Все во славу бога чей девиз
Обновлено: 27.11.2024
Картезианцы (картузианцы) – С 1084 года – по наши дни. Stat crux dum volvitur orbis(« Крест стоит, пока вращается мир»).
Кларетинцы ( кларетины ) - С 1849- по наши дни. Servidores de la palabra. Unidos en la esperanza . («Слуги слова. Объединенные надеждой»).
- Миссионерки-кларетинки Непорочной Девы Марии
- Миссионерки св. Антония Марии Кларета
Паллотти́нки ( Конгрегация сестёр католического апостольства и Конгрегация сестёр-миссионерок католического апостольства ) С 1835 – по наши дни. Ad aeternus Dei gloriam. (« Для бесконечной Славы Божией»).
- Общество сестёр католического апостольства
Салезиа́нцы Дона Боско ( Общество св. Франциска Сальского или Салезианцы) - Главенствующая конгрегация Салезианской семьи (движения монашествующих и мирян, соотносящих себя с харизмой Дона Боско). Camminando con I giovanai («Идущие с молодежью») . С 1859 - по наши дни.
Сёстры служительницы Иисуса в Евхаристии (евхаристки)- С 1923 – по наши дни. « Верующие есть сила моя!»
Тринитарии («Орден Пресвятой Троицы») . С 1198 – по наши дни. Gloria Tibi Trinitas et captivis libertas («Слава Тебе Троица, а пленным — свобода»).
Траппи́сты (« Орден цистерцианцев строго соблюдения») – С 1663 – по наши дни. Девиз: см. Цистерианцы
Франциска́нцы («минориты», «меньшие братья») С 1208 – по наши дни. Deus meus et omnia. ("Мой Господь - моё всё").
- Орден меньших братьев
- Орден меньших братьев конвентуальных
- Орден меньших братьев обсервантов
- Орден меньших братьев капуцинов
- Орден меньших братьев реформатов
- орден бедных клариссинок
Цистерцианцы ( белые монахи , бернардинцы) С 1098 год – по наши дни. Cistercium Mater Nostra. («Сито – мать наша»)
Рыцарские ордена:
Тамплиеры (« храмовники » или Рыцари Христа и Храма Соломона). С 1119 по 1312. Non nobis, Domine, non nobis, set tuo nomini da gloriam! («Не нам, Господи, не нам, но все во славу имени Твоего»).
- правопреемник на территории Португалии — военно-рыцарский орден, Орден Христа .
Суверенный военный гостеприимный орден Святого Иоанна; (Госпитальеры, Иоанниты, Мальтийский орден) С 1048 – по настоящее время. P ro F ide ! ("За веру"). Де-юре считается независимым государством без собственной территорией, с резиденциями в Риме и на Мальте, которые считаются территорией Мальтийского ордена и подчиняются его юрисдикции. По факту Мальтийский орден это самое маленькое государство на Земле. Существуют паспорта этого государства, признанные мировым сообществом. С паспортами Мальтийского ордена имеется безвизовый въезд в 32 страны.
Тевтонский орден ( Немецкий орден) С 1190 – по наши дни. «Helfen — Wehren — Heilen» («Помогать — Защищать — Лечить»).
- Ливонское братство воинов Христа ( Орден меченосцев, Ливонский орден, Орденом братьев меча ) С 1202 по 1237. В 1237 году стал частью Тевтонского ордена. С 1237 – 1561существовал как Ливонское ландмайстерство тевтонского ордена, был разгромлен русскими войсками в Ливонской войне и прекратил свое существование.
Военный и Госпитальерский Орден Святого Лазаря Иерусалимского (Орден святого Лазаря) С 1098 года – по наше время. «Atavis et armis» («Предкам и оружию»). В 1517 году часть ордена объединилась с Орденом святого Маврикия в Орден Святых Маврикия и Лазаря, однако сам орден Святого Лазаря продолжил существование.
Рыцарский Орден Святого Себастьяна - основан в 1985 Европейским Обществом Сохранения Истории. Гроссмейстером Ордена стал депутат Европейского парламента, Его Императорское и Королевское Высочество Эрцгерцог Отто фон Габсбург. Орден связан с династией Габсбургов и только глава Дома может быть гроссмейстером Ордена. Членами Христианского Рыцарского Ордена являются церковные и политические деятели, а также много простых людей, кто верит в новую христианскую Европу. Кандидаты в Члены Ордена проходят сложную проверку и утверждаются Римской Курией - пока, только католики могут быть членами Ордена. Девиз Ордена: PRO DEO - PRO EUROPAE CHRISTIANI UNITATE - PRO VITA ( «За Бога, За объединенную, христианскую Европу - ради жизни»).
Западноевропейская колонизация новых земель. Конкистадоры.
После открытия испанцами и португальцами «новых» земель началось их завоевание,
получившее название конкиста (в переводе с испанского - завоевание) .
У завоевателей был девиз: «Бог, слава и золото! »
Это цель завоевателей.
Среди них были рыцари, наёмники, люди, не имевшие постоянного заработка, монахи,
много и тех, кто стремился скрыться от инквизиции.
Европейцы стремились распространить христианскую веру, получить золото и славу.
Во многих английских школах (традиционно считаемых иезуитскими) студентов просят написать данную аббревиатуру сверху на своих бумагах, чтобы напомнить им, что даже их школьные занятия предназначены «К вящей славе Божией».
A.M.D.G. часто включалось в подпись покойного папы римского Иоанна Павла II [2] и Иоганна Себастьяна Баха. [3]
Использовано в названиях художественных произведений:
-
, роман «К вящей славе Господней» [4]
- Gorgoroth, музыкальный альбом «Ad Majorem Sathanas Gloriam»
- Slaughter, альбом «Revolution», песня «Ad-Majorem-Dei-Gloriam»
- Также использовалась в романе Александра Дюма «10 лет спустя».
Примечания
В Викисловаре есть статья «ad maiorem Dei gloriam»- Латинские фразы и выражения
- Орден иезуитов
Wikimedia Foundation . 2010 .
Ad majorem Deï gloriam — Ad majōrem Deï glorĭam (lat.), zum größern Ruhme Gottes … Kleines Konversations-Lexikon
In majorem Dei gloriam — In majōrem Dei glorĭam (lat.), zu größerm Ruhm Gottes … Kleines Konversations-Lexikon
ad majorem dei gloriam — [admaʒɔʀɛmdeiglɔʀjam] loc. lat. ❖ ♦ Relig. (devise des Jésuites). || « Pour la plus grande gloire de Dieu ». Abrév. : A. M. D. G … Encyclopédie Universelle
ad majorem Dei gloriam — foreign term Etymology: Latin to the greater glory of God motto of the Society of Jesus … New Collegiate Dictionary
Ad majorem Dei gloriam. — См. Для вящшей славы Божией … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
ad majorem Dei gloriam — /ahd mah yaw rem de ee glaw ree ahm /, Latin. for the greater glory of God: motto of the Jesuits. * * * … Universalium
Ad majorem dei gloriam — (лат. к вящей славе Божией) девиз Общества Иисуса (иезуитов) … Вестминстерский словарь теологических терминов
ad majorem Dei gloriam — /ahd mah yaw rem de ee glaw ree ahm /, Latin. for the greater glory of God: motto of the Jesuits … Useful english dictionary
Omnĭa ad majōrem dei glorĭam — (lat.), alles zur größern Ehre Gottes … Pierer's Universal-Lexikon
В середине XVI в. Реформация распространялась по всей Европе, охватив Англию, Францию, Данию, Норвегию, Нидерланды, Швейцарию. Одним из крупнейших центров Реформации являлась Швейцария, где создателем нового христианского вероучения стал Жан Кальвин, своими идеями и опытом нового церковного устройства оказавший большое влияние на европейские страны.
Жан Кальвин о предопределении человека.
Жан Кальвин (1509—1564), будущий виднейший деятель Реформации, родился во Франции. Он получил прекрасное образование, в совершенстве овладел латынью, древнееврейским и древнегреческим языками, что дало ему возможность читать Библию в оригинале. Познакомившись с учением Лютера, он в 1533 г. объявляет себя протестантом. За участие в распространении протестантских воззваний Кальвин подвергается преследованиям и бежит в Швейцарию, где пишет книгу, в которой излагает основные положения своего учения. Так оформляется ещё одно протестантское вероучение — кальвинизм.
Жители Женевы, одного из центров Реформации, пригласили Кальвина поселиться в их городе. За огромное влияние на умы людей современники назвали Кальвина «Женевским папой».
Вслед за Лютером и другими религиозными мыслителями Кальвин попытался дать ответ на вопрос, волновавший верующих более тысячи лет: свободен ли человек в выборе своего жизненного пути или его судьба (в том числе и после смерти) заранее предопределена Богом? Кальвин утверждал, что души людей предопределены Богом либо к вечному спасению, либо к вечной погибели. Никто из верующих не может знать своего предопределения. Но человек, согласно учению Кальвина, не должен пассивно ожидать свершения своей судьбы, его долг — идти ей навстречу, быть тружеником, выявить все заложенные в нём Богом способности. В этом заключается его главное служение Богу, которое в конечном счёте должно помочь узнать своё предопределение: успех в земных делах знак спасения. Если же человеку не везёт, он не должен впадать в отчаяние и терять надежду на спасение, а должен приложить больше труда, возможно, успех ещё придёт. По учению Кальвина выходило, что одной только искренней веры в Бога для спасения недостаточно: каждый человек, какое бы место в обществе он ни занимал, должен терпеливо и безропотно работать всю свою земную жизнь для получения подтверждения, что он избран Богом.
Рис. Лютер, папа римский и Кальвин
Учение Кальвина заставляло его последователей упорно трудиться: иным путём знак спасения души получить было невозможно.
Среди части дворянства были популярны политические взгляды Кальвина, признававшего право подданных на свержение короля, если тот нарушает законы не только человеческие, но и божеские.
Кальвинизм провозглашал новые моральные ценности, новые нормы отношения к труду — бережливость, расчёт, скупость, накопление в сочетании с неустанным трудом, умеренность в быту. Такое учение отвечало прежде всего идеалам горожан и предпринимателей в эпоху зарождения капиталистического хозяйства. Оно подчёркивало бо-гоугодность их деятельности и одновременно укрепляло дух предпринимательства.
Кальвинистская церковь.
Кальвинистская церковь признавала только два обряда — крещение и причастие, а по своему устройству отличалась и от католической, и от лютеранской. Церковная община не подчинялась городским светским властям и пользовалась правом самоуправления. Она избирала и контролировала своих руководителей — проповедников и старшин, пресвитеров (от греч. — старейшина). Поэтому кальвинистскую церковь иногда называют пресвитерианской. В этой церкви не существовало возведённых в сан священников. Вместо них имелись проповедники — пасторы, которых избирали из числа наиболее грамотных прихожан, знающих Священное Писание. Пасторы получали образование в Женевской академии. Для обсуждения общих дел представители общин собирались вместе и принимали нужные решения. Казалось бы, такая церковь очень демократична. Но это было не совсем так. Пасторы вмешивались в частную жизнь своих прихожан, следили за их поведением, по сути дела, лишали их духовной свободы. За отступление от кальвинистского учения верующих жестоко наказывали.
Кальвин и сам проявлял беспощадность к тем, кто сомневался в истинности его учения. Такой грех совершил испанский учёный Мигель Сервет, и в 1553 г. за это был сожжён в Женеве по приказу «Женевского папы».
«Рим кальвинизма».
Женева превратилась в «Рим кальвинизма». Городом управлял избираемый общиной верующих церковный совет, но фактически все вопросы решал Кальвин, установивший в Женеве свою диктатуру, хотя официально он никаких постов не занимал. Безвозвратно ушли в прошлое весёлые народные праздники, карнавалы, музыка, танцы. Люди ходили в тёмных одеждах (роскошь была запрещена) и распевали псалмы. Мало стало праздничных дней. Все боялись Божьего гнева и должны были исполнять суровый завет: «Молись и работай!» Но однажды доведённые до отчаяния фанатизмом Кальвина женевцы изгнали его на несколько лет из города.
Кальвинизм пользовался поддержкой дворянства и зарождающегося слоя предпринимателей Швейцарии, Англии, Франции и Голландии. А разве могло быть иначе? Ведь увеличение рабочих дней и накопительство, способствовавшие обогащению, больше не считались грехом. Наоборот, предпринимательская деятельность, нажива превратились в богоугодное дело. Кальвинистская трудовая этика способствовала развитию капиталистического хозяйства и дальнейшему разложению традиционного общества, утверждению человека Нового времени. Кальвинизм как протестантское учение распространялся по всей Европе.
Католическая церковь борется с ересью.
Католицизм не хотел и не мог смириться с возникшим против него религиозным протестом, выразившимся в Реформации. Кроме того, Рим не желал терять источник своих богатств — десятину. Всех протестантов папа римский объявил еретиками, а для борьбы с ними использовал любые возможные средства. Католическая церковь поощряла доносы на протестантов — доносчик в качестве вознаграждения получал часть имущества осуждённого. Охота на инакомыслящих велась и в университетах. В целях борьбы с вредными идеями католическая церковь ввела цензуру печати. В Риме был опубликован особый список — «Индекс запрещённых книг». Эти книги сжигали, а тем, кто пользовался такой литературой, грозила смерть. За чистоту веры боролась и инквизиция, особенно свирепствовавшая в Испании и Италии.
Церковная политика, направленная на то, чтобы остановить распространение протестантизма, получила название Контрреформация.
Орден иезуитов.
Мощным орудием в борьбе против Реформации стал утверждённый папой в 1540 г. новый монашеский орден «Общество Иисуса», или орден иезуитов (от лат. «Иезус» — Иисус). Перед иезуитами стояла чёткая задача — «вернуть заблудшие массы в ограду церкви».
Создателем «Общества Иисуса» стал испанский дворянин Игнатий Лойола (1491—1556). Лойола мечтал о военной карьере, принимал участие в войнах Карла V, но в одном из сражений ему раздробило ядром ногу, и он навсегда остался хромым. С военной карьерой было покончено.
Во время долгого лечения он много читал, в основном жития святых, и постепенно у него возникло желание прославить себя религиозными подвигами. В 1523 г. Лойола совершил паломничество в Иерусалим. По возвращении в Европу он отправился в Париж, чтобы завершить там религиозное образование. Жил он в крайней нищете, но изучение богословия не бросил. Лойола собрал вокруг себя несколько единомышленников и стал для них наставником в духовной жизни — учил их различать то, что соответствует «воле Бога» и Евангелию. 15 августа 1534 г. в церкви они дали торжественный обет бороться с неверными и пожертвовать собой во имя блага души. Своё общество они назвали «Общество Иисуса». Так было положено начало ордену иезуитов.
Устав ордена имел своей целью превратить общество в орудие для расширения власти папы римского. И хотя орден был монашеский, его члены жили в миру и им следовало добиваться доверия у государей и знати, использовать их власть и богатство для укрепления католической церкви. Многих богатых людей иезуиты склонили завещать своё имущество в пользу ордена, который становился всё богаче: ему принадлежали земли, предприятия, торговые корабли, колонии в Новом Свете.
- На какие качества иезуитов обращает внимание автор карикатуры? Найдите фрагмент текста, который помогает объяснить замысел художника.
Этот орден боролся с Реформацией тем, что стремился принимать участие во всех сферах общественной жизни. Иезуиты вели миссионерскую работу, занимались благотворительностью. Для верующих они читали интересные проповеди на национальном языке, проводили пышные богослужения. Но главное — иезуиты стремились влиять на молодёжь. Они создавали прекрасные школы, где преподавание велось на национальном языке и где все желающие (юноши) могли бесплатно получить хорошее образование. Орден специально занимался воспитанием детей из знатных семей, элиты, которая в будущем станет управлять государствами. Политика для иезуитов являлась не самоцелью, а средством для укрепления католической церкви.
На случай непокорности «сильных мира сего» у иезуитов всегда были наготове яд и кинжал. Убийца не считался грешником — старший по званию чин ордена брал на себя моральную ответственность за преступления, совершённые младшим чином. Иезуиты хорошо усвоили главное правило ордена: «Если церковь определила, что вещь, кажущаяся нам белой, черна, мы сразу же должны признать её чёрной». Орден был послушным орудием в руках папы римского, следуя своему девизу «Всё во славу Бога».
Попытки реформ и Тридентский собор.
Потеря власти над рядом европейских стран привела Рим в замешательство, но ненадолго. Уже в 40-х гг. XVI в. папы пытаются вернуть утерянные позиции, а главное — источник своих богатств — десятину. Однако наиболее мыслящие деятели католической церкви пришли к пониманию необходимости проведения некоторых реформ, которые приблизили бы церковь к верующим и ограничили абсолютную власть папы. Во второй половине XVI в. католические богословы создали переводы Библии на национальные языки.
Но попытки реформ встречали сопротивление большей части католического духовенства. Спорные вопросы должен был разрешить Тридентский собор, открывшийся в 1545 г. и заседавший (с перерывами) почти 18 лет. Однако победу в решении основных вопросов одержала реакционная часть духовенства. Она добилась решения о верховенстве папы над собором, строгого соблюдения духовенством всех церковных предписаний и указаний папы. Собор сохранил за церковью исключительное право толкования Священного Писания и принял меры для укрепления инквизиции. Сторонникам реформ удалось добиться только запрета на продажу индульгенций и открытия семинарий (учебных заведений) для католических священников.
В устройстве католической церкви и в отношении к протестантизму ничего не изменилось. Преодолеть раскол церкви не удалось.
Во второй половине XVI в. борьбу против Реформации возглавил сын Карла V король Испании Филипп II (1556—1598).
В XVI в. европейский мир взорвался в религиозном мятеже, вызванном стремлением личности к большей свободе и самостоятельности. Эпоха Реформации — это эпоха кризиса католической церкви. Из-под папской власти ушли Скандинавия, Англия, Шотландия, Северная Германия, Голландия, часть Франции.
Проверьте себя
- Составьте словарик новых терминов параграфа. Внесите в него термины, характеризующие кальвинизм, и термины, характеризующие процесс Контрреформации.
- Расскажите об учении Кальвина и устройстве кальвинистской церкви.
- Используя материал параграфа, документы к нему и художественную литературу, ответьте на вопрос: когда и с какой целью был создан орден иезуитов?
- Назовите причины Контрреформации.
Подумайте
- Сравните общие черты и различия в учениях М. Лютера и Ж. Кальвина. Сделайте вывод.
- Согласны ли вы с утверждением, что кальвинизм способствовал развитию предпринимательской деятельности в странах Европы? Свою точку зрения докажите.
- Обсудите в парах фрагмент работы И. Лойолы «Духовные упражнения». Какими чертами характера, по мнению автора, должен обладать человек, верующий в Бога? Согласны ли вы с мнением И. Лойолы?
- Французский писатель XVIII в. Вольтер сказал: «Кальвин открыл двери монастырей не для того, чтобы выгнать опуда монахов, а чтобы вогнать туда весь мир». Как вы понимаете это высказывание?
Устав ордена иезуитов (фрагмент)
. Всё наше общество и, следовательно, все и каждый, кто в него вступает, обязываются верой и правдой повиноваться нашему святому отцу папе и всем преемникам его и только под этим условием имеют право трудиться для Бога. . Для того чтобы показать великое смирение нашего общества вообще и полное самоотречение каждого члена его в частности, чтобы всенародно засвидетельствовать решительный отказ наш от собственной воли, мы обязываемся принять особый обет послушания. Обет этот должен состоять в том, что мы обещаем всегда, без промедления и беззаветно повиноваться всему, что прикажут нам нынешний и будущий папы, насколько это послужит для блага душ и для распространения ре лигии, какие бы поручения они нам ни давали, хотя бы они послали нас к туркам или другим неверным.
. Твёрдо решившись быть воинами Христовыми, они (члены ордена. - Авт.) должны денно и нощно не снимать меча и каждый час быть готовыми выполнять свои обязанности.
Все и каждый должны дать обет безусловно повиноваться генералу ордена во всём, что касается устава ордена. Генерал же обязывается давать лишь такие приказания, которые, по его мнению, клонятся к достижению цели общества. Словом, для пользы ордена и в видах постоянного упражнения и смирения члены общества должны всегда и во всём повиноваться генералу, согласно правилам общества, и чтить в нём представителя Христова.
И. Лойола. Духовные упражнения (1548)
Необходимо, чтобы вера в Бога была настолько велика, чтобы человек, не колеблясь, пустился в море на доске, если у него нет корабля!
Если церковь утверждает, что то, что вам кажется белым, есть чёрное, - мы должны немедленно признать это!
Если мы не находим в священниках и других церковных начальниках желательной чистоты нравов, мы отнюдь не должны обвинять их за это ни в частных, ни в публичных речах, ибо такими разговорами порождается больше вреда и позора, чем пользы, так как результатом их будут злоба и презрение народа против своих начальников и пастырей.
Мы охотно предоставляем другим монашеским орденам превосходить нас в постах, бдениях и других лишениях в образе жизни, которым они свято подвергаются, каждый согласно своему собственному уставу и обычаю. Что касается истинного совершенного повиновения и отречения от всякой воли и суждения, я хотел бы, возлюбленные братья мои, чтобы в этом особенно отличились те, кто служит Богу в нашей общине.
. Ибо, если даже начальник не украшен или не одарён мудростью, добротой и другими божественными дарами, всё же следует ему повиноваться по той единственной причине, что он наместник Бога и представитель божественной власти. Вот почему я желаю, чтобы вы приучились видеть во всяком начальнике самого Господа нашего Иисуса Христа и поэтому относились к нему с той же религиозной преданностью, почитанием и покорностью, какие подобают божественному величию.
Нужно отрешиться от нашей собственной воли для того, чтобы проникнуться божественной волей, выраженной начальником.
Кто хочет посвятить себя Богу, тот должен отдать ему, кроме своей воли, свой разум.
Подчинённый должен смотреть на старшего, как на самого Христа. Он должен повиноваться старшему, как труп, который можно переворачивать во всех направлениях; как палка, которая повинуется всякому дви жению; как шар из воска, который можно видоизменять и растягивать во всех направлениях.
Папе надлежит повиноваться без всяких разговоров, даже ради греха, и надо совершить грех, смертный или простой, если начальник этого требует во имя Господа нашего Иисуса Христа или в силу обета повиновения.
Филипп II против Реформации
Фанатичным противником Реформации являлся король Испании Филипп II. Низкорослый, с впалой грудью, он имел вид больного человека. Но в этом хилом теле был заключён неукротимый дух. Филипп II был неплохо образован и обладал незаурядными способностями государственного деятеля — иначе как бы он мог долгие десятилетия управлять огромной империей. Филипп II мечтал об установлении мирового господства и роли великого католического короля.
По приказу государя в окрестностях Мадрида был построен великолепный архитектурный комплекс Эскориал, в который входили дворец, храм и монастырь. Сюда перенесли резиденцию короля, здесь он создал лучшую в стране библиотеку, отсюда руководил своей империей. Человек замкнутый и не слишком приветливый, он почти не выходил из дворца.
Этот фанатик веры помогал католикам Англии, Германии, Франции в борьбе с протестантами. В Испании свирепствовала инквизиция, при нём в стране прошло более ста аутодафе. «Добрый король» однажды заявил: «Я предпочту совсем не иметь подданных, чем иметь таковыми еретиков». Каждый испанец должен был доказывать, что в четырёх поколениях его предки были «чистыми» испанцами и «добрыми католиками». Католиков, чьими предками являлись крещёные мавры или евреи, король отправлял на эшафот, считая их еретиками. Многие погибли, некоторые бежали.
Кроме того, Филипп II вёл бесконечные войны. Войны и борьба с еретиками требовали денег. Налоги росли. Крестьяне, ремесленники, торговцы, владельцы мануфактур разорялись. Борьбой за «чистоту веры» Филипп II довёл страну до бедственного положения.
В XVII в. в Испании начался экономический упадок, даже несмотря на то, что из Нового Света в страну поступало огромное количество золота и серебра. Непосильная задача превратить страну в мировую католическую державу, уничтожить ересь ослабила Испанию и сделала её второстепенным государством.
Читайте также: