Законы афоризмы социальной экологии сформулировал

Обновлено: 14.11.2024

"Токсичным отходам в воздухе просто не хватило бы места, если бы не наши легкие".

"Человечество усердно перерабатывает природу в мусор".

"В неразвитых странах смертельно опасно пить воду, в развитых — дышать воздухом".

"Окружающая среда — это мы с вами".

"Любая технология должна считаться виновной до тех пор, пока не будет доказана ее невиновность".

"Если наше поколение не сделает невозможного, нас ожидает немыслимое".

"Крупные катастрофы, уже разорившие и продолжающие разорять современный мир, происходят от нежелания человека считаться с законами природы, от нежелания понять, что голод нельзя утолить, опустошая землю".

"Осень в Нью-Йорке очаровательна — можно любоваться тем, как мусор меняет цвета".

"Чем больше дров, тем дальше лес".

"Экология — это изучение усилий человечества по ухудшению жизни на Земле".

"Дай человеку рыбу, и он будет сыт один день. Но научи его ловить рыбу, и года за три он умрет от отравления ртутью".

"Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок".

"Экология — догадка, что, если ты и свинья и дуба тебе не жалко, всё же не следует подрывать у него корни".

"Много ли пользы от дома, если у вас нет сносной планеты, на которой можно его поставить?".

Генри Дэвид Торо

"Застройщик — это человек, который хочет построить дом в лесу. Защитник окружающей среды — это человек, у которого уже есть дом в лесу".

"Мы готовы срубить дерево, если нам нужна зубочистка".

"Не потому ли на Земле все меньше аистов, что все больше людей?".

"ЗАКОНЫ ЭКОЛОГИИ 1. Все связано со всем. 2. Все должно куда-то деваться. 3. Природа знает лучше".

"Экологи полагают, что журавль в небе лучше, чем синица в руках".

"«Зеленый» станет президентом не раньше, чем проголосуют деревья".

"Эколог — современный пророк: он предсказывает, а над ним смеются".

"Достаточно, чтобы каждый из нас на час задержал дыхание, — и с парниковым эффектом будет покончено".

"Дорога цивилизации вымощена консервными банками".

"Природоохранники-экстремисты не позволят вам строить дом до тех пор, пока он не будет выглядеть, как птичье гнездо".

Целью любой науки является установление научных законов. Их установление в социальной экологии является также и потребностью общества основывать на научных знаниях свои действия как в глобальном, так и в локальном плане по сохранению и защите окружающей среды.

Бауэром и Вернадским в 30-е годы были сформулированы два принципа (закона).

Первый закон говорит о том, что геохимическая энергия живой материи в биосфере (включая человечество как высшее проявление живой материи, наделенное разумом) стремится к максимальному выражению.

Второй закон содержит констатацию того, что в ходе эволюции остаются те виды живых существ, которые своей жизнедеятельностью максимально увеличивают биогенную геохимическую энергию.

В работе Комонера «Замыкание круга» изложены 4 основных глобальных экологических закона, которые, по мнению автора, могут считаться законами социальной экологии.

  1. «Все связано со всем» – влияние на любую природную систему на Земле вызывает целый ряд эффектов, оптимальное развитие которых трудно предвидеть.
  2. «Ничто не может исчезнуть без следа» – человеческий род живет в таком мире, пространство которого является замкнутым, вследствие чего все, что создается благодаря тому, что берется от природы, ей же определенным образом снова возмещается, поэтому появление в природной системе любой новой материи изменяет ее со всеми вытекающими последствиями.
  3. «Природа знает лучше» – если мы полностью не осознаем всех возможностей переоформления природы, мы не сможем ее «улучшить» нашими действиями, и поэтому человечеству следует вернуться к тем формам жизни, которые представляют собой экологическую гармонию с природой.
  4. «Ничто нельзя получить бесплатно» – глобальные экологические системы представляют собой неделимое целое и все, что человек из них извлекает, должно быть компенсировано. Поэтому потребление природных ресурсов не может быть безграничным.

Пять законов социальной экологии сформулировал Н.Ф. Реймерс. Эти пять законов таковы.

1. «Правило социально-экономического равновесия» - общество развивается тогда и настолько, насколько сохраняется равновесие между его «давлением» на среду и возможностью восстановления этой среды.

2. «Принцип культурного управления развитием» говорит об ограниченности экологического развития экологическими рамками и указывает на необходимость управлять развитием с учетом глубоких процессов взаимодействия, происходящих между обществом, природой и человеком.

3. «Правило социально-экономической замены» содержит мысль о необходимости понимания возможного изменения социально-экологических потребностей человека разными способами, которые обусловлены характерными специфическими особенностями природной среды и которые на нее влияют.

4 «Закон исторической (социально-экономической) необратимости» содержит мысль об исторической необратимости процесса развития общества.

5. «Закон ноосферы Вернадского» – биосфера неизбежно переходит в ноосферу, в которой человеческий разум играет преобладающую роль в развитии системы «человек-природа». Тем самым хаотическое саморазвитие природы в процессе естественной саморегуляции заменяется разумной стратегией, которая основывается на принципах прогнозирования и планового регулирования процессом развития природы.

Сегодня, исходя из определения предмета социальной экологии, учитывая понятийное определение научных законов и исторический опыт, считается возможным выделить десять ее основных законов.

1. Человек как природно-общественное существо живет в природе, где все формы органического и неорганического мира составляют нерушимое единство, и человек – часть этого единства.

2. Жизненная среда человека состоит из ранее заданных природных условий и обстоятельств, возникших помимо человеческой деятельности, а также из условий и обстоятельств, созданных человеческой деятельностью.

3. Возможности развития социотехнических систем, которые возникают как результат человеческой способности осмысления и творчества, неограниченны, природные же ресурсы ограничены, а некоторые из них и невосполнимы.

4. Использование природы человеком ограничено необходимостью поддерживать экологическое равновесие в данном пространстве и времени, а экологические проблемы возникают из-за отсутствия гармонии между биосферой, техносферой и социосферой.

5. Быстрое и всеобъемлющее технологическое развитие сопровождается ростом возможностей нарушения экологического равновесия, а природа сама не может освобождаться от его отрицательного воздействия с помощью саморегуляции, для этого необходимы действия общества по сохранению и защите природной среды.

6. Существует взаимосвязь между состоянием экосистемы человека, концепцией и целями общественного развития и качеством жизни человеческих сообществ и человека.

7. Экологические проблемы имеют глобальный характер, все государства стоят перед лицом опасности, вызванной нарушением экологического равновесия, поэтому покорение и освоение человеком природы, как в локальном, так и в глобальном плане должны соответствовать экологическим возможностям.

8. Для преодоления неразумного освоения природы необходимо развивать экологическое сознание и понимание того, что пренебрежение экологическими закономерностями жизни природы ведет к разрушению биологической системы, от которой зависит жизнь человека на Земле.

9. Между человеческой природной средой жизни и его трудовой средой существует связь, которая проявляется через возможность нарушения экологического равновесия и которую следует поддерживать выработкой концепции системы защиты как природной, так и трудовой сферы.

10. Существует связь между концепцией защиты жизненной среды человека в отдельных обществах и их общественно-экологическими системами, а также системами ценности и культурно-духовным развитием.

Перечисленные законы социальной экологии характеризуют как основные, а это означает, что возможно их дальнейшее осмысление и критический пересмотр на основе новых исследований.

Целью любой науки является установление научных законов. Их установление в социальной экологии является также и потребностью общества основывать на научных знаниях свои действия как в глобальном, так и в локальном плане по сохранению и защите окружающей среды.

Бауэром и Вернадским в 30-е годы были сформулированы два принципа (закона).

Первый закон говорит о том, что геохимическая энергия живой материи в биосфере (включая человечество как высшее проявление живой материи, наделенное разумом) стремится к максимальному выражению.

Второй закон содержит констатацию того, что в ходе эволюции остаются те виды живых существ, которые своей жизнедеятельностью максимально увеличивают биогенную геохимическую энергию.

В работе Комонера «Замыкание круга» изложены 4 основных глобальных экологических закона, которые, по мнению автора, могут считаться законами социальной экологии.

  1. «Все связано со всем» – влияние на любую природную систему на Земле вызывает целый ряд эффектов, оптимальное развитие которых трудно предвидеть.
  2. «Ничто не может исчезнуть без следа» – человеческий род живет в таком мире, пространство которого является замкнутым, вследствие чего все, что создается благодаря тому, что берется от природы, ей же определенным образом снова возмещается, поэтому появление в природной системе любой новой материи изменяет ее со всеми вытекающими последствиями.
  3. «Природа знает лучше» – если мы полностью не осознаем всех возможностей переоформления природы, мы не сможем ее «улучшить» нашими действиями, и поэтому человечеству следует вернуться к тем формам жизни, которые представляют собой экологическую гармонию с природой.
  4. «Ничто нельзя получить бесплатно» – глобальные экологические системы представляют собой неделимое целое и все, что человек из них извлекает, должно быть компенсировано. Поэтому потребление природных ресурсов не может быть безграничным.

Пять законов социальной экологии сформулировал Н.Ф. Реймерс. Эти пять законов таковы.

1. «Правило социально-экономического равновесия» - общество развивается тогда и настолько, насколько сохраняется равновесие между его «давлением» на среду и возможностью восстановления этой среды.

2. «Принцип культурного управления развитием» говорит об ограниченности экологического развития экологическими рамками и указывает на необходимость управлять развитием с учетом глубоких процессов взаимодействия, происходящих между обществом, природой и человеком.

3. «Правило социально-экономической замены» содержит мысль о необходимости понимания возможного изменения социально-экологических потребностей человека разными способами, которые обусловлены характерными специфическими особенностями природной среды и которые на нее влияют.

4 «Закон исторической (социально-экономической) необратимости» содержит мысль об исторической необратимости процесса развития общества.

5. «Закон ноосферы Вернадского» – биосфера неизбежно переходит в ноосферу, в которой человеческий разум играет преобладающую роль в развитии системы «человек-природа». Тем самым хаотическое саморазвитие природы в процессе естественной саморегуляции заменяется разумной стратегией, которая основывается на принципах прогнозирования и планового регулирования процессом развития природы.

Сегодня, исходя из определения предмета социальной экологии, учитывая понятийное определение научных законов и исторический опыт, считается возможным выделить десять ее основных законов.

1. Человек как природно-общественное существо живет в природе, где все формы органического и неорганического мира составляют нерушимое единство, и человек – часть этого единства.

2. Жизненная среда человека состоит из ранее заданных природных условий и обстоятельств, возникших помимо человеческой деятельности, а также из условий и обстоятельств, созданных человеческой деятельностью.

3. Возможности развития социотехнических систем, которые возникают как результат человеческой способности осмысления и творчества, неограниченны, природные же ресурсы ограничены, а некоторые из них и невосполнимы.

4. Использование природы человеком ограничено необходимостью поддерживать экологическое равновесие в данном пространстве и времени, а экологические проблемы возникают из-за отсутствия гармонии между биосферой, техносферой и социосферой.

5. Быстрое и всеобъемлющее технологическое развитие сопровождается ростом возможностей нарушения экологического равновесия, а природа сама не может освобождаться от его отрицательного воздействия с помощью саморегуляции, для этого необходимы действия общества по сохранению и защите природной среды.

6. Существует взаимосвязь между состоянием экосистемы человека, концепцией и целями общественного развития и качеством жизни человеческих сообществ и человека.

7. Экологические проблемы имеют глобальный характер, все государства стоят перед лицом опасности, вызванной нарушением экологического равновесия, поэтому покорение и освоение человеком природы, как в локальном, так и в глобальном плане должны соответствовать экологическим возможностям.

8. Для преодоления неразумного освоения природы необходимо развивать экологическое сознание и понимание того, что пренебрежение экологическими закономерностями жизни природы ведет к разрушению биологической системы, от которой зависит жизнь человека на Земле.

9. Между человеческой природной средой жизни и его трудовой средой существует связь, которая проявляется через возможность нарушения экологического равновесия и которую следует поддерживать выработкой концепции системы защиты как природной, так и трудовой сферы.

10. Существует связь между концепцией защиты жизненной среды человека в отдельных обществах и их общественно-экологическими системами, а также системами ценности и культурно-духовным развитием.

Перечисленные законы социальной экологии характеризуют как основные, а это означает, что возможно их дальнейшее осмысление и критический пересмотр на основе новых исследований.

«В книге «Замыкающийся круг» Барри Коммонер предлагает четыре закона, сформулированных им в виде афоризмов.

1. Image by MetsikGarden from Pixabay 1. Image by MetsikGarden from Pixabay

Мы их приведём и кратко прокомментируем, показав, что по своему существу это известные законы природы наиболее общего и фундаментального уровня.

Закон 1. Всё связано со всем.

Этот закон постулирует единство Мира, он говорит нам о необходимости искать и изучать природные истоки событий и явлений, возникновение связующих их цепочек, устойчивость и изменчивость этих связей, появление в них разрывов и новых звеньев, стимулирует учиться эти разрывы залечивать, а также предсказывать ход событий.

Закон 2. Всё должно куда-то деваться.

Нетрудно увидеть, что это, по существу, просто перефразировка известных законов сохранения. В наиболее примитивном виде эту формулу можно трактовать так: материя не исчезает. […]

Законы 1 и 2 в качестве следствия определяют концепцию замкнутости (закрытости) природы как экологической системы самого высокого уровня.

Закон 3. Природа знает лучше.

Закон утверждает, что любое крупное вмешательство человека в природные системы вредно для неё. Этот закон как бы отделяет человека от природы. Суть его состоит в том, что все, что было создано до человека и без человека, является продуктом длительных проб и ошибок, результатом сложного процесса, опирающегося на такие факторы, как изобилие, изобретательность, безразличие к индивидам при всеохватывающем стремлении к единству.

2. Изображение Ronny Overhate с сайта Pixabay 2. Изображение Ronny Overhate с сайта Pixabay

В своём становлении и развитии природа выработала принцип: что собирается, то и разбирается.

Этот принцип прекрасно сформулирован в известном фильме Марка Захарова «Формула любви». Помните, кузнец, ломая для продления срока ремонта карету графа Калиостро, произносит такую сентенцию: «Что один человек сделает, другой завсегда сломать сможет». В природе же суть этого принципа состоит в том, что естественным путём не может быть синтезировано ни одно вещество, если нет средства его разрушить. На этом основан весь механизм цикличности.

Человек же в своей деятельности этого не предусматривает, по крайней мере, сразу. Не всё, что он «собирает», природа умеет разрушить. Это одна из тупиковых ситуаций во взаимоотношениях человека с природой, хотя сам человек - часть природы. […]

Человек хочет быть независимым от природы, быть над нею, и всё, что он делает, он создает для своего комфорта, для своего удовольствия и только для них. Но он забывает, что на фоне природной целесообразности и гармонии, выражаясь словами А.И. Герцена , «наш комфорт жалок и наш разврат смешон». Наверное, надо следовать призыву нашего крестьянского поэта Николая Клюева : «. с Богом будем богами. ». Для этого человек должен усмирить свою гордыню. К этой мысли мы еще вернемся в конце книги.

3. Переулок Красного пожарника, 12. 3. Переулок Красного пожарника, 12.

Закон 4. Ничто не даётся даром.

Иными словами, за всё надо платить. По существу, это второй закон термодинамики, говорящий о наличии в природе фундаментальной асимметрии, т. е. однонаправленности всех происходящих в ней самопроизвольных процессов. При взаимодействии термодинамических систем с окружающей средой есть только два способа передачи энергии: выделение теплоты и работа. Закон говорит о том, что для увеличения своей внутренней энергии природные системы создают наиболее благоприятные условия - они «пошлин» не берут. Вся произведенная работа без всяких потерь может переходить в теплоту и пополнять запасы внутренней энергии системы. Но, если мы делаем обратное, т. е. хотим произвести работу за счёт запасов внутренней энергии системы, т. е. через теплоту сделать работу, мы должны платить. Всю теплоту превратить в работу нельзя. Всякая тепловая машина (техническое устройство или природный механизм) имеет холодильник, который, как налоговый инспектор, производит сбор пошлины. Это и есть плата за полезную работу, своеобразный налог природе».

Павлов А.Н. , Основы экологической культуры, СПб, «Политехника», 2004 г., с. 57-58.

Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Дополнительные материалы

ВИДЕО: Креативные / Творческие личности

Дополнительные возможности

Юбилейная 45-я конференция «Стратегии творчества» пройдёт в центре Санкт-Петербурга 21 декабря 2019 (суббота)

Читайте также: