Учеба в течение всей жизни девиз современности
Обновлено: 21.12.2024
Концепция под названием lifelong learning («обучение в течение всей жизни») предполагает непрерывное развитие профессиональных и личных компетенций, знаний и навыков в любом возрасте. Сама идея образования длиною в жизнь существует уже более 50 лет, она возникла в 1960-х годах. Это не просто смелая задумка одного учёного, а результат глубоких научных исследований. Концепция lifelong learning официально поддерживается ЮНЕСКО.
Сторонники этой концепции считают (и мы в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» полностью с этим согласны), что обучать можно всех, всегда, всему и в любом возрасте. Обучение рассматривается как собственная потребность человека, и он подходит к процессу развития осознанно, руководствуясь внутренней мотивацией, а не под давлением внешних обстоятельств. Хотя, безусловно, внешние обстоятельства тоже подталкивают любого специалиста к гибкости и необходимости перемен.
Сейчас мы живём в так называемом «VUCA-мире». VUCA — аббревиатура из английских слов volatility («нестабильность»), uncertainty («неопределённость»), complexity («сложность») и ambiguity («неоднозначность»). Это информационный мир, в котором особенное значение приобрели коммуникации, а знания устаревают иногда быстрее, чем человек успевает применить их на практике.
Устаревают не просто знания, а целые профессии. В ХХ веке примеры полного отмирания профессии требовалось поискать — ямщик, лудильщик, водовоз, телефонист. Сегодня роботизация ставит под вопрос десятки профессий: среди работников, которых, вероятно, в ближайшее время заменят роботы или программы, водители, технические переводчики, курьеры и почтальоны.
Кто ещё? Точного ответа на этот вопрос пока нет. По данным исследователей из Оксфорда, к 2030 году роботы заменят собой не менее 20 млн фабричных рабочих (это, к примеру, население всей Румынии или Чили). А консалтинговая компания McKinsey выяснила, что 45% всех видов деятельности человека могут быть роботизированы.
Вот почему специалисты всё больше говорят о концепции обучения длиною в жизнь. Даже если сама ваша профессия находится в «безопасной зоне», меняются технологии, которые её поддерживают, постоянно возникает необходимость осваивать новые навыки. У художников по металлу появилась лазерная резка, у стоматологов светоотверждаемые пломбы.
Ещё одна сторона современного обучения — мультипрофессионализм. Настоящий триумф сочетания и перемены профессий представляет собой футбольная команда Исландии, в 2016 году ярко ворвавшаяся в четвертьфинал Кубка Европы. Вратарь Ханнес Хальдорссон раньше был кинорежиссёром, а менеджер команды Хеймир Хальгримсон продолжает совмещать тренировки национальной сборной с работой дантистом. Актёр Эштон Катчер параллельно со съёмками успешно управляет венчурным инвестиционным фондом объёмом более 100 млн долларов.
Меняются не только профессии, меняется и само образование. Если сравнить современного ученика со школьником или студентом 50-летней давности, ему доступно другое «примерно всё»: неограниченный массив справочной информации с лёгким поиском, любые учебники в цифровой форме, возможность делать расчёты любой сложности, визуализировать результаты и быстро менять их. Даже для работы с материалами уже не обязательно идти в мастерскую, поскольку существуют наглядные видеоуроки онлайн.
В такой ситуации и при таком обилии информационных материалов и возможностей возникает риск потеряться. И ценным становится выбор правильного образовательного плана, работа с тьютором, построение своего образовательного и карьерного трека. Этим сильна «Домашняя школа Фоксфорда», и мы можем сильно помочь в вопросах организации дистанционного обучения.
Главная и самая полезная привычка XXI века — привычка учиться и организовывать своё время. Семейное обучение в онлайн-школе очень способствует формированию и закреплению этого навыка.
Согласны ли вы с концепцией обучения на протяжении всей жизни? Какими навыками вы овладели уже во взрослом возрасте? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях.
Онлайн-школа «Фоксфорд» открыта для знакомства каждый день. Попробуйте онлайн-обучение, оцените качество и удобство онлайн-уроков вместе с ребёнком.
Руководитель службы маркетинга и развития бизнеса PwC, профессор практики МШУ «Сколково» Светлана Миронюк уверена: такой сценарий нас ждет в самом ближайшем будущем, и к нему нужно быть готовым уже сейчас.
75 млн человек по всему миру потеряют работу к 2022 году из-за развития технологий и инноваций, предсказывает Всемирный экономический форум (ВЭФ). А в России, по оценкам Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), в течение следующих десяти лет при активной модернизации отраслей могут быть сокращены до 6 млн человек, при этом для 25 млн могут радикально измениться требования и состав работы, что говорит о фактическом исчезновении и этих мест.
«Стабильные» профессии (как минимум, до 2022 года) — ученые, инженеры по робототехнике, управляющие и исполнительные директоры, специалисты по управлению рисками, преподаватели вузов, инженеры нефтегазовой области, специалисты по кибербезопасности и специалисты по базам данных.
Идея о непрерывном образовании появилась 100 лет назад — новой реальностью она становится только сейчас
Сама концепция непрерывного образования появилась в работе Эдуарда Линдемана «Значение образования для взрослых», опубликованной в США в 1926 году. Но воплощается она только сейчас, в жизни нашего поколения. Суть lifelong learning хорошо передает цитата американского футуролога:
«Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться».
Как и множество других идей в истории человечества, идея непрерывного образования прошла через стадии рождения, непринятия и хайпа вокруг нее.
Профессиональная жизнь раньше была устроена по одноколейному сценарию: «одна жизнь — одно образование — одна профессия — одна работа». Человек учился, долго и поэтапно шел по выбранному пути, достигал профессиональных и карьерных высот, а потом отправлялся на пенсию, в российских реалиях часто — на дачу, в огород.
Теперь в этом многолетнем сценарии появились новые развилки, наполняющие жизнь новыми вызовами и непростыми задачами.
Сегодня непрерывное образование — осознанная повседневность современного человека и часть рабочего процесса компаний.
Жизнь в среднем стала гораздо длиннее, и карьера — длиннее вместе с ней
Каждые 10 лет продолжительность жизни увеличивается на 1–2 года. Статистические прогнозы говорят, что, к примеру, японцы, родившиеся в 2007 году, должны дожить до 2107 года.
На свет уже появилось поколение со средним ожидаемым сроком жизни в 100 лет, а британский геронтолог и инженер Обри ди Грей утверждает, что уже родился и первый человек, которому предстоит прожить целую тысячу лет. Значит, период активной экономической деятельности превысит привычные предыдущим поколениям 35–40 лет. Вероятно, нынешние 40-летние проработают до своих 70, а нынешние 20-летние проработают до своих 80 лет. Привычные последовательные этапы жизни — учеба, работа, пенсия — исчезают. Кто может адекватно планировать карьеру на 60 лет вперед?
Карьера длиной в 50–60 лет вряд ли может строиться на одном и том же стартовом образовательном багаже и проходить в одной и той же профессиональной колее. Развилки, возможные изменения профессионального сценария, конечно, привязаны к разным этапам карьерной и возрастной зрелости, к личным обстоятельствам. Но повороты на этих развилках невозможны без нового образования.
Что почитать по этой теме:
Пока непрерывное образование все еще воспринимается как надстройка — дополнительное обучение в тех случаях, когда не хватает основного. Но в новой экономике образование принципиально понимается как незавершаемое, и именно оно становится основным двигателем карьеры и предпосылкой возможности множественных профессиональных сценариев в течение всей жизни. Это определяет главное изменение сегодняшнего времени — запрос на индивидуализацию образовательных траекторий. Набор необходимых конкретно вам компетенций выбирает уже не образовательный институт, а каждый для себя самостоятельно.
Меняется и роль преподавателя — он уже не просто транслятор знаний, а исследователь, консультант, ментор, руководитель проектов. Сегодня среди популярных и востребованных преподавателей люди из самых разных сфер деятельности — науки, бизнеса, госуправления, СМИ. Эта профессия тоже становится высококонкурентной.
Как научиться учиться всю жизнь?
Взрослые люди учатся не так, как дети. Они не учатся через монопроцесс, когда в классе есть доминирующий авторитет — учитель — и внимающая ему аудитория, а поток знаний следует только в одном направлении — от учителя к ученику. Да и дети сейчас уже учатся понимать мир по-другому, через творчество и любопытство.
Видео-интервью с автором курса о том, как научиться учиться:
Взрослые лучше учатся через так называемые проектно-проблемные подходы. В процессе обучения проблемы рассматриваются и обсуждаются исходя из новых знаний и предыдущего опыта, который ни в коем случае не нужно отбрасывать, он — хорошая основа для дальнейшего развития.
Соответствуют ли университеты и бизнес-школы запросам на непрерывное образование? Смогут ли они ответить на потребность работодателей в новых кадрах? Кто будет учить профессиям, которых еще не существует? Похоже, выживут в новых условиях только адаптивные образовательные модели. Растет конкуренция, образовательный рынок открывается для новичков, которые выходят с новыми решениями.
Что почитать по этой теме:
Образовательные институты оказались не вполне готовы к социальным и экономическим сдвигам, к новым требованиям со стороны людей, государств, корпораций — запросам на индивидуализированное развитие, гибкую достройку и постоянный апгрейд необходимых компетенций наемного менеджера или чиновника. Само образование как индустрия переживает сейчас болезненный процесс цифровой трансформации, из которого выйдет сильно измененным.
Если классическое образование не изменится, оно погибнет, его затопчут неофиты. Если оно найдет в себе силы, инструменты, ресурсы быстро меняться вместе с меняющимся запросом студентов, особенно взрослых студентов, то оно имеет шанс на выживание.
В изменениях, которые сейчас переживает сфера образования для взрослых, самое главное слово — гибкость. Все слышали про agile в разработке софта и про agile в выстраивании бизнес-процессов. Образовательные институты сталкиваются с похожими вызовами: они должны научиться подстраивать свои программы и под индивидуальные треки каждого человека и под глобальные изменения на рынках труда одновременно.
Как может выглядеть образование будущего?
Американский предприниматель и визионер Питер Диамандис уверен: подход к обучению детей должен радикально измениться с учетом огромного потенциала технологий искусственного интеллекта, робототехники и виртуальной реальности.
При этом развитие некоторых личных качеств поможет ребенку достичь успеха во взрослой жизни.
Наиболее важные из них:
Увлеченность. Очень много людей сейчас не имеют цели в жизни. При этом самый ценный ресурс человечества — усидчивый и страстный ум, поэтому поощрение увлеченности у детей чрезвычайно важно.
Любопытство. Это то, чем дети обладают с рождения, но что с течением времени теряет большинство взрослых. В мире Google, роботов и ИИ нужны будут те, кто постоянно задается вопросом «а что, если?» и проводит эксперименты.
Воображение. Предприниматели и визионеры представляют мир и будущее, в котором хотят жить, и затем создают его. Очень важно показать ребенку, насколько раскрепощающим может быть воображение.
Критическое мышление. В мире противоречивых идей, необоснованных заявлений, негативных новостей и дезинформации обучение навыкам критического мышления помогает отделять правду от лжи и находить рациональное зерно в бессмысленной информационной шумихе.
Твердость характера и упорство. Это один из наиболее важных факторов, определяющих успех и способствующих ему.
Чему еще нужно учить человека?
Искать и развивать новые увлечения;
Развивать любопытство, задавать вопросы, проводить эксперименты;
Не терять настойчивость при неудачах и сложностях;
Понимать новые инструменты и технологии, то, как их можно использовать;
Развивать эмпатию (способность к сопереживанию);
Не забывать об этике и морали;
Творчески мыслить и импровизировать;
Понимать принципы предпринимательства и продаж;
Познавать новые языки.
Там, где не успевают традиционные институты, может помочь онлайн-образование: всевозможные обучающие интернет-ролики и курсы, а также целые онлайн-школы и университеты предлагают множество разнообразных материалов с возможностью учиться в своем темпе из любой точки мира. Дистанционные программы предлагают и некоторые классические институты. Но обучение только онлайн, вероятно, тоже не лучшее решение: будущее скорее за сочетанием онлайн- и офлайн-занятий.
Кто сегодня основной потребитель новых образовательных подходов?
По опыту МШУ «Сколково», самый активный запрос на получение новых компетенций сегодня идет, во-первых, от крупных корпораций, а во-вторых, от самих сотрудников, которые хотят развиваться и реализовываться дальше и масштабнее в рамках своей текущей карьеры, либо придумать для себя новые карьерные пути. Многие проактивно сами приходят за новыми компетенциями, получают подходы, видение, знания и инструменты, чтобы соответствовать новому цифровому времени.
Результатом нового образования сегодня является не объем усвоенного и запомненного материала, а развитие когнитивных способностей: умения анализировать, работать с информацией, критически мыслить, решать проблемы, реализовывать творческие и инновационные идеи.
Современное образование — не вопрос диплома на стене в кабинете: «корочки» больше не добавляют востребованности ни в корпорации, ни в отрасли. Навыки, умение развивать себя непрерывно и новый, более широкий круг общения — именно эти составляющие вместе служат мультипликатором возврата личных инвестиций в собственное образование. Инвестиции в саморазвитие — необходимость, а не эксклюзив, который одни могут себе позволить, а другие — нет.
Современное образование — это еще и включение в новые профессиональные круги, наработка новых контактов, нового социального капитала — отличного от того, которым человек обладал, когда долго варился в одной и той же профессиональной или отраслевой нише. Чем шире и разнообразнее социальный капитал и круг контактов, тем больше новых возможностей для развития открывается перед человеком. Непрерывное образование, общение в самых разных профессиональных группах дает возможность человеку на любом карьерном или возрастном этапе расширить свои горизонты, придумать и реализовать новый трек, зачастую найти себя.
Сама необходимость учиться постоянно появилась в связи с кардинальными изменениями на рынке труда: если не обновлять свои знания, вероятность со временем стать невостребованным существенно повышается. Какие основные тенденции наблюдаются на рынке обучения и труда?
Процент занятых на фрилансе работников во всех странах мира растет. Эти люди охотнее вкладываются в свое дополнительное образование, что не может не отражаться на обычных офисных сотрудниках, которые начинают чувствовать себя неуверенно на своем месте. Независимо от типа занятости всем работникам теперь необходимо:
- постоянно следить за востребованными навыками и обучаться им;
- учиться быть фактически «предпринимателем самого себя», то есть «продавать» свои компетенции на рынке;
- учиться планировать свои финансы.
Изменение роли второй карьеры
Ранее был распространен стереотип о том, что на получение второй специальности идут некие «сбитые летчики» — некогда успешные специалисты, которые по каким-то причинам остались без работы и долго не могут найти новую. Сейчас это нормальный путь для любого человека.
Первое высшее образование обесценилось: часто его получают не столь осознанно, оно далеко не всегда определяет дальнейший путь, но дает понимание, как учиться, обучает системному мышлению и некоторым другим полезным навыкам.
Принцип из «Алисы в Зазеркалье»: чтобы остаться на месте, нужно бежать, чтобы куда-то попасть — нужно бежать в два раза быстрее.
Сейчас нужно постоянно двигаться и учиться чему-то новому, даже чтобы просто сохранить свою позицию, не говоря уже о карьерном росте.
Невыгодность для компаний стабильности сотрудников
Под любой новый проект выгоднее и быстрее нанять отдельную команду с соответствующими компетенциями на срок его реализации, после чего всех распустить.
Пенсии как формат некой будущей страховки уходят в прошлое. Все больше людей понимают, что работать они будут до «победного конца». Тут играет роль общая тенденция к старению населения: по данным Всемирной организации труда, через 10 лет средний возраст каждого работника в мире составит 41 год. И компаниям будут действительно необходимы эти люди, только если они обладают всеми необходимыми навыками.
Необходимость в гибридных работниках и построении гибридных карьер
Многим людям для работы теперь необходимы новые навыки, например, умение программировать и знания в области Data Science.
Когда мы говорим про точки роста в экономике, они всегда находятся не в одной отрасли, а в смежных: биотехнологии, агротехнологии.
С момента появления в 2008 году первых проектов, дающих возможность учиться дистанционно, онлайн-сервисы меняют подход к образованию и дают к нему доступ практически каждому. Примеры таких проектов: Khan Academy, Udemy, Coursera, Ecole 42, в России — «Школа 21».
Ошибки в выборе будущей карьеры
Раньше все хотели отдавать детей на факультеты экономики и управления. Однако чем ребенок после этого будет заниматься, понималось слабо. Сейчас опросы показывают, что 95% родителей хотят, чтобы их дети стали программистами.
При этом самая большая зарплатная динамика — совсем не в IT-области, а в сельском хозяйстве, которое считается среди российских родителей наименее привлекательной отраслью. Они просто не понимают, что новые технологии совсем скоро кардинально изменят эту сферу и сделают ее специалистов перспективными.
Появление новых профессий
По прогнозам, через 10—30 лет будут востребованы:
- Data Scientist;
- Digital-маркетолог;
- Social Media Manager;
- Market Research Analyst;
- Project Coordinator.
Также остаются востребованными (и будут по крайней мере еще в течение ближайших десяти лет) учителя, менеджеры по продажам и рекрутеры.
При этом совсем скоро появится и множество совершенно новых профессий:
- биомедицинский инженер;
- synthetic biology инженер;
- digital rehab консультант;
- пилот/диспетчер дронов;
- техник умных домов;
- техник 3D-принтеров и роботов;
- genetic engineer;
- дизайнер виртуальной реальности;
- гид персональной траектории образования;
- планировщик окончания жизни или memorializer.
Изменение форм образования
В классическом понимании системы образования существует бакалавриат, магистратура, далее некоторые идут в бизнес-школу, после чего следует так называемое executive education. Внутри существуют разные формы — оффлайн, онлайн, mixed- или blended-образование. Кроме этого, могут быть различные профессиональные сертификации.
Сейчас это считается устаревшей моделью, потому что меняется отношение к диплому как к некоторой ценности. На первый план выходят профессиональные компетенции, которые вы можете применить. Кроме этого, становятся востребованными формы микрообучения, позволяющего выбрать из нескольких курсов разные тематические топики и собрать интересный курс персонально под себя и свои потребности.
Новый подход к сертификатам
Различные университеты и онлайн-проекты практикуют так называемые сертификаты мастерства или skill-сертификаты, которые зачастую важнее, чем ваш классический диплом. Вполне вероятно, будущее — не за одним дипломом условной бизнес-школы, а за набором таких сертификатов.
Более гибкий процесс образования
Сейчас популярен такой формат обучения, в котором помимо стандартной модели учитель — студент, присутствует и модель студент — студент. Она проявляется через дискуссии, проверку учащимися друг друга, совместные проектные работы. Внедрение в учебный процесс практических кейсов иногда делает общение с однокурсником полезнее, чем с профессором.
Нужно искать impact-возможности
Каждые несколько лет появляются новые прорывные технологии. Они становятся своеобразными бифуркационными точками, кардинальным образом меняющими экономику. Сейчас это все, что связано с:
- биотехнологиями;
- робототехникой;
- всем, что имеет приставку «нейро» (например, нейротехнологии).
Уже сейчас надо научиться обнаружению подобных impact-точек, а также попробовать так или иначе связать свою рабочую деятельность с ними, чтобы в будущем повысить свою «стоимость» как профессионала и заниматься чем-то действительно важным и интересным.
Изменение подхода к людям на рынке труда
Раньше кандидатов искали, оценивали, выбирали из них самых талантливых, и уже далее с ними продолжали сотрудничество. Теперь же главный подход заключается в поиске условий для эффективного обучения каждого отдельно взятого человека. И это очень позитивная тенденция: значит, каждый сможет найти для себя приемлемый подход и подходящую программу, чтобы освоить те или иные компетенции.
Рост потребности в креативных и универсальных сотрудниках
В 2016 году креативность в топ-10 навыков будущего занимала 10-е место, в 2020 году она переместилась на 3-е. Креативный подход, как умение объединять знания, видеть задачу под разными углами, будет необходимо практически всем специалистам. На первом месте среди компетенций будущего находится критическое мышление.
Раньше, говоря о востребованных людях, употребляли аббревиатуру STEM (Science, Technology, Engineering, Maths — «наука», «технологии», «инженерия» и «математика»), то сейчас это превратилось в STEAM: добавилось «А», что означает «Art».
Интересно, что необходимость в некоторых навыках постепенно снижается: если в том же 2016 году умение убеждать и вести переговоры было очень востребовано, то сегодня эта тенденция постепенно меняется, так как все больше решений в будущем будут делаться на основе анализа данных.
Обучаться - обозначает, во-первых, результативно изучать новейшие сведения, для того, чтобы потом применять их с целью саморазвития. Учиться — значит, познавать нужное, и в теории, и на практике.
Обязательное условие нашего времени — чтобы вырасти в своём обществе и преуспеть в своём деле или на работе, нужно постоянно развиваться , изучать что-то новое и неизведанное. Но нам постоянно не хватает времени, того самого, в ногу с которым нам положено идти. Самообразование необходимо для личностного и карьерного роста. Но если умениями и знаниями не пользоваться, они пропадают. Пожалуй, для того, чтобы везде и всегда успевать, надо изменить своё отношение учёбе.
Время - сущность очень обидчивая, поначалу мы уничтожаем его, затем оно нас, но однажды нам его просто катастрофически не хватает, а оно летит и не хочет останавливаться.
Пять причин продолжать учиться всю жизнь
1. Необходимо всегда стремиться быть лучшим, первым в своём деле
Чтобы оставаться на плаву и не дать своему делу или идее зачахнуть, нужно постоянно быть информированным новыми идеями развития в этом направлении.
2. Всегда делать что-то чуточку лучше
Нужно прилагать больше усилий, чем обычно, чтобы быть успешным. Это закон успешных людей, они не сидят сложа руки, эти люди постоянно рискуют, не боятся и приветствуют новые проблемы. Решение этих проблем на пути, становится постоянной практикой в их жизни.
3. Быть здоровым долгожителем
Если человек постоянно ведёт активную умственную деятельность, то это становится ключевым фактором на пути к продолжительной и здоровой жизни. Если мозг человека постоянно активен, то и весь организм находится в тонусе. Так как клетки мозга пребывают в тесной связи с абсолютно всеми органами и системами организма. Также учёными доказано, что люди, которые ведут активную мозговую деятельность, намного меньше страдают от потери памяти или от болезней Паркинсона, Альцгеймера.
4. Быть счастливым и получать удовольствие от знаний
Это тоже важная причина того, чтобы не останавливаться и идти тропой знаний вперёд на пути к своему развитию. Ведь любое дело, которым человек занимается, должно приносить результат.
5. Повысит самооценку в разы
Самообразование и обучение в разных направлениях, повысит самооценку любому человеку и придаст уверенности в любом случае.
Знания — дорога в мир открытий
Понятно, что всего знать мы не можем, но никогда нет предела совершенству. Ведь знания открывают нам удивительный мир, мир в котором мы живём. Знания позволяют увидеть всё его великолепие. Ведь «Ученье – свет, а неученье – тьма».
Читайте также: