Онтологический статус земной жизни

Обновлено: 18.09.2024

раздел философии, изучающий проблемы бытия; наука о бытии.Обычно под онтологией подразумевается эксплицитная, то есть явная, спецификация концептуализации, где в качестве концептуализации выступает описание множества объектов и связей между ними. Формально онтология состоит из понятий терминов, организованных в таксономию, их описаний и правил вывода.

Основной вопрос онтологии: что существует?Основные понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время, движение.Онтология, таким образом, представляет собой попытку наиболее общего описания универсума существующего, который не ограничивался бы данными отдельных наук и, возможно, не сводился бы к ним.Иное понимание онтологии даёт американский философ Уиллард Куайн: в его терминах онтология — это содержание некоторой теории, то есть объекты, которые постулируются данной теорией в качестве существующих.Вопросы онтологии — это древнейшая тема европейской философии, восходящая к досократикам и особенно Пармениду. Важнейший вклад в разработку онтологической проблематики внесли Платон и Аристотель. В средневековой философии центральное место занимала онтологическая проблема существования абстрактных

объектов (универсалий).В философии XX века специально онтологической

проблематикой занимались такие философы как Николай Гартман («новая онтология»), Мартин Хайдеггер («фундаментальная онтология») и другие. Особый интерес в современной философии вызывает онтологические проблемы сознания.

Развитие (филос.) – необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство, всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания. Диалектико-материалистическое учение о нем составляет философско-методологический фундамент революционных течений.Под развитием обычно понимают:увеличение сложности какой-либо системы; улучшение приспособленности к внешним условиям (например, развитие организма); увеличение масштабов явления (например, развитие вредной привычки,стихийного бедствия); количественный рост экономики и качественное улучшение её структуры; социальный прогресс. Развитие человека можно условно разделить на три составных части:физическое развитие (изменение массы тела, роста и т.д.); социальное развитие (изменение социального статуса);

психосоциальное развитие (созревание и появление психических функций).

Билет 38 Органическая эволюция на Земле.

Аристотель – теория «Градации». Типа – живое существо восходящее по лестнице. Кант, признание эволюционного мира. Выводы: самостоятельная наука.

Редукционизм: принцип всех явлений более сложных объясняется более простым. Холизм – весь мир - единое целое. Синтетическая теория эволюции: 1 – Дарвинизм – матер на Ч. Дарвине. 2 – Менделизм – передача наследственного мат-ла. 3 – Криоционизм – акт божественного творения (чел-к не может понять мир без бога), мир создал Бог. 4 – Новогенез – признак закон изменчивости. Видимое – идея редукцион+ холизм.

Билет 39. Онтологический статус земной жизни.

раздел философии, изучающий проблемы бытия; наука о бытии.Обычно под онтологией подразумевается эксплицитная, то есть явная, спецификация концептуализации, где в качестве концептуализации выступает описание множества объектов и связей между ними. Формально онтология состоит из понятий терминов, организованных в таксономию, их описаний и правил вывода.

Основной вопрос онтологии: что существует?Основные понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время, движение.Онтология, таким образом, представляет собой попытку наиболее общего описания универсума существующего, который не ограничивался бы данными отдельных наук и, возможно, не сводился бы к ним.Иное понимание онтологии даёт американский философ Уиллард Куайн: в его терминах онтология — это содержание некоторой теории, то есть объекты, которые постулируются данной теорией в качестве существующих.Вопросы онтологии — это древнейшая тема европейской философии, восходящая к досократикам и особенно Пармениду. Важнейший вклад в разработку онтологической проблематики внесли Платон и Аристотель. В средневековой философии центральное место занимала онтологическая проблема существования абстрактных объектов (универсалий).В философии XX века специально онтологической проблематикой занимались такие философы как Николай Гартман («новая онтология»), Мартин Хайдеггер («фундаментальная онтология») и другие. Особый интерес в современной философии вызывает онтологические проблемы сознания.

Их значение для научного мировоззрения, методологии медицины и фармации.

2. Мартин Хайдеггер (1889–1976) о разновидностях бытия.

3. Онтологический статус земной жизни — биофилософские вопросы:

 особенности живой природы;

 гипотезы о возникновении жизни на Земле;

 споры вокруг эволюционной теории;

 концепции будущего земной жизни: В.И. Вернадского о био- и ноосфере; И.С. Шкловского об уникальности и финализме жизни во Вселенной.

4. Человек и природа. Глобальные проблемы современного человечества:

 перечень и критерии глобальных проблем;

 этапы развития экологии как науки; экологическая проблема на практике

и её основные аспекты;

 региональные и мировые проекты улучшения экологической обстановки;

 польза и вред от экологической идеологии и практики, в том числе в

области медицины и здравоохранения.

Литература

Марков Б.В. Философия. Учебник для вузов. Cтандарт третьего поколения. СПб., 2012 (Гл. I. Бытие и человеческое существование).

Введение в философию. М., 2003 (Разд. II. Гл. 1 «Бытие»; гл. 3. «Природа»).

Ермакова Е.Е. Философия. М., 2004 (Гл. II «Философия о мироустройстве, или онтология»).

Спиркин А.Г. Философия. 3-е изд., пераб., доп. М., 2011 (Гл. 9 «Учение о бытии»).

Азимов А. Марс. Луна. Галактики. Звезды. Солнце. Занимательная астрономия / Пер. с англ. М., 2003.

Ахутин А.В. Понятие «природа» в Античности и в Новое время. М., 1988.

Биофилософия. М., 1997.

Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. М., 1998.

Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской традиции. М., 1986.

Еськов К. Удивительная палеонтология. История Земли и жизни на ней. М., 2010.

Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.

Винер Д.Р. Экологическая идеология без мифов // Вопросы философии. 1995. № 5.

Громов А.Н. Удивительная солнечная система. М., 2012 (Популярная наука)

Индык В.И. Стационарная и динамическая Вселенная (Новая космологическая теория). М., 2007.

Ичас М. О природе живого: механизмы и смысл / Пер. с англ. М., 1994.

Карпинский Р.С., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия. М., 1995.

Лосев К.С. Мифы и заблуждения в экологии. 2-е изд., доп. М., 2011.

Кларк Д.П. Микробы, гены и цивилизация / Пер. с англ. М., 2011.

Марков А. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы. М., 2010.

Марков Б.В., Солонин Ю.Н., Шилков Ю.М. Жизнь как предмет философских размышлений // Социально-политический журнал. 1996. № 4.

Миллс С. Теория эволюции. История возникновения, основные положения, доводы сторонников и противников / Пер. с англ. М., 2008.

Медоуз Д.Х., Рандерс Й., Медоуз Д.Л. Пределы роста: тридцать лет спустя / Пер. с англ. 3-е изд. М., 2012.

Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990.

Новиков Г.А. Очерки истории экологии животных. Л., 1980.

Основы онтологии. СПб., 1997.

Очерки по истории экологии. М., 1970.

Плотников В.И. Онтология. Хрестоматия. М. – Екатеринбург, 2004.

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой / Пер. с англ. М., 1986.

Развитие представлений В.И. Вернадского о ноосфере. М., 1991.

Римский клуб. Декларация. Миссия // Вопросы философии. 1995. № 3.

Рубин С. Устройство нашей вселенной. М., 2010.

Русский космизм. Антология философской мысли. М., 1993.

Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества. М., 1995.

Русский космизм и современность. М., 1990.

Смил В. Глобальные катастрофы и тренды: следующие пятьдесят лет / Пер. с англ. М., 2012.

Снакин В.В. Экология и природопользование в России. Энциклопедический словарь. М., 2008.

Сорос Дж. Эпоха ошибок. Мир на пороге глобального кризиса / Пер. с англ. М., 2008.

Тугаринов В.П. Природа, цивилизация, человек. Л., 1978.

Турчин А. Война и ещё 25 сценариев конца света. М., 2008.

Фёдоров Н.Ф. Собр. соч. в 4-х тт. М., 1995–1998.

Фёдоров В.М. Н.В. Тимофеев-Ресовский. Биосферные раздумья. М., 1996.

Франк-Каменецкий М. Королева живой клетки: от структуры ДНК к биотехнологической революции. М., 2010 (Наука и мир).

Хёсле В. Философия и экология / Пер. с нем. М., 1994.

Швебс И.С. Идея ноосферы и социальная экология // Вопросы философии. 1995. № 5.

Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум. 5-е изд. М., 1988.

Шубин Н. Внутренняя рыба. История человеческого тела с древнейших времён до наших дней / Пер. с англ. М., 2010.

Циммер К. Эволюция: триумф идеи / Пер. с англ. М., 2012.

Циолковский К.Э. Собр соч. Т. I–IV. М., 1951–1964.

Человек, космос, эволюция (Традиции русской религиозной философии и современность). М., 1992.

В интегральной медицине организм рассматривается не только как анатомо-физиологическая субстанция, но и как живая пирамида структурных (организационных) биофизических уровней в строгой зависимости и соподчиненности.

Первый уровень - элементарный, фундаментальный, где основное действующее начало элементарные частицы атомов тех веществ, из которых состоит биологический объект - человек. Второй уровень - атомарный, где основное действующее начало - атом. Все свойства этой ступени определяются свойствами атомов тех элементов таблицы Менделеева, которые составляют основу биологической ткани - Н, О, С, S, N, Р. Третий уровень - молекулярный., состоит из множества атомов, соединенных в молекулярные связи и образующих вещества с определенными химическими свойствами: молекулы воды, кислорода, азота, углеводородов. Из них в основном и состоят биологическая ткань, ферменты и многие другие органические и неорганические соединения. Четвертый уровень - клеточный, где главная структурная единица - живая клетка. На этом уровне, являя собой более сложную организацию, появляются свойства дифференцирован-ности и авторитма - характерных признаков живой клетки. Пятый уровень - тканевой, состоит из структурных объединений множества клеток по признакам дифференциации и совместной функции, в зависимости от органной принадлежности самой биологической ткани. Шестой уровень - органный, где разнородные тканевые образования сформированы в анатомические структуры - органы. Седьмой уровень - системный, где группы органов, объединенных взаимосопричастными функциями, образуют системы жизнеобеспечения организма с более широкими функциями:. Восьмой уровень - центральных регуляторов. Это нейроэндокринные структуры мозга, управляющие и согласующие работу всех систем.. Девятый уровень - корковый. Это кора головного мозга с ее громадой нейронов и нейронных связей, лежащих в основе нейропсихической деятельности человека, формирующей его сознание на базе условных и безусловных рефлексов Десятый - уровень независимой субстанции - определяет бессознательную деятельность, яркой категорией которой выступает интуиция и другие трансцендентальные возможности человека. ". . Человек - не только анатомо-физиологи-ческая субстанция, состоящая из органов и систем, а сложная многоуровневая биофизическая структура - живая пирамида, - существующая в условиях и по законам окружающего пространства и времени, состоящая с ними в сложных энергоинформационных отношениях. Во всех изменениях, наступивших в живой пирамиде, принимают участие всеобъемлющие связи с внешним миром и внутри пирамиды. Всякая полноценная коррекция внутри пирамиды возможна только с учетом сбоев на всех ее уровнях.

Билет 92. История философии биомедицины: спор реалистов и номиналистов о понятии болезни

Тезисы доклада: Философия биологии – область философского знания, занимающаяся метафизическими, эпистемологическими и понятийными проблемами биологии. Она является относительно молодой наукой, возникшей в 60-х гг. ХХ века как область философии науки, ориентированной на проблемы физики. В начале 1970-х Дэвид Халл (David Hull), Майкл Руз (Michael Ruse) и другие занялись специально формальными проблемами эволюционной биологии. В соответствии с принципом дифференциации, господствующим в развитии научного знания в целом, философия биологии - несмотря на свою короткую историю - успела разбиться на определенные субполя своих исследований, включающие и философию медицины. И все же - несмотря на все эти признаки развития - на сегодняшний день нельзя сказать определенно, что философия биологии и медицины является окончательно конституировавшейся дисциплиной.

Споры, возникающие в ней, нередко оказываются противостоянием наиболее общих философских точек зрения, уже известных из истории философии. Однако в приложении к новому материалу биологии и медицины эти старые философские споры могут дать неожиданный познавательный эффект. Одним из таких споров является спор современных онтологов и номиналистов о понятии болезни. Суть спора можно свести к следующему. С онтологической (реалистической) точки зрения болезни являются реальными сущностями, наличествующими в мире. С этой точки зрения нозологии, например - в качестве классификаций болезней-как-сущностей – есть истинные классификации мира. Болезни, по мысли онтологов, «разрезают» природу на её стыках, давая, тем самым, нам возможность видеть ее устройство. В отличие от онтологов номиналисты ссылаются на старую поговорку «Нет болезней, есть больные люди». Нозологии с точки зрения номиналистов - всего лишь условные системы классификации. Нозологии имеют, конечно, большой практический смысл, но это не означает, что они описывают реальность «как она есть». Фиксация основных положений спора онтологов и номиналистов в рамках истории философии биологии представляется важной уже потому, что – хотят они того или нет - онтологическую или номиналистическую точку зрения вынуждены занять все специалисты, работающие в области биологии и медицины.

Ни один из аспектов нравственного сознания не имеет, пожалуй, такого глубокого мировоззренческого значения, как проблема личного воздаяния. Предполагается, что воздаяние предопределено самой онтологической структурой бытия в отношении к каждому человеку соответственно его достоинству и заслугам. По внутреннему свидетельству нашего нравственного сознания, каждый человек заслуживает воздаяние за совершенное в жизни добро и зло. Согласно этой нравственной аксиоме, всякое добро должно быть вознаграждено и всякое зло и несправедливость должны влечь за собой возмездие. Но если страдают праведники, а беззаконники и грешники благоденствуют, то этот факт открывает в теме воздаяния новую грань, за которой усматривается эсхатологический смысл.

Бог создал человека и предопределил структуру его бытия для осуществления главной и конечной цели, какой является достижение обожения и святости. В силу универсальности онтологической структуры бытия время земной жизни человека, каждый его момент, в пределах которого человек способен сознательно действовать и творить добро или зло, принадлежит вечности, предвосхищающей воздаяние за каждый совершенный во времени поступок. Все совершенное человеком во времени предопределяет его участие в Божественной вечности. Всякий этически значимый поступок является не просто событием, происходящим во времени, но и новым содержанием в структуре личности, заполняющим собой ее сферу и определяющим собой ее достоинство и онтологический статус в мире. Чем достойнее совершенный поступок, тем выше нравственное достоинство личности, тем ближе она к Богу, тем надежнее ее онтологический статус в общей структуре бытия. Отсюда следует, что воздаяние представляет собой определенный онтологический принцип, построенный на соответствии или несоответствии каждого конкретного поступка и вместе с ним всей структуры личности общей структуре бытия.

Итак, в силу универсальности предопределенного Богом строя бытия личное биографическое время соотносится с вечностью, как, вообще, структура отдельной человеческой личности соотносится с общей онтологической структурой мира. Каждая личность несет в себе не только все свое настоящее, но и всю свою историю, все события своего прошлого. Все совершенное человеком в его личной жизни является его достоянием, налагает на него печать или затемненности грехом, или просветленности благодатью и определяет качество его личности, которое соотносится с качеством общей онтологической структуры бытия. При этом соответствие качества структуры нравственно сформированной личности онтологическому универсуму бытия воспринимается и переживается самой личностью как ее полнота, а несоответствие — как ее ущербность.

Переживание человеком полноты бытия, соответственно его личным добродетелям и достоинствам, или, наоборот, ущербности бытия, соответственно его личным беззакониям и злодеяниям, составляет принципиальный аспект реальности воздаяния. В итоге воздаяние определяется не чем иным, как отношением человека к конечной и абсолютной цели установленного Богом человеческого предназначения, то есть определяется степенью его нравственной сформированности, освящения и духовной преображенное.

Термин «Онтология» был предложен Р. Гоклениусом в 1613 году в его «Философском словаре» («Lexicon philosophicum, quo tanquam clave philisophiae fores aperiunter. Francofurti»), и чуть позже И. Клаубергом в 1656 году в работе «Metaphysika de ente, quae rectus Ontosophia», предложившем его (в варианте «онтософия» ) в качестве эквивалента понятию «метафизика» . В практическом употреблении термин был закреплён Х. Вольфом, явно разделившим семантику терминов «онтология» и «метафизика» .

Обычно под онтологией подразумевается эксплицитная, то есть явная, спецификация концептуализации, где в качестве концептуализации выступает описание множества объектов и связей между ними. Формально онтология состоит из понятий терминов, организованных в таксономию, их описаний и правил вывода.

Основной вопрос онтологии: что существует?

Основные понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное) , пространство, время, движение.

Онтология, таким образом, представляет собой попытку наиболее общего описания универсума существующего, который не ограничивался бы данными отдельных наук и, возможно, не сводился бы к ним.

Иное понимание онтологии даёт американский философ Уиллард Куайн: в его терминах онтология — это содержание некоторой теории, то есть объекты, которые постулируются данной теорией в качестве существующих.

Вопросы онтологии — это древнейшая тема европейской философии, восходящая к досократикам и особенно Пармениду. Важнейший вклад в разработку онтологической проблематики внесли Платон и Аристотель. В средневековой философии центральное место занимала онтологическая проблема существования абстрактных объектов (универсалий) .

В философии XX века специально онтологической проблематикой занимались такие философы как Николай Гартман («новая онтология») , Мартин Хайдеггер («фундаментальная онтология» ) и другие. Особый интерес в современной философии вызывают онтологические проблемы сознания.

онтологический статус = положение того или иного объекта в бытии (то есть в чисто объективной реальности) .

формулировал сам, так что могу ошибаться.

Диана МеликянПрофи (994) 11 лет назад Спасибо, такая формулировка внесла хоть какую-то ясность :) Остальные ответы

. Вооо в гугле чего пишут. но света это не добвит. ))). Обычно под онтологией подразумевается эксплицитная, то есть явная, спецификация концептуализации, где в качестве концептуализации выступает описание множества объектов и связей между ними. Формально онтология состоит из понятий терминов, организованных в таксономию, их описаний и правил вывода.

Опыт свидетельствует о все возрастающем методологическом влиянии философии на понимание исключительных функций живой природы на Земле. «Жизнь есть самое общее и всеобъемлющее название для полноты действительности везде и во всем, - писал Вл. Соловьев. - Мы с одинаковым правом говорим и о жизни божественной, и о жизни человеческой, и о жизни природы». Жизнь в наше время становится явлением, которое невозможно объяснить вне философского понимания ее сущности и содержания, источников, а также механизмов эволюции. Большое внимание в последние десятилетия отечественные ученые и философы уделяют разработке онтологических, гносеологических и методологических проблем феномена жизни вообще и человеческой жизни в частности. Отметим, что в естественнонаучной картине мира человек занимает теперь центральное место.

Феномен жизни - это извечная философская загадка и научная проблема. Нет для человечества проблемы более важной и сложной, чем осмысление этого уникального явления. Само понятие жизни до настоящего времени выходит за границы возможного научного познания, поскольку она предполагает не просто особое соединение материальных элементов, но нечто гораздо большее.

Одно из основных научных выражений теории развития – это теория биологической эволюции. Наличие эволюции органических форм говорит о том, что многообразие земных форм жизни представляет собой некоторое сверхпространственное состояние, своего рода биологическое макро-пространство-время, которое не может полностью исчерпать себя ресурсами одного момента времени и начинает «сосчитывать» себя во времени в формах роста биологического макро-пространства. И нужно учесть, что такой рост осложняется множеством девиантных факторов (инволюция, задержки и тупики развития, вымирания видов и т.д.), превращая биологическое пространство-время в ход эволюционного процесса.

Сегодня в теории биологической эволюции соперничают идеи редукционизма и холизма. Редукционизм – это противоположное холизму направление, которое пытается свести более высокие уровни организации к некоторому нижнему уровню, по сути отрицая существование множества уровней бытия.

Господствующая теория эволюции в современной биологии – синтетическая теория эволюции (СТЭ), в которой объединяются идеи дарвинизма и менделизма. Эта теория несет в себе много редукционистских черт, например, макроэволюция крупных таксонов во многом сводится к микроэволюции видов и т.д.

В последнее время нарастает все более активность разного рода альтернативных теорий эволюции – от близкой к дарвинизму теории прерывистого равновесия до все более радикальных версий номогенеза и креационизма.

По-видимому, биология все более будет приближаться к новому эволюционному синтезу, где найдут более гармоничное соединение идеи редукционизма и холизма.
^ 32. Человек как предмет философии.

С одной стороны, человек — существо физическое, телесное; он обуреваем влечениями, в нем сильны бессознательные импульсы. С другой стороны, человеческая природа являет нам сознательность, разумность, способность ясного понимания и осмысливания обстоятельств. Сознание, разум и свобода присущи человеку. Именно эта двойственность всегда заставляла философов искать сущность человека.

Под проблемой человека в философии понимается: проблема добра и зла, души и тела, свободы человека, поиск места человека в окружающем мире и т.д.

В античной философии сформировался особый подход в постижении природы и человека— космоцентризм, суть которого заключается в том, что исходной отправной точкой в разработке философских проблем было понимание космоса как единого соразмерного целого, обладающего некоторым духовным началом (душа, мировой разум). Понимание космоса находится в центре понимания мира. В соответствии с этим трактуется и природа человека. Человек— микрокосм, отсюда и гармония человека, мира, разум человека, мышление.

Начиная с классического периода (с Сократа), проблема человека выдвигается на центральное (первое) место. Для средневековой философии характерным было решение вопросов в соответствии с пониманием Бога, его сущности. Аналогично осуществляется понимание природы и человека, их сущностей, истолкование принципов отношения человека и Бога.

Философия Возрождения является гуманистической, и потому антропоцентричной, т.е. в центре философии — проблема человека, как самоценного существа и через призму этого — понимание мира. Философы связывали свободу человека, смысл его жизни с его собственной внутренней активностью, творческой деятельностью, которая выступала как главный фактор самореализации личности, индивидуализации.

Западноевропейская философия XVII века рассматривала главным образом проблему познания, которая выступила на первый план. Разработка проблемы привела к возникновению двух противоположных познавательных концепций: эмпиризма и рационализма. Проблема человека, его познавательной способности и свободы в этот период решалась с помощью рационалистической установки. Французская философия XVIII в. рассматривала ее также с позиций рационализма.

Одной из важнейших философских проблем, связанных с человеком, является проблема соотношения природного и социального в его историческом и индивидуальном развитии.
^ 33. Основные этапы и факторы антропогенеза.

Современная наука утверждает, что возникновение Homo sapiens произошло в ходе эволюции отряда приматов семейства гоминид. Первым представителем зарождающегося человеческого рода был Homo habilis – «Человек умелый», способный создавать примитивные орудия труда, затем возник Homo erectus – «Человек прямостоящий» (питекантроп). Одна из его ветвей – неандертальский человек - побочная, тупиковая ветвь эволюции, наш «кузен», другая ветвь дала в итоге начало виду Homo sapiens. Его потомки – кроманьонцы, заселявшие Европу около 40 тыс. лет назад, - являлись уже людьми современного типа. Большинство ученых склоняются к мнению, что современное человечество происходит от единого генетического корня, а «прародиной» людей 100 – 200 тыс. лет назад стала Африка.

Считается, что в процессе антропогенеза особенно большое значение имели два обстоятельства: ухудшение условий существования гоминид (скорее всего в связи с изменением климата) и действие генетических механизмов эволюции (пока не очень ясных науке), которые обусловили цефализацию (греч. enkephalos – мозг) – рост головного мозга. Главным фактором, который обеспечил выживание в изменившихся условиях, стала трудовая деятельность. Труд явился силой, которая сформировала человеческое сознание, благодаря нему человек стал человеком. (Этот вывод сделал впервые Ф.Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»). Труд, во-первых, предполагает систематическое употребление и изготовление орудий труда; во-вторых, – коллективный характер деятельности; в-третьих, - общественное разделение видов деятельности; в-четвертых – необходимость сохранения и передачи новому поколению жизненно важной информации о трудовой деятельности. Все это делало необходимым развитие памяти, совершенствование трудовых навыков, постоянного общения.

Появление языка и речи, которые выполняют не только коммуникативную функцию, но и выступают средством мышления, формой хранения и передачи социальной информации – важнейший этап в становлении человека. Вместо того, чтобы обеспечивать выживаемость за счет инстинктов, эволюция человека пошла по другой линии: выживаемость за счет интеллекта, накопления и передачи культурного опыта.

Другим важнейшим условием эволюции человека стало формирование социальных связей и отношений, то есть, возникновение общества, - новой, по сравнению с природной, социокультурной среды обитания, которая формировала в человеке новые, «сверхприродные», социально-культурные потребности. В условиях общественной жизни человек стал развиваться под контролем двух взаимодействующих программ: биологической и социокультурной. Именно социокультурные перемены, а не биологические свойства человека, наполнили его жизнь содержанием, которым не обладает жизнь животных.

Таким образом, будучи генетически связан с другими формами жизни на Земле, человек выделился из них благодаря орудийной деятельности, сплочению в общество, появлению членораздельной речи и абстрактного мышления.
^ 34. Биологическое и социальное в человеке.

«Человек» — общее понятие, обозначающее принадлежность к человеческому роду, природа которого, как отмечалось выше, сочетает биологические и социальные качества. Иначе говоря, человек предстает в своей сущности как биосоциальное существо.

Под биологическим понимаются качества и свойства человека как вида, сформировавшиеся в ходе эволюции под влиянием естественного отбора, под социальным - качества, приобретённые человеком в процессе истории. Единство биологического и социального проявляется двояко: с одной стороны, социальные качества человека детерминированы его биологическими особенностями (существование семьи и брака - половым размножением), а многие особенности физиологии человека - жизнью в обществе (противопоставление большого пальца, подбородочный выступ, объём черепа и т.д.). Проблему представляет соотношение биологического и социального (что преобладает?). Исходя из потребностно-деятельностного подхода, большая часть потребностей человека (в своей массе) являются биологическими, но все без исключения свои потребности человек удовлетворяет социальным способом. Таким образом, можно говорить о взаимозависимости биологического и социального с преобладанием социального начала. Крайние точки зрения на эту проблему получили название биологизаторской и социологизаторской.

Социальное в человеке — это прежде всего орудийно-производственная деятельность, коллективистские формы жизни с разделением обязанностей между индивидами, язык, мышление, общественная и политическая деятельность.

Сложились две концепции о природе человека:

социологизаторские — распространились особенно широко среди сторонников марксистской философии на основе тезиса о человеке как совокупности общественных отношений. Считалось, что никаких особых биолого-генетических задатков индивидуум не имеет, что социальна не только личность, но и вся биолого-физиологическая структура человека;

биологизаторские — общей чертой, является толкование сущности человека преимущественно с позиций биологии.

Главным двигателем общественного развития является борьба за существование и естественный отбор. Выживают только сильнейшие (иногда при этом употребляется понятие «сверхчеловек»), погибают или должны погибать все слабые и неприспособленные к среде.
^ 35. Экзистенциальные проблемы человека (смысл жизни, смерти, любви).

Экзистенциальная концепция человека получила широкое распространение в западноевропейской культуре второй половины ХХ века. Ее популярность во многом связана с литературной и общественной деятельностью французских философов-экзистенциалистов, нобелевских лауреатов в области литературы Ж.-П.Сартра и А. Камю.

С точки зрения Ж.П.Сартра уникальность человека состоит в том, что он – единственное существо, у которого существование предшествует сущности. Более того, как отмечал Ж.-П.Сартр, такой сущности как «человек» вообще нет. Человек – это «проект», существо, устремленное в будущее и постоянно «выбирающее себя», свою сущность. Причем, выбор этот происходит не один раз в жизни (скажем, при выборе профессии), а постоянно. Каждым своим поступком человек вынужден выбирать между добром и злом, мужеством и трусостью и т.д., вплоть до самой смерти. По сути дела, именно эта свобода выбора и делает человека человеком, определяет его специфику, отличая от других существ, у которых нет выбора - кем быть и каким быть.

Проблема поиска смысла человеческого бытия связана с проблемой конечности жизни, смертности человека. Всю трудность вопроса о смысле жизни человек по-настоящему начинает осознавать именно тогда, когда задумывается о смерти. Но окончательного и однозначного ответа на этот вопрос, как мы видели, нет, и даже вера в посмертное существование не снимает с человека проблемы своего назначения в этом мире.

Смысл жизни индивидуален: он существует для индивида и у каждого – свой. ^ Смысл жизни субъективен: его нет, пока субъект сам не выберет его для себя; многие люди, «не нашедшие себя» в жизни, ведут «бессмысленное» существование. Чтобы найти смысл жизни, человек должен быть личностью, способной наполнить свою жизнь смыслом.

В конечном счете, каждый сам для себя должен решить: кто он и зачем живет в этом мире. Как писал Ф.М.Достоевский, «человек есть тайна, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».
^ 36. Бытие духовного. Основные подходы к идеальному в истории философии.

Бытие духовного — эта форма бытия напрямую зависит от состояния социального бытия в целом и поэтому фактически повторяет (воспроизводит) основные тенденции его развития. Вместе с тем, будучи образованием относительно автономным, духовное (идеальное) бытие получило в XX в. и некоторые специфические характеристики:

1) в полную мощь проявлена инструменталъностъ, т.е. практическая, материальная значимость идей (энергия, атом, ген и т.д.);

2) обнаружены индивидуальные и коллективные неосознаваемые духовные структуры («бессознательное»), степень влияния которых на социальную жизнь пока точно не установлена;

3) та часть духовного бытия, в которой формируются социальные ценности, не подчинилась тенденции к стандартизации и унификации, но, напротив, обнаружила стремление к нарастанию многообразия; в результате ценностные критерии стали размываться, и главными правилами поведения в этой сфере стали плюрализм и толерантность;

4) духовное бытие потеряло «ориентацию во времени», потускнела перспектива общественного прогресса, рухнули идеологии общих целей;

5) новые коммуникационные технологии видоизменяют как формы представления духовного бытия (образы и понятия замещаются моделями и символами), так и традиционные способы формирования его структур (манипулирование общественным мнением — крайний тому пример); духовное бытие становится менее устойчивым, хуже укорененным в социальной реальности, но зато более гибким и динамичным.
^ 37. Философия сознания.

Сознание - способность идеального (психического) отражения действительности, превращения объективного содержания предмета в субъективное содержание душевной жизни человека, а также специфические социально-психологические механизмы и формы такого отражения на разных его уровнях. Именно в субъективном мире сознания осуществляется воспроизведение объективной реальности и мысленная подготовка к преобразующей практической деятельности, ее планирование, акт выбора и целеполагание. Под сознанием понимается не просто психическое отражение, а высшая форма психического отражения действительности общественно развитым человеком. Оно представляет собой такую функцию человеческого мозга, сущность которой заключается в адекватном, обобщенном, целенаправленном и осуществляющемся в речевой (или вообще в символической) форме активном отражении и конструктивно-творческой переделке внешнего мира, в связывании вновь поступающих впечатлений с прежним опытом, в выделении человеком себя из окружающей среды и противопоставлении себя ей как субъекта объекту. Сознание заключается в эмоциональной оценке действительности, в обеспечении целеполагающей деятельности — в предварительном мысленном построении разумно мотивированных действий и предусмотрений их личных и социальных последствий, в способности личности отдавать себе отчет как в том, что происходит в окружающем материальном мире, так и в своем собственном мире духовном. Сознание - не просто образ, а идеальная (психическая) форма деятельности, ориентированная на отражение и преобразование действительности.

Источники сознания:

1. Внешний предметный и духовный мир; природные, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и понятийных образов.

2. Социокультурная среда, общие понятия, этические, эстетические установки, социальные идеалы, правовые нормы, накопленные обществом знания; здесь и средства, способы, формы познавательной деятельности.

3. Духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний.

4. Мозг как макроструктурная природная система, состоящая из множества нейронов, их связей и обеспечивающая на клеточном (или клеточно-тканевом) уровне организации материи осуществление общих функций сознания.

Считается, что если предметное сознание ориентировано на осмысление окружающего человека мира, то при самосознании субъект делает объектом самого себя. Объектом анализа при этом становятся собственные представления, мысли, чувства, переживания, волевые импульсы, интересы, цели, поведение, действия, положение в коллективе, семье, обществе и т.п.

Формирование самосознания ни в истории человечества, ни в индивидуальном развитии человека невозможно без социального фактора, без коммуникаций, без отграничения себя от других людей и в то же время - без соотнесения себя с ними, с их жизненными позициями, без оценки себя с позиций других людей и общества.

Жизнь как звено в бытии мира. Философия и естественные науки о жизни. Постижение феномена жизни в философии, биологии и медицине. Определение жизни с позиции системного подхода, системная организация ее функций. В. И. Вернадский о живом веществе. Фундаментальные свойства живых систем и их атрибуты (обмен веществ, энергии, размножение, наследственность и изменчивость и т. д). Микро и макромир жизни. Биосфера как земная оболочка или область жизни на Земле. Эволюция биосферы как среды обитания и источника ресурсов. Особенности самоорганизации организмов и надорганизменных живых систем.

Теория возникновения и существования жизни. Есть ли целесообразность в живом? Целесообразность и целеполагание. Целеполагание и целеосуществление. Космопланетарные условия для возникновения жизни на Земле. Жизнь как «деятельность» органической целостности. Живые существа – дискретная форма жизни, их разнообразие и единый принцип организации. Человечество как активный элемент биосферы.

Современные учения об эволюции жизни. Рекомбинации как механизм многообразия в явлениях живой природы. А. Л. Чижевский: «земная жизнь в лучах Космоса». Структура и эволюция биосферы в Космосе. Проблема «прогресса» в живой природе. Уровни организации живого. Проблема философского осмысливания самоценности живой природы. Философско-методологические принципы постижения жизни. Философия о системе взаимодействия: биосфера – человек. Философское осмысление проблемы жизни на Земле и в Космосе.

Читайте также: