Символика девиз детской общественной организации

Обновлено: 17.05.2024

Символы ДОО - используемые детскими общественными объединениями традиционные слова (фразы), предметы и действия, имеющие условный (символический) смысл и положительную эмоциональную окраску, тесно связанные по своей сути и смыслу с целями, задачами, базовыми ценностями и принципами жизнедеятельности объединения.

Символы – знаки принадлежности к тому или иному ДОО или сопричастности какому-то важному событию, проходящему в ДОО (Слёту, Празднику и пр.)

Символы помогают ребятам лучше понять ради чего существует и чего добивается его организация, легче ощутить себя членами этой организации.Чаще всего ДОО используют в качестве символов: девиз организации (Сжатая формулировка цели); Знамёна и флаги (символы Чести ДОО и сплочённости его членов); галстук, шейный платок, аксельбант, шеврон и пр. (личный знак принадлежности к объединению); значки и эмблемы организаций.

Первичным коллективом во многих ДОО предоставляется право в дополнении к общеорганизационной символике иметь и свою собственную, но не противоречащую и не диссонирующую общей. ДОО используют символику как важное средство формирования у членов объединения чувства гордости за организацию и свою принадлежность к ней.

Ритуалы детского общественного объединения:

Ритуалы ДОО - точно и строго определённые в последовательности своего исполнения, чаще всего, ярко и эмоционально окрашенные, традиционные действия, совершаемые членами ДОО в различных, в т.ч. торжественных случаях.

Ритуалы помогают ребятам ощутить себя частью своего ДОО, проникнуться идеями своей организации, почувствовать плечо товарища; лучше понять традиции своего объединения.

ДОО используют в своей жизнедеятельности различные ритуалы: ритуалы, связанные с принадлежностью детей к конкретному ДОО (ритуал приёма в организацию, линейка или построение, ритуал создания - рождения -, присвоение имени, названия коллективу, почётных званий и ступеней роста членам ДОО и пр.); ритуалы почёта символам организации (знамени, флагу и т.п.); ритуалы почёта государственным святыням и памяти героев своего Отечества (почётный караул, возложение «гирлянды Славы» и т.п.) и другие. В ряде религиозных ДОО своеобразным ритуалом является молитва (другие религиозные ритуалы).Чёткое, красивое и единообразное выполнение ритуалов всеми коллективами ДОО позволяет укрепить его единство, дать возможность ребятам почувствовать свою сопричастность со всей организацией.

Атрибуты детского общественного объединения:

Атрибуты ДОО - предметы, способствующие формированию чувства сплочённости у членов ДОО, утверждению в массовом сознании самобытного облика члена конкретной организации. Они помогают сделать жизнь детского объединения ярче, красивее, бодрее.

В качестве атрибутов в разный ДОО используются музыкальные инструменты, чаще всего горн, барабан, в ряде случаев - гитара и др.; форма членов организации и знаки различия (шевроны, звёздочки, нашивки, аксельбанты и шнуры, а также иные специально изготовленные знаки).

Принцип наглядности в обучении и воспитании детей в полной мере относится и к оформлению детских движений и организаций. Привлекательность, красочность, занимательность, как и значимость атрибутов, символики детской организации очевидны. В атрибутах, символах организации отражается не только тяга детей к яркому, игровому оформлению своей деятельности, но и подчёркивается принадлежность к определённому детскому сообществу, демонстрируется защищённость каждого члена организации всеми её силами.

На начальном этапе становления детской организации целесообразно обращение к старым - пионерским - атрибутам организованного детского движения. Так детей привлекут особые значки, галстуки, повязки, шарфики, пояса, кепки, пилотки или жилеты. (Ни у кого, кроме наших, таких нет!) Выбор расцветки этих вещей не должен зависеть от расцветки государственных символов, но должен отвечать общепринятым эстетическим нормам. Организации необходимы девиз и гимн. Организации необходим флаг (знамя, штандарт). На флаге, как и на значках (на погонах, на головных уборах или повязках) должна находиться эмблема организации.Для создания традиционных ритуалов организации можно использовать ритмичное музыкальное оформление. Подойдёт любой достаточно лёгкий инструмент: горн, барабан. Гитара, металлофон, флейта, скрипка, гармошка. Что хотите, лишь бы их звуки отзывались в детской душе тёплым чувством к своей организации.

Конкурс символики проводится по нескольким номинациям: конкурс флага, конкурс гимна, конкурсы

на лучший эскиз эмблемы,

на лучший эскиз значка,

на лучший девиз,

на лучший текст гимна,

на лучший эскиз формы организации.

В конкурсах оценивается:

для текста - поэтичность, пафос звучания,

простота и лаконичность формы,

возможность положить текст на музыку (и наоборот, написать для музыки текст),

соответствие современным вкусам подростков, их моде.

Школьная газета объявляет вышеперечисленные конкурсы. В течение месяца эскизы сдаются участниками в конкурсную комиссию, созданную при совете самоуправления школы. В состав комиссии обязательно должны входить преподаватели музыки и рисования, представитель администрации школы. Комиссия рассматривает предложенные эскизы в течение недели, выбирает лучший эскиз и публикует подведённые итоги по каждой из обозначенных номинаций в школьной газете. Победители в каждой номинации награждаются.

За время внесения проектов образцов символики в конкурсную комиссию необходимо провести родительские собрания, где ознакомить родителей с предложениями по возрождению детской организации в школе, выяснить отношение родителей к данной проблеме, рассказать о её затратной стороне, заручиться поддержкой большинства родителей в решении возможных трудностей при организации детского движения.

На Совете школы совместно с администрацией и профкомом школы, обсуждается материально-финансовые возможности школы, родительского комитета для обеспечения поддержки принятых проектов и утверждения их к исполнению.

Вся наша жизнь наполнена символами, традициями, ритуалами. Мы, например, традиционно приветствуем, друг друга при встрече, мужчины традиционно пропускают дам вперед. Мы знаем, что улыбка – символ доброго расположения, слезы – грусти. У каждого из нас есть свои семейные традиции, профессиональные ритуалы.

Соблюдение ритуалов и традиций невозможно без использования различных символов. Например, традиция орлятского круга построена на символе круга, обозначающего единство, символе положения рук: правая на плече соседа в знак опоры, левая на талии соседа в знак поддержки. В ритуале линейки мы встречаем практически все пионерские символы.

Символы детского общественного объединения – это предметы и действия, имеющие условный смысл и эмоциональную окраску, тесно связанные по своей сути с целями и ценностями объединения и используемые в практической деятельности для их постижения.

Детская организация 1-11 классов «Солнечный олимп» представляет собой 3 объединения:

1-4 класс – детская организация « Радуга »

5-8 класс – детская организация « Солнечный круг »

9-11 – молодежное движение «Факел надежды»

Девиз организации: «Олимпа Солнце нас согрело – к победам мы стремимся смело!»

hello_html_4979c3fd.jpg

«Солнечный олимп» организация названа не случайно. Подобно птицам, ребята нашей организации, преодолевая трудности, порой неудачи неутомимо стремятся ввысь, к новым победам и достижениям. На каждой ступени в детской организации имеется свой бренд: птица, олицетворяющая символ каждого объединения. Подобно птицам, постоянно стремящимся ввысь, каждый член организации достигает своих вершин, каждый ребёнок покидает своё гнездо, научившись у своих родителей и учителей основам нравственности и культуры, переняв опыт поколений и приобретая необходимые знания для дальнейшей жизни. Олимп-это вершина мастерства. Именно к ней стремится каждый член нашей организации для того, чтобы стать достойным гражданином своей Родины.

Детская организация «Солнечный Олимп» имеет свою символику: Гимн, флаг, песню, значок, галстук. Брендом детской организации является дерево – Дуб.

ДУБ — символ власти и славы, который символизирует твердость духа и является знаком долговечности и даже бессмертия. Дуб называют "королем леса" и "деревом науки». Это дерево для нас священно. У дуба мы принимает в члены детской организации, посвящаем в первоклассники, проводим выборы Лидера школьного самоуправления и т.д.

hello_html_5ff8a053.jpg

Пусть день за днём растут,

крепчают ваши знанья,-
Как дуба корни и его могучий ствол!
Держите эту мощную обитель, дети.
В ней крепость духа вашего, символ больших надежд.

Система традиционных и коллективных творческих дел

у бренда детской организации

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 п. Пангоды»

Месячники, декады, недели

Мероприятия с родителями

Праздник Первого звонка

Осенний туристический слет

Посвящение в первоклассники « С чего начинается Родина?»

Посвящение в члены детской организации «Солнечный круг»

Посвящение в члены детской организации «Радуга»

Посвящение в старшеклассники, молодёжное объединение «Факел надежды»

День школьного самоуправления

День рождения ЯНАО

Новогодние утренники и балы

Вечер встречи с выпускниками

День вывода войск из Афганистана

День защитника Отечества

Фестиваль «Соцветие талантов»

Праздник Последнего звонка

месячник профилактики правонарушений

декада демократической культуры

неделя правовых знаний

месячник патриотического воспитания

неделя народов Ямала

неделя детской книги

месячник профилактики правонарушений

неделя здорового досуга

день защиты детей от ЧС

декада «Вахта Памяти»

Мы – за безопасность

Займись спортом – сделай первый шаг

Соревнования классов, свободных от курения

Береги себя для жизни

Остановите СПИД! Алая ленточка символ надежды!

Дар открытых сердец

Земля – наш общий дом

«О спорт, ты – мир!» - спортивный праздник, посвященный Дню МЧС

«Папа, мама, я – спортивная семья!»

«Зимние забавы» - спортивные соревнования с использованием зимних видов спорта

«На Ямале мы живем» - этно-спортивный праздник

«Вместе весело шагать»

Детско-родительская гостиная «Под знаком любви» (тематические встречи)

«Вместе с мамой!» - спортивные соревнования с родителями, посвященные «Дню матери»

В мире профессий

C:\Documents and Settings\наталья\Рабочий стол\мои документы\картинки\картинки спорт\Рисунок1.jpg

Здравствуй, школа №2!

Честь тебе и слава!

Благодарности слова

Ты прими по праву!

В этих стенах мы

сдружились,

Вечным истинам учились.

Славься, славься школа!

Здесь зияет знаний свет,

Свет добра и чести

Мы шагаем много лет

По планете вместе.

В этой школе мы росли,

Здесь мечту свою нашли.

Славься, славься школа!

Птица Успеха

Детская организация 1-4 классов называется «Радуга»

Девиз организации: «Жить делами яркими как радуга! И дружить как семь ее цветов!»

hello_html_12652eda.jpg

В начале своей школьной дети напоминают цвета радуги, абсолютно разные, не похожие друг на друга, каждый живущий сам по себе. Но именно в этот период жизни закладывается осознание того, что только вместе, дружно можно чего-то добиться в жизни, основы взаимопонимания и толерантности.

Символом детской организации «Радуга» является лебедь.

Лебедь-это птица, символизирующая чистоту, красоту и нежность. Не случайно именно эта птица является символом начала школьной жизни, так как, именно начальная школа дает малышам дорогу в новую жизнь, начиная с «чистого листа». Именно в это время, благодаря нежности и ласке своих родителей и первых учителей, малыши делают свои первые шаги в образовании.

На празднике «Посвящения в члены детской организации «Радуга», члены школьного самоуправления вручают ребятам значки с эмблемой организации. Основным элементом значка является радуга, в которой каждый цвет означает: красный - Добро, оранжевый - нравственность, желтый - культура, зеленый - трудолюбие, голубой - толерантность, фиолетовый-профориентация. В центре значка –бренд детской организации-лебедь.

Каждый класс имеет свою символику: флаг, песню, галстуки разных цветов радуги.

Детская организация 5-8 классов называется « Солнечный круг ».

Девиз организации: « За руки возьмемся в круг, каждый нам товарищ, друг!»

hello_html_m22aef09e.jpg

Именно в среднем звене понятие дружбы укрепляется, и приобретая всё больше знаний, опыта и мудрости, читая и размышляя, человек начинает понимать особую значимость этого понятия. Появляются круги по интересам. У ребят становится всё больше и больше друзей. Осознаётся взаимозависимость между членами семьи, товарищами, окружающим миром. Только держась друг за друга, в семье и в жизни круг не разомкнётся никогда. Круг-это замкнутая линия, символ того, что жизнь на планете не прекращается. А солнце-источник света и жизни на Земле. Именно поэтому организацию олицетворяет солнечный круг.

Символом детской организации «Солнечный круг» является сова.

Сова - символизирует мудрость, познание, а следствие этого –толерантность, дружба и взаимопонимание. Это эмблема проницательности и книжной эрудиции. Считается, что сова всегда сможет прийти на помощь, а перья совы носят функцию защиты. Именно в этом возрасте (5-8 класс) закладываются основы мировоззрения, развиваются осмысленное отношение к жизни, отношение к своим близким и друзьям, проявляются особенности характера и эрудиции. Развиваются знания по различным творческим , спортивным и интеллектуальным направлениям.

Молодежное движение 9-11 - «Факел надежды»

Девиз молодежного движения:

Факел надежды нам путь озарит

К знаниям, мудрости путь наш лежит.

Факел надежды будет светить

нам молодым жить, учиться, творить!

hello_html_m7ee92782.jpg

Символом молодежного движения «Факел надежды» является голубь.

Голубь-это птица, символизирующая гармонию и достижение цели.

Именно голубь является посланником в новый мир. В возрасте 15-17 лет подростки готовятся к взрослой жизни, выбирают себе профессию, укрепляют свои жизненные ориентиры. Не случайно организация называется «Факел надежды», так как в этом возрасте «зажигаются» главные мечты, надежда на будущее. А воспитанники с полученными знаниями , приобретёнными и развитыми в школе качествами и умениями «разлетятся» по миру, подобно голубям, для того, чтобы продолжить своё обучение, найти своё дело в жизни, создать семью для того, чтобы «Факел надежды» никогда не угасал и жизнь продолжалась вновь и вновь.

На торжественном мероприятии «Посвящение в старшеклассники», ребятам вручают значок с эмблемой молодежного движения «Факел надежды», на празднике «Последнего Звонка» исполняется песня о птице, как о бренде детской организации и выпускники дарят школе Символ Птицы, сделанный своими руками на память.

Символика детского объединения — совокупность знаков, опознавательных примет, образов, выражающих значимую для коллектива идею, указывающих на принадлежность к объединению, организации, значимому событию. (Н. И. Волкова)

Символы детского общественного объединения — предметы и действия, имеющие условный (символический) смысл и эмоциональную окраску, тесно связанные по своей сути и смыслу с целями, задачами, базовыми ценностями и принципами жизнедеятельности объединения и используемые объединением в практической деятельности для их постижения. Чаще всего детскими общественными объединениями используются в качестве символов девиз организации, знамя, флаг, галстук, значки и эмблемы. В случае, когда детское общественное объединение имеет разветвленную структуру, первичный коллектив может в дополнение к общей иметь и свою собственную символику, но не противоречащую и не диссонирующую с ней.

Символы — важное средство формирования у участников объединения чувства гордости за принадлежность к нему. (Д. Н. Лебедев)

Девиз детского общественного объединения - краткое выражение цели и важнейших ценностей, принципов, стиля жизни.

Часто детские общественные объединения используют в качестве девиза строчки из стихов и песен, афоризмы, высказывания знаменитых людей, крылатые выражения.

Значительная часть детских общественных объединений в своих девизах использует понятия Родина, Добро и Справедливость. Возможно, это связано с девизом СПО (ФДО), утвержденным X Всесоюзным слетом пионеров в октябре 1990-го, — "За Родину, Добро и Справедливость! Д.Н.Лебедев.

Клятва — это обещание, заверение и обязательство, которое определяет этические нормы поведения и поступков членов объединения.

Клятва должна быть лаконичной, доступной и ориентироваться на нравственные идеаты объединения. Для лучшего восприятия и запоминания, клятва может излагаться в стихотворной форме.

Например: Я буду стремиться стать лучше во всем Радость дарить и быть молодцом!

Ритуал детского объединения — вид обряда, сложившаяся форма символического поведения, упорядоченная система действий, выражающая определенные ценности коллектива, организации.

Ритуалы в детском движении можно разделить на две группы:!) ритуалы, принадлежащие всей организации; 2) ритуалы, созданные внутри первичного детского объединения (отряда, группы, бригады, звена и т. п.).

Примеры: ритуал вступления в организацию, ритуал торжественных линеек, ритуал подъема флага, выноса знамени и т.д. (И. И. Волкова).

Ритуалы детского общественного объединения — действия, совершаемые в торжественных случаях в строго определенной последовательности, ярко и положительно эмоционально окрашенные.

В своей жизнедеятельности детские общественные объединения используют ритуалы приема, присвоения отряду или дружине почетного имени героя, караул у знамени или памятника, отдание почестей государственным символам.

Чёткое и красивое выполнение ритуалов способствует формированию у подростков чувства причастности к детскому общественному объединению и его традициям, позволяет укрепить единство объединения. (Д. И. Лебедев)

Традиции детского объединения — правила, нормы, обычаи, сложившиеся в детском объединении, передающиеся и сохраняющиеся в течение длительного срока. Условно их можно разделить на традиции-нормы (например, законы коллектива, «орлятский круг» и др.) и традиции-события.

Например, в июне, когда время собирать мед, организация «Пионеры Башкирии» проводит традиционный праздник, посвященный символу организации, — «Праздник Золотой Пчелки». Для Союза детских объединений Санкт-Петербурга и области стало традицией проведение тематических смен в лагере, посвященных дню рождения своей организации. (Н. И. Волкова)

Наряду с неформальными течениями молодежи сегодня в стране существует ряд детских и молодежных организаций и движений, руководимых, как правило, взрослыми. Среди институтов социализации детские организации, работа которых строится, прежде всего, с учетом интересов детей и предполагает их инициативу и общественную активность, занимают особое место.

Детское движение – объективное явление, порождение общественной жизни. В определенном возрасте, примерно от 9 до 15 лет, развивается потребность подростков в значительном расширении контактов и в совместной деятельности. Дети стремятся к социальной деятельности наряду со взрослыми и вместе с ними. Своего рода законодательным подтверждением наличия этого явления стала Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.), провозгласившая свободу ассоциаций и мирных собраний как норму жизни детей (ст.15.1.).

Ученые отмечают, что социальная активность детей и подростков в последние годы возрастает, и формы ее проявления становятся разнообразнее. Детям и подросткам нужны такие объединения, где каждому помогут удовлетворить свои интересы, развить способности, где создана атмосфера доверия, уважения к личности ребенка. Все исследователи отмечают, что большинство подростков высказывают пожелание состоять в детской организации, при этом почти 70% из них предпочитают быть членами организации по интересам; 47% утверждают, что организация нужна, чтобы интересно проводить свободное время; более 30% – чтобы лучше подготовиться к взрослой жизни.

В России дети в силу распада массовых пионерской и комсомольской организаций оказались в социальном вакууме. Между тем, детские организации составляют неотъемлемую часть общества во всех современных странах, они – реальная разновидность социальных движений. Кроме удовлетворения потребностей детей и подростков в общении, совместной деятельности по интересам, эти организации выполняют и другие социальные функции. Они включают подростков в жизнь общества, служат средством формирования социальных навыков, защиты интересов и прав детей. Участие в детских организациях позволяет приобрести социальный опыт, способствует формированию гражданских качеств, необходимых для жизни в демократическом обществе. Трудно переоценить роль детских и подростковых общественных организаций в социализации личности ребенка.

Законодательной базой развития детских общественных объединений являются законы Российской Федерации "Об общественных объединениях" и "О государственной поддержке молодежных и детских общественных организаций" (1995). Закон РФ "Об общественных объединениях" (ст.7), определяет, что формами детских общественных объединений могут быть детская организация, детское движение, детский фонд, детское общественное учреждение.

1. Совокупность действий и деятельностей всех детских общественных объединений и организаций, существующих в регионе (области) или территориальной единице (городе, районе)

2. Одна из форм социально-активной деятельности детей и подростков, объединенных общими целевыми установками и программами определенной содержательной направленности. Например, детско-юношеское движение «Юные – за возрождение Петербурга».

Сегодня детское движение России представляют:

- международные, федеральные, межрегиональные, региональные детские организации, различающиеся по формам, - союзы, федерации, лиги, школы, ассоциации и т.д.;

- разнообразные ветви, направления, виды движения – гражданской, профессиональной, социально значимой и личностно-ориентированной направленности (экологическое, юнармейское, юниорское, туристско-краеведческое, движение милосердия и т.д.);

- самодеятельные детские клубные объединения, удовлетворяющие интересы, запросы детей, заполняющие их досуг;

- социально-ориентированные детские общественные объединения;

- инициативы детей разных регионов страны, связанные с празднованием знаменательных исторических дат: 50-летие Победы, 300-летие Российского флота, 850-летие Москвы и др.;

- временные детские объединения участников международных, российских, региональных фестивалей, конкурсов, смотров в рамках программ, разработанных СПО-ФДО, ФДО, «Юная Россия».

- форма детского движения, которой свойственны основные черты, характеристики детского движения;

- общественное формирование, в котором самостоятельно или вместе со взрослыми добровольно объединяются несовершеннолетние граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности и интересы.

Детскими признаются общественные объединения, насчитывающие в своем составе не менее 2/3 (70%) граждан до 18 лет от общего числа членов.

Детское общественное объединение это:

- форма социального воспитания детей;

- разумно организованный досуг детей;

- эффективное средство приобретения личного жизненного опыта, самостоятельности, опыта общения;

- мир игры, фантазии, свободы творчества.

Детская организация – добровольное, сознательное, самодеятельное объединение детей для удовлетворения своих потребностей, ориентированных на идеалы демократического общества.

Детские общественные организации (ДОО) имеют четко выраженную структуру, фиксированное членство, регулирующие деятельность участников нормы и правила.

ДОО – добровольное, закрепленное формальным членством объединение детей и подростков, которое построено на принципах самодеятельности и организационной самостоятельности.

Задачи ДОО – обеспечить адекватность всей работы с детьми новым социально экономическим отношениям; способствовать решению самых актуальных проблем детства, добиваясь социального благополучия каждого ребенка, взаимодействуя с другими социальными институтами, обеспечить равные возможности в социальном становлении детей; создать условия для самореализации личности на основе индивидуального и дифференцированного подхода.

Программа – документ, отражающий последовательную систему действий, направленных на достижение социально-педагогической цели.

В 1991 г. научно-практическим центром СПО-ФДО на основе программно-вариативного подхода создан первый пакет программ «Детский орден милосердия», «Каникулы», «Древо жизни», «Игра – дело серьезное», «Дети есть дети», «Возрождение», «Четыре + три», «Я сам», «Маленькие принцы Земли» и др.

Закон – общепринятые нормы, которые формируются в соответствии с общественным мнением и волей всех членов коллектива и признаются обязательными для всех (например: Закон добра: будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе. Закон заботы: прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям, и т.д.).

Лидер организации – личность, эффективно и продуктивно осуществляющая формальное и неформальное руководство в группе (лидер и руководитель – неоднозначные понятия, т.к. 1) лидер выполняет функции регулятора межличностных отношений в группе; руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы с социальным окружением; 2) лидерство устанавливается стихийно, руководство – организованно; 3) руководитель производит санкционированные действия согласно своим должностным инструкциям; действия лидера неформальны).

Принципы устройства и функционирования

детских общественных объединений

- участвующая и поддерживающая функция взрослых;

- возрастающая включенность детей в общественные отношения.

Ритуалы – действия, совершаемые в торжественных случаях в строго определенной последовательности, ярко и положительно эмоционально окрашенные.

Символика – совокупность знаков, опознавательных примет, образов, выражающих значимую для коллектива идею, указывающих на принадлежность к объединению, организации, значимому событию (девиз организации, знамя, флаг, галстук, значки и эмблемы).

Традиции – правила, нормы, обычаи, сложившиеся в детском объединении, передающиеся и сохраняющиеся в течение длительного срока (традиции-нормы: законы коллектива, «орлятский круг»; традиции-события).

Типология детских объединений в настоящее время возможна по направленности и содержанию деятельности, по формам организации, по длительности существования.Так, имеются объединения познавательной, трудовой, общественно-политической, эстетической и другой направленности: клубы по интересам, военно-патриотические, военно-спортивные, туристические, краеведческие, юнкоровские, экономические, объединения по оказанию помощи старикам и работе с малышами, миротворческие и другие профильные детские объединения.

Имеются также организации и объединения, работающие на основе различных ценностей: религиозные детские объединения, национальные детские организации, скаутские организации и объединения, коммунарские группы (пионерские организации и объединения).

Самым крупным детским объединением является Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций (СПО – ФДО). Она является независимым международным добровольным формированием, в состав которого входят самодеятельные общественные объединения, ассоциации, организации с участием детей или в их интересах.

В состав СПО – ФДО входят региональные, территориальные организации в статусе республиканских, краевых, областных, детских объединений по интересам, профильные организации и ассоциации. Среди них Федерация детских организаций "Юная Россия", детские организации стран СНГ, региональные детские организации и объединения – детская организация Москвы "Радуга", Воронежская областная организация, детско-юношеская организация "Искра" и др.; организация республик России – детская общественная организация "Пионеры Башкирии", детская общественная организация Удмуртии "Родники" и др. профильные организации различного уровня – Молодежная морская лига, Союз юных авиаторов, Лига малой прессы, Детский орден милосердия, ассоциация детских творческих объединений "Золотая игла" и др.

Цели СПО – ФДО имеют вполне педагогический характер:

- помочь ребенку познавать и улучшать окружающий мир, развивать свои способности, стать достойным гражданином своей страны и мирового демократического сообщества;

- оказывать всестороннюю помощь и поддержку организациям – членам Федерации, развивать детское движение гуманистической направленности в интересах детей и общества, укреплять межнациональные и международные связи.

Основными принципами СПО – ФДО являются:

- приоритет интересов ребенка, забота о его развитии и соблюдение его прав;

- уважение религиозных верований и национальной самобытности детей;

- сочетание деятельности по реализации общих целей и признание прав членских организаций осуществлять самостоятельную деятельность на основе собственных позиций;

- открытость для сотрудничества во имя детей.

Высшим органом СПО – ФДО является Ассамблея. СПО – ФДО – прообраз единого гуманитарного пространства, которое столь трудно создается взрослыми на просторах СНГ. О характере деятельности СПО – ФДО свидетельствуют его программы. Назовем только некоторые из них: "Детский орден милосердия", "Золотая игла", "Хочу сделать свое дело" (начинающий менеджер), "Древо жизни", "Свой голос", "Игра – дело серьезное", "Мир красотой спасется", "Алые паруса", "От культуры и спорта к здоровому образу жизни", "Школа демократической культуры" (движение юных парламентариев), "Каникулы", "Экология и дети", "Лидер" и др. Всего более 20 программ. В ряде регионов страны действуют скаутские организации.

Детские объединения по длительности существования могут быть постоянными и временными. Типичными временными объединениями детей являются детские летние центры, туристические группы, экспедиционные отряды, объединения для проведения какой-либо акции и т.п. Временные объединения обладают особыми восстановительными возможностями: создаются реальные условия для динамичного и интенсивного общения ребенка со сверстниками, предоставляются разнообразные возможности для творческой активности. Интенсивность общения и специально заданная деятельность позволяют ребенку изменить свои представления, стереотипы, взгляды на самого себя, сверстников, взрослых. Во временном детском объединении подростки пробуют самостоятельно организовать свою жизнь и деятельность, занимая при этом позицию от робкого наблюдателя до активного организатора жизнедеятельности объединения. Если процесс общения и деятельность в объединении проходят в доброжелательной обстановке, внимание уделяется каждому ребенку, то это помогает ему создать положительную модель поведения, способствует эмоционально-психологической реабилитации.

Школа и детские общественные объединения могут и должны действовать согласованно. В жизни сложились различные варианты взаимодействия школы с детскими общественными объединениями. Первый вариант: школа и детское объединение взаимодействуют как два самостоятельных субъекта, находят общие интересы и возможности их удовлетворения. Вариант второй предполагает, что детская организация является частью воспитательной системы школы, имеет определенную долю автономии.

Учитывая особую значимость детских и молодежных объединений для воспитания детей, Министерство образования РФ разработало методические рекомендации в адрес руководителей учреждений образования и учреждений дополнительного образования о необходимости широкого взаимодействия с ними (детскими молодежными объединениями). Рекомендуется создавать скоординированные совместные программы, проекты, формировать позитивное общественное мнение о деятельности детских и молодежных объединений, привлекать к этому педагогическую и родительскую общественность. В штате образовательного учреждения или учреждения дополнительного образования следует предусмотреть ставку куратора детских организаций (педагог-организатор, старший вожатый и др.), выделить помещение для работы этих объединений во внеурочное время; создавать условия для проведения занятий и различных мероприятий (сборы, встречи и др.); предусмотреть совместные акции, проекты, мероприятия в плане учебно-воспитательной работы образовательного учреждения. Все это дает ребенку возможность выбирать объединения по интересам, переходить из одного объединения в другое, участвовать в созвучных ему образовательных программах, проектах, что способствует конкурентности программ детских и молодежных объединений и улучшению их качества.

Целесообразно ежегодное обсуждение результатов деятельности общественных объединений на педагогических советах школы с участием заинтересованных лиц. Такая работа требует соответствующей квалификации, педагогических кадров, методических служб, работающих в детских объединениях и в системе образования, педагогов-организаторов, классных руководителей, воспитателей и др.

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте значение слов «внеклассная воспитательная работа», «внешкольная воспитательная работа».

2. Опишите воспитательные возможности деятельности, определите требования к ней.

3. Раскройте роль учреждений дополнительного образования в воспитании детей и подростков.

4. Какова роль детских общественных объединений в воспитании школьников?

Литература:

1. Алиева Л.В. Детские общественные объединения в воспитательном пространстве // Проблемы школьного воспитания. 1999. № 4.

2. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. М., 1999. С.56-77.

3. Введение в педагогическую деятельность./ А.С.Роботова, Т.В.Леонтьева, И.Г.Шапошникова и др. М., 2000. С.91-97.

4. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.,1987. С.96-108.

5. Педагогика /Под ред. Л.П. Крившенко. М., 2004. С.205.

6. Подласый И.В. Педагогика. М., 2001. Книга 2.

7. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. /Под редакцией В.А. Сластёнина М., 2000.

8. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические системы и технологии. М., 2001.

Читайте также: