Жаворонушки песни приговорки потешки прибаутки считалки сост г науменко м 1998

Обновлено: 09.05.2024

Почему у наших детей плохо развита речь? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать? Общаясь со своими детьми в повседневной жизни, мы очень редко используем поговорки и пословицы. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает благоприятные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного опыта в межличностных отношениях.

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Наша главная задача, как педагогов, помочь детям в освоении разговорной речи, родного языка.

Важнейшим и неоценимым источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные песенки).

Мы живём в стране, с очень огромным культурным наследием, но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю, культуру. В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии. К моему большому сожалению, очень многие люди не только не могут красиво и грамотно говорить, но и плохо знают историю своего народа, его традиции, культуру. Не секрет, что выпускаясь из детского сада, наши дети имеют лишь поверхностные представления о культуре своего народа. Речь детей остаётся бледной, невыразительной. Большинство наших детей, не умеет грамотно изложить свои мысли. Поэтому темой своей работы мне хочется выбрать именно развитие речи детей через устное народное творчество, пробуждение интереса к культуре и обычаям своего народа.

Условия формирования ведущей идеи опыта.

Работать по данной теме я начала в 2017 году с детьми второй младшей группы.

Я заметила, дети младшего дошкольного возраста проявляют очень большой интерес к потешкам, загадкам, сказкам. И для себя я решила, что именно устное народное творчество поможет повысить у детей уровень речевого развития, сделать их речь более выразительной, красивой и грамматически правильной.

Работу я начала с изучения методической литературы, создания картотек, подбора наглядного материала.

В группе создала соответствующую развивающую среду: дидактические игры по сказкам, книги с красочными иллюстрациями, различные виды театров (настольный, пальчиковый, магнитный и т. д.).

Целью моей работы стало развитие познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества, устойчивого интереса к малым фольклорным формам, как к произведению искусства. Для достижения данной цели,я поставила перед собой следующие задачи:

• приобщить детей к устному народному творчеству, развивать их речь;

• вызвать эмоционально - положительное отношение к потешкам, сказкам, пестушкам;

• способствовать сохранению радостного настроения во время пребывания в детском саду;

• воспитывать гуманные отношения.

Теоретическая база опыта

Теоретической базой моего опыта являются:

Образовательная программа «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой и др

Примерный региональный модуль программы для дошкольных образовательных учреждений «Мы в Мордовии живем»

Изучая методическую литературу я увидела, что в настоящее время накоплен очень большой материал по ознакомлению дошкольников с фольклорными произведениями. Над исследованиями в выявлении возможности фольклора на развитие речи и словесно творчества дошкольников работали такие педагоги, как С. В. Теплицына, М. Ф. Фадеева, О. В. Акулова, Н. В. Гавриш и многие другие.

Русский педагог К. Д. Ушинский считал, что первый воспитатель – это народ, а народные сказки – первые и блестящие попытки создания народной педагогики.

Художественная литература и устное народное творчество — виды искусства, которые сопровождают человека с первых лет жизни. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Если ребенок в самостоятельном словесном творчестве употребляет образные слова и выражения (эпитеты, метафоры, сравнения, синонимы, антонимы, а в разговорной речи уместно использует пословицы, потешки, фразеологизмы, можно говорить о том, что. он подготовлен к дальнейшему восприятию художественных произведений. Активное участие ребенка в словесном творчестве — создание сказок, рассказов, стихов — важный показатель его речевого и эмоционального развития.

В специальных педагогических и психологических исследованиях выявлены возможности фольклора на развитие образности речи и словесного творчества.

Богатые возможности фольклора в решении задач нравственного, эстетического, умственного развития дошкольников отмечали такие педагоги прошлого и современности, как К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Н. С. Карпинская и другие.

Е. Н. Тихеева, Е. А. Флерина также считали, что фольклор дает прекрасные образцы русского языка, подражая которым, ребенок успешно учится родному языку.Они писали: «Загадки, пословицы, поговорки - образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, метафорами, в них много определений, олицетворений.

Я думаю, что родители и воспитатели должны наполнять жизнь ребенка добром и лаской, способствовать обогащению среды, в которой он растет. И, несомненно,в результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, нежность. Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интенсивной и содержательной.

Моя работа строится на следующих материалах:

• Бурляева «Мы в Мордовии живем»,Саранск: «Мордовское книжное издательство», 2011г

• Ушакова О. С. «Знакомим дошкольников с литературой», М. : ТЦ Сфера, 1998г

• Ушакова О. С. «Развитие речи детей 3-4 лет», М. : «Вентана-Граф», 2016г

• Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М. ,1995.

• Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М. ,2009.

Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.

• Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детейк истокам русской культуры: Учеб. – метод. пособие 2-е изд., перераб. И доп. сПб,. 2008.

• Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

• Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

• Е. И. Тихеева «Развитие речи детей» М., «Просвещение»

Технология опыта

Свою работу с детьми я строю по следующими принципам:

• Принцип активности и самостоятельности. Создаю условия

для речевого взаимодействия ребёнка со взрослыми.

• Принцип познавательной активности. Достигаю выразительностью, эмоциональностью, что позволяет поддерживать внимание детей.

• Принцип наглядности. Использую наглядные средства (игрушки, картинки, пособия).

• Принцип поэтапности. Меняю местами части занятия.

• Принцип вариативности. Помогаю закреплять и расширять знания детей.

• Интеграция работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей, развитие речи, коммуникативные способности, различные игры.

• Активное включение детей в повседневную деятельность.

Моя работа ведется по двум направлениям:

I Совместная деятельность воспитателя и детей

1. Обучение непосредственно в организованной образовательной деятельности.

2. Обучение и закрепление знаний детей в режимных моментах.

II Самостоятельная деятельность детей

1. Игровая деятельность;

2. Самостоятельная деятельность детей в центрах развития.

В работе я использую такие приемы и методы развития речи на материале устного народного творчества,как:

1.Иллюстративные материалы: картины, иллюстрации, персонажи кукольного театра, фигурки фланелеграфа и многое другое. Это важно, потому что у детей наглядно-образное мышление.

2. Беседа после чтения, которая должна строиться так, чтобы дети смогли понять и почувствовать содержание того или иного жанра, чтобы литературные образы надолго запомнились ребёнку.

Правильно поставленный вопрос заставляет детей думать, размышлять, самим делать выводы, глубже осознавать нравственную сущность фольклорного произведения и в то же время замечать красоту художественной формы

3. Очень часто совместно с детьми прослушиваем аудиосказки. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогают детям вслушаться в музыку, задуматься о характере героев, насладиться нежностью, напевностью народного языка.

4. Применяю разнообразные творческие задания, что позволяет развивать у детей мыслительные процессы, инициативу, самостоятельность и творческие способности.

Используя малые формы фольклора, я стараюсь активизировать внимание детей в течение всего дня

Использование колыбельных песенок и потешек значительно помогает мне в воспитании положительного отношения детей к режимным моментам.

Применяю потешки для мотивации двигательной активности,например:

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись.

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет!

Ребенок старается выполнять движения, о которых говорится в потешке

Во время одевания на прогулку:

Раз, два, три, четыре, пять —

С вами мы идем гулять.

Надели на ножки

И пошли скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

Потешки помогают и во время кормления, особенно тогда, когда ребенок отказывается от еды

Есть у нас ложки,

Вот — тарелка, вот — еда.

Не осталось и следа.

При подготовке детей ко сну, я также обращаюсь к потешкам.

Ходит, бродит тихий Сон,

Возле наших окон,

Ходит, бродит сонная Дрёма,

Возле нашего дома

Сон и Дрёма глядят –

Все ли детки спят…

Мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить потешки в свои сюжетные игры – во время кормления куклы или укладывания её спать.

Загадки развивают память, способствует умственному развитию ребенка, а также воспитывают поэтическое чувство, подготавливают ребенка к восприятию классической литературы.

Для детей я использую загадки с точно названными признаками.

Ку-ка-ре-ку кричит он звонко,

Хлопает крыльями громко-громко,

Курочек верный пастух,

Как зовут его? (петух).

А еще, ребятам очень нравятся загадки-обманки

Утром рано я встаю,

Молочком всех напою,

Травку я жую за речкой,

Пестушки использую, чтобы вызвать у ребёнка радость, двигательную

С орехами, с орехами!

С калачами, с калачами!

По кочкам, по кочкам

Пословицы я использую в различных ситуациях,например: дети собираются на прогулку.

Напоминаю медлительному Диме: «Семеро одного не ждут». Замечая, что Никита оделся неаккуратно,говорю: «Поспешил – людей насмешил». Во время прогулок пословицы помогают ребятам лучше понять различные явления, события.

Приговорки – это своеобразные просьбы к природе о соучастии, о доброй помощи.

Дождик, дождик, посильней -

Будет травка зеленей,

На нашем лужочке.

Дождик, дождик, пуще,

Расти, трава, гуще.

Для прибауток характерно уважительное отношение ко всему живому, ласковые слова,добрые прозвища: котя - коток, курочка –рябушка.

Применяю прибаутки тогда, когда ребенок утром плачет и не хочет расставаться с мамой

Кто будет плакать,

Лягушкой будет квакать!

После прочтения прибаутки, можно предложить ребенку рассмотреть иллюстрацию и назвать всех перечисленных героев,назвать их характерные внешние особенности:

Сидела белка на тележке,

Продавала всем орешки:

Прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться передавать это смешное в слове. Это лучший способ развития как координации движения, так и общей и мелкой моторики. Ребенок учится согласовывать свои движения с ритмом прибаутки.

Очень часто использую игры – драматизации для развития речи детей.

Во время игры, ребенок вживается в роль персонажа, передаёт его эмоциональное состояние, вступает во взаимодействие с партнёрами. (Вышла курочка гулять)

В ходе обыгрывания сюжетов и сказок, драматизаций дети стараются передавать характеры и голоса персонажей, их мимику, говорить голосами героев сказки (волк и медведь – грубым, лиса – хитрым голосом,, высказывать отношения к героям сказки, передавать их настроение.

В ходе этих игр-драматизаций развивается у детей речь, память, творческое воображение.

И еще мне очень хочется отметить положительное влияние театрализованной деятельности на все факторы развития речи ребенка.

Разнообразные виды красочных видов театров побуждают детей проявлять все свои речевые знания, эмоциональные качества. Особенно ценны в этом отношении потешки, небылицы, короткие сказки, героями которых являются животные и дети.

Работу по развитию речи детей через знакомство с устным народным творчеством стараюсь проводить не только с детьми в детском саду, но и с родителями детей. Взаимодействие с семьями воспитанников - одно из важнейших условий развития личности ребенка и его социализации в условиях общественного и домашнего воспитания.

Для родителей были оформлены следующие консультации:

«Роль родителей в возрождении русских традиций»

Оформление папки-передвижки «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»

Анализ результативности опыта.

Работая по данной теме,я добилась следующих результатов:

• у детей повысила интерес к заучиванию наизусть и рассказыванию произведений художественной литературы;

• сформировала у детей способность выразительно читать наизусть, раскрывать характер и настроение героев, передавать эмоциональный фон;

• повысила у детей слуховую память, внимание, речь;

• научила детей понимать и различать формы художественной литературы;

• Дети научились самостоятельно использовать и применять малые формы фольклора в игровой деятельности;

• научила бережно относиться к книгам

В начале учебного года я провела диагностику уровня развития речи и знания малых форм фольклора, использование его в самостоятельной деятельности. Мной продиагностировано было 11 человек.

Результат по проверке знания детьми малых форм фольклора на начало года оказался таким, что мало детей знают и используют его в самостоятельной деятельности. Из 11 человек только 3 знали и могли применить некоторые формы фольклора. Меня очень порадовал контрольный срез, который я сделала в конце года. Я увидела, что количество детей, знающих и применяющих малые формы фольклора, увеличилось.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Работая по данной теме, я столкнулась с тем, что, к сожалению, родители в силу своей занятости, часто забывают о процессе развития речи своего ребенка и пускают это на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения русского народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях старшего возраста.

Как уже ранее говорилось, дети не знают наследие своего народа, культуру и это сказывается на том, что у детей возникает «дефицит общения»

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Мой опыт работы могут использовать воспитатели дошкольных учреждений, родители, воспитатели групп продлённого дня.

Распространение опытаосуществляю через публикации на сайтах:

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей воспитателя Олейник О. В. по теме: «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста.».

Консультация для родителей «Устное народное творчество как средство развития речи детей» Богатейшим материалом, основой для игр, развивающие коммуникативные навыки, развивающих речь ребенка во всех ее аспектах, является русский.

Консультация для родителей «Устное народное творчество как средство развития речи детей» Консультация для родителей «Устное народное творчество как средство развития речи детей» Богатейшим материалом, основой для игр, развивающие.

Консультация для родителей «Устное народное творчество в жизни детей» Богатейшим материалом, основой для игр, развивающие коммуникативные навыки, развивающих речь ребенка во всех ее аспектах, является русский.

Консультация для воспитателей «Устное народное творчество в развитии активной речи детей» Работу по ознакомлению с фольклорными произведениями следует начинать с раннего возраста ребенка. Постоянный интерес к потешкам, сказкам,.

План профессионального саморазвития «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18 «Рябинушка» План профессионального саморазвития Тема: «Устное.

Устное народное творчество в воспитании у детей любви к родному краю Период раннего и дошкольного детства – ведущий в развитии человека. Этот возраст богатейший по способности ребёнка быстро и жадно познавать.

Устное народное творчество в обучении математике детей дошкольного возраста Математическое развитие детей необходимо осуществлять и на занятиях, и в различных видах детской деятельности. Эффективным дидактическим.

Консультация «Устное народное творчество — богатейший источник духовно-нравственного развития детей» • Авторы : Крутенкова Т. А., Минжунова Н. А. Воспитатели МБДОУ Д\С № 22 • «Почемучка» г. Саяногорск РХ Проникновение в массовое.

Устное народное творчество: потешки в развитии речи детей Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, прибаутки, приговорки, потешки сочинил русский.

План самообразования воспитателя второй младшей группы Лесничих Т. А.

на 2017 – 2018 учебный год

по теме «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредствам устного народного творчества.»

Цель работы: повысить свой уровень профессионального мастерства и компетентности в изучении влияния устного народного творчества на развитие речи у детей.

1. Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей.

2. Подобрать и пополнить необходимый материал для приобщения детей к устному народному творчеству.

3. Разработать план работы с детьми на год по приобщению детей к русскому фольклору.

4. Формировать у детей первоначальные представления о средствах актёрской выразительности, при использовании устного народного творчества в игровой деятельности.

Актуальность выбранной темы

Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта.

План работы на год

Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы

Изучение методической литературы Сентябрь - май 1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3.Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.

4. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детейк истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

5. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985. Пополнить картотеку загадок, потешек, считалок, колыбельных песен;

Уголок ряженья пополнить элементами русского народного костюма;

Оформить в группе зону по ознакомлению с устным народным творчеством;

Привлечь родителей к созданию кукол-варежек для театра сказок;

Работа с детьми Сентябрь Подготовка материала, учебной литературы по устному народному творчеству.

Знакомство детей с устным народным творчеством через сказки.

Чтение русских народных сказок: «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Маша и Медведь», «Лисичка со скалочкой» и др.

Октябрь Отгадывание загадок. Формировать умение сочинять загадки и отгадывать их. Досуг «Вечер загадок». Изготовление атрибутов дидактических игр «Угадай сказку», «Из какой сказки герой»

Ноябрь Знакомство с колыбельными песнями («Баюшки-баю», «Котик-Коток», «Ой-люли» и др.) Создание картотеки колыбельных песен

Декабрь Театрализованная постановка. Инсценировка русской народной сказки «Гуси-лебеди».

Январь Разучивание считалок

Создание картотеки считалок для работы с детьми.

Февраль Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры. Развлечение «Широкая Масленица идет Весну в гости Ведет».

Март Пальчиковые игры на основе русских народных потешек. Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Создание картотеки пальчиковых игр.

Апрель Знакомство с закличками, потешками о солнце. Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

Создание картотеки потешек для работы с детьми.

Работа с семьёй Октябрь Консультация для родителей «Роль устного народного творчества в воспитании дошкольников». Изготовление папки-передвижки по теме «Как научить ребенка говорить при помощи народного творчества».

март Консультация: «Почитай мне мама сказку»,или «С какими книжками лучше дружить».

Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей.

«Посиделки у книжки» (творческий вечер с участием родителей)

Апрель Совместное творчество детей и родителей на тему «Изобрази потешку». конкурс «Как загадочна загадка»

Самореализация Март Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки» Создание картотеки сказок о трудолюбии

Май Отчет о проделанной работе по теме самообразования Оформление папки-передвижки для родителей «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»

1. Повышение интереса к устному народному творчеству у детей.

2. Развитие фантазии и воображения у детей 3 – 4 лет.

3. Формирование у детей первоначальных представлений о средствах актерской выразительности и базовых знаний о театральном искусстве.

4. Обогащение устной речи детей дошкольного возраста.

5. Дети готовы к творческой деятельности в любой образовательной области.

6. У родителей сформировались представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития ребенка.

Публикации по теме:

Развитие речи детей посредством устного народного творчества

Развитие речи детей посредством устного народного творчества Перед воспитателем стоит задача-это заложить в детях семена любви и уважения к книге, художественному слову, фольклору. Я пришла к выводу,.

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5 лет Воспитатель : Николаенко О. Н. Тема: ««Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4 -5 лет» Цель работы: объединение усилий.

Использование устного народного творчества в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста. Консультация Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки,.

Из опыта работы. Использование устного народного творчества в развитии речевой активности детей младшего дошкольного возраста «Использование устного народного творчества в развитии речевой активности детей младшего дошкольного возраста»Устное народное творчество.

Консультация на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные.

Презентация на тему «Использование устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» «Подлинную историю своего народа нельзя знать, не зная устного народного творчества» М. Горький Актуальность использования фольклора в ДОУ. Иногда.

Проект «Развитие связной речи детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества» Проблема На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень.

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей. Устное народное творчество - это история народа, его духовное богатство. Народное поэтическое слово помогает духовно обогатить среду, в.

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5 лет

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5 лет Сказка! Как много хороших, добрых воспоминаний связано у каждого из нас с этим понятием. Формируется любовь к сказке в раннем детстве. Все.

Влияние устного народного творчества на развитие речи у детей Актуальность проекта: Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно.

2. Образование высшее неоконченное,специальность:Социальная работа; переподготовка на воспитателя.

3.Стаж работы в ДОУ:4г,7

4. Тема самообразования: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4лет».

5. Дата начала работы над темой 01.09.2017г.

6.Предполагаемая дата окончания работы над темой:май2018г.

Цель: Повышение профессиональной компетентности и совершенствование профессиональной деятельности в вопросах использования средств устного народного творчества для развития речи детей.

Задачи: Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами посредством театральной деятельности.

Посредством живого образного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь.

Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.

Внедрение новых форм работы с использованием устного народного творчества для развития речи детей, создание соответствующей предметно-пространственной развивающей среды.

Актуальность :Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста - помочь им в освоении разговорной речи, родного языка. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Участники проекта: дети второй младшей группы, родители детей.

Вид проекта: познавательный, творческий, групповой.

Сроки реализации проекта: сентябрь- май.

Знание детьми малых фольклорных форм.

Формирование знаний о культуре русского народа.

Понимание детьми жанра устного народного творчества.

Использование фольклора в повседневной разговорной речи.

План работы:

Работа с детьми В течении года Сентябрь-май

1 этап. Подготовительный (сентябрь)

Постановка целей и задач по данной теме.

Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

Изучение литературы: 1. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

2.Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.

Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детейк истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

2 этап. Основной (октябрь – апрель).

Отгадывание детьми загадок

Консультация для родителей: «Роль загадки в воспитании дошкольника»

Досуг «Вечер загадок».

Пополнить уголок ряженья русскими народными костюмами.

Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам

Досуг «Солнышко нарядись, красное покажись»

1. Театрализованная постановка

2. Инсценирование русской народной сказки «Теремок».

1. Создание библиотеки красочных книг с потешками для детей, детскую художественную литературу с разными жанрами фольклора.

2. Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей

.«Посиделки» (творческий вечер с участием родителей)

1. Разучивание подвижных игр, хороводов

2. Развлечение «Широкая Масленица»

1. Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

2. Пальчиковые игры на основе русских народных потешек

3. Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Конкурс для детей «Отгадай загадку, нарисуй отгадку»

Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему

«Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

1. Самоанализ плана самообразования.

2. Презентация проекта «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

Работа с родителями

Цель взаимодействия – объединить усилия взрослых для успешного развития речи детей.Взаимодействие с родителями осуществляется в рамках специальных мероприятий: -Индивидуальные встречи с родителями, систематически проходящими в течение года. -Работа с подгруппой родителей, у детей, которых обнаружены схожие проблемы в речевом развитии. -Создание игр и книжного уголка по развитию речи при участии родителей. -Размещение педагогической странички педагогическом уголке с советами родителей по развитию речи. -Консультации для родителей по развитию словаря, грамматического строя речи, фонематического строя, звуковой культуры речи. -Так для развития словаря рекомендую родителям читать познавательную литературу, рассматривать иллюстрации. - Просматривать семейные альбомы, рассказывая о родственниках, их профессиях. - Обязательно спрашивать у детей о прожитом дне (Чем тебя порадовал этот день? Чем огорчил? Чем удивил). - Использовать игровые упражнения «Зимние словечки», «Вежливые слова», «Назови предмет», «Какой он». - Для развития грамматического строя речи советую проводить игры «Помечтаем, что было бы…», «Я начну, а ты закончи», «Скажи одним словом», «Скажи наоборот». - Советую разучивать скороговорки, которые помогают лучше и быстрее выработать артикуляционные механизмы, которые в дальнейшем помогают овладеть полноценной техникой речи. - Проведение родительских собраний, на которых родители делятся своим опытом по развитию речи детей. - Совместное участие родителей и детей в праздничных утренниках, спортивных состязаниях, театрализованных представлениях. Взаимодействие детского сада с семьёй значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребёнка Познакомила родителей со своими планами и предложила им принять участие, а также оказать помощь в их осуществлении. Так в группе появились вышивки, деревянные игрушки, предметы, уголок ряжания, а в книжном уголке книги с яркими картинками (сказки, потешки, песенки, прибаутки, загадки). Игровой уголок пополнился новыми игрушками т. к. игра является основным видом деятельности

Самореализация:

Консультация для воспитателей

Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет».

Открытый показ нод во второй младшей группе. Рассказывание сказки с показом настольного театра.

Сказка «Заюшкина избушка»

Отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете.

Список используемой литературы:

1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 2017г.

2. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2018г.

3.Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 2017г.

4. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детейк истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2018г.

5. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2017г.

6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 2018г.

Публикации по теме:

НОД по математическому развитию с использованием устного народного творчества

НОД по математическому развитию с использованием устного народного творчества Программное содержание. Продолжать учить детей для счета использовать графы, с помощью условной мерки определять объём; упражнять детей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей»

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей» Поговорим о забытом, глубинном смысле русских сказок Илл. Е. Рачёва Сегодня мне бы хотелось начать беседу о том, КАК важно опираться в воспитании.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II "Курочка Ряба" Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть III ЗаключительнаяСегодня, дорогие друзья и коллеги, чтобы сильно не растягивать материал и не утомлять вас, я решила закончить цикл статей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть IV И вновь - о колыбельныхВ III части данной разработки я собиралась звершить этот материал. Но подумалось мне, что несправедливо не поговорить.

План по самообразованию «Влияние дидактических игр на развитие речи детей 3–4 лет» Цель работы: развивать связную речь детей и обогащать словарный запас через игровую деятельность. Актуальность.

План работы по самообразованию «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» Тема: «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» 2 группа раннего развития Цель: Создание условий для.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Влияние родителей на развитие речи детей Консультация на тему: Влияние родителей на развитие речи детей. Развитие речи является - одной из основных задач дошкольного образования.

Издательство "Речь" - детские книги

Издательство "Речь" - детские книги

вернуться к странице

Издательство "Речь" - детские книги

Издательство "Речь" - детские книги запись закреплена

Трынцы-брынцы, бубенцы: русские народные потешки, прибаутки, заклички, считалки, дразнилки, колыбельные песни
Возраст – от 0

Читайте также: