Формирование сословий их статус

Обновлено: 19.09.2024

Сосло́вие — социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации, обычно включающей несколько сословий, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации является феодальная Франция, где с 14-15 веков общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В России со второй половины 18 века утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, крестьянство, купечество, мещанство, казачество. С развитием капиталистических отношений происходит разрушение сословий.

Формирование сословий

Формирование сословий представляло собой длительный процесс, связанный с закреплением и оформлением в праве имущественного неравенства и определенных социальных функций (военных, религиозных, профессиональных). По сравнению с кастами, которые можно рассматривать как сословную организацию, и где принцип наследования абсолютен, в сословиях наследственный принцип соблюдается не столь жестко. Членство в сословии может быть куплено за деньги, даровано верховной властью. Вместе с тем, сословия отличаются от таких корпораций, принадлежность к которым является результатом личных достижений в образовании, науке, на государственной или военной службе, например, шэньши в Китае. Особую роль, подрывавшую принцип сословной организации, в Европе играло духовенство, поскольку членство в этом сословии не было наследуемым. Признаком сословия является также наличие у его членов внешних символов сословной принадлежности — украшений, знаков различия, предметов одежды, причесок. Также складывается специфическая сословная мораль.

Классическим образцом сословной организации общества считается феодальная Франция. Формирование наследственных сословий здесь завершилось к 14-15 векам. К этому времени французское общество делилось на сословие духовенства, сословие дворянства и третье сословие, посылавшие своих представителей в органы сословного представительства — Генеральные штаты. Каждое из сословий имело свои права и привилегии. Сословия духовенства и дворянства были освобождены от налогов, пользовались преимущественным правом доступа к государственным должностям, культивировали особый, отличавший их от третьего сословия, стиль жизни. Сословный строй во Франции был разрушен Великой французской революцией.

Сословия в России

Оформление сословий в России началось с середины 16 века одновременно с созданием едино Русского централизованного государства, ослаблением удельной аристократии, ростом влияния дворянства и верхов городского посада. В это время начинают созываться земские соборы, в которых наряду с боярами, дворянами, духовенством участвовали представители посадского населения, а на соборе 1613 года — несколько представителей черносошного крестьянства. Сословное деление в этот период отличалось пестротой и дробностью.

Разрядные списки 17 века и Бархатная книга (1687) послужили основой для постепенного превращения дворянства из служилой корпорации в наследственное сословие. Ослабление наследственною принципа сословной организации произошло при Петре I Великом, когда введение Табели о рангах (1722) способствовало смягчению сословных границ и пополнению привилегированных сословий за счет продвижения по службе и царских пожалований сословного статуса. В дальнейшем происходило укрепление сословных прав дворянства, сопровождавшееся увеличением правовой неполноценности остальных сословий.

Со времени Манифеста о вольности дворянства (1762) и Жалованной грамоты дворянству (1785) в России утвердилось сословное деление на дворян, духовенство, крестьянство, купечество, мещанство, казачество, просуществовавшее вплоть до революционных событий 1917 года. Российские сословия делились на неподатные (дворянство, духовенство) и податные (крестьяне, мещане). В Азии существовали различные формы социального устройства — от строгой системы каст в Индии до почти полного отсутствия наследственной аристократии и прочных сословных границ, например в Бирме. Разрушение сословий связано со становлением и утверждением капиталистических отношений, при которых на смену иерархии наследственных статусов выдвигается иерархия богатства, провозглашается равенством всех перед законом.

В России формирование общегосударственных сословий началось в XVI в. и шло параллельно собиранию русских земель вокруг Москвы. В связи с этим на сословной структуре отразились пережитки удельных времен. Так, наличие многочисленных подразделений в политической элите тогдашнего общества являлось прямым наследием феодальной раздробленности. В дальнейшем отчетливо проявилась тенденция к упрощению сословной структуры и слиянию отдельных сословных групп, но в описываемое время сословная картина отличалась чрезвычайной пестротой и дробностью.

Сословия - это такие большие социальные группы (или слои населения), которые отличаются от других социальных групп по своему передаваемому по наследству правовому статусу (т.е. совокупности прав и обязанностей). Что же касается общественных классов, то это тоже большие социальные группы, но они отличаются друг от друга по другим, не юридическим, а социально- экономическим критериям, а именно: по своему отношению к собственности, месту в общественном производстве и способам присвоения общественного прибавочного продукта. Сословие и класс могут совмещаться (совпадать). Так крестьянство выступает как сословие, но это одновременно и класс. А могут и не совпадать, к примеру, дворянство и духовенство по своим социально- экономическим характеристикам принадлежат к единому феодальному классу. И дворяне, и церковь владели землей и крепостными на феодальном праве. Но по своему правовому статусу это два разные сословия. Что же касается городского (посадского) сословия, то с течением времени уже в XIX веке из этого единого сословия вырастают и формируются два разных общественных класса - буржуазия и рабочий класс, а также разночинная интеллигенция.

По сравнению с кастами, где принцип наследования абсолютен, в сословии наследственный принцип соблюдается не столь жестко. Членство в нем может быть куплено за деньги, даровано верховной властью и т.д. Вместе с тем сословия отличаются от таких корпораций, принадлежность к которым является результатом личных достижений индивида (на экзаменах, военной службе и т.д.). Признаком сословия является также наличие у его членов определённых внешних символов их сословной принадлежности - особых украшений, знаков различия, предметов одежды, причёсок. Складывается также специфическая сословная мораль.

Формирование сословий, в конечном счете, было обусловлено разделением общественного труда. С течением времени каждое сословие "отгородилось" от других своими особыми правами, привилегиями повинностями и обязанностями.

Применительно к периодизации сословий в России в указанный период (XV- XVII вв.) можно отметить следующее. Большинство авторов не выделяют здесь жестко каких-либо периодов, считая, что изменения проистекали достаточно медленно. Тем не менее, указы конца XVI в., приведшие к окончательному закабалению крепостного крестьянства (царский указ от 24 ноября 1597 г., повелевавший разыскивать и возвращать прежним владельцам всех беглых и насильственно вывезенных крестьян, указ от 1 февраля 1597 г., лишавший кабальных холопов юридической возможности возвращать себе личную свободу до смерти господина и т.д.), позволяют условно выделять здесь ранний (XV – XVI вв.) и поздний (XVII в.) периоды.

Среди всех классов и сословий господствующее место безусловно принадлежало феодалам. В их интересах государственная власть проводила меры по укреплению собственности бояр и дворян на землю и крестьян, по сплочению прослоек класса феодалов, его «одворянению».

В XVI - XVII вв. оно в документах именовалось служилыми людьми и состояло из целого ряда категорий (слоев). Верхний слой составляли бояре. Термин боярин стал обозначать звание (чин). Большинство среди них составляли бывшие удельные князья. Но некоторая часть происходила из родовитого старомосковского боярства, не имевшего княжеских титулов. Общая численность бояр была невелика. В 1564 г. их было 33, после опричного террора в 1572г. из них осталось 17. К концу XVII в. насчитывалось 42 боярина. Следующими после бояр чинами были окольничие, думные дворяне. Они состояли в Боярской думе. Из их числа назначались воеводы во время войны, начальники приказов и другие высшие должностные лица. Основную массу составляло среднее и мелкое дворянство (дворяне московские, дети боярские, дворяне городовые и т.д.), служившее воинами в дворянском конном ополчении, а также в гарнизонах пограничных крепостей.




Служилые люди по отечеству оформились в XVII веке в сложную и четкую иерархию чинов, обязанных государству службой по военному, гражданскому, придворному ведомствам в обмен на право владеть землей и крестьянами. Они делились на чины думные (бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки), московские (стольники, стряпчие, дворяне московские и жильцы) и городовые (дворяне выборные, дворяне и дети боярские дворовые, дворяне и дети боярские городовые). По заслугам, по службе и знатности происхождения феодалы переходили из одного чина в другой. Не исключался доступ в служилые люди по отечеству выходцев из тяглых слоев и, наоборот, уход феодала в тяглецы. Постепенно эти переходы власти начинают ограничивать, например, из феодалов в холопы (указ 1642 года, Уложение 1649 года), потом — в феодалы из приборных служилых людей: стрельцов, пушкарей и прочих «мужиков»; из крестьян, холопов, посадских людей (указ 1675 года). Дворянство, таким образом, отмежевывалось от других слоев населения, превращалось в замкнутый класс — сословие.

Духовенство оформилось в самостоятельное сословие. Оно было освобождено от несения государственной службы и повинностей и от налогов, а также имело свое сословное управление и суд. Духовенство делилось на белое (приходские попы - священнослужители и вспомогательный персонал: дьячки, пономари и т.д. - церковнослужители) и черное (монахи), жившее в монастырях. Белому духовенству разрешалось жениться, но только один раз в течение жизни. Черное духовенство (монахи) давали обет безбрачия. И дело здесь не только в проповеди аскетизма и отречении от мирских забот, но и в том, чтобы не дробились между наследниками-детьми церковные и монастырские земли. Ведущие церковные должности могли занимать только монахи.

Крестьянство в XV-XVI вв. постепенно консолидировалось в единое сословие. Так как крестьяне составляли подавляющее большинство населения, то их чаще всего называли “христианами” (отсюда - крестьяне). Крестьяне, жившие на государственных землях, назывались “черными” или “черносошными”.

Черные крестьяне жили общинами (“мир” или “волость”) и несли повинности в пользу государства. Дела общины управлялись сходом и выборным старостой. С середины XVI в. в связи с развитием барщинного хозяйства и товарно-денежных отношений происходит общее увеличение повинностей. Именно в это время появляется денежная рента. Феодалы усиливают и внеэкономическое принуждение, стремятся закабалить, закрепостить крестьян.

Переходы крестьян являлись формой классового протеста. Они превращались в массовые побеги. Феодалы требовали от правительства их ограничения. Тяготы многолетней Ливонской войны, ломка боярского землевладения и насаждение дворянских поместий, набеги татар, эпидемии привели к массовому разорению крестьян.

В отличие от феодалов, особенно дворянства, положение крестьян и холопов в XVII столетии существенно ухудшилось.

Подавляющее большинство жителей городов составляли “черные люди” — ремесленники. Видное место среди городского населения занимали купцы.

В городах наблюдалось резкое имущественное расслоение. Высшие слои московского купечества составляли две корпорации: гостей—“сурожан”, ведших торговлю с Югом, и суконщиков, торговавших с Западом.

Сурожане торговали, главным образом, шелками, а суконщики—сукнами. И те, и другие объединялись в свои особые корпорации, или “сотни”. Сурожанами и суконщиками были крупнейшие купцы. Они нередко давали в долг деньги царю, боярам, сами покупали землю и даже роднились с боярством и становились боярами. Купцы пользовались рядом привилегий, могли торговать беспошлинно в пределах Московского государства.

“Черные люди”, то есть мелкие торговцы и ремесленники, тоже имели свою организацию. Она проявляла нередко большую активность (особенно во время обороны городов) и противопоставлялась боярам.

Ремесленники одной специальности объединялись в цехи, или “братчины”, “сотни”, “ряды” со своими центрами. Отряды ремесленных сотен входили в городское ополчение. Сотни были и податными единицами. Городское население несло повинности (“тягло”) в пользу царя, и потому называлось тяглым или черным.

Формирование сословного строя и правовой статус сословий

Формирование сословного строя и правовой статус сословий

Формирование сословий, в конечном счете, было обусловлено разделением общественного труда. С течением времени каждое сословие «отгородилось» от других своими особыми правами, привилегиями повинностями и обязанностями.

Рассмотрим теперь процесс формирования каждого сословия.

Поскольку в условиях натурального хозяйства земля, населенная крепостными крестьянами, была единственным средством обеспечения службы дворян, то царская власть активно раздавала дворянству землю.

Однако, несмотря на то, что борьба между боярством и дворянством порой носила ожесточенный характер, все же это было столкновение внутри класса феодалов. Основным же было противоречие между классом феодалов и феодально зависимым крестьянством. Когда классовая борьба серьезно обострялась, весь класс феодалов сплачивался против крестьянства.

Переходы крестьян являлись формой классового протеста. Они превращались в массовые побеги. Феодалы требовали от правительства их ограничения. Тяготы многолетней Ливонской войны, ломка боярского землевладения и насаждение дворянских поместий, набеги татар, эпидемии привели к массовому разорению крестьян.

Таким образом, развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему усилению эксплуатации крестьян и, в конечном счете, их полному закрепощению. Крестьяне прикреплялись к земле (то есть к конкретной вотчине или поместью), но продавать их можно было только с землей (как принадлежность земли).

В городах наблюдалось резкое имущественное расслоение. Высшие слои московского купечества составляли две корпорации: гостей—"сурожан", ведших торговлю с Югом, и суконщиков, торговавших с Западом.

Сурожане торговали, главным образом, шелками, а суконщики—сукнами. И те, и другие объединялись в свои особые корпорации, или «сотни». Сурожанами и суконщиками были крупнейшие купцы. Они нередко давали в долг деньги царю, боярам, сами покупали землю и даже роднились с боярством и становились боярами. Купцы пользовались рядом привилегий, могли торговать беспошлинно в пределах Московского государства.

«Черные люди», то есть мелкие торговцы и ремесленники, тоже имели свою организацию. Она проявляла нередко большую активность (особенно во время обороны городов) и противопоставлялась боярам.

Ремесленники одной специальности объединялись в цехи, или «братчины», «сотни», «ряды» со своими центрами. Отряды ремесленных сотен входили в городское ополчение. Сотни были и податными единицами. Городское население несло повинности («тягло») в пользу царя, и потому называлось тяглым или черным.

Правительство вынуждено было идти на серьезные уступки посадам. Например, по Соборному Уложению 1649 года были ликвидированы так называемые «белые места» в городах*1*.

Основная масса посадского населения подвергалась всем тяготам феодальной эксплуатации со стороны царя, феодалов и городской верхушки. Соборное Уложение оформило окончательное прикрепление «черных» людей к тяглу.

  • 1* Бояре и дворяне нередко через своих людей занимались промыслом и торговлей в городах. Лавки и мастерские, принадлежавшие им, не облагались тяглом и назывались «белыми». Это вызывало серьезное недовольство посадских, которым трудно было с ними конкурировать.

Население российского государства в данный период может быть условно разделено на четыре сословия: дворянство (шляхетство), духовенство, крестьянство, городское население.

Наибольшей привилегией, определявшей особое правовое положение дворян, было их исключительное право на приобретение земельной собственности. Только им позволялось владеть землей и эксплуатировать крепостных крестьян, живших на этих землях. Тем не менее, и в среде землевладельцев имелось расслоение определявшееся разделением правового статуса вотчины, в основном являвшейся привилегией старой родовой знати, крупных землевладельцев (бояр и потомков удельных князей), и поместья, дававшегося служилым людям (дворянам) за службу и на время службы.

Уже в Соборном уложении 1649 г. предпринимается попытка решения этой проблемы, однако окончательно права вотчинников и помещиков были уравнены Указом о единонаследии от 23 марта 1714 г. По нему правовое положение вотчины и поместья уравнивалось и формально-юридически: они стали именоваться «недвижимыми вещами». Дворяне получили право наследования поместий, однако земельная собственность могла передаваться только одному из сыновей, а остальные дети получали часть движимого имущества. Это не устраивало землевладельцев, поэтому в 1731 г. данное ограничение в праве распоряжения земельной собственностью было отменено.

В 1718 г. по указу о подушной переписи дворяне были определены в качестве неподатного сословия, т.е. в отличие от других групп населения они не платили подушную подать.

Важное значение в укреплении правового положения дворянства имела и вышеупомянутая Табель о рангах, установившая строгую систему государственных чинов. Жесткие требования по прохождению службы вызывали у дворян недовольство, поэтому Анна Иоанновна, взойдя на престол, сделала несколько уступок дворянству. Она учредила Кадетский корпус для дворянских детей от 13 до 18 лет, после окончания которого им присваивались офицерские звания. Кроме того, установленное Петром требование обязательной и пожизненной службы дворян в 1736 году была заменено 25-летним сроком, который начинался с 20 лет, причем один из дворянских сыновей или братьев имел право не служить и заниматься хозяйством.

В 1762 года был издан Манифест Петра III «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству»: дворяне освобождались от обязательной 25-летней службы, могли выходить в отставку и беспрепятственно выезжать за границу, однако по требованию правительства обязаны были прибывать на службу в войска.

Наиболее важным актом, имевшим целью закрепление привилегий дворянского сословия, стала «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» от 21 апреля 1785 г., в котором Екатериной II подтверждены основные положения указа Петра III. Дворянам разрешалось «иметь фабрики и заводы по деревням», заниматься торговлей. Они освобождались от личных податей, постойной повинности, телесных наказаний, получили право создавать свои сословные организации – уездные и губернские дворянские собрания, что еще в большей степени усилило их влияние на местный государственный аппарат.

Православное духовенство делилось на черное (монашествующее) и белое (священнослужители и церковно-служители).

Черное духовенство не могло иметь собственности, не имело потомства, либо прекращало всякие гражданские связи с детьми, родителями и всеми родственниками, а вступающие в монашество лица высших сословий не могли пользоваться никакими сословными привилегиями.

Как часть процесса подчинения церкви государству, в 1722 г. лицам податных сословий был ограничен переход в духовенство: вступать в ряды духовенства можно было только при удостоверении местного епархиального начальства о недостатке лиц духовного звания для замещения соответствующей должности, при «одобрительном» поведении и при наличии увольнительного свидетельства от крестьянского или городского общества. Из дворян в духовенство разрешалось принимать только младших детей и притом по достижении ими 40 лет.

В это же время окончательно утвердился принцип необходимости духовного образования для занятия священнослужительской должности, закрепленный в Духовном регламенте. Дети священно-церковнослужителей наследовали их сословную принадлежность. Лица, принадлежавшие к православному духовенству, подлежали суду духовного ведомства.




В XVIII крестьянство в полной мере испытало на себе обратную сторону консолидации сословия феодалов (дворян) – усилившуюся крепостную зависимость. Они составляли основную массу населения и подразделялись на помещичьих, государственных, экономических, посессионных и дворцовых (удельных). Петровскими переписями были учтены и безземельные люди (холопы, задворные, вольные люди).

Помещичьи крестьяне в пользу хозяина обязаны были нести такие повинности как барщина, оброк, а также бремя рекрутских наборов (ежегодное направление одного рекрута с каждых 20 дворов на пожизненную (вплоть до 1793 года, когда срок был сокращен) военную службу). В отношении своих крестьян помещики обладали широкими полномочиями, начиная от рассмотрения мелких уголовных дел, осуществления суда над ними и заканчивая распоряжением самими крестьянами и их имуществом как своей собственностью. Более того, по Указу 1767 г. крестьянам было запрещено жаловаться на своих помещиков под угрозой телесных наказаний и ссылки на каторгу.

Государственные крестьяне также были феодально-зависимыми. Их экономическое положение было не менее тяжелым, чем положение помещичьих крестьян, однако в целом их статус был несколько лучшим. Как мы отмечали выше, из их среды избирали заседателей в нижние и верхние расправы. Их не могли продать, но могли отдать какому-либо частному владельцу. Количество государственных крестьян в рассматриваемый период постоянно сокращалось в основном за счет их раздачи вместе с землями дворянству в награду за службу.

В 1721 г. появилась особая группа крестьян, называемая посессионными, которых купцы имели право покупать вместе с имениями и приписывать к мануфактурам. Такие мануфактуры продавались вместе с приписанными к ним посессионными крестьянами.

В результате изъятия земель у церкви появилась особая категория крестьян – экономических, названных так по наименованию специально созданной Коллегии экономии, призванной управлять ими. После ее упразднения в 1786 г. они вошли в число государственных крестьян.

Была и отдельная категория крестьян, принадлежащих исключительно императорскому двору – Дворцовые (с 1797 г. – удельные) крестьяне. По своему правовому положению они были близки к государственным крестьянам.

Необходимость регулирования правового статуса городского населения определялась ростом городов, усилившимся в XVIII веке. Первым в череде наиболее значимых документов, касающихся этого вопроса, следует назвать регламент Главного магистрата 1721 г.

Данным законом посадское городское население делилось на три категории:

- знатные, регулярные граждане состояли в двух гильдиях. В первую гильдию включались банкиры, знатные купцы, доктора, аптекари, шкиперы купеческих кораблей, золотари, серебренники, иконники, живописцы. Ко второй гильдии относились мелкие торговцы и ремесленники;

- нерегулярные, «подлые» люди, «обретающиеся в наймах и в черных работах, которые нигде между знатными и регулярными гражданами не счисляются».

Гильдиям предписывалось иметь свои органы – гильдейские сходы, в которых выбирались старшины. Ремесленники, входившие во вторую гильдию, образовывали цехи во главе с альдерманами (старшинами).

B 1785 г. была опубликована «Грамота на права и выгоды городам Российской империи».

Население города («городовые обыватели») было разделено на шесть разрядов:

1) владельцы домов и земель в черте города;

2) купцы всех трёх гильдий;

3) цеховые ремесленники;

4) иностранцы и иногородние, записавшиеся в мещане;

5) «именитые граждане» - выборные должностные лица органов городского управления, ученые, художники, скульпторы, музыканты, капиталисты (имевшие не менее 50 тыс. руб.), банкиры, оптовые торговцы, судовладельцы;

6) все остальное посадское население.

Основная тяжесть государственных повинностей ложилась на ремесленников и посадских: они являлись податными сословиями, должны были платить подушную подать, нести рекрутскую повинность, нести натуральные повинности. Купцы не платили податей, не несли рекрутской повинности, а купцы первой и второй гильдий кроме того освобождались и от телесных наказаний. Привилегией горожан считались свои сословные суды (магистраты), а также органы городского самоуправления: общая городская дума и избираемая ею из своего состава шестигласная городская дума.

Сословиями называют социальные группы, которые обладают определенными правами и обязанностями. Они закреплены в обычае или в законе и передаются по наследству. Сословная структура появилась в России в XVI веке, когда русские земли объединились вокруг Московского княжества. В новой иерархии отразился род занятий, а также прежнее феодальное имущественное и служебное положение. Однако в первое время сословий было слишком много, между ними не было четких границ.

В 1649 году князь Никита Одоевский юридически закрепил семь основных сословий, прописал их права и обязанности в Соборном уложении. Служилые люди «по отечеству» — бояре и дворяне — получали землю с крестьянами по наследству или за военную службу. Служилые люди «по прибору» — стрельцы, пушкари, казаки — получали за службу денежное жалованье, могли заниматься торгово-ремесленной деятельностью. Все они не платили налоги. Духовенство находилось под особой защитой государства, не могло торговать, молилось за благополучие царя и народа и было освобождено от некоторых выплат. Купцы объединялись в гильдии, выезжали за границу и торговали, не платили часть налогов, но служили на пользу государства: руководили таможнями, оценивали товары и хранили казенные ценности. Торговцы и ремесленники прикреплялись к определенному городу и имели обязательные денежные повинности. Крестьяне занимались сельским хозяйством, не могли сходить с земли, к которой были привязаны — у них были самые большие налоги. Они либо жили на государственной земле и обеспечивали служилых людей и духовенство, либо принадлежали монастырям, помещикам или царю. Холопы не имели собственного хозяйства и служили конюхами, сапожниками, поварами, портными.

Юридический термин «сословие» появился в России только в ХVIII веке. Тогда Петр I ликвидировал боярство: все представители высшего сословия стали дворянами и должны были служить на гражданских или военных должностях. Они были основой государства, опорой монарха и самым образованным слоем общества. Также император создал Табель о рангах: теперь каждый свободный человек мог постепенно получать чины на гражданской и военной службе и в итоге стать дворянином. Так в России, в отличие от западно-европейской системы, было можно перейти из одной группы в другую.

В дальнейшем правители проводили разные реформы, которые несколько меняли права и обязанности сословий. Например, закрепощали крестьян или, наоборот, позволяли им становиться свободными, получать образование. Сословная структура общества существовала в России до Октябрьской революции 1917 года. Ее отменили Декретом об уничтожении сословий и гражданских чинов.

Сословиями называют социальные группы, которые обладают определенными правами и обязанностями. Они закреплены в обычае или в законе и передаются по наследству. Сословная структура появилась в России в XVI веке, когда русские земли объединились вокруг Московского княжества. В новой иерархии отразился род занятий, а также прежнее феодальное имущественное и служебное положение. Однако в первое время сословий было слишком много, между ними не было четких границ.

В 1649 году князь Никита Одоевский юридически закрепил семь основных сословий, прописал их права и обязанности в Соборном уложении. Служилые люди «по отечеству» — бояре и дворяне — получали землю с крестьянами по наследству или за военную службу. Служилые люди «по прибору» — стрельцы, пушкари, казаки — получали за службу денежное жалованье, могли заниматься торгово-ремесленной деятельностью. Все они не платили налоги. Духовенство находилось под особой защитой государства, не могло торговать, молилось за благополучие царя и народа и было освобождено от некоторых выплат. Купцы объединялись в гильдии, выезжали за границу и торговали, не платили часть налогов, но служили на пользу государства: руководили таможнями, оценивали товары и хранили казенные ценности. Торговцы и ремесленники прикреплялись к определенному городу и имели обязательные денежные повинности. Крестьяне занимались сельским хозяйством, не могли сходить с земли, к которой были привязаны — у них были самые большие налоги. Они либо жили на государственной земле и обеспечивали служилых людей и духовенство, либо принадлежали монастырям, помещикам или царю. Холопы не имели собственного хозяйства и служили конюхами, сапожниками, поварами, портными.

Юридический термин «сословие» появился в России только в ХVIII веке. Тогда Петр I ликвидировал боярство: все представители высшего сословия стали дворянами и должны были служить на гражданских или военных должностях. Они были основой государства, опорой монарха и самым образованным слоем общества. Также император создал Табель о рангах: теперь каждый свободный человек мог постепенно получать чины на гражданской и военной службе и в итоге стать дворянином. Так в России, в отличие от западно-европейской системы, было можно перейти из одной группы в другую.

В дальнейшем правители проводили разные реформы, которые несколько меняли права и обязанности сословий. Например, закрепощали крестьян или, наоборот, позволяли им становиться свободными, получать образование. Сословная структура общества существовала в России до Октябрьской революции 1917 года. Ее отменили Декретом об уничтожении сословий и гражданских чинов.

Что такое «сословие»? Какие сословия были в России в разные времена: их права, особенности, обязанности. Рассмотрение процесса формирования сословий, их тонкостей, свойственных именно российской социальной структуре.

Какие существовали сословия в России?

Сословие – социальная группа, имеющая свои особенности, привилегии, правовое положение, обязанности, права, положение. В большинстве случаев, принадлежность к определенной группе передавалась по праву рождения.

Когда формировались сословия в России

В России сословия впервые появились в процессе единения земель в целостное государство, но данные социальные группы отличались от своих западноевропейских аналогов. Понятие «сословие» в привычном понимании появилось в петровскую эпоху.

  • В Древней Руси на верхушке общества были князья, бояре, особое положение имело духовенство, дружина, как войско, также наделяли корпоративными правами, привилегиями.
  • С XV века и до XVI (времена Русского государства) в социальной структуре были выделены «тяглые» и «служилые»: первые обязаны налогами и податями, вторые – профессиональной деятельностью, службой.
  • В XVI – XVII вв. социальные прослойки присутствовали в обществе в большом количестве, но их различия не были в полной мере четкими.
  • В периоды правлений Петра I и Екатерины Великой наблюдается консолидация социальных групп – формируются специальные сословные учреждения, межсословные перегородки. Ряд исследователей считает, что только с 1785 года можно говорить об официальном закреплении сословной системы (в 1785 году стали издавать специальные грамоты, закреплявшие права дворян и мещан).
  • После реформ Александра II грани между сословиями начали стираться, после ликвидации крепостного права изменилась социальная структура общества.
  • эжд

Сословия в России. Относительная численность населения

Относительная численность населения в России

В чем особенности сословной системы в России?

  • В создании сословной системы ведущую роль играло именно государство – по инициативе правящей верхушки оформились четкие социальные прослойки со своими характеристиками (в этом еще одно отличие от Западной Европе, где сословия оформлялись органично, без решающей инициативы органов власти).
  • В России были шире возможности перейти из одного социального положения в другое.
  • Наиболее распространенный путь повышения своего социального статуса – служба в пользу государства.
  • Права и возможности слоев общества защищал и определял Сенат. Под особой охраной находились дворяне.

Из всех сословий во разное время можно выделить две группы:

  1. податные (зависимые),
  2. привилегированные.
  • Право нести государственную службу, на промышленную и торговую деятельность, принимать участие в управлении государством;
  • Право на суд;
  • Особенности отбывания наказаний за преступления;
  • Права на образование.

Как определяли факт принадлежности к социальной группе?

  • По рождению;
  • По наличию имущества и профессии, виду деятельности;
  • По уровню имеющегося образования.

Как изменить свое положение?

  1. Получение особых отличий на службе государству;
  2. Военная служба;
  3. Успешная работа в сфере торговли, промышленности;
  4. Получение высшего образования;
  5. Брак (для женщин) давал возможность подняться по социальной лестнице.

Сословия в России. Особенности

Формирование крестьянского сословия в России

Крестьянство – основное сословие в России с точки зрения численности. Крестьянство являлось податным сословием. До ликвидации крепостного права выделяли свободных крестьян, обязанных и крепостных. К сельским обывателям приравнивали инородцев, кроме евреев.

  • Во времена Древней Руси выделяли смердов (лично свободных, платили налоги, владели землей), холопов (не имели прав), закупов и рядовичей (частично зависимые). На том этапе начался процесс прикрепления крестьян, лишение их ряда прав.
  • Крепостное право закрепилось в XVI веке, подтвердилось Соборным уложением 1649 года.
  • В 1721 г. выделены категории государственных, дворцовых, помещичьих, церковных крестьян.
  • В 1797 г. формируется прослойка удельных крестьян. Согласно закону этого же года, была установлена барщина в 3 дня, но фактически 3 днями она ограничена не была;
  • Вначале XIX века разрешено продавать крепостных без семьи;
  • После реформы 1861 г. крепостные были лично освобождены, перешли в категорию собственников, временнообязанных, некоторые стали рабочими, мещанами. Общинная организация сохранялась.
  • Закон 1906 г. снял ряд ограничений, что упростило получение образования, переход в другие сословия, расширило права поступления на государственную службу.

Типология крестьян

  1. Государственные:
  2. Черносошные (до XVII века) – тяглые крестьяне, повинности выполняли в пользу государства, а не помещика, не были зависимыми лично.
  3. Дворцовые – зависимая категория, в личной собственности правителя, его семьи.
  4. Приписные – зависимая категория, подать для них была заменена работами на государственных предприятиях.
  5. Удельные (сословие сформировано в 1797 году) – бывшие дворцовые крестьяне, которые жили в удельных землях, принадлежали правителю.
  6. Однодворцы – лично свободные, проживали на приграничных территориях, военизированные землевладельцы.
  7. Экономические (сформировались после реформы 1764 года), бывшие монастырские и церковные, лично свободные, платили налог, несли повинности в пользу государства.
  8. Крепостные
  9. Посессионные: появились в 1721 году для обслуживания крупных мануфактур;
  10. Помещичьи: в личной собственности помещика-землевладельца, наиболее численная из всех категория.
  11. Временнообязанные: фактически свободные, появились после реформы по ликвидации крепостного права в 1861 году, попали в финансовую зависимость, получив средства на землю (выкупить ее сами помещичьи крепостные не могли).

Формирование купеческого сословия

  • Еще во времена Руси будущие купцы выделялись из посадских людей, мещан.
  • Петр I официально закрепил существование данного сословия, ввел деление на гильдии купцов, принципы, согласно которым осуществлялось деление:
  • Первая гильдия – знатные купцы, верхушка сословия, судовые промышленники, аптекари, имели большие торги;
  • Вторая: ремесленники, торговали мелкими товарами, продуктами питания;
  • Третья: все остальные купцы, имели в рамках своего сословия минимальные права и влияние.
  • В 1775 году закон закрепил деление на гильдии, установил сумму налога, который выплачивали купцы.
  • С 1800 до 1807 года дворяне не имели права переходить в сословие купцов, записываясь в гильдии.
  • В 1824 году расширены права купцов разных гильдий:
  • Для первой: право заниматься банковским делом;
  • Для второй: ограниченное право на внешнюю торговлю;
  • Для третьей: право основывать фабрики с ограниченным числом рабочих.
  • В 1863 году расширен доступ записи в гильдии для всех сословий.
  • Во второй половине XIX века принадлежность к купеческому сословию стала почетной.

Социальная структура населения в России полностью изменилась после революции 1917 года.

Если Вы хотели бы исследовать свою родословную более детально , вне зависимости от того были ли Ваши предками дворянами, крестьянами, купцами, оставьте заявку и я смогу помочь Вам с исследованием или смогу проконсультировать по поиску.

Сословный строй – это в истории всех стран особый порядок государственного устройства. В чем он проявляется? Чем сословие отличается от класса? Подробнее разберем далее в статье.

Отличие от класса

Сословный строй – это общественное устройства общества, в котором предусмотрены определенные права и привилегии для некоторых людей. Как правило, они получают их от рождения.

Класс – это социальная группа, которая имеет социально-экономическую направленность. Понятие относится к собственности в общественном производстве и способу присвоения прибавочного продукта. Однако положение класса не закрепляется в наследство. Например, возьмем представителя буржуазии. Человек владеет огромными заводами, на него работает много людей, он пользуется привилегированным положением в обществе, основанным на богатстве. Однако в случае разорения он становится обычным пролетарием, если идет работать по найму. Его дети не пользуются льготами в государстве.

сословный строй

Сословный строй – это другое понятие. Люди получают набор привилегий от рождения. От талантов, успехов личности при такой системе ничего не зависит. Если человек был рожден крепостным, то вырваться из кабалы было практически нереально. Конечно, в истории много случаев, когда привилегии дворян получали некоторые люди, проявившие себя в боях или на службе. Они отличались особым талантом, поэтому добились права вырваться из своего сословия. Однако такие случаи были лишь исключением. Главное отличие от класса в том, что определенные права закреплялись с рождения в законе. И с этим ничего нельзя было поделать, так как отступление от общих правил подрывало власть правящих элит.

сословный строй это

Последствия перехода из одного сословия в другое

Сословный строй очень консервативен по своей природе, более жизнеустойчив. Если при классовом делении общества люди обладают вертикальной мобильностью, могут перейти из одного класса в другой, то при сословном строе это невозможно. Иногда по воле «обезумевшего самодура», как называли подданные правителя, нарушающего общие принципы, некоторые «низшие» люди получали индульгенции и переходили из более низшего сословия в высшее. Однако общество, как правило, относилось к таким изменениям крайне негативно. Это воспринималось как угроза порядку. Остальные представители сословия отстранялись от такого «везунчика». Открещивались от таких индивидов и бывшие соратники, которые ревностно за этим наблюдали. Поэтому часто люди, которым повезло перейти, например, из конюхов в графы, рано или поздно теряли все.

Яркий пример – друг и соратник Петра I Меншиков. В свое время это был второй человек в государстве с огромными богатствами, титулами. Однако общество все же указало бывшему пастуху на его место при рождении, несмотря на все заслуги. Меншиков умер в изгнании и нищете, а его дети так и не смогли снова попасть в элиту, несмотря на огромные связи и влияние.

Основные сословия на Руси

До XVII века сословия еще окончательно не закреплены по следующим причинам:

  • феодальная раздробленность;
  • монголо-татарское нашествие;
  • долгий процесс образования единого государства.

Все вышеперечисленные исторические периоды не могут послужить основанием для формирования замкнутых групп людей с закрепленными правами.

Закрепление сословий

Сословный строй – это обязательное развитие права, которое закрепляет существующее положение. Без стабильности, единого государства, единого аппарата принуждения и подавления невозможно его сформировать. Конечно, до этого тоже существовали определенные социальные группы со своими правами и обязанностями. Однако при отсутствии правового закрепления со стороны сильного государства и стабильности такие группы были неустойчивы.

 сословный строй это в истории

Условно можно выделить основные группы до XVII века:

  • Бояре. Владели землей на правах «вотчины», т. е. наследственного права. Пожалуй, самый яркий представитель сословия в классическом виде. Статус боярина передавался по наследству. Однако он давал право на землю, а не на привилегию в обществе. Земельный надел бояр с каждым поколением все время дробился, а их роль в политике угасала.
  • Дворяне. Первоначально военнослужащие, которым давалась земля за службу. Именно они впоследствии станут опорой самодержавия, а их привилегии в обществе будут закреплены юридически.
  • Казаки. Их задача - охрана границ. За это они получали землю и вольности. Но сословие не было закреплено официально. По мере бесполезности правительство постоянно пыталось упразднить их статус. Сильному государству нужно постоянное централизованное войско, с жестким управлением. Казаки не отвечали этим требованиям и часто превращались во врагов власти.
  • Духовенство.
  • Крестьянство. Ограничения в правах впервые упоминаются в судебнике Ивана III. Соборное Уложение 1649 года окончательно закрепощает крестьян без права выбора.

Окончательное формирование сословной монархии

Сословный строй России в 17 веке окончательно сформировался. Теперь все социальные группы получают юридический статус, который передается по наследству. Основные сословия XVII века:

  • Бояре.
  • Дворяне.
  • Духовенство.
  • Крестьянство.
  • Посадские люди.
  • Купцы.

 сословный строй россии в 17 веке

Постепенно сословный строй все больше усложнялся, приобретал законченный вид. Одни постепенно уходили с политической сцены (бояре), другие, наоборот, приобретали привилегии. Каждый правитель немного корректировал сословный строй, однако окончательный его распад наблюдается только к концу XIX века, когда общество окончательно начинает делиться на классы.

Читайте также: