Союз русского народа девиз
Обновлено: 21.12.2024
Либералы и леваки обозвали их "черносотенцами", желая испачкать и унизить, но они с гордостью подняли это имя на щиты, заявив, что в свое время "нижегородская черная сотня Минина" уже спасла Россию. У идейных преемников мининского ополчения этого, правда, не получилось
Кто молитву творя, чтит народ и Царя,
В ком ни совесть, ни ум не шатается,
Кто под градом клевет Русь спасает от бед,
Черносотенцем тот называется.
(неизвестный автор начала XX века)
Страшный 1905 год, страна полыхает левым бунтом, пока еще не поддержанным большинством населения. Народ в смятении, подданные русской монархии, русские православные люди чувствуют, что все идет как-то не так - уличные бои, взрывы, убийства, кровь. Плюс нерадостные вести с дальневосточного фронта. Где найти поддержку, в ком увидеть надежду?
Небесный промысел
Искали в Боге, и тех, кто нес Слово Божие, духовных авторитетах той поры. Одним из таких людей был игумен Воскресенского монастыря Новгородской епархии Арсений Алексеев - известный миссионер, боровшийся с сектами и еретическими учениями. За что был неоднократно гоним как светскими, так и синодальными властями - неудобный был батюшка, говорил правду только в глаза, без обиняков и иезуитского дипломатизма. Люди тянулись к нему, а в трудную годину особенно, да и он сам понимал, насколько страшная смута нависла над страной. И в чем причины оной: отпадение русских людей от Веры Православной, обмирщение их жизни, увлечение вольнодумными идеями, неуважение к державному престолу, основам и традициям русского миропорядка и мировоззрения. Игумен чувствовал, что только соборное единение русских во имя Бога и царской власти сможет спасти страну от сползания в кровавый безбожный ад. И он думал над тем, как устроить это единение, и точно знал, что в этих мыслях не одинок.
Вот так, Божиим промыслом на свет появилась организация, объединившая многих русских консерваторов, желавшая сохранения России в той исторической миссии, которая была ей изначально предназначена. Нет, попытки создать что-то подобное предпринимались и до этого, но никогда доводились до логического завершения: какие-то движения были исключительно элитарны, объединяя представителей высших сословий, какие-то занимались исключительно теоретизированием, ограничиваясь чтением лекций и просветительскими встречами. На момент кровавого левацкого бунта 1905 - 1907 годов подобные организации существовали практически в каждом крупном городе империи: Общество активной борьбы с революцией и анархией в Петербурге, Общество русских патриотов в Москве, Русское братство в Киеве, Патриотическое общество в Тифлисе, Царско-народное общество в Казани, Союз "Белое знамя" в Нижнем Новгороде. Все понимали, что нужно что-то делать, как-то противостоять революционной напасти, но не знали как. И вот, наконец, появились люди, которые решили более не миндальничать, а начать борьбу за русское будущее.
Так, ровно сто двенадцать лет назад, в праздник Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, 21 ноября 1905 года на квартире детского врача Александра Ивановича Дубровина был сформирован Главный Совет Союза русского народа. Председателем которого стал сам Дубровин, также туда вошли художник Аполлон Аполлонович Майков, вышеупомянутый купец Иван Иванович Баранов, инженер Сергей Иосифович Тришатный, экономист и публицист Георгий Васильевич Бутми, купец Павел Петрович Сурин, юрист Павел Федорович Булацель и, естественно, игумен Арсений Алексеев. А 4 декабря, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, и, что символично, 21 ноября, но уже по старому стилю, в имперской столице - Санкт Петербурге - в Михайловском манеже прошел первый массовый митинг новорожденной организации, собравший более двадцати тысяч человек.
"Митинг прошел при необычном воодушевлении, не поддающемся описанию, это были величественные и потрясающие минуты народного объединения, которых никогда не забудут те, кому довелось пережить их, - вспоминал один из лидеров черносотенного движения Павел Александрович Крушеван. - Все грани, все сословия и социальные перегородки исчезли, русский князь, носящий историческую старинную фамилию, стоял бок о бок с простолюдином и, беседуя с ним, волновался общими чувствами, тут же в толпе был и известный государственный деятель, были генералы, офицеры, дамы. Все перепуталось, все смешалось в какую-то кашу. Но над этой пестрой массой, сливая ее в одно существо, властно царила одна общая душа, душа народа, создавшего одно из величайших государств в мире, - и теперь угнетенная опасеньем, что и храм, созданный трудом десятков поколений, и народные жертвы, и подвиги предков - все это рухнет, бессмысленно под натиском врагов, которые уже рубят устои, поддерживающие священный храм".
Наследники Минина
Уже 28 ноября Союз русского народа начинает выпускать газету "Русское знамя", а 23 декабря делегацию движения принимает Государь. Отец Арсений подарит самодержцу икону Архистратига Михаила, ставшего покровителем организации, а Дубровин обратится к нему с такими словами:
"Мы, Государь, постоим за Тебя нелицемерно, не щадя ни добра, ни голов своих, как отцы и деды наши за Царей своих стояли, отныне и до века".
После чего лидер Союза русского народа попросит русского царя принять разработанную Аполлоном Майковым символику организации для него и наследника. Государь примет, и существует поверие, что и он сам, и цесаревич надевали эти нагрудные знаки в праздничные дни.
"Уповайте на Бога и надейтесь на меня", - напутствовал монархистов Николай Второй.
Поддержка Государя необычайно воодушевила патриотов по всей России. Очень скоро отделения Союза русского народа появятся буквально во всех землях империи, включая национальные окраины. В движение вступят такие известные люди как духовный лидер русских православных людей, впоследствии прославленный в лике святых, "всероссийский батюшка" Иоанн Кронштадтский, будущий патриарх, также прославленный как святитель Тихон Беллавин, знаменитый борец с ересью украинства, богослов, архиепископ Волынский и Житомирский, а впоследствии митрополит Киевский, и первый председатель Архиерейского синода РПЦЗ Антоний Храповицкий, будущий патриарх Алексий Первый - Сергей Симанский, ученый Дмитрий Менделеев, философ Василий Розанов, живописец Михаил Нестеров, вдова Достоевского - Анна Григорьевна, командир легендарного крейсера "Варяг" Всеволод Руднев.
Конечно, подобная патриотическая активность не могла не остаться без внимания больших внутренних "друзей" России - либералов и леваков. Именно с их подачи набирающее силу консервативно-монархическое движение начали называть "черносотенцами". Но патриоты не обиделись, напротив, приняли эту "подсказку":
"Почетное ли это название черная сотня? - писал редактор "Московских ведомостей", один из активистов СРН Владимир Грингмут. - Да, очень почетное. Нижегородская черная сотня, собравшаяся вокруг Минина, спасла Москву и всю Россию от поляков и русских изменников, и к этой славной черной сотне присоединился и князь Пожарский с верными Царю русскими боярами. Все они были настоящими "черносотенцами", и все они стали, как и нынешние "черносотенцы-монархисты", на защиту Православного Монарха, Самодержавного Царя".
А Аполлон Майков так раскрывал термин:
"Первыми поднявшими знамя "За Веру, Царя и Отечество" были большею частью русские люди простого звания, крестьяне, мещане, а простой народ в прежние времена назывался "чернью", "черными людьми"".
Понятное дело, что в качестве идеологии Союз выбрал знаменитую русскую триаду "Православие. Самодержавие. Народность". Предполагалось, что русская церковь должна сохранить в государстве решающее значение, а точкой сборки и самоуправления русского общества должен стать церковный приход, монаршья власть должна быть абсолютной, но при сохранении Госдумы как совещательного органа, русский народ признавался государствообразующим, но при этом права других народов не должны умаляться.
Еврейский вопрос и русская народная идея
Впрочем, отдельным пунктом в программе Союза русского народа стоял еврейский вопрос. Консерваторы без ложной политкорректности отмечали, что иудаизм по своей сути враждебен христианству, как и в апостольские времена. Что многие представители еврейства стоят на четко антироссийских позициях, как в своей финансовой, так и в политической оппозиционной деятельности. Поэтому в движение не брали даже крещеных евреев. При этом подавляющее большинство черносотенцев выступало против насилия над евреями и погромов. И, нужно отметить, именно там, где активно действовали ячейки СРН погромов, собственно, и не было.
"Погромы противны нам уже одной своей бессмысленностью, не говоря про дикую, бесцельную жестокость и разнузданность низменной страсти, - писал Дубровин. - Во всех погромах расплачиваются сами же погромщики (русские или вообще христиане), да и жалкие полуодетые, голодные бедняки-евреи. Богатое и всемогущее еврейство, почти без исключений, остается невредимым. Союз русского народа употреблял и будет употреблять все усилия не допускать погромов".
"Прочел я в одной из газет прискорбное известие о насилии христиан кишиневских над евреями, побоях и убийствах, разгроме их домов и лавок, и не мог надивиться этому из ряда вон выходящему событию, - обличал погромщиков святой праведный Иоанн Кронштадский. - …Какое недомыслие или непонимание величайшего праздника христианского, какое тупоумие русских людей! Какое неверие! Какое заблуждение! Вместо праздника христианского они устроили скверноубийственный праздник сатане, землю превратили как бы в ад. Тому ли научились христиане от Христа, своего небесного Учителя, кроткого и смиренного сердцем, Который трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит (Мф. 12,20), то есть сердца сокрушенного и смиренного не уничижит и курящуюся верой и покаянием душу не угасит, не допустит умереть, пока она не довершит покаяния своего? Русский народ, братья наши! Что вы делаете? Зачем вы сделались варварами - громилами и разбойниками людей, живущих в одном с вами Отечестве, под сенью и властью одного русского Царя и поставленных от него правителей? Зачем допустили пагубное самоуправство и кровавую разбойническую расправу с подобными вам людьми? Вы забыли свое христианское звание и слова Христовы: "Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем"".
Иоанн Кронштадтский о погромах "Зачем допустили пагубное самоуправство и кровавую разбойническую расправу с подобными вам людьми? ". Репродукция Юрия Белинского/ТАСС
Впрочем, были среди черносотенцев и деятели, всю свою риторику строившие именно на "противостоянии жидам", таковым был, например, один из лидеров движения инженер, публицист, потомственный дворянин Николай Марков, уже в эмиграции откровенно не скрывавший своих симпатий к немецким нацистам. Однако разумное ядро черносотенцев сосредотачивалась отнюдь не на еврейском, а на русском вопросе. Например, консерваторы призывали не засорять и полностью избавить русский язык от иностранных заимствований, выступали против искусственного насаждения русского на великороссов, малороссов и белорусов, освобождение русского бизнеса от ярма иностранных кредитов, против засилья иноверных ростовщиков. Одно из мощнейших отделений движения - Волынское, сформировавшееся вокруг знаменитой Почаевской лавры и собравшее миллион подписей в поддержку Государя в пику революционерам всех мастей выступало под лозунгом: "Вся власть - царю, земля - крестьянам!" За что, кстати, повергалась репрессиям местных властей.
Внутри черносотенного движения развивалась и крепло трезвенническое движение, РСН открывал чайные дома для рабочих, практиковалось как полный отказ от алкоголя, так и частичный отказ от потребления крепких напитков в пользу слабоалкогольных.
К лету 1906 года в движении было уже около полумиллиона человек. И основная масса - крестьяне и рабочие. Что был вынужден признать и большевицкий лидер Ленин:
"В нашем черносотенстве есть одна чрезвычайно оригинальная и чрезвычайно важная черта, на которую обращено недостаточно внимания, - пиал будущий могильщик Русской Державы. - Это - тёмный мужицкий демократизм, самый грубый, но и самый глубокий".
Настоящая кровь уличных баталий
Времена в России стояли, объективно говоря, неспокойные. Поэтому у черносотенцев были собственные боевые отряды. Такие, например, как одесская "Белая Гвардия". Да-да, это название появилось задолго до Гражданской войны именно в Южной Пальмире. Была "гвардия", по сути, добровольной дружиной активистов, строилась по казачьему признаку – атаманы, есаулы, сотни. И занималась исключительно охраной мероприятий СРН. Как и прочие подобные дружины, вопреки принятому в советской исторической науке утверждению о "черносотенном терроре".
Напротив, террору со стороны беснующихся левых подвергались как раз сами черносотенцы. Так, 27 января 1906 года боевиками Петербургского комитета РСДРП было совершено нападение на чайную "Тверь", где собирались рабочие Невского судостроительного завода – члены Союза русского народа. Террористы бросили в задние две бомбы, а тех, кто выбегал из здания, расстреливали из пистолетов. В итоге погибли двое и получили раны различной тяжести пятнадцать человек. С 1906-го по 1907-й жертвами леваков стали следующие руководители ячеек РСН: граф Коновницын (Одесса), настоятель Почаевской Лавры Архимандрит Виталий Максименко (выжил и умер в эмиграции в 1960 году, будучи архиепископом), священник Сергий Городцов (Тифлис), Семён Гранкин (Симферополь), купец Постный (Киев)…
Впрочем, утверждать, что сами черносотенцы не занимались подобным террором, было бы неправильно, в истории организации есть несколько фактов подобных инцидентов, и по масштабу их, конечно, не сравнить с деяниями их оппонентов, но они все же есть. Так, на совести членов организации убийства двух депутатов Госдумы – кадета Герценштейна, трудовика Караваева, а также редактора "Русских ведомостей" Иоллоса.
"У Союза русского народа шла борьба за овладение улицей, и Русским могучим кулаком против бомб и браунингов он так угостил по черепу иудо-масонскую революцию того времени, что на многие годы она спряталась в подполье, не смея оттуда показать своего носа", - вспоминал Марков.
Как только так называемая первая русская революция завершилась, большинство боевых дружин Союза русского народа были распущены. В то время как их идейные оппоненты, руководство которых частично сбежало за рубеж, ничего подобного не делали и всегда держали порох сухим…
Когда в товарищах согласья нет
В отношении участия в политической жизни страны внутри самой организации шли ожесточенные споры.
"Мы теперь должны твердо сказать и запомнить, что Союз русского народа не партия и не преследует никаких партийных целей и намерений, - писал почётный председатель Новгородского и Пермского отдела Союза русского народа, епископ Тихвинский Андроник Никольский. - Союз есть сам Великий Русский народ, под впечатлением злосчастных освободительных событий последних трех лет приходящий в себя и постепенно собирающийся с духом, чтобы отстоять своё достояние от всех возможных бед. Это есть сам народ, отгребающийся или освобождающийся от натиска всяких партий, от всего партийного и наносного, а не народного".
При этом СРН все-таки участвовал в выборах в Государственную Думу Третьего созыва, блокируясь с "октябристами". Тогда в парламенте фракция "правых" получила треть голосов, а вместе с "Союзом 10 октября" составила уверенное большинство.
Однако уже в 1907 году самую массовую и самую видную организацию русских консерваторов настигла та же болезнь, что и по сей день преследует разномастные русские организация, не давая им стать убедительной силой – раскол. Споры о лидерстве. Споры о методах. Абсолютно неконструктивные споры взрослых людей, кто более православный, и кто более русский, а кто вообще – засланный масон… В итоге к 1908 году от РСН откололся созданный Владимиром Пуришкевичем, умудрившимся принять участие в убийстве Распутина, "Русский народный союз имени Михаила Архангела". А в 1912-м от оставшегося осколка выделился уже "Всероссийский дубровинский союз русского народа". Лукавый старательно работал, сея семена раздора, а само патриотическое движение погружалось в хаос и упадок, равно как и вся страна.
Попытка воссоздать "Союз Русского Народа" в современной России также не удалась. Фото: Соловьянов Михаил/ТАСС
Все пришло к тому, что правые потеряли популярность в народе, окончательно уступив инициативу левым. И поставить заслон надвигающейся на Русскую Державу пагубе они тоже не смогли, так как были дезорганизованы и, по сути, бессильны. Многие лидеры Союза русского народа отошли от дел за много лет до 1917 года, что не мешало пламенным революционерам, придя к власти, находить их и уничтожать. Конец жизни лидеров и активистов черносотенного движения был печальным: многие были казнены пришедшими к власти большевиками, многие, приняв участие в Белом движении, эмигрировали, умерев на чужбине, кто-то и вовсе сгинул, не оставив памяти о себе. Самые счастливые умерли, не увидев краха русской монархии.
Так закончилась история, которая началась хорошо, с молитвы и с благих помыслов. Правая русская альтернатива левому интернационалистскому безумию изжила сама себя, погрязнув во взаимных склоках, интригах и подозрительности к соратникам. А там где раздор – Бога нет, там, как говорилось выше, сеет лукавый. И по сей день Россия не имеет внятного правого консервативного русского движения. Не только потому, что находится вне понимания, а значит, вне поля признания постсоветских властей. Но еще и по тем причинам, что в свое время также раскололи и измельчили глыбу Союза русского народа.
"Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими. А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте".
Содержание
История
Возникновение и развитие в 1905—1908 годах
При Союзе была создана газета «Русское знамя», первый номер которой вышел 28 ноября 1905 года. Эта газета вскоре стала одним из ведущих патриотических изданий того времени.
Делегаты от Союза присутствовали на первом и втором Всероссийских съездах русских людей, состоявшихся в феврале и апреле 1906 года с. Съезды были призваны скоординировать действия монархистов, выработать стратегию противодействия революционной угрозе. К концу 1906 года Союз вышел на первое место среди организация правого толка по численности, популярности и организованности. [1]
На торжественное освящение хоругви и знамени Союза русского народа, прошедшее 26 ноября 1906 года, в день праздника святого Георгия Победоносца в Михайловском манеже прибыл пользовавшийся огромной популярностью [2] Иоанн Кронштадтский. «Всероссийский батюшка» сказал приветственное слово монархистам, которых на мероприятии присутствовало около 30 тысяч человек, напомнил о большой роли православия в жизни России. Впоследствии он сам вступил в Союз и был избран пожизненным почётным членом 15 октября 1907 года. Затем появился епископ Сергий (Страгородский), будущий патриарх, было отслужено богослужение, завершившееся пением многолетия Государю и всему Царствующему Дому, основателям и руководителям Союза, а также вечной памяти всем павшим за веру, царя и отечество.
Раскол (1907 год)
Резолюция РСДРП от имени рабочих Николаевского судостроительного завода против Союза русского народа. 1908
С течением времени обстановка в организации обострилась ещё более, что привело к окончательному расколу Союза. Камнем преткновения стало отношение к Государственной Думе и Манифесту 17 октября. Мнения союзников относительно этих явлений разделились. Лидер Союза Дубровин был ярым противником нововведений, считая что любое ограничение самодержавия несёт негативные последствия для России, в то время как другой видный монархический деятель, Николай Евгеньевич Марков, считал Думу положительным явлением, приводя в числе аргументов то, что раз Манифест является волей Государя, долг каждого монархиста подчинится ему.
В дальнейшем предпринимались неоднократные попытки воссоздания единой монархической организации, но успеха так и не удалось достичь никому. Практически сразу после Февральской революции 1917 года почти все монархические организации были запрещены, а против руководителей Союза возбуждены процессы. Монархическая деятельность в стране была почти полностью парализована. Последовавшая затем Октябрьская революция и Красный террор привели к гибели большинства лидеров Союза русского народа. Многие бывшие «союзники» приняли участие в Белом движении.
Новейшая история
Основная статья: Союз русского народа (современная история)Идеология и деятельность Союза
Цели, идеология и программа Союза содержалась в Уставе, принятом 7 августа 1906 года. Основной целью в нём ставилось развитие национального русского самосознания и объединение всех русских людей для общей работы на благо России единой и неделимой. Это благо, по мнению авторов документа, заключалось в традиционной формуле «Православие, самодержавие, народность».
Особое внимание было уделено Православию, как основополагающей христианской конфессии России.
Союз ставил целью сближение царя с народом путём освобождения от бюрократического засилья в правительстве и возвращения к традиционному понятию Думы как соборного органа. Для властей устав рекомендовал соблюдение свободы слова, печати, собраний, союзов и неприкосновенной личности, в установленных законом границах. [6]
Отмечалась уставом первенствующая роль в государстве русского народа. Под русскими подразумевались великороссы, белороссы и малороссы. По отношению к инородцам предписывались строгие начала законности, позволяющие им считать за честь и за благо свою принадлежность к Российской империи и не тяготиться своей зависимостью.
В разделе о деятельности союза ставились задачи об участии в работе Государственной Думы, просвещении народа в политической, религиозной и патриотической сфере, путём открытия церквей, школ, больниц и прочих учреждений, проведения собраний, издания литературы. Для содействия членам Союза, и мероприятиям, им организовываемых, предписывалось создание «Всероссийского банка Союза русского народа» с филиалами в регионах.
В целом, определенный характер программа Союза носила только в части требований дискриминации инородцев (в особенности евреев) и предоставления преференций русскому населению. Позиция Союза в отношении рабочего вопроса и земельного вопроса была обозначена в обтекаемых выражениях и четко не определялась.
Отчёты о деятельности, просветительские и идеологические материалы печатались в газете «Русское знамя» и в региональных газетах, таких как «Козьма Минин», «Белорусский голос», «Русский народ» и других.
«Союз русского народа» и еврейский вопрос
Большое внимание Союз уделял еврейскому вопросу, которому была посвящена отдельная глава в «Программе Союза Русского Народа» [7] . Деятельность союза была направлена на защиту русских рабочих и крестьян от имевших место, по мнению Союза, притеснений со стороны еврейских капиталистов, а также от экономической конкуренции со стороны евреев [1] [8] [9] . Также обеспокоенность у «союзников» вызывала возросшая активность иудейских организаций, деятельное участие иудеев в политике и революционном движении.
Во время «Дела Бейлиса», судебного процесса по расследованию убийства русского мальчика, в совершении которого подозревали иудейскую общину [11] , многие деятели Союза были убеждены в ритуальном характере данного преступления, и призывали к скорейшей расправе над евреями. [10] Депутаты Думы, близкие к СРН, обратились к министрам юстиции и внутренних дел с запросом, обвинявшем власти в бездействии при раскрытии этого дела. Ритуальное убийство утверждалось в нём как факт и приписывалось преступной секте, существующей среди евреев. Запрос, однако, был Думой отклонён. [12] Процесс по делу Бейлиса закончился в 1913 году полным оправданием обвиняемого.
Так как очень скоро после своего образования «Союз русского народа» стал самой массовой «черносотенной» организацией, практически все безобразия, в которых были замешаны монархисты стали приписывать «союзникам». Пользуясь тем, что многие члены Союза пропагандировали антисемитские идеи, либеральная пресса вменяла в вину Союзу организацию еврейских погромов и террористических актов против евреев. Такой точки зрения до сих пор придерживаются некоторые исследователи, хотя доказательств целенаправленной погромной деятельности со стороны Союза нет. Основные еврейские погромы были совершены ещё до образования Союза, что неоднократно подтверждалось как во времена активности организации, так и в поздних исследованиях. [13] [14] [15] [16]
Осуждение погромной деятельности высказывали А. И. Дубровин, Иоанн Кронштадтский, и другие авторитетные монархисты, заявления о неприемлемости погромов печатались в официальных изданиях организации. [14] [17] Председатель Главного Совета СРН Дубровин так говорил о погромах:
Погромы противны нам уже одной своей бессмысленностью, не говоря про дикую, бесцельную жестокость и разнузданность низменной страсти. Во всех погромах расплачиваются сами же погромщики (русские или вообще христиане), да и жалкие полуодетые, голодные бедняки-евреи. Богатое и всемогущее еврейство, почти без исключений, остается невредимым. «Союз русского народа» употреблял и будет употреблять все усилия не допускать погромов [18] .
Хотя лидеры Союза официально никогда не одобряли ни еврейские погромы, ни террор против политических противников, в письмах, дневниках, частных беседах и публичных выступлениях некоторые видные члены СРН сочувственно высказывались по отношению к террору (Борис Владимирович Никольский [19] ) или упрекали власти за то, что они не потворствуют погромам, как средству борьбы с революцией.
…"Здравомыслящие" градоправители упустили момент отвернуть русло революции и превратить грядущую трагедию в веселенький фарс жидовско-торгового погрома… Эх, и за что им деньги, чины и проч. дают!…— Иоанн Восторгов. "Воспоминания о февральской революции в Москве." [20]
Дж. Д. Клиер и Ш. Ламброза приводят слова Дубровина, произнесённые перед 300 членами одесской организации СРН:
Истребление бунтовщиков — святое русское дело. Вы знаете, кто они, и где их искать… Смерть бунтовщикам и евреям! [21] [22] .
The Holy Russian cause is the extermination of the rebels. You know who they are and where to find them… Death to the rebels and the Jews.
Структура организации
Говоря о Союзе русского народа, часто называют его партией, ставя в ряд с такими организациями того времени как «Союз 17 октября», «Конституционно-демократическая партия», «Партия социалистов-революционеров» и другими. Но сами «союзники» придерживались иного мнения.
… мы теперь должны твердо сказать и запомнить, что «Союз Русского Народа» не партия и не преследует никаких партийных целей и намерений. «Союз» есть сам Великий Русский народ, под впечатлением злосчастных освободительных событий последних трех лет приходящий в себя и постепенно собирающийся с духам, чтобы отстоять свое достояние от всех возможных бед. Это есть сам народ, отгребающийся или освобождающийся от натиска всяких партий, от всего партийного и наносного, а не народного.— Епископ Андроник. "Беседы о "Союзе Русского Народа"", Старая Русса, 1909. [23]
Издание одесского отделения Союза русского народа
Членство в организации предоставлялось по уставу русским людям обоего пола, исповедующим православие (а также единоверцам старообрядцам). Инородцы принимались лишь по единогласному решению комиссии определённого состава. Евреи не принимались в Союз даже если они принимали христианство. [6]
Оценка деятельности и критика Союза
С момента возникновения Союза русского народа и по сей день в обществе существовали диаметрально противоположные взгляды на эту организацию. Монархисты, православные патриоты и простые консервативные граждане видели в ней оплот самодержавной идеи, выражение народной преданности к императору и идеи православной соборности. Среди революционно-настроенных россиян и либералов сложилось представление о Союзе как о реакционной, погромной и антисемитской организации, созданной правительством. Впоследствии эта точка зрения была принята и в советской историографии.
Террор крайних левых партий против СРН
По поручению Петербургского комитета РСДРП было осуществлено вооружённое нападение на чайную «Тверь», где собирались рабочие Невского судостроительного завода, состоявшие членами Союза русского народа. Сначала большевистскими боевиками были брошены две бомбы, а затем выбегающих из чайной расстреливали из револьверов. Большевиками было убито 2 и ранено 15 рабочих [30] .
Революционные организации осуществили множество террористических актов против членов правых партий, преимущественно против председателей местных отделов Союза русского народа. Так, по сведениям департамента полиции, только в марте 1908 года в одной Черниговской губернии в городе Бахмаче была брошена бомба в дом председателя местного СРН, в городе Нежине был подожжён дом председателя союза, причём погибла вся семья, в селе Домьяны убит председатель отдела, в Нежине убиты два председателя отделов [31] .
Известные члены организации
Прославленные в лике святых
Другие известные члены
См.: Категория:Члены Союза русского народа
Примечания
Литература
Ссылки
- Политические партии по алфавиту
- Черносотенцы
- Российская империя
- Монархизм
- Союз русского народа
- Русские объединения и движения
- История русского национализма
- Антисемитизм в Российской империи
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое "Союз русского народа" в других словарях:
СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА — крайне правая политическая организация, создана в ноябре 1905, центр в Санкт Петербурге, свыше 500 отделений в других городах страны. Руководители: А. И. Дубровин, В. М. Пуришкевич, Н. Е. Марков. Программа наряду с требованием сохранения монархи … Русская история
Союз русского народа — («Союз русского народа»,) массовая черносотенная организация в России, возникшая в октябре 1905 в Петербурге для борьбы с революцией. «С. р. н.» объединял реакционных представителей мелкой буржуазии города, помещиков, часть интеллигенции … Большая советская энциклопедия
"СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА" — массовая черносотенная орг ция в России, возникшая в окт. 1905 в Петербурге для борьбы с революцией. Ее основателями были врач А. И. Дубровин (пред. Гл. совета), В. М. Пуришкевич и др. Союз объединял реакц. представителей мелкой буржуазии города … Советская историческая энциклопедия
«Союз русского народа» (СРН) — одна из крупнейших национально-монархических партий консервативного толка — возник в ноябре 1905 года во многом как реакция на появление в России либеральных и радикально левых политических партий, поставивших задачу смены государственного строя.
В ноябре в Петербурге состоялся I учредительный съезд cоюза и были сформированы руководящие органы, в том числе Главный совет, председателем которого избрали известного русского педиатра доктора медицины Александра Дубровина. Первоначально Главный совет состоял из 30 членов, среди которых были крупный бессарабский помещик, действительный статский советник Владимир Пуришкевич, редактор «Московских ведомостей» Владимир Грингмут, богатый курский помещик, статский советник Николай Марков, которого за потрясающее сходство с Петром I называли «Медный всадник», выдающийся филолог академик Александр Соболевский, известный историк и автор блестящих гимназических учебников по русской истории профессор Дмитрий Иловайский и другие. Центральным печатным органом партии была газета «Русское знамя», издателем которой выступал сам Дубровин.
Александр Дубровин
В августе 1906-го Главный совет партии утвердил партийный устав и принял программу партии, идейной основой которой стала «теория официальной народности», разработанная графом Сергеем Уваровым ещё в 1830-е, — «самодержавие, православие, народность». Основные программные установки СРН включали в себя следующие положения:
1) сохранение самодержавной формы правления, безусловный роспуск Государственной думы и созыв законосовещательного Земского собора;
2) отказ от любых форм государственного и культурного федерализма и сохранение единой и неделимой России;
3) законодательное закрепление особого статуса Русской православной церкви;
4) приоритетное развитие русской нации — великороссов, малороссов и белорусов.
Тогда же под эгидой партии было создано широкое народное движение «Чёрная сотня», которую первоначально возглавил Грингмут. Кстати, за основу этой организации взяли древнюю форму русского общинного (сельского и посадского) самоуправления в виде сотенной организации. А само название «Чёрная сотня» проистекало из того обстоятельства, что все сельские и посадские общины на Руси были податными, т.е. «чёрными», сотнями. Между прочим, именно такие «чёрные сотни» составили костяк знаменитого Второго ополчения Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, которое спасло страну в 1612 году.
Владимир Пуришкевич
Тем временем обстановка внутри СНР продолжала ещё больше обостряться, что привело к новому расколу в партии. Теперь «камнем преткновения» явилось отношение к Государственной думе и Манифесту 17 октября. Лидер СРН Дубровин был ярым противником всяких нововведений, считал, что любое ограничение самодержавной власти принесёт крайне негативные последствия для России, в то время как другой видный монархист Николай Марков полагал, что Манифест и Государственная дума созданы по воле государя, а значит, долг каждого истинного монархиста не рассуждать на сей счёт, а подчиниться воле монарха.
По мнению ряда современных историков, такое развитие событий стало возможным потому, что в ослаблении СРН оказался лично заинтересован премьер-министр Пётр Столыпин, стремившийся создать в III Государственной думе лояльное правительству центристское большинство, состоящее из умеренных националистов и конституционалистов (октябристов, прогрессистов и части кадетов). Одним из главных препятствий для осуществления этого плана как раз и был СРН, поскольку и сам Дубровин, и его сторонники крайне негативно относились ко всем «трём китам» столыпинской внутренней политики:
1) они не принимали его заигрывания с конституционными парламентскими партиями и подвергали беспощадной критике главную «правительственную» партию — Всероссийский национальный союз;
2) для них был абсолютно неприемлем курс на превращение России в конституционную монархию путём преобразования Государственной думы и Государственного совета в реальные законодательные органы власти, и они требовали восстановления неограниченного самодержавия;
3) наконец, они являлись противниками разрушения крестьянской поземельной общины и всех аграрных преобразований Столыпина.
Пётр Столыпин
В декабре 1909-го, пока лидер СРН пребывал на лечении в Ялте, в Петербурге произошёл «тихий переворот» и к власти пришёл его новый заместитель граф Эммануил Коновницын. Дубровину поступило предложение ограничить свою власть в качестве почётного председателя и основателя СРН, с чем он категорически не согласился. Однако вернуть прежнее влияние в партии так и не смог, и в 1911-м она окончательно раскололась на «Союз русского народа» во главе с Марковым, который стал издавать новые газету «Земщина» и журнал «Вестник Союза русского народа», и «Всероссийский дубровинский союз русского народа» во главе с Дубровиным, главным рупором которого осталась газета «Русское знамя». Таким образом, политика Столыпина в отношении СРН привела к тому, что из самой мощной и многочисленной партии, в рядах которой насчитывалось до 400 000 членов, он превратился в конгломерат различных политических организаций, лидеры которых подозревали друг друга в тайных кознях и постоянно враждовали между собой. Неслучайно бывший одесский градоначальник генерал Иван Толмачёв в декабре 1911 года с горечью писал: «Меня угнетает мысль о полном развале правых. Столыпин достиг своего, плоды его политики мы пожинаем теперь, все ополчились друг на друга».
ТУПИК «МУЖИЦКОГО ДЕМОКРАТИЗМА»
Позднее предпринимались неоднократные попытки воссоздания единой монархической организации, но решить эту важную задачу так и не удалось. В 1915 году был создан Совет монархических съездов, однако воссоздать единую организацию не получилось.
Позже в общественном сознании вполне основательно сформировали лживый кровожадный образ «Союза русского народа» и «Чёрной сотни», который до сих пор формирует негативное отношение ко всему русскому патриотическому лагерю. Основные черты этого демонизированного образа заключались в том, что именно русские монархические партии:
1) были маргинальными организациями, состоявшими сплошь и рядом из люмпенов и городских сумасшедших;
2) использовались реакционными кругами в своих узкоклассовых корыстных интересах;
3) выступали организаторами массовых еврейских погромов и не гнушались массовым убийством своих политических оппонентов.
Между тем на совести «Чёрной сотни» было всего три политических убийства, тогда как на совести левых радикалов — десятки тысяч. Достаточно сказать, что, по последним данным современной американской исследовательницы Анны Гейфман, автора первой специальной монографии «Революционный террор в России в 1894–1917 гг.» (1997), жертвами «Боевой организации эсеров» в 1901–1911 годах стало свыше 17 000 человек, в том числе 3 министра (Николай Боголепов, Дмитрий Сипягин, Вячеслав Плеве), 7 губернаторов (великий князь Сергей Александрович, Николай Богданович, Павел Слепцов, Сергей Хвостов, Константин Старынкевич, Иван Блок, Николай Литвинов).
О низком интеллектуальном уровне русских черносотенцев говорить просто смешно, поскольку среди членов и сторонников этого движения были такие великие русские учёные и деятели русской культуры, как химик Дмитрий Менделеев, филолог Алексей Соболевский, историки Дмитрий Иловайский и Иван Забелин, художники Михаил Нестеров и Аполлинарий Васнецов, и многие другие.
Историки и политологи давно задаются сакраментальным вопросом: почему произошёл крах СРН и других патриотических партий? Кому-то ответ может показаться парадоксальным, но именно русское черносотенство явилось первой реальной попыткой построить в Российской империи то, что сейчас принято называть «гражданским обществом». А это оказалось совершенно не нужно ни имперской бюрократии, ни радикальным революционерам, ни либералам-западникам всех мастей. «Чёрную сотню» следовало немедленно остановить, и её остановили. Ведь неслучайно самый проницательный политик той поры Владимир Ульянов (Ленин) с большой опаской, но с поразительной откровенностью писал: «В нашем черносотенстве есть одна чрезвычайно оригинальная и чрезвычайно важная черта, на которую обращено недостаточно внимания. Это — темный мужицкий демократизм, самый грубый, но и самый глубокий».
«Союз русского народа», крайне правая монархическая черносотенная партия.
Читайте также: