Как на основе выдвинутых разными персонажами комедии гипотез вы бы могли определить статус ума

Обновлено: 18.09.2024

Труси , це ті , які бояться дуже багато чого . Але вони в цьому не винні . Просто вони повинні працювати над своїми страхами . А якщо просто чого то боїшся , то це не значить , що ти боягуз . А якщо ти боїшся всякої нісенітниці . Ось це боягузтво . Це також відноситься до цього . Хоча є безстрашні люди , які нічого не бояться , але це наприклад ті , які не відчувають біль , або ж дуже сміливі люди, не здатні бояться .

Много таких работ сегодня, проблемы с загрузкой, должно быть.

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.




Материалы по темам

Авторы по теме


Юлмухаметова Гульсира Хубихужовна
22

Учитель-дефектолог

Демьянова Гузель Рамиловна
96

Учитель русского языка и литературы

Антропова Мария Александровна
12894

Учитель начальных классов, Руководитель методического объединения, Классный руководитель

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Ответ

Отношение к народу и крепостному праву
Век нынешний:
Чацкий выступает против тех людей, которые являются столпами дворянского общества, выступает против порядков екатерининского века.
Век минувший:
Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества.

Отношение к идеалам
Век нынешний:
Идеал Чацкого – свободная независимая личность, чуждая рабской приниженности.
Век минувший:
Идеал Фамусова – вельможа екатерининского века, «охотники поподличать» .

Отношение к просвещению
Век нынешний:
Чацкий защищает право служить просвещению страны путем научной работы, литературы, искусства.
Век минувший:
Фамусов выступает против книг, в учении видит вред.

Отношение к службе
Век нынешний:
Чацкий уходит со службы, т. к. хочет служить Родине, а не прислуживаться начальству.
Век минувший:
В качестве источника личных выгод видит службу лицам, а не делу.

Отношение к иностранному
Век нынешний:
Стоит за развитие национальной культуры, за единение интеллигенции с народом, высокого мнения о нем. Выступает против слепого рабского подражания иностранцам.
Век минувший:
С пренебрежением относится ко всему народному, национальному, рабски подражает внешней культуре Запада, особенно Франции, пренебрегая своим родным языком.

Отношение к богатству и чинам
Век нынешний:
Видит ценность человека в личных достоинствах. Отстаивает свободу мыслей, признает за каждым человеком право иметь свои убеждения, открыто высказывать их.
Век минувший:
Расценивает человека по его происхождению и количеству крепостных душ. Свято, непогрешимо мнение аристократического общества.

Отношение к любви, браку, счастью.
Век нынешний:
Искренность чувства.
Век минувший:
Любовь – притворство, брак по расчету

Ответ

Ответ разместил: ms002 Причиной "сумасшествия" Чацкого многие из гостей Фамусова считают просвещение, науку. Сами они — люди невежественные, хотя берутся обо всем судить, считая, что их мнения непререкаемы. Именно так отзывается Хлестова об образовании: "И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних от пансионов, школ, лицеев. "
Так во взглядах на общественные порядки, на воспитание и образование, гражданский долг и службу, национальную культуру, в отношении к людям, в понимании цели и смысла жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Сплетни, клевета — вот испытанное орудие борьбы этого общества с такими людьми, как Чацкий. Меткое, свободное, пламенное слово — оружие Чацкого. Но старый мир еще силен, и ряды его сторонников многочисленны. Чацкий вынужден бежать из дома Фамусова и из Москвы "искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок! ".

Ответ

Ответ разместил: Гость

одна из лучших новелл грина.

«крысолов замыкает цепь величайших поэтических произведений о старом петербурге-петрограде, колдовском городе пушкина, гоголя, достоевского, » (вера панова)

реалистическое описание «революционного» полупустого петрограда органично переходит в мифическую битву крысолова и освободителя (гигантской заморской крысы). главный герой сталкивается с такой способностью крыс, которые чуть было не заманили его в смертельную ловушку, являясь ему то в образе маленького мальчика, то любимой девушки. когда он, наконец, попадает к крысолову, тот зачитывает ему отрывок из средневековой книги эрт эртруса «кладовая крысиного короля»: «коварное и мрачное существо это владеет силами человеческого ума. оно также обладает тайнами подземелий, где прячется. в его власти изменять свой вид, являясь как человек, с руками и ногами, в одежде, имея лицо, глаза, подобные человеческим и даже не уступаюшие человеку, — как его полный, хотя и не настоящий образ. крысы могут также причинять неизлечимую болезнь, пользуясь для того средствами, доступными только им. им благоприятствуют мор, голод, война, наводнение и нашествие. тогда они собираются под знаком таинственных превращений, действуя, как люди, и ты будешь говорить с ними, не зная, кто это. они крадут и с пользой, удивительной для честного труженика, и обманывают блеском своих одежд и мягкостью речи. они убивают и жгут, мошенничают и подстерегают; окружают роскошью, едят и пьют довольно и имеют все в изобилии. золото и серебро есть их любимейшая добыча, а также драгоценные камни, которым отведены хранилища под землей.

— но довольно читать, — сказал крысолов, — и вы, конечно, догадываетесь, почему я перевел именно это место».

Труси , це ті , які бояться дуже багато чого . Але вони в цьому не винні . Просто вони повинні працювати над своїми страхами . А якщо просто чого то боїшся , то це не значить , що ти боягуз . А якщо ти боїшся всякої нісенітниці . Ось це боягузтво . Це також відноситься до цього . Хоча є безстрашні люди , які нічого не бояться , але це наприклад ті , які не відчувають біль , або ж дуже сміливі люди, не здатні бояться .

Литературным паспортом любого драматургического произведения является его афиша. Внимательно прочитайте афишу комедии «Горе от ума» и ответьте на следующие вопросы:

Каково происхождение имён и фамилий персонажей комедии (Фамусов, София, Репетилов, Молчалин, Тугоуховский) и как бы вы «перевели» и истолковали их значение в контексте всего произведения? Какая общая тема их объединяет?

Какие ключевые темы комедии заданы уже её названием и афишей?

Как бы вы объяснили отсутствие имён у некоторых персонажей комедии (княжны Тугоуховские не называются по именам, а «нумеруются» по порядку: 1-я княжна, 2-я княжна и т.д.; завсегдатаи светских гостиных обозначены Г. N . и Г.Д.)?

Вспомните, с каким словом рифмует Грибоедов фамилию Чацкого при его первом появлении на сцене (действие 1, явление 6). Как, с вашей точки зрения, эта рифма связана с названием комедии, развитием событий и сценической судьбой главного героя?

Где и в течение какого времени происходит действие комедии (вспомните, какое время показывают часы в доме Фамусова, когда появляется Чацкий, когда он уезжает)? По каким драматургическим правилам организовано сценическое время и пространство и насколько точно и последовательно соблюдаются правила в комедии Грибоедова?

Какой временной диапазон охватывают события, изображаемые в комедии?

Каковы художественные функции ретроспекций в пьесе?

Ретроспекции – картина прошлого, обозрение того, что было в прошлом

Как соотносятся место действия и художественное пространство «Горе от ума»? Какие топографические реалии Москвы упоминаются в комедии?

В каких эпизодах упоминаются и какое значение в контексте комедии приобретают такие названия, как Кузнецкий мост, Покровка?

Подсказка: место действия – дом Фамусова, художественное пространство – это то пространство, которое предстаёт перед нашим мысленным взором по мере прочтения произведения.

Топография – поверхность и взаимное расположение отдельных пунктов на местности

Топографические реалии – те места, которые упоминаются в произведении

Одно из наиболее употребительных в литературоведении определений, характеризующих художественное пространство в комедии, - «грибоедовская Москва». Объясните, почему сценическое пространство пьесы замкнутое в «четырёх стенах» одного из московских зданий, получает расширительное толкование – не «фамусовский дом», а «грибоедовская Москва».

Какие герои комедии являются членами Английского клуба?

Чем знаменит каждый из них (вспомните характеристики, данные им в комедии)?

В каких контекстах упоминается в «Горе от ума» Английский клуб?

Опишите род занятий и служебных обязанности Фамусова, Молчалина, Фомы Фомича, Кузьмы Петровича, мадам Розье.

Какие реалии российской жизни «века нынешнего и века минувшего» входят в комедию по мере появления на её страницах этих персонажей?

Приведённые ниже характеристики относятся к трём разным героям комедии. Сгруппируйте цитаты в зависимости от того, к какому персонажу «Горя от ума» они относятся, и с их помощью дайте краткую характеристику каждого персонаажа, определите его место в системе образов, роль в развитии сюжетной интриги.

Что объединяет всех трёх героев?

Что кардинально отличает друг от друга?

Унизить рад, кольнуть; завистлив, горд и зол!

Хрипун, удавленник, фагот,

Созвездие манёвров и мазурки!

Конечно, нет в нём этого ума,

Что гений для иных, а для иных чума…

Пересмеять умеет всех;

Вот он, на цыпочках и не богат словами

Он слова умного не выговорит сроду

И золотой мешок, метит в генералы

Он вольность хочет проповедать!

Кто другой так мило всё уладит!

Там моську вовремя погладит!

Тут в пору карточку вотрёт!

К) Был острый человек, имел душ сотни три.

«Да, чтоб чины добыть, есть разные каналы», - замечает в комедии полковник Скалозуб. Восстановите «послужной список» 2-3 героев комедии (например, Молчалина, Максима Петровича, самого Скалозуба) и расскажите о наиболее эффективных, с их точки зрения, способах продвижения по служебной лестнице. Чьим девизом могла стать каждая из приведённых цитат:

Ну как не порадеть родному человечку…

Когда же надо подслужиться.

И он сгибался вперегиб.

Веди надобно ж зависеть от других.

Мы покровительство находим, где не метим.

Говоря о системе персонажей «Горя от ума», Грибоедов в письме к Катенину указывал: «… в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Однако исследователями пьесы подсчитано, что в комедии «присутствует» более 60 персонажей. Как бы вы прокомментировали «статистические» разногласия между автором произведения и учёными?

Чем объясняется такое необычное «многолюдье» пьесы?

В данный список внесценических персонажей комедии «Гое от ума» ошибочно включены имена героев других драматургических произведений. Вычеркните имена персонажей-«иноземцев» (но постарайтесь вспомнить, из каких пьес русских писателей они попали в этот список).

Расскажите, в каких эпизодах и в связи с какими событиями на страницах «Горя от ума» появляются перечисленные внесценические персонажи: князь Григорий, княгиня Ласова, департаментский сторож Михеев, Татьяна Юрьевна, Гильоме, Прасковья Фёдоровна, Андрей Иванович Чмыхов, барон фон Клоц, скотница Хавронья, княгиня Марья Алексеевна, дядя Вавила Фалалеич.

Исправьте фактические ошибки в характеристиках героев «Горя от ума». Дополните их литературные биографии известными из комедии фактами:

Молчалин – потомок знатного дворянского рода. Начинал в Саратове титулярным советником. Через содействие Фамусова переведён на службу в Москву.

Репетилов является членом «секретнейшего союза», заседания которого проходят в Английском клубе. Карьера его не удалась, однако подлинное своё призвание он находит в литературной деятельности: Репетилов автор популярных водевилей и эпиграмм. Живёт в Петербурге.

Хлёстова – знатная московская барыня, приходится тёткой Софье и свояченицей Фамусову. В молодости была фрейлиной Екатерины 1. На бал в дом Фамусова приезжает со всей совей «челядью» - несколькими служанками, двумя арапками, любимой собакой – старым ньюфаундлендом. В противоположность всем остальным героям комедии испытывает искреннюю симпатию к Чацкому.

Один из важнейших аспектов сценического действия комедии – распространение сплетни о сумасшествии Чацкого. Вспомните, при каких обстоятельствах впервые появляется предположение о том, что Чацкий «не в своём уме».

Внимательно прочитайте авторские ремарки в сцене разговора Софьи с господином N. (действие 3, явление 14). Дайте режиссёрский комментарий, поясняющий значение каждой ремарки. Как бы вы «расшифровали» эти краткие авторские замечания применительно к мыслям и чувствам героини?

Проследите за трансформацией реплик Чацкого (обращённых, например, к Горичу, графине-внучке, Молчалину) в пересказе разных персонажей комедии. Каков механизм формирования сплетни о сумасшествии Чацкого?

Каковы в интерпретации гостей Фамусова, «объективные» свидетельства помрачения рассудка у Чацкого?

Определите авторство версий о причинах сумасшествия Чацкого. Как на основе выдвинутых разными персонажами комедии гипотез вы бы могли определить статус ума в представлении каждого из них?

Его в безумные упрятал дядя-плут…

Схватили, в жёлтый дом, и на цепь посадили.

По матери пошёл, по Анне Алексевне;

Покойница с ума сходила восемь раз.

Чай, пил не по летам.

В горах изранен в лоб, с ума сошёл от раны.

Ученье – вот чума, учёность – вот причина.

Что нынче, пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Ирина Власьевна, Татьяна Юрьевна, Пульхерия Андревна… Продолжите список и объясните, по какому принципу подобраны составляющие их имена. Какова роль перечисленных персонажей в развитии действия пьесы? Как эти персонажи влияют на логику сценического поведения главных героев комедии?

В левом столбике приводятся имена героев «Горя от ума», в правом канонический набор амплуа, характерный для драматургических произведений 17-18 веков. В соответствии с классическими законами и традициями жанра определите сценические амплуа героев пьесы.

Благородный (обманутый) отец

Обманутый (несостоявшийся) любовник

Ловкая служанка, помощница героини

Чем роли героев «Горя от ума» в развитии любовной интриги и сценического действия отличаются от классических комедийных амплуа?

В чём проявляется своеобразие роли Чацкого как комедийного героя? Вспомните «комические» ситуации, в которые попадает Чацкий по ходу действия (например, первое появление в доме Фамусова, односторонний «диалог» Фамусова и Чацкого во втором действии, сцена на балу). Почему внешне комическая ситуация каждый раз наполняется для Чацкого внутренним драматизмом?

«Шутить! И век шутить! Как вас на это станет!!» - такими предстаёт Чацкий в начале комедии. «А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, // Угодно ль на себе примерить?» - торжествующе звучат слова Софии в заключительном действии «Горя от ума». Как и почему Чацкий превращается в комедии из шутника в шута? Как в связи с судьбой главного героя трансформируются жанровые признаки комедии?

К каким персонажам «Горя от ума» относятся цитаты, приведённые в левом и правом столбцах?

Чуть свет уж на ногах!

И я у ваших ног!

Он славно пишет, переводит.

Да он властей не признаёт!

Карету мне, карету!

При самом входе падает со всех ног.

Однако ж я когда умишком понатужусь

Засяду, часу не сижу

И как-то невзначай, вдруг каламбур рожу.

Другие у меня мысль эту же подцепят.

И вшестером, глядь, водевильчик слепят.

…У нас … решительные люди.

Горячих дюжина голов!

Поди, сажай меня в карету.

Вези меня куда-нибудь.

Какие приёмы создания комического эффекта использует Грибоедов в «Горе от ума»? Проиллюстрируйте ответ примерами из текста.

Какова роль внесценических персонажей:

В создании «картины нравов»

В характеристике действующих на сцене персонажей

В развитии любовного конфликта и сюжетного действия?

Имена каких мифологических персонажей звучат в монологах Чацкого? На какую литературную традицию ориентированы отсылки к персонажам античной культуры?

Каковы стилистические функции литературных аллюзий в монологах Чацкого?

Аллюзии – параллели

Найдите и исправьте терминологические и фактические ошибки в литературоведческих суждениях «Горя от ума».

В своей драме Грибоедов соблюдает правило трёх единств – места, времени и действия

Кульминация композиции происходит в четвёртом действии пьесы, когда Чацкий разоблачает Молчалина и Софию

Покидая дом Фамусова, Чацкий гневно бросает: «прощай, Россия – страна рабов, страна господ».

Охарактеризуйте особенности стиха комедии. Каковы художественные возможности вольного стиха в передаче ритма и интонаций живой разговорной речи?

В комедии А. С. Грибоедова нет разделения на абсолютно глупых и умных персонажей. «Горе от ума» даёт нам понять, что даже образованные люди совершают глупые поступки. Безусловно, мы можем назвать А. А. Чацкого умным человеком, ведь он образован, начитан, знает многое о либеральных движениях и очень современно мыслит.

Таким образом, на примере двух персонажей можно увидеть ум во многих его проявлениях. Для того чтобы даже удачно совершить плохой поступок, нужно быть довольно умным человеком, обладать хитростью и опытом, которые в свою очередь, несомненно, показывают ум человека. Он существует в совершенно разных формах, и персонажи комедии доказывают это на своём примере.

3) единство места, времени и действия произведения; определённые роли – амплуа героев; принцип говорящих фамилий.

2 . Какую разновидность жанра комедии представляет собой «Горе от ума»?

А. философскую В. семейно-бытовую Д. совокупность разновидностей

Б. социальную Г. политическую Е. сатирическую

3 . Отметьте, в чём состоит новаторство системы образов комедии «Горе от ума»?

А. соответствие системе «амплуа» ; В. отсутствие деления персонажей на + и – ;

Б. количество действующих лиц – более 20; Г. введение внесценических персонажей;

4 . Соотнесите элементы композиции и части текста комедии:

1. экспозиция 3. кульминация

2. завязка 4. развязка

А. Молчалин признаётся Лизе, что не любит Софью; Софья и Чацкий всё слышат;

Б. диалоги героев в доме Фамусова до появления Чацкого;

В. монолог Чацкого «Не образумлюсь, виноват…»

Г. приезд Чацкого.

5 . Соотнесите героя комедии «Горе от ума» и амплуа, которому он соответствует:

А. отец, не догадывающийся о любви дочери 1) Чацкий

Б. удачливый герой-любовник 2) Софья

В. субретка (бойкая, весёлая служанка) 3) Фамусов

Г. герой – резонёр 4) Молчалин

Д. героиня любовного треугольника 5) Лиза

6 . Соотнесите героев и роли, которые отводятся им в комедии А.С.Грибоедова:

1. главные герои 3. эпизодические

2. второстепенные 4. внесценические

А. Хрюмины, Тугоуховские, Хлёстова

Б. Кузьма Петрович, Максим Петрович, Марья Алексевна

В. Чацкий, Молчалин, Фамусов, Софья

Г. Сказозуб, Лиза, Загорецкий, Горич, Репетилов.

7 . Соотнесите персонажа комедии с его характеристикой:

1. Чацкий 4. Скалозуб

2. Молчалин 5. Загорецкий

3. Фамусов 6. Софья

А. «И золотой мешок, и метит в генералы…»

Б. «Он славно пересмеять умеет всех…Остёр, умён, красноречив…»

В. «При нём остерегись: переносить горазд, и в карты не садись – продаст»

Г. «Услужлив, скромненький…вот он на цыпочках и не богат словами»

Д. «Людей с душой гонительница, бич!»

Е. «Английского клоба старинный, верный член до гроба»

8 . Соотнесите героев комедии «Горе от ума» с их высказываниями о Чацком:

А. Софья Б. Фамусов В. Лиза

1. «Кто так чувствителен, и весел, и остёр, как Александр Андреич Чацкий»

2. «Этот франт-приятель объявлен мотом, сорванцом»

3. «Не человек – змея!»; «Он не в своём уме»

4. «Опасный человек» , «Он вольность хочет проповедать»

5. «Унизить рад, кольнуть; завистлив, горд и зол»

6. «Он малый с головой; и славно пишет, переводит».

9 . Соотнесите данное высказывание с его автором:

А. Грибоедов А.С. В. Гончаров И.А.

Б. Пушкин А.С. Г. Белинский В.Г.

1. «Комедия «Горе от ума» есть и критика нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира…В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, её рисунок, тогдашний воздух, исторический момент и нравы»

2. «Чацкий совсем не умный человек, но Грибоедов очень умён. В комедии «Горе от ума» кто главное действующее лицо? Ответ: Грибоедов. А…Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами, и сатирическими замечаниями»

3. «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим»

4. «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: «Один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин… – всегда жертва»

10 . Соотнесите персонажей пьесы с афоризмами, ими произнесёнными :

А. Чацкий Б. Фамусов В. Софья Г. Молчалин Д. Лиза

1. «Счастливые часов не наблюдают»»

2. «Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой»

3. «Служить бы рад, прислуживаться тошно»

4. «Герой не моего романа»

5. «В мои лета не должно сметь своё суждение иметь»

6. «Свежо предание, а верится с трудом»

7. «Молчалины блаженствуют на свете»

8. «Ах, злые языки страшнее пистолета»

9. «Ну как не порадеть родному человечку»

10. «Чины людьми даются, а люди могут обмануться»

11. «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь»

12. «А впрочем, он дойдёт до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных»

13. «Блажен, кто верует, тепло ему на свете»

14. «Кто беден, тот тебе не пара»

15. «И дым отечества нам сладок и приятен»

Письменно ответьте на один вопрос (на выбор):

1. Почему главный герой испытывает «мильон терзаний»? В чём заключается горе, которое приносит Чацкому ум?

Читайте также: