В каких играх дети используют считалки
Обновлено: 27.11.2024
Считается, что этот народный жанр (народная выдумка, в виде небольшого стишка) появился еще в глубокой древности. И первоначально он предназначался для взрослых, которым необходимо было выполнять какую-либо опасную или очень тяжелую работу. Чтобы никого не заставлять насильно и были придуманы различные считалки. Таким способом распределялись обязанности. Другая версия: эти рифмованные небольшие стихи, применялись при гадании, ворожбе. В каждой из них есть обязательно счет. Еще вариант появления: подсчитывать добычу на охоте было нельзя, т.к. хозяин леса мог узнать о гибели дичи, животных своего леса и беспокоится за них. Предполагают, что именно в таких случаях и использовались считалки - счет могли заменять какие-либо бессмысленные с первого взгляда слова. У разных народов это выражалось по-своему, но в устном творчестве каждого из них очень четко прослеживается данная мысль.
Но это было давно. А егодня дети сами придумывают считалки и используют их в играх. С помощью считалок дети устанавливают очередность при выполнении каких-либо действий, в играх или при распределении каких-либо заданий. Со временем считалочка полностью перешла в детскую игру, да так и сохранилась до сегодняшнего дня.
- дети используют считалки в играх: их помощью выбирают ведущего и делать это по справедливости, честно, без обмана (ведь на ком остановится считалочка, тот и будет водить);
- при проведении выбора при помощи такого стишка дети дотрагиваются до каждого участника игры, что помогает устанавливать дружеские и доверительные отношения в коллективе. Чем больше считалочек знает малыш, тем больше у него шансов стать лидером в игре, а в последующем и во всем коллективе.
- участвуя в подвижных и ролевых играх, он учится сопоставлять свои желания с общепринятыми правилами, это позволяет ему научиться находить компромиссы и подчиняться законам общества.
- как правило, при заучивании считалочек выполняются различные движения, способствующие развитию координации и моторики у детей;
- хорошо развивают память (ребенок учит наизусть веселый ритмичный стишок);
- происходит совершенствование чувства ритма;
- развитие внимательности (с помощью считалочки вовлечение ребенка в любую игру и научение его концентрировать внимание на различных ее моментах).
- есть считалочки, обучающие счету. Ребенку легче выучить цифры, повторяя их в забавном детском стишке.
- каждый стишок – это ряд образов, которые способствует развитию креативного мышления и фантазии у ребенка. Множество различных образов появляются в мыслях при повторении любого из них. В большинстве своем это сказочные персонажи или забавные и милые животные.
Нужны ли считалки или нет? Конечно, ДА! Ведь считалка не только позволяет распределить роли, она необходима для полноценного развития малыша. Их используют все родители, они начинают рассказывать считалочки своему малышу, когда он еще только начинает учиться говорить. Рифмованные стишки становятся самыми первыми выученными наизусть стихами.
Считается, что устное народное творчество постепенно изживает себя на смену ему приходят компьютеры и планшеты, ТВ заменившие детям все и даже книги. Но на самом деле это не так.
Современные дети не только не забыли старых считалочек, но и в новых стишках смогли сохранить все их свойства. Самое главное их достоинство – это вариативность, подвижность самого текста.
Далее приведем небольшой подборку считалок. Надеемсь, какие-то стишки-считалки понравятся Вам, и Вы будете их использовать в своей работе с детьми.
Считалки зачастую придумывают сами дети, и их изобретательность в этом безгранична. Но иногда рифмованные считалки сочиняют профессиональные детские поэты. Часто используются также народные потешки и дразнилки или стихи, утратившие авторство и ставшие народными. Обычно, произнося считалку, указывают на участников, и на кого выпадет последнее слово, тот и водит.Есть и другой вариант: игроки выходят один за другим, а водящим становится последний оставшийся. Считалки для детей в основном используются для установления очередности, для определения, кому начинать игру.
Считалки - это отличный воспитательный и образовательный материал. Они используются с давних пор и очень нравятся детям. С их помощью можно тренировать память, развивать речь и просто организовывать разнообразные игры. Благодаря считалкам у детей развивается воображение, речь и чувство ритма.
Детские считалки помогают ребенку развиваться - ведь чтобы использовать считалочку для игр со своими друзьями во дворе, надо выучить её наизусть!
Подбирая участника для роли ведущего считалкой, ребенок привыкает действовать честно, относится к каждому из членов коллектива с уважением, соблюдать правила. Тренировка памяти в момент игры очень полезна, а благодаря рифме строк ребёнок учится ощущать ритм. Дисциплина - еще одно немаловажное качество, которое легко привить малышу с помощью детской считалочки. Взрослый без труда вызовет интерес у ребенка к любой игре, если будет применять детские считалки. Играючи малыш развивается, а обретенные навыки помогут ему в будущем.
Предлагаю подборку считалок для детских игр, которые не только помогут организовать игру, но и позабавят малышей.
Цынцы—брынцы, Балалайка! Цынцы—брынцы, поиграй-ка! Цынцы—брынцы, Не хочу! Цынцы—брынцы, Вон пойду! Конь ретивый С длинной гривой Скачет, скачет по полям Тут и там! Тут и там! Где проскачет он — Выходи из круга вон!
Жили-были у жилета.
Три петли и два манжета.
Если вместе их считать,
Три да два, конечно, пять!
Только знаешь, в чём секрет?
У жилета нет манжет! Мимо леса, мимо дач Плыл по речке круглый мяч. Увидала щука, что это за штука? Хвать, хвать! Не поймать. Мячик вынырнул опять. Он пустился дальше плыть, Выходи, тебе водить.
Раз пошли ребята к речке, Два весла несли в руках. Им навстречу — три овечки И четыре индюка. Все ребята испугались, Весла бросили в кусты, Испугались, разбежались, А найти их должен ты! Петушок, петушок, Покажи свой кожушок. Кожушок горит огнем, Сколько перышек на нем? Раз, два, три, четыре, пять, Тебе из круга выбегать!
Катилось яблочко мимо сада,
Тот и выйдет. Ахи, ахи, ахи, ох! Маша сеяла горох, Уродился он густой. Мы помчимся, ты постой!
Под мостом жил синий рак,
Рак схватил кота за хвост.
С хвоста рака отцепите!
Все бегут и ты беги,
Коту Ваське помоги. В круг широкий, вижу я, Встали все мои друзья. Я для вас, мои дружки,Затеваю пирожки: Быстро нужно их испечь, Ты пойдешь, затопишь печь.
Тели-тели, — птички пели,
Взвились, к лесу полетели.
Стали птички гнезда вить,
Кто не вьет, тому водить!
Пчелы в поле полетели, Зажужжали, загудели. Сели пчелы на цветы, Мы играем — водишь ты.
В грязи у Олега
Сидеть бы Олегу
До самого снега.
Ты выйди из круга
Раз, два, три, четыре! Жили мыши на квартире, Чай пили, чашки били, По три денежки платили Кто не хочет заплатить, Тому надо и водить!
Шла кукушка мимо сети,
А за нею — малы дети.
Кукушата просят пить,
Выходи, тебе водить.
Раз, два, три, четыре, Кто не спит у нас в квартире? Всем на свете нужен сон, Кто не спит, тот выйдет вон!
На золотом крыльце сидели:
Царь, царевич, король, королевич,
Кто ты будешь такой?
Не задерживай добрых и
честных людей. Аты - баты, шли солдаты, Аты - баты, на базар. Аты - баты, что купили? Аты - баты, самовар. Аты - баты, сколько стоит? Аты - баты, три рубля. Аты - баты, кто выходит? Аты - баты, это я!
Под горою у реки, Живут гномы-старики. У них колокол висит,Позолоченный звонит: Динь - дон, динь – дон, Выходи скорее вон! Раз, два, три, четыре. Сосчитаем дыры в сыре. Если в сыре много дыр, Значит, вкусным будет сыр. Если в нем одна дыра, Значит, вкусным был вчера.
За морями, за горами,
За дремучими лесами,
На пригорке — теремок,
На дверях висит замок.
Кто к замочку ключ найдет,
Тот из круга вон пойдет.
Жаба прыгала, скакала, Чуть в болото не упала. Из болота вышел дед, Двести восемьдесят лет. Нес он травы и цветы. Выходи из круга ты.
Раз, два, три, четыре, пять.
Нам друзей не сосчитать,
А без друга в жизни туго,
Выходи скорей из круга.
Катится яблочко С крутой горы. Кто поднимет — Тот уйди!
За высокими дверями,
Стоит Мишка с пирогами.
Здравствуй, Мишенька - дружок,
Сколько стоит пирожок?
Пирожки не продаются,
Они сами в рот кладутся,
Но кто их возьмет,
Тот водить пойдет. Шел баран, По крутым горам, Вырвал травку, Положил на лавку. Кто ее возьмет, Тот и вон пойдет.
Раз, два, три, четыре, пять!
Мы собрались поиграть!
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела! Раз, два, три, четыре, пять! Надо ложки сосчитать! Раз, два, три, четыре, пять! Надо вилки сосчитать! Ложки, вилки, ложки, вилки… В голове шуршат опилки!
Ехал Туз на бочке,
Синий, красный, голубой
Выбирай себе любой.
Вышел месяц из тумана,Вынул пышку из кармана: — Буду деточек кормить, А тебе, дружок, водить!
Черепаха хвост поджала
И за зайцем побежала,
Кто не верит — выходи!
Плыл по морю чемодан, В чемодане был диван. Раз, два, три, четыре, пять! Выходи скорей искать.
Шёл котик по лавочке —
Шёл по скамеечке —
Раздавал копеечки: Ехала машина тёмным лесом За каким-то интересом. Ты найди тот интерес, Выходи на букву «эс»!
Кому десять, кому пять, Выходи, тебе искать. Стук, звон! Выйди вон!
Шли бараны по дороге,
Промочили в луже ноги.
Раз, два, три, четыре, пять,
Стали ноги вытирать:
Кто - платочком, кто -тряпицей,
Кто -дырявой рукавицей.
Ехал мужик по дороге, Сломал колесо на пороге. Сколько ему нужно гвоздей? Говори поскорей, Не задерживай добрых людей. Раз, два, три, четыре, пять. (Пятый выходит)
Начинается считалка:
«На березу села галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.
Завтра с неба прилетит
Если веришь – стой и жди,
А не веришь – выходи! Шалуны-балуны, Выбегайте во дворы. Становитесь-ка играть, Воеводу выбирать, Воевода – из народа Выходи из хоровода. А ты, добрый молодец, Становись в самый конец!
На златом крыльце сидели:
А водить-то будет Понка!
Подогрела чайка чайник, Пригласила в гости чаек, Прилетели все на чай! Сколько чаек? Отвечай! — Семь! Раз, два, три, четыре, Пять, шесть, семь. (Седьмой выходит)
Три веселых карапуза
На базар пошли гурьбой,
И купили три арбуза -
Темный, светлый и рябой.
Кто рябой арбуз принес,
Тот и водит! Всех за нос. Шла Марфушка по тропинке, И несла в руках корзинку. В этой маленькой корзинке,Есть различные цветы: Роза, ландыш, незабудки, Голубые васильки.
Плыл по морю чемодан,
В чемодане был диван,
А в диване спрятан слон.
Ты не веришь? Выйди вон! Бегал зайка по дороге, Да устали сильно ноги. Захотелось зайке спать, Выходи, тебе искать.
«Потешки, скороговорки» популярное пособие для родителей и педагогов.,Ярославль: Академия развития, 1998 г.
Публикации по теме:
Атрибуты к сюжетно-ролевым играм своими руками Основной вид деятельности дошкольника, как известно, - это игра. Характеризуя ее, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра наиболее спонтанное.
Методическое пособие по подвижным играм с мячом Методическое пособие по подвижным играм с мячом. ПОДВИЖНАЯ ИГРА «МЯЧ В КРУГУ» для детей 3-4 года Цель. Совершенствовать навык отталкивания.
Интегрированное занятие по развивающим играм Воскобовича Кондакова Лариса Олеговна – воспитатель МБДОУ ЦРР д/с № 19 «Василек» г. Якутск Интегрирование занятие по развивающим играм Воскобовича Тема:.
Перспективный план по играм с песком Сентябрь «Сыпем, лепим» Цель: Формировать знания о свойствах сухого и влажного песка. Задачи: Учить способам обследования материала (сжать.
Сценарий спортивного праздника, посвященного Олимпийским играм Цели: Привлекать родителей к участию в совместных с детьми мероприятиях. Развивать у детей и родителей интерес к физической культуре, спорту.
Спортивный праздник «Навстречу Олимпийским играм» Цель: приобщить детей дошкольного возраста к традициям большого спорта. Задачи: укрепить здоровье детей; выявить спортивные интересы и.
Вязаная еда (атрибутика к сюжетно-ролевым играм) Интенсивно личностное становление начинается в дошкольном возрасте. Малыш приобретает первые знания о ближайшем его окружении. Успешно складываются.
Воспитание у детей интереса к совместным играм В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него –основной вид деятельности,форма организации жизни,.
Считалка возникла еще в глубокой древности. В те времена многие виды работы были не только очень трудны, но и опасны для жизни. А делать эту опасную работу кому-то все-таки надо было. Кого же назначить? Кто сделает опасную работу? Вот тут-то и придумали способ распределения работы - считалку.
Считалка использовалась в реальной жизни, и поэтому она является не самостоятельным литературным жанром, а прикладным, так как имеет практическую жизненную задачу - помочь распределить работу.
В те далекие времена люди, не умея объяснить законы природы, боялись её и поэтому приписывали природе человеческие качества - делать людям добро или зло. Люди верили, что животные понимают человеческую речь, и, собираясь на охоту,боялись употребить обычные слова: вдруг зверь услышит и узнает, что люди собираются делать. Поэтому охотники изобретали специальные "тайные" слова, заменявшие слова обычные. Эти слова могли входить и в текст считалок. Теперь такие считалки кажутся нам бессмысленными.
А для детей это увлекательная забава. Считалки дети передают друг другу из уст в уста во время игр. Благодаря считалкам у детей развивается память и чувство ритма. Считалки полезно знать и взрослым, особенно воспитателям и няням. С помощью считалок очень просто вовлечь ребенка в игру.
Считалка — разновидность русского игрового фольклора. Первым научным трудом, где было уделено пристальное внимание именно этому жанру, является изданная в 1930 монография «Русский детский фольклор». Автор её доктор филологических наук Г. С. Виноградов. В ней содержится более 500 считалок.
Отличительными признаками считалок являются:
Практическая применимость. Считалки имеют чёткую задачу: с их помощью выбирают водящего в игре, распределяют роли или игроков по командам.
Ритмичность. Если в считалке не будет ритма, её будет очень трудно разделить на слова или слоги, и читающий её ребёнок собьётс я.
Рифмованность. Считалки в стихотворной форме запомнить проще, и это было несомненным плюсом в те времена, когда книги были доступны не всем.
Краткость, информационная насыщенность. Именно эти качества делают читалку ценным материалом для расширения кругозора детей, ознакомления с народными традициями, устоями
Происхождение считалок
Учёные предполагают, что первоначально считалки использовались взрослыми. С помощью считалки определяли, кому выполнять более трудную часть работы, первому заступать в дозор и т. п. Использовался этот жанр и для гадания. В пользу этой версии говорит и существование считалок с непонятными словами, в которых часто прослеживается сходство с исковерканной латынью, то есть первоначально они могли выступать и в качестве заклинаний.
Считалки с непонятными словами, вероятно, восходят к текстам святочных гаданий и исковерканной семинарской латыни
Народные считалки пользуются большой популярностью у детворы, родителей и педагогов. Они полезны для развития памяти, внимания, речи, прививают детям любовь к культуре и истории Родины, способствую воспитанию честности, товарищества, стимулируют детское творчество.
Традиционное предназначение считалок — выбор водящего в игре «Жмурки»
Применение считалок в играх с детьми
В первую очередь, следите за тем, чтобы дети использовали считалки в дружелюбной обстановке. Не допускайте применения вместо них дразнилок, избегайте текстов с грубыми и неблагозвучными словами.
Предлагая ребёнку считалку в первый раз, поговорите о её содержании, сюжете (если он есть), найдите и поясните незнакомые, старинные, вышедшие из употребления слова.
Сделайте акцент на необходимости честно произносить слова считалку. Иногда дети ускоряют или замедляют темп, «подстраивая» результат под свои желания. Этого нельзя допускать, чтобы не возникло обид и споров. Первые два-три раза новую считалку должен произнести взрослый, показав пример ритмичной разбивки на слова или слоги: «Первенчики… другенчики… круги… други… вон!»
Примеры русских народных считалок:
Перводан, другодан,
На колоде барабан,
Свиристель, коростель,
Ёжик!
Свиристель — это певчая птица, родственная воробью
Белка прыгала, скакала,
А на ветку не попала,
А попала в царский дом,
Где сидели за столом
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
А ты кто такой?
Говори поскорей,
Не задерживай честных
И добрых людей.
Герои популярной считалочки могут сидеть как на златом крыльце, так и за столом во дворце
Первенчики, другенчики,
Летели голубенчики
По Божьей росе,
По поповой полосе.
Там чашки, горшки,
Медок, сахарок —
Выйди вон, королёк.
Королёк — очень маленькая птичка отряда воробьинообразных
Ехал Ваня из Казани,
Полтораста рублей сани,
Пятьдесят рублей дуга,
Мальчик девочке слуга.
— Ты, слуга, подай карету,
А я сяду и поеду.
Ты, слуга, подай метлу,
Я в карете подмету.
Ты, слуга, подай лимон
И выкатывайся вон.
Казань — столица республики Татарстан, которая входит в состав Российской Федерации
Лиса по лесу ходила.
Лиса голосом вопила,
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела —
Мужу двое, себе трое
И детишкам по лаптишкам!
Кто лаптишки найдёт,
Тот водить пойдёт.
Образ лисы с лаптями встречается и в сказке «Лиса и лапти», и в считалке
– Заяц белый,
Где ты был?
– В лесе.
– Что делал?
– Лыки драл.
– Куда клал?
– Под колоду.
– Кто брал?
– Родивон.
– Поди вон!
Драть лыки — это значит снимать кору с дерева
Раз, два, три, четыре, пять —
Ты, Васятка, выйди, сядь.
Будем дальше мы считать —
Хотим в жмурки мы играть.
Серый зайка вырвал травку.
Положил её на лавку.
Кто травку возьмёт,
Тот и вон пойдёт.
Заяц — частый персонаж считалочек
Сидит утка на гнезде,
Золотые несёт яйца.
Сколько их там — угадай.
Раз, два, три — убегай!
Утки обычно гнездятся невдалеке от воды в зарослях высокой травы или камыша
Раз, два, три, четыре, пять –
Вышли мальчики играть,
Стали друг друга считать
Да водилку выбирать.
Им стал дядя Родивон,
Пусть он выйдет отсель вон.
Обычно тот, кто выбывает по итогам считалки — становится, как говорили в старину, «вОдой», а если играют в горелки — идёт «гореть», то есть ловить
Девки делят сарафан.
Кому клин, кому стан,
Кому целый сарафан,
Кому пуговки литые,
Кому серьги золотые.
Считалочку про сарафан можно сопроводить интересным рассказом об этом важнейшем элементе старинном русского костюма
Ани-бани — что под нами,
Под железными столбами?
Стульчик, мальчик, королёк,
Убирайся в уголок.
Раз, два,
Голова;
Три, четыре,
Прицепили;
Пять, шесть,
Сено весь;
Семь, восемь,
Сено косим;
Девять, десять,
Деньги весить;
Одиннадцать, двенадцать,
На улице бранятся.
Отражался в считалках и труд взрослых: сенокос, жатва, сбор урожая
Ходит свинка по бору,
Рвёт траву-мураву,
Она рвёт и берёт,
И в корзиночку кладёт.
Этот выйдет,
Вон пойдёт!
В синем море — океане
Золотой корабль плывёт,
А на острове Буяне
Тёмный лес растёт.
Станем думать да гадать,
Как нам сосны сосчитать;
Как ни думай, ни гадай,
Только нас ты догоняй.
Содержание народной считалки перекликается со сказкой А. С. Пушкина
Под горою у реки
Живут гномы-старики.
У них колокол висит,
Позолоченный звонит:
Диги-диги, диги-дон –
Выходи скорее вон.
Села баба на клюку,
Поехала к старику.
Набрала чесноку,
Продала старику.
Старик мост мостил,
Просят крестил;
Поросята полосаты,
Они на небо глядят,
С неба звёзды летят,
С неба звёздочки летят,
Рассыпаются;
Поросята полосаты
Разбегаются.
Довольно часто текстом считалки становились полюбившиеся детворе небылицы, хотя поросята и правда бывают полосатыми!
Шла коза по мостику
И махала хвостиком,
Зацепилась за перила,
Прямо в речку угодила.
Кто не верит — это он:
Выходи из круга вон!
Коза в старину была почти в каждом хозяйстве, поэтому она активный персонаж русского фольклора
Прыг да скок,
Прыг да скок,
Скачет зайка —
Серый бок.
По лесочку
Прыг-прыг-прыг,
По снежочку
Тык-тык-тык.
Под кусточек присел,
Схорониться захотел.
Кто его поймает,
Тот водить и станет.
Лесные животные (заяц, лиса, волк и другие) являются частыми героями детского фольклора и считалок в частности
Раз, два, три, четыре, пять,
Негде зайчику скакать,
Всюду ходит волк, волк,
Он зубами — щёлк, щёлк!
А мы спрячемся в кусты,
Прячься, заинька, и ты.
Ты, волчище, погоди,
Как попрячемся — иди!
Шла торговка мимо рынка,
Спотыкнулась о корзинку.
В этой маленькой корзинке
Есть помада и духи,
Ленты, кружева, ботинки,
Что угодно для души.
Торговцы, носящие свой товар по сёлам и городам, в старину назывались коробейниками
Читайте также: