Настольная игра полтавская битва 1709 статус белли

Обновлено: 14.11.2024

Проработанность игровой механики, строгая последовательность фаз и точный расчет возможностей каждого батальона обеспечивают логичный и естественный ход военной истории на игровом поле. Но хорошему стратегу — и фишки в руки: а вдруг все пойдет иначе, и победят шведы?

Живая история

Эта игра воплощает «Полтавскую битву» настолько реалистично, насколько это вообще возможно в картоне и пластике. Части наделены индивидуальными возможностями, согласующимися с историческими свидетельствами о тех или иных типах войск, игровое поле повторяет настоящий рельеф местности, где войска Петра остановили экспансию Карла XII, заявив на всю Европу о силе и славе русского оружия. Словом, леса практически непроходимы, реки приходится форсировать, а по дороге батальоны движутся куда быстрее, чем по ямам и ухабам среднерусской равнины. Все как в жизни.

Ордер—де—баталь или чем будем играть

Для того, чтобы определить самого великого стратега и полководца, вам предоставляются:

  • Игровое поле, разделенное на шестиугольники, упорядочивающие передвижения войск, зоны видимости и огня.
  • Фишки частей, соответствующие реальным боевым подразделениям, участвующим в битве. Части имеют свои возможности для рукопашной, для ведения огня, для выдерживания натиска противника, а так же особые возможности. Некоторые фишки могут быть перевернуты — на оборотной стороне даны характеристики части после того, как она понесет потери.
  • Фишки хода и редута.

Правила военного времени

Кроме того, в комплект входят правила. В них вы найдете не только понятный рассказ о достаточно сложной механике игры, но и полноценное введение, сообщающее о положении дел в Европе начала XVIII века. Думаете, это важно одним политикам? Но вы же теперь офицер и цензус, человек грамотный и знающий. Тем более, на основе этого вы сможете разработать победную стратегию.

Кстати, о стратегии

Изначально у войск в этой битве возможности не равны — Петр Первый сделал все, чтобы это решающее сражение было «нечестным». Но если вы — Карл XII, вы можете быстро прикинуть свои сильные стороны, например, понять, что ваше прекрасно вымуштрованное войско решительнее и целеустремленнее в рукопашной. А если сражаетесь за русских — делайте ставку на мощь своей артиллерии. И это только малая часть предлагаемых военных тактик! Кстати, два расклада на начало боя описаны прямо в правилах: один для начинающих офицеров, другой — для опытных полководцев. Но вы можете не ограничиться этим. Главное — ввязаться в драку, а там посмотрим!

16 Июн 2011

Узнав из анонса о выходе в свет этой игры по достаточно привлекательной цене в 200 рублей, принял решение приобрести, не дожидаясь выкладки правил на сайте производителя, первых отзывов и т.д. И через 2 недели после оплаты передо мной оказалась симпатично оформленная картонная папка с игрой. В комплект входят правила игры с кратким экскурсом в историю, карта формата А2, лист с фишками и игральный кубик.

Сразу понравилось мне цветное оформление правил игры. Приятно ведь взять в руки хорошо оформленный буклет из глянцевой плотной бумаги, в котором четкие и понятные цветные иллюстрации к правилам.

Беглое ознакомление с несложными правилами, «священный обряд выдавливания фишек», и можно готовиться к первому бою. Что, как не сама битва лучше покажет интересная игра или нет. Карта тоже симпатично оформлена, читаются все нанесенные надписи без труда, легенды на полях также выглядят приятно.

Расстановка сил согласно сценария №1, который предлагает разыграть часть битвы после прорыва шведами линии редутов, заняла совсем немного времени. В этом очень способствуют надписи на поле, подсказывающие какая дивизия должна быть установлена в этом районе.

А соотнеся номер полка из «ордер-де-батале», указанный на самой фишке, и аналогичный номер на самом поле, очень быстро находят свое место в строю и пехотные полки. И общая картина перед главным сражением начинает напоминать знакомую схему расстановки войск.

В правилах указано, что сторона, начинающая первой, будет указана в сценарии. Не нашел. По логике начинает тот, кому больше нужно, то есть – шведы. С них и начал. Параметры фишек указывают, что шведы имеют преимущество в рукопашном бою, так что их задача как можно быстрее преодолеть расстояние до русских войск и вступить в схватку. Впрочем, об этом прямо говорит автор во вступлении к правилам, что шведам для победы необходимо атаковать и громить превосходящие их количественно русские дивизии.

По требованию сценария ослабил часть русских и шведских полков, обозначающих, что они понесли потери до начала сценария, в борьбе за редуты.

«Вдруг слабым манием руки
На русских двинул он полки..» А.С. Пушкин, «Полтава».

Кавалерия шведов быстро добралась до левого фланга русских, и вознамерилась вступить в бой кавалерией Меньшикова

Признаюсь, что допустил ошибку, играя первый раз. Правила требуют следующей последовательности хода от игроков

Игрок А: «Фаза движения – фаза стрельбы – фаза рукопашной», следом игрок Б повторяет те же фазы. Т.к. на прошлой неделе я играл в другую игру, где фазы действий игроки повторяют друг за другом в процессе ходы, то «переклинило» меня, и я сыграл так и в «Полтаве». В дальнейшем, конечно, исправлюсь.

Левый кавалерийский фланг шведов не стал подходить на расстояние выстрела русской пехоты. Русская кавалерия правого фланга свою очередь решила дать встречный бой и развернула свои полки лицом к лицу с неприятелем.

Пехота русских осталась на месте, хотя, как покажет бой, зря. Лучше было бы выдвинуться вперед и хотя бы попробовать обстрелять в конницу Гамильтона, а не выставлять заслон из кавалерии, перекрывающую линию видимости.

Картина после фаз движения первого хода на поле боя выглядела вот так.

Затем пришла пора говорить артиллерии, т.е. фаза стрельбы. Только одной русской пушке удалось нанести ущерб, удачно «проредив» Смоландский кавалерийский полк. Тем самым заставив перевернуть фишку на ослабленную сторону.

Наступила фаза яростных рукопашных схваток. Шведы удачно использовали свои бонусы ближнего боя, и им удалось вклинить в строй кавалерии Меньшикова и даже уничтожить 2 пехотных полка дивизии Аллерта. Не без труда и потерь, конечно.

На противоположном фланге отчаянное сопротивление супостатам оказали конные смельчаки Бема и Шаумбрурга, не позволив шведам добиться какого-либо преимущества на этом участке.

Второй ход преподнес одну из главных интриг сражения – очную встречу Карла XII и Петра I в бою. Шведский король, несмотря на ранение, принял командование одним из полков на себя. Петр последовал примеру оппонента. И вот они встретились.

Но перед тем, как сцепиться в рукопашной схватке (возможно и лично, ну для красоты, как в кино) русская артиллерия нанесла сюрприз, нанеся серьезные потери Скараборгскому полку, возглавляемому Карлом.

Но это не повлияло на решимость шведов непременно атаковать полк Петра, и при поддержке 4-го Лейб-Гвардейского полка, «пострадавший» полк смог заставить ретироваться русских, несмотря на отчаянную попытку Петра остановить отступающих.

Но это был локальный успех шведов, который они не смогли развить. Несмотря на то, что ранее был выбран неудачный план для пехоты «ни шагу назад, и вперед тоже», и элитные полки русских (Преображенский и Семеновский) остались не у дел, победа русских пришла именно за счет действий пехоты под руководством фельдмаршала Шереметева.

Полк под личным командованием Шереметева обратил в бегство шведский полк, что переполнило последнюю каплю терпения (т.е число уничтоженных полков дивизии достигло «порога бегства») исстрадавшихся солдат Карла. И они дрогнули, и начали беспорядочно отступать.

Карлу ничего не оставалось как скомандовать отойти оставшимся ему верным кавалерии. Сражение Карлом было проиграно и на этот раз.

Игра проста, вполне интересна, позволяет быстро начать играть. Не без ошибок, как видите, но все-таки. Новичкам в варгеймах (к коим отношу и себя) подходит как «первая игра». Качество исполнения фишек, карты и буклета правил на очень достойном уровне. По соотношению «цена-качество» ИМХО очень и очень достойный продукт.

В игре есть еще сценарий №2, который предлагает разыграть сражение начиная со штурма редутов и использовать дополнительные правила. Возможно, шведам улыбнется удача на этот раз. Попробую узнать, разыграв и этот сценарий на досуге.

Информация

автор: Алексей Разыграев
издатель: Статус Белли
магазин: OZ
GaGa.ru
Igromaster.com (Украина)
Циолковский, книжный магазин, Москва
Буквоед
Статус Белли
ДК им.Крупской в Санкт-Петербурге
Военный коллекционер, Санкт-Петербург
Солдатики, Санкт-Петербург
Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге
Государственный Исторический музей в Москве
Музей-заповедник Бородинское поле
Музей Московского Кремля
Мир моделиста
Центральный музей Вооруженных сил в Москве
Лабиринт
Игранск
Игровед
Мосигра
Фишка
.
язык: Русский

Поcтавка

вес: 190 г.
размер: 22 x 30 x 0.7 см.
комплектация:

Картонная папка, игровое поле с картой А2, полноцветный буклет с правилами, 110 игровых двусторонних фишек и маркеров, 1 шестигранный кубик

- 5.88 12 -

Награды добавить

  • добавить
  • фото или видео
  • статью
  • файл или ссылку
  • связанную игру
  • похожую игру
  • событие или новость
  • комментарий

Описание игры

«Полтава 1709» - настольный исторический варгейм для двух игроков, посвящённый самому известному сражению Северной войны, в котором русской армии во главе с царём Петром удалось разбить войска шведского короля Карла XII. Игровое поле воспроизводит местность, на которой развернулось сражение, со всеми элементами ландшафта, а также с редутами и русским лагерем. Для обозначения отрядов в игре используются картонные фишки. На них нанесены названия полков, участвовавших в сражении и их боевые характеристики (боевая сила и скорость движения). Бои разрешаются с помощью кубика и специальной Боевой таблицы.

В игре два сценария: короткий (5 ходов) и полный (12 ходов). Кроме того, на сайте производителя выложены два дополнительных сценария, повышающие исторически низкие шансы шведов на победу.

16 Июн 2011

Узнав из анонса о выходе в свет этой игры по достаточно привлекательной цене в 200 рублей, принял решение приобрести, не дожидаясь выкладки правил на сайте производителя, первых отзывов и т.д. И через 2 недели после оплаты передо мной оказалась симпатично оформленная картонная папка с игрой. В комплект входят правила игры с кратким экскурсом в историю, карта формата А2, лист с фишками и игральный кубик.

Сразу понравилось мне цветное оформление правил игры. Приятно ведь взять в руки хорошо оформленный буклет из глянцевой плотной бумаги, в котором четкие и понятные цветные иллюстрации к правилам.

Беглое ознакомление с несложными правилами, «священный обряд выдавливания фишек», и можно готовиться к первому бою. Что, как не сама битва лучше покажет интересная игра или нет. Карта тоже симпатично оформлена, читаются все нанесенные надписи без труда, легенды на полях также выглядят приятно.

Расстановка сил согласно сценария №1, который предлагает разыграть часть битвы после прорыва шведами линии редутов, заняла совсем немного времени. В этом очень способствуют надписи на поле, подсказывающие какая дивизия должна быть установлена в этом районе.

А соотнеся номер полка из «ордер-де-батале», указанный на самой фишке, и аналогичный номер на самом поле, очень быстро находят свое место в строю и пехотные полки. И общая картина перед главным сражением начинает напоминать знакомую схему расстановки войск.

В правилах указано, что сторона, начинающая первой, будет указана в сценарии. Не нашел. По логике начинает тот, кому больше нужно, то есть – шведы. С них и начал. Параметры фишек указывают, что шведы имеют преимущество в рукопашном бою, так что их задача как можно быстрее преодолеть расстояние до русских войск и вступить в схватку. Впрочем, об этом прямо говорит автор во вступлении к правилам, что шведам для победы необходимо атаковать и громить превосходящие их количественно русские дивизии.

По требованию сценария ослабил часть русских и шведских полков, обозначающих, что они понесли потери до начала сценария, в борьбе за редуты.

«Вдруг слабым манием руки
На русских двинул он полки..» А.С. Пушкин, «Полтава».

Кавалерия шведов быстро добралась до левого фланга русских, и вознамерилась вступить в бой кавалерией Меньшикова

Признаюсь, что допустил ошибку, играя первый раз. Правила требуют следующей последовательности хода от игроков

Игрок А: «Фаза движения – фаза стрельбы – фаза рукопашной», следом игрок Б повторяет те же фазы. Т.к. на прошлой неделе я играл в другую игру, где фазы действий игроки повторяют друг за другом в процессе ходы, то «переклинило» меня, и я сыграл так и в «Полтаве». В дальнейшем, конечно, исправлюсь.

Левый кавалерийский фланг шведов не стал подходить на расстояние выстрела русской пехоты. Русская кавалерия правого фланга свою очередь решила дать встречный бой и развернула свои полки лицом к лицу с неприятелем.

Пехота русских осталась на месте, хотя, как покажет бой, зря. Лучше было бы выдвинуться вперед и хотя бы попробовать обстрелять в конницу Гамильтона, а не выставлять заслон из кавалерии, перекрывающую линию видимости.

Картина после фаз движения первого хода на поле боя выглядела вот так.

Затем пришла пора говорить артиллерии, т.е. фаза стрельбы. Только одной русской пушке удалось нанести ущерб, удачно «проредив» Смоландский кавалерийский полк. Тем самым заставив перевернуть фишку на ослабленную сторону.

Наступила фаза яростных рукопашных схваток. Шведы удачно использовали свои бонусы ближнего боя, и им удалось вклинить в строй кавалерии Меньшикова и даже уничтожить 2 пехотных полка дивизии Аллерта. Не без труда и потерь, конечно.

На противоположном фланге отчаянное сопротивление супостатам оказали конные смельчаки Бема и Шаумбрурга, не позволив шведам добиться какого-либо преимущества на этом участке.

Второй ход преподнес одну из главных интриг сражения – очную встречу Карла XII и Петра I в бою. Шведский король, несмотря на ранение, принял командование одним из полков на себя. Петр последовал примеру оппонента. И вот они встретились.

Но перед тем, как сцепиться в рукопашной схватке (возможно и лично, ну для красоты, как в кино) русская артиллерия нанесла сюрприз, нанеся серьезные потери Скараборгскому полку, возглавляемому Карлом.

Но это не повлияло на решимость шведов непременно атаковать полк Петра, и при поддержке 4-го Лейб-Гвардейского полка, «пострадавший» полк смог заставить ретироваться русских, несмотря на отчаянную попытку Петра остановить отступающих.

Но это был локальный успех шведов, который они не смогли развить. Несмотря на то, что ранее был выбран неудачный план для пехоты «ни шагу назад, и вперед тоже», и элитные полки русских (Преображенский и Семеновский) остались не у дел, победа русских пришла именно за счет действий пехоты под руководством фельдмаршала Шереметева.

Полк под личным командованием Шереметева обратил в бегство шведский полк, что переполнило последнюю каплю терпения (т.е число уничтоженных полков дивизии достигло «порога бегства») исстрадавшихся солдат Карла. И они дрогнули, и начали беспорядочно отступать.

Карлу ничего не оставалось как скомандовать отойти оставшимся ему верным кавалерии. Сражение Карлом было проиграно и на этот раз.

Игра проста, вполне интересна, позволяет быстро начать играть. Не без ошибок, как видите, но все-таки. Новичкам в варгеймах (к коим отношу и себя) подходит как «первая игра». Качество исполнения фишек, карты и буклета правил на очень достойном уровне. По соотношению «цена-качество» ИМХО очень и очень достойный продукт.

В игре есть еще сценарий №2, который предлагает разыграть сражение начиная со штурма редутов и использовать дополнительные правила. Возможно, шведам улыбнется удача на этот раз. Попробую узнать, разыграв и этот сценарий на досуге.

Если все будут “тотальными” пнпшниками, то никто не будет издавать игры вообще. И разрабатывать тоже.

Будут. Есть люди, которым просто нравится придумывать игры.

Понятное дело, игр стало бы меньше, но в основном за счёт всякого коммерческого говна, так что среднее качество может быть даже повысилось бы.

Опять же очевидно, что оформление как правило было бы примитивным, и опять же зависело бы от энтузиастов. Для популярных игр наверняка нашёлся бы кто-нибудь (а может быть и не один), кто совершенно бесплатно, от души, нарисовал бы красивое оформление.

1. В буклете с правилами мы не указали в сценариях, кто ходит первым. Во всех сценариях первым ходит шведский игрок.
2. К своему сожалению, автор в процессе работы над игрой допустил грубую фактологическую ошибку. На завершающем этапе сражения у шведов в пехотной линии находилось 10, а не 9 батальонов. "Пропал" 2-й батальон Упландского полка (№10). Поставьте его в гексагон 1717 и сдвинтье остальную линию влево на один гексагон. Она займет один гексагон "Кавалерии Гамильтона" - сдвиньте один ее полк назад.

Дополнительные сценарии к игре "Полтава 1709"

Предложенные ниже два сценария не являются историческими. Они более сбалансированы в игровом плане за счет усиления шведов.
Сценарий №3. "Сквозь огнь окопов рвутся шведы. "
В этом сценарии уменьшаются действительные потери шведов при прорыве сквозь редуты.
Используйте все правила и расстановку сценария №1.
Исключения из сценария №1:
Вариант 1. На ослабление шведов бросайте трехзначный кубик («1,2» = «1»; «3,4» = «2»; «5,6» = «3»).
Вариант 2. Не бросайте кубики на ослабление шведов вообще.
Сценарий №4. "И с ними царские дружины сошлись в дыму среди равнины. "
В этом сценарии предполагается, что Петр I отказался от строительства линии редутов, что позволило шведам развернуться в ордер-де-баталь без потерь и провести регулярное полевое сражение.
Используйте все правила и расстановку сценария №1.
Исключения из сценария №1:
1. Шведы не ослабляются.
2. В сценарии принимает участие вся пехотная линия шведов. Шведская пехота развертывается в две линии.
В первой линии находятся 9 батальонов (с №1 по №9) в линии гексагонов «1612-1620».
Во второй линии находятся 9 батальонов (с №10 по №18) в линии гексагонов «1711-1719».
3. Шведская кавалерия Гамильтона развертывается на 1 ряд гексагонов восточнее («1621-1627»).
4. Русский отряд Ренцеля делится на две части. Кавалерия Ренцеля считается входящей в дивизию Меньшикова (порог бегства дивизии Меньшикова повышается на "2"), пехота Ренцеля входит в отряд "Лагеря" (порог бегства отряда "Лагеря" повышается на "1").
5. Сражение начинается в 7-00 (с 6-го хода).
Повышение баланса сценария №1.
Данное дополнение сделано исключительно для определения качества игры с обеих сторон. Принципиально оно ничего не меняет.
Шведская решительная победа. Разгром русской армии.
Кампания 1709 года проиграна, Украина отпадает от русского царя и переходит на сторону Швеции, Москва захвачена и сожжена, Ингрия с Петербургом становится шведской провинцией. Россия так и не выходит из своих лесов, оставаясь Московией. Русскому игроку должно быть стыдно.
Шведская малая победа. Разгром двух и больше русских дивизий.
Ничья. Разгром одной русской дивизии.
Любой другой результат является русской решительной победой.

Советы по игре

Первый сценарий одновременно является самым простым, и поэтому для ознакомления с игрой мы рекомендуем начинать с него. Игра «Полтава» воспроизводит историческое событие, и мы заранее оговоримся, что баланс сил сильно смещен в сторону русских. Шведы были поставлены в сложнейшее положение всем предыдущим развитием кампании и собственно сражение, решительная атака шведской линии на развернутую к бою русскую армию был актом отчаяния и последней попыткой изменить хоть что-то в последнем звене безнадежной и трагической для шведов цепи событий. Поэтому шведский игрок не должен удивляться, если он проиграет в двух случаях из трех. Русский царь Петр I сделал все, чтобы бой с армией Карла XII был как можно более «нечестным».
Шведы могут рассчитывать, в первую очередь, на то, что являлось единственным, но крайне эффективным их козырем – тактика «Га Па». Крайне агрессивное наступление, практически без выстрелов, и яростная рукопашная, к которой шведы были психологически лучше готовы, чем их противник. У шведских частей серьезное преимущество в ближнем бою - за счет бонусов штыкового и кавалерийского ударов. Стремительно сближайтесь и атакуйте, пока более медленная русская пехота не сомкнет фланги и не охватит шведскую линию. Единственный путь к победе – деморализовать русских быстрее, чем подходят их превосходящие силы. Громите стоящую перед Вами русскую дивизию, обрушьтесь на следующую и, может быть, Вам повезет. Северная война будет развиваться по другому сценарию.
Несмотря на то, что стратегически русское командование почти выиграло кампанию, тем не менее, русской армии надо еще потрудиться, чтобы достойно завершить трудное и долгое дело. Русская армия многочисленнее, она опирается на укрепления своего лагеря и у нее мощная артиллерия. Однако за счет своего качественного превосходства шведы могут оказаться сильнее в отдельно взятой точке. Не давайте им использовать свои преимущества. Шведам нужна рукопашная – не вступайте в нее и уничтожайте врага огнем. В конце концов, мушкет придумали не для того, чтобы размахивать им как дубиной. Кроме того, если русская линия не будет вступать в ближний бой, то она позволит действовать своей подавляющей артиллерии – не забывайте об этом сильном козыре. Если все-таки дошло дело до штыков, внимательно смотрите за порогом бегства русских дивизий. Не рискуйте зря частями тех дивизий, которые находятся уже на грани разгрома. И скорее смыкайте фланги, - окруженная шведская линия в этом случае будет обречена даже в рукопашной.
Второй сценарий намного труднее и требует изучения большого числа дополнительных правил. Однако он может позволить шведскому игроку начать генеральное сражение в лучших условиях, чем это было исторически (хотя возможен и обратный результат). Шведский игрок не должен увлекаться, далеко вырываясь кавалерией за линию редутов. Его могут наказать мощными и точными контратаками. Помните, помимо того, что надо быстро пройти русские укрепления, у шведов должно остаться достаточно сил, чтобы разбить русские войска в основном сражении. Опасайтесь огня артиллерии. Потеря даже нескольких частей из-за русских пушек будет вызывать горькое сожаление, когда дело дойдет до главной атаки.
Тот же совет можно дать и русскому игроку – не увлекаться боем у редутов. Если можно наказать противника – накажите, но в целом масса шведских войск значительно превосходит русских в этом эпизоде сражения. Вы ведь не хотите остаться без левого кавалерийского фланга, когда начнется генеральная баталия? Время работает на русских. Им нужно только сдержать противника и нанести хоть какие-нибудь потери, не подвергая свои войска риску потерпеть поражение. Все решится на финальной стадии, а там у русских будет безоговорочное преимущество.
Несколько слов о продолжительности обоих сценариев. Без учета времени, затраченного на изучение правил, «Сценарий №1» замет у Вас от 40 минут до часа. Розыгрыш длинного сценария потребует от полутора до двух часов.
(Алексей Разыграев, автор)

Вспомогательная справочная информация к игре:

Русская и шведская армии в Полтавском сражении (историческая справка).
Русская пехота состояла из трех «дивизий» (в каждой было по три бригады; в каждой бригаде от одного до пяти полков пехоты) и отдельной гвардейской бригады (Преображенский и Семеновский гвардейские и отборные пехотные полки – всего четыре полка). Всего в сражении участвовало 40 пехотных полков (с учетом гарнизона Полтавы), в том числе 2 гвардейских и 4 гренадерских. На тот момент полки еще не имели единой штатной структуры. Часть полков имели в своем составе 8 рот (одна из них была гренадерской) в двух батальонах. Общая численность полка по штату составляла 1497 человек, из них 1120 человека солдат. Некоторые пехотные полки сохраняли еще прежнюю организацию, имея в двух батальонах одну гренадерскую и 9 фузелерных рот (по 5 рот в батальоне). Несколько пехотных полков имели в своем составе по три батальона, а гвардейский Преображенский – целых четыре.
В сражении обычно пехота строилась в четыре шеренги.
Основным огнестрельным оружием пехотинца (фузилера и гренадера) была кремневая гладкоствольная фузея, а холодным - короткая шпага. Гренадер, кроме фузеи и шпаги, имел ручные гранаты, носимые в особой сумке. Часть пехотинцев была вооружена пиками. Эти солдаты (пикинеры) в одних полках составляли треть рядовых, а других - одну восьмую.
Русская кавалерия состояла из 24 драгунских и 3 конно-гренадерских полков и нескольких именных «швкадронов». В драгунских полках было по 5 эскадронов, в конно-гренадерских – по 10 конных рот, а в «шквадронах» — по 5 конных рот. Численность кавалерийских полков в сражении была разной: от 400 до 1000 человек в полку.
Драгуны предназначались для ведения боя как в конном, так и в пешем строю. В первом случае они сроились в три шеренги, а во втором действовали так же, как обычная пехота. Вооружение рядового драгуна состояло из драгунской фузеи, палаша (могли быть и шпаги, и сабли), а также одного или двух седельных пистолетов. Гренадеры драгунских полков были вооружены ручной мортиркой для «кидания гранат».
Артиллерия русской армии насчитывала102 орудия, из которых 87 к началу сражения располагались в укрепленном лагере.
Общая численность русской армии в Полтавском сражении достигала 60 тыс. военнослужащих, потери ее составили 4635 человек.
Шведская армия Карла XII, вопреки расхожему мнению, не была поголовно состоявшей из наемников. Наоборот, армия преимущественно комплектовалась за счет поземельной воинской повинности (индельты) подданных шведской короны.
Во время сражения пехота шведской армии состояла из 12 пехотных полков в составе 20 батальонов (из них в сражении участвовало 18), насчитывающих в своих рядах более 9 тысяч человек. Каждый полк по штату состоял из 8 рот по 150 строевых чинов. Четыре роты составляли батальон из 600 человек, а всего в полку должно было насчитываться 1200 солдат.
Лейб-Гвардии пехотный полк отличался по организации и имел 4 батальона по 6 рот в каждом. Во время русского похода шведские полки сильно поредели, и к Полтавскому сражению некоторые из них пришлось срочно переформировать – они стали насчитывать по одному батальону.
Кавалерия шведской армии под Полтавой насчитывала 22 полка (11 рейтарских и 11 драгунских), а также «корпус» Лейб-Драбантов. В сражении приняло участие почти 8 тысяч человек шведских кавалеристов, остальные оставались при обозе, под полтавской крепостью и в составе наблюдательных отрядов (всего более 4 тысяч человек).
Артиллерия Карла XII в сражении была представлена всего лишь четырьмя легкими орудиями, которые должны были подавать сигналы. Остальная артиллерия (35-40 орудий) осталась у осажденной Полтавы.
Союзные шведам украинские казаки гетмана И. С. Мазепы вместе с запорожцами (около 10 тысяч всадников) не участвовали в сражении. Общая численность шведской армии, по шведским источникам, достигала 27 тыс. человек, из которых непосредственное участие в сражении приняли около 17 тыс.
(данные для исторической справки взяты из статьи: А. А. Васильев. «О составе русской и шведской армий в Полтавском сражении». ВИЖ. 1989. № 7)

Латинское выражение Stаtus Belli означает "состояние войны". Компания Status Belli, отметившаяся настоящими военно-историческими играми, продолжает работу в сфере настольных стратегических игр. Покажите эти игры своим друзьям, объясните им несложные правила - и вы будете вознаграждены ни с чем не сравнимой атмосферой живого общения увлеченных людей!

Настольная игра "Бородинское сражение 1812"

"Бородинское сражение 1812" - это классический гексональный варгейм с фишками.
В комплекте:
Буклет с правилами и примерами
Цветное игровое поле
80 игровых фишек
Десятигранный кубик
3 пластиковых маркера
Выпуск 3.
Сделано в России

Из примечаний разработчика

Операция в районе Бородино продолжалась три дня. Приготовившись дать сражение, Кутузов перекрыл Новую Смоленскую дорогу и занял позицию на возвышенном обрывистом берегу реки Колочи. Таким образом, он, в первую очередь обеспечивал себе путь отступления, при этом фланги его позиции не были хорошо обеспечены – на левом крыле проходила Старая Смоленская дорога, на правом, по другому берегу реки Москвы, проходил Гжатский тракт. Ожидая удара, русская армия была развернута так, чтобы отразить атаку французов на любом участке. Учитывая, что Новая Смоленская дорога была важнее всего, она была коммуникацией русской армии, именно ее и прикрывали главные русские силы – 1-я Западная армия Барклая. Левый фланг защищала численно более слабая 2-я Западная армия Багратиона. Когда в реальном сражении основной удар французов пришелся по слабо защищенному левому крылу, Кутузов был вынужден сразу начать перебрасывать войска с неатакованного правого фланга к Багратиону. Читать дальше.

Настольная игра "Куликовская битва 1380"

Битва на Дону, названная впоследствии битвой на Куликовом поле, состоялась 8 (16) сентября 1380 года в устье реки Непрядвы между объединенным русским войском Московского князя Дмитрия Ивановича и войсками темника Мамая, захватившего власть в Золотой Орде.
В результате сражения Мамай был полностью разгромлен и бежал в Крым, где был схвачен и убит. Для обескровленных, но победивших русских войск эта битва стала переломной в истории противостояния Золотой Орде. Можно с уверенностью сказать, что победа на берегах Дона стала отправной точкой в долгом и трудном процессе рождения национальной русской армии.

Из примечаний разработчика

Представленная игра отражает одну из точек зрения, существующих по поводу Куликовской битвы. Историкам слишком мало известно о самом сражении. Предметом споров является состав, численность войск и даже само место сражения.
Во время игры нелегко придется обоим игрокам. У русских преимущество в вооружении – им выгоден рукопашный бой. Им лучше не вступать в перестрелку с превосходящими в лучном бою ордынцами, а стремиться как можно быстрее вступить в контакт с противником. В русском Большом полку есть очень сильный резерв из московских полков и великокняжеского Двора. Ими можно нанести сильный удар, но нельзя увлекаться, иначе ордынцы могут охватить с фланга завязнувшие ударные русские войска и уничтожить их.
В настоящем сражении исход боя решил внезапный удар Засадного полка. Но не следует слишком уповать на него – Ваше сражение может развиваться по другому сценарию. Русские войска понесли в битве тяжелейшие потери, а победа была одержана на грани поражения, может быть, даже немного за гранью. В любом случае, русскому игроку будет нелегко.
У ордынского игрока в руках мощный военный инструмент. Монгольская армия считалась непобедимой. Читать дальше

Историческая настольная игра "Смута"

"Смута" посвящена трагическим событиям русской истории начала XVII века, которые ввергли Московское государству в жестокий круговорот гражданской войны. В классической военно-политической игре каждый игрок возглавляет одну из партий Московского государства, представленных реальными политическими фигурами эпохи Смутного времени - полководцами и политическими деятелями. Целью игрока является возвести представителя своей партии на царский трон и установить свой контроль над большей частью страны.

Настольная игра "Полтавская битва 1709"

Битва под Полтавой между русской и шведской армиями состоялась 27 июня (8 июля 1709 года. это было центральное сражение Великой Северной войны (1700-1721). Армия Карла XII потерпела в этой битве тяжелое поражение, после которого она уже не смогла оправится, несмотря на то, что война продолжалась еще долгие 12 лет.

Из примечаний разработчика

Игра "Полтава" воспроизводит историческое событие, и мы заранее оговоримся, что баланс сил сильно смещен в сторону русских. Шведы были поставлены в сложнейшее положение всем предыдущим развитием кампании и собственно сражение, решительная атака шведской линии на развернутую к бою русскую армию был актом отчаяния и последней попыткой изменить хоть что-то в последнем звене безнадежной и трагической для шведов цепи событий. Поэтому шведский игрок не должен удивляться, если он проиграет в двух случаях из трех. Русский царь Петр I сделал все, чтобы бой с армией Карла XII был как можно более "нечестным". Читать дальше.

Настольная игра "Курск - 1943. Огненная дуга"

Игра посвящена поворотному пункту в Великой Отечественной войне - битве на Курской дуге. Задачей немецкого игрока (группа армий "Юг" генерал-фельдмаршала Э. фон Манштейна) является прорыв к Курску с юга на обоянском направлении и охват сосредоточенных на Курском выступе советских войск с юга. Советский игрок (Воронежский фронт генерала армии Ватутина), опираясь на многочисленные оборонительные полосы, должен остановить лучшие танковые соединения Вермахта и СС и не допустить выхода немецких войск в район Обояни или Прохоровки. Кроме того, советская сторона может рассчитывать на ввод в сражение 1-й и 5-й гвардейской танковых армий, а также других многочисленных советских резервов.

Описание механики игры

В игре принимают участие две стороны (каждая из сторон может быть представлена несколькими участниками). Игра разделена на ходы, один ход равен одним суткам. Карта сражения напечатана на игровом поле и разделена на гексагоны (шестиугольники). Гексагоны позволяют упорядочивать движение фишек и четко обозначают вид местности, в которой находится часть. Армии противоборствующих сторон представлены набором фишек, отражающих реальные боевые части, в игровой системе "Танковые сражения" это полк, бригада или батальон. На фишках нанесена информация – название и принадлежность части, ее тип (танки, пехота, артиллерия и т.д.) и ее боевые характеристики. Когда боевые части входят в соприкосновение, между ними возможен бой. В зависимости от боевой силы частей и их типа рассчитывается соотношение атаки и обороны вовлеченных в бой противников. В "Таблице результатов боя" выбирается необходимая колонка соотношения сил и бросается кубик. Выпавшее значение показывает результат боя и нанесенные потери. В игре есть условия победы. На них влияют осуществление игроком определенных действий - захват важных пунктов, вывод войск с поля сражения в указанных секторах, уничтожение частей противника.

Настольные игры сейчас вопреки большему количеству электронных гаджетов становятся вновь популярными.

Вот и в нашей семье имеется несколько вариантов таких игр.
Одна из новейших - "Полтавская битва":

Это игра с историческим уклоном. Представляет собой она игровое поле, набор фишек и пару кубиков

К игре прилагается инструкция, в начале которой приводится краткая историческая справка о самой битве, основных ее участниках, предшествующих событиях и ходе Северной войны вообще.

Правила игры весьма сложные, их описание занимает целых 5 листов формата А4:

Но играть по полным правилам не обязательно.

Разработчики предлагают также упрощенный сценарий (продолжительность игры будет от 30 минут до одного часа) и сложный (игра примерно на полтора часа).

И безусловно никто не помешает Вам по желанию дополнять или убирать какие-то пункты правил на свое усмотрение.

Мы пока ни разу не играли по полным правилам, просто взяли основные идеи за основу и иногда дополняем их некоторыми пунктами, если хочется сделать игру менее предсказуемой и более продолжительной.

Суть игры в следующем: после размещения на игровом поле фишек-воинских частей начинается сама игра, которая включает фазу движения (перемещение частей по полю в зависимости от характеристик части), стрельбы (некоторые части могут "попасть" в противника и или уничтожить врага, или его ослабить) и рукопашной (урон каждой стороны определяется по таблице рукопашной в зависимости от количества выброшенных на кубиках значений).

Играющих двое - один за русских, второй за шведов.

Так как изначально русская армия более сильной и многочисленной, то шведы как правило проигрывают. Особенно в случае неполного соблюдения правил или их прощения.

Тем не менее, игра все равно очень интересная, хотя и с предсказуемым финалом. Мы играли в нее уже более 10 раз разными составами (сын и дочерью друг против друга, я против сына и т. д.).

Детям после 6 лет такую игру предлагают уже можно, им будет достаточно понятно, как надо играть. Возможно, даже проще, чем взрослым))

Игра весьма компактная - как небольшой альбом формата А4.
Так что можно брать с собой, например, на отдых.
Для развлечений в дороге она вряд ли подойдет, так как поле разворачивается до формата А2 (то есть четыре листа А4), то есть играть лучше на столе или на полу.

Я покупала ее в Лабиринте, стоимость порядка 400 рублей.

Настольную игру "Полтавская битва" я могу рекомендовать как для детей с 6-7 лет (интереснее всего будет для ребенка с 12-ти лет), так и для взрослых (особенно, если они азартные).

Очень интересное и полезное времяпрепровождение.

Можно не только хорошо провести время всей семьей или небольшой компанией, но и углубить свои знания об одном из самых значительных событий росийсской истории

Настольные игры сейчас вопреки большему количеству электронных гаджетов становятся вновь популярными. Вот и в нашей семье имеется несколько вариантов таких игр. Одна из новейших - "Полтавская битва": Это игра с историческим уклоном. Представляет собой она игровое поле, набор фишек и пару кубиков; К игре прилагается инструкция, в начале которой приводится краткая историческая справка о самой битве, основных ее участниках.

Основной частью игрового поля является упрощенная из игровых соображений карта местности сражения с сеткой из шестиугольных ячеек (гексагонов). Гексагоны нужны для упорядочивания движения и точного определения того, где и в какой местности расположена фишка.

В комплект игры входят фишки, которые обозначают боевые части, а также маркеры — вспомогательные фишки.

Фишки частей отражают реальные боевые части, участвовавшие в сражении. В большинстве случаев фишки частей двусторонние. На фишках частей нанесена необходимая для игроков информация

Последовательность хода

Игра состоит из ряда чередующихся ходов, в процессе которых игрок обязан придерживаться строгой последовательности действий, называемых фазами. Фазы нельзя менять местами или пропускать.

Сценарий игры определяет, какая из участвующих в игре сторон ходит первой.

Читайте также: