В каком фильме друзья пилоты выбрали девиз первым делом

Обновлено: 04.05.2024

Мы с вами знакомимся с "поющей" эскадрильей, во главе которой стоит капитан Тихонов . А эскадрилья "поющая" из-за того, что капитан именно по такому принципу подбирал пилотов в свое подразделение.

Его "стариками" были 20-летние парни , которые только окончили, по ускоренному принципу, летное училище. Но они были готовы в любой момент броситься к своим самолетам, чтобы сражаться против немецких асов и освобождая территорию от немецких захватчиков.

"В небе "ночные ведьмы" (1981)

  • Режиссёр: Евгения Жигуленко
  • В ролях: Валентина Грушина, Яна Друзь, Дмитрий Замулин

Это картина уникальна тем, что она рассказывает нам о женщинах, которые из-за нагрянувшей войны пересели на боевые машины, чтобы защитить свою Родину от захватчиков.

Свои вылеты они проводили на бомбардировщиках ПО-2 , также известные, как "ночные" бомбардировщики. Из-за своих успешных ночных вылетов, девушки получили прозвище " ночные ведьмы ". Для девушек это было наивысшей похвалой их вклада в победу.

"Экипаж" (1979)

  • Режиссёр: Александр Митта
  • В ролях: Георгий Жжёнов, Анатолий Васильев, Леонид Филатов

В 79-м году Александр Митта снял киноленту " Экипаж ", в которой он поведал зрителям про непростую работу экипажа самолета, когда с воздушным судном происходят неполадки.

Мы становимся свидетелями настоящего героизма, который проявили мужественные члены экипажа, столкнувшиеся с ужасной природной катастрофой. Но ничто не могло остановить их.

В 2016-м году вышел одноименный сиквел фильма, с Данилой Козловским и Владимиром Машковым в главных ролях.

"Небесный тихоход" (1945)

  • Режиссёр: Семен Тимошенко
  • В ролях: Николай Крючков, Василий Меркурьев и др.

Кинолента "Небесный тихоход" была снята в тяжелое для всей страны время - в 1945 году. Над бранным полем только развеялся туман войны, а люди уже стали снимать фильмы. Это ли не замечательно?

"Небесный тихоход" - это музыкальная комедия, которая рассказывает нам про трех друзей-летчиков, которые дали клятвы, что до окончания войны они ни в кого не влюбятся. Но судьба-злодейка сделала так, что по своей службе молодые люди познакомились с девушками из женской эскадрильи. И понемногу друзья-офицеры начали уступать свои позиции.

И, кстати, известная песня "Первым делом - самолеты" была исполнена как раз в этом фильме.

"Валерий Чкалов" (1941)

  • Режиссёр: Михаил Калатозов
  • В ролях: Владимир Белокуров, Михаил Геловани и др.

Данная картина рассказывает нам про первого летчика, сумевшего пересечь Северный полюс и приземлиться в Америке . Этим летчиком был - Валерий Чкалов .

Валерию Чкалову было скучно летать просто так, без какой-либо фантазии. Он любил виражи, мертвые петли и прочие опасные трюки. И за эти шалости Чкалов был уволен.

Но в итоге Валерий Чкалов стал первым испытателем истребителей на их заре производства и глобализации.

А какой из представленных фильмов нравится вам больше всего? Поделитесь своим впечатлением в комментариях. Я, например, просто обожаю "В бой идут одни старики".

Если вам понравилась моя статья, будьте добры подписаться на канал и поставить лайк. Всем спасибо и пока!

Исполнители главных ролей Василий Меркурьев, Николай Крючков, Василий Нещипленко (Фото: Архив "Ленфильма")

«Первым делом, первым делом самолеты, ну а девушки, а девушки потом!» Не так уж и много в стране людей, не слышавших эту песню. Ей открывается фильм «Небесный тихоход», появившийся на экранах советских кинотеатров в 1946 году. Сюжет нарочито прост. Три молодых пилота дают слово до конца войны не крутить никаких романов. Мол, война, не до того сейчас. Один из них, майор Булочкин, попадает после ранения в новый авиаполк. К его неудовольствию эскадра состоит не из быстрых истребителей, а из маленьких самолетиков «У-2» - тех самых «тихоходов». В дополнение ко всем неприятностям, выясняется, что служат в авиаполку одни женщины. Они, кстати, дали похожую клятву. Не до любви сейчас – война. Впрочем, вскоре становится ясно, что война любви не помеха.

Артисты Людмила Глазова и Николай Крючков (Фото: Архив "Ленфильма")

Артисты Людмила Глазова и Николай Крючков (Фото: Архив "Ленфильма")

«Небесный тихоход» запустили в производство в 1945 году, осознавая спрос на веселые, развлекательные ленты. Стране была нужна комедия. И страна комедию получила.

- Людям нужно было выдохнуть, - рассказывает историк кино Александр Поздняков. – Поэтому такой легкий музыкальный фильм с военной тематикой прекрасно отвечал требованиям времени. И съемочная группа блестяще справилась с поставленной задачей.

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ - САМОЛЕТЫ

Работала над «Тихоходом» команда «Ленфильма», к тому времени уже вернувшаяся из эвакуации. Та самая сцена, с песней про самолеты, снималась в ленинградском ЦПКиО. Внимательные зрители видели на заднем плане разрушенный во время войны Елагин дворец.

Сцены с самолетами создавались на бывшем военном аэродроме в Левашово. Консультировали кинобригаду настоящие летчики, только-только вернувшиеся с войны. Даже форма на артистах - самая настоящая, взятая на военном складе.

Режиссер и автор сценария Семен Тимошенко к тому времени был известным режиссером и комедиографом. В 1936 году он поставил один из главных хитов того времени фильм «Вратарь». А за год до этого известную комедию «Три товарища». Сценарий для нового фильма он написал один. Но понял, что для того чтобы создать особенную атмосферу, нужны невероятные песни. И он нашел авторов, способных создать что-то необычное.

- В фильме много гэгов, которые работают безотказно, - продолжает Александр Поздняков. – Вспомните постоянное обыгрывание фамилии «Булочкин». А девушку, которая поет «Я цыганский барон», выходя на построение с мокрыми волосами и не замечая начальство? Эти шутки и сейчас кажутся смешными. Ну и, конечно, блестяще сработали авторы текстов и композитор. Соломон Фогельсон придумал стихи для песни «Пора в путь-дорогу». Позже он напишет не менее знаменитую «Эй, моряк, ты слишком много плавал». А «Первым делом – самолеты» придумал Алексей Фатьянов. И, конечно, нельзя не отметить композитора. Соловьев-Седой создал такую музыку, которая проникала в самую душу. Недаром эти песни потом пели везде: в автобусах, в школах…

На съемках сцены с участием Аллы Парфаньяк и Людмилы Глазовой (Фото: Архив "Ленфильма")

На съемках сцены с участием Аллы Парфаньяк и Людмилы Глазовой (Фото: Архив "Ленфильма")

ТРИ АВИАМУШКЕТЕРА

Очень важно было не ошибиться с актерами, и здесь студия не промахнулась. Достаточно посмотреть на список тех, кто играл в эпизодах. Некоторые из них - Юнкевич, Королькевич, Скорбогатов – даже не попали в титры. Еще одна звезда Фаина Раневская блеснула в роли доктора. На экране она проводит несколько минут, но запоминается коронным сарказмом: «Пить можно, голубчик, пить можно. Молоко, знаете, ситро, понимаете там, фруктовые воды. Квас в неограниченном количестве».

Ну и конечно, блестяще были подобраны исполнители главных ролей. Николай Крючков к тому времени уже получил Сталинскую премию и был главной звездой фильма. Роль старшего лейтенанта Тучи досталась Василию Меркурьеву, чьи три Сталинские премии были еще впереди. Наконец на роль капитана Кайсарова взяли студента театра-студии Василия Нещипленко. И опять попали точно в цель!

- У меня возникает такая ассоциация: три комических героя похожи на трех мушкетеров, , - говорит Александр Поздняков. - Меркурьев – это Портос. Арамис – Нещипленко. Это удачно найденные маски, перенесенные в нашу действительность. Некоторые вещи, конечно, сделаны наивно. Но тогда зрителей волновало не это. Их волновал обаятельный летчик на маленьком самолете «У-2».

Кстати, на сценической площадке возникло немало романов. Исполнитель главной роли Николай Крючков женился на партнерше по фильму Алле Парфаньяк. Вместе они прожили семь лет, пока не решили развестись. Парфаньяк так и не смогла стать звездой кино первой величины и стала женой известного артиста Михаила Ульянова.

А вот исполнительница другой важной женской роли Людмила Глазова к началу съемок уже была женой режиссера Тимошенко. Он снимал ее еще в своем предыдущем фильме «Вратарь». Их творческий союз продолжался много лет. Хотя после «Небесного тихохода» у режиссера начались непростые времена.

Съемочная группа во время перерыва (Фото: Архив "Ленфильма")

Съемочная группа во время перерыва (Фото: Архив "Ленфильма")

«ПУСТАЯ И ДАЖЕ ВРЕДНАЯ КОМЕДИЯ»

Несмотря на заказ сверху, на первых просмотрах ленту приняли в штыки. Ходили слухи, что сам Сталин, который лично просматривал все новинки, а иногда даже вычитывал сценарии, отозвался о «Тихоходе» неодобрительно: пустая и даже вредная комедия. Впрочем, некоторые историки сомневаются в том, что это могло быть.

- Сталин любил кино и отлично относился к комедиям, - рассказывает историк Олег Хлевнюк. – Думаю, что критика этого кино лично Сталиным – легенда. Если бы он критиковал фильм, то он просто не вышел бы на экраны. В те годы снимали мало, и каждая лента жестко цензурировалась.

И все же путь к зрителю у фильма был непростой. Съемки завершились еще в 1945 году, а в прокат «Небесный тихоход» выпустили только следующей весной. И критика его не пощадила. Ругали водевильную легкость картины, операторскую работу нашли невзрачной, а женские образы – недостаточно удачными. Все это стало большим ударом для съемочной группы. Пожалуй, только карьера одного артиста Меркурьева после этого продолжала идти по восходящей. Режиссер Тимошенко после этого снял, пожалуй, только один большой фильм – «Запасной игрок» 1954 года с Вициным. А его жена Людмила Глазова проиграла в борьбе за любовь публики Любови Орловой – и ушла в тень, снимаясь в конце 40-х – начале 50-х годов совсем мало.

Людмила Глазова (Фото: Архив "Ленфильма")

Людмила Глазова (Фото: Архив "Ленфильма")

Но успех «Небесного тихохода» в народе был оглушительный. В кассы занимали очереди и выпрашивали лишний билетик. Многие фразы растащили на цитаты, а песни пели за праздничными столами. В эпоху телевидения этот фильм вошел в список обязательных для показа перед очередной годовщиной Победы. Правда, в немного измененном варианте. В конце 60-х ленту решили отредактировать. Так, в новой версии исчезли все эпизоды, показавшиеся редакторам «сомнительными». Вырезали сцену невинного флирта и упоминание британской газеты The Times. По какой-то странной прихоти даже переозвучили персонажа Фаины Раневской! В итоге продолжительность кино сократилась на 10 минут. Вернули утраченное только в очередной редакции - 2012 года. Впрочем, тогда же фильм не только восстановили, но и колоризовали.

- Мне лично идея с колоризацией нравится, - завершает разговора Александр Поздняков. – Те, кто хочет, всегда могут посмотреть черно-белый фильм. А молодые люди, которые к такому кино относятся скептически, могут стать его зрителями. И даже поклонниками. Уверяю: фильм смотрится достойно даже сейчас, 70 лет спустя!

Алла Парфаньяк и Людмила Глазова (Фото: Архив "Ленфильма")

Алла Парфаньяк и Людмила Глазова (Фото: Архив "Ленфильма")

Возрастная категория сайта 18 +

На съемках сцены с участием Аллы Парфаньяк и Людмилы Глазовой. Фото: Архив «Ленфильма»

«Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…» Помните строки из знаменитого фильма «Офицеры»? До дрожи, до мурашек, до слез пробирают эти слова. В преддверии 75-летия Победы в Великой Отечественной войне «Комсомолка» совместно с Иркутским региональным отделением партии «Единая Россия» продолжает проект «Песни Великой Победы».

Этот выпуск посвящаем композиции…

Первым делом самолёты

Автор слов Алексей Фатьянов,

композитор Василий Соловьев-Седой

Мы - друзья, перелетные птицы.

Только быт наш одним нехорош:

На земле не успели жениться,

А на небе жены не найдешь.

Потому, потому что мы - пилоты!

Небо - наш, небо - наш родимый дом!

Первым делом, первым делом - самолеты,

Ну а девушки, а девушки - потом.

Первым делом, первым делом - самолеты,

Ну а девушки, а девушки - потом.

Нежный образ в мечтах приголубишь,

Хочешь сердце навеки отдать.

Нынче встретишь, увидишь, полюбишь,

А назавтра опять улетать.

Чтоб с тоскою в пути не встречаться,

Вспоминая про ласковый взгляд.

Мы решили, друзья, не влюбляться

Даже в самых красивых девчат.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Илмар ЛАПИНЬШ, главный дирижер Иркутской областной филармонии:

- Я считаю, что ни у одного народа нет таких красивых военных песен, какие были в советские времена. Каждая песня – это словно отдельный мир, в котором заключена целая гамма переживаний. Никогда не забуду, как в 2011 году я приехал в Иркутск, пришел в музыкальное училище и попросил, чтобы девочки исполнили военные песни. Я собирался принести им тексты, но они ответили: «Не нужно, мы знаем слова». И тогда я понял, что в Иркутске дети и молодежь так воспитаны – знать военные песни, и это дорогого стоит.

Фото: архив Иркутской областной филармонии

Фото: архив Иркутской областной филармонии

Трудно выбрать одну - самую любимую. Мне близки композиции «Священная война», «Ехал я из Берлина», «Солдаты идут», «Журавли». Каждый раз, когда слушаю, слезы наворачиваются. И легкие военные песни, такие, например, как «Первым делом самолеты», тоже прекрасны. Ведь они значат, что мы умеем на все посмотреть с позитивной стороны. То, что в тяжелое время рождаются композиции, в которых есть легкий юмор по отношению к себе, положительно свидетельствует о народе.

ИЗ ИСТОРИИ

Песня «Первым делом самолеты» написана в 1945 году поэтом Алексеем Фатьяновым и композитором Василием Соловьевым-Седым. Впервые она исполнена в киноленте Семена Тимошенко «Небесный тихоход» - в комедии о трех неунывающих летчиках-фронтовиках.

Эта песня прозвучала во время прогулки летчиков и до посещения госпиталя. Закадычные друзья твердо решили «не влюбляться даже в самых красивых девчат», пока не закончится война, но встретились с летчицами женской эскадрильи и журналисткой и… по очереди нарушили свою шуточную клятву. После выхода фильма на экраны и по сей день композиция «Первым делом самолеты» на слуху у всех, и напевают ее с удовольствием не только накануне 9 Мая, но и в повседневности.

Фото: архив компании

Фото: архив компании

Поздравляю вас с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне!

Ровно 75 лет назад Советская армия разгромила фашистских захватчиков, поставив точку в самой кровопролитной и жестокой войне. Значение этого дня не меркнет с годами. Именно поэтому во все времена День Победы для каждой российской семьи остается поистине великим праздником, а благодарная память о героях, которые отдали свою жизнь во имя спасения Родины и которые, не жалея сил, трудились для поддержки фронта, и поныне жива в сердцах потомков.

Иркутск находился в глубоком тылу, но и у жителей Прибайкалья была своя «линия фронта». Десятки предприятий самоотверженно трудились, стараясь обеспечить армию всем необходимым. Именно поэтому планируется присвоить Иркутску почетное звание «Город трудовой доблести».

Свою лепту в дело Великой Победы вложил и Завод № 125 им. И. Сталина (ныне Иркутский авиационный завод – филиал ПАО «Корпорация «Иркут»). Более 3000 заводчан ушли на фронт добровольцами. Более 2 тысяч из них погибли, защищая западные и восточные рубежи страны. Пятерым - Марии Цукановой, Василию Жукову, Николаю Романенкову, Павлу Тихонову и Иннокентию Кузнецову - было присвоено звание Героя Советского Союза, троим - посмертно.


А коллектив предприятия, в который в 1941 году влился эвакуированный из Москвы завод имени Менжинского, продолжил ударную вахту. За 4 года войны заводчане отправили на фронт без малого 2200 боевых самолетов и 566 тысяч корпусов минометных снарядов. На средства, собранные жителями региона, работники завода в свое свободное время построили танковую колонну «Иркутский комсомолец».

За годы войны труд коллектива завода был 12 раз отмечен благодарностью Верховного главнокомандующего, а в 1943 году – Красным знаменем Государственного комитета обороны. 146 заводчан были удостоены высших государственных наград.

От победного мая 1945-го нас отделяют десятилетия мирной жизни, но в сердцах миллионов людей жива благодарность героям, защитившим мир от фашизма. Их с каждым годом становится все меньше: из нескольких тысяч фронтовиков, которые после войны трудились на нашем предприятии, на сегодня в живых осталось только 8, тружеников тыла - 127. Наш долг - окружить их заботой и вниманием. И на Иркутском авиазаводе для этого делается все возможное.

В канун всенародного праздника, в эти непростые дни, требующие от каждого из нас ответственности за себя и окружающих, от души желаю вам крепкого здоровья и оптимизма, созидательного труда и мирного неба над головой! Уверен, общими усилиями мы преодолеем все выпавшие на нашу долю испытания!

Фото: архив компании

Фото: архив компании

Александр Вепрев, генеральный директор Иркутского авиазавода – филиала ПАО «Корпорация «Иркут», заместитель генерального директора ПАО «Корпорация «Иркут», депутат Законодательного Собрания Иркутской области, председатель Иркутского регионального отделения Союза машиностроителей России.

Возрастная категория сайта 18 +

У этой песни много названий: «Потому что мы пилоты» или просто «Пилоты», «Мы, друзья, перелётные птицы», «Первым делом — самолёты». Именно её многие из нас вспоминают первой, когда речь заходит о советских песнях, связанных с авиацией, а слова «первым делом — самолёты, ну а девушки потом» даже стали крылатым выражением.

«Потому что мы пилоты» впервые прозвучала в художественном фильме Семёна Тимошенко «Небесный тихоход» вместе с не менее известной «Пора в путь-дорогу». Киноленту начали снимать в конце Великой Отечественной Войны, когда людей нужно было подбодрить чем-то светлым, музыкальным, по-хорошему лёгким. Съёмки были завершены в 1945 году, но на большой экран фильм вышел только в апреле 1946-го. Картину жёстко критиковали за водевильную лёгкость, невзрачную операторскую работу, недостаточно удачные женские образы… Зритель, между тем, принял военную комедию на ура.

Кадр из фильма «Небесный тихоход». Кадр из фильма «Небесный тихоход».

Рассказывает историк кино Александр Поздняков:

В фильме много гэгов*, которые работают безотказно. Вспомните постоянное обыгрывание фамилии «Булочкин». А девушку, которая поёт «Я цыганский барон», выходя на построение с мокрыми волосами и не замечая начальство? Эти шутки и сейчас кажутся смешными. Ну и, конечно, блестяще сработали авторы текстов и композитор. Соломон Фогельсон придумал стихи для песни «Пора в путь-дорогу». Позже он напишет не менее знаменитую «Эй, моряк, ты слишком долго плавал». А «Первым делом – самолёты» придумал Алексей Фатьянов. И, конечно, нельзя не отметить композитора. Соловьёв-Седой создал такую музыку, которая проникала в самую душу. Недаром эти песни потом пели везде: в автобусах, в школах…

*Гэг (от англ. gag — шутка, комический эпизод) — комедийный приём, в основе которого лежит очевидная нелепость.

Василий Соловьёв-Седой и Алексей Фатьянов познакомились и начали сотрудничать в городе Чкалов (современный Оренбург) в начале войны. Это знакомство сыграло большую роль в жизни молодого Алексея Фатьянова: в июне 1944 года при содействии композитора его откомандировали в состав Краснознамённого ансамбля песни и пляски СССР им. Александрова на должность заведующего литературно-драматургической частью, а в апреле 1945-го — в Таллин в распоряжение ансамбля моряков Балтики. Первые песни на стихи Фатьянова написал именно Соловьёв-Седой. Известность поэта в военные годы необычайно выросла, и с 1945 года он начал сотрудничать и с другими композиторами.
В результате творческого союза Василия Соловьёва-Седого и Алексея Фатьянов появилось более 25 песен, в том числе «На солнечной поляночке» («Тальяночка»), «Соловьи», «Давно мы дома не были».

Прочитаем справку о композиторе в « Популярном справочнике-песеннике » 1989 года:

Соловьёв-Седой Василий Павлович — композитор, Герой Соц. труда (1975), нар. арт. СССР (1967), Ленинская пр. (1959), Гос. пр. СССР (1943, 1947) (1907, г. Петербург — 1979, г. Ленинград).
В 1936 окончил Ленинградскую консерваторию по кл. композиции у П.Б. Рязанова. Им написаны произведения для симф. оркестра, оперетты и муз. комедии, балеты, музыка к драм. спектаклям, худож. и док. фильмам. Значит. место в творч-ве занимал песенный жанр. Наиболее известные песни: «Вечерняя песня», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?», «Вечер на рейде», «Соловьи-соловьи», «На солнечной поляночке», «Подмосковные вечера» и др.

Над кинолентой «Небесный тихоход» работала команда «Ленфильма», к тому времени уже вернувшаяся из эвакуации. Та самая сцена с песней про самолёты снималась в ленинградском ЦПКиО, а слева на заднем плане хорошо виден разрушенный во время войны Елагин дворец:

Вот так он выглядит сейчас:

В фильме песню исполнили Николай Крючков, Василий Меркурьев, Василий Нещипленко и другие актёры. «Потому что мы пилоты» органично вплетена в сюжет и представляет собой обещание друзей посвятить себя важному делу, отставив сердечные дела в сторону.

Мы, друзья, перелётные птицы,
Только быт наш одним нехорош:
На земле не успели жениться,
А на небе жены не найдёшь!

ПРИПЕВ:
Потому, потому, что мы пилоты,
Небо наш… небо наш родимый дом.
Первым делом, первым делом самолёты.
— Ну, а девушки? — А девушки потом.
Первым делом, первым делом самолёты.
— Ну, а девушки? — А девушки потом.

Нежный образ в мечтах ты голубишь,
Хочешь сердце навеки отдать:
Нынче встретишь, увидишь, полюбишь,
А на завтра приказ — улетать.

Чтоб с тоскою в пути не встречаться,
Вспоминая про ласковый взгляд,
Мы решили, друзья, не влюбляться
Даже в самых красивых девчат.

(Ноты к песне можно найти здесь .)

Любопытный факт:
Самолёты У-2, о которых повествует «Небесный тихоход», действительно во время войны применялись как лёгкие бомбардировщики для ночных налётов. Кукурузники с выключенными двигателями свободно планировали на сверхмалой высоте, оставаясь незаметными для вражеских средств ПВО, а низкая скорость позволяла производить бомбометание с очень высокой точностью. Врагу наши отважные «швейные машинки» (так немцы прозвали У-2 за характерный звук двигателя) доставляли массу проблем, и, как и упоминается в фильме, за каждый сбитый У-2 немецким лётчикам был обещан Железный крест.

Читайте также: