Как различие статусов ученика и учителя влияет на их поведение в конфликте

Обновлено: 13.11.2024

Очевидно, что в конфликте учитель имеет больше прав слова, чем ученик, но не стоит забывать об уважении друг друга, не нужно оскорблений.

Если учитель знает, что ученик прилежный, хорошо учится, и что подобные конфликты случаются крайне редко, то учитель будет относится к ученику снисходительнее чем к тому ученику, который ведет себя и учится плохо.

Azot почемучка

Обычно, если между учителем и учеником происходит конфликт - все лучшие карты на стороне учителя.
Он (учитель) знает, куда нужна надавить, знает, что сказать, чтобы заставить рёбенка принять свою точку зрения.
Влияет напрямую. Ведь учитель в любом случае мудрее и опытнее.

istakada отличник

Каким образом статус того или иного человека влияет на его поведение и на отношение к нему окружающих?

pornoreporter гость

Статус человека играют важнейшую роль на отношение к нему окружающий.

Не буду устраивать демогогию и приведу простой пример.

Стоят два человека, вам предлагают поздороваться с одним из них. Но суть то в том что один подтянутый, красивый бизнес мен, а второй бомж с улицы.

И к кому вы подойдёте? Мне кажется ответ прост.

Recidivistka ботан

Проанализируйте, каким образом статус того или иного человека влияет на его поведение и на отношение к нему окружающих?

margocha отличник

Если у человека завышенный статус и он может командовать людьми, то люди будут относится к нему поразному, одни будит находится под его давлением и подчиняться, а сам человек с таким статусом будет вести себя таким крутым. а другие которым нравится его положения и возможно они его друзья будут либо поддакивать либо быть на одном уровне. Но если статус человека низкий то относится будут к нему также поразному одни это просто друзья а другие возможно издеватели и из за статуса (возможно будут возникать конфликты у той или иной стороны как у завышенных так и у низких статусов)

Kotka ученик

Проанализируйте каким образом статус того или иного человека влияет на его поведение и на отношение к нему окружающих. объектом исследования могут стать ваши близкие.

Читатель учащийся

Возьмём знакомого мне человека-моего дальнего родственнника. Его социальный статус высокий, так как он находится на верхушке карьерной лестницы, у него престижная работа и большое денежное состояние. Он очень серьёзен, вдумчив, может часами сидеть смотря в одну точку и думать, думать, думать. Он редко встречается с родными, друзьями. Почти все своё время он отдаёт работе, всегда может выслушать и помочь коллегам, за это его уважают подчиненные и работодатель. А как обстоят дела дома? Дети почти не видят отца, жена мужа, родители сына. Дети огорчаются, жена обижается, родители расстроены.

1)Он не может проявлять слабость, почти всегда он твёрд. -отношение окружающих делится на два мнения: для работы это та черта характера, что нужна, НО для семьи это плохая черта.

2) Так как он является богатым человек, многие люди поспешно делают о нём выводы, такие напрмер что он: заносчив, не сострадателен, является самолюбом. У людей, которые его знают другое мнение.

FStep ученик

Нужно составить тезисный план?

Одним из аспектов изучения малой группы является групповая интеграция (от лат. integer — целый) — состояние группы, характеризующееся признаками психологического единства, ее целостности как социальной общности.
Степень групповой интеграции связывают с уровнем развития группы как общности. Развитой исследователи считают малую группу, в которой, во-первых, сложилась достаточно дифференцированная система всех видов отношений, о которых говорилось выше, а во-вторых, эти отношения являются нравственными, соответствующими социальным нормам и отвечают требованиям, предъявляемым обществом к личности и социальному объединению.
Согласно теории современного российского психолога А. В. Петровского, группу условно можно представить состоящей из трех слоев. Каждый слой связан с особым принципом построения отношений между членами группы и соответствующим им уровнем развития, а значит, и степенью интеграции. В первом, поверхностном слое имеют место непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональном восприятии друг друга, приемлемости или неприемлемости. Этот слой соответствует начальной стадии развития группы. Во втором слое имеют место отношения, основанные на совместной деятельности. В третьем слое развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности. Этот слой соответствует высшему уровню развития группы. На основе представлений о трех слоях группы строятся представления о групповой интеграции. Так, о групповой интеграции свидетельствует, с одной стороны, эмоциональная идентификация человека с группой и ее членами, т. е. сознание и переживание принадлежности к группе (проявление первого слоя), с другой — оптимальное сочетание индивидуальных действий в условиях конкретной совместной деятельности, согласованность функционально-ролевого поведения членов группы при решении общих задач (проявление второго слоя). Наконец, еще один показатель групповой интеграции — степень совпадения представлений, ориентаций, позиций, мнений членов группы по отношению к объектам, наиболее значимым для групповой жизнедеятельности (проявление третьего слоя).

Групповая интеграция проявляется в относительно непрерывном и устойчивом существовании группы. Важными, постоянно действующими факторами групповой интеграции являются процессы сплоченности, руководства и лидерства. О них вы узнаете в следующих параграфах.
Согласно экспериментальным данным, к числу процессов, способствующих групповой интеграции, относят возникновение чувства «Мы» и его ощутимое усиление, например, в ситуациях межгруппового соревнования. Помимо этого, на групповую интеграцию всегда влияет конфликтная ситуация, усиливающая значение групповых норм и правил поведения.
Следует помнить, что у групповой интеграции есть оборотная сторона. С нею связан процесс деиндивидуализации личности в группе, когда ощущение «Мы» становится сильнее ощущения «Я». Это может приводить к ослаблению индивидуальной ответственности за свое поведение. Например, иногда вместе люди делают то, чего не стали бы делать в одиночку. (Если кому-либо приходилось сбегать с уроков, вспомните, происходило это в одиночку или в компании одноклассников. В какой степени вы осознавали ответственность за свой поступок в том и другом случае?) Деиндивидуализация личности проявляется, в частности, в группах антисоциального характера, которые будут рассмотрены в отдельном параграфе.
Интеграция в группах, основанных на гуманистических ценностях, связана со становлением и развитием хороших личных, эмоционально благоприятных, доверительных, дружеских отношений. Дружеским отношениям свойственна глубокая эмоциональная привязанность людей друг к другу. Такие отношения обеспечиваются вниманием, доброжелательностью, тактичностью, уважительным отношением друг к другу, поддержкой в трудных ситуациях, сопереживанием радостям и огорчениям друг друга.
Дружеские отношения в малой группе являются одной из главных особенностей межличностных отношений в подростковом и старшем школьном возрасте. В приятельские и дружеские группы входят практически все дети, подростки и юноши. Чем старше школьник, тем настоятельнее у него потребность в таких группах, так как в них он получает возможность ощущать себя равным, принятым, ценным.

«Ребёнок с СДВГ заперся в туалете и ни с кем не хотел говорить, ругался. Мы писали ему письма на листочках и просовывали под дверь. Рисовали на листках солнышки. Вскоре ребёнок вышел и продолжил нормально общаться с группой и преподавателями».
Алина Чекмарёва, преподаватель английского языка

«Были ситуации на грани конфликта: подросток стремится найти любой изъян в работе преподавателя. Не так говорит (неважно при этом, что именно), а вот у того исследователя иначе, с какой стати после этого вам верить?! Из этих ситуаций удавалось выйти, приглашая ученика к сотрудничеству. Он же явно стремится получить внимание, утвердиться в собственной значимости».
Ольга Евсеева, преподаватель литературы

«Однажды случился мини-конфликт прямо на уроке. Девочка просто подняла руку и спросила меня, за что я её так не люблю. Самое страшное было то, что этот вопрос прозвучал при всём классе и стал для всех полнейшей неожиданностью. На тот момент у меня не было никаких конфликтов с этой девчушкой. Тогда я просто попросила Дашу остаться после урока и всё обсудить. Оказалось, что она так думала из-за плохих отметок, которые я ей ставила. Пришлось объяснить ей, что её отметки и её личность, характер никак не связаны друг с другом. Что она мне симпатична, что она хороший друг, активная и так далее. А когда я познакомилась с её родителями, мне стало ясно, почему у неё возник такой вопрос. Просто папа не стеснялся в выражениях своего отношения к дочери. И у ребёнка просто была низкая самооценка. А отметки это только усугубляли. А потом помогла похвала на уроке, разговоры на перемене при встрече, интерес к её жизни. Важно дать ребёнку понять, что он может попросить о помощи».
Ирина Кирсанова, преподаватель русского языка

Как решить конфликт ученика и учителя

Узнав, что у ребёнка напряжённые отношения с преподавателем, нельзя пускать ситуацию на самотёк. Конфликт с учителем в школе может привести к потере учебной мотивации, снижению успеваемости и даже психологической травме. В то время как помогая ребёнку уладить сложную ситуацию, родители учат его цивилизованному решению проблем.

По какой бы причине ни возник конфликт, необходимо как можно скорее найти решение. Любая межличностная проблема требует взгляда со стороны. Для разрешения противоречий может потребоваться помощь школьного психолога, другого педагога или родителей. Если, конечно, они сами смогут не вовлекаться в ситуацию эмоционально.
Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»

Шаг 1. Разговор с ребёнком

Вести беседу лучше дома, в спокойной обстановке. Нужно спросить, с чего всё началось. Как, по мнению школьника, выглядит ситуация глазами учителя, как можно уладить конфликт и готов ребёнок к компромиссу.

Если родители узнали о конфликте от учителя, нужно спокойно рассказать об этом школьнику. Фразы для начала разговора:

  • «я знаю только одну версию случившегося и думаю, что…»;
  • «меня это расстраивает, я думаю, что недостаточно разговариваю с тобой…»;
  • «мне важно выслушать тебя, ведь у тебя тоже есть мнение».
«Если ребёнок отказывается говорить с вами, попросите выяснить причину конфликта других членов семьи. Возможно, с братом или сестрой, бабушкой или дедушкой у школьника более открытый контакт».
Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»

Необходимо дать ребёнку выговориться. Не критикуйте учителя. Реплика вроде «Да что эта училка себе позволяет!» окончательно уничтожит авторитет педагога. Вместо этого следует узнать, что думают об этом учителе другие дети. Возможно, кто-то из них подстрекает ребёнка, или конфликт был попыткой завоевать уважение одноклассников.

Не стоит впадать и в другую крайность — обвинять в случившемся школьника: «Сам виноват, старших нужно уважать!». Так вы рискуете потерять доверие ребёнка.

«Хорошо, когда ребёнок легко идёт на контакт и может объяснить или сочинить причины конфликта. Всегда поддерживайте его — ребёнок должен видеть в вас авторитет, опору, безопасность. Даже если он неправ — не спешите его ругать, сейчас ему требуется ваша помощь».
Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»

К какому бы выводу ни пришли родители, до поры свои мысли стоит держать при себе. Главное на этом этапе — убедить ребёнка, что разрешить конфликт необходимо.

Шаг 2. Разговор с учителем

По возможности нужно посетить школу и поговорить с преподавателем лично. Ребёнка при этом не должно быть рядом.

Не стоит сразу привлекать к решению проблемы школьное руководство. Обращение к учителю напрямую — знак того, что родитель пришёл разобраться в ситуации, а не скандалить.

«Важен первоначальный посыл. Вы идёте не на разборки. Вы идёте узнать, что происходит. Заранее уточните удобное время для встречи и подготовьте вопросы. Если необходимо, обратитесь к школьному психологу или соцпедагогу за рекомендациями».
Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»

Сохраняя доброжелательный тон, нужно расспросить учителя о причинах конфликта. Важно, чтобы разговор строился на фактах. Если преподаватель говорит, что ребёнок плохо себя ведёт или не хочет учиться, нужно поинтересоваться, почему он сделал такие выводы. Если учитель обвиняет ребёнка в хамстве — узнать, что именно он сказал и что этому предшествовало.

Нужно постараться сохранить спокойствие, даже услышав обвинения в плохом воспитании: «Совсем ребёнком не занимаетесь!». Ведь цель разговора с преподавателем — разрешить конфликт, а не найти виноватого. Если разговор зашёл в тупик, нужно просто спросить, какой выход из ситуации видит учитель.

Шаг 3. Урегулирование конфликта

  • Если проблема в неуспеваемости, нужно помочь ребёнку устранить пробелы в знаниях. Например, можно обратиться к репетитору или подтянуть знания на онлайн-курсах.
  • Если ребёнку скучно на уроках, можно попросить учителя давать ему дополнительные задания или, к примеру, разрешить читать книгу, пока остальные ребята доделывают упражнение.
  • Если у ребёнка проблемы с дисциплиной, вероятно, ему потребуется помощь психолога.
  • Если причина конфликта в борьбе за уважение класса, можно попробовать найти более достойное применение лидерским качествам ребёнка, например, в командных видах спорта.
  • Если школьник отказывается признать авторитет учителя, можно объяснить, что в жизни будут часто встречаться неприятные в общении люди, но с многими из них придётся выстраивать деловые отношения. Этот навык — признак взрослого цивилизованного человека.
Редко бывают ситуации, когда подросток целенаправленно и умышленно начинает конфликт, когда им руководит осмысленная озлобленность. Чаще он идёт на поводу временных эмоций, необдуманно. И завтра ему будет самому неудобно, он захочет забыть ситуацию, но как выйти из неё, он не знает. Так бывает и со своими детьми, и с учениками. Мы же не знаем, что произошло у ученика, как начался его день, что там у него стряслось. Первый выход, который чаще всего работает, и этого бывает достаточно — превратить в шутку, прокомментировать неконфликтно, то есть посмотреть на ситуацию с позиции взрослого (не в том смысле, что «я взрослый, и все меня должны меня уважать за это», а с позиции «я взрослый и понимаю, что творится у тебя внутри, и вижу, как сложно тебе справляться с эмоциями»). Это проходят все, и я, учитель, это наблюдаю каждый год. Главное — не акцентировать внимание. Подбадривать, когда такой ученик включается в работу. Помнить только хорошее, а плохому дать шанс стереться!
Ольга Шинкарёва, преподаватель обществознания

Шаг 4. Контроль ситуации

Важно, чтобы родители и после разрешения конфликта интересовались успехами школьника, время от времени заглядывали в школу и общались с учителями. Зачастую это помогает избежать конфликтов с педагогами.

Если уладить конфликт не удалось

Большинство конфликтов между учеником и учителем легко уладить конструктивным диалогом. Но если одна из сторон преступает закон, требуется вмешательство руководства школы.

Права учителя и ученика определяются законом «Об образовании в Российской Федерации» и закрепляются в локальных нормативных актах школы и договоре об образовании.

Учитель не имеет права:

  • причинять физический вред ученику,
  • портить имущество ученика,
  • оскорблять и унижать ученика,
  • отказывать ученику в получении знаний,
  • необъективно оценивать знания ученика.
«Если учитель использует методы воспитания, связанные с физическим и психическим насилием над личностью обучающегося, то в соответствии со статьёй 336 ТК РФ трудовой договор с таким педагогом может быть расторгнут. При этом применение дисциплинарного взыскания не исключает возможности привлечения его к другим видам юридической ответственности. Например, если преподаватель испортил вещи ученика, то вы вправе требовать возмещения ущерба. Если же учитель своими действиями причинил ребёнку физические или нравственные страдания — выплаты компенсации морального вреда. Помимо этого учителя можно привлечь и к административной ответственности за побои (ст. 6.1.1. КоАП РФ) или оскорбление (ст. 5.61. КоАП РФ)».
Юлия Сидорова, юрист

Ученики также обязаны соблюдать нормы закона. Поэтому запрет на физическое и психическое насилие, а также нанесение вреда имуществу, в том числе школьному, распространяется и на них.

Если разговор с учителем не привёл к миру, родители могут обратиться к администрации школы. Но важно понимать, что выговор от директора точно не улучшит отношения учителя с учеником. Поэтому данную меру нужно использовать только в критических ситуациях.

Если ничего не помогло, и учитель с учеником отказываются идти на контакт, возможно, придётся сменить школу или форму обучения. На семейном образовании родители могут выбирать преподавателей для ребёнка исходя из его симпатий, и вероятность конфликта между учителем и учеником существенно снижается.

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

как различие статусов,возрастов, жизненного опыта ученика и учителя влияет на их поведение в конфликте?

Самые новые вопросы

Другие предметы - 37 секунд назад

Другие предметы - 2 минуты назад

Другие предметы - 4 минуты назад

Другие предметы - 6 минут назад

Другие предметы - 8 минут назад

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Приступая к изучению предмета, подростки часто оказываются не готовыми к возникающим затруднениям, поэтому им очень пригодится ГДЗ по обществознанию 8 класс Рабочая тетрадь Котова . Важно не только запомнить содержание параграфов, но и понимать терминологию и суть приведенных в учебнике законов. Эти знания не только окажутся полезны школьникам во взрослой жизни, особенно тем, кто пойдет дальше на юрфак, но и несомненно потребуются при написании многочисленных контрольных работ. Поэтому необходимо внимательно подходить к изучению каждого раздела. Чтобы учащимся было проще адаптироваться ко всем требованиям программы обучения, стоит использовать решебник для самоконтроля и дополнительных занятий. В этом сборнике приведены обширные пояснения по всем аспектам дисциплины, чего порой ребята недополучают на уроках. Учителя иногда просто физически не успевают подробно осветить всю тему.

ГДЗ по обществознанию 8 класс рт Котова — параметры издания

В сборнике приведены упражнения по 28 параграфам и итоговые задания по всем четырем главам. Используя верные ответы и обширные решения для сверки выполненных номеров, можно:

  • избежать ошибок в д/з;
  • понять суть недочетов;
  • более детально проработать материал.

Социальная структура- совокупность устойчивых связей между людьми, занимающими определенные статусы, между соц. группами.

2. Выпиши из учебника основные характеристики социальной группы.

Большие и малые, формальные и неформальные, первичные и вторичные.

3. В стуктуре общества социальные группы выделяют по различным основаниям. Распредели номера приведённых ниже примеров по соответствующим графам таблицы.

1) женщины; 2) автовладельцы; 3) инженеры; 4) христиане; 5) продавцы; 6) горожане; 7) дети; 8) потребители йогурта; 9) граждане государства; 10) любители кино; 11) австралийцы; 12) поклонники творчества певца; 13) вкладчики банка; 14) петербуржцы


4. В приведённом списке указаны черты большой и малой социальной группы и отличия большой социальной группы от малой. Выбери и запиши в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт различия.

1) обязательные личные контакты между членами группы
2) наличие у людей сходных социальных признаков
3) наличие социальных норм, регулирующих деятельность группы
4) количество членов группы

Черты сходства: 2, 3
Черты различия: 1, 4

5. В данном ряду примеров все, за исключением одного, относятся к формальным группам. Найди и подчеркни пример, выпадающий из ряда.

Группа друзей; коллектив работников фирмы; семья; граждане страны; команда России по футболу

Ответ: Группа друзей

6. Объясни смысл понятий.

Иерархия - пирамида должностей

Страта - слои населения.

Заполни пропуски в схеме.


7. Запиши определение понятия.

Социальная мобильность- изменение положения человека или группы в обществе, переход от одной социальной позиции к другой.

Заполни пропуски в схеме.

Чем различаются виды социальной мобильности?

Вертикальная мобильность рассматривает развитие человека, например, повышение по службе. Горизонтальная мобильность характеризует, как перемещение человека из одной местности в другую.

Укажи основные социальные лифты и приведи пример действия каждого из них. Заполни таблицу.


8. Что такое социальное неравенство?

Это положение вещей или людей в обществе, когда их члены имеют неравный доступ к социальным благам.

Объясни, почему социальное неравенство является естественным состоянием общества.

Это сложилось ещё с древних времен. Если все будут равны, то не будет конкуренции, а соответственно экономика страны пойдет на спад.

9. Прочитай текст и выполни задания.

Тебе, наверное, приходилось быть свидетелем, а возможно, и участником конфликтов учеников и учителя. Учёные выделяют следующие типы педагогических конфликтов:
1) ситуации (или конфликты) деятельности, ваозникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;
2) ситуации (конфликты) поведения, поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе;
3) ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.
Разрешение таких конфликтов, как правило, очень тяжелый процесс. Это объясняется тем, что:
- участники конфликта по-разному понимают события и их причины (конфликт глазами учителя и глазами ученика видится по-разному);
- участники конфликта имеют различный статус (учитель- ученик), что определяет модель их поведения в конфликте, а также разный возраст и жизненный опыт;
- конфликт, как правило, разворачивается в присутствии других учеников, что превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них;
- учитель несёт профессиональную ответственность за педагогически правильное разрешение ситуации, причём очевидно, что любая ошибка участников при разрешении конфликта порождает новые конфликтыне ситуации.

1) Объясни, как различие статусов ученика и учителя влияет на их поведение в конфликте.

Очевидно, что в конфликте учитель имеет больше прав слова, чем ученик, но не стоит забывать об уважении друг друга, не нужно оскорблений.

2) Как различие возрастов и жизненного опыта ученика и учителя влияет на их поведение в конфликте?

Учитель поспокойнее реагирует на выпады ученика и пытается показать, в чем он неправ.

3) Почему развёртывание конфликта на глазах у других учащихся, учителей школы только усиливает конфликт?

Назревает "революционное" настроение.

4) Изложи, в чём, по-твоему, проявляется воспитательный смысл конфликта:

а) для учащегося
б)для учителя
в) для свидетелей конфликта

5) Составь несколько советов по скорейшему разрешению конфликта:

а) для учащегося
б) для учителя
в) для свидетелей конфликта: Можно вмешаться и попробовать помочь решить конфликт мирным путём.

Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми, условия жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными, - явление обычное. Конфликты между учителем и учеником можно классифицировать так:
- действия, связанные с успеваемостью ученика, выполнение им внеурочных
заданий;
- поведение и поступки учителя как реакция на нарушение учеником правил
поведения в школе и вне её;
- отношения, возникающие в сфере эмоционально-личностного взаимодействия между учителем и учащимся;

ВложениеРазмер
konflikty_mezhdu_uchitelchmi_iuchenikami.doc 44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности конфликтов между учителями и учениками

Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми, условия жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными, - явление обычное. Конфликты между учителем и учеником можно классифицировать так:
- действия, связанные с успеваемостью ученика, выполнение им внеучебных
заданий;
- поведение и поступки учителя как реакция на нарушение учеником правил
поведения в школе и вне её;
- отношения, возникающие в сфере эмоционально-личностного взаимодействия между учителем и учащимся;
Конфликты деятельности возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи ученику. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в усвоении материала, а также тогда, когда учитель преподаёт в классе непродолжительное время, и отношения между ним и учениками ограничиваются учебной работой. В последнее время наблюдается увеличение школьных конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требования к учащимся, а отметки используются как средство наказания для тех, кто нарушает дисциплину. Эти ситуации нередко становятся причиной плохой успеваемости способных, самостоятельных учеников, у них снижается интерес к познанию вообще.
Конфликты поступков. Педагогическая ситуация может привести к конфликту в том случае, если учитель ошибся при анализе поступка ученика, не выяснив его мотивы, или сделал необоснованные выводы. Ведь один и тот же поступок может быть продиктован различными мотивами. Учитель пытается корректировать поведение учеников, порой оценивая их поступки при недостаточной информации о причинах их вызвавших. Иногда он лишь догадывается о мотивах поступков, не вникая в отношения между детьми - в таких случаях возможны ошибки при оценке поведения. Как следствие – вполне оправданное несогласие учеников с таким положением.

Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, затяжной характер. Эти конфликты приобретают личную окраску, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.

Причины конфликтов между учителями и учениками.

  1. Недостаточная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций : ведь школа – модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми.
  2. Участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель и ученик), чем и определяется их поведение в конфликте.
  3. Различие в жизненном опыте участников конфликта обусловливает и разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов.
  4. Различное понимание событий и их причин (конфликт «глазами учителя» и« глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда удается понять переживания ребенка, а ученику – справится с эмоциями.

Присутствие других учеников делает их из наблюдателей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл для них, об этом всегда приходится помнить учителю. Профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении, поскольку приоритетными всегда остаются интересы ученика как формирующейся личности. Всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики.

Современная ситуация в стране, бедственное положение многих семей, недостаточная подготовка молодых учителей к конструктивному разрешению конфликтов с учениками приводят к деструктивным последствиям. По данным психологических исследований 40% детских неврозов носят дидактогенный характер. Исследования также показывают, что в межличностном конфликте учителя и ученика велика доля отрицательных последствий в учебном процессе.
Важно, чтобы учитель умел правильно определить свою позицию в конфликте; и если на его стороне выступает коллектив класса, то ему легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если же класс начинает развлекаться вместе с нарушителями дисциплины или занимает двойственную позицию, это чревато негативными последствиями, например: конфликты могут стать хроническим явлением в этом классе.
Опрос школьников в одной из российских школ показал, что около 80% учащихся испытывают ненависть к тем или иным педагогам. В качестве основных причин такого отношения ученики называют следующие:
- учителя не любят детей;
- отрицательные личностные качества учителя;
- несправедливая оценка их знаний учителем;
- учитель плохо владеет своей профессией.
В основе конфликтных отношений между учеником и учителем нередко лежит негативная оценка учащимися профессиональных и личностных качеств педагога. Чем выше школьник оценивает профессионализм и личность учителя, тем более он для него авторитетен, тем реже между ними возникают конфликты.
Задолго до возникновения конфликтологии как науки умными людьми на основе житейского опыта было сформулировано правило: «Когда два человека конфликтуют, неправ тот из них, кто умнее». Умный должен уметь защитить себя без конфликтов. Исходя из этого, в конфликтах учеников с учителями чаще всего неправы последние. Житейский опыт ученика, объём его знаний, мировоззрение, навыки общения с окружающим миром гораздо меньше, чем у учителя. Педагог должен оставаться выше конфликта и разрешать естественные и неизбежные проблемы во взаимоотношениях с учениками без негативных эмоций.
С другой стороны было бы совершенно неправильно всю ответственность за конфликты между учеником и учителем возлагать на последнего.
Во- первых , нынешние школьники заметно отличаются от тех, кто учился в школе в 1992 году. Причем, нередко не в лучшую сторону. Пятнадцать лет назад в кошмарном сне невозможно было представить, что в школе так обострится ситуация с употреблением алкоголя, наркотиков, токсичных веществ. А нынче это реальность.
Во-вторых , заметно увеличилась разница между социально-экономическим статусом в семьях, что способствует возникновению конфликтов между учениками и учителями.
В-третьих , очевидно снизилось качество профессиональной подготовки учителей.
А также низкий уровень жизни провоцирует напряженность во взаимоотношениях учащихся и учителей. Стресс у педагогов и учеников вызывает повышенную агрессию.

Рекомендации учителю по профилактике конфликтов.

  1. Помните, что конфликты гораздо легче предупредить, чем завершить. Чем острее и длительнее конфликт, тем труднее его закончить. Учитесь защищать свои законные интересы без конфликтов.
  2. Никогда не превращайте учеников в инструмент борьбы с администрацией школы, другими учителями, родителями школьников. Таким способом вы и своих целей не добьётесь, и мнение о себе коллег и учеников испортите.
  3. Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции. В процессе общения такие эмоции выполняют отрицательные функции:

- оказывают разрушающее влияние на здоровье того, кто конфликтует;
- ухудшает качество мышления;
- по закону эмоционального заражения вызывают ответную неприязнь у партнёра по
общению.

  1. Не стремитесь радикально, быстро, «лобовыми» методами переделывать учеников.

Перевоспитание и воспитание – процесс длительный, требующий от учителя терпения, ума, такта и осторожности.

  1. Оценивая результаты учебы и поведения школьника, всегда сначала обращайте

Внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь. Только после этого уместно
и менее конфликтно сказать о недостатках ученика. Опора на положительное в обучении
и воспитании учащихся позволяет повысить эффективность работы учителя, способствует профилактике конфликтов между педагогом и школьниками.
6. Никогда на своих уроках не давайте негативных оценок деятельности и личности других
учителей, администрации, родителей.
7. Помните, что хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой не
только самостоятельную, но большую общественную ценность. Говорят, что хороший
человек – не профессия. Это верно. Однако, если учитель- профессионал конфликтен,
такой недостаток вполне сопоставим с достоинством, связанным с хорошим знанием
предмета.

  1. По своему социально – психологическому статусу вы всегда выше любого ученика.

Однако не стоит злоупотреблять своим учительским авторитетом. Лучше старайтесь
поддерживать авторитет, повышая качество преподавания и создавая высоконравственную атмосферу в классе.

Читайте также: