Онтологический статус жизни философия презентация
Обновлено: 14.11.2024
Презентация на тему: " ДЕ 5 ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И АКСИОЛОГИЯ. Философская антропология изучает: §Сущность и природу человека §Антропогенез §Проблему существования человека." — Транскрипт:
1 ДЕ 5 ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И АКСИОЛОГИЯ
2 Философская антропология изучает: §Сущность и природу человека §Антропогенез §Проблему существования человека §Духовное развитие человека §Перспективы эволюции человека §Проблему свободу и ответственности человека §Проблемы антропологической биоэтики
4 Тема 16. Проблема человека в философии и науке nПроблема человека в истории классической философской мысли nОсмысление и разработка проблем антропогенеза nБиологическое и социальное в развитии человека
5 Литература: §Проблема человека в современной западной философии. М., §Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., §Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. М., §Хрусталев Ю.М. Философия. Ч.3. Гл.1. Онтологический статус жизни. М., §Человек: мыслители прошлого, настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., §Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
6 Философия Древнего Востока о человеке
7 Проблема человека в философии Древней Греции Софисты: Человек есть мера всех вещей (Протагор); релятивизм и субъективизм; экзистенциальный смысл истины Сократ: Этический рационализм и учение о даймонионе Платон: Антропологический дуализм души и тела; Душа устремлена в мир идей и является субстанцией, которая делает человека человеком; Вечный трагизм существования человека Аристотель: Человек – это общественное животное, наделенное разумом; деятельностная сущность человека
8 Средневековая христианская концепция человека Человек рассматривается как часть мирового порядка, установленного богом; человек есть образ и подобие Бога; человек является существом тварным и ничтожным по отношению к Богу; задача человека – приобщиться Богу и обрести спасение в День Страшного Суда
9 Человек в философии Возрождения и Нового времени §Человек занимает центральное место в мироздании (Пико делла Мирандола); §свобода воли человека - каждый сам творец своего счастья; §мотивы индивидуализма, эгоизма и утилитаризма; §всеобщая конкуренция - «человек-человеку - волк» (Т.Гоббс); §антропологический рационализм: «Я мыслю, следовательно, существую» (Р.Декарт); §механистический взгляд на человека: «Человек- машина» (Ж.Ламетри)
10 Немецкая классическая философия о человеке §Человек - основной вопрос философии, человек самый главный предмет в мире (И.Кант); §человек отличается от других существ самосознанием (И.Фихте); §человек как субъект духовной деятельности и носитель общезначимого духа и разума (Г.Гегель); §антропологический монизм (Л.Фейербах)
11 Основные концепции антропогенеза РазновидностьОсновная идея концепции Представители Теологическая концепция (креационизм) Бог сотворяет человека Христианская теология и др. Концепция биологической эволюции Человек произошел естественным образом Ж.Ламарк, Ч.Дарвин, Ф.Энгельс и др. Концепция космической эволюции Эволюция астральных и биологических организмов Махатмы, Е.Блаватская, Е.Рерих и др.
12 До времени, когда пылал хаос, Взрывались солнца в вихре и без меры, Из сфер другие вырывались сферы; Когда ж на них морей осела гладь И стала всюду сушу омывать, Согрета солнцем, в гротах, на просторе Жизнь организмов зародилась в море. Эразм Дарвин. «Храм природы».
13 Жизнь - это процесс, в котором потенциальные качества бытия превращаются в его актуальные значения Специфические свойства жизни: §питание §дыхание §раздражимость §активность §размножение §рост Интегральные характеристики жизни: §энергетические процессы обмена веществ §признаки самоорганизации §информационно- генетические признаки §эволюционные признаки
14 ЭВОЛЮЦИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ
15 Эволюционизм Ж.Б.Ламарка и Ч.Дарвина Ж.Ламарк провозгласил всеобщим законом живой природы - принцип эволюции: 1809 год «Виды животных и растений постоянно изменяются, усложняясь в своей организации в результате влияния внешней среды и некоего внутреннего стремления всех организмов к усовершенствованию». «Философия зоологии» Ч. Дарвин вскрыл основные факторы и причины эволюции органического мира: Эволюция в органическом мире осуществляется в результате 3 основных факторов: изменчивость - основа образования новых признаков в строении и функциях организмов; наследственность закрепляет их; естественный отбор - в процессе борьбы за существование устраняются организмы, которые не приспосабливаются к условиям жизни. «Происхождение видов путем естественного отбора» 1859 год
16 Ч.Дарвин выдвинул гипотезу о происхождении человека от обезьяноподобного предка I. Эволюционная теория антропогенеза II. Трудовая теория антропосоцио- генеза По Ф.Энгельсу труд не отменяет действия биологических законов, но преобразовывает характер действия естественного отбора 1871 год Конец ХIХ века Хуго де Фриз: новые виды возникают скачкообразно в результате единичных мутаций в генном аппарате (геноме); С.С.Четвериков, Н.В.Тимофеев-Ресовский: эволюционные процессы происходят не в индивидуальном организме, а в популяциях животных и растений III.Мутационная и синтетическая теории антропогенеза Начало ХХ века Разработка проблем антропогенеза
17 Антропогенез Рама- питек (предок человека и высших обезьян) Сивапитек Зинд- жантроп - человек умелый Австрало- питек Питекан- троп Синан- троп Неандер- талец - ранняя форма homo sapiens 14 млн. л.н. 10 млн. л.н. 2 млн. лн. 4-2 млн. л.н. 1,9-0,65 млн.л.н. 400 тыс.л.н тыс.л.н.
18 Соотношение биологического и социального в развитии человека §Биологическая эволюция человека перестала иметь решающее значение; §а потому можно говорить о ведущей социально-культурной эволюции человека; §генетическая информация утрачивает свое главенствующее значение и заменяется социальной информацией; §главная опасность жизни человека состоит в экологических проблемах современного цивилизации.
19 Роль социального и биологического в индивидуальном развитии человека ПАНБИОЛОГИЗМ - считает, что развитие человека полностью обусловлено генами ПАНСОЦИОЛОГИЗМ - считает, что все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главную роль в развитии их способностей играют воспитание и образование На самом деле, наследуются не способности, а задатки, которые в большей или меньшей степени могут проявляться в условиях среды
20 Специфические свойства человека Все живые существа, включая человека, являются конкретно-чувственными, связанными в единую систему, подчиненную общим биологическим законом. Но в жизни человека биологические законы - только основа Самосознание Коллективность Культура Свобода выбора Незапрограммированность Осознание смерти, конечности своего существования От остальных существ человека отличают следующие качества :
21 Феномен человека ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА Понятие «личность» - целостность социальных свойств Понятие «индивид» - обозначает принадлежность к человеческому роду; Понятие «человек» - совокупность общественных отношений Понятие «индивидуальность» - обозначает совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психологических особенностей, отличающих данного индивида от всех остальных
22 Тема 17. Аксиология как учение о ценностях §Понятие и природа ценностей в философии §Моральное измерение общества и личности §Эстетическое освоение мира как система ценностных ориентаций
23 «Тот Мир, который увеличивает продолжительность существования, является Миром Ценности. Ценность по самой своей природе вневременна и бессмертна. Ее сущность не коренится ни в каких преходящих обстоятельствах» А.Уайтхед, философ ХХ века
24 ЛИТЕРАТУРА: §Беляев И.А. Ценностное содержание целостного мироотношения// §Биомедицинская этика: словарь – справочник. Минск §Борев Ю. Эстетика: учебник. М., §Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: учебник. М., с. §Каган М.С. Эстетическое отношение как особое направление ценностной ориентации//Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Л., С.83Эстетическое отношение как особое направление ценностной ориентации §Столович Л.Н. Природа эстетической ценности. М., с. §Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.Культура и этика.
25 Фильм: «На пути к золотому сечению» Философия и искусство
26 Фильм: «На пути к золотому сечению» Наука и искусство
27 Человек существует в мире ценностей, которые представляют собой Значимые для человека объекты (материальные и идеальные) Устойчивые, обобщенные представления о чем-то как о благе, отвечающем потребностям, интересам человека (общества) Человек ориентируется на ценности в своих суждениях, деятельности, моральном выборе
28 Различие между познавательным и ценностным отношениями: Познавательное отношение: что представляет собой данный объект, каков он сам по себе, независимо от нашего сознания? Ценностное отношение: каково значение данного объекта для нас, какую ценность он представляет в жизни общества?
29 Этика - система знаний на природу, законы, содержание и цели нравственной жизни людей; - наука о должном и достойном образе жизни и мыслей человека -
30 Мораль §субъективные оценки индивидами своей деятельности; §нормативно-ценностная система регуляторов социальной жизни и поведения людей; §идеальный ориентир становления и совершенствования личности; § индивидуальное или общественное кредо
31 Нравственность §объективные оценки поступков людей; §практическая воплощенность моральных идеалов, целей и устоев в различных областях жизни общества и человека; §отношения между людьми, закреплённые в нравах, традициях, обычаев, поведенческой культуре
32 Разумное поведение является морально совершенным тогда, когда оно направлено на совершенную цель, - цель, которая считается безусловной (абсолютной), признается в качестве высшего блага.
33 Золотое правило нравственности: «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе».
34 Итак, мораль – это: §господство разума над аффектами; §стремление к высшему благу; §добрая воля, бескорыстие мотивов; §способность жить в человеческом общежитии; §человечность; §автономия воли; §взаимность отношений, выраженное в золотом правиле нравственности.
35 Прикладная этика как решение открытых моральных проблем: §связана с легальными и публичными сферами жизни общества; §осмысление моральных проблем требует специальных знаний, что совпадает с профессиональной безупречностью решения; §открытые проблемы, которые представляют собой такие отступления от моральных требований, которые претендуют на моральный статус;
36 Типы открытых проблем: Первый Охватывает ситуации, допускающие нравственно аргументированное отступление от добра Второй Касается ситуаций, нравственно санкционирующих использование зла
37 Проблемы биоэтики (с 1971г.) §Аборты §Эвтаназия §Клонирование §Пересадка органов §Продление жизни §Суррогатное материнство §Генная инженерия §Смена биологического пола
38 Эстетическое как ценностное отношение Эстетика - аксиология общечеловеческих ценностей Онтология искусства -наука о художественном произведении как форме бытия искусства Общая социология искусства - наука об общественной природе художественного творчества Гносеология искусства - наука о художественном мышлении, его сущности, форме и способе Диалектика художественного творчества - наука о закономерностях художественного произведения Морфология искусства - наука о системе видов художественного творчества
39 Категории эстетики: §прекрасное §возвышенное §комическое §безобразное §низменное §трагическое
40 Содержательные признаки прекрасного: соразмерность духовным и практическим возможностям человека; формальное совершенство предмета; социально-ценностное содержание
41 Частные разновидности красоты: изящное – отточенность формы; грациозное; трогательное - прекрасное, требующее защиты; прекрасное - красота материальной фактуры
42 Прекрасное в различных сферах человеческой деятельности: красота в природе; красота «второй природы»; красота человека красота в искусстве
Онтология – это
учение о бытии как таковом, раздел философи
и, изучающий фундаментальные
принципы бытия.
Бытие – есть существование как таковое, то,
что выступает причиной и конечным
основанием существования предметов и
явлений. Бытие как начало и причина самого
себя, обеспечивающая миру порядок,
стабильность и развитие.
3. Учение о бытии
Поиск бытия – единства мира следует
рассматривать как разрушение
мифологической картины мира и
зарождение философского
мировоззрения.
Необходимость такого поиска была
обусловлена желанием людей выйти изпод власти богов, исключающей
возможность закономерного развития
мира.
4. Учение о бытии
учение о бытии возникает из-за стремления
человека определить собственное
предназначение, осмыслить свое положение в
мироздании. Эпохи обустроенности и
«бездомности» человека[Бубер М.].
Представления о бытии неизменно сопряжены
с тем, какое место отводится в них человеку
(центр Вселенной, познающий мир субъект,
одинокий человек, пребывающий в хаотичном
и неопределенном мире).
5. Учение о бытии
Следовательно, задача осмысления
бытия относится к разряду вечных
экзистенциальных проблем, которые не
могут быть разрешены в рамках
успешно развивающегося высоко
технологичного научного знания.
6. Историко-философский обзор
Древняя Греция: в ранних философских
учениях, представляющих субстанцию как
природную стихию возникает проблема
определения количества субстанций, лежащих
в основе бытия.
Количественное различие субстанций
выступило основанием для появления в
философии таких направлений как монизм – в
основе мира находится одна субстанция;
дуализм, представляющий бытие как
результат взаимодействия двух равных начал;
плюрализм, признающий сосуществование
множества субстанциональных начал.
7. Историко-философский обзор
Определение бытия зависит как от
количественных, так и от качественных
характеристик субстанций. Важнейшей
онтологической проблемой является
определение того, какое начало лежит в
основе мира – материальное или
идеальное. Решение вопроса о том, что
первично материя или сознание делит
философов на материалистов и
идеалистов .
8. Историко-философский обзор
понятие бытия всегда тесно связано с
понятием истины: критерием истины,
достоверности знания является
совпадение его с объективной
реальностью (бытием), вместе с тем
реализация достоверного знания
приводит к возникновению бытия.
9. Историко-философский обзор
Классическая
философия:
Рассматривает бытие как
проявление субстанции;
Свойства бытия
описываются при помощи
категорий – сущность,
причина, качество,
количество.
Неклассическая
философия:
Исследуется
человеческое бытие –
экзистенция.
учение о бытии
характеризуется при
помощи экзистенциалов
– забота, тоска,
повседневность,
одиночество.
10. Основные понятия онтологии:
Материя – это то, что существует
объективно, т.е. независимо от
сознания, и вместе с тем может
познаваться (прямо или косвенно)
посредством ощущений. Данное
определение дано в рамках
материалистической, а точнее –
марксистской традиции.
11. Основные понятия онтологии:
Движение –в узком смысле – изменение
положения тела в пространстве. Движение в
широком смысле – это форма существования
материи. Это означает, что материя всегда
существует только как движущаяся материя. В
связи с этим покой всегда относителен: тело
может находиться в покое только относительно
определённой системы.
Изменение – это нетождественность чеголибо самому себе в разные моменты времени.
Развитие – это необратимое качественное
изменение.
12. Основные понятия онтологии:
Разновидности развития –
прогрессивное развитие, оно
происходит с нарастанием сложности и
упорядоченности объектов, и
регрессивное развитие,
происходящее с уменьшением
сложности и упорядоченности объектов
(разрушение, деградация).
13. Основные понятия онтологии:
Детерминизм – это философское учение о всеобщей
причинно-следственной обусловленности явлений.
Индетерминизм – отрицание такой обусловленности.
Связь – это зависимость существования или свойства
одного явления от другого.
Существуют различные виды связей, в частности,
причинно-следственные и функциональные.
Причинно-следственная связь – это такое отношение
между явлениями, когда одно явление с необходимостью
следует во времени за другим явлением.
Функциональные связи – это отношения взаимной
обусловленности.
14. Основные понятия онтологии:
Система, структура, элемент
Система – это множество элементов, связи
между которыми сильнее, чем их связи с
окружающей средой.
Структура – это совокупность устойчивых
закономерных связей между элементами
системы, важные для поддержания
целостности системы.
Элемент – компонент системы, неразложимый
далее при данном ракурсе рассмотрения.
Ракурс рассмотрения определяется характером
связей, которые являются основой структуры.
15. Пространство и время
Пространство и время, неотделимы друг
от друга, в их единстве (хронотоп)
возникает некоторая определенным
образом организованная совокупность
объектов.
Характеристики пространства даны
Аристотелем в учение о месте.Категория
пространства характеризует взаимное
расположение сосуществующих
объектов, выражая рядоположенность и
протяженность тел.
16. Пространство и время
В научной модели мира, созданной И. Ньтоном
и Г. Галилеем, пространство и время
рассматривались как особого рода сущности,
как некие субстанции, существующие сами по
себе, независимо от материальных объектов,
на которые оказывают существенное
воздействие.
В субстанциальной концепции пространство
и время представляли собой вместилище
материальных объектов, процессов, событий,
происходящих в мире.
17. Пространство и время
В рамках субстанциального подхода Ньютон
разработал учение об абсолютном
пространстве, как абсолютной протяженности
и времени, как абсолютной длительности.
Абсолютное пространство по самой своей
сущности, безотносительно к чему бы то ни
было внешнему, остается всегда одинаковым и
неподвижным, так же как и время без всякого
отношения к чему-либо внешнему протекает
равномерно
18. Пространство и время
Реляционное учение Г.Лейбница.
Философ возражает против идеи пустых
времени и пространства, их абсолютного, ни с
чем не связанного, ничем не обусловленного
характера. Лейбниц развивает учение об
относительности, неабсолютности,
пространства и времени. Лейбниц указывает на
то, что пространство и время представляют
собой лишь порядок вещей, а не абсолютную
сущность. Суть реляционной концепции
заключается в том, что пространство
понимается, как только порядок
сосуществования, а время – порядок
последовательностей.
19. Пространство и время
Реляционная концепция пространства
и времени была представлена в учении
А. Эйнштейна. Пространство и время
рассматривались как важнейшие
атрибуты бытия, а не как независимо
существующие субстанции. Атрибуты
бытия (пространство и время)
рассматриваются как взаимосвязанные
и как относительные, то есть, зависящие
от систем отсчета.
20. Пространство и время
И.Кант: пространство и время – это
априорные (существующие до опыта)
формы чувственности
Все свойства объектов и отношения
между ними и даже само пространство и
время могут существовать «только в
нас, а не сами по себе».
Пространственно-временная
упорядоченность и систематизация
привносится в мир самим субъектом
РАЗДЕЛ 2. ОНТОЛОГИЯ И ГНОСЕОЛОГИЯ Тема 2.1. Понятие бытия. Бытие как предмет философского осмысления.
Описание слайда:ПЛАН Категория бытия и её осмысление в истории философии. Понятие субстанции. Монизм, дуализм , плюрализм. «Основной вопрос философии» и варианты его решения. Диалектика как учение о всеобщем развитии. Философия Г. Гегеля. Реальность как философская категория.
Описание слайда:Категория бытия и её осмысление в истории философии. Онтология – философское учение о бытии. Вопрос о том, что есть бытие – центральный для философии прошлых эпох. Глагол «быть»=«существовать», «присутствовать», «иметься», «происходить», «случаться». Но при этом Бытие – не синоним существования. Существует всегда что-то конкретное – вещь, идея, свойство, ситуация. У этого существования есть начало и конец, положение в пространстве и времени. Философская категория бытия обозначает не присутствие вещей, а то, что скрывается за ним – БЫТИЕ ВООБЩЕ. Поэтому бытие – предельно общее, фундаментальное понятие, которое выработала человеческая мысль в попытке охватить весь мир единым принципом. Бытие может осмысливаться человеком и как отвлечённая философская идея, и открываться как непосредственное переживание подлинности существования.
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Онтология - учение о бытии. Презентация на заданную тему содержит 38 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Философская онтология. Презентация на заданную тему содержит 31 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Основные проблемы онтологии. Презентация на заданную тему содержит 32 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Презентации » Философия » Основные проблемы онтологии
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Основные проблемы онтологии Лектор: М.Г. Федотова, к. филос .н., доцент
Слайд 2
Описание слайда:
Сегодня мы узнаем: Что такое бытие? Что значит существовать? Что такое небытие и что значит – не существовать? Как можно существовать? Все ли существующее существует одинаково? Существовало ли сущее всегда, или же оно возникло? Возможно ли вечное существование? Обладает ли мир в своем существовании единством? Если да, что является основой этого единства? Мир в своем существе неизменный, или он постоянно развивается? Что такое пространство, что такое время?
Слайд 3
Описание слайда:
Основные разделы философии онтология гносеология антропология социальная философия аксиология праксиология логика
Слайд 4
Описание слайда:
Онтология «ontos» (бытие) + «logos» (слово) раздел философии, стремящийся составить наиболее общее представление об устройстве мира и его закономерностях.
Слайд 5
Описание слайда:
Проблемы онтологии Проблема небытия. Как помыслить небытие? Если это невозможно, может, его и вовсе нет? Проблема сознания. Как оно возникает? Присуще ли оно только человеку? Если да, как оно возникло? Или сознанием наделены и другие живые существа и даже неодушевленные предметы? Где существует сознание? Проблема Бога. Как соотносится Бог и мир, природа? Бог присутствует в природе или же он вне ее? Творение Богом мира – это разовый акт или это непрерывный процесс? А само творение – это создание всего множества вещей или же это творение принципов, законов и начал, которое предполагает дальнейшую эволюцию природы, которая не нуждается в Божественном вмешательстве? Если мир сотворен Богом, провидел ли он зло, и если да, то можно ли его считать благим, добрым?
Слайд 6
Описание слайда:
Бытие Основная категория онтологии Все существующее, сущее как таковое Мир в целом (потенциальное и актуальное бытие) Бытие реальность, действительность, существование Бытие самодостаточно
1 Бытие – философская категория, систематизирующий принцип философской картины мира, обеспечивает противоречивое целостное единство мира. БЫТИЕ материальное ( вещество, поле). БЫТИЕ идеальное (психические и духовные явления). БЫТИЕ индивидуальное и БЫТИЕ общественное. БЫТИЕ АКТУАЛЬНОЕ, ПОТЕНЦИАЛЬНОЕ, ЦЕННОСТНОЕ.
2 Формы БЫТИЯ: 1)По атрибутам материи («пространственное», «временное »), 2)По формам движения материи (биологическое, физическое, химическое, социальное и т.д. ) 3)По структурным уровням организации материи (атом, молекула, клетка, популяция и т.д.).
3 СУБСТАНЦИЯ- сущность, нечто, лежащее в основе. 1. Субстанция как основа вещей – атомы Демокрита, 4 стихии Эмпедокла. 2. Субстанция - «causa sui» - то, что существует само по себе и в самой себе находит основание, причину (Спиноза, Гольбах, Маркс, Фейербах, Ленин).
4 МАТЕРИЯ – философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (П.Гольбах, В.И.Ленин) Весь мир – движущаяся материя в ее бесконечно разнообразных формах и проявлениях, свойствах, связях, отношениях.
5 1.Вещественная, наглядно чувственная – 4 стихии, апейрон. 2. Атомистическая концепция материи (Демокрит, Эпикур). Позднее – Гассенди, Ньютон, Гольбах, Гельвеций). 3. Эфирная – Декарт (просуществовала до начала 20 в.) 4. Субстанциальная – современная (П.Гольбах, В.И.Ленин)
6 Материальное бытие строго организованно. Структурность – внутренняя расчлененность, упорядоченность материального бытия, закономерный порядок связи элементов в составе целого. Системность – организованность материи в виде бесконечного множества систем.
7 - Субмикро элементарный - микро элементарный - ядерный - атомарный - молекулярный - макроскопических тел - планетарный - звездно-планетарный - галактический - метагалактический
8 Макромолекулы, клетки, микроорганизмы, органы, ткани, организмы, популяции, биоценоз, биосфера. Уровень индивидов, семьи, коллективов, групп, классов, национальностей, наций, этносов, государств, системы государств, общества в целом.
9 1. ВЕЩЕСТВО – физический вид материи, состоящий из частиц, которые имеют массу покоя. От элементарных частиц до метагалактических. 2. ПОЛЕ – материальное образование, которое связывает тела между собой и передает действия от тела к телу. Поля электромагнитные, гравитационные, внутриядерные и т.д. Нет массы покоя.
10 ДВИЖЕНИЕ -любое взаимодействие, изменение состояний. Формы движения –механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная, геологическая, планетарная, компьютерная. Типы движения :1)без изменения качеств 2)с изменением качеств. Развитие – необратимое, качественное, направленное изменение системы. Пространство – форма бытия материи, характеризующая ее протяженность; сосуществование и взаимодействие материальных тел во всех системах. Пространство выражает порядок расположения одновременно сосуществующих объектов. Пространство обратимо, связно, непрерывно, трехмерно.
11 Отражение - наиболее общее свойство материи. Отражение – есть взаимодействие, в результате которого остаются следы на взаимодействующих телах. Сознание - высшая форма отражения. Сознание – такое взаимодействие, когда воздействующие на сознание тела оставляют в нем образы, копии (знаки с соответствующим содержанием, т.е. информацией и смыслом). Отражение – атрибут материи, сознание –модус.
12 Время – форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний ее материальных систем. Время – течет от прошлого к будущему, мера изменений, непрерывно, одномерно, ассиметрично, необратимо. Психологическое время, естественнонаучное время – геологическое, биологическое, астрономическое; осевое, цикличное.
13 1. Субстанциальная – абсолютная самостоятельность существования пространства и времени, сохраняются при всех изменениях тел. (Платон, Демокрит, Ньютон, Декарт). 2. Реляционная – Аристотель, Лейбниц, Эйнштейн. Зависимость пространства и времени от отношений вещей, массы и скорости движения. (Здесь П. – порядок сосуществования тел, В. – порядок отношения и последовательность событий). 3. Субъективно -идеалистическая – Беркли, Авенариус. П. и В. – способности человека пережить и упорядочивать события, располагать их одно подле другого. Кант – П. и В. – априорные (доопытные) формы чувственного созерцания, вечные категории сознания.
14 1. Неорганический мир – непосредственно- контактное и дистантное. 2. Органическая природа – раздражимость (таксизм, тропизм), нервная система, психика ( условные и безусловные рефлексы). 3. Сознание- индивидуальное, групповое, общественное, компьютерное (виртуальное ).
15 1. Монизм -идеалистический –Гегель, материалистический – Фейербах, Маркс. 2. Плюрализм – материалистический – Эмпедокл (в основе мира 4 субстанции, из них все вещи). Идеалистический – Лейбниц (множество духовных субстанций – монад). 3. Дуализм – две субстанции – материальная и идеальная (Декарт).
16 1. Мир един, поскольку он субстанциален (субстанциальное единство). 2. Мир един по своей физической структуре (вещественно-субстратное единство). 3. Мир един внутренними (причинно- следственным) отношениями между явлениями (каузальное единство). 4. Мир един по своим законам (номологическое единство). 5. Мир един по своему происхождению(генетическое единство).
17 Научная картина мира - создается совокупностью всех естественных наук. Философская картина мира – идеальная модель целостного мира. Религиозная картина мира – основывается на вере в истинность тех или иных догматов, текстов Священных книг. Художественная картина мира – антропоцентрична, нравственно ориентирована (в основе всегда лежит решение вечного вопроса о добре и зле).
18 ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА. 1. АРИСТОТЕЛЕВСКАЯ – 4 вв.до н.э Аристотелевско - Птолемеевская космология. 2. Ньютоновская картина мира – вв. –переход от геоцентризма к гелиоцентризму, что основывалось на достижениях Н.Коперника, Г.Галилея, И.Кеплера, Р.Декарта. 3. Эйнштейновская – рубеж вв. Были открыты: рентген -лучи, радиоактивность, дискретный характер электромагнитного излучения, сложная структура атома – электрон, затем протон, нейтрон, позитрон, ядро атома. Окончательно отвергнута идея эфира. Классическая динамика уступила место релятивистской динамике и термодинамике. Была подорвана убежденность, что с помощью простых сил, действующих между неизменными объектами, можно объяснить все явления природы. 4. Постнеклассическая картина мира (СИНЕРГЕТИКА). Многомерная модель. Отсутствует логика развития. Нет зависимости настоящего от прошлого и будущего от настоящего. Будущее – принципиально неопределенно и открыто для любых возможных новообразований. Понятия «упорядоченность», «структурность», «закономерность» так же объективны, как «неопределенность», «хаотичность», «много альтернативность».
19 Ньютоновская картина мира: А)Основной язык науки – язык математики; выделили количественные характеристики земных тел (форма, величина, масса, движение). Б) Эксперимент как метод научного исследования. В) Отказ от концепции гармоничного, завершенного, целесообразно организованного Космоса. Г) Классическое естествознание опирается на механику, ее законы и принципы; все процессы, включая социальные и духовные, объясняются на основе законов механики (человек- духовная машина, природа – механизм, государство – политический автомат, животные – живые автоматы,- согласно Декарту, Ламетри).
20 Неклассическая картина мира (ЭЙНШТЕЙН)-допускает роль случая – развитие мира происходит направленно, но его состояние в каждый конкретный момент не детерминировано однозначно, изменения происходят по закону вероятности и больших чисел.
21 1. Гравитационная постоянная (если бы она была чуть больше – был бы коллапс Вселенной, мир сжался бы в бесструктурную массу, а меньше – Вселенная разлетелась бы). 2. Соотношение электронов и протонов (это число – мера энтропии Вселенной). Меньше число – Вселенная не образовалась бы, больше – коллапс Вселенной. 3. Если единичный электрический заряд элементарных частиц был бы чуть выше наблюдаемой величины – не сложились бы ядра химических элементов во Вселенной (по причине увеличения силы взаимного отталкивания). Чуть ниже был бы единичный электрический заряд – электроны не закрепились бы на орбитах вокруг ядер. 4. Если бы внутри ядра взаимодействия, удерживающие вместе НУКЛОНЫ (протоны и нейтроны), оказались слабее, чем они есть, - это привело бы к нестабильности ядер базовых химических элементов, образовавшихся после Большого взрыва. Если бы взаимодействия были бы слабее – невозможна была бы термоядерная реакция, дающая энергию звездам и обеспечивающая «энергоснабжение» планет.
22 Физические постоянные : 1. Гравитационная постоянная 2. Магнитная постоянная 3. Электрическая постоянная 4. Постоянная Планка 5. Скорость света в вакуума 6. Космологическая постоянная (плотность энергии в вакууме) 7. Масса кварка 8. Масса электрона 9. Масса электронного нейтрино 10. Масса бозона Хиггса и т.д. Всего на сегодняшний день – 26 констант
23 Слабый принцип антропности –устройство Вселенной допускает зарождение в ней биологический жизни. Из бесчисленного множества вселенных лишь наша Вселенная устроена так, что в ней возникли разумные существа, задающиеся вопросом о причинах наблюдаемого устройства Вселенной. Набор фундаментальных констант сложился благоприятным образом для зарождения разумной жизни. Пример: по теории вероятности, из 1024 серий лишь в одном случае монета упадет кверху орлом 10 раз подряд. Никакой закономерности тут не прослеживается.
24 Сильный принцип антропности – Вселенная обязана быть устроена так, чтобы в ней могла зародиться разумная жизни. Предопределены (неизбежны) и универсальные константы, и развитие сознающего разума (НАБЛЮДАТЕЛЯ) во Вселенной. А.Э.Уоллес (19 в., биолог, эволюционист) –»есть веские основания думать, что человек есть единственный и наивысший продукт этой обширной Вселенной… вся Вселенная в действительности явилась для этой цели».
25 Синергетика занимается изучением сложных открытых систем в условиях неравновесности, состоящих из многих элементов, частей, компонентов, которые взаимодействуют между собой сложным ( нелинейным ) образом.
26 Синергетика связана с неравновесной термодинамикой, теорией хаоса, нелинейным математическим анализом, теорией катастроф. Она охватывает все сферы природного и социального бытия, естествознания и гуманитарных наук. Введены такие базовые понятия как АТТРАКТОРЫ, БИФУРКАЦИЯ, ФРАКТАЛЫ, ДЕТЕРМИНИРОВАННЫЙ ХАОС, по-новому переосмыслены категории линейности- нелинейности, случайности, необходимости, детерминации, эволюции.
27 АТТРАКТОР – ( притягивать ) – относительно устойчивое состояние системы, которое притягивает к себе многообразные траектории динамических систем, направляет их эволюцию к определенной цели ( образ воронки). БИФУРКАЦИЯ – точка разветвления путей эволюции открытой нелинейной системы, которая оказывается на перепутье и должна осуществлять выбор. ФРАКТАЛЫ – объекты, обладающие свойствами самоподобия, повторения структур с увеличением размеров (разветвление деревьев, листьев; в обществе – федеральные структуры – городские управленческие структуры). ХАОС – нерегулярное движение, описываемое детерминистскими уравнениями ДЕТЕРМИНИРОВАННЫЙ ХАОС – возможность саморегуляции хаоса, для выхода простых структур в сложные. НЕЛИНЕЙНОСТЬ – многовариантность, альтернативность путей, темпов эволюции, ее необратимость, непредсказуемость изменений течения процессов – развитие идет через случайность выбора пути в точках бифуркации
28 6 принципов самоорганизации : 1. Система должна быть открытой. 2. Открытая система должна быть далека от точки динамического равновесия ( состояние неравновесия, дезорганизации). 3. Возникновение и усиление ФЛУКТУАЦИИ (случайные отклонения). Флуктуации всегда носят случайный характер, поэтому появление нового в мире всегда связано с действием случайных факторов (Эпикур). 4. Опора на положительную обратную связь – изменения, появляющиеся в системе, не устраняются, а накапливаются и усиливаются, что приводит к возникновению нового порядка и структуры. 5. Принципы самоорганизации, как и переходы от одних структур к другим, сопровождается нарушением симметрии. 6. Самоорганизация может начаться лишь в системах, обладающих достаточным количеством взаимодействующих между собой элементов, имеющих некоторые критические размеры.
Читайте также: