Воспитательное воздействие фольклора и литературы осуществляется под девизом
Обновлено: 27.11.2024
Вера Спиридонова
Влияние фольклора на развитие и воспитание детей дошкольного возраста.
Влияние фольклора на развитие и воспитание детей
младшего дошкольного возраста.
Спиридонова В. И. воспитатель
МБДОУ «Атемарский д/сад №1
Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Фольклор способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком.
В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения оскудения русского языка, исчезают его красота и образность. Мал и примитивен словарный запас большинства родителей и детей. Некогда «великий могучий» русский язык терпит изменения, упрощения.
Поэтому одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, закличках, колядках, играх-забавах, сказках, загадках, пословицах и поговорках; формирование у детей интереса к детскому фольклору; обогащению словарного запаса детей.
Песни, стихи, прибаутки, поговорки, пословицы, загадки – называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум,но и на чувства ребенка: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются, оказывают огромное влияние на развитие и воспитание детей.
Народная культура и жизненный опыт передаются изустно из поколения в поколения. Долгое шлифование их содержания позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Время – показатель их педагогической значимости.
С помощью фольклора можно увлечь детей, довести до их сознания этические постулаты, привить любовь к русскому языку.
Не боевики, не страшные картины телевизионных программ, не компьютерные игры – «стрелялки» должны оказывать воздействие на детей, а встречи с добрыми прекрасными радостными образцами устного народного творчества.
Использование фольклора – это увлекательный и важный труд. И должен начинаться с рождения ребенка, как образно говорят в народе «С молоком матери». С древнейших времен матери внушали, утешали, ласкали, убаюкивали детей колыбельными песнями, попевками, пестушками.
Исследование современных ученых показывают, что колыбельные песни, попевки вызывают у ребенка чувство психологической защищенности, оказывая на него тем самым терапевтическое воздействие, что очень важно учитывать, говоря о громаднейшем воздействии произведений устного народного творчества.
Особую значимость приобретает фольклор в первые дни пребывания малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации в новой обстановке он скучает по дому, с недоверием относится к незнакомым взрослым и детям.
Поэтому я ставлю перед собой следующие задачи:
1. С помощью фольклора реализовывать формы общения воспитателя с детьми, помочь адаптироваться ребенку.
2. Обеспечить своевременное и полноценное психическое развитие детей.
3. Воспитывать и формировать личность ребенка.
4. Развивать разговорную речь детей, обогащать словарь, прививать любовь к фольклору
В своей работе с детьми младшего дошкольного возраста я широко использую народное творчество.
В адаптационный период потешка является незаменимым помощником педагога, она помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к воспитателю. Так как многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя его содержания.Например:
«Кто у нас хороший,
Кто у нас пригожий?
Во время режимных моментов, например, во время умывания потешки и попевки учат детей не бояться воды, прививают детям культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
«Ай лады, лады, лады
Не боимся мы воды…»
«Чистая водичка моет Саше личико,
Анечке – ладошки,
А пальчики – Алешке»
Помогает потешка и в процессе кормления:
Ешь кашку сладеньку…»
Не вари кашу круту…»
Не всегда дети любят причесываться, заплетать косички,веселее эта процедура проходит с потешкой: «Расти коса до пояса…»
Эта же потешка призывает детей к послушанию. Использую огромное количество потешек и попевок при укладывании детей спать: «Вот и звери спят…», «Спи, усни детя Ванюшенька…»
Попевка: «Баю-баю, баю-бай ты собачка не лай…» Имеет назидательный оттенок, учит заботиться о других.
Фольклор способен корректировать поведение детей, создать у них хорошее настроение, воспитывает уважение и любовь к «земле – матушке».
«Топ – топ по земле –
Ведь земля – то наша,
И для нас на ней растут
С использованием фольклора развиваю двигательную активность детей: «Большие ноги шли по дороге…», «Скачет зайка маленький около завалинки…»
В потешке «Пальчик – мальчик где ты был…» дети воспринимают мальчика – пальчика как существо трудолюбивое, доброжелательное, заботящееся о своих младших братьях.
Фольклор вызывает у детей уважение к старшим, дружелюбие, чувство сопереживания сверстникам.Так успокаивая плачущего друга ребенок приговаривает: «Не плачь, не плачь, куплю калач, а будешь плакать куплю худой лапоть…»
Широко использую на практике игры-забавы: «Солнышко-солнышко, загляни в окошечко…», «Дождик – дождик, полно лить, малых детушек мочить.» и др.
Среди богатства народного эпоса особую фольклорную форму являют собой сказки. Выразительно, с притягательной силой, в доступной для ребенка форме сказки раскрывают исторически сложившиеся национальные и общечеловеческие ценности. Сказки бытовые, волшебные, сказки о животных – учат детей ориентироваться среди предметов окружающего мира, знакомят с человеком и его видом деятельности. Создаются предпосылки для вербализации (речевого общения, познавательной деятельности.
Ребенок приобретает через народные произведения действенный опыт социального поведения, чисто человеческое видение и отношение к тем или иным сторонам общественной жизни. Так народный фольклор оказывает воспитывающее влияние на малыша.
Публикации по теме:Организация физкультурных занятий детей третьего года жизни с использованием фольклора Организация физкультурных занятий детей третьего года жизни с использованием фольклора. Цель работы: подобрать оптимальную методику организации.
ГБОУ СОШ №6 Василеостровского района Санкт-Петербурга.
Педагогический стаж 25 лет
Фольклор, как средство эмоционального воспитания и развития детей
В современных семьях появился интерес к своим корням, что выражается в традициях, связанных с экскурсом в родословную своей семьи. Начинать приобщение к культуре надо с представлений об окружающем мире. Народ – единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Сколько детских сказок, загадок, поговорок в народном творчестве! Все они преследуют определенные воспитательные цели. Погружение детей в традиционную фольклорную среду – один из факторов воспитания
Что же относится к детскому фольклору?
Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Заклички – обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Без этих веселых стишков ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, формирование культурно-гигиенических навыков превратится в скучное безрадостное выполнение указаний взрослого, выполнение каких – то движений е вызывает интереса радости, желание повторить еще и еще.
Колыбельные – народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни. Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они на ряду с другими жанрами заключает в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей и образное восприятие.
Поэтому, использование фольклора имеет огромное значение в жизни ребёнка.
Дошкольный и младший школьный возраст - особый период детства, которому свойственна эмоциональность, развитое образное мышление, творческое воображение, он является сензитивным для физического, психического, личностного развития детей, что во многом предопределяет будущий облик человека и в то же время становится исключительно благоприятным фактором для взаимодействия со сверстниками и взрослыми. В нем различаются два переходных (кризисных) периода: из раннего детства в дошкольный возраст (кризис 3 лет); из детского сада в школу (кризис 7 лет), который характеризуется сменой ведущего вида деятельности (на смену игре приходит учебная деятельность), переживанием нового социального статуса ребенка-школьника. Переход из детского сада в школу часто нарушает саму «природу детства» (Д.Б. Эльконин): в период формирования базовых качеств личности в детском саду наблюдается перегрузка детей, объясняемая необходимостью подготовки их к школе. Отсюда соблюдение преемственности в воспитании, снятие и преодоление трудностей адаптационного периода становится важнейшей задачей педагогов. В решении этой задачи большая роль определена детскому фольклору как самому естественному и органичному средству воспитания, научению жизни, важному фактору социализации ребенка.
Фольклор, сопровождая жизнь ребенка, способствует гармоничному вхождению в последующий возрастной этап бесконфликтно, так как он сообразен самой природе образного мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста. Применение детского фольклора в воспитании способствует установлению педагогической преемственности между различными этапами развития (дошкольники — младшие школьники), создает перспективу для развития личности ребенка с опорой на предыдущий опыт и знания. Детский фольклор как испытанное средство народной педагогики является надежным механизмом природосообразного воспитания. Устное народное творчество, в целом народное искусство, есть та же природа, но рожденная человеком (человек — дитя природы), его способностью видеть, слышать, чувствовать в природе целесообразную красоту и гармонию. Психологически, физиологически, природно ребенок расположен к фольклору как способу, позволяющему ему со всей полнотой погружаться в жизнь, во все ее проявления.
Эмоциональное состояние у детей предполагает уровень развития высших чувств и формирование эмоциональных свойств личности. Одним из основных условий нормального развития ребенка является своевременное и полноценное формирование его эмоциональной сферы. Чувства и эмоции у младших дошкольников преобладают над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им окраску и выразительность.
Эмоции, которые ребенок чаще все испытывает и проявляет, оказывают влияние на успешность его взаимодействия с окружающими людьми, и, как следствие, на успешность его социального развития. Формирование эмоций и чувств осуществляется во время взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.
Фольклор является одним из понятных и доступных средств развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста. Он обладает огромными воспитательными возможностями: фольклор может удовлетворить любые интересы детей, так как его тематика не ограничена. Систематическое и целенаправленное использование фольклорных произведений в детском саду и школе дает возможность заложить основу физического благополучия ребенка, которое определяет успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Общение с фольклором облагораживает ребёнка, делает его мягким, чутким, добрым, мудрым. В работе на основе народных традиций ребёнок раскрывается как цветок. И родители, видя работу педагога , начинают интересоваться народным творчеством, замечая изменения в своём ребёнке. Фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время,
Одним из главных элементов устного народного творчества является ПЕСНЯ, сопровождающая человека всю его жизнь — в труде, на празднике, в быту. В песнях воспеваются трудовые и героические подвиги народа, красота природы, приветствуется доброта, высмеиваются недостатки. Песни воспитывают музыкой и словом, нравственным содержанием.
С первыми народными песнями дети сталкиваются ещё в бессознательном возрасте, когда мама поёт им колыбельные. Становясь старше, через музыку они познают культуру своей страны. Именно в этот период первого знакомства происходит формирование музыкального вкуса, который с годами будет развиваться. Разучивать наизусть песню гораздо легче, чем стихи, она более образна, насыщена эмоциями. Когда малыш сам может повторить композицию, пора переходить к танцам. Для начала под музыку можно просто водить хороводы, поднимая и опуская руки, смыкая и размыкая круг. Со временем малышу можно предоставить больше свободы, чтобы он сам решал, как двигаться под музыку, опираясь на внутренние ощущения. И это – уже элемент творчества! И именно через музыкальные композиции может произойти первое знакомство ребёнка с шутками и юмором. Редко используемые в образовательном процессе частушки могут научить ребёнка понимать смешное. Главное при этом – правильный подбор «репертуара».
Интересен для восприятия вид детского фольклора – это сказки. Конечно, родители читают их детям ещё с того возраста, когда они не могут понять смысла истории и уловить нить повествования. Просто тембр голоса читающих мамы или папы успокаивает и помогает заснуть. Но со временем рассказываемые истории обретают смысл – дети не просто понимают сюжет сказки, но и запоминают его, а со временем по тому же принципу составляют собственные истории.
Сказка – это всегда демонстрация какой-то ситуации из жизни. Даже если сам малыш в неё ещё не попадал, он легко понимает, кто положительный герой, а кто – отрицательный, что зло всегда бывает наказано, а общение героев строится на основе некоторых правил. В иносказательной форме ребёнку рассказывают о нормах поведения и хорошего тона –основах морали и нравственности. Сказка дарит малышу веру в добро и справедливость, воспитывает, но без нравоучений. Той же цели служат поучительные пословицы: «любишь кататься, люби и саночки возить», «делу – время, потехе – час».
Фольклор в любом виде, будь то смешные потешки и прибаутки или сказки и поговорки, позволяет ребёнку ассоциировать себя с героями произведений. А герои эти – собирательный образ всего русского народа, передававшийся из поколения в поколение. Именно поэтому особо отмечали важность детского фольклора Максим Горький, Корней Чуковский и Самуил Маршак, выдающиеся отечественные педагоги и психологи. Читайте детям, вместе пойте и рассказывайте истории – это очень поможет в их воспитании.
Фольклор, как «кладезь народной мудрости» в силу своей эмоциональной насыщенности может оказать комплексное воздействие на картину мира ребенка, определяя толерантность в его отношениях с окружающими, стиль поведения.
Функции и воспитательный потенциал фольклора
1)фольклор способствует углублению знаний о народной духовной культуре в ее прошлом и настоящем. Фольклор знакомит с бытом, традициями, обычаями своего и «народа-соседа».
2)с помощью фольклора осуществляется усвоение нравственно-поведенческих культурных норм и ценностей.
3)с помощью фольклора возможно воспитание уважительного отношения как к культуре собственного этноса, так и толерантного отношения к другим этническим культурам.
4)фольклор способствует развитию эстетического вкуса. Ребенок чувствует красоту народной мысли, у него возникает потребность в общении с народом.
Эстетическая функция фольклора заключается в том, что он формирует у детей художественный вкус, вырабатывает умение ценить и понимать прекрасное, способствует формированию гармонически развитой личности.
Суть воспитательной функции заключается в том, что устное народное творчество, являясь средством народной педагогики, формирует качества человеческого характера. Пословицы, поговорки, сказки наполнены высоким моральным и нравственным смыслом и дают характерологические оценки личности с позиций «хорошо» и «плохо».
Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.
ГБОУ СОШ №6 Василеостровского района Санкт-Петербурга.
Педагогический стаж 25 лет
Фольклор, как средство эмоционального воспитания и развития детей
В современных семьях появился интерес к своим корням, что выражается в традициях, связанных с экскурсом в родословную своей семьи. Начинать приобщение к культуре надо с представлений об окружающем мире. Народ – единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Сколько детских сказок, загадок, поговорок в народном творчестве! Все они преследуют определенные воспитательные цели. Погружение детей в традиционную фольклорную среду – один из факторов воспитания
Вложение | Размер |
---|---|
folklor_kak_sredstvo_emotsionalnogo_vospitaniya_i_razvitiya_detei.doc | 45 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слуха - Музыкальная академия
Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Сурнина Татьяна Анатольевна, учитель музыки
ГБОУ СОШ №6 Василеостровского района Санкт-Петербурга.
Педагогический стаж 25 лет
Фольклор, как средство эмоционального воспитания и развития детей
В современных семьях появился интерес к своим корням, что выражается в традициях, связанных с экскурсом в родословную своей семьи. Начинать приобщение к культуре надо с представлений об окружающем мире. Народ – единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Сколько детских сказок, загадок, поговорок в народном творчестве! Все они преследуют определенные воспитательные цели. Погружение детей в традиционную фольклорную среду – один из факторов воспитания
Что же относится к детскому фольклору?
Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Заклички – обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Без этих веселых стишков ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, формирование культурно-гигиенических навыков превратится в скучное безрадостное выполнение указаний взрослого, выполнение каких – то движений е вызывает интереса радости, желание повторить еще и еще.
Колыбельные – народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни. Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они на ряду с другими жанрами заключает в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей и образное восприятие.
Поэтому, использование фольклора имеет огромное значение в жизни ребёнка.
Дошкольный и младший школьный возраст - особый период детства, которому свойственна эмоциональность, развитое образное мышление, творческое воображение, он является сензитивным для физического, психического, личностного развития детей, что во многом предопределяет будущий облик человека и в то же время становится исключительно благоприятным фактором для взаимодействия со сверстниками и взрослыми. В нем различаются два переходных (кризисных) периода: из раннего детства в дошкольный возраст (кризис 3 лет); из детского сада в школу (кризис 7 лет), который характеризуется сменой ведущего вида деятельности (на смену игре приходит учебная деятельность), переживанием нового социального статуса ребенка-школьника. Переход из детского сада в школу часто нарушает саму «природу детства» (Д.Б. Эльконин): в период формирования базовых качеств личности в детском саду наблюдается перегрузка детей, объясняемая необходимостью подготовки их к школе. Отсюда соблюдение преемственности в воспитании, снятие и преодоление трудностей адаптационного периода становится важнейшей задачей педагогов. В решении этой задачи большая роль определена детскому фольклору как самому естественному и органичному средству воспитания, научению жизни, важному фактору социализации ребенка.
Фольклор, сопровождая жизнь ребенка, способствует гармоничному вхождению в последующий возрастной этап бесконфликтно, так как он сообразен самой природе образного мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста. Применение детского фольклора в воспитании способствует установлению педагогической преемственности между различными этапами развития (дошкольники — младшие школьники), создает перспективу для развития личности ребенка с опорой на предыдущий опыт и знания. Детский фольклор как испытанное средство народной педагогики является надежным механизмом природосообразного воспитания. Устное народное творчество, в целом народное искусство, есть та же природа, но рожденная человеком (человек — дитя природы), его способностью видеть, слышать, чувствовать в природе целесообразную красоту и гармонию. Психологически, физиологически, природно ребенок расположен к фольклору как способу, позволяющему ему со всей полнотой погружаться в жизнь, во все ее проявления.
Эмоциональное состояние у детей предполагает уровень развития высших чувств и формирование эмоциональных свойств личности. Одним из основных условий нормального развития ребенка является своевременное и полноценное формирование его эмоциональной сферы. Чувства и эмоции у младших дошкольников преобладают над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им окраску и выразительность.
Эмоции, которые ребенок чаще все испытывает и проявляет, оказывают влияние на успешность его взаимодействия с окружающими людьми, и, как следствие, на успешность его социального развития. Формирование эмоций и чувств осуществляется во время взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.
Фольклор является одним из понятных и доступных средств развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста. Он обладает огромными воспитательными возможностями: фольклор может удовлетворить любые интересы детей, так как его тематика не ограничена. Систематическое и целенаправленное использование фольклорных произведений в детском саду и школе дает возможность заложить основу физического благополучия ребенка, которое определяет успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Общение с фольклором облагораживает ребёнка, делает его мягким, чутким, добрым, мудрым. В работе на основе народных традиций ребёнок раскрывается как цветок. И родители, видя работу педагога , начинают интересоваться народным творчеством, замечая изменения в своём ребёнке. Фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время,
Одним из главных элементов устного народного творчества является ПЕСНЯ, сопровождающая человека всю его жизнь — в труде, на празднике, в быту. В песнях воспеваются трудовые и героические подвиги народа, красота природы, приветствуется доброта, высмеиваются недостатки. Песни воспитывают музыкой и словом, нравственным содержанием.
С первыми народными песнями дети сталкиваются ещё в бессознательном возрасте, когда мама поёт им колыбельные. Становясь старше, через музыку они познают культуру своей страны. Именно в этот период первого знакомства происходит формирование музыкального вкуса, который с годами будет развиваться. Разучивать наизусть песню гораздо легче, чем стихи, она более образна, насыщена эмоциями. Когда малыш сам может повторить композицию, пора переходить к танцам. Для начала под музыку можно просто водить хороводы, поднимая и опуская руки, смыкая и размыкая круг. Со временем малышу можно предоставить больше свободы, чтобы он сам решал, как двигаться под музыку, опираясь на внутренние ощущения. И это – уже элемент творчества! И именно через музыкальные композиции может произойти первое знакомство ребёнка с шутками и юмором. Редко используемые в образовательном процессе частушки могут научить ребёнка понимать смешное. Главное при этом – правильный подбор «репертуара».
Интересен для восприятия вид детского фольклора – это сказки. Конечно, родители читают их детям ещё с того возраста, когда они не могут понять смысла истории и уловить нить повествования. Просто тембр голоса читающих мамы или папы успокаивает и помогает заснуть. Но со временем рассказываемые истории обретают смысл – дети не просто понимают сюжет сказки, но и запоминают его, а со временем по тому же принципу составляют собственные истории.
Сказка – это всегда демонстрация какой-то ситуации из жизни. Даже если сам малыш в неё ещё не попадал, он легко понимает, кто положительный герой, а кто – отрицательный, что зло всегда бывает наказано, а общение героев строится на основе некоторых правил. В иносказательной форме ребёнку рассказывают о нормах поведения и хорошего тона –основах морали и нравственности. Сказка дарит малышу веру в добро и справедливость, воспитывает, но без нравоучений. Той же цели служат поучительные пословицы: «любишь кататься, люби и саночки возить», «делу – время, потехе – час».
Фольклор в любом виде, будь то смешные потешки и прибаутки или сказки и поговорки, позволяет ребёнку ассоциировать себя с героями произведений. А герои эти – собирательный образ всего русского народа, передававшийся из поколения в поколение. Именно поэтому особо отмечали важность детского фольклора Максим Горький, Корней Чуковский и Самуил Маршак, выдающиеся отечественные педагоги и психологи. Читайте детям, вместе пойте и рассказывайте истории – это очень поможет в их воспитании.
Фольклор, как «кладезь народной мудрости» в силу своей эмоциональной насыщенности может оказать комплексное воздействие на картину мира ребенка, определяя толерантность в его отношениях с окружающими, стиль поведения.
Функции и воспитательный потенциал фольклора
1)фольклор способствует углублению знаний о народной духовной культуре в ее прошлом и настоящем. Фольклор знакомит с бытом, традициями, обычаями своего и «народа-соседа».
2)с помощью фольклора осуществляется усвоение нравственно-поведенческих культурных норм и ценностей.
3)с помощью фольклора возможно воспитание уважительного отношения как к культуре собственного этноса, так и толерантного отношения к другим этническим культурам.
4)фольклор способствует развитию эстетического вкуса. Ребенок чувствует красоту народной мысли, у него возникает потребность в общении с народом.
Эстетическая функция фольклора заключается в том, что он формирует у детей художественный вкус, вырабатывает умение ценить и понимать прекрасное, способствует формированию гармонически развитой личности.
Суть воспитательной функции заключается в том, что устное народное творчество, являясь средством народной педагогики, формирует качества человеческого характера. Пословицы, поговорки, сказки наполнены высоким моральным и нравственным смыслом и дают характерологические оценки личности с позиций «хорошо» и «плохо».
Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.
Устное народное творчество, иначе называемое фольклором, - это та почва, на которой возникло профессиональное искусство всех народов мира. Фольклор, сопровождая жизнь ребенка, способствует гармоничному вхождению в последующий возрастной этап бесконфликтно. Ценность использования фольклора в процессе формирования мировоззренческой позиции обусловлена тем, что фольклор является важным фактором нравственного воспитания и развития, его можно рассматривать как уникальное средство социального воспитания ребенка. Это образная начальная школа по освоению и реализации навыков общения и сотрудничества.
Вложение | Размер |
---|---|
фольклор | 22.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад №189 "Солнышко" комбинированного вида
Консультация для воспитателей
"Фольклор как воспитательное средство социализации и развития
Воспитатель: Юсупова З.В.
Детство - время активного формирования социально-психологических основ личности, приобщения к человеческой культуре, воспроизводства социального опыта. В 21 веке воспитание человека столкнулось с потребительством, развлекательностью как урбанистическими "идеалами" жизни, и перед педагогикой встала проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательных теорий дошкольного детства.
Что такое воспитание? По сути это "питание" души и сердца ребенка всем самым благородным и прекрасным. Сегодня воспитание нравственного и культурного человека выходит за рамки чисто образовательных задач, поскольку то, что происходит в мире, не может быть оценено иначе как "детство в опасности".
Традиционно главным институтом воспитания является семья. В семье формируется отношение ребенка к внешнему миру. В основе семейных традиций всегда лежит какая-либо идея, норма, опыт. Но семья теряет свою былую ведущую роль. Дети не получают элементарных представлений о народной культуре, страдают нравственные устои. Но именно мудрость народной культуры способствует укреплению семьи, объединению интересов взрослых и детей. Сила воздействия произведений народного творчества позволяет сохранить и укрепить здоровье ребенка, подготовить к будущей жизни, к тем социальным ролям - мужа и жены, отца и матери, - которые предстоит выполнить.
В последнее время возрос интерес к традициям семейного и национального воспитания. Это связано с возрастанием национального самосознания, с тем, что становится все более очевидным, что человек есть продукт той культуры, в которой он вырос. Его мировоззрение, поведение, привычки, способы взаимодействия с другими - результат прямого влияния образа жизни, традиций, обычаев, норм и ценностей того общества, которое его окружало с первого дня рождения. Передаваясь из поколения в поколение, традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений. В основе традиций всегда лежит ценность семьи, которая определяет смысл поведения, отражаются этнические, культурные, религиозные особенности семьи. Семейные традиции многофункциональны, специфичны, эмоционально насыщены, поэтому на их фоне социальное развитие ребенка идет более успешно. Бережно передаваемые из рода в род традиции выполняют роль исторической памяти, осуществляя связь поколений. Главное, чтобы семейные традиции способствовали упрочнению взаимоотношений родителей и детей.
В современных семьях появился интерес к своим корням, что выражается в традициях, связанных с экскурсом в родословную своей семьи. Начинать приобщение к культуре надо с представлений об окружающем мире. Народ - единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Сколько детских сказок, загадок, скороговорок в народном творчестве! Все они преследуют определенные воспитательные цели. Погружение детей в традиционную фольклорную среду - один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной.
В современной практике дошкольного образования и семейного воспитания идет активное возрождение принципа народности воспитания, который предполагает приобщение детей к основам родной культуры, к обычаям своего народа. Народная педагогика обладает богатейшим арсеналом педагогических традиций воспитания, знаний, принципов, идеалов, закрепленных в народных заповедях, фольклорных образах. В культуре семейного воспитания в концентрированном виде проявляются опыт и нравственная мудрость народа.
Как искусство и как основание жизненного пространства народная культура привлекала и привлекает к себе внимание многих педагогов. Русский ученый М.В. Ломоносов одним из первых обратил внимание на большие воспитательные возможности фольклора, считая его основой народной педагогики. Постепенно фольклор получает распространение в детском обучении и воспитании. К.Д. Ушинский о связи педагогики с фольклором писал, что "всякий народ в своей литературе, начиная песней, пословицей, сказкой и оканчивая драмой и романом, выражает свои убеждения в том, каков должен быть человек по его понятию. Литература каждого народа преследует свой особый идеал, отражает в себе характер самого народа и развивается вместе с его развитием".
Современная педагогика, опираясь на воспитательно-образовательный потенциал фольклора, должна сделать так, чтобы дети думали словами своего народа, чтобы они почуяли в себе дух своих предков и приняли бы любовью и волей всю историю, судьбу, путь своей страны, чтобы душа отзывалась трепетом на дела и слова дедов и прадедов. По словам К.Д. Ушинского, воспитательная сила фольклора, закладывающего нравственные представления, формирующего внутренний мир ребенка, столь велика, что вряд ли кто-нибудь "был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа".
Воспитание всесторонне развитой личности - это общая задача и родителей, и педагогов. Её можно решить, грамотно используя духовную культуру наших предков, их знание, опыт. Все начинается с изучения детьми устного народного творчества, знакомство с народными обрядами и обычаями.
Первые годы жизни ребенка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь его жизни. Язык народа, его песни и музыка, игры и игрушки, природа родного края - все это влияет на становление личности человека.
Изучая русскую народную культуру, дети знакомятся с тем, как жили русские люди, как работали, как отдыхали, какие соблюдали обряды и обычаи, чем украшали свой быт, какими игрушками играли дети и т.д. Изготовление игрушек было делом семейным и бытовало везде. Совместное изготовление игрушек помогало не только в воспитании трудовых навыков, развитии способностей ребенка, но и через внутрисемейное общение дети усваивали принятые в обществе нормы поведения, нравственные ценности. Игрушка была посредником между миром детей и миром взрослых. Через кукольный мир и проживание с куклами жизни взрослых дети становились полноценными членами общества.
Ребенок младшего возраста чутко откликается на потешки, приговорки, попевки - этот родник народной мудрости и опыта воспитания. Это первые художественные произведения, которые слышит маленький ребенок. Они разнообразны по содержанию, в них звучат любовь к ребенку и забота о нем. вслушиваясь в слова, в их ритм, музыкальность, он притопывает, приплясывает в такт произносимому тексту. Это забавляет, радует его, организует его поведение, расширяет кругозор, обогащает чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру. Сколько в этих стишках нежности, ласковости, такта! Они удовлетворяют рано возникающую у ребенка потребность в художественном слове, в ритмических движениях. Попевки, приговорки с давних времен создавались в народе на потеху детям. Вслушиваясь в напевность и образность родного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова.
В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. Мал и примитивен словарный запас большинства взрослых и детей. Одной из самых актуальных задач педагогов и родителей является показ красоты русского языка через устное народное творчество, чтобы помочь дошкольникам освоить богатство родного языка. Разговорный язык и произведения устного народного творчества тесно переплетаются между собой в своем влиянии на ребенка. Окружающие ребенка люди употребляют пословицы, поговорки, загадки. Ребенок слышит те или иные выражения, усваивает их смысл и сам начинает их употреблять. Только при этих условиях язык ребенка будет живым и ярким. Задача взрослого - опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им, навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывает у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений.
Исторически сложившийся в народной среде процесс воспитания теснейшим образом связан с трудовыми буднями народными праздниками, которые создают неповторимые условия для развития личности, знакомят ребенка с национальным характером, с природными особенностями, с семейным укладом. Соприкосновение детей с народным искусством, народными традициями, обрядами обогащает ребенка духовно, воспитывает чувство гордости за свой народ и сою Родину, поддерживает интерес к истории и культуре.
Устное народное творчество, иначе называемое фольклором, - это та почва, на которой возникло профессиональное искусство всех народов мира. Фольклор, сопровождая жизнь ребенка, способствует гармоничному вхождению в последующий возрастной этап бесконфликтно. Ценность использования фольклора в процессе формирования мировоззренческой позиции обусловлена тем, что фольклор является важным фактором нравственного воспитания и развития, его можно рассматривать как уникальное средство социального воспитания ребенка. Это образная начальная школа по освоению и реализации навыков общения и сотрудничества.
Дошкольный возраст - это период, когда ребенок делает "первые шаги" на пути постижения мира. В этом возрастном этапе он "открыт" всему тому, что его окружает, быстро накапливает эмоциональный и интеллектуальный опыт взаимодействия с миром. Фольклор как "кладезь народной мудрости" в силу своей эмоциональной насыщенности может оказать комплексное воздействие на картину мира ребенка, определяя толерантность в его отношениях с окружающими, стиль поведения. Приобщение ребенка к народной культуре позволяет установить духовные связи между различными сторонами общественной жизни, явлениями природы и народным искусством.
Читайте также: