Слоган плавать раньше чем ходить был девизом детской школы плавания

Обновлено: 04.05.2024

Многие из молодых родителей наверняка видели по телевизору передачи о детях, плавающих чуть ли не со дня рождения. Пяти-шестимесячные дети, бодро гребущие ручками под водой с открытыми глазами, – такая картина не может не врезаться в память. Однако подавляющее большинство из нас – особы «сухопутные», плавать научились в позднем возрасте, наши родители 20-30 лет назад с нами таких экспериментов не ставили. Да и не понятно: зачем это детское плавание? Что оно дает? Стоят ли затраты времени и сил неизвестно какого результата?

Попробуем во всем этом разобраться вместе.

Если мы назовем методики раннего обучения детей плаванию современными и экспериментальными, то ошибемся. Еще в Египте времен фараонов и в Древней Спарте младенцев пускали барахтаться в воде намного раньше, чем они совершали первые шаги. Разумеется, не всех, а лишь тех, из кого должны были вырасти мужественные и сильные воины. Потом, на долгие тысячелетия эта методика была забыта, и лишь в 60-е годы ХХ века плавание для детей стало входить в моду в США и странах Европы. Как грибы после дождя росли клубы и кружки детского плавания с младенчества. Однако, как и всякая быстротекущая мода, эта тоже схлынула. По некоторым данным, сейчас во всем мире обучение плаванию до года проходят не более 5% детей. Только один из двадцати малышей начинает плавать раньше, чем ходить. Причина кроется, разумеется, в нас – в родителях. Многие взрослые сами боятся воды, а некоторые так и не научились плавать!

ПОЛЬЗА ЗАНЯТИЙ ДЕТСКИМ ПЛАВАНИЕМ

К тому же купание, по мнению большинства, это дополнительная угроза простуд, отитов, насморков. Да и забот много! А ведь оздоровительные, по-настоящему целебные свойства детского плавания описаны в сотнях книг, подтверждены исследованиями многих ученых, наблюдениями педиатров. Уже общеизвестной стала мысль о том, что водная среда – родная для новорожденного. В течение первых месяцев жизни у младенцев сохраняется «память» о времени, проведенном в утробе матери, где его окружала та же вода. Одним из главных безусловных рефлексов, которыми мы все обладаем с рождения, является способность задерживать дыхание при попадании в воду. Только представьте себе: мы, взрослые, учимся нырять, не можем открыть глаз под водой, зажимаем себе ноздри и рот, а любой ребенок приспособлен к нырянию с первой секунды жизни! Да новорожденные дети – это же прирожденные пловцы!

Многолетние наблюдения за детьми, чьи родители увлекались идеями детского плавания с младенчества, доказали: такие малыши меньше болеют, у них хороший мышечный тонус. Плавание с раннего детства является надежной профилактикой заболеваний позвоночника, дыхательных путей, помогает укрепить нервную систему, предупреждает аномалии развития. Юные пловцы растут здоровыми, меньше капризничают, лучше спят. Источник благотворного влияния водных занятий специалисты определяют по-разному. С одной стороны – это контакт тела с водой, однако такой происходит и при обычном купании малыша в ванночке, когда он лежит на спине. Плюс к этому плещущая вода оказывает непрерывное массажное воздействие. Другие специалисты уверены, что основной механизм воздействия при детском плавании с младенчества, – это эффект «невесомости». Каждый маленький пловец – это своего рода космонавт, на которого почти перестает действовать сила земного притяжения. Если «на земле» ребенок просто лежит на спине, и может двигать лишь ручками-ножками, то в воде уже в это время он в состоянии движением тех же ручек-ножек изменять положение своего тела. Вестибулярный аппарат во время плавания посылает в мозг ребенка сотни сигналов, которых просто нет, пока младенец лежит в кроватке. Мозг должен эти сигналы обрабатывать и посылать команды мышечному аппарату. Первые бессистемные барахтания, разумеется, происходят хаотично, рефлекторно. Не стоит ждать, что младенец, опущенный в воду, тут же и поплывет. Однако уже к году почти все юные пловцы способны сделать несколько гребков и самостоятельно проплыть небольшое расстояние! Пребывание в воде «учит» малышей ориентированию в пространстве, управлению своим телом. Опыт показывает, что дети, с которыми родители занимаются плаванием, и ходить начинают раньше своих «сухопутных» сверстников. Еще бы! Ведь детское плавание с младенчестве – это маленький спорт, да еще в том возрасте, когда о ходьбе, беге и прыжках пока и речи нет. Ведь каждое занятие в воде – это серьезная физическая нагрузка на маленький организм, вспомните свои взрослые ощущения во время отпуска на море. Вечером ложишься в кровать после множества морских процедур и тебя еще будто «качает» морская волна. Вот и младенцы после плавания испытывают то же самое. Для них – это своего рода тренировка, однако не ради сегодняшнего спортивного результата, а на будущее. Да и здоровый сон обеспечен!

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПЛАВАНИЮ С МЛАДЕНЧЕСТВА

Если начать занятия в первые три месяца жизни, пока у младенца сохраняется генетическая память о «водном» дородовом периоде, привыкание малыша к воде будет идти безболезненно и без лишних стрессов. Какую методику привыкания к воде выбрать – зависит от родителей, и каждая семья для себя этот вопрос решает самостоятельно. Разные системы обучения плаванию детей подходят к этому по-разному. Например, сторонники системы Гутермана с младенчества учат детей обычному плаванию, когда голову нужно держать над водой. Школа Чарковского, наоборот, учит многократным ныряниям, когда маленькие пловцы ощущают себя как рыбы в воде. Все нужно делать осторожно, постепенно, и природа подскажет вашему малышу, как ему плыть.

Те же ныряния можно попробовать, и смотреть на реакцию малыша. Держа младенца под грудку, плесните ему на лицо со лба горсть воды, и пока он задерживает дыхание, можно попробовать небольшой нырок. Если нет страха и стресса, если малыш чувствует себя комфортно и плещется в воде, продолжайте, ради здоровья и гармоничного развития вашего ребенка.

Правильным поддержкам, способам обучения нырянию следует учиться не самостоятельно, а с помощью специалиста или специальной литературы. Начинать занятия детским плаванием лучше с положения на спине и в домашней ванной, вместе со взрослым. Будет лидером мама или папа – решайте сами. Основное требование таково: обучающий плаванию своего ребенка сам не должен бояться воды. Иначе стресс на подсознательном уровне передастся малышу.

В домашних условиях лучше всего купаться при температуре воды 35-37 градусов, постепенно понижая ее до 32. Движения взрослого должны быть неторопливыми, плавными и, главное, уверенными. Продолжительность первого купания 10-15 минут, с постепенным увеличением до получаса за двадцать занятий.

Никогда нельзя вынимать ребенка из воды или побуждать к нырянию, когда он плачет: нужно сперва его успокоить, иначе может появиться «страх воды». Испугать может и слишком резкое погружение, поэтому опускать ребенка в воду следует очень плавно и аккуратно. И помните: младенческое плавание – не панацея. Уроки раннего плавания не отменяют собой других физических упражнений, массажа, развивающих занятий.

Янушанец Плавать раньше чем ходить

Книга расскажет молодым родителям, как применять методику раннего обучения плаванию, какие проблемы можно решить при помощи данной мето­дики и как это сделать наиболее эффективно при ми­нимуме затрат. Помимо всего прочего книга помо­жет тем, кто просто хочет научить своего ребенка плавать или превратить купание любимого малыша в праздник, а поход в бассейн сделать вполне доступ­ным для всех членов семьи, независимо от возраста. СКАЧАТЬ

Год издания: 2003
Язык: Русский
С траниц: 192
Ф ормат: PDF
Размер: 2 Мб

В России ранним обучением детей плаванию увлеклись в 70-х годах. Уже тогда ученые установили, что дети, с рождения плававшие — сначала в ванне, потом в бассейне, намного раньше своих сверстников начинают ходить, овладевают речью и осваивают сложные двигательные навыки, в дальнейшем быстрее учатся читать и писать. За тридцать лет сложилась научно и практически обоснованная методика раннего обучения плаванию, которая и изложена на страницах этой книги. Пользуясь данными в ней советами и рекомендациями, вы научите своего ребенка без страха нырять и свободно плавать. Кроме того, автор этой замечательной работы предложит вам освоить водный массаж, динамическую гимнастику, водное закаливание и многое другое, что сделает ваших детей здоровыми, умными и счастливыми.

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 277 280
  • КНИГИ 654 074
  • СЕРИИ 25 022
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 611 420

ЛитМир - Электронная Библиотека > Фирсов Захарий Павлович > Плавать раньше, чем ходить

Плавать раньше, чем ходить

Добавить похожую книгу

Мода и модельеры

Оценка

7 (1)

Автор: Коллектив авторов

Похожа

Непохожа

Пилатес: Путь вперед

Автор: Робинсон Линн, Томсон Гордон

Похожа

Непохожа

Бог никогда не моргает

Оценка

5.83 (18)

Автор: Бретт Регина

Похожа

Непохожа

Плавать раньше, чем ходить

Автор: Фирсов Захарий Павлович

Книга закончена

Язык книги: Русский

Издатель: Физкультура и спорт

Город печати: Москва

Год печати: 1978

Выберите формат скачивания:

pdf QR код Размер: 4,5 Мбайт Добавлено 30 апреля 2015, 13:31

Познакомившись с этой книжкой, написанной врачом, президентом Медицинского комитета Международной федерации любителей плавания, родители, имеющие грудного ребенка, или другие взрослые, члены семьи смогут научить его (прежде, чем он начнет ходить!) плаванию в условиях домашней ванны. Приводимый автором научно обоснованный материал, высказывания известных советских и зарубежных специалистов, ученых, письма родителей убедительно показывают большую значимость одного из самых новых, широко доступных средств физического воспитания детей.

Современная История раннего детского плавания официально пишется с 1939 г. Однако, младенцы умели плавать всегда. Исторические свидетельства говорят о том, что древние высоко ценили это умение и относили его к привилегиям детей правителей, знати, жрецов и фараонов. В Каире в Музее древнеегипетского искусства хранятся папирусы с изображением плавающих младенцев. Они датированы вторым тысячелетием до нашей эры. В современном мире у туземцев грудничковое плавание - обыденная часть жизни. Например, грудные дети жителей острова Нукагава (экваториальные острова в центре Тихого океана) самостоятельно плавают в воде, так же, как и в Полинезии и Таити. Индейцы верховья Амазонки обучают своих младенцев плаванию путём многочасовых и каждодневных совместных купаний. Дети легко и свободно обучаются движениям в воде без слёз. Такая практика, пришла к ним, конечно, не из Европы, Америки, Австралии или России. Плавание грудных детей у этих народов - традиция, идущая из древности.

За рубежом пионерами детского плавания стали профессиональные тренеры-пловцы супруги Тиммерманс из Австралии. В 1966 году у них родилась дочь Андреа, которую они ради эксперимента начали обучать плаванию на шестнадцатый день после рождения. Постепенно увеличивая нагрузки и время пребывания в воде, Тиммермансы добились того, что через две недели Андреа плавала по-собачьи и находилась в воде по 30-40 минут в день. В плавательную школу, где преподавали супруги, началось настоящее паломничество: как выяснилось, очень многие родители мечтали, чтобы их дети начали плавать раньше, чем ходить. Австралийский опыт получил распространение в США, Японии, Германии, Франции, Бельгии и других странах.

В 1969 г. на специально созданной базе в подразделении педиатрической клиники в Мюнхене появился экспериментальный научно-исследовательский институт детского плавания. Под руководством известного педиатра, профессора К. Битке, и опытного специалиста по плаванию Х. Бауэрмайстера учёные – физиологи, гигиенисты, биохимики, терапевты, педиатры, спортивные врачи и преподаватели плавания – более трёх лет изучали новое направление в развитии человека «Плавание грудных младенцев». Возраст учеников был от двух-трёх месяцев до 2-3лет. Занятия проводились в ваннах и специальных детских бассейнах от четырёх до семи раз в неделю. Под наблюдением было 669 человек. Немецким специалистам удалось научно обосновать оздоровительную роль раннего плавания. Младенцы, регулярно занимавшиеся плаванием, болели в три раза реже, чем их неплавающие сверстники. Они раньше начинали ходить и бегать, были хорошо координированы, прекрасно физически развиты. Кроме этого они отличались уравновешенным характером и повышенным интеллектом, обладали хорошим аппетитом и крепким сном. Результаты труда были доложены в 1971 году на конференции Медицинского комитета Международной федерации плавания (ФИНА) в Дублине (Ирландия). Доклады сопровождал документальный цветной фильм, в котором полугодовалые младенцы, не умевшие ходить, ловко плавали по поверхности бассейна и ныряли на дно. Полученные данные позволили Медицинскому комитету Международной федерации любителей плавания (ФИНА) принять решение: (которое вы можете видеть на слайде)

  • Считать плавание важным дополнительным источником здоровья для детей грудного возраста, доступным и эффективным средством физического воспитания ребенка.
  • Рекомендовать медицинским комитетам всех национальных федераций плавания включиться в работу по массовому развитию плавания среди детей грудного возраста, организуя широкую популяризацию (через прессу, радио и телевидение) значения и методики применения этого действенного оздоровительного средства для младенцев.

Основоположником обучения плаванию грудных детей в нашей стране официально является врач-консультант и методист В. А. Гутерман. Однако, не следует забывать о первенстве инструктора-спасателя бассейна "Москва" Игоря Борисовича Чарковского, который в 1962 г. применил для недоношенного ребенка весом I кг 600 г своеобразный кювез-ванну с последующим обучением в нем нырянию, играм, плаванию.

В 1976г. телевидение выпустило документальный фильм «Как рыба в воде». В 1977 г., был создан первый центр обучения малышей плаванию. В 1978 В.А. Гутерман разработал методику обучения плаванию грудничков, которая на включала в себя 4 этапа: подготовительный, обучение плаванию, самостоятельное плавание, совершенствование плавания. Занятия начинаются после заживления пупочной ранки (5—7-й день жизни). Занятия рассчитаны на ежедневное выполнение до 12 месяцев. Подробно о методике можно прочитать в книге В. А. Гутермана «Плавание грудных детей».

В этом же году была выпущена брошюра «Плавать раньше, чем ходить», написанная председателем Всесоюзной федерации плавания, президентом Медицинского комитета Международной федерации плавания, врачом 3. П. Фирсовым (1907-1986). Методика З.П.Фирсова рассчитана на занятия в течение 9-12 месяцев. Конечная цель — до годовалого возраста научить ребенка, во-первых, самостоятельно держаться на поверхности воды в течение 20-30 минут, во-вторых, нырять на небольшую глубину, доставать со дна игрушки и плавать под водой в течение 7-8 секунд. В-третьих, находясь в легкой одежде — летний костюмчик, туфли, носки, шапочка — спрыгнуть с бортика бассейна в одежде в воду и в этой одежде продержаться на поверхности воды 2-3 минуты.

В 1979 г. Международный медицинский комитет Всемирной любительской федерации плавания ФИНА разработал «Инструкцию по обучению плаванию грудных детей в условиях домашних ванн и специальных детских бассейнов». В ряде детских поликлиник г. Москвы началось массовое обучение плаванию грудных детей. Были получены удивившие всех результаты, которые позволили официально разрешить врачам рекомендовать плавание всем грудным детям. В 1983 году выходит вторая книга З.П.Фирсова «Плавание для всех».

В 90е годы сохранение и развитие опыта плавания младенцев в России в основном принадлежало родителям-интузиастам. Работал и продолжает работать в этом направлении И.Б.Чарковский и его ученики.

Сегодня грудничковое плавание активно развивается во всём мире. В 2009 году в Ванкувере (Канада) успешно прошёл всемирный конгресс World Aquatic Babies. На нём были представлены страны, в которых грудничковое плавание имеет огромную популярность. Это такие страны как: Австралия, Австрия, Бразилия, Канада, Дания, Финляндия, Израиль, Мексика, Новая Зеландия, Норвегия, Филиппины, Португалия, Сингапур, Швеция, Южная Африка, Великобритания, Соединенные Штаты Америки.

На сегодняшний день наиболее популярными методиками обучения плаванию грудных детей являются методика организации Birthlight. Франсуаза Фридман – основатель и директор Birthlight, медицинский антрополог, исследователь и преподаватель кафедры социальной антропологии в Университете Кембриджа.

Франсуаза длительное время жила в долине реки Амазонка в Перу, где она проводила свои антропологические исследования.

Подход местного населения к беременности, родам и материнству настолько вдохновил Франсуазу, что по возвращении в Великобританию она решила поделиться полученными знаниями.

Имея опыт инструктора по плаванию и опыт участия в соревнованиях по плаванию, она также разработала оригинальные методики Раннего Плавания (Инфант Акватикс) и Аква-йоги. Все эти события происходили в Кембридже в неофициальной обстановке с участием четырех детей Франсуазы и детей ее друзей. Постепенно спрос на такие занятия все увеличивался, и однажды настало время поделиться этим знанием с миром. Было издано несколько книг и изготовлен ряд обучающих фильмов.

Читайте также: