и за свой счет восстанавливать в занятых Мао районах железные дороги, мосты и промышленные предприятия.

Оказавшись на грани полного краха Чан Кай-ши обратился 8 января 1949 года к правительствам СССР, США и Англии с просьбой о посредничестве в мирных переговорах с Мао Цзэдуном. Но, Сталин повторил, что придерживается принципа «невмешательства» во внутренние дела других стран. Естественно, что после отказа северного сюзерена КПК пойти на мировую, вопрос о посредничестве Соединенных Штатов и Великобритании терял всякий смысл. 21 апреля Народно-освободительная армия Китая форсировала реку Янцзы, а через два дня взяла Нанкин. 27 мая пал Шанхай, и к осени коммунисты заняли Центральный, Северо-Западный и большую часть Южного Китая. 1 октября в Пекине было провозглашено создание Китайской Народной Республики. К концу 1949 года Чан Кай-ши с остатками своей армии перебрался на Тайвань, а вся территория страны попала под контроль КПК.

Покинув Пекин в марте 1919 года, юный Мао путешествует по стране, занимается углублённым изучением трудов западных философов и революционеров, живо интересуется событиями в России и принимает активное участие в организации революционной молодёжи Хунани.

Мао покинул Пекин 11 апреля 1920 года и 5 мая того же года прибыл в Шанхай, намереваясь продолжить борьбу за освобождение Хунани из-под власти тирана, а также за упразднение военного губернаторства. Вопреки его собственным, более поздним заявлениям, согласно которым к лету 1920 года он перешёл на коммунистические позиции, исторические материалы свидетельствуют о другом: события в России, общение с приверженцами коммунизма, Ли Дачжао и Чэнь Дусю, имели на Мао большое влияние, однако в то время он всё ещё не мог до конца разобраться в идеологических течениях и окончательно выбрать для себя одно направление - Окончательное становление Мао как коммуниста происходит осенью 1920 года. К тому времени он полностью убедился в политической инертности своих соотечественников и пришёл к выводу, что лишь революция российского образца способна коренным образом изменить ситуацию в стране.

4● Город Янъань — «коммунистическая столица», был захвачен:

А) 9 апреля 1945г

1● Имя Мао Цзедун означало:

Б) 19 марта 1947г

А) «Облагодетельствующий Восток».

В) 9 марта 1947г

В) «Облагодетельствующий Запад»

5● по какой причине умер Мао Цзедун?

2● В каких годах Мао Цзэдун стал руководителем коммунистических районов в провинции Цзянси?

А) погиб на сражении

В) по болезни

3 ● С какого года Мао Цзэдун занимал должность председателя китайской компартии?

Все 30 лет, пока Мао Цзэдун нахо­дился у кормила власти, китайцы несли на демонстрациях транспа­ранты с лозунгом «Мао чжуси ваньсуй» - «Десять тысяч лет жизни председателю Мао!». Его называли «великим кормчим», «гением из ге­ниев». Сборник цитат Мао («красная книжечка») вышел самым большим в мире тиражом - в 300 млн экземп­ляров. И ещё Мао был виновником гибели самого большого числа лю­дей за всю историю человечества. Более 60 млн граждан Китая в пери­од его правления стали жертвами террора и голода.

Родился Мао 26 декабря 1893г. в деревне Шаошань провинции Хунань в семье крестьянина, занявше­гося торговлей. Мао учился в школе, потом служил в армии, откуда дезер­тировал после революции 1911-191 3 гг. Позже окончил педагогиче­ское училище в Чанша, где увлёкся идеями социализма и анархизма. Помимо работ Маркса и Кропоткина, теоретический багаж Мао включал в себя труды Конфуция и китайские романы о похождениях «благород­ных разбойников». В 1918г. он по­пал в Пекин и вступил там в первый марксистский кружок, руководимый профессором Ли Дачжао. Когда была основана Коммунистическая партия Китая, Мао стал одним из её активи­стов. Вместе с другими коммунистами сотрудничал с Гоминьданом, по­ка Чан Кайши не начал массовые репрессии против членов КПК. Тогда Мао возглавил восстание в родной провинции Хунань, окончившееся неудачей. Его едва не исключили из партии — за авантюризм и опору только на военную силу.

В 1935г. Мао стал лидером пар­тии и вскоре организовал кампа­нию «по исправлению стиля». Сотни его противников были обвинены в разных грехах и уничтожены. В 1943г. Мао занял пост председа­теля Центрального комитета КПК. В 1945г. коммунисты приняли но­вый устав партии, по которому нача­ли руководствоваться идеями Мао Цзэдуна.

В борьбе за власть Мао исполь­зовал самые различные средства. Человек капризный, легко впада­ющий в ярость, он мог быть мягким и обходительным, умел ждать, час­то оттягивал принятие важных ре­шений. Смысл жизни Мао видел в борьбе и относился к людям только как к своим союзникам или против­никам. Председатель прекрасно умел манипулировать массами. Известно его изречение: «Народ — это чистый лист бумаги, на котором можно пи­сать любые иероглифы».

Мао был болезненно подозрите­лен и всегда боялся заговоров и по­кушений. Во время поездок он оста­навливался только в специально выстроенных резиденциях, где обя­зательно имелся запасный выход. Его еду непременно пробовали спе­циально назначенные люди. Купал­ся он только в бассейне пекинской резиденции - опасался, что в других местах воду могли отравить.

Мао Цзэдун сознательно творил культ своей личности. Китайцы долж­ны были изучать труды «великого кормчего», клясться в верности идеям Мао, постоянно носить знач­ки с его портретом. Предметы, побывавшие в руках Мао, помещались в созданные повсюду музеи вождя.

В 70-х гг. каждое появление на людях уже очень больного Мао становилось событием. Вокруг его по­стели шла ожесточённая борьба за власть, в которой он по своей при­вычке никого не поддерживал от­крыто. В беседе с иностранным кор­респондентом Мао однажды назвал себя «хэшан дасань» — «одинокой обезьяной под зонтиком». Как-то председатель спросил на заседании Политбюро: «Не кажется ли вам, что мне пора встретиться с Марксом?».

Мао Цзэдун скончался ночью 9 сентября 1976г. После долгих об­суждений деятельности «великого кормчего» китайские коммунисты выработали официальную точку зре­ния, в соответствии с которой Мао «на четыре пятых был прав и на одну пятую ошибался».

Политический портрет Мао Цзэдуна

Мао Цзэдун родился 26 декабря 1893г. в деревушке Шаошань китайской провинции Хунань. Его отец был зажиточным крестья­нином и потому смог дать сыну неплохое образо­вание. Сначала Мао учился в сельской школе, затем в средней школе г. Чанша. Ему исполнилось 18 лет, когда в Китае началась Синьхайская революция. Она означала для Мао, кроме всего прочего, зна­комство с учениями, распространёнными на За­паде, — анархизмом, социализмом; он становится членом революционной организации « Новый на­род». Возвратившись в 1918г. на короткое время к учёбе, Мао закончил учительскую семинарию и уехал в Пекин. Он уже был полностью захвачен политической борьбой.

В Пекине он устроился на работу в библиотеку университета и сблизился там с Ли Дачжао — бу­дущим основателем компартии Китая (КПК). Ито­гом этого знакомства было то, что неопределённые революционные взгляды молодого Мао приобрели более чёткие очертания. Народные выступления, начавшиеся 4 мая 1919г. и прошедшие под лозун­гами сопротивления западным державам, всколых­нули Китай. Мао Цзэдун уехал в родную провин­цию, редактировал там газету, создал сначала сту­денческую организацию, а затем марксистский кружок. Он был в числе делегатов учредительного съезда китайских коммунистов (1921г.). Их было всего 12, и в целях конспирации одно из своих засе­даний съезд провёл даже в лодке посреди озера.

Вернувшись в провинцию Хунань, Мао органи­зовал в г. Чанша ячейки КПК. В это время он стал хорошо известен в родной провинции не только как вожак местных коммунистов, но и как хороший оратор, как политик, готовый в интересах револю­ции пойти на союз с некоммунистами.

Понятно, что после того как лидер китайских националистов Сунь Ятсен взял курс на дружбу с СССР и КПК на особых правах вошла в состав Го­миньдана, Мао занял ответственные посты в его ру­ководстве. Одно время Мао фактически руководил отделом пропаганды Гоминьдана, возглавлял Институт крестьянского движения в г. Гуанчжоу. На­чиная с 1926г. появляются работы Мао Цзэдуна, благодаря которым он получает известность как коммунистический мыслитель.

В своих произведениях будущий диктатор стре­мился приспособить систему понятий марксизма к образу мыслей простого китайца, передать филосо­фию революции через русло китайских философ­ских традиций. Его настольными книгами стали полный набор китайских энциклопедических словарей, древние трактаты, древняя китайская художественная литература. В учении Мао многое бы­ло заимствовано из старых крестьянских представлений о справедливом обществе, кое-что было взято из анархизма. Там можно найти положения, ко­торые по сути дела ставили китайскую нацию выше всех других. Но, возможно, именно эти недостатки (с точки зрения марксизма) привлекали в условиях отсталого Китая в ряды коммунистов новых и но­вых людей.

После того как Чан Кайши и Гоминьдан в ходе национальной революции начали преследования коммунистов, Мао Цзэдун осенью 1927г. поднял в Хунани восстание «осеннего урожая». Вскоре вос­стание было подавлено, а оставшиеся вооружённые силы вынуждены были отступить. Они попали в горы Цзинганшань, где хозяйничали два отряда разбойников, главари которых примкнули к Мао и стали командирами полков в китайской Красной Армии. Однако после того как Красная Армия в 1929г. ушла из этих мест, они, по словам Мао, «вернулись к своим привычкам», были схвачены и казнены крестьянами.

Горы Цзинганшань вскоре стали сборным пунк­том бежавших революционеров. Здесь собрались значительные силы, и руководство КПК требовало от Мао «великих наступлений» на города. Эти приказы выполнялись вполсилы, вооружённые формирования коммунистов стремились расширить своё влияние, и это им уда вал ось. На освобождённых от власти Чан Кайши территориях провозглашалась советская власть. К началу 30-х гг. в Китае образовался так называемый «красный пояс», контролировавшийся КПК.

Успехи революционных войск объяснялись тем, что новая власть наделяла крестьян землёй, отбирая её у помещиков и богатых хозяев. «Кто завоюет крестьян, тот завоюет Китай, е кто решит земельный вопрос, тот завоюет крестьян», — говорив Мао. Другая причина заключалась в том, что в этой в сущности крестьянской армии строго соблюдалась дисциплина, не разрешались поборы с населения.

Тогда же Мао Цзэдун создал основанную на советах древних китайских полководцев тактику военных действий, о которой много спорили. Вкратце её можно представить в виде четырёх взаимосвязанных положений: если враг наступает, мы отходим; если останавливается и разбивает лагерь, мы ему мешаем; если он избегает боя, мы наступаем; если враг отступает, мы пре следуем.

Хотя границы «красного пояса» постоянно изменялись, коммунисты контролировали территорию в 150 тыс. кв. км с на­селением 10—12 млн человек (примерно 9% площади континентального Китая и 3% его населения). Понятно, что гоминьдановский режим не желал мириться с этим государством в государстве. Против «Советских районов» было организовано четыре карательных похода, но коммунисты устояли. Пятый поход гоминьдановских армий, насчитывавших полмиллиона солдат, поставил Красную Армию на грань поражения. Немецкие генералы — советники Чан Кайши — применили «тактику блок­гаузов», т.е. укреплённых точек, полностью простреливающих пространство между собой. Руководство КПК приняло решение уйти из Центрального Советского района. В октябре 1934 г. 100 тыс. человек двинулись сначала в западном, затем в север­ном направлении. Начался знаменитый «великий поход» китайских коммунистов в поисках новой надёжной базы.

Они форсировали болота и реки, страдали от голода и эпи­демий, подвергались постоянным бомбардировкам с воздуха и атакам правительственных войск. Из стотысячной армии в се­верную провинцию Шаньси в октябре 1935г. пришло 10 тыс. солдат. Переход в 12,5 тыс. км через весь континентальный Ки­тай стал классическим эпизодом военной истории. Легендарны­ми стали переправа через реку Дадухэ, бой у висячего моста под городом Лудин, в том самом месте, где 70 лет назад была разбита одна из армий тайпинов. Гоминьдановские солдаты успели снять половину покрытия моста. Красноармейцы перебирались на противоположный берег по его цепочкам, кое-кто срывался в пенившуюся внизу воду. Всё же большая часть их сумела добраться до покрытия, забросала гранатами охрану моста и обеспечила продвижение тысяч своих товарищей.

Одновременно «великий поход» стал важным этапом в про движении Мао Цзэдуна к вершинам власти. В январе 1935г., г самую тяжёлую пору перехода, на совещании в г. Цзуньи Мао выступил против руководства КПК и добился успеха. Ответственность за неудачи Красной Армии он возложил на представителя Коминтерна Брауна и связанных с Москвой китайских коммунистов. Со времени совещания в Цзуньи преобладающие в партии становится влияние сторонников Мао Цзэдуна, подчёркивавших значение для страны «китаизированного марксизма» — маоизма. Понятные неграмотному крестьянину простые идеи передела земель, создания справедливого общества равных лю­дей хорошо усваивались в Китае. Авторитет Мао Цзэдуна как политического и идейного лидера КПК становился непререкае­мым. В 1937г. Япония предприняла крупное наступление про­тив Китая, и это, наконец, побудило воюющие стороны — КПК и Гоминьдан — объединиться и выступить единым фронтом про­тив японцев. Мощная военная машина Токио превратила в пе­пел многие города Китая и подчинила себе огромные террито­рии. И чанкайшисты, и коммунисты делали ставку на парти­занские действия, лишь изредка бросая против японцев крупные военные соединения. Когда же в войну с Японией вступили со­юзники по антигитлеровской коалиции, Гоминьдан и КПК во главе с Мао уже больше думали о будущей борьбе за власть. Мао указывал: «Десять процентов своих сил — на борьбу с Японией, двадцать процентов — на борьбу с Гоминьданом, семьдесят процентов — на рост своих сил».

Время решительной схватки наступило в 1945г. В стране, с 1911г. не знавшей мира, вновь развернулись военные действия. Вначале успех был на стороне гоминьдановских армий, получав­ших первоклассное американское снаряжение, но в конце кон­цов крестьяне, видевшие в КПК силу, способную дать им землю, склонили чашу весов на сторону коммунистов. К тому времени их войска тоже были неплохо вооружены — СССР передал им вооружение Квантунской армии, капитулировавшей в Маньч­журии.

В ходе крупнейшей Хуайхэйской битвы (ноябрь 1948г. — январь 1949г.) коммунистическая Народно-освободительная ар­мия пленила и уничтожила 400 тыс. солдат Чан Кайши, или 56 дивизий. Это сражение было одним из самых крупных в истории — с обеих сторон в нём участвовало по миллиону человек. После этой победы был открыт путь к сердцу Китая — реке Янцзы, и коммунистические войска под командованием прекрасных пол­ководцев Чжу Дэ, Пэн Дэхуая, Лю Бочэна и других довольно легко сломили сопротивление гоминьдановцев. В октябре 1949г. была провозглашена Китайская Народная Республика (КНР), во главе нового государства встал Мао Цзэдун.

Три десятилетия, в течение которых он находился у власти, Китай не воевал с внешним врагом. Ни одна политическая орга­низация, кроме КПК, не могла претендовать на власть в го­сударстве. И тем не менее эти три десятилетия были для страны временем больших потрясений.

В первые годы после образования КНР Мао много сделал для того, чтобы расколотое и изнурённое войнами общество восста­новило страну и народное хозяйство. Он даже заявил, что КНР должна стать государством «новой демократии», в котором кре­стьяне, рабочие, интеллигенция и предприниматели будут сот­рудничать в строительстве нового Китая. Но как только поя­вились первые плоды такого сотрудничества, Мао Цзэдун отказался от прежних обещаний и заявил о начале строительства социализма в Китае. Это означало переход частных заводов и фабрик в собственность государства, создание новых крупных предприятий, организацию коллективных хозяйств в деревне, полное господство коммунистических идей в просвещении, ли­тературе и искусстве. Это означало и вынужденное сближение с СССР, так как у Китая не было ни средств, ни специалистов для переустройства страны. Одно время казалось, что в итоге этого сближения Китай станет во всём равняться на Советский Союз, а значит, позиции Мао и маоизма будут слабеть. На съезде КПК в 1956г. впервые после совещания в Цзуньи не было упомянуто о «мао-идеях».

Но у Мао были свои планы и своё отношение к СССР. Он решил строить социализм «больше, быстрее, лучше и эконом­нее», т.е. ещё более ускорить темпы его строительства и начать соревнование с Советским Союзом в продвижении к счастливому коммунистическому обществу. Летом 1958г. было объявлено, что Китай начинает «большой скачок» в социализм. Происходило много такого, что про­тиворечило здравому смыслу. Вся страна варила в маленьких домнах никуда не годный металл, по­тому что было решено за несколько лет догнать Анг­лию в производстве чугуна и стали. Сотни миллио­нов людей работали на строительстве каналов и дру­гих гигантских сооружений, потому что они долж­ны были демонстрировать преимущества китайско­го социализма. На селе создавались «народные ком­муны», где все получали одинаковый паёк, потому что Мао считал эту форму вознаграждения более коммунистической, чем трудодни в советских кол­хозах. От крестьян требовали применять при посад­ке риса «загущённый сев и глубокую вспашку», что противоречило требованиям агрономической нау­ки. Страна жила в страшном напряжении сил, пов­торяя призыв председателя Мао: «Три года упор­ного труда — десять тысяч лет счастья!»

Вскоре тем не менее стало ясно, что курс на «большой скачок» потерпел крах. Сильно постра­дала промышленность, в 1959—1961 гг. страна го­лодала, и «коммунистический азарт» в народе пос­тепенно проходил. Нужно было снова, как после войны, восстанавливать экономику, налаживать более-менее нормальную жизнь, и КПК провозгласи­ла «курс на урегулирование». Никто не решался публично обвинять Мао в «забегании вперёд», как выражались в те времена, но он счёл за лучшее не­сколько отойти в тень и даже оставил пост главы государства. Правда, он попрежнему оставался не­сомненным лидером страны, вождём правящей пар­тии, но в начале 60-х гг. стали поговаривать о том, что Мао болен и вскоре совсем отойдёт от дел.

Мао Цзэдун же был занят планомерной подго­товкой к сведению счётов не только с теми, кто надеялся сменить его у кормила власти, но и с теми, кто мог их поддержать. В 1966г. Пекин неожидан­но объявил о начале великой пролетарской куль­турной революции, которая должна полностью перестроить жизнь общества и убрать с дороги пре­дателей, мешающих строить социализм в соответ­ствии с учением Мао. Вскоре Мао продемонстрировал отличное здоровье, проплыв 15км по Янцзы, и активно включился в политическую жизнь. Был провозглашён лозунг «Огонь по штабам!», означавший разгром руководящих органов правящей пар­тии и государства. Неугодные Мао лица подверга­лись арестам, избиениям и издевательствам. Глав­ной жертвой стал «второй человек» Китая — Председатель КНР Лю Шаоци. Одновременно разверну­лись гонения на китайскую интеллигенцию, кото­рую «перевоспитывали» физическим трудом в от­далённых деревнях. Опорой Мао стала безоглядно доверявшая ему учащаяся и рабочая молодёжь — отряды хунвэйбинов (красных охранников) и цзаофаней (бунтовщиков).

Они раздули культ Мао до небывалых размеров. Всё население почти миллиардного Китая имело при себе красные книжечки с указаниями великого Мао по всем вопросам жизни. Они были изданы огромным тиражом на языках чуть ли не всех на­родов мира. Председателя Мао называли не иначе как «красное солнце» и «великий кормчий». Порт­реты Мао обязательно имелись в домах китайцев, они заполонили улицы городов и деревень. Всех льстецов перещеголял министр обороны Линь Бяо, который заявил, что такие гении, как Мао Цзэдун, рождаются раз в тысячелетие.

Власть, которой располагал Мао в 1966—1976 гг., можно сравнить разве что с властью им­ператора или Бога. Это проявилось и в области международных отношений. Желание сделать Китай центром мировой революции, а себя — главкой фи­гурой современности приводило Мао к очень риско­ванным шагам во внешней политике. Но он не бо­ялся гибели земной цивилизации в ядерной войне. Мао не раз говорил, что если треть человечества погибнет и в мире будет установлен коммунистиче­ский строй, гибель этих людей будет оправдана. В Китае усилились националистические настроения, проявившиеся, в частности, в претензиях на тер­риторию соседних стран. Издавались карты, на ко­торых границы Китайского государства охватыва­ли районы Южной Сибири и Дальнего Востока, Монголии и Вьетнама, Бирмы и Индии. Резко ухуд­шились отношения с Советским Союзом. В первой половине 60-х гг. почти прекратилась торговля с СССР, оттуда были отозваны китайские студенты, а из КНР — советские советники и технические специалисты. Затем, в период культурной револю­ции, дело дошло до взаимных обвинений в измене делу революции, а на рубеже 60-х и 70-х гг. имели место кровопролитные столкновения на границе. Существовала опасность большой войны между Со­ветским Союзом и Китаем»

В конце жизни престарелый «великий вождь» даже заявил, что угроза Китаю со стороны СССР более значительна, чем со стороны США. Больше того, в его последние годы началось сближение Ки­тая с Западом. По сути дела у Мао не было выбора, так как хозяйство страны разрушила культурная революция, а на помощь СССР уже нельзя было положиться.

Умер 83-летний Мао Цзэдун 9 сентября 1976г., находясь на вершине власти. Он считал, что всю жизнь боролся за счастье народа, а оставил преем­никам отсталый и голодный Китай. Он хотел все­мирного признания своих заслуг, а закончил дни, фактически изолировав страну от всего остального мира. На склоне лет, когда ему, наверное, вспоминалось время «ве­ликого похода», его окружали не старые друзья, а полузнакомые люди, выдвинувшиеся в период культурной революции. В этом личная трагедия Мао. Но время его правления было одновременно трагедией для Китая. Это вынуждено было приз­нать в своё время новое коммунистическое руко­водство страны.

Как все люди, чья энергия и деятельность привели к грандиозным последствиям, Мао Цзэдун, в ракурсе его основной деятельности политика, воспринимается крайне неоднозначно.

Но сегодня мы не будем говорить о политике. Мы поговорим о неожиданных, но ярких талантах Председателя Мао, у нас практически не известных. И немного посмотрим информацию о его предках.

Создатель КНР Мао Цзэдун (1893-1976 гг.) , родился в семье крестьян, чьи корни прослеживаются с 14 века.

Его отец - Мао Ичан (1870 – 1920) был человеком очень строгим, убежденным конфуцианцем, и обладал железным характером.

Мао Ичан Мао Ичан

Он всю жизнь говорил своим детям, что . Бедность - это не результат того, что вы слишком много едите или слишком много тратите. Бедность проистекает из неспособности заниматься математикой. Тот, кто умеет считать, будет иметь достаточно средств к существованию; тот, кто не умеет, промотает даже золотые горы.

То есть, родителем будущего Кормчего был человек чрезвычайно практичный, трудолюбивый, и рациональный.

По обычаям того времени, Ичан и его супруга вступили в брак еще в детстве. Когда жениху было 10, а невесте 13 - их родители договорились о помолвке. Через 5 лет они поженились.

Супругой Ичана, и матерью Мао Цзэдуна была Вэнь Суцинь (1867 - 1919 гг.)

Вэнь Суцинь Вэнь Суцинь

Здесь все очень прозаически. Отец девочки был сельским сапожником. Он страшно пил и избивал ее мать, которая была его наложницей, и которая родила Суцинь в 14 лет. В итоге эта наложница, прихватив ребенка, сбежала от мужа подальше, и вышла замуж за человека намного старше ее - 60 - летнего крестьянина. Девочку отдали в школу, а когда ей исполнилось 13 лет, отчим договорился о ее браке.

Мао Цзэдун был третьим сыном своих родителей, первые два - умерли во младенчестве. Его мать очень боялась за третьего ребенка, и, будучи буддисткой, молилась богине Гуаньинь , о том, чтобы она стала приемной матерью ее сына. Эта богиня считается очень сострадательной, и спасает людей от разных бед. Поскольку биография Мао Цзэдуна явно удалась - размещаю здесь и портрет его, так сказать, приемной матери, будучи далекой от суеверий, но открытой к многогранности мира.

Статуя Гуаньинь 10 - 11 вв. из Шэньси. Крашеное дерево. Статуя Гуаньинь 10 - 11 вв. из Шэньси. Крашеное дерево.

Мальчик рос, будучи очень привязан к доброй и любящей матери, но постоянно конфликтуя с чрезмерно строгим и жестким отцом.

Больше всего на свете он любил читать, и рос явно не крестьянином, а интеллектуалом. Он читал очень много китайской классической литературы, а так же труды китайских и европейских философов. Здесь самое важное то, что именно в это время, в ходе чтения и размышлений над прочитанным, сформировались, так сказать, основные моральные установки будущего политика. Он пришел к выводу, что сильные личности не бывают связаны моральными нормами, а моральным является все, что в итоге приводит к цели. Но цели при этом должны быть светлыми и благородными.

Возможно - здесь мы наблюдаем интересный симбиоз доброты его матери и непреклонного рационализма его отца.

В тот же период он пристрастился к чтению военной литературы - что потом очень пригодилось в его практической деятельности. Мао Цзэдун и сегодня считается гением партизанской войны . Его труды на эту тему до сих пор актуальны - как для тех, кто хочет поднять мятеж - так и для тех, кто стремится его подавить.

Но помимо всего этого, Мао Цзэдун получил классическое китайское образование. А оно предполагает разностороннее развитие талантов в человеке.

Одним из таких традиционных талантов у великого Кормчего был талант каллиграфа . Китайская каллиграфия - это особый вид искусства, сочетающий в себе эстетическую и философскую стороны. 2000 лет китайские ученые и писатели были его ценителями и, что важно - практиками. Образованный человек в Китае всегда был и есть ценителем каллиграфии. Даже сегодня образцы этого высокого искусства в Китае - один из видов выгодных и надежных инвестиций для богатых людей.

Так вот, Мао Цзэдун был великим каллиграфом. Его работы - прекрасны, для тех, кто понимает в этом. Он создал свой собственный стиль, который и сегодня, после его смерти, очень популярен. В Китае доже проводятся конкурсы по каллиграфии в стиле Мао.

Китайская каллиграфия - тема очень далекая от большинства моих читателей. Но она показывает нам, что Мао был склонен к прекрасному и к искусству. И имел в этом направлении выдающийся талант.

Найти образцы его работ я, к сожалению, не смогла.

Мао Цзэдун Мао Цзэдун

Но вот другой талант Мао мы все оценить в состоянии - он был поэтом . Стихи он писал всегда, всю жизнь, в любых условиях. На его стиль огромное влияние оказала китайская классическая литература - и богатейшая китайская поэзия. Но особенно - наследие поэта Ду Фу , жившего в 8 веке. Это был гений, проживший сложную жизнь, и писавший о судьбе простого народа.

Мао писал свои стихи на, так сказать, древнекитайском языке (это можно сравнить с латынью, или с древнеславянским). И его можно отнести к великим китайским поэтам. Он мало известен у нас с этой стороны - а тем временем в мире его поэзия хорошо известна, до сих пор высоко ценится, и живет как бы своей жизнью, отдельной от личности своего создателя. То есть - человек может отрицательно относиться к Мао как к политику - но, разбираясь в предмете, не может не признавать его великим поэтом. В частности, строки Мао часто цитировал Барак Обама - а мы живем и вообще о них не знаем.

Сам Мао Цзэдун очень трепетно относился к этой стороне своей жизни. Скажем так - это было его глубоко личное. До 65 лет он вообще стеснялся публиковать свои произведения. Как ни странно, он боялся. С одной стороны - критики, а с другой - незаслуженных похвал.

На русский язык его стихи почти не переводились. По политическим причинам. Кроме того - в переводе поэзии важны личность и таланты переводчика. Передать все богатство чужого языка, не потеряв смысл и сохранив форму дано не каждому. Помнится, доводилось читать стихи китайских поэтов в разном переводе. Одно и то же произведение у одного переводчика шедевр, а у другого - набор непонятных корявых фраз. Но попробуем проникнуться тем материалом, который имеем. Авторов переводов я не знаю.

Мао Цзэдун Мао Цзэдун

Очень известное стихотворение - Чанша. Его поэт посвятил своей малой родине.

Для иллюстрации - насколько перевод меняет стихотворение - даю два варианта.

Днём осенним, сияющим солнечным днём,

Я стою над рекой и любуюсь закатом,

Вижу горные склоны в наряде цветном,

Мандариновый остров и много загадок…

Реку север влечёт, а орла — небосвод,

Рыба плещется на мелководье.

Всё живое своим распорядком живёт,

Ухватившись за чьи-то поводья.

По зелёному руслу великой реки

Целый день беспрерывно снуют челноки.

Наблюдая картины природы родной,

Величавой, могучей, спокойной, прекрасной,

Понимаешь — не мы управляем страной, —

Кто-то более сильный, премудрый и властный…

Вспоминаю далёкое время своё,

Споры долгие, юные страсти.

Так хотелось страну и её бытиё

Подчинить нашей собственной власти!

Но житейские наши в пути челноки

Задержало теченье великой Реки

В день осенний, холодный

Я стою над рекой многоводной,

Над текущим на север Сянцзяном.

Вижу горы и рощи в наряде багряном,

Изумрудные воды прозрачной реки,

По которой рыбачьи снуют челноки.

Вижу: сокол взмывает стрелой к небосводу,

Рыба в мелкой воде промелькнула, как тень.

Все живое стремится сейчас на свободу

В этот ясный, подернутый инеем день.

Увидав многоцветный простор пред собою,

Что теряется где-то во мгле,

Задаешься вопросом: кто правит судьбою

Всех живых на бескрайной земле?

Мне припомнились дни отдаленной весны,

Те друзья, с кем учился я в школе.

Все мы были в то время бодры и сильны

И мечтали о будущей воле.

По-студенчески, с жаром мы споры вели

О вселенной, о судьбах родимой земли

И стихами во время досуга

Вдохновляли на подвиг друг друга.

В откровенных беседах своих молодежь

Не щадила тогдашних надменных вельмож.

Наши лодки неслись всем ветрам вопреки,

Но в пути задержали нас волны реки…

Далее не буду экспериментировать - даю тот перевод, который мне больше нравится)

Великий поход.

По рекам, горам и полям мы прошли

С боями за год двадцать тысяч ли.

Пять горных хребтов у нас за спиной.

Там снег по колено и скалы стеной.

Круты берега нами пройденных рек,

Стремителен был их течения бег.

Но мы одолели усталость и страх

Улыбкой и песней на смелых устах

Три стихотворения по 16 слов.

Я в седле, плеть в руке, скакуна ноги скоры.

Достанешь рукой голубые просторы.

Как волненья морского крутые валы и повторы,

Словно конницы вздыбленной,

В яростной битве стесненной, заторы.

Их вершины вонзились в небесные синие взоры.

Небо падало вниз,

Но его — вершин поддержали опоры.

Почтенному Лю Я - Цзы.

О том, как в Кантоне сидели за чаем,

Я помню и помните вы,

Не вам ли стихи посвящались в Чунцине

Под сенью осенней листвы?

Прошло тридцать лет, тридцать первый проходит, —

Я встретился с вами опять,

И снова под шум опадающих листьев

Читаю поэта тетрадь…

Как скорбны и пасмурны ваши творенья!

Забудьте тревоги, мой друг,

И шире откройте печальные очи,

И вновь оглядитесь вокруг…

Не надо теперь говорить, что мелеют

Просторы куньминских вод,

Взгляните на рыбок!

В самом Фучуньцзяне

Таких не водилось красот!

Сегодня портрет с поэтическим уклоном - но, надеюсь, он тоже найдет своих читателей)

Летописи человечества знают неисчислимое количество деспотов и тиранов, управляющих государствами в различные периоды мировой истории.
Но, чем больше технический прогресс сказывался на развитии общества, тем более гуманным оно становилось.
Отошли в прошлое прилюдные истязания и казни, поиски ведьм и пособников дьявола.

Во второй половине двадцатого столетия, после разгрома третьего рейха, в мире почти не осталось стран, правительство которых, хотя бы на словах не придерживалось курса демократии и уважения прав человека.
Однако это вовсе не означает, что времена мракобесия и преступных режимов навсегда ушли в прошлое.

Одним из таких примеров служит глава китайской коммунистической партии – Мао Цзэдун. Его жизненный путь и итоги правления будут рассмотрены в следующих статьях.
Сегодня остановимся лишь на одном эпизоде.

Как известно, рис является основной злаковой культурой не только в Китае, но и во всей юго-восточной Азии.
Урожай этой зерновой культуры имеет стратегическое значение в ряде стран данного региона.
Достаточно сказать, что значительный процент китайского населения при Мао, в качестве завтрака и обеда довольствовалось пиалой риса.
На ужин у людей не хватало ни времени, ни сил, ни возможности.
Кстати, странно получилось, но такой рисовый рацион сложился во многих странах восточной части полушария, где власти вознамерились построить коммунизм.

Учитывая значимость этого продукта, великий кормчий китайского народа, денно и нощно заботился о повышении урожая.
Правда, четыре-пять раз в день товарищ Мао был вынужден прерываться на прием пищи, отдавая предпочтение тушеной свинине, жареной говядине, красному перцу и шаосинскому вину.

Во времена правления товарища Мао, голод в Китае достигал чудовищных размеров (фото из открытых источников) Во времена правления товарища Мао, голод в Китае достигал чудовищных размеров (фото из открытых источников)

Однажды, встречаясь с тружениками полей, он заметил стайки птиц, перелетающих с одного участка на другой.
На вопрос вождя, что это за птицы и почему они себя так ведут, ему объяснили, что это воробьи, питающиеся, в том числе, и рисом.

Негодованию отца нации не было предела.
Как можно было допустить, чтобы птицы воровали еду у его людей?! Китайский лидер был человеком решительным, но не сторонником скоропалительных решений.
Он провел беседу с ученым мужем, сведущим в разделе зоологии позвоночных, и только выяснив повадки этой наглой особи, взялся за дело.

Оказывается, воробей не может больше пятнадцати минут находиться в полете, ему необходимо сделать перерыв, пересидев и набравшись сил. Следовательно, если не давать птице передышки, то она замертво упадет на землю.

Немедленно был издан указ – всё работающее население обязывалось бегать в определенном радиусе действия с трещоткой после трудового дня, остальные должны заниматься этим с утра до наступления темноты. Школьникам доверили стрелять по воробьям из рогаток на переменах и после уроков.
Для каждого человека, семьи, района, города устанавливался определенный план по количеству сданных «тушек мертвых тварей». Трещотки и рогатки населению предписывалось изготовить самостоятельно.

Все провинции успешно выполняли план по уничтожению воробьев (фото из открытых источников) Все провинции успешно выполняли план по уничтожению воробьев (фото из открытых источников)

При этом великий Мао заявил, что реализация этого проекта, приведет к увеличению урожайности в 1/4 раза.
На следующий день единственным местом в Китае, где не было слышно оглушительной трескотни, оказался оазис тишины вокруг резиденции вождя.

Бессменный кормчий, сидя на балконе, и сам постреливал по птичкам из винтовки после обильной трапезы, но, из-за досадных промахов, уложив несколько своих подданных, сосредоточился на решении других важных государственных вопросов.

Популяция семейства воробьиных была уничтожена в кратчайшие сроки, но риса, почему-то, удалось собрать вдвое меньше.
Спешно собранная комиссия установила, что, оказывается, птицы питаются не только семенами злаковых растений, но поедают в основном мелких насекомых, уничтожающих посевы.

Первым поплатился коварный орнитолог.
Виновные главы округов, рапортовавшие ранее о наибольшем количестве забитых птичек, конечно, тоже понесли заслуженное наказание, но даже эти суровые меры не спасали положения.
Жесткий приказ населению гоняться за гусеницами и прочими вредителями, заменяя собой птиц, также не принес результатов.

Школьники дрались из-за дефицитных резинок для самодельных рогаток. (фото из открытых источников) Школьники дрались из-за дефицитных резинок для самодельных рогаток. (фото из открытых источников)

Немедленно было принято решение обратиться к правительству Канады с необычной просьбой о закупке воробьев.
Капиталисты, выяснив, в чем причины такого контракта, не упустили возможность нажиться, поначалу непомерно заломив цену за каждый экземпляр.
Пришлось обращаться к ненавистному, к тому времени, Советскому Союзу, апеллируя братскими чувствами и общностью мировоззрения.
В конечном итоге, общими усилиями, вопрос был решен.
Сколько миллионов китайцев умерло к тому времени голодной смертью неизвестно.
Единоличная система власти никогда не озвучивает отрицательную статистику.

Читайте также: